Августин Блаженный (354–430) – святой. Родился в Африке, в городе Тагасте. Воспитывала его мать, благочестивая христианка Моника. Образование он получил в Карфагене. В качестве преподавателя риторики Августин прибыл в Медиолан в период епископства святителя Амвросия. Под руководством святителя Амвросия Августин изучил Священное Писание . Слово Божие произвело в его душе коренной перелом – он принял святое Крещение, раздал все свое имение бедным и постригся в иноческий образ. В 391 году епископ Иппонийский Валерий посвятил святого Августина в сан пресвитера, а в 395 году – в сан епископа и назначил викарием Иппонийской кафедры. После смерти епископа Валериана святитель Августин занял его место. Много трудов за 35 лет своего епископства блаженный Августин посвятил борьбе с ересями донатистов, манихеев и пелагиан, Блаженным Августином написано много творений и «Христианская наука». Блаженный Августин прежде всего заботился о том, чтобы его сочинения были понятны и назидательны. «Пусть лучше, – говорил он, – порицают нас грамматики, чем не понимает народ». Скончался блаженный Августин 28 августа 430 года. Цит. по Patr. Migne. PL, t. 42. Исихий Иерусалимский (ум. 432) – преподобный, урожденец Иерусалимский, в молодых летах своих был слушателем и учеником св. Григория Богослова . По кончине великого наставника своего проводил жизнь подвижническую в одной из пустынь Палестинских, где продолжал изучать дух христианства то в книгах, то из устных бесед с современными подвижниками Палестины, то опытами собственной жизни и своими исследованиями. В 412 году Иерусалимский архиепископ посвятил просвещенного подвижника во пресвитера, и с сего времени, соединяя с саном пресвитера и звание проповедника, он является в истории Церкви как один из знаменитых учителей. По ученым трудам своим преп. Исихий был достойным учеником св. Григория Богослова . Цит. по Patr. Migne. PG, t. 93/1 и по Добротолюбию (т. 2). Эней Газский (Газейский) (прибл. кон. V в.) – христианский философ; принадлежал сначала к школе неоплатоников, а потом принял христианство. После него остались 25 писем и сочинение «Феофраст, или о бессмертии души и воскресении». Поводом к написанию сочинения было, что теория переселения душ находила последователей среди христиан (даже такой богослов, как Ориген ). Цит. по Patr. Migne. PG, t. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

   Любопытно, что это открытие, сделанное в последнее десятилетие 19 столетия, оказалось пригодным для церковной истории. Третий вселенский собор был в 431 году и имел заседания в июле; чтобы узнать, к какому индиктиону относится данный год, нужно к нему прибавить 3 и сумму разделить на 15, остаток 14 покажет, что заседания собора были в течение 14 индиктио-на. Но в числе документов собора встречается письмо египетских епископов, из которого видно, что собор продолжал свои заседания 20 месори 15 индиктиона (20 число месори соответствует 13 числу августа), и дело, значит, относится не к 431 году, а к 432. Но эту разницу в летосчислении трудно объяснить ошибкой: цифры δ и ε (τεταρτη и πμπτη, или — τεσσαρακαιδεκατη и πεντεκαιδεκατη) не так походят друг на друга, чтобы их можно было смешать. Эту странность заметил еще Тилльмон, который говорил, что тут надо предположить существование местного летосчисления. Египетские индиктионы Нила как нельзя лучше объясняют это явление. Ефесский собор был тогда, когда Византия считала 14 индиктион, а в Египте уже шел 15 индиктион. Вообще при всех тех датах, которые падают на наш июнь, июль и август месяцы, могут возникать некоторые недоумения. Если имеется основание думать, что документ из Египта, то следует допустить, что известное событие совершилось одним годом раньше, чем обыкновенно принимается.    