В 1304 г. И. П. м. был принят под покровительство Симонидой, дочерью визант. имп. Андроника II Палеолога и женой серб. кор. Милутина, а ок. 1332 г.- великим доместиком Иоанном Кантакузином (впосл. визант. имп. Иоанн VI Кантакузин). Находящиеся рядом с иконостасом кафоликона большие иконы Христа Вседержителя и Божией Матери «Одигитрия», написанные в 1-й четв. XIV в., являются пожертвованием либо Андроника II, либо Иоанна Кантакузина. В 1307-1308 гг. И. П. м. был разграблен каталонцами, но быстро восстановлен. Еп. Иоаким обеспечил И. П. м. земельными владениями, превратившими недавно основанный мон-рь в один из богатейших в Македонии ( Поляковская. 1967. С. 312-314). В 1321 г. И. П. м. получил статус ставропигиального и патриаршего монастыря, закрепленный простагмой имп. Андроника III Палеолога . Сохранились 6 имп. хрисовулов Андроника II (1309, 1318, 1321) и Андроника III (1321, 1329, 1332), гарантировавших неприкосновенность монастырских владений. Написанный Иоакимом монастырский Типикон, состоящий из 23 глав, предусматривал общежительное устройство. Он запрещал вход в И. П. м. женщинам и пребывание в обители юношей моложе 20 лет. Большую роль в управлении мон-рем играл совет старцев, состоявший из 4 чел. Этот Типикон был утвержден сигиллием К-польского патриарха Исаии (1325). Он сохранился в редакции 1332 г. В 1322-1325 гг., видимо в результате гражданской войны в Византии между Андроником II и его внуком Андроником III, к-рого поддерживал еп. Иоаким, И. П. м. был покинут монахами. В 1332 г. Иоаким оставил Зихнийскую кафедру, удалился в И. П. м. и принял великую схиму с именем Иоанн. Он скончался 12 дек. 1333 г. Монастырь стяжал громкую славу, и ему делались богатые пожертвования. Напр., Ипомона, жена сакеллария Георгия Мурмура, в 1339 г. передала И. П. м. небольшую обитель св. Георгия Крионерита близ Серр (восстановлена в 1863); Константин Холевиар в 1342 г.- ц. Продромуди в Серрах (восстановлена в 1819); Ирина Хумнина в 1355 г.- церковь в сел. Фолос с угодьями. Серб. кор. Стефан IV Душан, захвативший в 1345 г. Серры, гарантировал неприкосновенность владений монастыря (селения Моноспита, Лаккос, Кераница, Тополскос, Раховица и др.) и наделил его новыми имениями. Его супруга Елена также покровительствовала И. П. м. После смерти мужа она приняла монашеский постриг с именем Елисавета и, по преданию, нек-рое время жила в И. П. м., в монастырской башне, где построила часовню (не сохр.). В качестве исключения Елена получила право на посещение Св. Горы. Видимо, данное ей разрешение распространялось и на другие мон-ри, где действовал аватон (в т. ч. и на И. П. м.). Деспот Иоанн Углеша (1365-1371) подарил И. П. м. пастбища, к-рые до сих пор носят его имя. Парекклисион свт. Николая Чудотворца (над внутренним экзонартексом кафоликона), в к-ром были похоронены сестра Иоанна Углеши Елена и 2 ее дочери, был украшен фресками по заказу ее мужа Николая Радони.

