На заводе Яков Алехин проработал до 1941 г., зарекомендовав себя как ответственный и трудолюбивый работник. При немецкой оккупации Украины в 1941 г. он был насильно угнан на тяжелые работы в Германию. В 1945 году репатриирован на родину. С 1945 по 1952 годы работал рабочим на хлебозаводе 2 в Луганске (Украина). В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило, не поколебало его веры. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла его к принятию решения окончательно уйти из мipa и всецело посвятить свою жизнь служению Богу. В 1956 году Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию (где учился вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Митрополитом Владимиром (Сабоданом) Киевским и всея Украины, – прим. авт.). Одновременно он нес послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, рукоположен в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, – во иеромонаха. Духовником и наставником о. Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом (о. Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры, +1950). Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе о. Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю последующую жизнь. В начале 1960 гг., узнав, что из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия по совету бывшего насельника этого афонского монастыря преп. Кукши Одесского тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, 26 августа 1974 года в письме 432 патриарх Константинопольский Димитрий сообщил, что из шести заявленных монахов из СССР только двум дано разрешение на поселение на Святой Горе Афон. Из этих двух на следующий год, в апреле 1975, только один смог прибыть на постоянное жительство на Афон — отец Иеремия (Алёхин). С тех пор он ревностно и безвыездно подвизался на Святой Горе.

http://pravoslavie.ru/67804.html

Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. 14 лет довелось отцу Иеремии ждать разрешения. И все же, несмотря на такие сложности, 26 августа 1974 года в письме 432 Патриарх Константинопольский Димитрий сообщил, что из шести заявленных монахов из СССР двум дано разрешение на поселение на Святой Горе Афон. Правда, из этих двух на следующий год, в апреле 1975-го, только один смог прибыть на постоянное жительство на Афон — отец Иеремия (Алёхин). С тех пор он ревностно и безвыездно и подвизался на Святой Горе. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над восстановлением обители. В этот период монастырь переживал период упадка. Поэтому его возрождение – одна из главных заслуг отца Иеремии. Пантелеимонов монастырь на Афоне …35 лет как игумен Афонского Пантелеимонова монастыря В 1975 г. отец Иеремия был удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. был избран братией общим духовником Афонского Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. был избран наместником обители, а 5 июня 1979 г. отец Иеремия был утвержден Патриархом Константинопольским в должности игумена Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года. В 2006 г., по афонской традиции, отец Иеремия принял постриг в великую схиму. 17 октября 2013 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей, во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, наградил схиархимандрита Иеремию правом ношения патриаршего наперсного креста. Не смотря на столь преклонный возраст (почти 99 лет), старец Иеремия и сейчас не только неустанно несет молитвенный подвиг, но и по-прежнему продолжает заботиться о Свято-Пантелеимоновой обители. Даже готовится вместе с братией монастыря отметить  юбилей 1000-летия русского монашества на Святой Горе, который будет праздноваться в 2016 году . В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

http://pravmir.ru/russkie-starcy-xxi-vek...

