Соборско ycmpojcmbo, утвержденное королем 14 мая 1875 г. и обнародованное 19-го мая того же года. Это «соборное устройство» говорит прежде всего, что такое «грчко-источни српски народно-црквени сабор», кто его члены, какова продолжительность депутатского полномочия, когда собор собирается, кто созывает его, какой круг его действий, затем говорится о соборном совете и кто составляет его, какой круг действий этого соборного совета, когда и где он собирается и как действует. Содержится и еще несколько временных постановлений, которые, главным образом, касаются соборного совета 430 . Упуство за cnapxujcke спитропе (Руководство для епархиальных епитропов). Об этом руководстве упоминается в § 22 отделения V рескрипта от 13 августа 1868 года. Оно было издано в 1852 году и излагает обязанности двух епитропов, которые должны состоять при каждом епархиальном епископе для попечения об имуществе, принадлежащем епископии 431 . § 30. Церковь в Греческом королевстве После основания государства, первым актом, который касался церковного устройства, был устав Священного Синода Греческого королевства от 23 июня 1833 года 432 . Им определялись отношения между церковью и государством и состав Синода. В том же году 20 ноября был издан органический закон, по которому в государстве были разделены епархии. Но тогдашнее политическое положение Греции было еще в переходном состоянии, и законы эти остались без последствий, тем более, что в народе поднимались против них недовольные голоса. Несколько лет позднее, на основании государственной конституции 1843 года 433 , были составлены два законопроекта, один касательно устройства Синода, а другой о епископиях и епископах, и были поданы, первый в 1845 году, а второй в 1846 г. на рассмотрение. Проекты эти не были проведены в жизнь Греческой церкви сряду, главным образом, потому, что еще не был решен вопрос о самостоятельности церкви в королевстве по отношению к Константинопольскому патриархату. Это произошло только в 1850 году, когда в Константинополе был издан синодальный указ касательно церкви Греческого королевства 434 . Два года спустя, а именно в июле 1852 г., вышеупомянутые законопроекты были изданы в качестве законов; они вместе с другими законами, изданными после того на основании их, составляют источники нынешнего церковного права в Греческом королевстве, каковы:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

430 Татищев, знавпий этого юрода, говорит, что он сначала был подъячим, а потом начал юродствовать. «Двор царицы Прасковьи Федоровны (супруги царя Иоанна Алексеевич а, матери императрицы Анны) – пишет он – от набожности был госпиталь на уродов, юродов, ханжей и шалунов. Между многими такими был знатен Тимофей Архипович, сумазбродный подъячий, котораго за святаго и пророка суеверны почитали, да не токмо при нем, как после него, предсказания вымыслили. Он императрице Анне, как была царевною, провещал быть монахиней и называл ее Анфисою; – царевне Прасковье быть за королем и детей много иметь; а после, как Анна императрицею учинилась, сказывали, якобы он ей задолго корону провещал. Когда я отъезжал 1722 года другой раз в Сибирь к горным заводам и приехал к царице прощение принять, она, жалуя меня, спросила онаго шалуна: скоро я возвращусь? Он как меня не любил за то, что я не был суеверен и руки его не целовал, сказал: он руды много накопает, да и самаго закопают. Но сколько то право, то всякому видно». (Татищева, Рос. ист. т. I. стр. 46). 431 Столетов, казненный в 1736 году, на допросах, между прочим показал: «говорил ему Балакирев на квартире своей, что Государыня царевна Екатерина Иоанновна изволит сомневаться ехать в С.-Петербург для того, что Архипович говорил, что она, государыня, в С.-Петербурге скончается. И он, Столетов, сказал: какой-де Архипыч пророк? 