Известно более двух десятков списков этой версии древнерусской П.: ЦГАДА, собр. МГАМИД, 370/820, конца XIV в.; ГПБ, F.n.1.44, XV в. (изд. В. Семеновым); ГБЛ, собр. Ундольского, 195 и 621, XVI и XVII вв.; ГБЛ, собр. А. Н. Попова , 38; ГИМ, Синод. собр., 312/579, 313/944, 314/854 (л. 4–103), 324/421 и 325/560; ГИМ, собр. Уварова, 394/59, XV и XVI вв.; ГПБ, собр. Погодина, 1068, XVII в. и др. Эта редакция, как убедительно доказал М. Н. Сперанский, переведена на Руси не позднее XII–XIII вв. Об этом говорит, в частности, наличие цитат из П. в составе летописи и «Мерила праведного». В Летописце Переяславля Суздальского под 1186 г. читается: «якоже в бчеле глаголеть: брань славна луче мира скудна; с лживым миром живуще велию пакость землям творят» (см.: Оболенский М. Летописец Переяславля Суздальского. М., 1851, с. 99; в Летописи Лаврентьевской под тем же годом читаются те же цитаты. Однако источником их названа не П., а некий «пророк»). В П. эти цитаты читаются в составе гл. 66 (см. в изд. В. Семенова 1893 г., с. 412 и 413). В «Мериле праведном» (см.: Мерило праведное по рукописи XIV века. М., 1961, л. 21 об. – 31 и 67–68) также читается несколько изречений из П. Они изданы М. Н. Сперанским (см. приложение к его книге: Переводные сборники изречений, с. 48–62). Поэтому догадка П. Бессонова, что посредником в деле ознакомления с П. русских книжников или даже переводчиком ее мог быть Стефан Новгородец, посетивший Византию в середине XIV в., может быть оставлена. Неоднократно указывалось на связь П. с «Молением» Даниила Заточника. Однако соотношение этих памятников сложнее, чем казалось первым исследователям: в ряде случаев «Моление» и П. имели общий источник, в других можно допустить, что именно П. в своих поздних разновидностях обращалась к «Молению». Поэтому, по заключению М. Н. Сперанского, «все эти сомнения не позволяют нам опираться на “Моление” как на источник для датировки “Пчелы” с полной уверенностью» (Переводные сборники изречений, с. 313). К аналогичному выводу пришел и П. Миндалев, отметивший, что влияние П. наблюдается «в таких местах, принадлежность которых первоначальному тексту более чем сомнительна» (Моление Даниила Заточника, с. 279).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

протоиерей Николай Попов История судей израилевых 312 Понятия о судьях израилевых По смерти Иисуса Навина, у израильтян не стало такого вождя, который бы один с властью управлял ими, поэтому они впали в своеволие: каждый делал то, что ему казалось справедливым, стали враждовать между собою, стали дружиться и родниться с хананеями, служить их идолам 313 и предаваться их порокам. За это Бог несколько раз лишал их своей помощи и предавал в руки этим самым хананеям, с которыми они вступали в дружбу и родство 314 . Но как только израильтяне каялись в своих грехах и обращались к Богу, Он посылал им людей, которые избавляли их от врагов, восстанавливали у них истинное Богопочтение и порядок и управляли ими по воле Божией. Эти люди назывались судьями. Кроме этих чрезвычайных людей, в каждом колене постоянными судьями были старейшины ( Суд. 2:10–23, 7, 17–21 ). Первые судьи: Гофониил, Аод и Самегар Прогневался Господь на израильтян за грехи их и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского. Они служили Хусарсафему 8 лет. Когда израильтяне возопили ко Господу, Он воздвиг им Гофониила, зятя Халева, который победил Хусарсафема. И была спокойна земля 40 лет. Опять стали грешить израильтяне, и Бог отдал их в руки Еглону, царю Моавитскому, и они служили ему 18 лет. Возопили израильтяне ко Господу, и Он воздвиг им Аода, который при свидании с Еглоном наедине, воткнул ему нож в чрево, победил моавитян и истребил их около 10000 человек. И покоилась земля 80 лет. После Аода Самегар избавил израильтян от филистимлян, избив их 600 человек рожном воловьим 315 ( Суд. 3:8–31 ). Судьи Девора и Варак За грехи израильтян Бог предал их в руки Иавину, царю Ханаанскому, который царствовал в Acope и который угнетал их 20 лет. Когда они покаялись и обратились к Богу, Господь повелел чрез пророчицу Девору одному мужу, по имени Вараку, собрать воинов и истребить войско царя Асорского, находящееся под начальством Сисары. Варак сказал пророчице: «Если ты пойдешь со мною, я пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду». Девора сказала: «Пойди, пойду с тобою, только слава окончания победы не достанется тебе; Сисару Господь предаст в руки женщины». Варак собрал войско (10000 человек) и взошел на гору Фавор. Узнав об этом, Сисара собрал войско. Но Варак, по пророческому слову Деворы, напал на него, обратил его в бегство и истребил его войско. Когда Сисара спасался бегством, его пригласила в свой шатер одна женщина, по имени Иаиль, муж которой был в мире с царем Асорским, напоила его молоком, уложила спать и, когда он уснул, вонзила кол в висок его. После этой победы израильтяне мало-помалу совершенно уничтожили царство Иавина, царя Асорского, и наслаждались миром 40 лет. Девора и Варак прославили Господа за победу благодарственною песней ( Суд. 4, 5 ). Судья Гедеон