Но влияние св. Максима было так велико и православие в народе так сильно, что по прошествии некоторого времени (около 662 г.?) учитель и ученик опять вызываются в Константинополь на новые увещание и на последний суд. Кончилось тем, что Максиму и Анастасию, после бичевания, отрезают языки и правые руки. В таком искалеченном виде их проводят по всему Константинополю и отправляют на пожизненную ссылку в Лазику, на восточном берегу Черного моря. Здесь осужденных разделили: Анастасий был сослан в страну Авасгов, а Максим в Схимарис, отдаленную крепость Алапии. Пред смертью св. Максиму было откровение о дне ея: она последовала 13-го августа 662 или 663 года, на 82 году жизни его. Один из учеников – Анастасий монах умер в том же году несколько ранее, 24-го июня, на дороге в ссылку, – а другой Анастасий апокрисиарий – позднее, 11-го октября 666 года. Над могилою св. Максима в монастыре св. Арсение ночью являлись три чудесные светильника и были многочисленные чудеса исцелений. Гонитель св. Максима император Констант, преследуемый народною ненавистью за монофелитство и за св. Максима, погиб вдали от Константинополя насильственною смертью . А его сын Константин, боясь участи отца, не пошел его дорогою. Напротив, он был предан православию и в 680-м году созвал шестой вселенский собор, осудивший монофелитство и окончательно утвердивший двуволие и двуприродность во Христе. Не смотря на то, что жизнь св. Максима мало благоприятствовала литературной деятельности, ему принадлежат многочисленные и разнообразные сочинения: догматико-полемическия, богословско-экзегетическия, нравственно-аскетическия, мистико-литургическия, частные письма и гимны. Первоначальные издание сачинений св. Максима Combefis’a Par. 1675 г. 2 тома и Oehler’a Anecdota graeaa 1857 – перепечатаны у Migne’я в Patrologia Graeca tt. 90–91, – Бенед. изд. схомий к Дионисию Ареопагиту 1755–1756 у Migne, t. 4. 15–432 и 527–576, – Computus ecclesiasticus ib. t. 19, 1217–1280, – Chronologia succinta изд. Bratke в Zeifschrift für Kirchengeschiechte 13 (1892–1893 г.) 382–384. Имеются еще неизданные сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Папа Сикст III (432–440 годы) установил повсеместно праздник поклонения веригам, который у западных христиан совершается 1 августа, у восточных же 16 января; вероятно, это дни принесения вериг на место или освящения храмов, воздвигнутых по случаю принесения их. О празднестве в честь Петровых вериг в Константинопольской Церкви имеется свидетельство паломника Антония. В древних русских летописях (Новгородская первая летопись в Полном собрании [русских] летописей, том 3) 16[-й] день января называется днем спадения вериг, ибо, по свидетельству Писания, узы спадоша с Петра ( Деян. 12, 7 ). Святая Православная Церковь в день празднества поклонения честным веригам святого апостола представляет их особенному вниманию христиан – для благочестивого воспоминания о носившем их – и призывает верующих праздновать Петру чудесе честныя вериги (кондак, глас 2) , верою поклоняться им (тропарь, глас 4) и целовать их: верою вериги облобызаем твоя, от нихже почерпающе здравие телесе и души спасение (стихира на Господи воззвах, [на] 6), приглашает возводить мысленные очи чад своих к самому апостолу для прославления: верховнаго и перваго апостолов, истины Божественнаго ученика, Петра великаго восхвалим и того верою целуем вериги, прегрешений разрешение приемлюще (кондак, глас 2). На литургии положено чтение Апостола о веригах, возложенных на святого Петра в Иерусалиме ( Деян. 12, 1–11 ), Евангелием же церковь благовествует о восстановлении Петра в звании апостола и предвозвещении ему мученической кончины ( Ин. 21, 15–22 ). а. Видимо, опечатка: по происхождению он был идумеем. b. То есть шею. c. Согласно церковному преданию, святые апостолы Петр и Павел приняли мученическую кончину 29 июня 67 года. d. То есть писателя Деяний апостольских. е. Цезарь Бароний (1538–1607) – католический историк, кардинал. f. Здесь и далее: сравнительно с традиционным церковно-славянским текстом – цитируется не дословно. g. В богослужебном тексте: … праздновати, Петре, чудеси твоея честныя вериги… Читать далее Источник: Баженов И.В. Честные вериги святого апостола Петра//Костромские епархиальные ведомости (Прибавление к отделу неофициальному). 1895. 2. С. 24-30. