фактами и не вызывает сомнений. В соч. «О природе» Пелагий из вост. отцов Церкви ссылался лишь на свт. Иоанна Златоуста, выдающегося представителя этой школы . В цитате говорится, что «грех - это не сущность, а порочное действие», которое не является естественным, а происходит от свободного желания, поэтому для противодействия греху был установлен закон (см.: Aug. De nat. et grat. 64. 76). Хотя конкретное сочинение свт. Иоанна Златоуста, из к-рого Пелагий взял эти слова, не установлено, содержание цитаты, с одной стороны, полностью соответствует засвидетельствованным во мн. трудах взглядам святителя, а с др. стороны, вполне точно выражает то учение о свободе и грехе, к-рое отстаивали пелагиане (см.: Duval. 1990. P. 280-282). Сочинения свт. Иоанна Златоуста пользовались у пелагиан значительной популярностью. Помимо Пелагия, его цитировал в полемике с блж. Августином еп. Юлиан Экланский (см.: Aug. Contr. Julian. I 6. 21), относивший свт. Иоанна к числу писателей, «сияющих кафолической святостью» (см.: Idem. Contr. secund. Julian. III 111). Ту же цитату из «Проповеди к неофитам» (Sermo ad neophytos; CPG, N 4463, 4467), что и Юлиан, приводят в составленном им исповедании веры итал. пелагианские епископы для доказательства того, что младенцы «не запятнаны грехами», поэтому их крестят не ради отпущения грехов, а с целью получения ими духовных даров (см.: Lib. fid. episc. pelag. 4. 11//PL. 48. Col. 525-526; ср.: Кремлевский. 1898. С. 134). Аниан Келедский , ученик и помощник Пелагия, в кон. 10-х - нач. 20-х гг. V в. перевел на лат. язык мн. сочинения свт. Иоанна (подробнее см.: Nuvolone, Solignac. 1986. Col. 2908-2912). Сохранились 2 письма-посвящения, к-рые Аниан адресовал своим единомышленникам-пелагианам - рим. пресв. Евангелию и итал. еп. Оронтию; они помещены перед переводами «Бесед об апостоле Павле» (De laudibus sancti Pauli apostoli homiliae; CPG, N 4344) и «Бесед на святого евангелиста Матфея» (In Matthaeum homiliae; CPG, N 4424). В этих предисловиях Аниан осуждает блж.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

John " s vertical dualism with Jesus in 3:13; 6:62; 20:17) and descending (cf. the Spirit «descending» from «heaven» «upon» Jesus in 1:32; Jesus in 3:13; 6:33, 38, 41, 42, 50, 58). 4341 Thus, he is not only the «Son of Man» who will come from heaven ( Dan 7:13–14 ), but is the mediator between heaven and earth, on whom the angels must trave1. The «angels of God ascending and descending» is a direct quote from Gen 28:12 . Thus, in short, Jesus is Jacob " s ladder, the one who mediates between God in heaven and his servant Jacob on earth (cf. 14:6); thus the «true Israelite» (1:47) may receive the revelation of God as his ancestor did ( Gen 28:12 ; cf. 32:1, an inclusio). 4342 As Jacob " s ladder, he is also Bethel, God " s house ( Gen 28:19 ), 4343 an image that naturally connects with Jesus as the new temple (1:14; 2:19–21; 4:20–24; 7:37–39; 14:2,23). Many commentators have investigated subsequent Jewish, particularly rabbinic, traditions about Jacob as background for the present passage. Because the Hebrew reference to angels descending «on it» (bn) could be translated «on him,» that is, «on Jacob,» some Jewish traditions portrayed angels traversing Jacob. 4344 In some rabbinic traditions angels beheld Israel " s heavenly image engraved in heaven, then descended to find the earthly Jacob on earth. 4345 The Palestinian Targum also indicates that angels ascended and descended to see Jacob; thus some commentators suggest that 1portrays Jesus as the true Jacob. 4346 Others, also pointing to Philós earlier picture of a heavenly Israel, find an analogous portrait in John, in which Jesus represents the heavenly and Nathanael the earthly Israe1. 4347 While contemporary Jewish backgrounds are welcomed and later evidence is sometimes all that we have, this passage makes more sense against the widely available background in Genesis itself than against the uncertainly dated and possibly not widely available background many scholars have suggested. Although John s «upon» could be read in support of the rabbinic interpretation that angels descended on Jacob, the LXX attests the more widepread interpretation in his day that angels ascended and descended the ladder (which, like the pronoun, is feminine in Gen 28LXX), the more natural contextual sense in Genesis.