ПОСЛЕСЛОВИЕ Чтение книги закончилось, однако, несмотря на то, что мы постоянно отвлекали внимание от авторского текста на разнообразные примечания, остаются еще некоторые вопросы, разъяснение которых могло бы помочь современному читателю, ищущему «введения в изучение св. Григория Паламы ». Насколько помнили св. Григория Паламу в России и Греции? Ссылаясь на основательные труды русских авторов конца прошлого века, посвященные византийской исихастской традиции, о. Иоанн не упустил заметить, что само наличие подобных трудов опровергает мнение о. Мартина Жюжи( 312 ), будто о св. Григории Паламе православные забыли (ч. II, гл. V, прим. 2). Конечно, в этом замечании была правда, но была правда и на стороне о. Жюжи. Симптоматично уже то, что указанные о. Иоанном работы (равно как и труды преосв. Порфирия Успенского) все лежали в области светских наук (истории и филологии) и лишь боковым образом затрагивали богословие( 313 ). Авторы же богословских учебников и ученых работ оказывались совершенно незатронутыми богословскими идеями св. Григория – и это очень хорошо понимали римско-католические специалисты по русскому богословию. Более того: в русских церковных изданиях встречались даже упоминания о «ереси гезихастов» (написание последнего слова выдает, откуда оно списано, – из антиправославной западной историографии). Пионерский труд игумена Модеста Стрельбицкого как раз и начинается с сетований по поводу таких публикаций( 314 ). Продолжала служиться служба св. Григорию во Вторую Неделю Великого Поста, но из печатных проповедей прошлого века на этот день легко убедиться, что содержание праздника сводилось к его «дофилофеевскому» субстрату – к первому евангелию на литургии. В Греции дело обстояло лучше. После того, как во второй половине XVII в. Православие стало оправляться от шоковых ударов латинства и кальвинизма( 315 ), в богословии св. Григория Паламы ищут опору наиболее здоровые силы. Симптоматично, что в одном из первых опубликованных самими греками фундаментальных богословских сводов – в Томосе любви против латинян Иерусалимского патриарха Досифея – выходят материалы исихастских соборов (1692).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

протоиерей Александр Сорокин VI. Ранние послания апостола Павла Разговор об апостоле Павле начался в § 21. Он является личностью, имеющей поистине колоссальное значение и для первоначального христианства, и для христианского богословия вообще. Можно упомянуть одно косвенное, но весьма показательное свидетельство такого его значения: критика считала Павла чуть ли не основателем христианства как такового 312 . В самом деле, основы христианского учения о спасении (сотериология), при всей сложности и разработанности, каким оно складывалось в последующие века, став разделом современного догматического богословия, были заложены и выражены ап. Павлом. Терминология («искупление», «оправдание», «праведность», «благодать» и т.п.), основные акценты – все это раз и навсегда определил или помог определить великий апостол. Правда, не нужно забывать, что богословствовал он исключительно о Христе и только о Нем. Если бы не было проповеди и служения Иисуса Христа, не было бы и христианства, каким бы гениальным ни был Павел или кто-либо другой. Поэтому правильнее сказать, что «построенная ап. Павлом система была первая система христианского богословия» 313 . О Павле интересно и важно говорить во всех смыслах – и о его личности, и о его долгом, но очень динамичном жизненном пути, и о его богословии, и о его посланиях. Все это идет вместе, в неразрывной связи. Послания – одновременно и очень личностны (он много говорит о себе, споря, радуясь, негодуя), и полны богословия. Иногда то, что он написал, даже трудно понять (уже для его современников, ср. 2Петр. 3, 16 ). Обратим внимание лишь на самое основное и яркое, чтобы увидеть «христианскую веру на заре ее юности, а также то, что может сделать милость Божия с человеческим сердцем» 314 . § 29. Основные вехи жизни ап. Павла Жизнь ап. Павла можно четко разделить на две хронологически примерно равные части. В течение первых примерно тридцати лет он был фарисеем. Потом, став христианином, в течение также примерно тридцати лет неустанно миссионерствовал, основывая общины в странах средиземноморского бассейна и рассылая послания им же обращенным христианам 315 . 1. Павел (Савл) фарисей