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

ЦВ 13-14 (314-315) июль 2005 /  12 августа 2005 г. Последнее предательство Второй Мировой Во многих храмах по всему православному миру в конце мая - начале июля поминали жертв трагедии в Лиенце и других лагерях, где находились десятки и сотни тысяч русских, бежавших от мстительной советской власти и рискнувших поднять оружие против Сталина. Британская армия обманом и силой выдавала их войскам " СМЕРШ " . Это последняя трагедия войны, развернувшаяся через недели и месяцы после капитуляции Германии. В 1943 году родилась " вторая волна " русской эмиграции, зажатая в тисках противоборства двух антихристианских режимов. Многим из тех, кто в начале войны оказался брошен родным государством в немецкой оккупации, судьба не оставляла другого выхода. Ибо вслед за Красной армией приходила на бывшие оккупированные территории безжалостная советская власть в лице бесчисленных чекистов и партийных чиновников, грозно вопрошая присмиревшее население: " Как смели жить без нее? Как смели пахать и сеять? Как смели кормить козу и делать запасы на зиму? Как смели дышать одним воздухом с теми, с кем, она, советская власть, воюет? Кто сдавал немцам сало, кормил фашистских захватчиков? Кто тут торговал на базаре? Кто открыл сапожную мастерскую? Кто достал с чердаков иконы, ремонтировал церкви, шил попам рясы, разводил религиозный дурман? Кто служил в горуправах, холуйствовал перед оккупантами, защищал фашистское отребье? " Поэтому, не дожидаясь возвращения " родной " власти, с 1943 года многие русские люди уходили на Запад. Упорядоченной статистики беженцев немецкие органы эвакуации не вели. Известно, например, что только в период с 25 января по 20 февраля 1943 года при отступлении немцев с Кубани и Северного Кавказа на Украину эвакуировались 312 тысяч человек, включая стариков, женщин и детей. Вместе с семьями с оккупированных территорий выехали сотни представителей технической и гуманитарной интеллигенции. Разрозненные казачьи части весной-летом 1943 года были сведены в 1-ю казачью кавалерийскую дивизию вермахта, командование которой принял кадровый кавалерист Х. фон Паннвиц. С осени 1943 года казаки фон Паннвица участвовали в боевых действиях на Балканах, сражаясь против партизанских бригад, созданных югославской компартией во главе с И.Тито. С королевскими партизанами (четниками) бригадного генерала Д.Михайловича казаки время от времени вступали в союзные соглашения и неоднократно защищали православных сербов на территории Хорватии от уничтожения хорватскими националистами (усташами).

http://e-vestnik.ru/history/poslednee_pr...