432 «Изволь – писал он – весьма секретно справиться и учтиво поступить, дабы никто никак догадаться не мог: в Чудове монастыре, где погребено тело Тимофея Архипова, и над гробом его положено и нет ли каковых отмен противу прочих? Также какая при гробе его на стене надпись написана и кем и когда? И с той спиши формально копию, и к нам с вышеписанным пришли в немедленном времени: ибо того требуется высокими персонами для нужнаго дела. 1734 года, августа 13 дня из Петергофа». 433 Точная копия с нагробной надписи: «1731 года майя в КФ день при державе благочестивейшия и великия государыни нашея императрицы Анны Иоанновны, самодержицы всея России, представись раб Божий Тимофей Архипов сын, который, оставя иконописное художество, юродствовал миру, а не себе, а жил при дворе матери ея императорскаго величества государыни императрицы, благочестивейшая государыни царицы и великия княгини Параскевы Федоровны двадцать осмь дет и погребен в 1 день майя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Это очень счастливое, с канонической и деловой точки зрения, объединение соборных сил не исключало партийных расхождений, приобретавших остроту от окружающей государственной разрухи. Несомненное большинство принадлежало консерваторам в церковном и политическом смысле. Их привлекала яркая фигура архиепископа Антония Харьковского, в 1918 г. ставшего митрополитом Киевским. Широкое и веское центральное течение ревновало, главным образом, о проведении в жизнь церковную правильного начала соборности. При этом основном условии оно охотно поддерживало церковный консерватизм епископата, с одной стороны, и политический либерализм левых – с другой. Роль лидера центра принадлежала проф. князю Е. Н. Трубецкому . С ним рядом шел проф. С. Н. Булгаков (с июня 1918 г. священник). Небольшое левое крыло вдохновлялось оппозицией власти епископов, было в этом “домашнем” смысле “пресвитерианским”. Лидерами его были протопресвитер о. Георгий Шавельский и московские протоиереи о. Н. Добронравов и «> о. Н. Цветков. Их поддерживала группа профессоров духовных академий, сравнительно левая и в политическом смысле. И только этот придаток политических страстей был причиной несколько острых личных инцидентов. В общем же все горячие прения на чисто церковные темы протекали в атмосфере терпимости и спокойствия. В заседании 18 августа Собор сконструировал свой президиум. И тут обнаружилась одна неожиданность. В выборе своего председателя подавляющее большинство остановило свое внимание не на звездах первой величины в иерархии, каковыми были Антоний Харьковский и Арсений Новгородский, а на скромном добродушном, не ученом и не гордом, а сияющем русской народной простотой и смирением, новом митрополите Московском Тихоне. Ему сразу же было дано эффектное большинство 407 голосов из 432 присутствовавших на заседании. Антоний и Арсений были избраны только товарищами председателя. К ним в дополнение были избраны два товарища председателя от пресвитеров: о. Н. А. Любимов и о. Г. И. Шавельский, и два от мирян: проф. кн. Е. Н. Трубецкой и бывший председатель Государственной Думы М. В. Родзянко. Эти выборы показали, что последующий жребий, избравший митрополита Тихона в Патриархи, дал не случайный результат. Митрополит Тихон все равно был бы избран в Патриархи и без жребия. Именно такой тип смиренного народного пастыря привлекает симпатии русских сердец, а не тип гордого и властного “князя церкви”…

