Через двенадцать лет после кончины Преподобного «по повелению» святителя Макария, ставшего к тому времени Всероссийским митрополитом, пишется Житие святого. А через два года, в 1547, на Соборе русских епископов под председательством митрополита Макария было установлено «...праздновати новым чудотворцам в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими и различными чудесы и знаменми и не бе им доднесь соборнаго пения; мы же о Святем Дусе с сынми своими, со архиепископы и епископы и со всеми священными соборы, уставихом, на том Соборе, праздновати по прежеуложенному Уставу святых отец: праздновати в царствующем граде Москве в соборной церкви и по всем священным церквам и по всем святым монастырем и по всем градом великого царства Росийского пети праздновати повсюду... августа в 30 день, новому чудотворцу Новгородскому преподобному игумену Александру Сверскому» (3, 213, с. 203). Через пять лет, во время казанского похода Ивана IV, митрополит, воодушевляя на брань, в послании царю и войску писал о предстательстве «святых чюдотворцев», и в частности преподобного Александра Свирского (45, с. 432). Самый первый построенный в Москве храм в честь «нового чюдотворца Александра Сверьскаго» был Покровский собор, воздвигнутый по случаю победы над Казанью, известный ныне как храм Василия Блаженного на Красной площади. Освящение его было совершено в 1560 году в присутствии царя, покорителя Казанского ханства, и множества бояр, «асвящал Макарей митрополит всея Русии во всем священным собором» (44, с. 320) 15 . «Северо-восточный придел посвящен Александру Свирскому , на день памяти которого 30 августа пришлась победа над войсками Епанчи» (23, с. 292). Об иконе Преподобного, написанной в это время для Успенского собора, известно следующее: «Бе же образ новопросиявшаго в чюдесех преподобного Александра Свирского , иже бе поставлен у столпа противу чюдотворнаго гроба блаженнаго сего Ионы митрополита, и от того образа многа тогда исцеления быша...» (27, с. 26). Незадолго до кончины святителя, когда во время Ливонской войны русскими войсками был отбит древний Полоцк, царь писал митрополиту, что это произошло по молитвам русских святых, и в частности преподобного Александра Свирского (46, с. 314, 315).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