ред. А.А. Титов Указатель имен личных, названий географических и предметов 20 А. Авдеев (Овдеев), Алексей, дьяк судн. дворцов. прик. 312, 318. Авраамий , старец посельский 297, 314, 330. Авраамий , старец, чашник 310. Александровская слобода 321. Александр , старец 306. Александр , старец домовый, учужник-промышленник 320. Алексеевы : Василий, подьячий патриарш. дворцов. прик. 308; подьячий патриарш. дворцов. разр. 323. Гавриил, дьяк сыскн. прик. 305, 318, 324. Иван, дьяк пушкарск. прик. 323. Петр Григорьев, подьячий патриарш. дворцов, прик. 319, 322. Алексей св. митроп-т Всероссийский 25. Андреев , Яков, конюх стремянной 332. Андрей Первозванный , апостол 68. Андроник , старец, закощик 330. Анна , Матерь Пресв. Богородицы 75. Анна Михайловна , боярыня 61. Анофриев . См. Онуфриев . Антоновы : Влас, подьячий печати, прик. 316. Григорий, подклюшник. Уп. часто. Ардабьев , Василий, старый подьячий казен. дворца 323. Арнаутов , Иван, с. бояр. 322. Артемьев , Лука, подьячий поместн. прик. 321, 331. Астрахань , гор. 305. Афанасий , игумен Песочнаго м-ря 314. Б. Баженов , Афанасий, подьячий суднаго владим. прик. 324. Базыкины : Андрей, стряпчий домовых дел 60, 64, 65, 296, 306. Василий, подклюшник 52, 83, 130, 300. Байсаренов , Илья, конюх стряпчий 320. Баскаков , Матвей Григорьевич, дворецкий 51, 56, 60, 64, 65, 68, 120, 128, 130, 146, 149, 198, 226, 231, 233, 236, 239, 244, 278. Батыщики 180. Березицкий , Сергей, двор. патриарш. домов. 300. Берешковская слобода 115, 334. Бестужев , Иван Петрович, стольник 307. Бобынин , Терентий, молодой подьячий житнаго двора 305, 330. Богданов , Иван, подьячий судн. владим. прик. 323. Болдырева пустынь 331. Борисов , Степан, подьячий патриарш. разр. 335. Борняков , Иван, стольн., судья земск. прик. 310, 313, 325. Боровитиновы ; Козма, двор. патриарш. домов. 301, 309, 321, 327. Осип, двор. патриарш. домов. 300. Бронницы , село 335. Брянск , гор. 328. Бужениновы : Аксинья, вдова дворянина 301. Кондратий, двор. патриарш. домов. 301, 311, 327. Иван Иванович, двор. патриарш. домов. 301. Лукерья, вдова дворянина 301. Михаил 304. Булгаковы : Иван Степанович, двор. патриарш. домов. 301. Иосиф, монах, конюшенный 55, 79. Иосиф, монах, судия дворц. прик. 1, 209, 244, 251, 296, 303, 329, 331. Матвей, клюшник 53, 97, 300, 305, 306, 308. Бурков , Кирилл 331. Бутурлин , Иван Иванович, стольн. 65. Беляевы : Иван Васильевич, двор. патриарш. домов. 301. Семен Васильевич двор. патриарш. домов. 300.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВСЕВИЙ РИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Память 26 сентября (Итал. , Зап. ) Согласно Liber Pontificalis, Евсевий был греком по происхождению, его отец занимался в Риме врачебной практикой. Далее на основании каталога папы Феликса IV (III) сообщается об обретении во время правления императора Константина I Великого (306-337) Креста Господня в Иерусалиме при помощи еврея Иуды, который впоследствии принял крещение и стал епископом Иерусалима под именем Кириак . Связь еп. Евсевия с этими событиями в источниках не прояснена. Кроме того, во время его пребывания на Римской кафедре власть Константина не распространялась на Рим, где правил император Максенций (306-312). Старший август Максимиан Галерий (305-311) не признал формально Максенция императором. Имя Максенция не значилось в официальных списках римских императоров, чем можно объяснить ошибку составителей каталога Феликса и Liber Pontificalis. В средневековом предании, зафиксированном в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV в.), крещение Иуды (Кириака) и участие в обретении Креста приписаны еп. Евсевию В Житии свт. Евсевия, еп. Верцелльского , сообщается, что папа крестил юного Евсевия и нарек его своим именем. Еп. Евсевию приписывается также крещение св. Сабины, мц. в Трикассах (ныне Труа). Однако это предание, зафиксированное в позднем Житии св. Сабины , является недостоверным, тем более что кончина мученицы отнесена там к правлению имп. Аврелиана (270-275). Хронология Римских епископов от свт. Маркеллина (296-304) до свт. Мильтиада (311-314) неясна. В Liber Pontificalis сообщается о шести годах епископского служения еп. Евсевия, который занял кафедру после того, как она в течение года пустовала после изгнания и смерти свт. Маркелла I (между 308 и 310). Таким образом, шесть лет понтификата еп. Евсевия противоречат известной по другим источникам хронологии, т. к. в 312 г. кафедру несомненно занимал свт. Мильтиад. В ряде рукописей Liber Pontificalis наблюдается попытка исправить эту неточность, заменив цифру VI цифрой II. В Хронике Евсевия-Иеронима говорится о семи месяцах епископата Евсевия, ошибочно датированного 305-306 гг. Наиболее вероятной представляется хронология, приведенная в Каталоге Либерия (вторая половина IV в.). Кончина папы Маркелла указана под 310 г. (постконсулат Диоклетиана X и Максимиана VII), вступление на кафедру Евсевия датировано 18 календами мая (18 апреля). Согласно Каталогу Либерия, понтификат Евсевия длился 4 месяца и 16 дней и окончился 17 августа. Однако в таком случае 16 дней оказываются лишними, возможно это количество дней, прошедших от изгнания из Рима до его кончины. В «Depositio episcoporum» память Евсевия помещена под 26 августа с указанием на его захоронение в катакомбах Каллиста на Аппиевой дороге.