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Сначала представлен перечень участников заседания Собора, видимо, 9 Мар та, которые подписались под текстом присяги. Их объем более 16 тысяч знаков. В этом перечне по рубрикам Грамоты числится 13 Архиереев, 46 Архимандритов и Игуменов, 22 соборных старца, 17 бояр, 18 окольничих, 7 думных дворян, 4 думных дьяка, 44 стольника, 27 дьяков по приказам, 91 дворянин, 55 жильцов, 19 стряпчих с платой, 30 из городов выбор, 5 стрелецких голов, 2 бараша, 13 ключников дворцовых, 20 гостей, 13 соцких черных сотен, а всего 446 соборян. Далее следует список подписей от 1 Августа 1598 года под текстом всей Утвержденной Грамоты, включая и текст клятвы. Объем второго перечня более 19 тысяч знаков. В этом перечне по рубрикам грамоты указаны подписи 14 Архиереев, 44 Архимандритов и Игуменов, 23 соборных старцев, 18 протопопов, 22 бояр, 28 окольничих, 41 стольника, 9 дьяков по приказам, 102 дворян, 56 жильцов, 17 из городов выбора, 5 стрелецких голов, 15 барашей, 18 гостей, 4 от гостинных сотен, 16 соцких черных сотен, а всего 432 подписи соборян и некоторых мест для пропущенных подписей. Однако надо учесть, что в данном перечне рубрики соблюдаются нечетко, например, к подписям старцев и протопопов попали подписи некоторых архимандритов и игуменов, то есть подписи явно для других рубрик. Здесь дана именно текстуальная статистика строк для подписей, она не выражает реального иерархического состава соборян, отображенного в этом перечне. Продолжение следует ПРИМЕЧАНИЯ И СНОСКИ 1. Публикация случилась на сайте http://rusprav.org/2009/June/BolotinInFull.html , а потом оттуда работу перепечатали на http://providenie.narod.ru/0000019.html и http://www.keliya.org/States/Bolotin.htm и где-то ещё. 2. Идеалы «перестройки» были, по сути, реанимированными идеалами хрущевской «оттепели», когда были осуществлены масштабные идеологические и политические гонения на Русскую Православную Церковь с целеуказанием полной Ее ликвидации к 1980 году. То есть это были идеалы богоборческие, связанные с феноменом так называемых «шестидесятников», своего рода леворадикальных коммунистических сектантов, по сталинской терминологии - «троцкистов». Известный православный общественный деятель В.А.Алексеев, автор книги «Штурм небес отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР» (М., 1992), на исходе «перестройки» был сотрудником ЦК КПСС. В своей работе он свидетельствовал, что первоначально - в 1985-1987 годах «шестидесятническая» часть «команды» М.С.Горбачева планировала возобновить утеснение Церкви по масштабам, подобным хрущевским. Их стараниями были приняты новые постановления ЦК КПСС по усилению атеистической борьбы. И только активность значительной части советской интеллигенции, которая поставила вопрос о государственном и международном праздновании Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году, сломала эти богоборческие планы. - Л.Б.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

Издательский отдел Нижегородской епархии готовит к выпуску альбом «Святой благоверный князь Александр Невский и древний Городецкий Феодоровский монастырь» 11 августа 2009 г. 16:24 В издательском отделе Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре подготовлена к печати новая книга — «Святой благоверный князь Александр Невский и древний Городецкий Феодоровский монастырь», сообщает официальный сайт Вознесенского монастыря. В альбом вошли дореволюционные публикации по данной теме и работы современных авторов. Среди них — настоятель Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), председатель общества «Нижегородский краевед» Юрий Галай, директор церковно-археологического музея епархии археограф Ольга Дёгтева. Объем книги составляет 432 страницы. Альбом богато иллюстрирован архивными документами и фотографиями. Запланировано, что он выйдет из печати 1 сентября текущего года. В честь святого Александра Невского выпущен также календарь «Не в силе Бог, а в правде!». Он снабжен большим количеством иллюстраций из архивов Москвы и Санкт–Петербурга, а также кадрами нижегородского фотохудожника Владимира Алексеева, сделанными им в Великом Новгороде, Пскове, Владимире и других городах, связанных с именем Александра Невского. Сайт Нижегородской епархии /Патриархия.ru   Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/718027.htm...