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Из приложений к отношению вашего сиятельства, от 16 июля 3739), видно, что иеромонах российской в иерусалиме духовной миссии Иоанн и иеродиакон Арсений проехали чрез Константинополь в Одессу. Это несколько уменьшает затруднения в деле о неустройствах миссии. Теперь было бы полезно поручить искусному и доброжелательному лицу расположить Иоанна и Арсения к откровенному объяснению дела. Для сего нужно спрашивать их порознь, с предосторожностию против соглашения в ответах. К откровенному объяснению расположить можно каждого из них представлением, что незаконность их доносов очевидна, и что они в лучшем виде представят себя, когда откровенно объяснят, что ввело их на незаконный путь. Например, что побудило вменить в преступление архимандриту Леониду, никак не чуждое монашеской дисциплины, требование предварить священнослужение очищением совести чрез исповедь? И если находили в сем вину: можно ли было не понять, что дело сие не подлежит рассмотрению консула, а духовного начальства? По чему же с сим обратились к консулу? Подобных вопросов требуют многие обстоятельства дела, и, если удастся расположить вопрошаемых к откровенности, открытие источников дела может объяснить его явления. За сим на те части доноса, которые не обличают сами себя, нужно потребовать доказательств, также от каждого порознь. Такое направление дела соответствовало бы как обыкновенному порядку, так и особенностям настоящего дела. 439 4–6 сентября. Письмо митрополита Филарета к графу Д. А. Толстому, с отзывом о предположении русского посланника в Константинополе, Н. П. Игнатьева, относительно примирения патриарха иерусалимского Кирилла с архимандритом Леонидом При отношении вашего сиятельства, от 26 августа, 4344, сообщено мне, в списке, отношение г. посланника в Константинополе, из которого видно, что он убедил консула в Иерусалиме примирить блаженнейшего патриарха с архимандритом Леонидом, и что он желает ускорительного извещения об окончательном назначении архимандрита Леонида. Если примирение может состояться, то оно должно совершиться еще во время пребывания архимандрита в Иерусалиме; ибо иначе, оно не имело бы значения, и не произвело бы желаемого впечатления.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

А.И. Соболевский издал в «Известиях Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук» за 1904–6 гг. и в ряде отдельных небольших выпусков, под общим заглавием «Из области древней церковно-славянской проповеди», пятнадцать памятников древне-славянской проповеднической литературы. Один из напечатанных им текстов (под 14) представляет собой несомненное поучение Климента с его именем в надписании. Это – в утрии богоявления слово похвальное Иоанну Крестителю, открытое Ундольским, раннее изданное A. Н. Поповым по сербскому списку (Опис. ркпп. Хлудова, с. 388) и переизданное А.И. Соболевским по русскому сп. (Виленской Публ. библ. 80 (189), конца XV в.) 4338 . Все осталь- —551— ные тексты следует разделить на два разряда: слова торжественного характера и нравоучительные проложные поучения. К первым относятся слова: 1) похвала христолюбивому и преблаж. архиерею Иринею («Се настоит, христолюбци, светозарнаа память...»), изданная по августовской книге Макарьевских Ч.-Миней, л. 1142 (текст 1) 4339 ; 2) похвала кресту («Днесь, братия, празнующе веселимься о вьзъдвижени крестове...») – a) по среднеболгарскому сборнику И. П. Б. Q. п. I. 56, XIII в. и b) по русскому сборн. XIV в. 20 Чудова монастыря 3 и 2) 4340 ; 3) на Сретение Господне чтение от сказания евангельского («Се пакы светло праздьнство наста...») – по сербск. сборн. XV в. И. П. Б., собрания Бильферд.. 53 4) 4341 ; 4) слово похвальное Свв. апп. Петру и Павлу («Небо я земля торжьствуя веселиться...») – по сборн. библиот. Архива Св. Синода 1301, нач. XV в. 8) 4342 ; 5) похвальное слово на Рождество Иоанна Предтечи («Присно текыи источник божества...») – по Погодинск. сборн. 852, XV в. 10) 4343 ; 6) похвальное слово Свв. Косьме и Дамиану («Похвалим, братие, благаго Бога…»), отличное от изданного Лавровым лишь по началу, напечатанное по сборн. XV в. И. П. Б. Q. I. 1000 11) 4344 . Ко второму разряду относятся поучения: 1) мучение и похвала Свв. трех отроков («Похвалим благаго Бога...») – по сборн. И. П. Б. 850, XVI в. 5) 4345 ; 2) поучение на неделю перед Рождеством Христовым, помещаемое в Прологе под 17 декабря («Се приспе, братие, честная память богоблаженных отец…») – по тому же сборнику 6) 4346 ; 3) поучение на Благовещение («Ныне подобно есть, братие, к вам велегласно изрещи ангельская словеса…») – по Погодинскому Прологу 60, XIV в. 7) 4347 : 4) поучение на Пасху («Послушайте, братие и сынове

