Нужно еще заметить, что в расположении некоторых книг есть разность между еврейскими списками и переводом LXX толковников. В еврейском тексте первые шесть книг располагаются, как и в славянском: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, – а у LXX: Осии, Амоса, Михея, Иоиля, Авдия, Ионы. Кроме того, во многих списках перевода LXX, например в александрийском, книга 12 малых пророков помещается ранее великих пророков. Наш славянский перевод, последовавший в обоих этих случаях еврейскому тексту, дает православному богослову опору оказывать предпочтение также еврейскому расположению Свящ. книг. В расположении остальных шести книг: Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии, сходны еврейские и греческие списки. Строго хронологический порядок должен бы быть следующий: 1) книга пророка Авдия (889–880 гг. до Р.Х.), 2) Иоиля (877–857), 3) Ионы (823–783), 4) Амоса (823–783), 5) Осии (790–725), 6) Михея (740–695), 7) Наума (715–700), 8) Аввакума (714–700), 9) Софонии (640–629), 10) Аггея (ок. 520), 11) Захарии (520–515), 12) Малахии (450–430). О каноническом достоинстве книг малых пророков, составляющих в иудейском и христианском каноне одну книгу, было всегда единогласное мнение. Как выше было сказано, уже премудрый Сирах упоминал о писании 12 пророков (49:12), как богодухновенной книге. Во всех отеческих и соборных, начиная с 85 апостольского правила, исчислениях эта книга находится, как неизменная часть священного канона. Только в исчислении Оригена нет ее, но, как единогласно признают ученые, это объясняется ошибкою писца, так как без нее у Оригена оказывается 21 книга. В Новом Завете очень много мест приводится из разных книг малых пророков (напр., Ос.11 ­­ Мф.2:15 ; Ос.6 ­­ Мф.9:13; 12:7 ; Ос.1 – Рим.9:25–26 ; Иоил.2:28–30 ­­ Деян.2:12–15 ; Ам.5:25–26 ­­ Деян.7:42–43 ; Ам.9:11–12 ­­ Деян.15:15–16 ; Мих.5 ­­ Мф.2:5–6 ; Зах.12 ­­ Ин.19:37 ; Мал.3 ­­ Мк.1 и мн. др.). Толковательная литература на книги малых пророков очень обширна. Укажем лишь некоторые особенно ценные для православного богослова труды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

-в каноне Нового Завета присутствуют ссылки на предсказания пророков, например: «но это есть предреченное пророком Иоилем» ( Деян. 2, 16 ); -толкователями по-разному могут пониматься одни и те же события; может иметь место разница во мнениях и относительно времени жизни пророков и происхождения пророческих книг. В некоторых случаях уже в начале пророческой книги указывается, когда к пророку было обращено слово Господне, чей он был сын, во времена какого правителя (правителей) это происходило и т.д., в иных – биографические сведения отсутствуют вовсе. Тему настоящего исследования можно считать актуальной. Возможно, есть необходимость издания объемного труда, в котором будет проведен подробный анализ всех пророчеств о новозаветных событиях в книгах малых пророков. Настоящее исследование носит характер общего обзора. Приложение. Хронологическая таблица пророков-писателей Имя пророка Годы жизни Правитель в его время До-вавилонский период 793–753 до Р.Х. Иеровоам II 770–750 до Р.Х Иеровоам II, Озия 760–725 до Р.Х. Иеровоам II, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия 740–690 до Р.Х Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия 740–695 до Р.Х. Иоафам, Ахаз, Езекия Софония 639–621 до Р.Х. 621–612 до Р.Х. Вавилонский период Иеремия 625–586 до Р.Х. Иосия, Иоаким, Седекия Аввакум 608–597 до Р.Х. Около 586 до Р.Х. Иезекииль 592–571 до Р.Х. В Вавилонии Даниил 597–539 до Р.Х. В Вавилонии до 3-го года Кира Персидский период 520 до Р.Х. Дарий Гистасп Захария 520–515 до Р.Х. 500–450 до Р.Х. Малахия 460–430 до Р.