9 Время заседаний московского собора 1654 г. относят ко второй половине марта и к первой половине апреля месяца («Христ. Чт. 1881. Сентябрь-октябрь, стр. 428–430). 11 Сущность и число этих вопросов изложены в ответной грамоте п. Паисия к п. Никону . Послание Никона к Паисию с датою от 12 июня 1654 г. издано Н.И. Субботным в приложение к «Деянию московского собора» 1654 по черновому списку этого послания, находящемуся в московской синодальной библиотеке (См. «Материалы для истории раскола», т. I, предисловие стр. 6 в примечании), издано впрочем с некоторыми небольшими пропусками и изменениями оригинального текста. Было ли отправлено это послание в том виде, как оно издано в печати, или оно было заменено другою грамотою с большим числом вопросов и с другою группировкою этих вопросов, более соответствующее содержанию ответной грамоты Паисия к Никону, говорить не можем за недостатком положительных сведений в наших источниках. В московском архиве иностранных дел сохранился небольшой отрывок послания Никона к Паисию, содержащий только заключительные слова Никоновой грамоты; этот отрывок буквально сходен с заключением первой половины послания Никонова, изданного в приложении к соборному деянию 1654 г. (см. лист третий приложения сверху); в архивной рукописи он представляет конец грамоты без даты ее и не имеет того перечисления разностей в русских богослужебных книгах, какое находится далее в печатном послании (на л. 3–5). Замечательна дата, выставленная при описании рукописей архива на заголовке сохранившегося отрывка и приурочившая отправку послания Никона к августу 1654 г. (Греческие дела связка 32, дело 23). 12 Сообщаемые далее сведения об этой поездке Мануила в Константинополь основаны на данных им показаниях по возвращении его из Цареграда и на привезенной им особой грамоте п. Паисия к царю Алексею Михайловичу и заимствованы из 33 связки греческих дел за 7163 г., дело 14. 14 Первые известия о наиболее замечательных успехах московского войска, отправленные царем в Москву, начинаются только с конца июня месяца; 29 июня был взят Полоцк, 22 июля Мстиславль, 28 августа Могилев, Смоленск взят 23 сентября 1655 г. (Дворц. разряды, стр. 432, 435, 445 и 449).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Кишинёвское Христо-Рождественское епархиальное братство заботилось о поднятии и укреплении миссионерского дела в епархии. Для достижения этой цели совет братства имел трёх миссионеров: 2 противо-раскольнических и одного противо-сектантского, которые заблаговременно, за каждое полугодие вперёд, представляли совету братства расписания своих поездок и бесед, с обозначением предмета последних. Считая главным вспомогательным средством для ведения бесед с раскольниками и сектантами книги, брошюры, листки и периодические издания противо-сектантского и противо-раскольнического содержания, совет братства заботился о выборе и приобретении означенных пособий как для братской библиотеки, так и противо-сектантской при Ново-Нямецком монастыре. Для первой приобретено 2246 экз. книжек и брошюр, 7750 разных листков и 6 периодических изданий, а для второй выписано книг на 467 р. и приобретено образков и крестиков на 432 руб. Кроме того, он снабдил книгами единоверческой печати церковные библиотеки 7 пунктов, ходатайствовал о постройке единоверческой церкви в слободе Грубно, Хотин. у., и устройстве церковно-приходских школ в трёх пунктах с раскольническим населением. Братство св. Гурия в Казани до последнего времени обращало главное внимание на просвещение детей инородцев и магометан посредством школ, но воздействие на взрослых миссионерским путём не ставило своей задачей; вследствие чего деятельность его была односторонняя. Но, теперь, по инициативе архиеп. Арсения, на это братство возложены и прямые задачи миссионерства. Оно приняло на свой счёт устройство двух миссионерских библиотек: а) противо-раскольнической и противо-сектантской и б) противо-мусульманской и противо-языческой; 2) оказанием материальной поддержки новообращённым в православную веру, 