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Привязанные ко Христу таким самоотречением ради Него, они пылали ревностью по славе Христа и охраняли ее, как свою собственность. Так Иоанн с другими запретил человеку, изгонявшему бесов силою Господа, но не ходившему с ними. Он же с братом своим Иаковом предлагал Господу свести огонь с неба и истребить селение, не принявшее Его. Вместе с тем эти апостолы выделялись страстностью, с какою они ожидали участия во внешней славе Христа. Оставив все ради Него, апостол Петр спрашивал Его: «что же будет нам?» Апостолы Иаков и Иоанн просили Его, чтобы Он посадил их в царстве Своем одного по правую Свою сторону, а другого по левую. Эти три ученика и были взяты Господом «особо одни» на гору преображения. Еще раньше они одни были допущены Им присутствовать при воскрешении дочери Иаира, а позднее – при Его гефсиманской молитве. Очевидно они из избранных были избранными: чем двенадцать были для мира, тем три были для двенадцати. Знаменательно также, для каких событий они были выделяемы из двенадцати: они были свидетелями как высшей славы Христа, так и крайнего обнаружения Его немощи. Если при этом мы обратим внимание на то, что воскрешение дочери Иаира было еще до избрания двенадцати и что тогда трое были отделены, вместе с родителями умершей, собственно не из двенадцати, а от народа, то преображение Господне и гефсиманская молитва выделятся как исключительные события славы и уничижения. Уже это одно сопоставление была весьма поучительно для избранных учеников: оно говорило им о том, что внешняя слава Христа предшествует Его уничижению, а не последует за ним. Раскрытие этого закона евангельской истории, которым определилась последовательность указанных событий, мы находим и в учении Господа Иисуса после преображения. Сойдя с горы преображения, Господь исцелил бесноватого отрока. «И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус; Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын человеческий будет предан в руки человеческие» ( Лк. 9:4344 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Но человеку недостаточно отказаться от любых форм гнева по отношению к ближнему. Нужно заместить страсть противоположной ей добродетелью. По отношению к ближнему добродетель, противоположная гневу, – это в первую очередь кротость (πρατης) 4335 . Авва Дорофей Газский, дав совет: «Кто-то гневлив? Пусть не раздражается больше», прибавляет: «Но пусть еще приобретет кротость» 4336 . «Как бороться [с гневом]?.. Посредством кротости. Сражаться означает находиться на противоположной стороне», – уточняет святитель Иоанн Златоуст 4337 . Гнев и кротость – противники, поэтому они исключают друг друга. «Человеческая природа в любом случае выбирает между двумя противоположными направлениями: гневом или кротостью», – отмечает святитель Григорий Нисский 4338 . Вот почему как гнев изгоняет кротость, так и кротость обладает силой разрушать гнев и препятствовать его повторному появлению. «Кротость сокрушает гнев», – отмечает святитель Иоанн Златоуст 4339 . Евагрий, рассуждая в том же ключе, подчеркивает, что «кротость уменьшает [раздражительность]» 4340 , и советует: «Пусть [душа] подавляет свою раздражительную часть кротостью» 4341 , и в другом месте: «Научи этой кротости своих братьев, чтобы они с трудом обращались в гнев» 4342 . Преподобный Иоанн Лествичник , со своей стороны, пишет: «Кротость – это скала, которая возвышается над морем раздражительности и о которую разбиваются, никогда не расплескиваясь, все волны, которые там бушуют» 4343 . Духовная кротость не имеет ничего общего ни с безразличием, ни с попустительством 4344 . Это не пассивное состояние, но активное. Это состояние душевной стабильности 4345 , безмятежности, близкое к бесстрастию, когда оно достигает совершенства 4346 . Преподобный Иоанн Лествичник определяет его так: «Кротость – это неподвижное состояние души, которая остается одной и той же как при унижении, так и при похвале» 4347 . Поэтому ясно, что она противостоит не только гневу, но еще и другим страстям, которые при взаимоотношениях с ближними могут возмущать душу. Но надо добавить, что она еще является позитивной добродетелью по отношению к самому ближнему. Это выражается в молитве о нем и в целом в поведении, исполненном любви. «Кротость состоит в том, чтобы, когда ближний докучает нам, молиться о нем