Нужно отметить еще то, что для востока индиктион казался таким казенным византийским учреждением, что в Сирии его не переводили на туземный язык, а только писали сирийскими буквами. Часто оказывается, что сирийскими буквами переданы греческие слова πμπτη, κτη,— где разумеются годы индиктиона. Если бы эти индиктионы проводила в жизнь церковь, то такой странной формы датировки не явилось бы.    Собственно греческая форма датировки по индиктионам заключалась в том, что отмечался только год в пределах данного индиктиона, но не указывалось, какой идет индиктион от начала счисления по индиктионам (от 312г.). Эта сторона дела представляет довольно значительные неудобства для определения времени исторических фактов. Раз византийцы привыкли определять события только годами индиктионов и никаким Другим образом, то ввиду того, что 30-летний период в жизни и Деятельности отдельного лица вещь довольно нередкая, мы можем затрудняться при такой датировке с точностью определить время различных событий его жизни. Все попытки биографов Максима Исповедника установить хронологию его жизни не приводят к желаемому результату. По моему мнению, причина заключается в том, что деятельность Максима превышала период 15 лет, и исследователи смешивают бедствия от персов и от арабов. Таким образом, если мы не имеем другого, более точного определения, чем дата индиктиона, то приходится иногда неопределенно высказываться о времени тех или иных событий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Это будет в отвесе сажен по крайней мере шестьдесят. Из Neon Martirologon. Из Neon Eklogion. Им и составлено было жизнеописание божественного Григория. Tomoz Agaphz. л. 31. Честные мощи св. Григория почивали в соборном храме Солунской митрополии до 1890 г.; во время великого пожара, 23 августа, сгорела митрополия. По разрытии пожарища обретены не поврежденными огнем глава святого и кости его св. мощей. Из Neon Leimonarion. Хасан был грузинец, рожден от христианских родителей, но, будучи взят турками в плен, из-за временных благ отрекся Христа. Служба св. новомученику напечатана в Афинах в 1895 году. Из Neoz paradeisoz. Из синаксари. Это, кажется, монастырь Пантократора, ибо я сам читал собственноручную запись этого Каллиста, находящуюся в Пантократорской обители, в которой он говорит, что безмолвствовал в келье святого Онуфрия, находящейся вне Пантократорской обители, и что обитель сия есть его. – Так говорит Никодим в Синаксаристе. Многие говорят, что находящиеся в греческом «Добротолюбии» главы, под именем Каллиста Тиликуди, Каллиста патриарха, Каллиста Катафигиота суть труды Каллиста Ксанфопула и что Каллист этот называется различными именами. Катафигиотом он назван по обители Богородицы, именуемой Катафиги и находящейся в епархии артской: есть предание, что Каллист там безмолвствовал. Другие вышупомянутые главы приписывают первому Каллисту, патриарху Константинопольскому (см. о нем 20 июня). Главы, приписываемые сему патриарху, помещены в изданном нами «Добротолюбии» в русском переводе покойн. еп. Феофана, т. V, стр. 333–474. М. 1890. См. о сих Каллистах и в Христ. Чтении 1843 года, часть 4, стр. 428, 430 и 432. Из Neon Eklogion. С рукописи Филарета «Святые южных славян». В службе на греческом языке, совершающейся и теперь в честь святого в Григориате, говорится: «От Сербии, преподобне, воссияв всем благодати, облиставаеши молниями чудес, Григорие, сего ради и любовию тя присно величают». Василий Григорьевич Барский в первое свое посещение Горы Афонской упоминает о болгарских старых книгах в этой обители, см. наше издание «Первое посещение святой Афонской Горы Вас. Григ. Барского», Спб. 1884, стр. 25, а во второе уже ничего о них не говорит. Стало быть, монастырь этот был сначала славянским, а потом перешел во власть греков.