http://pravenc.ru/text/577916.html

В богобоязненной душе живет жажда ведения тайн духовного мира Необходимо постоянно поддерживать в себе чувство страха Божия и ту внутреннюю жажду ведения тайн духовного мира, которая живет в богобояз­ненной душе (7, с.226). Благочестивое размышление оказываютблаготворное влияние на душу Благочестивое размышление о тайнах Божественного домостроительства, Премудрости, благости, любви Божией к падшему человечеству ока­зывает самое благотворное влияние на душу человека, этим размышлением просвещается ум, «укрепляется и растет вера» (3.22) (7, с.227). Душу оживотворяет достойное принятие СвятыхТайн Достойное принятие Святых Тайн Христовых оживотворяет душу христианина. И подобно тому, как тело человека укрепляется и растет от принятия естественной пищи, «тако вера Христова, в сердце человеческом заченшаяся, укрепляется и растет таинственною Святейшего Тела и Крови Христовой пищею» (3.23) (7, с.227). Душа, пребывающая в чистоте и святости,получит первое достоинство Если душа будет пребывать в чистоте и святости, она сподобится посещения Самого Спасителя, Который Своей милостью и «врачует ее немощи», и дарует ей первое достоинство и благолепие (5.124) (7, с.312). Душа дороже не только всего мира, но и неба Поскольку человек сотворен Творцом не для мучений, а для вечной блаженной жизни, то святой Тихон Задонский призывает его сбросить с себя бремя греховное, позаботиться о своей бессмертной душе, которая дороже не только всего мира с его сокровищами, но и неба (4.141), и освободиться от уз диавольских (1.250)(7, с.314). Что отвечает тайным запросам человеческой души После Боговоплощения образ Христа стал вечным и победоносным. Имен­но это и отвечало тайным запросам человеческой души, которая по приро­де – христианка (7, с.400). Что обнажает душу христианина Все грехи, даже маловажные, способны обнажить душу христианина и лишить ее общения с Богом. К таким грехам относятся, например, неведение, неосмотрительность, неразумие и т.д. (7, с.306). Что мешает проникнуть в душу свету Христову

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Во время же то, при государи цари и великом князе Михаиле Федоровиче 311 всея Русии, случися быти на Москве игумену соловецкому Иринарху 312 и старцом. Прииде же игумен к государыны, великой старицы иноке Марфе Ивановне 313 , побити челом о своих нужах. Она же вопрошаху его: «Слух нас дошед, игумен Иринарх, есть, де, от вашего монастыря недалече остров Анзерьской, на нем отшелницы живут пустынным житием». Он же отвещает: «Государыня, остров зело угоден иноческому пустынному пребыванию: воды много, со озеры, и лес, и ягодичие». Она же глаголаше: «Мочно ли поставити на том месте церковь , по глаголу твоему?» Он глагола: «Зело угодно!» И даша ему сто рублев на соруженье. Нам же, пребывающим на острове, ничтоже о сем имуще попечение. Но сам Бог изволи быти святой церкви. По сем же извести Бог святейшему патриарху о святем месте, и даша книги и ризы, образы, и приложи велию веру строити. Некогда же видев аз, грешный Елеазар, умныма очима 314 над тем местом, идеже ныне стоит святая церковь , облак темен, и нача быти красен, и сниде, нача гремети, обхождаше около то место, попаляя и очищая остров, идеже церковь и келии ныне стоят, в длину восемьдесят сажен, поперег – сорок. Ин же брат поведа мне, имя ему Феофил, – видяще идуще от высоты небесныя, от востока, церковь на место богоизбранное. Старец мой Фирс 315 слышах яве звон велий, и мене возва ис келии во свидетельство се бывающи. Лука ж верижник 316 , что был у Троицы, слышах во дни глас неизреченный и звон мног на том же месте: в то время брал ягоды на монастырь Соловецкой. И мнози людие поморцы, егда стояще у острова ко пристанищем, поведаху мне страшная и различная знамения. По повелению государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, и по благословению великого государя, святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Русии 317 поставити повеле церковь во имя пресвятыя Троицы 318 . Егда же уготова бревна, прииде игумен Иринарх обложити церковь 319 . И нача класти основание бревны, идеже ныне стоит. Аз же моляше его подвигнути основание повыше, чтоб среди островка. Он же не послуша.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос о времени жизни И. К. одним из первых изучал еп. Порфирий (Успенский). На основе рукописных колофонов он считал, что активная деятельность И. К. в качестве мелурга относится к периоду между 1299 и 1332 гг. Исследователь отметил, что в перечне известных мелургов в Стихираре Ватопедского монастыря 1299 г. имя И. К. отсутствует, тогда как в 1332 г. он уже назван маистором. Еп. Порфирий предположил, что покровителем И. К. был Андроник III Палеолог (1328-1341) ( Порфирий (Успенский). 