В. Как должно проводить праздничные дни по заповеди? О. Во-первых, не должно в сии дни работать или делать дела мирские и житейские; во-вторых, должно свято хранить оные, то есть употреблять на дела святые и духовные, во славу Божию. В. Для чего запрещено работать в праздничные дни? О. Чтобы беспрепятственнее употреблять их на святые и богоугодные дела. В. Что именно прилично делать в праздничные дни? О. 1) Приходить в церковь для общественного богослужения и поучения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвою и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть из своего имения и употреблять то на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключенных в темницах и другие делать дела любви христианской. В. Не должно ли такие дела делать и в рабочие дни? О. Хорошо, кто может сие делать. А кому препятствует работа, тот, по крайней мере, праздничные дни таковыми делами освящать должен. Молиться же непременно должно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после оных, и, по возможности, при начале и окончании всякого дела. В. Что должно думать о тех, которые в праздники позволяют себе нескромные игры и зрелища, светские песни, невоздержность в пище и питии? О. Такие люди весьма оскорбляют святость праздников. Ибо если даже невинные и для временной жизни полезные работы не сообразуются с днями святыми, то кольми паче дела бесполезные, плотские и порочные. В. Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то не осуждает ли она тех, которые ничего не делают? О. Без сомнения, осуждает тех, которые в простые дни не занимаются делами, приличными их званию, но проводят время в праздности и рассеянности. О пятой заповеди В. Какие особенные должности предписывает пятая заповедь в отношении к родителям под общим наименованием почитания их? О. 1) Почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить их во время болезни и старости; 4) после их смерти так же, как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противные закону Божиему и гражданскому ( 2Мак.12:4344 ; Иер.35:1819 . Иоанн Дамаскин . Слово об усопших).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Кама. 4343 Определением Св. Синода от 3(16).11.1979 предписано по хиротонии выдать отпускные грамоты для служения в Чехословацкой Православной Церкви по просьбе Митрополита Пражского Дорофея (ЖМП. 1980. 3. С .6). 4344 Архиепископ с 26.08(09.09)1988. Митрополит с 12(25)02.1999. Управляющий делами Московской Патриархии с 04(17)07.1996. 4345 По ММЛ РПИ, в 1922 г. некоторое время примыкал к обновленцам, но вскоре же порвал с ними общение: в 1923 г., «узнав о ложности действий обновленцев, «...удалился от них и тайно скрывался в монастыре «Божье дело», приписанном к Ниловой пустыне...» (Калининская епархия). Когда, где и кому приносил покаяние в отпадении в обновленческий раскол – неизвестно. По ММЛ Каталог... «...по дополнительным сведениям еп. Сергия (Ларина), митр. Николай был в обн. расколе до середины 1924 г. в Киевской епарх., затем был уволен на покой, но оставался в расколе и лишь позднее присоединился к Русс. Прав. Церкви...» 4346 Вторая дата – дата ареста, после которого отправлен в СЛОН, а в 1927 г. – в ссылку, которую отбывал в пос. Хэ Тобольского округа вместе с Местоблюстителем митрополитом сщмч. Петром (Полянским) в течение всего 1 месяца и 23 дней, а затем был освобожден и смог прибыть в Москву к митрополиту Сергию (Страгородскому) с ложным сообщением о поддержке сщмч. Петром только что обнародованной Декларации. 4348 «Еп. Афанасий, вик. Казанской еп.» (см. Приложение 8. С. 880). Какую кафедру тогда занимал, определить трудно, возможно Мамадышскую (по данным M. Е. Губонина). См. Мамадышская. Вторая дата – определение Св. Синода и Св. Патриарха (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 218, л. 280). 4352 По ПБЭ, первая дата иная: 27.10.1857. Вторая дата – определение на покой. Преставился 30.04.1867. 