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Таков был брацлавский губернатор Берхман, очевидно, чуждый русских интересов. Знаменитый граф Александр Васильевич Суворов разбил мятежников, взял в плен под Мацеевичами предводителя восстания – Костюшко, после чего неприятель, боровшийся с шумом целый год, был попран, обезоружен и обращен в ничто. Польша исчезла с карты Европы. Только тогда православные в Польше вздохнули легче и началось воссоединение с необыкновенной быстротой и успехами. 1034 Повсеместное массовое воссоединение началось с конца августа и к началу октября 1794 г. по Брацлавской и Изяславской губерниям присоединилось уже более 700 церквей, при них около 500 священников и до 350 000 прихожан. Особенные успехи наблюдались в Брацлавской губернии, где присоединилось 632 церкви с 423 священниками и 311 181 прихожанами. Это объясняется тем, что польский мятеж не коснулся Брацлавской губернии. В Изяславской губернии присоединение шло медленнее и не без препятствий. Однако и здесь по 1 января 1795 г. присоединилось 615 приходов с 432 священниками. Много приходов присоединялось без священников, остававшихся в унии. Само собой, понятно, что при исключительной быстроте воссоединения униатов не все шло в порядке, тем более, что архиепископ Виктор Садковский как раз в это время занемог. Губернаторы изяславский Берхман и брацлавский Тутолмин звали его на Украину для водворения порядков, но владыка не мог встать с постели. Исправление внутренних непорядков в деле воссоединения выпало на долю архимандрита Варлаама (Шишацкого), впоследствии епископа житомирского, а затем могилевского, стяжавшего печальную известность принесением присяги Наполеону. Более всего затруднений встречалось при назначении священников в присоединенные приходы. В конце февраля 1795 года по Минской епархии на Украине, т. е. в Брацлавской и Изяславской губерниях, насчитывалось 1607 присоединившихся церквей, два базилианских монастыря, 1032 священника и миллион прихожан, из 1607 церквей 575 церквей оказалось без священников, так как их священники остались в унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

—566— гарский экзарх решительно отказался покинуть Константинополь, и даже с угрозой, что он и Болгарские митрополиты скорее признают Римского папу и перейдут в унию, чем согласятся признать верховную власть Константинопольского патриарха... Однако, по категорическому заявлению «Црковного Вестника» во всех этих слухах и сообщениях нет ни тени истины 431 . Они – дело чуждых публицистов, враждебных Болгарской церкви или же мало знакомых с сущностью вопроса и современным положением церковных дел на востоке. В виду подобных слухов, нашедших себе место, между прочим, в «Церковном Вестнике» 40), в редакцию последнего от Болгарского экзархата прислано было следующее официальное сообщение. 1) Встреча блаженнейшего экзарха Болгарского с Всесвятейшим патриархом, послужившая поводом к разным толкам и предположениям газет, состоялась 19-го минувшего августа во дворце е. и. в. султана на глазах всех религиозных начальников и заключалась лишь в том, что Болгарский экзарх, по долгу вежливости и уважения, поздравил его Всесвятейшество Греческого патриарха с новым его восседанием на патриаршей кафедре, за что последний любезно поблагодарил нашего религиозного начальника. Это блистательнейшим образом подтверждается самым сообщением, опубликованным по этому поводу в патриаршеском органе. 2) Что же касается вопроса занимающего нас примирения, то экзархии никакие предложения предъявляемы не были ни со стороны патриархии, ни со стороны русской дипломатии. Точно также и слухи о переговорах на этот счет лишены всякого основания. Таким образом, взводимое на Блаженнейшего экзарха и на Преосвященных Болгарских епископов обвинение в непримирительности и в готовности их перейти в лоно унии является клеветой... Болгарская церковь блестящим образом доказала свою твердость в святом православии: иерархия и народ ее в самые тяжелые времена не изменили и никогда не изменят завету, начертанному им первым просветителем Болгарии, св. равноапостольным князем Борисом 432 . —567— В частности, со времени освобождения Болгарии и доселе – говорит «Црк.