2006. C. 225-226). Биографию И. К. подробно исследовал Уильямс, к-рый, опираясь на косвенные данные, заключил, что преподобный род. ок. 1280 г. и обучался в грамматической школе при приюте св. Павла. Эта школа была предназначена для бедных юношей из провинции, стремившихся приобщиться к греч. культуре и сделать карьеру в К-поле. Уильямс указал на то, что в Житии И. К. представлен как человек, выросший в слав. среде, и, вероятно, славянин по происхождению (исследователь предположил, что патроним Пападопул является переводом слав. Попович). По мнению Уильямса, покровителем И. К. был имп. Андроник II Палеолог (1282-1328), к-рый считался любителем изящных искусств. Исследователь указал на дополнительный источник, данные к-рого позволяют предположить, что И. К. был жив в 50-70-х гг. XV в. Это стихотворная история К-польских патриархов Кирилла Лавриота (XVIII в.), в к-рой описывается встреча патриарха Филофея Коккина и И. К. на Афоне в 1354/55 или в 1376 г. ( Williams. 1968. P. 312-314, 362). Однако поздний характер текста и отсутствие сведений об источниках, на к-рые опирался Кирилл Лавриот, заставляют сомневаться в достоверности текста. Большинство др. исследователей интерпретировали упоминание о «древнем Кукузеле» в рукописи 1341 г. как свидетельство того, что к этому времени И. К. уже скончался (см., напр.: Στθης. Αναγραμματισμο. Σ. 127. Σημ. 4). Е. В. Герцман предположил, что «время активной творческой жизни мастера завершилось задолго до наступления XIV столетия» (возможно, в XII в.- Герцман. 2006. С. 496). Тем не менее, учитывая отсутствие упоминаний об И. К. до нач. XIV в., предпочтительной представляется традиц. датировка.

http://pravenc.ru/text/471332.html

Из них Аспарух, по преданию славян, княжил очень долго и заставил греческого императора не только отказаться от Мизии, где жили славяне, но и платить дань 307 . Тербелл и Комерсиии известны были счастливыми войнами с греками 308 . Династия Кубрата окончилась смертию Комерсия, убитого (762 г.) болгарами 309 . Выбранный вместо Комерсия воинственный Телец убит был в войне с греками. Об его преемниках до Крума почти ничего не известно 310 . Крум (807– 814 г.) счастливыми войнами с греками расширил пределы болгарского государства, так что в состав его вошла вся Охридская страна и вся северная часть Македонии и Фракии. Опустошив верхнюю Фракию, он овладел (812 г.) городами Дебельтом, Анхиалом и Месемвриею: разбив греческия войска, окружил (813 г.) Константинополь, завладел Адрианополем и взял многих в плен греков во Фракии и Македонии. Счастливый 1019 г. в войнах, Крум был очень жесток: убив (811 г.) на войне греческого императора Никифора (802– 811 г.), он сделал из черепа его чашу, обложил ее серебром, и угощал из ней приближенных на пирах 311 . Он умерь скоропостижно (12 апреля 814 г.). – Мортагон, заклю-чив мир с греческим императором Львом, оказал (823 г.) ему содействие в подавлении в Греции мятежа, но был в Болгарии жесток к пленным христианам 312 . При Борисе – Михаил болгарское государство простиралось от Великой Моравы, вдоль по течению Дуная, до его устья и обнимало все побережье Черного моря до Бургасского залива, часть северной Фракии, земли верхней Албании и почти всю Македонию 313 – Борис, уступив престол старшему сыну своему Владимиру, удалился (885 г.) в монастырь; но Владимир распутством и грабежами заслужил справедливый гнев подданных, – оттого Борис велел (888 г.) ослепить его и заключить в темницу, и, передав управление государством другому сыну своему, Симеону, снова удалился в монастырь, где и скончался в 907 г. 314 Царствование Симсона называют золотым веком для Болгарии. Этот государь (888 – 927 г.) мною заботился о просвещении своих поддашиых, много воевала., и большею частию счастливо, с греками, сербами, мадьярами, хорватами 315 , и получил титул царя и от папы императорский венец; но в борьбе с мадьярами он потерял приобретения Крума, в борьбе с сербами и хорватами много пролил крови без нужды; ввел при своем дворе роскошь и напыщенность византийского двора, в администрации – характер византийского управления, словом: пересаживал на болгарскую почву почти все, что нашел в Византии. При нем силы Болгарии заметно стали слабеть. Он умер 27 мая 927 г. 316 . Преемником Симеона был Петр, младший сын его от второго брака. Симеон отдал ему власть помимо старшего своего сына Михаила, рожденного от Первого брака, и, чтобы Михаил не отнял у брата царской власти, велел постричь его в монашество. Но Михаил по смерти отца сбросил с себя монашескую одежду и восстал против брата, но был убит своими же сообщниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Кирилла: «Извещаем вас, что в Церкви Иерусалимской, которая есть матерь всех Церквей, епископ – достопочтенный и боголюбезнейший Кирилл; он, давно поставленный канонически епископом области, много раз и в разных местах подвизался против ариан» 311 . Заметим еще одно пастырское действе св. Кирилла. Два египетские инока, по неразумию скопившие себя, отлучены были от Церкви своим патриархом, и явились с жалобою в блж. Кириллу. Выслушав их, сказал он: «и я отлучаю вас» 312 . В 386 г. «муж святой жизни 313 , защитник апостольского учения» 314 , скончался мирно 315 . 