http://drevo-info.ru/articles/13672253.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАТЕРАНСКИЙ КОМПЛЕКС Ансамбль церковных построек в Риме, принадлежит Ватикану и пользуется правом экстерриториальности в соответствии с Латеранскими соглашениями 1929 г. Состоит из базилики Сан-Джованни-ин-Латерано (итал. San Giovanni in Laterano), баптистерия Сан-Джованни-ин-Фонте (Латеранский баптистерий, San Giovanni in Fonte), Латеранского дворца и здания, возведенного для размещения Свящ. лестницы и капеллы Санкта-Санкторум. Базилика Л. к.- одна из 4 папских базилик Рима, древнейшая христианская церковь на территории Зап. Европы. В позднеантичных источниках упоминается под названиями Латеранская базилика (basilica Lateranensis), Константинова базилика (basilica Constantiniana), базилика Спасителя (basilica Salvatoris). Первое название отражает местоположение здания в районе Латерана, второе указывает на основателя - имп. Константина, последнее - на первоначальное посвящение базилики Иисусу Христу. Совр. посвящение св. Иоанну Предтече возникло не ранее X в. По-видимому, базилика была основана имп. Константином как дар (ex voto) Христу за победу над Максенцием в битве у Мульвийского моста в 312 г. Наиболее вероятное время сооружения - между 312 и 324 гг. Возможно, освящение произошло 9 нояб. 318 г. Сведения о том, что базилика Л. к. была построена в понтификат еп. Сильвестра (314-335), впервые встречаются в Liber Pontificalis в VI в., сведения об освящении в нояб.- в описании Латеранской базилики 1153-1154 гг. Фасад базилика Сан-Джованни-ин-Латерано Фасад базилика Сан-Джованни-ин-Латерано Здание нач. IV в. представляло собой колоссальную 5-нефную базилику (длина 100 м, ширина 55 м). Центральный неф (высота 27 м) от боковых отделял ряд красных гранитных колонн, по 19 с каждой стороны. В верхних частях стен (в клеристории) были устроены большие окна с арочными завершениями. Боковые нефы (высота внутренних нефов 15 м, внешних 9 м) между собой были разделены колоннами зеленого фессалийского мрамора (по 21 с каждой стороны, частично сохр.