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Скачать epub pdf Глава 5. БРАК И РОДОВАЯ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ГРЕХА •Внесознательность родовой жизни как норма и сознательность как ненормальность •Значение библейского термина «познание». Психологический анализ библейского понятия «похоть» •Споры о нем в Петроградском религиозно-философском Обществе и во времена блаженного Августина •Критика учения блаженного Августина и его противников •Двоякий характер похоти В четвертой главе мы пытались выяснить, что характерной чертой безгрешного рождения является его независимость от практического разума человека. Другим является грешное рождение. Признание нормальности того, чтобы родовые процессы протекали вне воли и сознания человека, присуще и грешному человечеству. В отличие от животных, даже близко стоящих к человеку физиологически, для человека характерна связь родовой жизни со сном 310 , с ночью. В Библии говорится, что дети рождаются от «снов» 311 , от «услаждения, соединенного со сном» 312 , и Климент Александрийский запрещает христианам днем по примеру петухов совершать «таинственные оргии природы, возвращаясь из церкви или с рынка» 313 , святой Мефодий Патарский приводит слова книги Премудрости и говорит, что «тело Христово было не от воли мужа ( Ин. 1, 13 ), не от наслаждения, соединенного со сном» 314 , и сопоставляет зачатие человека с глубоким сном Адама. «Плотское рождение есть дело ночи» 315 , – говорит святой Григорий Богослов . И вообще в языке всех народов слова «сон», «ночь» являются обычными эвфимизмами для обозначения родовых процессов человека. Но все это сознается как норма, а не как действительность. Фактически же в грешном человечестве рождение никогда не является действием одной природы, которая, как говорит Христос, творит автоматически, без участия сознания человека 316 , а является вместе с тем делом сознания и воли человека, делом его «хотения», его практического разума или «худого делания ума», по выражению святого Григория Нисского 317 , вследствие чего все люди родятся не только от хотения плоти, но и от хотения мужа ( Ин. 1, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Скачать epub pdf О святителе Геннадии Константинопольском Предисловие Во святых отец наш Геннадий жил во времена императора Льва Великого (прозванного также «Макеллой» 311 ). Вначале он был пресвитером Константинопольской церкви 312 , а затем в 458 г. 313 , после смерти Анатолия, присутствовавшего на IV Вселенском соборе, был возведен на Константинопольский престол. Назначив экономом церковного имущества Маркиана, обратившегося в православие из ереси кафаров, он повелел, чтобы через него клирики каждого храма получали свою часть из приносимого во все церкви, а не забирала бы все себе Великая церковь , как то было в обычае прежде. Этот треблаженный муж не рукополагал никого, кто не знал наизусть Псалтири 314 . Он был чудотворцем, потому что своей молитвой исцелил иссохшую руку того живописца, который изобразил Господа нашего Иисуса Христа в виде Зевса 315 (т. е. с густыми и длинными волосами на голове и такой же бородой). А св. Елевферию он написал такую жалобу на одного его 316 клирика: «Святой мученик Божий Елевферий, твой воин живет беспутно. Или исправь его, или пресеки его жизнь». И, о ужас! Клирик тотчас же умер. Другой раз, войдя ночью в алтарь для молитвы, св. Геннадий увидел бесовское явление. Святой запретил демону, а тот в ответ прокричал, что, пока святой жив, он будет вести себя тихо, но после того, как Геннадий умрет, он потрясет Церковь . Устрашенный этим, святой воззвал к Богу, а спустя немного времени почил о Господе, в 