3) даёт деньги на миссионерские курсы и 4) удовлетворяет другие миссионерские нужды. Костромское Феодоровско-Сергиевское епархиальное братство отпустило 1740 р. на содержание миссионеров и их помощников, содержало на свои средства одноклассную церковноприходскую школу, открытую в 1893 г. в центре заражённой расколом местности Макарьевского уезда селе Шадринске, открывало склады для продажи книг и брошюр религиозно-нравственного, противо-раскольнического и полемического содержания, рассылало означенные книги и брошюры бесплатно и возбудило вопрос о составлении руководственных правил об устройстве и противо-раскольнической миссии в Костромской епархии, рассмотрело проект этих правил, составленный епархиальным миссионер. свящ. Ивановым, и рассмотренный миссионерским съездом, бывшим в г. Кинешме 22 августа 1900 года, и поручило секретарю своего совета, преподавателю семинарии Юницкому, составить эти общие правила, инструкции миссионерам и священникам и программы их деятельности по предмету миссии. О миссионерской деятельности прочих епархиальных братств, скажем в другой раз.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10 июня 2012 года в Румынии состоялись выборы в местные органы власти. При этом уже сформировавшаяся в парламенте оппозиционная по отношению к президенту коалиция трёх партий («Социал-демократической партии Румынии», «Национальной либеральной партии Румынии» и «Консервативной партии Румынии») выступила в качестве единого «Социал-либерального союза» и одержала победу. «Социал-либеральный союз» взял под контроль 36 Уездных советов из 41, в то время как их главные противники из «Демократической либеральной партии Румынии» - лишь 2 совета (Арад и Алба) на западе страны. Ещё в 2 советах (Харгита и Ковасна - в центральной части Румынии) большинство получил «Демократический союз венгров Румынии», и в одном совете (Нямц - на востоке страны) - «Национальный союз за прогресс Румынии». На выборах мэров кандидаты «Социал-либерального союза» победили в 28 городах, включая Бухарест, а кандидаты «Демократической либеральной партии Румынии» - лишь в 6 городах, включая Клуж, Арад и Брашов. 6 июля парламент 256 голосами из 432 (против проголосовали лишь 114 депутатов и сенаторов) вынес импичмент президенту Траяна Бэсеску, представляющему «Демократическую либеральную партию Румынии», обвинив его в нарушении конституции, ущемлении прав граждан и в создании помех для нормальной работы правительства. Согласно румынским законам после этого президент был временно отстранён от должности (его полномочия были временно переданы председателю Сената, лидеру «Национальной либеральной партии Румынии» Крину Антонеску), и по вопросу отрешения президента от власти был назначен референдум. 29 июля 2012 года на референдуме за отставку президента проголосовали 7 403 836 избирателей (87,52% от числа принявших участие в голосовании), против отставки проголосовали лишь 943 375 человек (11,15%), ещё 111 842 (1,32%) бюллетеней было признано недействительными. Таким образом, подавляющее большинство избирателей, принявших участие в голосовании, высказалось за отставку президента. Однако явка составила лишь 46,24% (в голосовании приняли участие 8 459 053 человека из 18 292 464 зарегистрированных участников. В связи с тем, что явка составила меньше 50%, Конституционный суд 21 августа признал референдум несостоявшимся, хотя оппозиция президенту (представляющая парламентское большинство и сформированное им правительство Виктора Понты) представила суду достаточно убедительные доказательства того, что количество избирателей, включённых в списки, было искусственно завышено и, следовательно, реальный процент явки выше, чем официально объявленный. Тем не менее, в итоге Траян Бэсеску вернулся к исполнению обязанностей президента и, вероятно, сохранит свой пост до конца срока, т.е. до конца 2014 года.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/22/...