299 Они говорены по смерти Константина Вел., следов. после 337 г. (Оглаш. 14, 20), тогда, как царствовали сыновья его (ο νν Βασιλες. Оглаш. 14, 14. сл. 23, 3); след. прежде 350 г., когда начал царствовать один Констанций; говорены во время гонения христиан в Персии Шапуром, начавшегося в 344 г. (Оглаш. 10, 19. Сократ 2, 41), во время войны Римлян с Персами (Оглаш. 15, 6), которая во второй раз открылась в 346 г. 300 Пристрастие Иеронима к стороне Павлина Антиохийского (см. о Мелет.) так далеко завлекло Иеронима, что он (Chronicon ad an. 349) чернит и веру, и жизнь Кирилла при поступлении его в епископа. Но это просто человеческая слабость. То обстоятельство, что Кирилл избран партией Акакия, могло подать повод думать, не одинаковых ли мыслей с Акакием был и Кирилл? Но чтобы решить сомнение, довольно прочесть оглашения Кирилла пресвитера; не говорим о действиях Кирилла епископа. Избрание Кирилла Акакием верно понял Феофан (Chronogr. ad an. 347). Лучше всего то, что враги его говорили о нем, как о последователе Савеллия (у Сократа 2, 9. Созомена 3, 6). 301 Кроме самого Кирилла (в письме к императору), об этом свидетельствуют: Сократ (2, 28), Филосторгий (3, 26), Созомен (4, 5), Амвросий (Ер. 40 ad Theodosium), Григорий Назианзин . (Orat. 4. Т. 1. р. 111), Хроника Алекс. ad an. 352. Память о сем празднуется доныне Церковью. 302 В 7-ом прав. Никейского Собора сказано: «понеже утвердися обыкновение, и древнее предание, чтобы чтили епископа пребывающего в Иерусалиме: те да имеет он последование честя, с сохранением достоинства присвоенного митрополии». На Антиохийском Соборе против Павла Именей Иерусалимский выше Феотекна Кесарийского (Евсевий 7. 30. 28). В письме к Димитрию Алекс. за Оригена первым Александр Иерусалимский, вторым Феоктист Кесарийский (Евсевий 6, 19). Имп. Константин пишет свое послание «Макарию и прочим епископам Палестины» (Евсевий о жизни Констант. 3, 52). 303 Созомен (4, 25) говорит, что будто Акакий обвинял Кирилла в том, что Кирилл следовал проповедовавшим подобосущие Сына. Но этого не могло быть: Акакий в это время сам и писал и действовал как полуарианин (Созомен 4, 22. Сократ 2, 40). Потому Никифор верно поправляет Созомена и пишет: «Акакий и прежде проповедовал мысли Ария; а Кирилл с самого начала следовал исповедавшим единосущие» (Hist. 4. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций; сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне. Протоиерей Сергий Булгаков , в молодости потрясенный картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна» и, затем, увидев это полотно уже в зрелом возрасте, описал свое впечатление следующим образом: «Здесь – красота, лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но... безблагодатность. Молиться перед этим изображением? – это хула и невозможность! Почему-то особенно ударили по нервам эти ангелочки и парфюмерная Варвара в приторной позе с кокетливой полуулыбкой... Я наглядно понял, что это она, ослепительная мудрость православной иконы, обезвкусила для меня Рафаэля... Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев». (/ Булгаков Сергий », протоиерей. Автобиографические заметки. Московский Вестник, o, с. 312–314) Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона – средство для общения с Богом и святыми Его. Прежде чем приступить к сравнению стилистических особенностей иконописи и живописи, следует сказать, что изобразительный язык христианских священных изображений складывался поэтапно и синергизм внутреннего – сакрального, и внешнего – образно-эмоционального, формировавшийся на протяжении столетий получил свое законченное выражение в правилах и установках иконописного канона. Икона – не иллюстрация Священного Писания и Церковной истории, не портрет святого, хотя познавательная и просветительная функция священных изображений всегда учитывалась Церковью. Икона для православного христианина служит своеобразным посредником между осязаемым чувственным миром и миром недоступным для обыденного восприятия, миром, который познается только верой. Говоря по другому, икона призвана являть утраченную красоту и непохожесть мира, который был до грехопадения, и возвещать о мире грядущем, измененном и преображенном. И канон, как строго регламентированный способ передачи этой непохожести, не позволяет иконе нисходить до уровня светской живописи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/sozertsa...

