Источники: Deux vies de S. Maxime le Kausokalybe, ermite au Mont Athos, XIV siecle)/Ed. F.Halkin//AnBoll. 1936. Vol. 54. P. 38–112. В наш список мы не включили того человека, о котором рассказывает блж. Иоанн Мосх (см.: Луг духовный. Гл. 111), потому что он не похож на настоящего юродивого. Мы также не включили сюда прп. Серапиона Синдонита (см.: Палладий. Лавсаик. 68), который выражает намерение прилюдно обнажиться, однако не переходит к делу и не проявляет какого-либо безумия. Наконец, мы также не включили в наш список прп. Симеона Студита (имеется в виду прп. Симеон Благоговейный — духовный учитель прп. Симеона Нового Богослова. — Примеч. ред.), т. к. аргументация И. Розенталь-Камаринеа не представляется нам убедитель ной (Rosenthal-Kamarinea I. Symeon Studite, ein Heiliger Narr//Akten des XI Internationalen Byzantinistenkongresses. Mtinchen, I960. S. 515–520). Относительно византийского периода см. указанные в библиографии работы следующих авторов: Benz E.; Špidlik X; Grosdidier de Matons J.; Petzold H.; Ryden L.; Saward J., а также см.: Festugiere A.-J. Introduction//Leontios de Neapolis. Vie de Symeon le Fou. P. 1–30. Относительно явления юродства Христа ради на Руси мы отсылаем к прекрасным работам: Behr-Sigel E. Les «Fous pour le Christ» et la «saintete laique» dans Pancienne Russie//Irenikon. 1938. 15. P. 554–564 (переизд.: Priere et saintete dans PEglise russe. Paris, 1950. P. 92–103); Kologrivofl. Essai sur la saintete en Russie. Paris, 1953. P. 261–273; Gorainoffl. Les Fols en Christ dans la tradition orthodoxe. Paris, 1983; Rochcau V. Que savons-nous des fous-pour-le-Christ?//Irenikon. 1980. P. 341–353, 501–512. См.: Špidlik T. Fous pour le Christ. I. En Orient//Dictionnaire de spiritualite. 1964. Vol. V. Col. 755. См.: Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Арсении. 6; Св. Иустин Мученик. Апология. I. 60; Сет. Афанасий Великий. Житие преподобного Антония. 72–73; Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 1. 2; S. Maximus Confessor. Epistolae. XIX//PG. 91. Col. 593D; idem. Opuscula theologica et polemica ad Marinum. 10, 20//PG. 91. Col. 133В, 229В; Прп. Никита Стифат. Жизнь Симеона Нового Богослова. 135.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

506. Измайлов Ф.Ф. Из записок старого профессора семинарии//Православное обозрение, 1870. С. 94–124. О преподавании в Вифанской духовной семинарии 1820–1828г. 507. Каверзнев Cm., прот. Non!: Из воспоминаний об о. Рафаиле//У Троицы в академии. М., 1914. С. 733–736. 508. Каптерев П.Н. Письмо студента 1842г.//БВ 1914. С. 360–364 (1-я пагин.). 509. Кастальский Д.И., прот. Из «Семейных записок» протоиерея Димитрия Ивановича Кастальского: академия (1840–1844 гг.)//У Троицы в академии. М., 1914. С. 80–111. 510. Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.). СПб.: Типография М. Меркушева, 1914. 224 с. 511. Колосов И., свящ. Академическая библиотека в 1890–1898 годах: Из воспоминаний бывшего библиотекаря//У Троицы в академии. М., 1914. С. 725–727. 512. Краткие воспоминания о Московской духовной академии в период 1876–1880г. студента семидесятых годов//У Троицы в академии. М., 1914. С. 172–201. 513. Лебедев А. Воспоминания воспитанника о дорогом наставнике о. архимандрите Порфирии [Попове Георгии Ивановиче, 1827–1866]//Странник 1867. Т. 2. С. 85–93. 514. Миловский И.В., Миловский М.В. Московская духовная академия по воспоминаниям двух родных братьев//Русский архив 1893. Кн. 3. С. 36–55. 515. Модестов С.С., прот. Воспоминания. М., 1909. 160 с. 516. Модестов С.С. Из воспоминаний протоиерея С.С. Модестова: Прохождение академического курса (1852–1856 гг.)//У Троицы в академии. М., 1914. С. 112–130. 517. Муретов М.Д. Из воспоминаний студента Московской духовной академии XXXII курса (1873–1877г.)//БВ 1914. С. 646–676 (1-я пагин.); БВ 1915. С. 700–784 (1-я пагин.); БВ 1916. С. 582–612 (2-я пагин.). 518. Надеждин Н.И., прот. Из записок московского протоиерея Н.И. Надеждина (1832–1833 гг.)//У Троицы в академии. М., 1914. С. 42–79. 