Кирик, по нашему предположению, мог воспользоваться не одной какой-то малой хроникой или подобным сочинением, находящимся в так называемом сборнике учебно-энциклопедического состава, а мог знать несколько аналогичных сочинений и, по-своему их интерпретировав, создал свое «Учение»; 3) следует учесть, что тексты «Летописца вскоре», откуда, по предположению П. Степанова и Е.К. Пиотровской, заимствована Кириком первая половина его «резюмирующей статьи», составлены в IX в. патриархом Никифором. Греческий оригинал данного текста «представляет собой сжатый хронологический перечень, начинающийся от Адама, в котором приведены имена библейских патриархов, царей иудейских и персидских, египетских Птолемеев, римских и византийских императоров с указанием времени их правления и перечислением наиболее важных событий всемирной истории, имевших место во время их царствования. Этот свод содержит имена вселенских патриархов и заканчивается 829 г. (год смерти Никифора). До нас дошло 52 списка летописца XIII–XIX вв., древнейший из которых – в так называемой Новгородской Кормчей (ГИМ, Синод. собр., 132, кон. XIII в.)». 432 Однако данный текст занимает л. 285 об. – 290 об. Его объем многократно превышает объем «резюмирующей» хроники Кирика. Помимо этого в нем отсутствуют такие наиважнейшие события древнерусской истории, как перевод Священных книг на славянский язык св. Кириллом Философом и Крещение Руси, 433 которые имеются в статье Кирика и не встречаются в каких-либо иных древнерусских рукописных текстах. Опубликованные Е.К. Пиотровской тексты I, II и III редакций «Летописца» Никифора соответственно относятся к XV, XIII и XVI вв., поэтому все эти списки старше статьи Кирика, составленной в 1136 г. Кроме указания Е.К. Пиотровской о том, что текст І редакции «Летописца» не мог служить источником для Кирика, необходимо отметить, что он заканчивается словами: «Бываетъ убо вьсех от Адама до начала царствия Августа по известьнымъ летописцемъ лет 5457» 434 . Она же считает, что текст II редакции «не может быть принят во внимание, так как он был создан не ранее конца ХІІ –ХІІІ в.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Но вот, кстати вспоминала я, что письмо сие может показаться продолжением письма моего к преосвященному 431 , к которому писала я 25-го числа; и что же? к двум монахам пишу я о качествах женщины: прилично ли это? не погрешительно ли это? У нас в деревне, природа смотрит сентябрем, и то, когда он уже в исходе своем. Трава вся погорела от бездождия и бывших жаров, деревья пожелтели, и уже теряют летнюю одежду свою; летние вечера сменились ранним сумраком, слишком прохладным, не позволяющим наслаждаться на балконе прежними очарованиями природы. Теперь вечер у нас – область летучих мышей, которые приводят меня в ужас извилистым и низким полетом своим; я укрываюсь от них в комнату, затворяя двери и окна, и – одна под окном своим, погружаюсь в грустные и тревожные думы, кои налегают на душу мою и оставляют сердце безотрадным. Теперь, именно, я в таком расположении духа. Здесь тоже бывают пожары слухи носятся, что будут поджигать многие селения, иногда настает вечер, то мы все находимся в беспокойстве. Помолитесь за меня, почтеннейший о. архимандрит, благословите меня мысленно и будьте всегда уверены в истинном уважении». До сентября я заведовал еще патриаршею ризницей и библиотекой. В первых часах этого месяца мне назначен преемник, смотритель Заиконоспасских училищ, соборный иеромонах Феодосий 432 – из студентов Московской семинарии. С 4-го числа приступил я к сдаче своему преемнику драгоценных сокровищ ризницы и библиотеки. А 7-го числа я писал в село Клепово Анне Борис. Нейдгарт: «Примите мое усерднейшее поздравление со днем вашего ангела. Да сохранит вас Господь, в наступающем для вас новом лете, здравыми и благополучными. За приятное послание ваше приношу вам мою душевную благодарность. Верю, от души верю вашему доброму и благородному участию в моей судьбе: но напрасно вы думаете, что я вас забыл; ежедневно, в своих грешных молитвах, я воспоминаю ваше имя. Не редко воспоминается ваше ими и в беседах с преосв. Леонидом: а при