4353 Местночтимый святой (официальный веб-сайт Ставропольской епархии www.eparchia.stavropol.net). Вторая дата – дата преставления. 4355 Духовный писатель-педагог (его «Наставление в Законе Божием» было издано 24 раза); храмоздатель (в Ставропольщине им построено 240 новых храмов и 3 монастыря); щедрый и неоскудевавший благотворитель (почетный член всех четырех духовных академий; член 35 благотворительных и просветительных обществ, учреждений и братств).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому все творение и все народы земли должны воздавать Богу хвалу, честь и славу (ср. Пс.145150 ). Если Божье правление трудно разглядеть в этой жизни, а жизнь полна всяческих неприятностей, Бог позволяет верующему изливать свое недовольство (например, ). Но и за праведным негодованием нужен глаз да глаз, чтобы наши эмоции не ввели нас в больший грех. Так, псалмы не только представляют нам доктринальное учение всех сторон характера Бога, Его народа и этого мира, а также показывают диапазон человеческих эмоций от хвалы и благодарения до плача и проклятия. В конце автор псалма призывает всех, кто способен дышать, произнести: «Слава Господу!» ( Пс. 150 :6Ь). Мы можем позволить себе лишь слегка соприкоснуться с обширным вопросом богословия Псалтири. Современным работам на эту тему еще предстоит найти свое место на книжных полках. Связь с Новым Заветом В Новом Завете, после книги пророка Исайи и Второзакония, Псалмы – самая широко цитируемая и самая часто упоминаемая книга Ветхого Завета. В 70 случаях цитата начинается с вводной формулы (напр., Мк.12:36 ; Деян.1:16 ), в 60 случаях псалмы цитируются без всякой вводной фразы (напр., Евр.1:13 ), вдобавок, в 220 случаях можно обнаружить упоминание о псалме или фразу, близкую к тексту одного из псалмов. 671 Судя по цитатам из Нового Завета, все Псалмы имеют «Давидово» происхождение (см. выше). В новозаветную эпоху христиане, конечно же, пели псалмы (ср. Мк.14:26 / Мф.26:30 ; Деян.16:25 ; 1Кор.14:15 ; Пс.146:1 ; Еф.5:19 ; Кл.3:16 и Иак.5:13 ). Даже собственные слова Иисуса об Иерусалиме и о том, как народ Божий отверг Его, посланного Богом Мессию ( Лк.19:4344 ) напоминают проклинающие слова Псалма 136:9. Чаще всего Новый Завет цитирует следующие псалмы: 109:1, 2:7, 8:46 и 117:22. Псалмы 2, 21, 32, 33, 34, 38, 49, 68, 77, 88, 101, 104, 105, 106, 109, 115, 117, 118, 134, 144, 146 цитируются несколько раз. Несколько раз Новый Завет цитирует «текст, составленный из нескольких псалмов», к которому добавляются некоторые другие отрывки, соответствующие теме разговора (см. Рим.3:1018, 15:912 ; Евр.1:513 ). Новый Завет настолько сильно пронизан псалмами, что только в пяти его книгах (Послания к Галатам, Филемона, 2 и 3 Иоанна и Послание Иуды) «не наблюдается прямой связи с Псалтирью. Все остальные авторы цитируют псалмы по своему усмотрению, в подтверждение своей точки зрения». 672

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

К учению нечестивому Иоанн присоединял волхвования, волшебства, подобные языческим. 58 У византийских историков Иоанн назывался Грамматиком (чтецом), также Яном, Янием (Autoris incerti Chronographia tempori Leonis Arm. Paris, 1655, p. 446). О нем они утверждали, что он в отрочестве имел в себе демона (ibid. р. 435), что был сперва светским лицом и проводил жизнь непотребную, и обнаруживал ненависть к почитанию икон (Autoris incerti Hist. Michael in vit. Leonis Arm.; Theod. Stud. Theoster in Nicet Ap. Sur. 3 Apr.); потом для прикрытия своего нечестия он сделался монахом. Любил заниматься магией и успел вдохнуть в императора Феофила желание узнавать будущее посредством таинств ее и волхвований. Получив при нем высшую церковную власть – патриаршество, он в большом доме вне города, в подземных помещениях, приносил жертвы демонам и занимался волшебством, желая узнать будущее и неизвестное. Сюда он часто приглашал императора. Сюда призывал