519. Николай (Зиоров) , архиеп. Варшавский. Мои воспоминания о Московской духовной академии (К столетнему юбилею). Варшава, 1914. С. 24. 520. Остапов А.Д., прот. Дневники. Б. м., 1949, 1950, 1951, 1952–1953, 1954–1955, 1956–1957, 1958–1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966, 1967, 1968, 1969, 1970. 266, 202, 96, 117, 294, 173, 174, 250, 170, 152, 193, 212, 212, 169, 223, 235, 220, 349 с. (Машинопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Нищета духа – блаженство, первое в Евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния, первое состояние духовное ( 108, 520 ). Нищета духа – соль для всех духовных жертв и всесожжений. Если они не осолены этой солью – Бог отвергает их ( 108, 520 ). На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения ( 108, 532 ). Для христианина евангельская нищета вожделеннее всех сокровищ мира ( 109, 146 ). От непрестанной молитвы подвижник приходит в нищету духовную: приучаясь непрестанно просить Божией помощи, он постепенно теряет упование на себя ( 109, 194 ). Постоянное стремление к исполнению воли Божией мало-помалу истребит в нас удовлетворение собою и облечет нас в блаженную нищету духа ( 111, 28 ). Бог внемлет молитвам одних вдовиц, то есть одних нищих духом, преисполненных сознания своей греховности, своей немощи, своего падения, чуждых самомнения, которое состоит в признании за собою достоинств, добродетелей, праведности ( 111, 348 ). Видя постоянно возникающие в себе страсти, видя постоянное преобладание над собою греховных помыслов и мечтаний, приносимых духами, подвижник стяжевает нищету духа, заповеданную Евангелием, умерщвляется для мира, становится истинной вдовицей в духовном отношении и от сильнейшего ощущения вдовства, сиротства, одиночества, бесплодности с особенной неотвязчивостью начинает молитвой, соединенной с плачем... утомлять Неутомимого ( 111, 350 ). Видение себя является в нищете духа, а не в самодовольстве и самонадеянности ( 111, 456 ). Нищета духа является от видения и сознания грехов и греховности своей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 452 ). «Блаженны плачущие...» Плач есть некое скорбное ощущение утраты того, что радует. Если же нами понят плач человеческий, то пусть очевидное послужит некоторым указателем пути к неизвестному и сделается явным, что такой плач ублажаем, за которым следует утешение. Ибо если здесь плач происходит от лишения благ, какие у кого есть, и никто не станет оплакивать того, кто желает утратить, то надо узнать, что такое самое благо, а потом составить понятие о человеческом естестве, ибо им достигается и преуспевание в ублажаемом плаче.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Бастионом М. в империи при имп. Юстине I и в первые годы правления имп. Юстиниана I была Александрия, патриархи которой с 482 г. неуклонно придерживались антихалкидонского курса, давая прибежище мн. гонимым монофизитским лидерам. Однако именно здесь произошел раскол в рядах монофизитов, вызванный богословским спором между Севиром Антиохийским и Юлианом Галикарнасским, малоазийским епископом, также бежавшим в 518 г. от преследований в Египет. Юлиан утверждал, что тело Христа с самого рождения было непричастно «тлению» (φθορ), поскольку понимание его как «тленного» ставило бы под вопрос единство с божеством. Он столкнулся с оппозицией не только халкидонитов, но и антихалкидонитов в лице Севира, отстаивавшего мысль о том, что тело Христа обрело «нетление» лишь по Воскресении. Ожесточенная полемика между Севиром и Юлианом продолжалась с 520 до 527 г. ( Draguet. 1924; Давыденков. Велия благочестия тайна. 2002. С. 91-112). Юлианство, или афтартодокетизм , как называли это учение противники, приобрело много последователей в Александрии. Особенно острым противостояние севириан и юлианистов стало после смерти патриарха Тимофея IV Александрийского (7 февр. 535), в борьбе севирианина Феодосия I и ставленника юлианистов Гайана ( Кривушин. 2001. Т. 2. С. 172. Примеч. 76), по имени к-рых враждующие партии стали называться феодосианами и гайанитами . Юлианство оказало заметное влияние и на богословие Армянской Церкви ( Ларше. 