свидании с графиней Анною Егоровной 433 никогда не обойдется без того, чтобы не сказать о вас сколько-нибудь слов, – не позавидовать вашему блаженству, каким вы целое лето наслаждались среди красот деревенской природы; тогда как мы, несчастные, задыхались от несносных жаров и столичной пыли. Иное дело преосвященный: они почти каждый день, по крайней мере начиная с августа, изволил отравляться на Угрешу для купаний, а меня ни разу с собой не пригласил. Да и теперь, его преосвященство вот уже целую неделю путешествует, по поручению владыки митрополита по градам и весям, для обозрения церквей: но главною целью его поездки было, кажется, освящение храма в Бородинской обители. Незавидное, впрочем, путешествие в такую погоду по проселочным дорогам.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Это было прежде всего понято руководящими церковными верхами, и поэтому Синод, определением за 2500 от 27 апреля 1917 года, постановил созвать Предсоборный Совет, на котором, в числе других вопросов, подлежавших суждению будущего Собора, должен решаться и этот вопрос. Как относились к вопросу об отделении Церкви от государства в тот отрезок времени отдельные церковные круги, можно видеть, например, из статьи профессора П. Светлова «Есть ли основания к отделению церкви от государства». Вот что он пишет: «Бесконечно важнее мелких материальных счетов в вопросе тот факт, что христианство даже для не признающего его догматов своею общепризнанною моральною стороною служит универсальною основою всякого государства. Как бы ни был разнороден состав его населения: в своей основной сущности моральной, христианство сводится к заповеди о любви, которая служит единственной прочной основой всякого человеческого общества и которую должны признавать все народы в религиозно-нравственной жизни. Но такое значение за христианской религией и действительно везде признано, и даже людьми неверующими. А христианское учение о Божественном происхождении власти? Социальное значение здесь слишком очевидно, чтобы оно нуждалось в разъяснениях. Наконец, разве можно забывать о христианских корнях европейской цивилизации? А ведь в том смысле, как источник цивилизации, христианство есть общее благо и достояние всего цивилизованного мира!» 431 . Таким образом, проф. П. Светлов, этот действительно в богословских вопросах Церкви от государства своеобразно и лишь с идейно христианских позиций 432 . Даже такой либеральный человек, как протоиерей Н. Чепурин 433 , узнав, что на Поместном Соборе будет поставлен вопрос об отделении Церкви от государства, на собрании Петроградского духовенства, доказывал ненужность или хотя бы несвоевременность этого дела. Этот вопрос своей новизной и неизвестностью для будущего пугал его. В июле 1917 года Святейший Синод в своём обширном послании к верующим объявил о созыве Всероссийского Поместного Собора в Москве на 15 августа 1917 года.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Из Иерусалима арх. Порфирий вернулся 12 августа прямо в Россию в – Одессу. Возвращение это в отечество для нас не вполне понятно: поставленные задачи научные и дипломатические не были еще выполнены во всем предначертанном объеме; в денежных средствах арх. Порфирий особенной настоятельной нужды в это время не ощущал; здоровье его, по-видимому, находилось в удовлетворительном состоянии. Остается предположить, что его привлекла в Одессу забота о своих «пожитках», или, вернее, о своем драгоценном детище – о библиотеке рукописей и книг со старинными иконами, высланной в Россию и требовавшей более или менее надежного приюта до той поры, когда ясно определится постоянное место жительства ее владельца. Поэтому, лишь только была водворена эта библиотека в помещении одесского владыки, как 16 сентября 1860 года арх. Порфирий на имя обер-прокурора графа Толстого отправляет прошение с выражением «желания окончить свои занятия на Афоне в течение трех месяцев» 432 . Из прошения от 17 марта 1861 года к тому же графу Толстому мы узнаем, что планы арх. Порфирия в это время были гораздо шире, чем трехмесячное путешествие по Афону: он намеревался побывать еще и в Египте. «Святейший правительствующий Синод наш в 1858 году поручил мне, – говорится в этом последнем прошении, – между прочим, возобновить сношения с коптским духовенством в Египте. Исполнение сего поручения долго отстраняемо было другими обязательными трудами моими на Востоке. Но я не терял его из вида и, воспользовавшись новым отпуском за границу, данным мне в конце прошлого года (т.