и красивых религиозных женщин, обещая им открытие тайн. Они же, находясь под влиянием Иоанна, не могли сопротивляться ему и обуздывать его грубые страсти (Кедрин. Деяния церковн. и гражд. М., 1794. Ч. 2, л. 4344). Новейшие ученые, признавая Иоанна человеком умным, сведущим во многих науках и хитрым, тем объясняют влияние его на многих людей. Он был прозван Грамматиком за свою ученость. Занятия естественными науками дали повод невежественной толпе считать его чародеем (Бильбасов. Кирилл и Мефодий. СПб., 1862 г. Ч. 2, стр. 146). Фанатизм византийцев сделал из этого мужа какого-то чернокнижника. Лев Исаврянин обращался к нему с вопросами в делах веры. Он поручил ему собрать мнения св. отцов касательно икон (Genesius Lib. 1 Regum, ed.Bonn, p. 2627). Иконоборец Иоанн изложил мнения св. отцов так, что они клонились в пользу иконоборцев. На императора Феофила Иоанн повлиял при его воспитании, которое было вверено ему (Кедрин. Деяния церковн. и гражд. М., 1794 г. Ч. 2). Он внушил Феофилу с детства ненависть к почитанию икон и к иконопочитателям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. К. также считается переводчиком «Слов о священстве» Иоанна Златоуста. Приписывавшийся А. К. перевод «Толкования на послания ап. Павла» Феодора Мопсуестийского (сохранился во фрагментах), по всей видимости, был сделан если не самим Юлианом Экланским, то кем-то из его круга. Однако ранние источники (до VII в.) ничего не говорят о знакомстве А. К. с Юлианом, хотя оно и могло иметь место после 418 г., когда Юлиан оказался на Востоке. Достоинства переводов А. К. обеспечили им долгую жизнь, а принадлежность переводчика к сторонникам Пелагия постепенно забылась. В XII в. Сигеберт из Жамблу поместил А. К. в составленный им список известных церковных писателей (De viris illustribus. 61//PL. 170. Col. 562-563), не упоминая при этом о пелагианстве ни самого А. К., ни его друга еп. Оронтия (при этом Сигеберт ошибочно отождествляет А. К. с юристом Анианом, советником вестгот. кор. Алариха). Ист.: Hieronimus. Ep. 143//PL. 22. Col. 1181; CSEL. 56. P. 293 (ed. Hilberg I.). Соч.: CPL, N 171-172; CPG, N 4424, 4344 [подлинные], 4305, 4308, 4309, 4316, 4440, 4467 [сомнительные]; PG. 50. Col. 471-72 [послание Евангелию]; Col. 473-514 [пер. гомилий «В похвалу св. ап. Павла»]; PG. 58. Col. 974-977 [послание Оронтию]; Col. 977-1058 [пер. гомилий на Мф]; S. Jean Chrysostome. A Théodore/Éd. J. Dumortier. P., 1966. P. 241-332 (SC; 117); Theodori episcopi Mopsuestini In epistulas B. Pauli commentarii/Ed. H. B. Swete. Camb., 1880-1882. Лит.: Garnerius S. J. (Garnier). De vita et Scriptis Aniani//PL. 48. Col. 298-305; Portali é E. Anian ou Annien//DTC. T. 1. Col. 1301-1305; Bouhot J. P. Version inédite du sermon «Ad Neophytos» de S. Jean Chrysostome, utilise par S. Augustin//REAug. 1971. T. 17. P. 27-41; DSAMDH. T. 12. P. 2908-2912; Grossi V. Adversaires et amis d " Augustin//Initiation aux pères de l " Église. P., 1986. Vol. 4. P. 626-627; Voicu S. J. Annianus of Celeda//EEC. Vol. 1. P. 41. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АДОПЦИАНСТВО общее название христологических ересей, которые двояко истолковывают понятие сыновства Господа нашего Иисуса Христа

http://pravenc.ru/text/115474.html

И сотвори Господь человека по образу своему и по подобию, и жену ему сотвори, и в Рай введе. И заповедь даст им от древа не ясти, еже разумети добро и лукаво 4331 . И ненавидяй добра роду человечю завистливый диявол прелсти их, еже преступити данную им заповедь. Того ради изгна их Господь из Рая, и сотвори им ризы кожаны, заповеда, рек: «Тружаяся, делая землю в поте лица твоего и яси от нея 4332 ». 4333 Адам же изыде из Рая, и начат труд творити – землю делати, по словеси Господню, и питатися от нея, и славити Бога. Темже 4334 и мы, братие, не будем сопротивны 4335 и равны Богу, по словеси Господню труды своя полагаем, якоже апостол Павел глаголет: «Подобает убо делателю преже от плода вкусити». 