471 г. 317 . Кроме прочих составленных им сочинений, св. Геннадий в 459 г. вместе с Собором 73 епископов 318 319 написал и настоящее каноническое послание против симонитов. Это послание косвенно подтверждается правилом VII Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2 и благодаря такому подтверждению получает некоторым образом силу правил Вселенских соборов. Послание находится в «Пандектах» (т. 2), в толковании Вальсамона (с. 1085) и в книге под названием «Греко-римское право» (с. 187). Во святых отца нашего Геннадия, патриарха Константинопольского и его Собора. Каноническое окружное послание ко всем преподобнейшим митрополитам и к папе Римскому 320

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Указатель личных имен 1213 Аврелиан, Клавдий Луций Валерий Домиций – римский император (214–275) 19, 65 Агамемнон – герой Троянской войны 85 Агафий Миринейский – византийский историк (VI в.) 42, 44,189 Адамантий – патрикий 53–56 Адриан – римский император (117–138) 199 Адриан IV – папа римский (1154–1159) 263 Азатин (Изз ад-Дин Кай-Кавус I) – Иконийский султан (1211–1219) 307 Аларих – король визиготов (между 365 и 370–410) 58, 59, 60, 62, 109 Александр – брат Ивана Асеня II 304 Александр – противник Ария 22 Александр Фессалоникийский – епископ, участник I Вселенского Собора 18 Александр – византийский полководец 104 Александр Македонский – царь (336–323 до н. э.) 17 Александр – византийский император (912–913) 139 Александр – лангобард, командующий германскими отрядами в византийском войске 264 Александр – севастократор 312 Александр ди Гравина – южноитальянский граф 263 Александр Север – римский император (222–235) 65 Алексей I Комнин – византийский император (1081–1118) 274, 275, 277 Алексей III Ангел – византийский император (1195–1203) 276, 286, 302 Алексей IV Ангел – византийский император (1203) 276 Алексей V Дука Мурчуфл – византийский император (1204) 276 Алексей – брат Исаака II 302 Алексей Аксух – византийский полководец, заговорщик 272, 273 Алексей Гид – византийский полководец 285 Алексей Стратигопул – командующий византийским войском в 1261 г. 314 Альбин, Цецина Деций Ацинаций – префект Рима 62 Амарриг (Амальрих I) – король Иерусалима 298 Аммиан Марцеллин – римский историк (ок. 330–400) 42, 108 Анастасий I – византийский император (491–518) 111,142 Анахарсис – легендарный скиф-философ 208 Ангелы – византийская императорская семья 274 Андрей Боголюбский – суздальский князь (1155–1174) 270 Андрей Первозванный – апостол 15, 16, 134–138 Андроник I Комнин – византийский император (1183–1185) 252, 267, 274–276, 280–282 Андроник II Палеолог – византийский император (1282–1328) 248 Андроник III Палеолог – византийский император (1328–1341) 248

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Николай Попов История судей израилевых 312 Понятия о судьях израилевых По смерти Иисуса Навина, у израильтян не стало такого вождя, который бы один с властью управлял ими, поэтому они впали в своеволие: каждый делал то, что ему казалось справедливым, стали враждовать между собою, стали дружиться и родниться с хананеями, служить их идолам 313 и предаваться их порокам. За это Бог несколько раз лишал их своей помощи и предавал в руки этим самым хананеям, с которыми они вступали в дружбу и родство 314 . Но как только израильтяне каялись в своих грехах и обращались к Богу, Он посылал им людей, которые избавляли их от врагов, восстанавливали у них истинное Богопочтение и порядок и управляли ими по воле Божией. Эти люди назывались судьями. Кроме этих чрезвычайных людей, в каждом колене постоянными судьями были старейшины ( Суд. 2:10–23, 7, 17–21 ). Первые судьи: Гофониил, Аод и Самегар Прогневался Господь на израильтян за грехи их и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского. Они служили Хусарсафему 8 лет. Когда израильтяне возопили ко Господу, Он воздвиг им Гофониила, зятя Халева, который победил Хусарсафема. И была спокойна земля 40 лет. Опять стали грешить израильтяне, и Бог отдал их в