2008. С. 179-180). Появившиеся в К-поле на волне успехов магистра Виталиана скифские монахи во главе с Иоанном Максенцием выступили за использование формулы «один из Троицы пострадал» (unus de Trinitate passus est) в ее халкидонском и антинесторианском смысле. В 520 г. Виталиан был убит ( Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 3), вероятно по инициативе св. Юстиниана ( Procop. Hist. arc. VI 27-28), что не повредило положению скифских монахов, поскольку они нашли покровителя в лице св. Юстиниана, к-рый воспользовался их формулой, полагая, что она, будучи понята православно, может стать основой для привлечения к единству антихалкидонитов. Еще в 519 г., когда скифские монахи во главе с Иоанном Максенцием отправились в Рим, с тем чтобы представить свое изложение веры ( Ioan. Maxent. Libel. fid.//ACO. T. 4. Vol. 2. P. 3-10), св. Юстиниан просил от папы Гормизда благоприятного ответа монахам для достижения церковного мира (Coll. Avel. N 191). Папа отклонил «теопасхитскую» формулу, и скифским монахам пришлось покинуть Рим, не добившись успеха.

http://pravenc.ru/text/2564126.html

Тело, приобщившись греху, упокоевается в делах плотских, но Дух Божий не находит покоя в плодах греха ( 55, 117 ). Грех расстраивает все существо человека и всем силам его дает извращенное направление. Преподобный Исаак Сирин ( 56, 13 ). Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести ( 108, 369 ). Для гибели человека достаточно одного порочного навыка: он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям ( 108, 377 ). Настолько наша природа повреждена греховным ядом, что самое обилие благодати Божией в человеке может служить для него причиной гордости и гибели ( 111, 160 ). Насколько душа выше тела, настолько добродетель, совершаемая духом, возвышеннее добродетели, совершаемой телом. Насколько дух выше тела, настолько грех, принятый и совершаемый духом, тягостнее и пагубнее греха, совершаемого телом ( 111,207 ). Явный грешник, впавший в смертный грех.., способнее к покаянию того мнимого праведника, который по наружному поведению безукоризнен, но в тайне души своей удовлетворен собой ( 111, 278 ). Когда мысль и сердце наслаждаются грехом и любят как бы осуществлять его мечтанием... такой тайный душевный грех близок ко греху, совершаемому самим делом ( 111, 469 ). Разъединение ума с сердцем, противодействие их друг другу произошли от нашего падения в грех ( 112, 115 ). Как земля, по причине поразившего ее проклятия, не перестает из поврежденного естества своего, сама собою, производить волчцы и терние, так и сердце, отравленное грехом, не перестает рождать из себя, из своего поврежденного естества, греховные ощущения и помышления ( 112, 271 ). Грехи, по видимости ничтожные, но пренебрегаемые, не исцеленные покаянием, приводят к грехам более тяжким, а от невнимательной жизни зарождается в сердце гордость ( 112, 392 ). Когда какой-либо один смертный грех поразит душу человека, тогда все скопище грехов приступает к нему, объявляет свое право на него. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 414 ). «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была, женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи» ( Лк. 13, 10–11 ). «Она была скорчена и не могла выпрямиться» ( Лк. 13, 11 ). Всякий грешник, помышляющий о земном, не ищущий небесного, не может смотреть вверх, потому что, предаваясь низшим пожеланиям, он уклоняется от прямоты ума своего и всегда видит только то, о чем помышляет. Обратитесь к сердцам своим, всегда наблюдайте, что вы содержите в своих помышлениях. Один помышляет о почестях, другой о деньгах, третий о добыче. Все это внизу; и когда ум в этом запутывается, он уклоняется от прямоты своего положения. А поскольку он не поднимается к осенению небесному, то никак не может смотреть вверх, как скорченная женщина.