4336 И паки рече: «Иже не делает, да не яст». 4337 Добро есть и полезно, еже славити Бога без престани и покланятися в Троицы славимому Господу нашему Исусу Христу, еже показа нам светилника сего, праведнаго и непорочнаго чюдотворца Артемия. Воистину убо богоблаженнаго сего достойно прославити и пети усердно, образу его молитися, творящаго многа и преславная чюдеса и исцеления болным, и разслабленный, и слепым, и хромым, и всякими недуги различными здравие подающаго неотложно и неизменно 4338 благодатию Божиею, и помощию, и молитвами, и молением Пречистыя его Матере и угодника его святаго, великаго святителя и чюдотворца Николы, и святаго праведнаго, и новоявленнаго, и страстотерпца Христова богоблаженнаго Артемия. Но остану много глаголати, да не в забвение 4339 внидем, но проповедаем его житие и подвизание к Богу, еже бысть страдание его. В лето 7040-го (1532) лета от создания миру в Двинском уезде по реку, глаголемую Пинегу, от Кевролы вверх, в веси, нарицаемой Веркола, родися сей богомудрый праведный Артемий от християну благочестиву родителю – отца его именем Козмы, рекомаго Малаго, и матери Полинарии. И воспитан бысть родителема своима. Бе же отроча 4340 пяти лет, и начат лишатися детскаго обычая, и возненавидев игры детския, возлюби Бога. И начат труд творити, земное дело 4341 , и питатися от нея по Господню словеси, еже глаголано Адаму: «В поте лица своего яси от плоду земнаго». Уподобися труды своими древним праотцем Адаму, и Ною, и Аврааму, и Исааку, и прочим по глаголющему Павлу апостолу: «Подобает убо прежде делателю от плода вкусити, а иже не делает, да не яст». Сей праведный Артемий работая отцу своему и послушая его во всем неотложно, якоже Соломон рече в Притчах: «Сыне, послушай отца своего и не отрини наказания матере своея», «Сын премудр веселит отца», 4342 и «Память праведнаго с похвалами бывает». 4343 И сам Господь рече: «Почитай отца своего и матерь свою и люби ближняго своего, яко сам себе». 4344 И паки рече: «Возлюбиши Господа Бога своего от всего сердца своего, и от всего помышления своего, и от всея душа своея, и от всея крепости своея». 4345 Праведный же отрок почитая отца своего и матерь свою, и любя Господа Бога, и моления творя многа, и милости от него прося.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зная их коротко и постоянно с лучшей стороны, я решился рекомендовать их теперь отеческой благосклонности Вашего Высокопреосвященства, смиреннейше прося Вас не отказать мне в утешении иметь одного из них при себе, а другого вблизи себя, им же – в награде за усердную, и уже не маловременную, терпеливую службу Церкви Божией. Определивши которого-нибудь из них (по выбору Вашего Высокопреосвященства) к здешней церкви иеродиаконом, другого покорнейше прошу назначить иеродиаконом же к нашей иерусалимской церкви, где также есть вакансия. Их афонский постриг да будет покрыт благоснисходительностью Святейшего Синода и утвержден его благословением – в уважение их 9-летней службы на штатных местах при одной из посольских церквей наших. Обстоятельство подобного рода не будет обращено в повод другим афонским постриженцам искать себе таких же прав пред Святейшим Синодом, потому что случай, бывший с отцами Мартирием и Виссарионом, можно считать неповторимым. Если Святейший Синод соблаговолит внять ходатайству господина посланника и моему, обоих монахов можно будет во избежание излишних хлопот рукоположить здесь. По случаю продолжавшейся в городе эпидемии, Его Высокопреосвященство Патриарх Софроний 237 большею частию жил на острове Халки (в заведении Богословской школы), и синодальных заседаний не происходило: оттого и относительно болгарского вопроса 238 в последние месяцы не сделано ничего. Испрашивая себе и своей церкви архипастырского и отеческого благословения Вашего, с глубочайшим почтением и сыновнею преданностию честь имею быть и проч. ОР РНБ, ф. 573, д. AII/75, л. 136–139 об. Печ. по: «У монаха везде своя родина и свой дом». Письма архимандрита Антонина (Капустина) со Святой Земли/Вступ. статья, публ. и примеч. Т.