Х. 60 Библиография Источники: 1 . Библия . Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2000. 2 . Кирилл Александрийский , свт. Толкование на пророка Михея//Богословский вестник, 1893, 11. Прил. С. 57–66. Электронное издание: кафедра библеистики МПДА, 2006. 3 . Его же. Толкование на пророка Аввакума//Творения. Ч. 10. М., 1894. 4 . Ефрем Сирин , преп. Толкование на книгу пророчества Амоса// Ефрем Сирин , преп. Творения. Ч. 6. М., 1887. 5 . Его же. Толкование на книгу пророчества Осии//Творения. Ч. 6. М., 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Если же проставить пророков в хронологическом порядке, то получится следующий список, состоящий из трех отделов: допленные пророки, времени пленения и послепленные. 12. Хронологическая таблица пророков – писателей 1. Довавилонский период п/п Имя пророка Годы жизни Царь, правивший в это время 793–753 до Р.Х. Иеровоам II (793–753) 770–750 до Р.Х. Иеровоам II, Озия 760–725 до Р.Х. Иеровоам II, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия 740–690 до Р.Х. Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия 740–695 до Р.Х. Иоафам, Ахаз, Езекия Софония 639–621 до Р.Х. 621–612 до Р.Х. 2. Вавилонский период п/п Имя пророка Годы жизни Царь, правивший в это время Иеремия 625–586 до Р.Х. Иосия, Иоаким, Седекия Аввакум 608–597 до Р.Х. Около 586 до Р.Х. Иезекеиль 592–571 до Р.Х. В Валилонии Даниил 597–539 до Р.Х. В Вавилонии до 3-го года Кира 3. Персидский период п/п Имя пророка Годы жизни Царь, правивший в это время 520 до Р.Х. Дарий Гистасп Захария 520–515 до Р.Х. 500–450 до Р.Х. Малахия 460–430 до Р.Х. 13. Книга пророка Исайи Сведения о жизни и исторические события во время его служения Исаия (с евр. «спасение Иеговы», «блаженство Иеговы») родился пророк около 765 г. до Р.Х. Исайя был сыном Амоса, (но не пророка Амоса, который был незнатного рода пастухом и имя которого имело иное написание, переводившееся с еврейского как «народ отверженный»). Пророк Исайя происходил из аристократического сословия, даже более – царского рода. Иудейское предание говорит, что Амос, отец Исайи, был братом царя Амасии, и, следовательно, сыном царя Иоаса (иудейского). На пророческое служение Исайя был призван в юном возрасте в годы правления царя Озии. О призвании говорится в 6 главе. Исайя видел Господа, сидящего на престоле, окруженного Серафимами, воспевающими Его славу. Исаия исповедует свою греховность, но очищается от нее одним из Серафимов, прикоснувшимся к его устам горящим углем от жертвенника Господня. После этого Исайя ревностно откликается на зов Божий и получает повеление идти и благовествовать народам волю Божию. Пророчествовал Исайя в Иерусалиме, используя все 3 способа передачи откровения народу: устную проповедь, письменные послания и символические действия (ходит нагой и босой, предсказывая рабство египтянам) ( Ис.20:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

66.1–4. Слово к народу, когда он приступит к сооружению Храма. Пророк предупреждает, что главное в деле благочестия не обряды, а праведность. Вся Вселенная — храм Божий. Никакое здание, построенное руками человеческими, не нужно Вседержителю, если человек отвращается от Его заповедей. 