искренно и оставаться нечувствительным к его поступкам», – говорит преподобный Иоанн Лествичник 4348 , который также отмечает: «Признак высшей кротости – хранить сердце в полной безмятежности и любви по отношению к тому, кто нас обидел, даже в его присутствии» 4349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Недавно читал у нас митрополит Введенский (будто бы ректор Академии). О Боге, об Иисусе Христе, о душе (в духе православном) 49 . Не знаете Вы его? Говорят, В. В. Латышев скончался 50 . Где его семья? Какая семья – Петроградского Филологоческого института? Кто управитель его архива? Нам интересно знать! От нашей семьи, о. Николая Степановича и всех знакомых и Вас чтущих примите низкий поклон. С глубоким уважением, Ваш почитатель прот. И. Корольков . Публикуется по: ОР РНБ. Ф. 253. Ед. хр. 486. Л. 4344 об. 9 Протоиерей Иоанн Корольков – А. А. Дмитриевскому 14/27 марта 1925 г. Досточтимый и всеми киевлянами, слушателями Религиозно – просветительного общества высокоуважаемый, дорогой наш сослуживец, Алексей Афанасьевич! И от себя, и от Н. С. Гроссу, и от всей нашей семьи сердечно поздравляю Вас с наступившею (и уже преполовившеюся) 40–цею и с наступающим днем Вашего св. Ангела, и крепко желая Вам в добром здравии еще много лет послужить Православной Церкви и на пользу богословской науки, для которой Вы с неослабевающею энергиею так долго работаете. Я глубоко тронут Вашим вниманием к моей почившей супруге, которая всегда оказывала надлежащее усердие в приеме моих добрых товарищей по Академии. Усердно прошу Вас не забывать ее в Ваших святых молитвах. Вы, верно, уже осведомлены, что Владимирский собор перешел (с прошлого ноября) в ведение обновленческой ориентации и нам, семерым членам причта + одному нештатному, пришлось искать прибежища в другой церкви. И спасибо великое причту Георгиевской церкви, что приютил нас у себя, мы там служим и несем требы, какие приходятся из бывшего нашего прихода. 28 лет мы посильно трудились в соборе, где и пение и служение (особенно когда поступил к нам Ваш сотрудник Николай Степанович) и проповедание было на возможной высоте, и вдруг постигло нас такое испытание... В последнее время для одной работы из истории Киевской Академии я снова прочитал историю Казанской академии П. В. Знаменского и был очарован многосодержательным, объективным и искусным изложением автора 51 . Да! История Вашей Almae Matris написана так хорошо и увлекательно, как ни одна история других Академий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 488-490 490-491 АЛЕКСАНДР (кон. XIV в.), дьяк, автор краткого рассказа о святынях К-поля, включенного в Новгородскую IV летопись под 1395 (6903)г., не вполне точно называемого " Хождением " 491-492 492-493 493-494 494-495 АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник 495-496 496-497 АЛЕКСАНДР (Окропиридзе Алексей Давидович; † 1907), еп. Гурийско-Мингрельский, свт. (пам. груз. 26 сент.) 497-498 АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДР (Павлович Андронник Иванович; 1798–1874), еп. Полтавский и Переяславский, организатор обороны Соловков в 1854 г. 498-499 499-501 АЛЕКСАНДР (Похвалинский Александр Андреевич; 1865–1937 ), архиеп. Богородский, вик. Горьковской епархии АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке 501-502 АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель 502-503 503-504 504-505 АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая) 505-506 506-507 507-508 508-509 509-512 512-513 513-515 515-516 516-520 АЛЕКСАНДР ВОЧСКИЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), прп. (пам. 30 авг., 23 янв. - в Соборе Костромских святых) 521-522 523-524 524-525 АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ (ок. 350 – ок. 430), первый игумен обители акимитов, прп. (пам. 23 или 20 февр., 3 июля, 15 янв.) 527-528 АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик 528-530 АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/vol/i.html