А. Богдановой//Святая Земля. Историко-культурный иллюстрированный альманах. 1. 2012. Ч. 1. Иерусалим, 2012. С. 143–145. 166. Отношение митрополита Московского Филарета к обер-прокурору Св. Синода графу Д.А. Толстому 239 Москва 6 сентября 1865 г. Копия При отношении Вашего Сиятельства, от 26 августа, 4344, сообщено мне, в списке, отношение г. посланника в Константинополе, из которого видно, что он убедил консула в Иерусалиме примирить Блаженнейшего Патриарха с архимандритом Леонидом и что он желает ускорительного извещения об окончательном назначении архимандрита Леонида.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Об этом учил Сам Христос Спаситель, говоря о Благодати как о Божественном содействии. Когда иудеи, слушая беседу Его о том, что Он есть «хлеб сшедый с небесе» ( Ин.6:40, 41 ), начали роптать, выражая свое неверие в словах: «Не Сей ли есть Иисус сын Иосифов, егоже мы знаем отца и Матерь, како убо глаголет Сей, яко с небесе снидох» ( Ин.6:42 ), Он сказал им: «Не ропщите между собою. Никтоже может прийти ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его, и Аз воскрешу его в последний день» ( Ин.6:4344 ). Эту истину Он напомнил и Своим ученикам, когда некоторые из них после этого стали отходить от Него ( Ин.6:6061; 6465 ). Когда апостол Петр от лица всех учеников Господа исповедал веру в Него как Спасителя в словах: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф.16:16 ), – «отвещав Иисус рече ему: блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех» ( Мф.16:17 ). Так учили и апостолы. В разных местах своих посланий ап. Павел говорит об обращении людей к спасительной вере Христовой, об очищении их от грехов и спасении, совершающихся под воздействием силы Божией. В послании к Титу он пишет: «Не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, егоже излия на нас обильно Иисус Христом, Спасителем нашим, да оправдившеся Благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя» ( Тит.3:57 ). В послании к Римлянам ап. Павел учит: «Вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия, оправдаемы туне Благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе» ( Рим.3:2324 ). Коринфянам он пишет: «Кто убо есть Павел; кто же ли Апполлос; но точию служитилие, ниже веровасте, и комуждо якоже Господь даде. Аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти: темже насаждали есть что ни напаяй, но возращаяй Бог» ( 1Кор.3:57 ). Здесь апостол дает основательно различить внешнюю Благодать Божию, то есть учение евангельское, от внутренней Благодати, то есть непосредственного действия Божия в людях, и представляет это последнее совершенно необходимым для успехов благовестия. Такое учение всегда содержала и исповедовала Св. Церковь , как показывают творения ее отцов и учителей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

—194— 1887 г. церковно-государственным вопросам», в 8­-ми томах (Петербург-Москва, 1885–­1888 г.), и за этот важный труд я удостоен был особенной Высочайшей награды. Затем, я совершил в июне–июле трехнедельное путешествие на родину, где не был в продолжении 25-­ти лет; и, наконец, мне даровано было, по неизреченной благости Божией, в ноябре отпраздновать 25­-летний юбилей моего служения в епископском сане. Таковы важные события, которыми ознаменован был для меня 1887-­й год. Подробнее о каждом из этих событий будет сказано в своем месте, а теперь буду продолжать свою хронику в принятом порядке. 1 января. Четверг. Новый год. Литургию и молебен совершал в кафедральном соборе вместе с недавно прибывшим из Харькова епископом Геннадием, назначенным для управления Желтиковым Успенским монастырем. 2­-го числа получил я письмо из Петербурга от почтенного сенатора, Николая Оттовича Тизенгаузена. 