11-го числа преосвященный Савва получил из Московской Духовной Академии отношение от 5-го августа за 515-м следующего содержания: «Совет Московской Духовной Академии честь имеет почтительнейше препроводить при сем Вашему Высокопреосвященству диплом на степень доктора церковной истории». Приложенный при отношении диплом изложен был в следующих выражениях: «Высокопреосвященный Савва, Архиепископ Тверской и Кашинский, магистр богословия, на основании отзыва комиссии из профессоров Московской Духовной Академии о достоинствах его ученых трудов, Советом Академии удостоен ученой степени доктора Церковной истории и утвержден в этой степени, согласно ходатайству Высокопреосвященного Сергия, Митрополита Московского и Коломенского, Святейшим Синодом 21-го июня 1894 года. Вследствие сего Высокопреосвященному Архиепископу Савве предоставляются все права и преимущества, законами Российской Империи со степенью доктора церковной истории соединяемые. В удостоверение чего от Совета Московской Духовной Академии выдан доктору Высокопреосвященному Архиепископу Савве сей диплом с приложением академической печати. Сергиев Посад, Московской губернии. 1894 года, июля 25 дня. Сергий Митрополит Московский Московской Духовной Академии Ректор Архимандрит Антоний И. д. инспектора доктор богословия профессор Петр Цветков Ординарный профессор доктор богословия Евгений Голубинский Ордин. проф. доктор богословия Алексей Лебедев Орд. профес. доктор богословия Митрофан Муретов Экстраординарный профессор доктор церковной истории Николай Каптерев Секретарь Михаил Казанский» —432— В тот же день получено было преосвященным письмо от ректора Моск. Дух. Академии архимандрита Антония, который, от 9-го августа, писал: «Ваше Высокопреосвященство! Милостивейший Архипастырь и Отец. Наконец то мы приготовили диплом и я могу с радостным чувством достигнутой цели приветствовать Ваше Высокопреосвященство с ученою степенью. Наш Владыка сказал, что он с особенным удовольствием подписал Ваш диплом. Наша же радость сугубая, ибо степень сия докторская дана лучшему ученому покровителю Академии, её искреннейшему благожелателю и благодетелю. Да украшается же Ваша грудь много лет новым знамением. Прося святительского благословения Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник архимандрит Антоний».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И верой пламенной горит! За годы служения викарием «преосвященный Вениамин первый из Петроградских епископов изъездил и частию даже обошел всю епархию, побывав во всех ее самых далеких и глухих приходах» 430 . Через 7 месяцев после хиротонии во епископа Гдовского владыка впервые посетил свой кафедральный город. Выехав из столицы 23 августа 1910 года, владыка к вечеру прибыл со станции Нарва в с. Поля (ныне в черте г. Сланцы), где его ожидало множество прихожан и многочисленное духовенство во главе с гдовским соборным протоиереем Алексием Грациановым и благочинным священником Алексием Абакумовым. После всенощного бдения в местной Никольской церкви, продолжавшегося три с половиной часа, епископ обратился к богомольцам с назиданием и выразил радость «по поводу того религиозного подъема, какой он сам испытывал во время молитвенного общения с народом». Сын настоятеля храма, священника Николая Кузнецова , иеромонах Алексий (впоследствии – архиепископ Сарапульский; расстрелян в Ижевске 18 ноября 1938) опубликовал об этом архипастырском посещении Полей небольшую заметку 431 . Сам о. Николай служил здесь с 1891 года; он открыл в приходе 5 школ и выстроил новый величественный храм. В 1911 году, по представлению епископа Вениамина, о. Николай Кузнецов будет избран почетным членом епархиального братства Пресвятой Богородицы. Переночевав в Полях, владыка на другой день совершил литургию в Павловском погосте, а вечером был в Гдове. Обозрению гдовского Димитриевского собора, сооруженного еще в XVI веке, и других городских церквей он посвятил 25 августа 432 . В столицу владыка вернулся по Варшавской железной дороге со станции Плюсса 433 . 8 октября 1912 года епископ Вениамин возглавил освящение Космо-Дамиановской церкви далекого села Гвоздно Гдовского уезда, заново отстроенной после пожара. На другой день святитель уже служил литургию в Малой Ящере под Лугой, что вызвало особое внимание корреспондента. «Здесь необходимо отметить неутомимую деятельность Владыки, которому после продолжительной пятичасовой службы в Гвоздненском храме почти сразу же пришлось выдержать 70-верстный путь на лошадях по проселочной дороге до ст. Струги-Белая [ныне Красные Струги – авт.] и бодрствовать всю ночь, с тем чтобы поспеть ко времени в Малую Ящеру» 434 . Поездка епископа Вениамина в Гдов в 1916 году была приурочена к престольному празднику Афанасиевской церкви Гдова, 18 января. Шел уже второй год Мировой войны, принесшей России неслыханные потери и страданья.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

431 Этот крестный ход был установлен св. Синодом в 1840 году, по представлению Полоцкого епископа Василия Лужинского , в воспоминание воссоединения униатов в 1839 году, причем самое празднование сего события было отнесено на первый четверток в Петровском посту. Из боязни, что воссоединенные скорее увлекутся крестным ходом из костелов, по случаю римско-католического праздника в сей день «Тела Христова», пр. Иосиф сперва разрешил совершать крестный ход, кроме Виленского Св.-Духовского монастыря, еще в Жировицком соборе, Бытенском и Борунском монастырях, в соборных церквах г. Бельска, Кобрина и Каменецка и приходских церквах Пружанской и Клещельской. При сем консистории было предоставлено право входить к архиепископу с ходатайством о разрешении крестного хода в сей день и в других местах, в случае желания на то прихожан. Записки митрополита Иосифа, т. 3, 572. 432 Впрочем, обвинение помещиков в сем отношении со стороны православных священников не всегда было основательно, вследствие неодинакового взгляда их самим, на важность того или другого праздника православной церкви. Это обстоятельство, но мнению Свенцянского благочинного, изложенного в рапорте консистории в 1844 году, с одной стороны, вселяло недоверие к духовенству в самих прихожанах, а с другой, давало справедливый повод иноверцам-помещикам и арендаторам и даже экономам не обращать должного внимания на справедливые требования священников и служить причиною холодности по отношению к ним. Литовская духовная консистория, получив разъяснение от сего благочинного относительно того, что разномыслие между священниками происходило из-за праздников 30 ноября, 8 мая, 24 июня, 24 июля, 6 августа, 29 и 30 августа, 26 сентября, 22 октября и 21 ноября, предложила сему благочинному руководствоваться в сем случае ясным указанием закона. 433 Что касается польской интеллигенции, говорится в этом отчете, то она, находясь большею частью вод влиянием ксендзов, удаляется от общения с православным духовенством и держится по отношению к православным высокомерно и заносчиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Убинское. Церковь Сергия Радонежского (временная). Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По данным на 1859 год, в Убинском было 146 дворов, в которых проживал 691 человек, к тому времени в селе были построены церковь и часовня. В 1896 году построена станция на Транссибирской магистрали. Из «Справочной книги по Томской епархии за 1910-1911 гг.» стало известно, что в селе Убинском была однопрестольная деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, построенная в 1869 году (при епископе Томском и Семипалатинском Платоне (Троепольском)), земли при ней пахотной и сенокосной 99 десятин, расстоянием от Томска в 432 верстах. В состав прихода входило село Убинское Каинского уезда, деревня Еланская в 17 в. и деревни переселенческих поселений в расстоянии от 12 до 30 верст. Прихожан обоего пола 2261 души. Причта по штату: один священник и один псаломщик. Содержание причта: при готовых причтовых домах; жалованье из казны 180 рублей и доходы от треб. В селе Убинском имелось училище гражданского ведомства. При церкви имелась библиотека. Церковно-приходское попечительство существовало с 1893 года. В 1909 году в церкви священником служил Копьев Николай Николаевич, псаломщиком – Богоявленский Михаил Федотович. 27 июня 1995 года в село Убинское приезжал Николай Константинович Забалуев, 1962 года рождения, который засвидетельствовал, что его прадед по линии матери Архангельский Василий Карпович служил священником в Никольской церкви села Убинское вплоть до 15 августа 1909 года, там же крестил сына своего Архангельского Александра Васильевича (деда Забалуева Н.К.), о чем имеется запись в архивных церковных книгах за 1900 год, регистрационный номер 76. В грозные годы лихолетья Никольская церковь была разрушена. 13 июля 1993 года прошло Приходское собрание под председательством протоиерея Сергия Государкина, благочинного Северо-Западного округа, на нем был избран Приходской совет и определено название Прихода во имя преподобного Сергия Радонежского. После сбора подписей, согласования с местной властью обратились за благословением на открытие храма к правящему архиерею епископу Новосибирскому и Барнаульскому Тихону. Владыка Тихон дал свое архипастырское благословение на образование Прихода и его регистрацию в органах юстиции.

