Святой благоверный князь Феодор Стародубский (21 июня) «Тело святого князя было изрублено на куски татарами. К всеобщему удивлению, птицы не садились на честные останки благоверного князя Феодора» с. 371]. Страстотерпцы князья Борис и Глеб (24 июля) «Тело закланного князя Глеба было брошено в пустынном месте между двумя бревнами. Над ним местные жители стали видеть дивное сияние и слышать ангельское пение. А сам святой князь стал являться старейшинам Смоленска, сияя как молния... Наконец, в 1019 г. великим князем стал Ярослав Мудрый и прежде всего стал их искать. Могилу св. Бориса ему сейчас же указали в Вышгороде, около церкви святителя Василия, а где тело св. Глеба – не знал никто. Наконец, услышал Ярослав о чудесных знамениях около Смоленска и сейчас же сказал: – Там тело брата моего, святого Глеба! Послал за ним священников. Охотники указали, где искать святые мощи. Князь Глеб лежал как живой, и дикие звери не тронули его» с. 432]. Праведный отрок Артемий Веркольский (20 октября) Не прикоснулись звери и птицы к нетленным мощам праведного отрока Артемия, которого «оставили непогребенным в пустынном месте, в сосновом лесу». «Спустя 28 лет по смерти праведного Артемия, по необычному свету над лесом, было обретено забытое всеми нетленное тело отрока» т. IV, с. 451]. Мученики Полихроний, Олимпий и Максим (30 июля) Наместник Декия «продолжал мучить их и, наконец, отсек им головы секирой, а тела их бросил на съедение псам . Пять дней лежали тела не погребенными, и ничто не коснулось их » с. 677]. Мученица Сира (24 августа) «Честное тело ее мучители решили не предавать погребению, но отдать на съедение псам. Посему они взяли из темницы тело мученицы, отнесли его в дом, собрали сюда множество псов и, заперев ворота, бросили псам на съедение тело мученицы. Но псы не прикоснулись к нему » с. 420]. 5.6. Звери охраняют тела Святых Когда тела убиенных христианских мучеников жестокие го­нители часто бросали на съедение хищнам зверям и птицам, Бог нередко являл особое знамение: животные не только сами не предавались поруганию над телами умерших Святых, но охраняли и защищали их. Звери явили дивные примеры благоговейного и почтительного отношения к мощам святых мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

426 Письмо к преподобному Сергию с дороги в Москву (из города Любутеска, который в настоящее время есть село Любутское, в калужской губернии, в 48 вёрстах от Калуги, при впадении реки Любучи в Оку) от 3 Июня; письмо по изгнании из Москвы (неизвестно откуда) от 23 Июня. 427 В житии св. Петра, – Степенная книга I, 422 sub fin.. Впрочем, устремился не тотчас после возвращения из Москвы: ещё 18 Октября 1378 года он находился в Киеве и от этого числа писал письмо преподобному Сергию (Православный Собеседник ibid. стр. 103). В письме к неизвестному игумену, не имеющем даты, Киприан говорит, что собирается ехать в Константинополь через валашскую землю (ibid. стр. 105): по всей вероятности, это должно понимать так, что он отправился зимой 1378–79 года, когда неудобно было плыть по Чёрному морю. 429 Филофей низведён был с кафедры, как даёт знать Киприан в житии св. Петра, – Степенная книга I, 423, Андроником, сыном императора Иоанна Палеолога который отнял, было престол у отца. А это последнее случилось 12 Августа 1376 года. 430 Относящиеся до нас сведения сообщают два деяния патриаршего собора, – деяние 1380 года о поставлении в митрополиты московские Пимина и деяние 1389 года об утверждении на кафедре митрополии всея России Киприана, – преимущественно второе. Сейчас указанное сообщает деяние 1389 года, в Памятниках col. 205. 