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Необходим подвиг для христианина. Но не подвиг освобождает его от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа ( 108, 525 ) . Божественная благодать, осенившая душу, преподает ей духовное ощущение, и страсти, эти ощущения и влечения плотские и греховные, остаются праздными ( 108, 526 ) . Нечистота есть неотъемлемая принадлежность падшего естества, а чистота – дар благодати Божией ( 108, 531 ) . Когда окружат скорби, нужно учащать молитвы, чтобы привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия ( 108, 549 ) . Когда благодатное утешение действует при таинственном познании Христа и Его воли, христианин не осуждает ни иудея, ни язычника, ни явного беззаконника, но пламенеет ко всем тихой, непорочной любовью ( 109, 140 ) . Сердце, осененное Божественной благодатью, воскресает в духовную жизнь, стяжает духовное ощущение, неизвестное ему в состоянии падения, в котором разумные ощущения человеческого сердца умерщвлены смешением с ощущениями скотоподобными ( 110, 62 ) . Стяжем Благодать Святого Духа – эту печать, это знамение избрания и спасения; оно необходимо для свободного шествия по воздушному пространству и для получения входа в небесные врата и обители ( 110, 182,183 ) . Монах не должен сомневаться в получении дара Божественной благодати... как сын не сомневается в получении наследства от отца... Вместе с этим, святой Исаак Сирин считает прошение в молитве о ниспослании явного действия благодати заслуживающим порицания... ( 108, 282 ) . Действием благодати разрешается слепота ума ( 112, 48 ) . Когда благодать действует в человеке, она не показывает чего-либо обычного или чувственного, но тайно учит тому, чего прежде не видел и не воображал никогда ( 112, 65 ) . То внимание, которое вполне соблюдает молитву от развлечения или от посторонних помыслов и мечтаний, – есть дар благодати Божией ( 112, 98 ) . Соединение ума с сердцем при молитве совершает Божия благодать в свое время, определяемое Богом ( 112, 114 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

784 В «письме», составленном, быть может, не без помощи некоторых польских документов, сказано «25 мая» – ХЧ., 1892 года, « 78, 187, – очевидно, по новому стилю. День приезда преосвященного Виктора в Варшаву был понедельник, – см . АСС., 1789 г., 112, лл. 56. 63. – МЕВ., 1892 г., 412413, – а между тем 25 мая старого стиля падает в пятницу; по новому же стилю 25 мая – понедельник. 25 мая н. с. в прошлом столетии соответствовало 14 мая с. с. 785 Это был paac krasiski – государственный дом, предназначенный для помещения различных общественных собраний. Здесь, например, происходили розыгрыши государственной лотереи. – «Gazeta Warszawska» , 1790 г., 5, и др. 788 Эти пять особ были: священник Симонович, дворецкий Чернявский, канцеляристы Скуловский и Барщевский и келейник Копыстенский. – ХЧ., 1892 г., 78, 186. – Ср. АСС., 1789 г., 112, л. 177. 789 АСС., 1789 г., 112, лл. 56. 63. – Ф. Бродович, «Зап.», 2. –МЕВ., 1892 г., 412413. «Дело об арест. преосв. Виктора». 791 КЕВ., 1861 г., 141. «Виктор, еп. переясл.» св. П. Л-ва. – В редакции предания, помещённой в КЕВ., есть, во всяком случае, доля позднейших наслоений не имеющим вероятности: певчим мальчикам неоткуда было взяться в Варшаве. 793 Преосвященный Виктор, вспоминая после освобождения из-под ареста о злополучных апрельских днях 1789 г., говорит: «Тогда-ж со мною («тогда», – очевидно, относится не ко дню 18 апреля, а вообще к дням ареста) взяты в арест из присутствующих в консистории моей игумен Киприан Островский и (см. ранее) отпралявший писарскую должность в консистории иерей Стефан Симонович; также священник Иродион Облонский, мой дворецкий Алексей Чернявский, келейный служитель Лука Копыстенский, два консиситорские канцеляриста Иван Скуловский и Павел Барщевский; потом вскоре медведовского монастыря игумен Виссарион, слуцкий протопоп Иоанн Белозор, из Украины от монастырей и духовных правлений нарочно ко мне с делами присланный Иван Бочковский, да и прочие, духовные и свтеские, паствы моея неунитские гречесике исповедники по разным местам и судам в арест содержаны». – – – АСС., 1789 г., 112, л. 177. – См. КЕВ., 1861 г., 78, 186 и далее..