руки Еглону, царю Моавитскому, и они служили ему 18 лет. Возопили израильтяне ко Господу, и Он воздвиг им Аода, который при свидании с Еглоном наедине, воткнул ему нож в чрево, победил моавитян и истребил их около 10000 человек. И покоилась земля 80 лет. После Аода Самегар избавил израильтян от филистимлян, избив их 600 человек рожном воловьим 315 ( Суд. 3:8–31 ). Судьи Девора и Варак За грехи израильтян Бог предал их в руки Иавину, царю Ханаанскому, который царствовал в Acope и который угнетал их 20 лет. Когда они покаялись и обратились к Богу, Господь повелел чрез пророчицу Девору одному мужу, по имени Вараку, собрать воинов и истребить войско царя Асорского, находящееся под начальством Сисары. Варак сказал пророчице: «Если ты пойдешь со мною, я пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду». Девора сказала: «Пойди, пойду с тобою, только слава окончания победы не достанется тебе; Сисару Господь предаст в руки женщины». Варак собрал войско (10000 человек) и взошел на гору Фавор. Узнав об этом, Сисара собрал войско. Но Варак, по пророческому слову Деворы, напал на него, обратил его в бегство и истребил его войско. Когда Сисара спасался бегством, его пригласила в свой шатер одна женщина, по имени Иаиль, муж которой был в мире с царем Асорским, напоила его молоком, уложила спать и, когда он уснул, вонзила кол в висок его. После этой победы израильтяне мало-помалу совершенно уничтожили царство Иавина, царя Асорского, и наслаждались миром 40 лет. Девора и Варак прославили Господа за победу благодарственною песней ( Суд. 4, 5 ). Судья Гедеон

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Письмо 59. Н.С. Фуделю 17 IX 1951 Усмань 310 Дорогой Николаша. Очень был рад получить письмо от 12 IX, так как боялся, что ты на что-нибудь из моих писем обидишься. Я и сам на тебя было обиделся за то, что ты не вызвал меня приглашением быть в тот день, который так или иначе был днем твоей свадьбы 311 , но потом решил, что это я сам виноват, что ты в некоторых вопросах еще совсем глупый и обида проглотилась и прошла. Туда ей и дорога! Уже без всякой совсем обиды, а только в порядке дружеского разговора скажу, что вежливость – это иногда внешняя оболочка внутренней внимательности к человеку, а я знаю, что ты невнимателен, и это неправильно. Это, например, видно, как ты здороваешься или прощаешься с людьми, с гостями. Я совсем не хочу в тебе манер кавалера XVIII века, но когда в душе создается уважение к человеку вообще, то это естественно проявляется в какой-то почтительности к данному человеческому образу, особенно если этот «образ» имеет седые волосы женщины. Ему подставляют стул, подают пальто, чем старее человек, тем ниже наклоняют голову, когда здороваются, и т. д. В этих мелочах крепнет воля человека быть внутренне внимательным к миру, человек выходит из какого-то угрюмого самопереживания, не замечающего окружающего его Божьего мира. Ведь старушки это тоже часть его. Угрюмо самопереживающий Шатов хоть и был во многом выше Ставрогина, но недаром был в него влюблен: за светскими манерами он чуял какую-то свободу духа, хоть и заблудшего 312 . Прости за это отступление. Тому, что у вас так или иначе кончился период неопределенности, я, конечно, рад. Дай вам Бог радости! За всей твоей «глупостью» в тебе я чувствую серьезность к этому шагу, желание, чтобы «двое шли рядом» 313 . Я еще совсем не знаю Лялю. Старайся, чтобы она читала то, что она не читала. Я недавно осознал, в какой громадной степени я обязан духовно книгам таких людей, как Ибсен и Блок, Гауптман и Лесков, Достоевский и Шекспир. Ибсеновского «Бранда» 314 очень советую прочесть и тебе, терпеливо расшифровав эту символическую драму. Ее основная идея в том, что вера и жизнь должны быть единством, что путь человеческой воли к этому единству ведет ввысь через жертвенные камни страдания и что (наконец) несмотря на абсолютную необходимость борьбы и напряжения человеческой воли – она, эта воля (и вся борьба человека) только песчинка в море Божьей любви. Эта