177 Ibid.: “Да у той-же часовни (во имя Рождества Пресв. Богородицы, в деревне Дмитриева Наволока, Усьянских сох, Чадромской волости) есть земли сенного покосу, повыше тоя деревни вверх по Усье реки край берегу возле ручей, сена на одну копну, а положенье к тоя часовенныя земли косять сено тоя Дмитровския деревни крестьяне и продают то сено Богу на свечи. Приказщика у той часовни нет». (Стр. 685). У часовни-жь (Верхотоемской вол., в волостке Ситре) тяглой жеребей в деревнях Тубинской и Тишинской, и Ермолинской полполтрети обжи и з двором, и с подворною землею, куплен тот тяглой жеребей в прошлом во 199-м году, дано 29 рублев; а пашут тое деревню из трети; скота в той деревне: лошадь работная, жеребец, да две коровы, два бычка, а за тот скот дано семь рублев, да на всякой деревенской завод вышла полтина. А хлеба с деревни пришло сего лета, опрочь третника: ржи 14 мер, жита 3 меры, и то плохо, убило морозом, овса мера; и тот хлеб ныне стоит в житнице казенной. Денежных доходов с того тяглого жеребья вышло 7 гривен, да 3 двора 4 алтына, захребетных потугов к-ыным деревням на год выходит по гривне» (Стр. 432–433. Ср. стр. 436, 407:123). 178 Ibid.: “И приходят к той часовне (в Боровом конце, Шенкур. Четв., во имя св. прор. Илии) священник и мирские люди в год по дважды: в-Ыльин день да во Флоров; и колько де коего году собиралось казны, и те деньги издержаны в тое часовню: писаны тое иконы вновь». (Стр. 417. Ср. стр. 495, 459, 460, 462, 526, 529, 534 и мн. др. ). 179 Ibid.: “И… мирские люди сказали по святой евангельской непорочной заповеди Господни в правду: Утой де часовни (Вельскаго стана, в деревне Дворищах, во имя Всемилостиваго Спаса) прикащика нет и прежь того не бывал для того, что никакой часовенской казны в … праздник, августа в 1 день, и в-ыные дни никогда в той часовни нискольки не збираетца, и припасов де никаких у той часовни нет, потому что из-ыных волостей и из деревень к той часовни с подаянием нихто никогда не приходит». (Стр. 503. Ср. стр. 469, 466, и друг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

тмь ко приходиши. поминаи вьсего мира обрадована@). А тропарь, положенный в печ. Минее, в ркп. назван седальном, – сверх того есть и другой седален пророку, положенный в печ. Минее по 3 песни. Стихир всех 14 431 : из них в печ. находятся только первые шесть на Господи воззвах. В числе не помещённых в печ. Минее находятся на конце три стихиры обновлению храма. Две из них положены и ныне в чине обновления храма, на стиховне, стихир. 1 и 2. Третьей там нет: выписываем её из рассматриваемой службы. (@Придте брати. възвеселимс. праздьнолюбьно. и дховьн съставивъши ликъ. дшевьнъі же свща. маслъмь просвтимъ. тако бо бновлени ьститьс. тако бо и прославлтьс. зижитель. вънегда обнавлть дшю. къ въісот небсьни@). Помещение сих стихир между стихирами предпразднства ведёт к заключению, что при составлении службы сего дня имелась в виду церковь , в которой, по древнему обычаю, праздновалось обновление храма, или воспоминание его освящения, на кануне дня Успения Божией Матери, и что самый сей храм устроен был в честь Успения Пресвятой Богородицы. А это довольно явственно указывает на обитель Киево-Печерскую, в которой именно 14 Августа 1089 года освящён был Митрополитом Иоанном соборный храм Успения, заложенный руками пр. Феодосия 432 . И так Минеи из Киево-Печерской обители распространились с своим напевом в северные пределы церкви Русской. Канонов на день 14 положено два: один предпразднству, другой Пророку Михею. Последний тот же самый, какой положен и в печ. Минее; первый отличен от помещённого в ней. Нач. (@Дховьнъіими въстрбиліъ псньми. ко отъ земл. нъін мати живота. прставльшис възиде на небеса. ангельскъіими въскликновении. въспоимъ вьси тои ко богородици врьнии@). Л. 85. ч. 15. (@съпенї. пртъі бца@). В начале написаны тропарь и ипакои – те же, что в печ. Потом три седальна: из них первый в печ. Минее на 1-й стихологии; прочих нет. Кондак и икос те же, что в печ. Стихир 16 433 : из них первые в печ. Минее помещена на хвалите слава; 2–4 на Литии 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ [греч. Εαγγελισμς; лат. Annuntiatio], один из главных христ. праздников, посвященный воспоминанию благовестия арх. Гавриила Пресв. Деве Марии и Боговоплощения. Событие Благовещения Согласно Евангелию (Лк 1. 26-38), в 6-й месяц после зачатия прав. Елисаветой св. Иоанна Предтечи арх. Гавриил был послан от Бога в г. Назарет к Пресв. Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Св. Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел. Косвенно о событии Б. упоминает ап. Павел: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» (Гал 4. 4). Благовещение. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432-440 гг. Благовещение. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432-440 гг. Согласно апокрифам II в.- «Протоевангелию Иакова» и «Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие псевдо-Матфея»),- Пресв. Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для иерусалимского храма. Согласно 1-му из указанных источников, эти эпизоды непосредственно следовали друг за другом, согласно 2-му - между ними прошло 3 дня (Новозаветные апокрифы. С. 20, 42). Апокрифическое предание нашло свое отражение в иконографии праздника ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 197; Т. 2. С. 374).