432 В старое время у митрополитов и у епископов наших, кроме параманда, носимого монахами по рубашке, был ещё другой параманд нарядный, который при небогослужебном одеянии носим был поверх подрясника (древней рясы), а в богослужения надеваем был на подризник, и к которому принадлежал надевавшийся на шею поверх него на гайтане золотой или золочёный крест; параманд этот, в отличие от внутреннего параманда, называем был служебным, см. о нём Епифаниево житие преподобного Сергия Радонежского по литографическому изданию лист 253 оборот, чины поставления в епископы в Актах Экспедиции т. I, и стр. 159 col. 2 и 473 col. 1, записку, как служил патриарх иерусалимский Феофан в Описании рукописей МДА, принадлежащем архимандриту Леониду, выпуск I, стр. 166 fin., опись Патриаршей ризницы XVII века, напечатанную в Вестнике Общества древнерусского искусства при Московском Публичном Музее на 1874–1876 год, стр. 13, Проскинитарий Суханова, – Синодальная рукопись лист 313 оборот, по Казанскому изданию стр. 230 примечание. Изображение параманда – в снимках, приложенных к указателю патриаршей ризницы преосвященного Саввы,

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Трудно было разобрать что-либо опреде­ленное среди беспорядочных воплей; только один голос выделялся резче других, и тот был направлен против Феодорита. «Возмутивший нас пусть потерпит осуждение»: восклицала в разных уголках Египта монофизитствующая шайка 722 . Так передает Диоскор. Изображая столь не­приглядную картину, он, конечно, умалчивает о своем участии в этих смятениях, но несомненно, что он именно был первовиновником их. Не вняв оправданиям «восточных» предстоятелей, он дозволил себе такой поступок, что, по выражению Киррского епископа 723 , «нельзя было бы тому и поверить, если бы не свидетельствовала об этом вся Церковь . Он (в своем присутствии) допустил произнести на нас анафему и сам, восстав, своею речью подтвердил слова анафематствовавших». Мало того; в царствующий город было отправлено специальное посольство с целью «увеличить волнение» против «Восточных» 724 . Диоскор ре­шил осуществить давно задуманный план и пустил в ход все сред­ства, чтобы ниспровергнуть опасного и неустрашимого соперника. Успех увенчал его гнусные замыслы. Весь Константинополь был приведен в движение, и дикие возгласы возбужденной толпы тревожили покой «победо­носного Августа», так как они раздавались под окнами его дворца 725 . Прежде всего выдвинули обвинение в ереси и «прожужжали всем уши, что вместо одного Сына Феодорит проповедует двух» 726 ; но Феодосий имел еще настолько ума и твердости, что не поддался этим наветам: со своими доносами враги Киррского епископа оказались в этом случае подобными пишущим на воде или черпающим воду решетом, по его меткому сравнению 727 . Тогда постарались представить ненавистного Сирийца неугомонным и грозным агитатором, которого можно принудить к мол­чанию только силой 728 . Личное знакомство Феодорита с императором было далеко не в его пользу. Может быть, Феодосий вспомнил о своем сви­дании с Феодоритом в 432 году, когда он должен был униженно сознаться пред смиренным пастырем в своей беспомощности 729 . Ве­роятно, оскорбленное самолюбие «властителя вселенной» оказалось самым надежным союзником интриганов, и непостоянный сын изменчивого Аркадия не без тайного удовольствия готовился унизить мнимого несторианина и отомстить надменному епископу за прошлое поражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Раздача праздничного колива по окончании трапезы в Свято-Пантелеимоновом монастыре В 1973 году патриарх Пимен дважды обращался к новоизбранному Константинопольскому патриарху Димитрию с просьбой подтвердить благословение почившего патриарха Афинагора на приезд шести иноков в Пантелеимоновский монастырь (письмо 595 от 3 апреля 1973 года и письмо 1634 от 10 сентября 1973 года). И снова ответа на них получено не было. Тогда в связи с упорным молчанием Константинопольского патриархата, 12 ноября 1973 года патриархом Пименом была послана патриарху Димитрию телеграмма, в которой в частности указывалось на недружественный характер политики Константинополя по отношению к Русской Церкви в афонском вопросе: " Необъяснимое молчание воспринимается нами как игнорирование Наших обращений к Вашей Святыне, приносит Нам огорчение и, к глубокому прискорбию Нашему, способствует только ослаблению уз, связующих наши Святые Церкви " . После этого только 26 августа 1974 года в письме 432 патриарх Димитрий ответил на послания патриарха Пимена, сообщив, что из шести человек только двум дано разрешение на поселение на Святой Горе. Из этих двух человек на следующий год только один монах прибыл на постоянное жительство на Афон. Им был нынешний игумен Свято-Пантелеимоновского монастыря архимандрит Иеремия (Алехин). 