http://pravenc.ru/text/2463155.html

22-е † Страдание св. князя Михаила Ярославича Тверского Князь Михаил Ярославич родился уже после смерти отца своего кн. Ярослава Ярославича, в 1272 году 310 , и потому рос сиротою. Так и первые годы жизни его были уже запечатлены скорбию. Он воспитывался умною и благочестивою материю кн. Ксениею в страхе Божием; престол князя Тверского занимал старший брат Святослав, памятный Церкви и отечеству тем, что, княжив при жизни отца во Пскове, крестил он Литовцев, скрывшихся от бед отчизны во Пскове 311 . В первый раз встречаем Михаила князем Тверским в 1285 г. «Заложена была в Твери, говорит летописец, каменная церковь Козьмы и Дамиана благоверным князем Михаилом и материю его Ксениею и преподобным епископом Симеоном, и дали ей другое имя – св. Спас Преображение» 312 . Прекрасное начало княжению новому! В том же году «Литва напала на волость Тверского владыки – Олешню. Тверитяне, Москвичп, Волочане, Новоторжцы, Зубцовцы, Ржевичи совокупными силами пошли и накануне Спасова дня побили Литву в лесу. Бог помог христианам; князя Литовского Домонта убили, иных перехватали, других умертвили, всех взятых в плен отняли, иные же разбежались» 313 . Новому князю Тверскому надлежало отправиться в Орду, чтоб быть утвержденным на престоле. Но когда он был в Орде, по милости кн. Андрея, недостойного сына св. князя Невского, Татары (1287 г.) захватили Москву и готовы были опустошать владения Тверского князя. Ки. Михаил на возвратном пути из Орды, не зная ничего о делах Андрея, едва не попался в плен Татарам в Москве, но был во время предупрежден одним священником, который указал ему безопасную дорогу к Твери. Можно представить себе, с каким восторгом встретила Тверь своего князя, е часу на час ожидавшая свирепых Татар. «Бог защитил князя, говорит летопись, молитвами деда и отца, и не презрел слезной мольбы матери его». Князь Андрей и мурза Дюдень, узнав, что Михаил готов встретить их, не пошли на Тверь, а пошли грабить Волоколамск 314 . Кв. Димитрий, старший брать Андрея, услышав об удалении Татар, хотел пробраться в свой Переяславль, но дорогою едва не был схвачен недостойным братом своим; оставив казну свою в руках Андрея, он едва мог уйти в Тверь, где Михаил принял его с честию и вызвался быть миротворцем между братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

29 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Пролог Феофила Александрийского: основные аспекты установления дня Святой Пасхи В статье рассматривается Пролог к пасхальной таблице, автором которого является архиепископ Феофил Александрийский. На основании данного произведения были выявлены основы богословского подхода к определению дня христианской Пасхи. Проанализирована принципиальная позиция Феофила Александрийского: Пасха должна определяться в соответствии с библейскими нормами и праздноваться в воскресный день после 14-й луны «месяца новых». Статья Архиепископ Феофил Александрийский — личность, несомненно, масштабная, незаурядная, при этом неоднозначная (к сожалению, в основном упоминаемая в связи с изгнанием святителя Иоанна Златоуста). Но, как пишет профессор А.И. Сидоров, «вряд ли можно описывать личность этого Александрийского архиепископа в однотонных мрачных цветах. Человеком он был, судя по всему, сложным и неодноплановым, а его деятельность в качестве архипастыря также не может быть подвергнута однозначной оценке» С. 312]. Существуют свидетельства о том, насколько большим авторитетом он обладал в Египте еще при жизни, и о том, что сразу же по кончине началось его почитание среди египетских христиан Св. Кирилл Александрийский, племянник и преемник святителя Феофила на Александрийской кафедре, в начале своего архиерейского служения в пасхальной проповеди 414 г. воздает хвалу своему дяде и предшественнику, «называя его славной и всечестной памяти отцом нашим Феофилом, а тем самым как бы намекает на определенную преемственность и связь своего архипастырства с его служением» С. 314]. Современные исследователи жизни и богословского наследия Феофила Александрийского также отмечают его значение для Египетской Церкви, его верность и ревность в утверждении православия, незаурядный ум и несомненные пастырские способности в сочетании с качествами сильного церковного политика