http://isihazm.ru/?id=1834

На новом месте и в нервном состоянии я не мог уснуть и только был в забытьи около двух часов. Ночью все время раздавалась стрельба пулеметная и ружейная, изредка – пушечная. В субботу, 28-го, утром пили чай у Владыки; стрельба становилась все сильнее и явственнее. Тем не менее мы решили отправиться на собрание Собора в Епархиальный дом, отстоящий отсюда на недалеком расстоянии, четверть часа ходьбы. Мы и отправились пешком втроем: я, митрополит Платон и архиепископ Анастасий. Только что мы спустились вниз по переулку на Самотек, как началась сильнейшая канонада со стороны Кремля, как нам казалось, мы струсили и повернули назад, и возвратились на Подворье. Но затем решили все же отправиться, а митрополиты – Тихон и Владимир – отправились в карете. В Епархиальном доме собрались живущие в Семинарии и в близлежащих местах; а более или менее отдаленных не было. До заседания делились впечатлениями и сообщениями о происходящем. О Кремле сообщили, что он взят юнкерами, много большевиков арестовано, но много также попряталось в арсенале, и что их оттуда выбивают. Говорили, что много жертв есть с той и другой стороны. Но, собственно, никто не мог сказать ничего определенного. Говорили, что ожидаются казаки из Киева, равно как войска с фронта. Но тут же высказывалось опасение, что они могут пристать к большевикам. Словом, было приподнятое состояние соборян, подымавшееся еще при пушечных выстрелах. В начале заседания было оглашено заявление более тридцати членов о прекращении прений и голосовании предложенных четырех общих положений 431 . Большинством голосов предложение было принято, а затем и общие положения. После этого поступило предложение за подписью семидесяти девяти об избрании Патриарха в ближайшем заседании 432 . Предложение было сдано в Соборный совет. Все указанные предложения прошли в общем спокойно; возражения были со стороны немногих. После заседания я пообедал тут же, в буфете для соборян, а затем отправился в Семинарию, с намерением там остаться на временное жительство, ввиду того что в Кремль нельзя было идти, так как пропуска туда нет, и пальба происходит вокруг Кремля, на Театральной площади и у Страстного монастыря 433 , на колокольню которого втащен пулемет, поливающий площадь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

По своему исконному обычаю, св. Кирилл не мог не поделиться со своей паствой радостью о мире с восточными. И вот он поэтому 23-го апреля 433 г, 1858 в воскресение, в день св. Иоанна Крестителя, произносит к народу особое поучение. 1859 Он торжественно заявляет: „Всей Церковью отвергнут Несторий и относительно прочего согласны между собою существующие на всем земном шаре чтители Бога – епископы, исповедуя правую и единую веру. Все они, рассеянные по всему миру, даже восточные, вступили в общение с нашими церквами. После этого св. Кирилл прочитал перед народом только что полученное послание Иоанна Антиохийского – Πρην которым он вступал в общение с православною Церковью, и свое ответное послание к нему – Εφρανσθωσαν. Можно думать, что торжество воссоединения восточных праздновалось в Александрии, подобно присоединению Павла Эмесского, не один день. Во всяком случае, св. Кирилл не раз обращался к своей пастве с поучениями по вопросам, нашедшим разрешение в унионных актах. До нашего времени сохранились отрывки из двух проповедей св.Кирилла, относящихся к этому времени, 1860 так как они по местам буквально повторяют вышеупомянутое послание св. Кирилла – Εφρανσθωσαν и, в общем, решают те же вопросы, что и это послание – о несмешении и несрастворении естеств во Христе. Отрывки из первой проповеди надписываются: „Из торжественной речи св. Кирилла к александрийцам о вере“, 1861 а отрывки из второй – „Из беседы св. Кирилла к александрийцам.