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Ничто, никакое искушение, нанесенное людьми и духами, возникшее из падшего естества, не должно смутить (монаха). Источником непоколебимости и силы да будет вера в Бога ( 112, 148 ). Монах до самого гроба находится в опасности подвергнуться какому-либо искушению, не зная, откуда и в каком виде оно возникает. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 322 ). О покаянии Делание монаха, превосходящее все другие, самые возвышенные делания его, заключается в том, чтобы он исповедовал грехи свои перед Богом и своими старцами, чтобы укорял себя, чтобы был готов до самого исхода из земной жизни встретить благодушно всякое искушение. Преподобный Антоний Великий ( 82, 15 ). Монах не должен допускать, чтобы совесть обвиняла его в чем-либо. Авва Агафон ( 82, 57 ). Монах должен ежедневно утром и вечером исследовать самого себя, что сделано им согласно и несогласно с волей Божией. Поступая таким образом, монах должен проводить всю жизнь свою в покаянии. Так жил авва Арсений. Изречения безымянных старцев ( 82, 393 ). Не тот разумен, кто говорит, но тот, кто знает время, когда должно говорить. В разуме молчи и в разуме говори; прежде нежели начнешь говорить, обсуди, что должно говорить; говори одно нужное и должное, не хвались своим разумом и не думай, что ты знаешь больше других. Сущность монашеского жительства состоит в том, чтобы укорять себя и считать себя хуже всех. Преподобный авва Исаия ( 82, 152 ). Самоукорение есть иноческое делание, есть умное делание, противопоставленное и противодействующее болезненному свойству падшего естества, по которому все люди... стараются выказывать себя праведниками... Самоукорение есть насилие Падшему естеству ( 108, 320 ). Истинное иноческое преуспеяние заключается в том, когда инок увидит себя грешнейшим из всех людей ( 112, 103 ). Инок должен вспоминать ежедневно и по нескольку раз в день о предстоящей смерти ( 112, 120–123 ). Когда настало время кончины аввы Арсения, братия увидели, что он плачет. Братия сказали ему: «Отец! Неужели и ты страшишься?» Он отвечал: «Страшусь! И этот страх пребывал со мною с того времени, как я сделался монахом» ( 82, 53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Дух, или словесная сила, есть высшая способность души человеческой, которой она отличается от души животных, называемых... бессловесными ( 112, 361 ). Умирает дух человеческий.., когда отступит от него Дух Божий ( 112, 420 ). Горе мне, если дух, при разлучении с телом окажется умерщвленным вечной смертью ( 112, 458 ). Продолжительность молитв угодников Божиих не от многоглаголания, но от обильных духовных ощущений... ( 108, 152 ). (Необходимая) предосторожность... заключается в том, чтобы до времени очищения и обновления Духом не признавать никакого сердечного ощущения правильным, кроме ощущения покаяния, спасительной печали о грехах, растворенной надеждой на помилование ( 108, 214 ). Сердце, осененное Божественной благодатью, воскресает в духовную жизнь, стяжает духовное ощущение, не известное ему в состоянии падения, в котором словесные ощущения человеческого сердца умерщвлены смешением с ощущениями скотоподобными ( 110, 62 ). Изменяется душа, когда откроется в ней духовное ощущение, при посредстве которого ощущается присутствие Божие и Невидимый становится видимым ( 111, 255 ). Единение (в молитве) превыше земных ощущений; тут что-то небесное; тут предвкушение будущей жизни, в которой людей будет соединять дух ( 111, 438 ). Тот только может узреть плод Духа на древе души своей, кто возлелеет этот плод – святой, нежный, многим и мужественным терпением ( 109, 9 ). Переносится Священное Писание из Книги в душу; начертывается невидимым перстом на ее скрижалях – на уме и сердце – Слово Бога и Воля Бога, Слово и Дух ( 109, 10 ). Состарившись и измучившись в неплодстве, потом – родив, сверх чаяния, духовный плод (душа) говорит, подобно Сарре: «Смех сделал мне Бог» ( Быт. 21, 6 ), то есть даровал неожиданную, неотъемлемую радость – обручение вечной радости (112. 446). Изменение чувств, при котором человек входит в чувственное общение с существами невидимого мира, называется в Священном Писании отверзением чувств ( 110, 13 ). Непозволительно человеку устранять смотрение Божие и собственными средствами, по попущению Божию, а не по воле Божией, отверзать свои чувства и входить в явное общение с духами ( 110, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010