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не без участия Государя в 1650 г. возбужден был вопрос снова и передан уже на решение Цареградского патриарха Парфения II. Здесь был приличный исход обеим сторонам при их натянутых запутавшихся отношениях. Патриарх Иосиф, очевидно, уступал, но хотел прикрыть свое отступление под эгидой санкции вселенского патриарха. Патриарх Парфений не замедлил решением. Того же года 16 Августа он писал, что в мирских церквах и монастырях подобает честь единогласно, а не всем вместе, а певцем пети согласно 2044 . Так, наконец, Гордиев узел был разрублен. Вероятно около этого времени, может быть, под впечатлением патриаршего послания из Константинополя, п. Иосиф пишет архиепископу Вологодскому Маркеллу: «ведомо учинилось, что архимандриты, игумены и попы черные, и строители, и старцы о церковном пении и благочинии не радеют и древних святых богоносных отец предание и устав не хранят, в церквах Божиих поют поскору, не единогласно, со всяким бесстрашием. И благоверный христолюбивый благочестивый великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии... указал послать во все города по монастырем свои государевы указные грамоты, чтобы... исправляли вся- —432— кое церковное благолепие и пение по преданию св. апостол и св. отец... и в церквах Божиих велеть говорить в один голос, как в монастырях чин обдержит по уставу». Чтобы окончательно решить вопрос о церковном чтении и пении, волей Государя, по примеру бывшего в 1551 г. собора при Иоанне Васильевиче, 9 Февраля 1651 г. был созван собор, коим «государь сниде на взыскание – малыми леты изгибшего дела, прежде бывшего времени нестроения ради и смущения земли всея великия Русии, церковного благочиния и еже пети и чести в ней по чину и по уставу святых отец единогласно. И призвав на совет в царские свои палаты в духовном чину отца своего и богомольца великого господина святейшего патриарха Московского и всея Русии, – Никона, митрополита Новгородского и Великолуцкого... и со всем священным собором и весь свой царский синклит, еже бы в церкви чести и пети по преданию святыя вселенския соборныя восточныя церкве, чинно и немятежно, якоже завецевает о сем церковное кормило, еже есть Устав» 2045 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4) «Слит сей колокол на Москве в доме Пречистыя Богородицы Одигитрии, чюдотворныя иконы Смоленския, Божиею милостию, повелением благовернаго государя царя и великаго князя Алексия Михайловича, в Новодевичь монастырь, что за Посадом, лета 7159 (1651) 432 году сентября в 1 день, а деньги сдавали вкладчики по обещанию. Мастер Микифор Баранов. Весу в сем колоколе 200 пуд». 5) «Me fecit Daventriae. Amor vincit omnia. A. 1673. Henrick Thor Horst» 433 . На поверхности колокола двуглавый орел, на груди которого изображен в клейме конь без всадника, похожий на единорога, досель не встречавшийся в Российском гербе. 6) «Лета 7192 (1684) месяца августа в 3 день сей колокол вылит в похвалу и славу честь Богу, в Троице славивому и Пресвятей Богородице и всем святым в доме Ея Пресвятыя Богородицы явления иконы Смоленския, Одигитрия нарицаемой, Новодевичий монастырь, повелением благочестивейших великих государей наших царей и великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, общими же с ними великими государи изволением и согласием сестры их государския великия государыни, благоверныя царевны и великия княжны Софии Алексеевны всея Великия и Малый и Белыя России; понеже она государыня того святаго дому из давних лет строительница, а ныне наипаче имеет прилежное попечение к устроению, как от всех видимо, весу в нем 540 пуд. Лил сей колокол мастер Федор Моторин». 7) «Лета 7196 (1688) 434 декабря 1 дня сей колокол вылит в похвалу и славу и честь Богу, в Троице славимому, и Пресвятей Богородице и всем святым, в доме ея Пресвятыя Богородицы явления иконы Смоленския, Одигитрия нарицаемой, Новодевичий монастырь, повелением благочестивейших великих государей и царей и великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, общими же с ними великими государи изволением и согласием сестры их государския великия государыни благоверной царевны и великия княжны Софии Алексеевны всея Великия и Малыя и Белыя России, понеже она государыня того святаго дому из давних лет строительница, она великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна всея Великия и Малыя и Белыя России, ныне наипаче имеет прилежное попечение ко устроению, как от всех видимо. Лил сей колокол мастер Михайла Ладыгин».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