“ 1862 Поспешил св. Кирилл сообщить радостную весть о заключении унии с восточными и архиепископу константинопольскому Максимиану особым посланием, 1863 в котором, между прочим, приписывает успех дела унии усердным молитвам Максимиана и неусыпным работам императора. Так скромен св. Кирилл в оценке своего участия и в этих тяжелых трудах по делу унии. Сообщает св. Кирилл об унии и новому папе римскому Сиксту III. 1864 Сикст еще в 432 г., вскоре же по вступлении на престол (в начале августа), писал св. Кириллу, извещая его о своей хиротонии, в которой принимала участие и депутация св. Кирилла, посланная им, как мы сказали в своем месте, к Целестину, но не заставшая его в живых. Новый папа настолько был расположен к делу унии, что на Востоке распространилось даже подложное письмо некоего римского священника Филиппа, в котором сообщалось, что папа Сикст осуждает все, что сделано на Эфесском соборе против Нестория. 1865 На послание св. Кирилла Сикст ответил посланием от лица собора, бывшего в это время в Риме. 1866 Сикст выражает здесь радость, что низложен Несторий и что восточные возвращены в Церковь православную; восхваляет св. Кирилла и обещает помогать ему своим влиянием на Иоанна Антиохийского и Максимиана Константинопольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Митрополит Волоколамский Иларион: Храмы — это лицо города 2 сентября 2013 г. 14:52 31 августа 2013 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» митрополит Волоколамский Иларион , стал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы А.В. Кибовский. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о реставрации храмов и памятников культурного наследия. У меня в гостях глава Департамента культурного наследия города Москвы Александр Кибовский. Здравствуйте, Александр Владимирович! А. Кибовский: Здравствуйте, владыка! Большое спасибо за приглашение. Очень приятно быть у Вас в гостях, потому что памятники города Москвы в значительной степени, особенно древние объекты, построенные до 1812 года, являются объектами культурного наследия религиозного назначения. Это наши замечательные храмы. Судьба этих объектов, их реставрация является одним из важнейших направлений работы нашего Департамента и одним из приоритетных в работе Правительства Москвы в целом. Всего у нас на территории города 432 объекта религиозного назначения, которые имеют статус памятников культуры. Это колоссальная цифра. Эти памятники представляют не только духовную, но и историческую, а также архитектурную ценность. Надо сразу сказать, что большинство этих объектов передано религиозным организациям. Когда их передавали в 90-х годах, как Вы сами знаете, они были в плохом состоянии. По этим объектам прошлась советская эпоха, и они ее пережили. Сейчас можно удивляться, во что только не превращали храмы. Зачастую люди даже не подозревали, что это храм, — настолько он приобретал вид склада или барака. Чтобы поднять из пепла, из руин этот огромный массив (более 400 объектов), настоятели и приходские общины осуществили титанический труд. Есть уникальные проекты. Например, восстановлен собор Зачатьевского монастыря, где даже удалось сохранить в подвальной части подлинный фундамент того храма, который был взорван в свое время. Надо отдать должное: благодаря этой титанической работе более 300 объектов у нас находятся в хорошем состоянии. Но, конечно, основное внимание должно быть сосредоточено на остальных 100 объектах, состояние которых вызывают тревогу. Мы должны вести совместную работу, что вернуть им достойный облик, чтобы они заняли принадлежащее им по праву место в архитектурной мозаике нашего города.

http://patriarchia.ru/db/text/3203587.ht...