http://sobory.ru/article/?object=23098

Закрыть Лицемерное " благочестие " Виктора Ющенко 22.10.2007 432 Время на чтение 3 минуты Находясь с 20 по 21 сентября с официальным визитом в Греческой Республике, президент Украины Виктор Ющенко не преминул посетить православные святыни горы Афон, где исповедался и причастился. Участие главы украинского государства в Таинствах канонической Православной Церкви стало предметом всеобщего удивления. Некоторые православно-патриотические СМИ поставили под сомнение сам факт пребывания украинского президента на Святой горе, примером чему может служить недавнее интервью политолога Ольги Киевской популярному интернет-изданию Правая.Ру. Однако знакомство с рядом материалов официального электронного издания Украинской Православной Церкви не оставляет сомнений - Виктор Ющенко присутствовал на богослужении в Свято-Пантелеимоновском монастыре Святой горы Афон и принял из рук Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира Святое Причастие. Общеизвестно, что сам Виктор Ющенко, с момента вступления в должность президента Украины, до последнего времени не скрывал своей принадлежности к числу адептов одной из наиболее одиозных раскольнических группировок - т.н. " украинской православной церкви киевского патриархата " . Так, весной 2006 года, накануне Пасхи, Виктор Ющенко, совместно с младшим сыном Тарасом и братом Петром, посещал захваченный раскольниками Свято-Владимирский собор г. Киева, принимая лжепричастие из рук лидера " киевского патриархата " " патриарха Филарета " . Пасхальная ночь 2007 года также ознаменовалась кощунственным " причащением " Виктора Ющенко все в том же Владимирском соборе. В настоящее время Виктор Ющенко выступает " почетным председателем " и фактическим главой " всеукраинского общественного объединения за поместную Украину " , основной задачей которого является создание безблагодатной псевдоцерковной структуры т.н. " единой национальной поместной украинской церкви " . Яркой иллюстрацией идеологических предпочтений функционеров этого " министерства по уничтожению канонического Православия " служит документ, публикация которого совпала со стартом предвыборной кампании на Украине. Так, 31 августа с.г. на страницах всеукраинского печатного издания " Украина молода " была помещена программная статья " Киевская церковь. История духовного центра украинского народа " , автором которой является брат президента Украины Виктора Ющенко Петр Ющенко, занимающий должность председателя вышеупомянутого " общественного объединения за единую национальную поместную церковь " .

http://ruskline.ru/analitika/2007/10/22/...