66.19. Миссионерское призвание Израиля в малой степени осуществилось через ветхозаветный прозелитизм вв. до Р. X. ), а в полной — через подвиг апостолов Христовых. VII. PECTABPAЦUЯ. ПРОРОКИ АГГЕЙ И ЗАХАРИЯ (ок. 520 г. до Р. Х.) Пророк Аггей (евр. хагай, «праздник») жил в эпоху мессианского движения, которое вспыхнуло среди иудеев в конце VI в. до Р. X. Испытав первые невзгоды после возвращения на землю отцов, евреи впали в маловерие и глубокое уныние. Строительство Храма было прекращено, благочестие угасало. Тогда Бог воздвиг двух пророков — Аггея и Захарию, которые вдохновили народ, предрекая пришествие Мессии, и побудили его возобновить постройку Храма. В то время палестинские иудеи подчинялись персидскому сатрапу и владели лишь Иерусалимом с его окрестностями. Во главе Общины стоял князь из дома Давидова Зоровавель, который привел переселенцев из Вавилона в 538 г. до Р. X. Пророк Аггей обратился к нему с требованием приступить к строительству Храма. Речи пророка точно датированы с августа по декабрь 520 г. Вероятно, вскоре после этого Аггей умер. По преданию (сохраненному Псевдо–Епифанием), он дожил до освящения Второго Храма (515). Основная мысль Книги пророка Аггея — необходимость воздвигнуть Храм в преддверии мессианского Царства. Пророк напоминает маловерным иудеям о том, что обетование о пришествии Мессии непреложно. По–видимому, сам пророк полагал, что Завет Божий исполнится в лице Зоровавеля, сына Давидова. Здесь мы имеем дело еще с одним примером того, как сокращалась временная перспектива в пророческом предвидении будущего. Поэтому уверенность Аггея в том, что Зоровавель есть Помазанник, могла превратиться в ожидание немедленного установления Царства Божия. Судьба Зоровавеля показала, однако, что время Мессии еще не настало. После освящения Храма мы больше ничего о Зоровавеле не слышим. По некоторым намекам можно предположить, что он возглавил мессианское восстание в Иерусалиме, которое было подавлено персами (Езд 4.15). Согласно другому предположению, Зоровавель был смещен с поста правителя и возвращен в Вавилон. Книга пророка Аггея есть свидетельство веры в пришествие Мессии, прозвучавшее на фоне общего упадка духа и маловерия. 1. Четыре пророчества (Аг 1—2)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

В Евр 7:2 7-й стих 2-й главы пророчества Аггея для убеждения христиан быть достойными членами Церкви Христовой, прообразом которой в Ветхом Завете был иерусалимский храм В третьей речи ( Агг 2:10–19 ), произнесённой в 24 день девятого месяца, т.е. через два месяца после второй, пророк убеждает строителей храма в необходимости душевного очищения («обратите же сердце ваше») и утешает их обетованием Господних милостей в плодородии земли. В четвёртой речи ( Агг 2:20–23 ), произнесённой в тот же день, пророк утешает Зоровавеля и весь народ надеждой на исполнение обетований Господа дому Давида в лице Зоровавеля, его потомка. За богослужением книга пророка Аггея не употребляется. Книга пророка Захарии Личность и служение. Пророк Захария ( [Зехарйа] – «Господь вспомнил»), современник пророка Аггея, происходил из священнического рода и был сыном Варахии и внуком Адды, возвратившегося из плена вместе с Зоровавелем ( Зах 1:1 ; Неем 12:16 ). На пророческое служение он выступил двумя месяцами позже Аггея, в 8-й месяц второго года Дария Гистаспа ( Зах 1:1 ), т.е. в 520, до Р.Х. Подобно Иеремии, пророк Захария начал пророчествовать в молодом возрасте (в Зах 2:4 назван юношей). Также, как и его современник Аггей, пророк Захария воодушевлял строителей второго Иерусалимского Храма обетованиями божественной помощи, покровительства и утешения. Этот период пророческого служения Захарии, связанный с восстановлением храма, приходится на 520–515 гг. до Р.