«О коль мнози и ныне страждут неповинные, во узах держими, мучими, озлобляеми, убиваеми, и иже на правежах биеми до смерти; вси тии в невинности своей, мученики суть Христовы, иже аще и не за Христа страждут, обаче за самую невинность свою Христу суть любезни, и мученическаго венца от Него сподобляеми; якоже сподоблени суть святии страстотерпцы Российстии Глеб и Борис и святый Димитрий Царевич, иже аще и не за Христа пострадаше, обаче со святыми мучениками прославишася: сице и сии, иже и ныне неповинне страждущии, мученики суть» 431 . Таков был конечный итог и вывод всей его жизни. Этот, по описаниям, «белокурый с проседью, худенький человек небольшого роста, сгорбленный с маленькой седой клинообразной бородкой, в очках» 432 один из немногих сумел возвыситься над своим многострадальным и жестоким временем и с полным правом в последней своей книге обмолвился характерным «мы», говоря о его – времени – лютости. Страданием, подобным страданию сострадавшей мученикам мученицы Натальи 433 он обрел благодать и святость. Киевская школа оправдалась в нем 434 . «В месяце июне, по Святом Духе, изволили быть в Ростов Государыни Царевны: Наталия Алексеевна, Царевна Мария Алексеевна, да Царевна Феодосия Алексеевна, на освящении обновленной церкви Преподобного Авраамия в монастыре Богоявленском. Июня 27, милосердый Господь Бог государю нашему Царю, и Великому Князю Петру Алексеевичу, всея Великия и Малыя Белыя России Самодержцу, даде преславную победу над супостатом Королем Шведским близ града Полтавы. Августа 11, Иродиакон Пармен, келейник архиерейский, преставися. Погребен в Яковлевском монастыре за олтарем. Сентября 11, в воскресный день, святили церковь каменную Святаго Николая во Угоричах, при бытности болярина Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина. Октября 28, скончался Преосвященный Димитрий, Митрополит Ростовский» 435 . По смерти его нашли 39 рублей 20 алтын. Только 25 ноября – почти через месяц – прибыл в Ростов для погребения тела святителя митрополит Стефан. Все это время гроб стоял в храме, перед ним постоянно совершались панихиды, и тление не касалось останков. Он был последним великим святителем уходящей Руси и первым великим богословом нарождающейся России:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

[...] Остаюсь преданнейшим братом Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. 28 августа 1860 Письмо 431. О воспитании детей, о скорбях Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! [...] Ныне необходимо каждому молодому человеку образовать себя удовлетворительно в юности, чтоб быть полезным существенно отечеству и доставить себе хорошее положение. Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! как не думает ни о чем, кроме удовольствий, расстраивающих и нравственность и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина – неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь. Конечно, и при самом тщательном воспитании из дитяти глупаго или с дурным характером ничего особеннаго ожидать нельзя; но где человечество, там и зло – без него человеческому обществу обойтись нельзя – однако же правильное воспитание, при многих исключениях, может дать и много прекрасных результатов. [...] [...] В течение земной жизни нельзя обойтись без скорбей, а те скорби, которыя приходят, приходят не иначе как по попущению и мановению Божию для очищения человека. Следовательно, должно покоряться воле Божией и принимать попущение с благодарением Промысла Божия. [...] Мой усерднейший поклон Димитрию Тихоновичу! Благословение Божий да почиет над тобою и над твоим семейством [...] 25 октября 1860 Письмо 432. Конец жизни служителя земли и служителя Божия [...] Бог не остается в долгу у тех, которые с юности посвящают себя Его служению, хотя и попускает им разныя скорби во время их земнаго странствования для их же духовного образования; но вместе с тем и преисполняет их неизреченными, вечными благами. К концу земной жизни, пред вступлением в вечность, служитель мира и впереди и позади себя видит пустоту, а служитель Божий впереди видит благонадежное пристанище вечнаго блаженства, а обращая взор на проведенную им земную жизнь, видит поприще служения Богу, поприще, на котором он потрудился не напрасно, но благовременно усвоился Богу.[...]