В 1889 г. в приходе числились: с. Мазунино, д. Фертики, д. Кутмесь, д. Ежева, д. Сарапкина, д. Орешники, поч. Ончуров, д. Лысова, д. Межная, д. Соколовка, поч. Большой Хлыстов, поч. Черный Ельник. В 1867 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, 1 сентября 1898 г. – церковно-приходская школа. В 1847 г. на приходском кладбище построили деревянную церковь с одним престолом в честь Воскресения Господня. Преображенская церковь закрыта в 1941 г. на основании решений общих собраний граждан. На 1 августа 1941 г. значилась по документам бездействующей, но юридически не закрытой. Использовалась под склад “Заготзерно”. Других сведений о закрытии Преображенской и Воскресенской церквей по документам ЦГА УР не обнаружено. Материалы ЦГА УР Преображенская церковь каменная, построена в 1814 – 1836 гг. расстоянием от г. Вятки в 540 верст, от уездного города в 25 верстах. Часовни деревянные, в деревнях: Соколовской, Кутмеси, Сарапкине, Орешкине, Лысовой, Ежевой и в починке Большом Хлыстове. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика, два священника и диакон живут в казенных домах. Земли: усадебной 1 десятина 250 сажень, пахотной 30 десятин и сенокосной 13 десятин, пахотною землею причт не пользуется. Братский денежный доход: священника 432 руб. 39 коп., диакона 288 руб. 26 коп., псаломщика 144 руб. 13 коп. Вместо руги на весь причт поступило деньгами 346 руб. 82 коп. Прихожан: православных русских 2976 муж. пола, 3077 жен. пола, приход состоит из 11 селений расстоянием от 4 – 12 верст. Село расположено в низменности: к северу и югу высокие горы, к востоку луга и за ними река Кама, к западу идут несколько возвышенные равнины с полями. Посреди села протекает речка Момылевка, местность безлесная. Лес находится за рекой Камой в 5 верстах. В приходе шесть школ: земские – в селе одна и в деревнях Ончурове в 4 верстах, Сарапкиной в 8 верстах, Соколовке в 4 верстах, Межной в 4 верстах и церковно-приходская в деревне Ежевой в 10 верстах. В церкви имеются: древняя икона Преображения Господня на цельной лиственной доске и указ Казанской Духовной Консистории от 12 дек. 1743 г. за 56 о перенесении церкви из с. Момылева в с. Мазунино.