430 Иван Петрович Корнилов (1811–1901) – государственный деятель, географ, историк школьного образования в России; в 1864–1868 гг. – попечитель Виленского учебного округа, в 1870-е гг. – председатель С.-Петербургского отдела Славянского благотворительного комитета, на протяжении долгих лет – член Совета министра народного просвещения. С Корниловым Гиляров был лично знаком и поддерживал приязненные отношения еще с конца 1850-х гг., когда тот был инспектором казенных училищ Московского учебного округа. 431 Александр Данилович Мейн (1836–1899) в 1887 г. был удален с должности управляющего канцелярией московского генерал-губернатора (ходили слухи, что под его влиянием кн. Долгоруков благоволил евреям, что вызывало недовольство в верхах, выразившееся в отставке Мейна) и возглавил один из частных московских банков. Мейн являлся московским обозревателем петербургского «Голоса», заведовал неофициальной частью «Московских губернских ведомостей», сотрудничал с «Русскими ведомостями». 432 РНБ. Ф. 377. 5 92. Л. 1–2. Братья Поляковы (Самуил, Яков и Лазарь Соломоновичи) – крупные предприниматели и банкиры, железнодорожные магнаты. Самуил Поляков оказал Каткову существенную финансовую поддержку при основании Лицея цесаревича Николая. 433 Там же. Л. 3–3 об. Владимир Карлович Саблер (1845–1929) в описываемое время был управляющим канцелярией Св. Синода. Д. А. Толстой был в отпуске по болезни, жил в своем имении и не мог лично принять активное участие в решении вопроса о «Московских ведомостях». 434 Имеется в виду проходившая ежегодно в июле – августе знаменитая Нижегородская (бывшая Макарьевская) ярмарка. 436 РНБ. Ф. 377. 592. Л. 4–7 об. Первая поездка Гилярова в Петербург состоялась в последних числах августа – начале сентября. 437 Тертий Иванович Филиппов (1825–1899) – государственный и общественный деятель, писатель, публицист. В то время занимал должность товарища государственного контролера. Был убежденным сторонником возвращения русской церкви к каноническим основаниям церковной жизни. На этой почве имел неприязненные отношения с Победоносцевым. По целому ряду вопросов внешней и внутренней политики расходился с Катковым. Близкий приятель И. П. Корнилова и Гилярова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Любопытно, что это открытие, сделанное в последнее десятилетие 19 столетия, оказалось пригодным для церковной истории. Третий вселенский собор был в 431 году и имел заседания в июле; чтобы узнать, к какому индиктиону относится данный год, нужно к нему прибавить 3 и сумму разделить на 15, остаток 14 покажет, что заседания собора были в течение 14 индиктио–на. Но в числе документов собора встречается письмо египетских епископов, из которого видно, что собор продолжал свои заседания 20 месори 15 индиктиона (20 число месори соответствует 13 числу августа), и дело, значит, относится не к 431 году, а к 432. Но эту разницу в летосчислении трудно объяснить ошибкой: цифры δ " и ε " (τετρτη и πμπτη, или — τεσσαρακαιδεκτη и πεντεκαιδεκτη) не так походят друг на друга, чтобы их можно было смешать. Эту странность заметил еще Тилльмон, который говорил, что тут надо предположить существование местного летосчисления. Египетские индиктионы Нила как нельзя лучше объясняют это явление. Ефесский собор был тогда, когда Византия считала 14 индиктион, а в Египте уже шел 15 индиктион. Вообще при всех тех датах, которые падают на наш июнь, июль и август месяцы, могут возникать некоторые недоумения. Если имеется основание думать, что документ из Египта, то следует допустить, что известное событие совершилось одним годом раньше, чем обыкновенно принимается. Нужно отметить еще то, что для востока индиктион казался таким казенным византийским учреждением, что в Сирии его не переводили на туземный язык, а только писали сирийскими буквами. Часто оказывается, что сирийскими буквами переданы греческие слова πμπτη, κτη, — где разумеются годы индиктиона. Если бы эти индиктионы проводила в жизнь церковь, то такой странной формы датировки не явилось бы. Собственно греческая форма датировки по индиктионам заключалась в том, что отмечался только год в пределах данного индиктиона, но не указывалось, какой идет индиктион от начала счисления по индиктионам (от 312г.). Эта сторона дела представляет довольно значительные неудобства для определения времени исторических фактов. Раз византийцы привыкли определять события только годами индиктионов и никаким Другим образом, то ввиду того, что 30–летний период в жизни и Деятельности отдельного лица вещь довольно нередкая, мы можем затрудняться при такой датировке с точностью определить время различных событий его жизни. Все попытки биографов Максима Исповедника установить хронологию его жизни не приводят к желаемому результату. По моему мнению, причина заключается в том, что деятельность Максима превышала период 15 лет, и исследователи смешивают бедствия от персов и от арабов. Таким образом, если мы не имеем другого, более точного определения, чем дата индиктиона, то приходится иногда неопределенно высказываться о времени тех или иных событий. III. Ucmoчhuku церковной истории

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010