Кто знает, как совершается таинство Крещения в Церкви православной 308 , тот без труда приметит, в чем именно латины отличаются от нее в отношении к сему священнодействию. С своей стороны, не имея нужды обозревать все их отличия от нее в настоящем случае 309 , ограничиваемся по поводу их следующими замечаниями: I. Как надобно смотреть на словесное выражение тайно-совершительной силы Крещения, употребляемое у латин, мы уже имели случай заметить 310 . Посему здесь припомним только, что им прямо внушается мысль, будто действительность Крещения зависит от его строителя, священника. Но против этой мысли еще бл. Августин, особенно уважаемый латинами, изъясняя, почему Господь сказал Магдалине: отпущаются греси ее мнози ( Лк. 7:47 ), заметил следующее: «Благий Врач не только современных больных исцелял, но и будущих предвидел; ибо имели явиться люди, которые станут говорить: я отпущаю грехи, я оправдываю, я освящаю, я уврачевываю всякого, кого только крещу» 311 . II. Церковь православная, не отвергая силы Крещения, совершаемого чрез обливание или окропление водою, знает, что такой способ совершения его, утвердившийся в латинстве с тринадцатого века 312 , не может быть оправдан странными и неуместными причинами, придуманными в защиту его 313 . Тем более не может быть оправдан он обычаем Церкви, в которой издревле не на Востоке только 314 , но и на Западе 315 крестили именно чрез погружение 316 . Нет спору, что в первые века Крещение совершалось и чрез обливание; но так бывало только в таких случаях, когда никак нельзя было совершить его чрез погружение, именно, когда крестился больной, находившийся в опасности жизни 317 . А как Церковь далека была от мысли вводить такой способ крещения во всеобщее употребление 318 , хотя и не оспаривала в нем силы таинства, видно из того, что он еще в третьем веке подвергался в ней нареканию 319 , а еще более из того, что крещенных чрез обливание она не позволяла возводить на степень пресвитера 320 . III. Что же касается обычая крестить чрез погружение однократное, то это – обычай еретический, отвергнутый в древности не на Западе только, но и Церковию вселенскою. Против сего именно обычая писал в свое время епископ римский Пелагий: «Многие крестятся во имя одного Христа и погружаются однажды. По евангельская заповедь, преподанная Богом и Господом Спасителем нашим Иисусом Христом, убеждает нас преподавать Крещение всякому во имя Троицы с троекратным погружением, согласно словам Господа к ученикам: шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ) 321 . Когда же крещение чрез однократное погружение сделалось впоследствии предметом суждения на втором вселенском соборе; то составлявшие его отцы постановили, чтобы крестивших таким образом евномиан 322 принимали в общение с Церковию православною наряду с язычниками, – чрез новое крещение их 323 . Глава вторая. О таинстве миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Кто помышляет о небесном, тот верует Богу и знает, что все творения суть дело воли Его, а кто не помышляет о том, тот не верит никогда, что мир есть дело Божие и сотворен для спасения человека (прп. Антоний Великий , 89, 72). Источник. Верою человек познает все невидимое и умопредставляемое. Вера же есть свободное убеждение души в том, что возвещается от Бога (прп. Антоний Великий , 89, 88). Источник. Все признают себя верующими, но не имеющие добрых дел извергаются вон (прп. авва Исаия , 60, 174). ...Облекшийся верою крестною пренебрегает и тем, что естественно, и не боится смерти за Христа (свт. Афанасий Великий , 1, 226). Источник. ...