Х. В 9–14 главах упоминания о храме нет, следовательно, эта главы книги написаны уже после освящения построенного храма в шестой год Дария Гистаспа. Конец деятельности пророка точно неизвестен. Память пророка Захарии празднуется Церковью 8 февраля (21 февраля). Святые отцы называют Захарию Серповидцем, по одному из видений, в котором он созерцал свиток, летящий по воздуху ( Зах 5:1–4 ). Состав и содержание книги. Книга пророка Захарии состоит из 14 глав и, подобно книге Иезекииля, в ней много символических видений, трудных для истолкования. По своему содержания она может быть разделена на три части: символическую ( Зах 1–6 глл.), историческую ( Зах 7–8 глл.) и пророческую ( Зах 9–14 глл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Следует иметь в виду, что библейский порядок пророческих книг, как в еврейском каноне, так и в переводах, не содержит строгой хронологической системы. Славяно-русская Библия воспроизводит порядок пророческих книг в евр.каноне. В переводе 70-ти малые пророки стоят впереди великих и располагаются в несколько ином порядке: сначала три наибольшие по объёму из книг допленных пророков: Осии (14 глл.), Амоса (9 глл.) и Михея (7 глл.), затем следуют книги Иоиля, Авдия и Ионы; последние шесть книг (от Наума до Малахии) – в общепринятом порядке. Для более точной хронологии пророков-писателей их служение разделяют на три эпохи: 1) ассирийскую или довавилонскую; 2) вавилонскую и 3) персидскую или послепленную. В ассирийскую или довавилонскую эпоху (в 8–7 вв. до Р.Х.) проходили служение пророки-писатели израильского десятиколенного царства: Амос, Осия – современники Иеровоама II (793–753), а также Иона (см. 4Цар. 14:25 ). В эту же эпоху пророчествовали более древние из иудейских пророков-писателей – Исаия, его современник Михей, Софония и Наум. Это так называемые «допленные пророки». В вавилонскую эпоху (612–539 гг.) пророчествовали: Иеремия, Аввакум, Авдий, Иезекииль и Даниил. В персидскую эпоху (в конце 6-го и в 5-м веке до Р.Х.) проходили служение так называемые «послепленные пророки»: Аггей (ок.520 г.), его современник Захария и пророк Малахия (5 в.). К этой же эпохе относят служение пророка Иоиля и составление книги Ионы. Для наглядности хронологию пророков-писателей лучше всего представить в таблице. Довавилонский период 793–753 при Иеровоаме II (793–753) 770–750 при Иеровоаме II, Озии 760–725 при Иеровоаме II, Озии Иоафаме, Ахазе и Езекии 740–690 при Озии, Иоафаме, Ахазе, Езекии 740–695 при Иоафаме, Ахазе, Езекии Софония 639–621 при Иосии 621–612 при Иосии Вавилонский период Иеремия 626–586 при Иосии, Иоакиме, Седекии Аввакум 608–597 Иезекииль 592–571 в Тель-Авиве (в Вавилонии) Даниил 597–539 в Вавилоне до 3-го года Кира Персидский период при Дарии Гистаспе Захария 520–515

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Семьдесят толковников на первое место ставили 12 малых пророков. В Вульгате (лат.) и позднейших христианских изданиях на 1 месте ставится книга пророка Исаии – как содержащая самые ясные сведения о Мессии. В славянской и русской Библиях следующий порядок: в начале помещаются 4 великих пророка (называемые так по объему их писаний) Исаия, Иеремия (+Плач Иеремии, Послания Иеремии и книга пророка Варуха), Иезекииль, Даниил; и 12 малых пророков: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Если же поставить пророков в хронологическом порядке, то получится следующий список, состоящий из 3 отделов: допленные пророки, времени пленения и послепленные. Хронологическая таблица пророков-писателей I. Довавилонский период. 1 . Иона между 793–753 при Иеровоаме II (793–753). 2 . Амос « 770–750 при Иеровоаме II, Озии. 3 . Осия » 760–725 при Иеровоаме II, Озии Иоафаме, Ахазе и Езекии. 4 . Исаия « 740–690 при Озии, Иоафаме, Ахазе, Езекии. 5 . Михей » 740–695 при Иоафаме, Ахазе, Езекии. 6 . Софония « 639–621 при Иосии. 7 . Наум » 621–612 при Иосии. II. Вавилонский период 8 . Иеремия между 625–586 при Иосии, Иоакиме, Седекии. 9 . Аввакум « 608–597 10 . Авдий около 586 11 . Иезакииль между 592–571 в Вавилонии. 12 . Даниил » 597–539 в Вавилонии до 3-го года Кира. III. Персидский период. 