4 марта 1974 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен повторил просьбу Русской Православной Церкви новому президенту Греции г-ну Федону Гизикису в связи с сохранением тягостного положения в Русском монастыре на Афоне. В 1975 году письмами от 16 октября 2413 и от 31 декабря 2994 патриарх Пимен сообщил патриарху Димитрию имена 14-ти человек, желающих нести послушание на Афоне. 23 января 1976 года был получен ответ Константинопольского патриарха, в котором он сообщал, что из 14 человек одобрены лишь четыре, в связи с чем патриарх Пимен в письме от 16 марта 1976 года 466 выразил свое недоумение таким решением. Лишь 16 июня 1976 года патриарх Димитрий известил патриарха Пимена, что можно производить оформление и готовить для отъезда на Святую Гору и остальных десяти монахов. Итак, летом 1976 года на Афон прибыло сначала четыре монаха из Псково-Печерского монастыря, а затем еще группа из девяти монахов. Учитывая, что к тому времени в Пантелеимоновом монастыре оставалось всего 13 монахов, можно лишь только представить себе, с какой радостью встречала пополнение братия обители.

http://pravoslavie.ru/39919.html

От сознания себя подданным царя веков, Господа И. Христа, легко прийти к мысли – воздавать Своему царю и Богу некоторые царские почести. Еще при Птолемеях в Египте существовал обычай праздновать ежемесячно день рождения царствующего государя и «день, в который получил он от отца своего царство» 90 . Асиане день рождения Августа почтили тем, что приурочили к нему первое число каждого месяца в своем календаре. И в настоящее время копто-абиссинская церковь в 29-е число каждого месяца совершает «празднество в воспоминание живоносного благовещения, славного рождества и пресветлого воскресения, которыми весь адамов род избавлен от уз диавола» 91 . Из этих трех праздников основной – Рождество Христово (29 хиак=25 декабря), и абиссины называют это ежемесячное празднество коротко и просто Lydata-Krystos, «Рождество Христово». Разумеется, это круговое празднование в настоящем его виде не могло быть установлено ранее V в.; но его основной мотив должен был даже сильнее действовать в период гонений, чем в период после Константина В. Было бы неудивительно, если бы уже в III в. египетские христиане дали исход своему верноподданническому сознанию в ежемесячном праздновании 11-го (рождество Христово 11 тиви) и 12-го (крещение 12 атир) чисел. Непосредственная близость этих цифр, по-видимому, повела в слиянию этих празднеств в одно, 12-го числа каждого месяца: копто-абиссинская церковь и доныне 12-го числа каждого месяца празднует архангелу Михаилу. Думаю, что это знаменательное обстоятельство нужно объяснять тем, что собор архистратига Михаила 8 ноября установлен Александрийскою церковью взамен древнего праздника Крещения Господня. Конец IV в. отмечен торжеством западных эортологических воззрений и на востоке. В 388 г. св. Златоуст говорит, что не прошло еще и десяти лет с тех пор, как – принятый теперь Антиохийскою церковью – праздник Рождества Христова 25-го декабря сделался впервые известен на востоке 92 . Между 400 и 432 гг. этот праздник приняла и церковь Александрийская. Здесь это нововведение представляло двойную трудность: нужно было допустить, что Христос родился не 6 января, как полагали дотоле, а 25 декабря, и, что 6 января Он не родился, а крестился. Но если Христос крестился не 8 ноября – 12 атир, то этот день приходилось или освятить другим праздником, или обратить в будни. Посвятив его архангелу Михаилу, Египетская церковь получила возможность выдержать круговое ежемесячное празднование 12-го числа: синаксарь с каждым месяцем связывает воспоминание об архангеле-человеколюбце 93 по какому-нибудь особому поводу, обыкновенно взятому из ветхозаветной истории. Но, мотивировав, хотя и искусственно, празднование, синаксарь предлагает сверх того какое-нибудь назидательное повествование, приглашающее христиан к благотворительности 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