Веру утверждают не изречения, но смысл и благочестивая жизнь (свт. Афанасий Великий , 2, 22). Источник. Если кто, веруя во Христа, не являет дел сообразных с верою, тот, как внимающий дурным учениям и худо постигающий намерение Писания, сам себе высекает гробницу в камне (свт. Василий Великий , 5, 312). Источник. ...Несомненность же... веры получает совершенство по уяснении уже свойств Божиих в сердце преуспевающих в ведении (свт. Василий Великий , 6, 85). Источник. Если кто исповедует по видимому Господа и слушает Его учение, но заповедям Его не повинуется; то он осужден, хотя бы, по особому Домостроительству, дано было ему иметь и духовные дарования (свт. Василий Великий , 7, 313). В рассуждении сказанного Господом не должно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом – и подвиг веры (свт. Василий Великий , 7, 313–314). Источник. Если кто верует в Сына Божия, то не запнутся стопы его ( Притч. 4, 12 ); и хотя чрез огонь перейдет, пламень не опалит его ( Ис. 43, 2 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 130). Вера рождает добрую мысль, а добрая мысль – река воды живой. Кто приобрел ее, тот наполнится водами ее (прп. Ефрем Сирин , 30, 139). Источник. Без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли (прп. Ефрем Сирин , 30, 139–140). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Надпись на доске над входом в храм: Трисолнечному Божеству воздвиг сей святой храм от самого основания Архиерей Нектарий, бывший Пентапольский. заложен 1 января 1906 г. освящен 2 июня 1908 г. Надпись на доске над входом в здание общины: Сию обитель с Божией помощью воздвиг святым инокиням на истинное служение Триединому Богу, Творцу всяческих, Архиерей Божий смиренный Нектарий, бывший Пентапольский и Киринийский. Сооружение начато в 1904 и завершено в 1912 г. На монахинь же возлагаю обязанность издания моих рукописей, каковую обязанность они правомочны возлагать и на другие лица. Монахини призываются стать образцом добродетели и совершенства, дабы явить сию обитель духовным маяком, наставницей духовного рассуждения и целомудрия. Два моих дома в Силиврии завещаю брату моему Хараламбосу Диму Кефаласу. Настоящее завещание, написанное мною и скрепленное моей подписью, которую я поставил собственноручно, по смерти моей должно находиться среди моих бумаг. Эгина, 2 января 1920 года. Завещатель: митрополит Пентапольский Нектарий Д. Кефалас» 311 . В тот же день, когда святой составил завещание, верный Костас Саккопулос написал из Афин: «Господин Аравандинос 312 просил меня передать Вам его благопожелания и крайне огорчился, узнав о Вашей болезни. Он умоляет Вас не запускать ее и поскорее прибыть сюда для надлежащего лечения». Но Пентаполец не слушал ничьих уговоров и терпеливо принимал страдания как Божий дар. За несколько месяцев до кончины, 24 июля 1920 года, Бог послал болящему великую радость – весть об освобождении его родной Силиврии 313 от многовекового турецкого господства. А последовавшая вскоре кончина избавила святого от тяжкой скорби, которая неминуемо постигла бы его два года спустя, когда наши кровные братья были изгнаны с древней их родины, а православные храмы и святыни подверглись поруганию от иноверцев 314 . После 25 августа владыка, предчувствуя свой исход, посетил соседний Хризолеондийский монастырь 315 , где усердно молился перед местным чудотворным образом Божией Матери, напоминающим Силиврийскую Ее икону. На обратном пути, дойдя до места, известного как «Рука Богоматери» (что на Мавроянийской горе в Псахни), он, по свидетельству сопровождавших его монахинь Афанасии, Евфимии и Агапии (Нектарии), благословил на четыре стороны остров, всех его жителей и Свято-Троицкую обитель, всех эгинян и предрек свое успение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010