13 . Аггей 520 при Дарии Гистаспе. 14 . Захария между 520–515 - " - 15 . Иоиль » 500–450 16 . Малахия « 460–430 Книга пророка Исаии Сведения о жизни пророка Исаии и исторические события во время его служения «Исаия» – евр. «спасение Иеговы», «блаженство Иеговы». Родился пророк около 765 г. до Р.Х. Исаия был сыном Амоса ( Ис. 1, 1 ), но не пророка Амоса, который был незнатного рода (пастухом) и имя которого имело иное написание, переводившееся с еврейского как «народ отверженный». Пророк Исаия происходил из аристократического сословия, даже более – царского рода. Иудейское предание говорит, что Амос отец Исаии, был братом царя Амасии, и, следовательно, сыном царя Иоаса иудейского).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

—  История иконоборства: иконоборцы первой генерации — «христианообвинители» . — Начало иконоборческого движения: Константин наколийский, Фома клавдиопольский и Феодосий ефесский (515–516). — Указ Льва Исавра (516–517). — Протест папы Гpuropuя II и подложность посланий с его именем (517— 520). — Св. Иоанн Дамаскин и патр. Герман (520–221). — Константин Копроним (521–522) и иконоборческий собор 754 г. (522–524). — Ορος собора (524–527) и его смысл и аргументация (528–533). — Проведение иконоборческих начал в жизнь: требование присяги и гонение против иконопочитателей и особенно монахов (533–540). — Выступление восточных патриархов против иконоборчества (541–542). — Отношение к иконопочитателям Льва Хазара (542). — Имп. Ирина; меры к созванию вселенского собора (542–543). — Ответ папы Адриана I (544–547) и ответ восточных (547). — Открытие собора в Константинополе в 786 г. и противодействие иконоборцев (548–549). —  Седьмой вселенский собор . —Состав собора (549–550). — Деяния его (550–552). — Вопрос о принятии епископов, замешанных в иконоборческую смуту (552–553), и три «привода» их (553–554). — Принятие епископов первого «привода» (554). — Исследование вопроса о епископах второй категории, субъективно-психологическое (554–555) и объективно-каноническое (555–558). — Представитель третьей категории (Григорий неокесарийский) и его принятие (558–559). — Определение собора о почитании икон (559–563). —  Причины возобновления иконоборчества после седьмого вселенского собора . — Популярность императоров-иконоборцев (563–565) и недовольство правлением Ирины, Никифора и Михаила I (565–567). — Влияние иконопочитателей на политику и разногласия в среде их самих по вопросам церковным — о «прелюбодейном» браке имп. Константина (567–569) и о казни еретиков (569–570), и политическим — о выдаче перебежчиков (570–571). —  Иконоборцы второй генерации . — Гонение против икон Льва Армянина; собор 815 г. (571–574). — Михаил II и его отношение к вопросу об иконах (574–575). — Иконоборческая политика Феофила и преследование иконопочитателей (575–578).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

1000–931 с 750 экспансия Ассирийской державы Рассказы об Илии (IX в.) Амос и Родовое царство 722 захват Самарии и присоединение Осия (середина VII в.) Исаия и Давида и Соломона Северного Царства к Ассирии Михей (конец VIII в.) 931–722 733–622 Иуда – вассал Ассирии Иерусалимская историография Северное Царство 622 реформа царя Иосии (=иеговистская история) (VII в.) Израиля (Иосианское) Второзаконие (622) 931–586 605–586 Иуда – вассал Вавилона Софония, Наум и Аввакум Южное Царство 597 и 586 первый и второй (кон. VII в.) захват Иерусалима Иезекииль и Иеремия 586 разрушение Храма и города (нач. VI в.) 586 до н.э. – 324 586–538 Иудея – вавилонская провинция Девтерономическая история н.