вещь когда-то шла в Художественном театре с Кача-ловым-Брандом 315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Скачать epub pdf Слова огласительные 311. Крещение Слово 1. Бог, взяв наше естество, поврежденное ржавчиною греха и потерявшее ту красоту, которую Он даровал ему в начале, снова переплавляет его, ввергая в воды крещения, как в горнило, и вместо огня ниспосылая благодать Духа, и потом выводит нас оттуда пересозданными, обновленными и в блеске не уступающими лучам солнечным, сокрушив ветхого человека и устроив нового, более светлого, нежели прежний. Минь. Т. II. С. 227 Творения Т. II. С. 256 312. Воздержание языка Для того Бог и оградил язык двойною стеною, рядом зубов и оградою губ, чтобы он не произносил непристойных слов скоро и неосмотрительно. Удерживай его за ними; если же он не удерживается, то смиряй его зубами, предавая плоть его им, как бы палачам, и кусая его, потому что лучше ему ныне быть искусанным за грехи, нежели тогда жаждать капли воды и, иссыхая в огне, не получать облегчения. Минь. Т. II. С. 229 Творения Т. II. С. 258 313. Проповедь – урок, клятвы Если не будете избегать клятв, то мы не будем говорить вам более ни о каком другом предмете. Нелепо было бы, если бы в то время как учители грамоты не преподают детям другого урока, пока не увидят, что первый хорошо запечатлен в их памяти, – мы стали преподавать дальнейшее тем, которые не могут с точностью пересказать прежнего учения; это значило бы не что иное, как лить воду в дырявую бочку. Итак, чтобы вам не заградить наших уст, приложите великую ревность к этому предмету. Минь. Т. II. С. 229 Творения Т. II. С. 259 314. Клятва Подлинно, тяжек этот грех (клятвы), и весьма тяжек: он весьма тяжек потому, что не кажется тяжким; потому я и боюсь его, что никто не боится его; потому эта болезнь и неизлечима, что она не считается болезнью. Минь. Т. II. С. 229 Творения Т. II. С. 259 315. Способы борьбы с греховными привычками Ты имеешь жену, имеешь слугу, имеешь детей, и друга, и родственника, и соседа? Всем им поручи охранять тебя (от привычки греховной). Привычка – дело важное; трудно отстать от нее и уберечься; она часто сбивает нас против нашей воли и нашего сознания. Итак, чем более ты знаешь силу привычки, тем более старайся освободиться от худой привычки и приучай себя к другой, полезнейшей… А сколько времени достаточно будет нам для этого? Я не думаю, чтобы людям весьма трезвенным, бдительным и неусыпно пекущимся о своем спасении нужно было более десяти дней для совершенного оставления худой привычки (клясться). Если же мы и после десяти дней будем замечены в клятве, то наложим на себя наказание и назначим величайшее возмездие и пеню за преступление. Какое же наказание? Этого я не определяю, но предоставляю вам самим власть приговора. Так будем поступать с самими собою в отношении ко всяким проступкам. –

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Скачать epub pdf «Хабратц Хэрсе Хэор Бохер» Месторасположение центров: север Европы, в России – Москва. Численность адептов: в Москве – несколько десятков человек. Доктрина «Хабратц Хэрсе Хэор Бохер» исповедует культ богини Лилит, являющейся одной из ипостасей зла. Доктрина этой организации относится к разряду редких восточных учений 312 . Характеристика Даже сатанисты других организаций, в частности «Черного дракона», характеризуют «Хабратц Хэрсе Хэор Бохер» как одну из самых изуверских. Эта секта отличается и тем, что очень часто использует в своих обрядах человеческие жертвоприношения. Эта организация – единственная из сатанистских, которая использует в своих ритуалах обычный крест, а не перевернутый. Адепты этой организации очень скрытные, не идут на контакт даже с другими сатанистами. В этой организации практикуется так называемое суицидальное жертвоприношение, когда один из адептов считает, что он уже «созрел» и достоин стать жертвой, он пишет заявление, что никого не винит в своей смерти, а затем совершает самоубийство 313 . «Хабратц Хэрсе Хэор Бохер» – крайне закрытая