е. 1860 г.) решился съездить в Египет для свидания с коптским владыкой и для дружеских переговоров с ним о возобновлении союза управляемой им египетско-эфиопской церкви с православно-кафолической церковью, и о месте и титуле, кои он мог бы иметь, становясь в ряд православных иерархов. Эта решимость моя усилена была надобностью пересмотреть рукописи патриаршей и Синае-джуванитской библиотеки в Каире и деловые кодексы александрийских патриархов, и поправить мое здоровье, расстроенное на суровом Афоне, где истощила меня лихорадка, троекратно возобновлявшаяся в прошлом году» 433 . 26 октября было получено разрешение на трехмесячный отпуск за границу, а 18 ноября арх. Порфирий писал о своем путешествии в дневнике так: «завтра я на пароходе отправляюсь в Константинополь, а оттуда поеду сперва в Египет, потом на Афон» 434 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

1886 г., для испытания учеников, окончивших курс в церковно-приходских школах и школах грамоты и желающих получить свидетельство на льготу IV-ro разряда по отбывании воинской повинности, и пользуются теми же правами, кои предоставлены упомянутыми правилами членам Епарх. Училищного Совета, причем участвовать в производстве испытаний могут лишь те из членов, кои получили образование по крайней мере в уездных училищах и равных им учебных заведениях, или хотя не получили такого образования, но состоят или состояли на государственной службе в классных чинах; уездные отделения обязаны составлять ежегодные отчеты о церк.-прих. школах и школах грамоты, на основании донесений священников-наблюдателей и личных наблюдений членов отделения, и представлять сии отчеты в Епарх. Училищ. Совет не позже 1 августа, причем к этим отчетам должны быть приложены подлинные донесения священников-наблюдателей (§6) 430 . Кроме того, уездные отделения Епарх. Училищных Советов должны сообщать в подлежащие Земские Управы подробные сведения о расходовании пособий, назначаемых земскими собраниями церковно-приход. школам (опр. Син. от 1888 г. 431 . Заседания уездного отделения бывают очередные, в определенные членами отделения сроки, и чрезвычайные, по назначению председателя (§8). Из своей среды члены отделения избирают секретаря и казначея (§7). Постановления уездного отделения утверждаются Епарх. Архиереем, по представлениям Епарх. Совета, за исключением тех, которые будут предоставлены Епарх. властью на окончательное решение уездных отделений (§9). Порядок хранения, расходования и отчетности уездных отделений в денежных суммах определяется Епарх. Советом, с утверждения Епарх. преосвященного (§10) 432 . Для постоянного и ближайшего контроля за действиями окружных священников-наблюдателей, – заведующих школами и учащих и личных объяснений им установлены особые епархиальные наблюдатели, или инспекторы церковно-прих. Школ – из лиц с академическим по преимуществу образованием. На содержание сей инспекции, согласно Высоч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Справка: 1) По § 81 лит. б. п. 4 устава духовных академий избрание кандидатов на должность помощника секретаря значится в числе дел Совета академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. 2) Большинством голосов членов Совета кандидатом на должность помощника секретаря избран кандидат богословия Борис Забавин. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об утверждении кандидата богословия Бориса Забавина в должности помощника секретаря Совета и Правления академии. —424— XIII. Отношение Управления Императорской Публичной Библиотеки от 6 ноября за 2020: «Согласно Высочайшему соизволению, последовавшему в 30-й день минувшего октября, Императорская Публичная Библиотека имеет честь препроводить при сем, особой посылкой, для занятий профессора Соколова сроком на один месяц греческую рукопись на 82 лл. CXLVIII, содержащую в себе Épigrammes ou poèmes épigrammatiques. О получении названной рукописи Императорская Публичная Библиотека просит её уведомить». Определили: Рукопись передать экстраординарному профессору академии Василию Соколову , а о получении её Управление Императорской Публичной Библиотеки уведомить. XIV. Отношение Совета С.-Петербургской духовной академии от 19 ноября за 1673: «Совет С.-Петербургской духовной академии имеет честь покорнейше просить Совет Московской духовной академии выслать в академию для занятий студента IV курса Ивана Щербова, сроком на один месяц, рукопись Муравьева: «Сношения России с Востоком по делам церковным», т.т. III–V». Определили: Уведомить Совет С.-Петербургской духовной академии, что в текущем учебном году требуемая рукопись – в виду постоянных требований на неё со стороны профессоров и студентов Московской духовной академии – не может быть выслана. XV. Отношение Правления Киевской духовной семинарии от 13 ноября за 1298: «Правление Киевской духовной семинарии честь имеет препроводить при сем обратно с глубокою благодарностью в Совет Московской духовной академии присланные для преподавателя семинарии Петра Калачинского, при отношении от 19 августа 1897 г. за 432, книгу: «Keil. «Opuscula academica. Sectio prima et posterior» и журнал: «Zeitschrift für historische Theologie» за 1861 г., покорнейше прося о получении их уведомить».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Предложение о. ректора академии архимандрита Лаврентия: «Не благоугодно ли будет Совету академии поручить временное (до конца 189 7 / 8 учебного года) исполнение преподавательских обязанностей по кафедре истории философии, оставшейся вакантною за выходом в отставку заслуженного профессора Петра Казанского , тому же профессору Казанскому, изъявившему на это свое согласие». Справка: 1) По § 81 лит. а. п. 7 устава духовных академий «принятие мер к замещению преподавательских вакансий» значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом академии. 2) По § 60 того же устава за исполнение должности преподавателя по вакантной кафедре —432— выдается, по усмотрению Совета, с разрешения Епархиального Преосвященного, вознаграждение в размере, не превышающем жалованья доцента (900 руб. в год). Определили: 1) Переместить исправляющего должность доцента академии по кафедре еврейского языка и библейской археологии Павла Тихомирова, с 16 августа будущего 1898 года, на кафедру истории философии, оставшуюся вакантною за выходом в отставку заслуженного профессора академии Петра Казанского . 2) Временное (с 1-го числа декабря месяца 1897 года и до окончания текущего учебного года) исполнение преподавательских обязанностей по означенной вакантной кафедре истории философии поручить бывшему заслуженному профессору академии Петру Казанскому, с производством ему, согласно § 60 академического устава, вознаграждения из оклада 900 рублей в год. 3) Постановления сии представить на Архипастырское благоусмотрение и утверждение Его Высокопреосвященства. На сем журнале резолюция Высокопреосвященства: «Дек. 31. Статьи IV, VI, XI смотрены. – Утверждаются – профессор Григорий Воскресенский членом правления, а кандидат богословия Борис Забавин в должности помощника секретаря совета и правления академии. Согласен с постановлениями в статьях VIII и XX. Все прочее обращается к исполнению, и где нужно мое содействие, там оно обещается». Того же числа Присутствовали, под председательством ректора академии архимандрита Лаврентия, инспектор академии и. д. ординарного профессора архимандрит Арсений и члены Совета академии, кроме профессоров: В. Кипарисова , не присутствовавшего по болезни, и А. Введенского , находящегося в заграничной командировке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010