э. под властью 538 захват Вавилона персидским царем (сер. VI в.) Второисаия (сер. VI в.) чужеземных Киром 520–515 восстановление Священническое писание, Аггей и государств иерусалимского Храма Захария (520–518) Руфь (V в.) 586–538 445 Неемия (наместничество; Вавилонское восстановление стен Иерусалима) господство 538–332 398 Ездра (провозглашение Торы Завершение Торы (ок. 400) Персидское в Иерусалиме) 332 Александр Великий Uob.(IV в.) Паралипоменон, господство в Израиле и Египте 1Ездра, Неемия, Товит, Эсфирь, 332–301 167–164 освободительная Притчи, Экклесиаст, Песнь Греческое борьба Маккавеев (Хасмо– песней (III–II вв.) господство Книга двенадцати проро– 164 повторное освящение ков (ок. 240) 301–198 («очищение») Храма Псалтирь (200–150) Иисус, Господство сын Сирахов (ок. 175) Птолемеев Даниил (ок. 150), Иудифь (150–100), 198–129 1/2 Маккавейские (ок. 100) Господство Селевкидов 129–63 Господство Хасмонеев 63 до н.э. – 324 н.э. 7/6 до н.э. рождение Иисуса Книга Премудрости Соломона Римское господство 66–70 н.э. Иудейская война (ок. 30г. н.э.) против римского господства 40 до н.э. – 100 н.э. 70 разрушение Иерусалима 132–135 Завершение иудейского Зависимое царство восстание против римлян под канона (ок. 100 н.э.) Иродов руководством Бар–Кохбы Приложение 2: Географические карты по истории Израиля Карта 1: Области расселения колен Израилевых и народов моря

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Легаты оставались в К-поле до 10 июля 520 г., наблюдая за подписанием «формулы Гормизда» всеми епископами империи. В этот период в К-поле возникло дело монахов Максенция и Леонтия из пров. М. Скифия (совр. Добруджа), предложивших для примирения сторонников Халкидонского Собора и монофизитов христологическую формулу «един от Святой Троицы пострадал во плоти» (лат. unus ex Trinitate passus est carne; греч. να τς Τριδος πεπονθναι σαρκ). Формула была объявлена еретической монахами к-польского мон-ря акимитов , а легатами признана излишней по причине ее отсутствия в определениях Халкидонского Собора. Не добившись ее принятия в К-поле, скифские монахи направились в Рим. В послании Г. племянник имп. Юстина Юстиниан (впосл. император) предупредил папу об их отбытии и признал, что изложенная монахами формула может быть полезной для примирения противоборствующих партий. В Риме скифские монахи проповедовали свое учение перед народом и сенатом, но Г. отказался сформулировать свое отношение к их формуле. В авг. 520 г. скифские монахи отбыли в К-поль, не дожидаясь возвращения в Рим легатов. После смерти патриарха Иоанна 25 февр. 520 г. в К-поле был рукоположен его преемник Епифаний , направивший 9 июля того же года Г. послание, заверявшее его единство с Римской Церковью. В ответ Г. выразил недоумение, что патриарх известил его о своем вступлении на престол лишь через 4 с половиной месяца (Ibid. N 205). Одновременно с патриаршим посланием Г. были переданы письма императора, императрицы, Юстиниана и др. Император и Юстиниан поставили папу в известность об отказе мн. епископов Понта, Азии и Востока анафематствовать преемников Акакия и бывших с ними в общении епископов и просили Г. изменить «libellus», ограничившись анафематствованием одного Акакия. В ответе Г., данном в марте 521 г. после повторного напоминания со стороны Юстиниана, подчеркивалось, что папа не допустит отклонения от позиции Римского престола (Ibid. N 236-238). Г. погребен в соборе св. Петра. Его сын, папа Сильверий, написал эпитафию (Poetae latini aevi Carolini/Ed. E. Dümmler. B., 1881. Vol. 1. P. 114), в к-рой Г. приписывается восстановление правосл. иерархии в Африке после смерти арианского вандальского кор. Трасамунда (523).

http://pravenc.ru/text/166221.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010