30 августа 1719 года царь ввел в Неву в триумфе флотские трофеи, а 6 сентября Стефан, в том же Троицком соборе, говорил по этому поводу слово о благополучных действиях российского флота 432 . 2 декабря 1718 года, после литургии в морской церкви, государь был у Стефана на дому 433 . В ноябрьском докладе 1718 года, после просьбы об отпуске в Москву и о дворе в Петербурге, Митрополит Стефан писал государю: если совсем жить в Петербурге, то «у каких дел быть», как епархию Рязанской управлять на таком расстоянии, как «запасы из такой дальности возить», кому епархию патриаршую – соборную церковь и духовные дела ведать, кому ставить ставленников обеих епархий, кому школьные порядки вручить? быть ли архиереям в Петербурге на чреде, и если быть, то по одному, или по два, и в продолжение какого времени – по году, или по полгода, с которого числа начинать чреду, можно ли с первого января, как всего, думается, приличнее; где жить очередным архиереям? Во многих епархиях нет архиереев: в Киевской, Новгородской, Тобольской, Смоленской, Коломенской; в Устюге и в Вятке престарелые; из вдовствующих епархий, преодолевая всевозможные затруднения, «присылают всякие дела» к нему, Митрополиту, и настойчиво просят о решении; а он на делах делает помету: ждать своего архиерея; теперь накопилось «премногое множество» не решенных дел, много ставленников, много нестроений церковных, далее оставлять эти епархии без архиереев невозможно. На вопрос Митрополита, «у каких дел быть» ему, проживая в Петербурге, государь написал: «дело прежнее»; и далее: «для Рязанских дел надлежит епископа устроить, как в Новгороде карельский, Московские дела вручить Крутицкому, а чего не могут, о том писать сюда для решения, школы определены, а о важных (делах) должно сюда писать»; на чреду в Петербург архиереям приезжать поочередно, «а скольким, то дается вам на волю, по качеству дел здешних, начинать чреду с января, а где жить, места готовы, а подворья могут по малу сами построить»; для вдовствующих епархий выбрать кандидатов и подать список их; на будущее время для избрания в архиереи надлежит добрых монахов сюда в монастырь Невский привезти», чтобы с ними можно было лично познакомиться; «а для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии, дабы удобнее такие великие дела исправлять было возможно» 434 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

428 Сам Арсений, келья которого, как говорят, находилась в тридцати двух милях от этого места, вероятно, оставался в ней несколько дольше, если только мы правильно понимаем послание Августина, датируя разорение пустыни 407–8 гг. 429 Приписываемые ему слова, сказанные будто бы уже после бегства, ясно свидетельствуют о событиях августа 410 года: «Мир потерял Рим, а монахи Скит». 430 IV. Через три поколения В404 году Иероним похоронил в Вифлееме Павлу, 431 нашествие же Алариха в 410 году заставило старшую Меланию вновь отправиться в Иерусалим, где (через сорок дней после своего прибытия в Святой Город) она и умерла. 432 В 417 году внучка Мелании Старшей младшая Мелания и ее супруг Пиниан приняли монашество и поселились в двух Елеонских обителях. В эту пору Мелании Младшей было тридцать четыре года. За много лет до этого она убедила своего мужа в том, что они должны жить как брат и сестра, 433 и еще до разорения Рима успела раздать почти все свое богатое имение. 