http://pravenc.ru/text/149269.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРИХОН [Ариха; евр.  ; араб.  ], город, расположен на 250-260 м ниже уровня моря, в 10 км к северо-западу от Мёртвого моря , в долине р. Иордан, и в 22 км к северо-востоку от Иерусалима , в оазисе при источниках Элиша (араб. Эс-Султан), Эль-Кельт, Эд-Дуюк, Эн-Нувайима. Климат неблагоприятен из-за засушливого лета и дождливой зимы, однако почвы здесь плодородны, а близость к Иерусалиму, где зимой довольно холодно, позволяла правителям Палестины в древности использовать И. как одно из мест для постройки зимних дворцов. Вплоть до рим. эпохи окрестности И. славились своим виноградом, овощами, финиками и растениями, из которых получали ароматические масла и благовония (ср.: Песн 1. 14; Ios. Flav. De bell. I 6. 6). И.- древнейший из ныне известных центров возникновения цивилизации, возможно из городов мира (монументальные сооружения, раскрытые здесь в ходе раскопок, на 5 тыс. лет старше егип. пирамид). В Священном Писании Падение стен Иерихона. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Падение стен Иерихона. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. В ВЗ И. упоминается многократно, прежде всего в связи с историей завоевания Ханаана. Перед вступлением народа Израиля в землю обетованную Господь показал Моисею, взошедшему на гору Фасгу, «что против Иерихона», землю, в т. ч. «полуденную страну, и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора» (Втор 34. 1-3). Согласно ВЗ, И. был 1-й крепостью, взятой вторгшимися в Ханаан израильскими племенами. В Книге Иисуса Навина подробно рассказывается о засылке в И. лазутчиков (скрывшихся у блудницы Раав, от к-рой они узнали, что жители напуганы) и о чудесном взятии города. Шесть дней воины Иисуса Навина в сопровождении священников обходили И. с ковчегом. «Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!» (Нав 6. 15). «Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ весь вместе громким и сильным голосом, и обрушилась вся стена города до своего основания, и весь народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город» (Нав 6. 19).

http://pravenc.ru/text/Иерихон.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ» Избиение младенцев. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Избиение младенцев. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. название иконографии возникло на основе текста Евангелия от Матфея, сообщающего о приказе царя Ирода, разгневанного тем, что волхвы не рассказали ему о местонахождении Младенца Христа, «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16). Изображение этого события появилось после установления в 1-й пол. V в. почитания невинных Вифлеемских младенцев как мучеников. Композиции, как правило, не имеют четкой схемы. Может варьироваться число участников, действия, позы и жесты персонажей. Помимо царя Ирода, его воинов, женщин и детей в композицию иногда включались еще неск. сюжетов из различных лит. источников. Это апокрифические рассказы Иакова Протоевангелия о прав. Елисавете, к-рая с младенцем Иоанном спряталась в горе от преследовавшего ее воина, и об убийстве по приказу царя Ирода в храме между алтарем и жертвенником прав. Захарии. Пророчество Иеремии, упомянутое ап. Матфеем: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31. 15) иллюстрируется в композиции «Оплакивание Рахилью своих детей». Апокрифические рассказы о спасении Нафанаила (Ин 1. 46-49), к-рого мать спрятала от воинов Ирода под смоковницей, легли в основу изображения жены и младенца под деревом. 9-е Слово свт. Иоанна Златоуста из «Гомилий на Евангелие от Матфея» (PG. 57. Col. 175-184), 38-я гомилия Григория Богослова и рассказы из Миней-Четьих под 29 дек. стали источником изображения страдания младенцев и горя матерей. Сцена «И. м.» могла представлять самостоятельный сюжет и входить в развернутые композиции «Рождество Христово». Избиение младенцев. Рельеф оклада Евангелия. Ок. 460 г. (Сокровищница кафедрального собора, Милан)

http://pravenc.ru/text/293832.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010