В начале VI века до Р.Х. начинается более чем полувековой период вавилонского плена 6 , в результате которого большая часть народа была переселена в Месопотамию. А так как иудеям было запрещено приносить жертвы Богу вне Иерусалима (о единстве места для поклонения Господу говорится в книге Второзакония, 12-я глава), то начинают появляться синагоги (в переводе с греческого слово συναγωγ означает «собрание»). В синагогах евреи собирались по субботам, здесь читались отрывки из Священного Писания (из Закона и из Пророков), затем предлагалось толкование библейского текста, пелись псалмы. Важно отметить, что синагогальное богослужение повлияло на раннехристианское богослужение. И хотя в 515 году до Р.Х. был освящен Второй храм, практика посещения евреями синагог сохранилась и в послепленный период. В 538 году евреям по указу персидского царя Кира Великого было разрешено вернуться в Палестину, где они в 520 году приступили к строительству Второго храма, который был закончен и освящен в 515 году. С этого времени возрождается храмовое богослужение, в Иерусалимском храме вновь организуются череды священников и левитов, которые приносят жертвы и поют псалмы. При царе Ироде Великом (37–4 гг. до Р.Х.) храм в Иерусалиме расширяется: строятся особые дворы для женщин и язычников, многочисленные подсобные помещения, так что храм превращается в целый комплекс зданий. Однако большинство иудеев собирались в храме только в дни важнейших праздников, тогда как большую часть субботних дней года посещали синагоги, которые существовали вне Иерусалима. Важно отметить, что апостолы также посещали синагоги, в том числе и во время своих миссионерских путешествий. Потому вполне естественно, что раннее христианское богослужение совершалось во многом по образцу именно синагогального иудейского богослужения. После иудейского восстания и разрушения Иерусалима Титом в 70 году по Р.Х. происходит окончательный разрыв между синагогой и христианами. С этого момента христиане собираются для совершения своих богослужений или в домах богатых христиан, или (в эпоху гонений) в катакомбах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

658 О значении и характере этого налога, отмененного, по настоянию восточных монахов, говорит Евагрий. Церк. ист. кн. 3, гл. 39, стр. 178–180 и Никифор Каллист Церк. ист. ч. XVI, гл. XL, стр. 718–719. 662 Когда патр. Тимофей разрешил добавление к Трисвятому: распныйся за ны, то константинопольский народ, полагая, что это добавление сделано по влиянию Марина, произвел возмущение, сжег его дом, разграбил имущество. Марин, однако, не потерял после этого случая своего влияние на Анастасия; он был послан впоследствии усмирить восстание Виталиана. 668 Последнее подтверждает сам Кирилл, когда говорит, что народ был рад заключению Иоанна в тюрьму, потому что Иоанн, злоумышляя против архиепископа Илии, предал его. Comerelii t.III, р. 311; Пал. пат. в. 1, стр. 84. 675 Кроме Кирилла монаха сведения о палестинских событиях конца 516 и начала 517 гг. находим у Theophani Chronographia, р. 372; Nicephori Callisti Eccl. hist. lib. XVI, с. XXXIII, pp. 704–705 и, по словам Котелерия, у Исаака католика, Cotelerii t. Ill, Notae in vitam s. Sabae p. 607, где указывается то же число монахов, что и у Кирилла. Usener Der heilige Theodosios S. 638. Феодор еп. Петрский приводит целый ряд тех убеждений православных, какие делал Феодосий относительно ереси, обходя пустыни вместе с Саввою. Если они, действительно, принадлежат Феодосию, то в лице последнего палестинская монашеская община имела богослова, подобного Св. Евфимию. 677 Узенер синод монахов помещает под 515 г. (Der heilige Theodosios. S. 158–159 Anm.); но в 515 г. патриархом иерусалимским был еще Илия, свергнутый в 516 г. В конце этого года, или в начале 517, и был, всего вероятнее, созван Саввой и Феодосием этот собор. 678 Прошение это в целом его виде помещено у Cotelerii t III, р. 314–321, в извлечении – у Узенера. Der heilige Theodosios. S. 56–60. Епископ Феодор, имея ввиду одну личность – Св. Феодосия, устранил из письма почти всё, что напоминало его коллективный характер; отчего письмо, помещенное у него, является отрывочным. Впрочем сам Феодор, как видно из надписания прошения, не считал его принадлежащим только Феодосию, а имел в виду из написанного всеми монахами (всем собором) выделить те черты, которые лучше всего характеризовали твердость в вере Св. Феодосия. В Пал. пат. прошение монахов помещается на стр. 86–93 с такой надписью: Боголюбивому и благочестивейшему императору... прошение и моление от архимандрита Феодосия и Саввы, и от прочих игуменов и от всех монахов, живущих во Св. граде Божием и по всей пустыне около оного и на Иордане, – что подтверждает и греч. текст жития Саввы. Cotelerii t.III, р. 520 и 614. Феофан говорит, что было составлено монахами 4 прошения: два царю, одно начальникам страны и одно патриарху Константинопольскому Иоанну (Theophanis Chronographia, р. 577).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010