434 Эта пара провела на севере Африки семь лет, а затем через Александрию перебралась в Иерусалим. 435 Пиниан и Мелания хотели стать рядовыми членами здешней Церкви. Тем не менее, в течение длительного времени Мелания продолжала заниматься строительством храмов и раздачей средств на иные церковные нужды. В 418 году она смогла побывать и в египетс ких пустынях. 436 В 437 году Мелания, воспользовавшись cursus publicus (государственной почтой), отправилась в Константинополь, где в роли западного посла появился все еще остававшийся язычником ее родной дядя Волусиан, которого незадолго до его кончины она успела обратить в христианскую веру. 437 Ко времени ее первого появления в Палестине умерли уже и Иоанн, епископ Иерусалимский, и Евстохия. 438 Однако Иероним все еще жил в Вифлееме. Его неприятие Оригена нисколько не уменьшилось, а отношения с окружающими ничуть не улучшились. За год до этого монастыри подверглись нападению, во время которого был убит диакон. 439 Иероним считал повинными в этом пелагиан, искавших случая отомстить за изгнание Пелагия из Палестины после того, как синод в Диосполе осудил его ересь, не признав виновным его самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Успение имеет пред собою пост – преимущество, которое ставит его наряду с Пасхой и Рождеством Христовым и которого не имеют все другие праздники, не исключая величайших Господских (Крещение имеет лишь однодневны пост). Этот пост по строгости занимает первое место после Великого. В Успенский пост запрещается вкушение рыбы и, за исключением субботних и воскресных дней, постного масла (разрешается «варение без елея», т.е. вареная пища, а не сухоядение, но без масла). Мало того, пост этот захватывает собою Христов праздник Преображения и не разрешается для него (разрешается только на рыбу). Нечего и говорить, какое обаяние сообщает празднику двухнедельное подготовление к нему постом. Успенский пост установлен, как мы увидим, в века разрыва восточной Церкви с западной, но можно сказать, что этим постом восточная Церковь обязана традициям западной. Успенский пост можно назвать постом осенним. До установления его восточная Церковь не имела поста для этого (осеннего) времени года, освящая постом остальные три времени года: весну – Великим, лето – Петровым, зиму – Рождественским. Между тем в западной Церкви с V в. известны были и соблюдались «посты четырех времен года» (jejunia quatuor temporum, о них упоминает уже папа Лев I в V в.). Не объясняется ли влиянием этого благочестивого обычая западной Церкви не умиравшее в восточной Церкви желание осеннего поста, постепенно и осуществленное? Возымев желание пополнить ряд своих постов осенним, Православная Церковь не могла найти более подходящего для него времени, как подготовительное время к Успению, и выбрать более достойное имя для его посвящения, как пречестное имя Богоматери. Если свв. апостолам и Иоанну Предтече посвящены особые посты, то как может не иметь поста «Пресвятая»? Некоторым неудобством для Успенского поста являлся праздник Преображения с его длинным попразднством, не дозволяющим постного богослужения (с молитвою св. Ефрема и великим и поклонами, часами вместо литургии и пением аллилуиа вместо «Бог Господь»), благодаря чему и возникли недоумения об этом посте. В течение всего поста такое (постное) богослужение возможно только 2 раза: 8 и 4 августа 432 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Туртино. Церковь Иоанна Богослова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монументальные объёмы храма большой вместимости выстроены в традициях типичной суздальской посадской архитектуры на народном подъёме победы в войне 1812 года. В советское время церковь разорена, использовалась под склад, зернохранилище. 