4344 Он писал от 31­ декабря минувшего года: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь. Имею честь приветствовать Вас, достоуважаемый Владыко, к наступающему новолетию, принося мои усерднейшие пожелания Вам всего благого: доброго здоровья, мирного долголетия и преуспеяния во всех трудах Ваших. Воспоминаю Вас часто, прилежно продолжая, в уединении своем, читать те выходящие из уединения Вашего тома, которыми Вы увековечиваете память великого мужа, близкого Вашему сердцу. – Добыл я и под спудом хранимый том пятый (по числу, но не по счислению, в которое он не вошел). Недоумеваю, почему нет на нем Вашего имени? Если пустить этот том в обращение находят теперь неудобным, щадя самолюбие некоторых живых еще лиц, то ради чего нашли нужным скрывать имя того, кто трудился над составлением книги? Не дочитал еще я в ней только отдела III об Иерусалимской миссии, – и с нетерпением жду теперь выхода —195— 1887 г. следующего тома. Чтение завлекательное: это – точно живая, устами ко устам, беседа с мудрым, у которого находишь ответ на всякий вопрос. Не менее удовлетворяешься и со стороны эстетической, удивляясь тому, в какой степени обладал этот, поистине, князь русского слова пониманием того, что, в области изящного слова, составляет так называемую античную красоту, которая, очистясь в горниле христианского мipocoзepцahuя, из-под его пера выходит уже в образе красоты истинной. А аттическая соль его – нечто неподражаемое. Припоминаю, например, из пятого тома, это милейшее «я уже начинал молчать», – или совет послу «не отказываться быть бельгийским королем», а Св. Синоду предостережение против «вступления в торговую компанию о иконах».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сказав это, Он восторженно указал ученикам на толпы самарян, шедших к Нему по слову женщины, – на эти «побелевшие нивы». Самаряне представляли собою плодоносную почву для проповеди . Но если так, то почему Он не остался в Самарии большие двух дней? почему Он не основал здесь церкви, – первого общества Своих учеников, но предоставил апостолам впоследствии пожать здесь то, над чем они не трудились? На этот вопрос евангелист отвечает так: «По прошествии двух дней, Господь вышел оттуда, и пошел в Галилею, ибо Сам Он свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве» ( Ин.4:4344 ). Когда было сказано, что Иисус из Иудеи пошел в Галилею ( Ин.4:3 ), то здесь Галилея противопоставляется Иудее; но когда объясняется, почему Он из Самарии пошел в Галилею, то в этом случае Галилея разумеется хотя прежде Иудеи, но не в отличие от Иудеи, а в их общей противоположности Самарии. Итак, Христос пошел из Самарии к иудеям, и именно сначала в Галилею, для того, чтобы испытать их противодействие и пострадать от них. Какой смысл имела Его борьба с их противодействием, об этом сказано выше. С мнением тех толковников, которые отечеством Христа называют Иудею, а не Галилею, и которые в приведенных словах евангелиста видят объяснение того, почему Он вышел из Иудеи в Галилею, т.е. относят «неимение чести в отечестве» к бывшему пребыванию Иисуса Христа в Иудее, а не к ожидавшему Его приему у галилеян, – с этим мнением нельзя согласиться, потому что евангелист объясняет не то, почему Господь из Иудеи пошел в Галилею ( Ин.4:3 ), а то, почему Он не остался в Самарии ( Ин.4:43 ). Кроме того, стоит вне сомнения, что отечество Иисуса Христа была Галилея, а не Иудея, и ближайшим образом Назарет, так что слова евангелиста Иоанна отсылают к событию свержения Христа с горы назаретянами, рассказанному у евангелиста Луки ( Лк.4:24 ): «никакой пророк ни принимается в своем отечестве»). Но следующие слова евангелиста Иоанна как будто подтверждают приведенное мнение: «Когда пришел Он в Галилею, то галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник; ибо и они ходили на праздник» ( Ин.4:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010