http://sobory.ru/article/?object=02837

“Хотя он лежал с закрытыми глазами все то время, – говорил его келейник, описывая его предсмертные минуты, – но он углублял свой ум, мысли и чувства к Богу. Точно так это было, ибо его. духовные чувства и умные моления очень были для меня заметны всегда” 430 . Накануне дня смерти, в субботу вечером, к святителю зашел настоятель монастыря игумен Самуил. Он сел около постели умирающего и стал спрашивать: “Не будет ли какого приказания?” Святитель Тихон открыл глаза, взглянул на него и тихо на ухо сказал келейнику, чтобы его не беспокоили и что приказания никакого нет. Игумен, видя приближающуюся кончину святителя Тихона, поцеловал у него руку и, уходя, приказал келейнику немедленно сообщить ему, когда наступит смерть 431 . Весь вечер святитель Тихон пролежал с закрытыми глазами, постоянно пребывая в молитве и спокойно ожидая момента, когда душа освободится от бренного тела. К полуночи сделалось труднее. Хотя святитель и причащался накануне дважды, но сейчас он снова просил, чтобы утром пораньше совершили раннюю литургию и причастили его. В три часа утра святой послал просить очередного иеромонаха начать богослужение, но его просьбу не спешили исполнить. С каждой минутой состояние святителя ухудшалось, и всем стало понятно, что он умирает. Послали за настоятелем, но его, по словам одного из жизнеописателей, по попущению Божию, не смогли добудиться. Услышав о приближающейся кончине, насельники монастыря, находившиеся в то время в церкви на утреннем богослужении, пришли к умирающему святителю, желая видеть его последние минуты. Постояв с полчаса в глубоком молчании, они снова вернулись на молитву. После их ухода он вскоре и скончался. “Итак, святительская его душа разлучилась с телом в 6 час. 45 мин. утра 13 августа, при нас одних только, в болезни ему служивших четырех человеках. Смерть его была так спокойна, что он как бы заснул, даже корпус всего тела не вытянулся, как обыкновенно бывает, но одно только замечено мною: при последнем издыхании открыл он глаза, и паки сомкнул, тут и узнал я совершенное разлучение души его с телом, поскольку его святительская глава лежала на моей грешной деснице 432 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Если эта клятва моим спасением покажется вашему великодержавию не заслуживающею веры, прошу приставить ко мне какого-либо офицера с солдатами на время моего пути» 425 . Государь 14 августа дал разрешение съездить в Москву, но не в Нежин, и требовал непременно вернуться к празднику Рождества в Петербург, обещая, что и двор ему к тому времени будет готов. «А в Нежин», прибавлял государь, «можно и иным временем, не теперь, съездить» 426 . Любопытно, почему государь сдерживал намерение Стефана к поездкам. В переписке о приезде Стефана в Петербург по делу Тверитинова Петр замечал, в письме 5 января 1715 года: «в Нежин для освящения церкви можете вы и после съездить, как помянутое дело окончится, понеже ваша должность есть тех управить и решить, для кого церкви делаются» 427 . Так как Стефан, несмотря на ясно выраженную волю Петра, в Петербург не ехал, то ему 23 декабря 1715 года Сенат послал указ, чтобы приезжал в Петербург с ризницей для посвящения Вологодского и Архангельского архиереев 428 . Стефан, однако, сославшись на болезнь, не выехал на этот раз в Петербург. В 1716 году Стефан наконец был в Нежине и здесь 25 июля торжественно освящал свой храм. К этому времени прибыли в Нежин и участвовали в освящении Киевский митрополит Иоасаф Кроковский, первенствовавший в служении, Черниговский архиепископ, епископ Переяславский и множество архимандритов, игуменов и прочего духовенства 429 . В Нежине Стефан оставался довольно долго; он здесь говорил проповеди и на Успение, и на Покров 430 . Письмом 18 мая 1718 года Петр вытребовал Стефана в Петербург для участия в верховном суде по делу царевича, повелевая прибыть немедля, не позже как через восемь или девять дней по получении письма, со всеми бывшими в Москве архиереями, налегке, а относительно доставки в Петербург необходимого для житья распорядиться после 431 . Стефан выехал из Москвы 24 мая 432 . 13 июня было уже в Петербурге «рассуждение» по делу царевича с участием Стефана 433 . С этого приезда Стефан уже безвыездно жил в Петербурге до конца 1721 года, когда, вместе со всем Синодом, он в последний раз выехал в Москву 434 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

(226, 850) Мы исповедуем с верностью и благочестием, что Святой Дух вечно исходит от Отца и Сына не как от двух начал, но как от одного начала, не как от двух духновений [spiratio], но как от одного-единственного духновения. Именно это святая Римская Церковь , мать и наставница всех верных, всегда исповедовала, проповедовала и учила; это содержится в истинном и непреложном учении правоверных Отцов и Учителей, и греческих, и латинских. Но поскольку некоторые, пренебрегая этой неоспоримой истиной, которую мы уже заявили, впали в различные заблуждения, то Мы, желая преградить путь такого рода заблуждениям, осуждаем и опровергаем, с одобрения Святого Собора, тех, кто отважится отрицать, что Дух Святой вечно исходит [procedit] от Отца и Сына, или кто дерзнет утверждать, что Святой Дух исходит от Отца и Сына как от двух начал, а не как от одного. Флорентийский Собор (XVII Вселенский) (8 января 1438 г. – 7 августа 1445 г.) Флорентийский Собор, состоявшийся при понтификате папы Евгения IV, сначала собрался в Ферраре, а потом в Риме. В то время как Латинская Церковь с трудом выходила из великого раскола, который пошатнул ее устои, и в то же время, что схизматический Собор продолжал работу в Базеле, Флорентийский Собор ставил перед собой задачу воссоединения отдельных Восточных Церквей. Единство веры, которое должно было служить основой сближения, требовало обсуждения тех догматических аспектов, которые Восточные Церкви не признавали. Длительные и трудные дискуссии завершились разными объединительными декретами, в основном с греками, в 1439 г., с армянами, коптами и, наконец, с эфиопами (яковитами) в 1442 г. Булла «Laetentur Coeli» Папы Евгения IV (6 июля 1439 г.) Декрет для греков Первым был подписан декрет для греков. Торжественное чтение после каждой мессы на латинском и греческом языках стало кульминацией Флорентийского Собора. Начавшись с выражения благодарности за союз, этот текст затем определяет, что Святой Дух исходит от Отца и Сына «как от единого начала» и что введение Filioque в Константинопольский Символ [ХВ 8/1] является законным. Это последнее выражение не отвечало греческим традициям. Затем были рассмотрены еще два вопроса: чистилище [ХВ 967], первенство папы и иерархия патриархов [ХВ 432].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010