11 февраля 1932 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК велит Ивановскому облисполкому разобраться с жалобой из с. Туртино Суздальского района о неправильном взыскании церковной задолженности. В начале августа 1933 г. верующие с. Туртино жаловались во ВЦИК на закрытие храма, а также сообщают: «Теперь колокол желают снять. Но он нужен на случай бедствия». Но 2 февраля 1934 г. Президиум ВЦИК утвердил постановление Ивановского облисполкома от 19 июля 1933 г. о ликвидации храма. Получив в 1934 г. жалобу из с. Туртино Суздальского района на закрытие храма, Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, видимо, по ошибке, направила в райисполком требование: «Устраните препятствия к регистрации служителя культа и вопрос урегулируйте». На что тот выслал постановление ВЦИК о ликвидации храма [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 758. Л. 54, 5, 2; Д. 693. Л. 141, 140]. Из кн.: Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011; С. 66, 82. Село Туртино от Владимира 25 верст, а от Суздаля 8 верст. Туртино было вотчиною Суздальского архиерейского дома, которому принадлежало еще в начале XVI ст., при вел. князе Василии Иоанновиче. Церковь каменная, пятиглавая, двухэтажная: в верхнем этаже главный престол – во имя св. апост. и еванг. Иоанна Богослова, в нижнем - во имя Живоносной Источницы Пресвятой Богородицы. Церковь и каменная колокольня построены в 1820 г. тщанием прихожан. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1801 г., исповедные росписи с 1826 г.; опись церковного имущества составлена в 1870 г. Церковной земли имеется: усадебной 1 дес. 50 кв. саж., сенокосной 1 дес. 900 кв. саж. и пахотной 31 дес. 1670 кв. саж.; план на землю имеется. Причта по штату положено: священник и псаломщик. От земли и за требоисправления причт получает до 400 руб. сер. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. В селе 111 дворов, 432 души муж. пола и 470 жен. С 1885 г. в селе существует церковно-приходская школа. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=08058

Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 3: гл. 4 (Ин.6:1–10)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1901. Т. 3. 10. С. 417–432 (1-я пагин.). (Продолжение) —417— это яснейшим образом угрожая решившимся преследовать Его, что Он отступит от них и удалится от всего народа настолько, что соделает некоторым образом даже недоступным для них путь обращения к Нему. Ведь море совершенно непроходимо для человеческих ног. Нечто подобное окажется Он говорящим к ним и в некоторых последующих местах евангелия: «будете искать Меня, и не найдете» (7:34) и «куда Я ухожу, вы не можете придти» (8:21). В самом деле, весьма ровен, удобопроходим и не представляет никаких трудностей путь праведности для идущих к Нему чрез веру, – но весьма труден и крут, а вернее – даже и совсем непроходим для прогневляющих Его, по сказанному одним из святых пророков: «потому что прямы пути Господни, и праведные пойдут по ним, а нечестивые изнемогут на них» ( Ос.14:9 ). Итак, промежуточное пространство моря означает трудность: а вернее – недоступность для Иудеев как бы духовного пути к Нему, так, как и Бог обещается у пророков заграждать пути нечествующей души, говоря: «по сему вот Я заграждаю путь ея тернием и тропы своей не найдет» ( Ос.2:6 ). Что там означали терния, то здесь значить море, отделяющее безрассудно решившихся оскорблять от Оскорбленного и находящееся между Праведником и нечестивцами. Но, кажется, этот прообраз заключает в себе для нас, как в зародыше, и другую некоторую сокровенную тайну. Когда Израиль отпускался из страны Египетской, весьма раздраженный Фараон, неистовствуя на неожиданное благополучие народа, стал преследовать их и зависть, и скорбь свою дерзнул удовлетворить войною. Преследовал он —418— их, думая принудить едва лишь вышедших из-под услужения ему возвратиться опять в рабство. Но Бог переводит народ по средине моря, а преследователь, весьма свирепый и совсем не сдерживавший своего гнева, по неукротимой ярости безумно решившийся богоборствовать – потопляется со всем войском посредине его (моря), спасается же один Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010