http://bogoslov.ru/article/5319381

5. Пророчество Подобно другим народам еврейский народ на известной ступени своего исторического развития образовал царство, которое при Давиде и Соломоне достигло высокого могущества и твердого внутреннего строя. Подобно другим народам и царствам еврейский народ имел священство и жертвенный культ, которые в дни Соломона, построившего великолепный храм в Иерусалиме, достигли необычайного блеска и стройности 304 . Кроме царства и священства Израиль имел пророков, придавших его религии совершенно своеобразный характер. Еврейская религия есть религия пророков. Пророчество выражает самую сущность религии Иеговы, как религии теистической – не стихийно-языческой, а разумно-человеческой, богочеловеческой. «Ибо Владыка Иегова ничего не делает, не открыв Своего определения рабам Своим, пророкам» 305 . Пророком был Авраам 306 , пророчески благословляли своих детей Исаак и Иаков 307 , пророком по преимуществу был Моисей, с которым Иегова говорил лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим 308 . Со времени выхода евреев из Египта Господь посылал к ним рабов Своих непрерывно, «всякий день с раннего утра» 309 , хотя в дни от Иисуса Навина до Самуила «слово Иеговы было редко и видения не часты» 310 . Со времени Самуила, который удостоился быть пророком Божиим, равным Моисею 311 , не только прозорливцы стали называться пророками 312 и начинается ряд «всех пророков Божиих» 313 , но, вероятно, при нем начались пророческие школы, особенно процветавшие в израильском царстве при Илии и Елисее. Это было время, когда пророки принимали самое живое участие в гражданской жизни народа 314 и его культе 315 . С одной стороны, за то время известны царские прозорливцы 316 , с другой стороны, пророчество не отделялось от священства. И даже школы пророческие, по-видимому, группировались около святилищ и имели тесную связь с священством. С Ассирийского периода, с половины VIII cm. до Р. Хр., начинается третий период в пророческой истории евреев, когда пророки, так называемые канонические, оставившие свои писания, выступали на служение по особому личному призванию, как напр. Амос, бывший пастух и собиратель сикомор, Осия, вдохновившийся обстоятельствами своей семейной жизни. В это время пророки 317 являются преимущественно учителями нравственности, направляют свое грозное слово к народу с его священниками и царями, хотя со времени Иеремии и Иезекииля, пророков из священников, уже начинается наклон к номизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

III. (от 251 до 258 г.). Третье всеобщее гонение. Гнусный зверь Даций «По смерти Домициана, виновника второго всеобщего гонения, Церковь , говорит Лактанций , 312 пришла в прежнее положение и даже блистала еще сильнее. В течение последующих годов много добрых императоров царствовало в римской империи. Церковь , не претерпевая всеобщего гонения, распространилась на Востоке и на Западе. Успехи были столь велики, что не стало в мире такого отдаленного места, куда не проникла бы вера. Народы самые варварские укротили нравы свои и принявши богопочитание, предались правде. Но этот продолжительный мир был нарушен. «По прошествии многих лет, 313 появился гнусный зверь, именем Деций, гонитель Церкви. Кто может преследовать добро, как не тот, кто зол? Кажется, что он возведен был на престол для того только, чтобы выразить свое неистовство против Бога, потому что вскоре затем пал. Отправясь воевать против Карпов, захвативших Дакию и Мэзию, был он окружен этими варварами и погиб с большей частью своего войска. Тело его осталось не погребенным; он был покинут нагим на съедение диких зверей и хищных птиц – конец, достойный врага Божьего!» Деций был императором только два года (с 251 по 253), но этого времени было достаточно для обагрения кровью всей Церкви Божией. 314 Нами изложено было, что претерпели тогда Ориген и другие мученики в Палестине. Прочие Церкви подверглись не меньшему испытанию. Если гонение и не было продолжительно, то оно было из самых жестоких; все сановники занимались только разыскиванием христиан и их казнями; 315 стараясь друг перед другом изобретать самые жесточайшие истязания. Огонь, меч, дикие звери, раскаленные седалища, застенки, железные когти – все это употреблялось для мучения последователей Иисуса Христа. На них доносили, их преследовали как диких зверей, отбирали у них имения, особенно же старались продлить мучения для преодоления их мужества. Очень многие падали и отрекались. В Александрии напал такой страх, особенно на богатых и занимавших общественные должности, что одни отрекались с поспешностью, возбуждавшей презрение даже в противниках, другие же, претерпев заключение и некоторые муки, отпадали. Пример богатых увлек некоторых из верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010