организация, принятие новых адептов происходит только по рекомендациям старых членов организации, после всесторонней проверки претендента и прохождения им испытательного срока 314 . Летом 1995 года группа московских диггеров обнаружила в одном из подземных водостоков столицы действующий алтарь этой секты, при этом диггеры и находившиеся с ними корреспонденты спугнули группу адептов этой организации 315 (после статьи в «Московском комсомольце» об этом в газету обратился адепт сатанистской секты «Черный дракон», который по описаниям и фотографиям алтаря и сделал заключение, что это были адепты «Хабратц Хэрсе Хэор Бохер» 316 ). Вот как, согласно описанию, приведенному в 317 , выглядел тот алтарь: «В стенном проеме старого высохшего водостока на квадратных кафельных плитках, уложенных просто на куче щебня и трухи, на окаменевших остатках химических и фекальных сливов в ряд стояли: урна из пемзы, деревянный ковш с клювом хищной птицы вместо ручки, несколько фигурок фантастических чудищ и божков. Здесь же находился пожелтевший от времени человеческий череп. В глубине «алтаря» находился громоздкий железный крест... Мы взяли в руки изваяние странных, неузнаваемых богов... Пасть была широко открыта, вместо глаз зияли две огромные дырки. Череп был голым, в него был вставлен еще один маленький голый черепок с такими же зияющими пустотой глазницами. Когда диггеры попытались поджечь маленькую свечку, которая оказалась запрятанной глубоко внутрь горла фигурки, пламя полыхнуло в пасти бледным желтым языком, из глазных проемов повалил густой едкий дым».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

А.А. Горбачев Настоятельство в Сретенском монастыре Одновременно с архиерейской хиротонией епископ Иларион назначается настоятелем Сретенского монастыря, переживавшего не лучшие времена своей истории. Еще в 1918 году власти пытались закрыть монастырь. Условия пребывания в нем насельников усложнялись с каждым годом. В том же 1918 году «комендантом по реквизиции помещений было объявлено, что по декрету должно быть оставлено в Сретенском монастыре для обслуживания храма только 10 человек братии и им вместе с настоятелем «должно быть предоставлено лишь 6 комнат» 308 . В начале настоятельства в Сретенском епископа Илариона, а именно – в июне 1920 года в монастыре из насельников уже никто не живет: «всех выселили» 309 . По этой причине владыка Илари-он, вступив в должность настоятеля, продолжает жить на квартире своего друга по МДА священника Владимира Страхова. Квартира эта находилась недалеко от монастыря по адресу: улица Сретенка, д. 29, кв. 1 310 . В обитель были поселены светские лица, нередко позволявшие себе неподобающее поведение. Монастырские храмы приходили в упадок: «Храмы означенного монастыря требуют радикального ремонта крыш и водосточных труб и их окраски, вследствие проржавения которых образовалась во многих местах течь, приносящая опасный вред для целости храмов, что особенно резко выявляется по отношению Никольского храма...». 311 Монастырское имущество изымалось представителями власти порой без всяких документов. К примеру, в феврале 1920 года были отобраны и конфискованы сани, конская упряжь, а также принадлежащие монастырю ордена и медали 312 . В феврале 1921 года «организационно-учетное отделение отдела юстиции Московского совета депутатов выдало мандат... перевезти имущество из кладовой Сретенского монастыря в отдел юстиции». В том же году были изъяты четыре монастырских колокола 313 . Почти через год после архиерейской хиротонии и вступления в должность настоятеля обители епископа Илариона Сретенский монастырь не имеет даже облачений для участия в богослужении своего настоятеля. В марте 1921 года община верующих Сретенского монастыря обратилась в отдел юстиции Моссовета «с просьбой снабдить ее архиерейскими облачениями – желтого, белого и черного цветов», поскольку «во главе ее стоит епископ, а своих архиерейских облачений у нее нет ни одного» 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010