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В сем же году велено было расписать по золоту и серебру разными красками крылосы живописцу Леонтию 432 , а в 1681 г. живописец Дорофей Ермолаев расписал красками три ступени, амвон и печь 433 . В последующие годы в сей церкви производились лишь незначительные поделки. Как на основании описи сей церкви, сохранившейся от 1702 г., так и других источников, – в дополнение к сказанному о ней можем сообщить лишь следующие сведения, хотя и вполне недостаточные. Пред местными иконами висело 4 медных позолоченных лампады на шелковых нитках, а пред деисусом – лампада серебряная, золоченая с кистью. Над горним местом находился образ Софии, Премудрости Слова Божия – в басемном окладе, с венцами резными, сребровызолоченными; над царскими дверями – образ Богоявления Господня, на переди престола – вверху крест кипарисный резной, позади престола – также крест с изображением Распятия с сиянием 434 . Над престолом была устроена сень столярная с резьбою, а в средине сени, вокруг – лица херувимов – резные. В трапезе было стенное письмо 435 . Что касается предметов собственно церковной ризницы, то всем ценным она была снабжена при царе Феодоре Алексеевиче. Ризположенская церковь находилась рядом с Грановитою палатою, против западных дверей Успенского собора и в смежности с Екатерининскою, от которой отделялась лишь темными переходами, простиравшимися на постельничее крыльцо 439 . Церковь эта была замечательна как по своей древности, так и по тому важному значению, которое она имела в истории российской иерархии, как домовая церковь всероссийских митрополитов, а после – патриархов; заложена была она митрополитом Ионою на его дворе в 1451 г., в воспоминание того, что 2 июля сего года татары отступили от Москвы 440 . При митрополите Геронтии, после пожара 1473 г., истребившего митрополичий двор с церковью, была построена в 1483 г. псковскими мастерами новая каменная церковь , существующая и доселе, которая была освящена 31 августа 1486 г. 441 Возобновленная после пожара 1547 г. митрополитом Макарием, церковь вместе с митрополичьим двором в польское разорение подверглась опустошению в таком размере, что патриарх Филарет мог перейти в свое помещение только в 1624 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Документальный сериал «Паломник». - Минск: «Студия во имя святого Иоанна Воина – творческая мастерская Свято-Елисаветинского женского монастыря, 2014. Формат DVD//Фома. - – сентябрь 2014. – С.88. – Раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Мультимедиа »). Бытует мнение, что паломник должен обязательно испытывать лишения и не отвлекаться от цели путешествия. Ведущий сериала Сергей Файфура поступает иначе. Он благоговейно поклоняется христианским святыням и увлекательно рассказывает истории знаменитых центров мирового православия. Но, кроме этого, живо интересуется историческими памятниками, чудесами природы и жизнью народов разных стран. Этот задорный и любознательный путешественник с аппетитом дегустирует блюда местной кухни и пытается освоить разнообразные ремесла. Вместе с ним вы побываете в святых местах Европы, Азии и Африки, а заодно узнаете, как местные мастера изготавливают папирус, выращивают бананы, плетут кружева, украшают металл чеканкой. Автором документального сериала «Паломник» выступил протоиерей Александр Акулов, директор Международного фестиваля православного кино «Покров» и одноименной кинокомпании. Что читать: Р. Дж. Паласио . Чудо . Пер. с англ. Анны Красниковой . – М.: Розовый жираф, 2013. – 432 с. – (Вот это книга!)/Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – сентябрь 2014. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Главный герой книги – десятилетний Август. В результате генетического заболевания он родился с изуродованным лицом. Август привык, что при его появлении дети с криком разбегаются из песочницы, а взрослые застывают в ужасе. Он не по годам умен, ироничен, остроумен и великодушен. К тому же у него потрясающие, мудрые и любящие родители, любимая старшая сестра и преданная собака. Которой вообще все равно, какое у него лицо. Но рано или поздно ему надо выходить в большой мир, чтобы нести свой крест, гораздо более тяжелый, чем у многих. А для начала пройти испытание, которое не всякий ребенок с «нормальным» лицом преодолевает без потерь. Да, в школе, в которую попадает Август, работают замечательные, тонкие педагоги (вообще нам стоит поучиться у американцев тактичному, уважительному отношению к людям любого цвета кожи и любой внешности). Но дети бывают очень жестоки, и мальчик с лицом, как маска из «Властелина колец», эту жестокость на себе прочувствует сполна. И выйдет победителем. Здесь нет никаких апелляций к Священному Писанию, но христианским светом пронизано все пространство книги. Это книга о любви. Окрыляющей, очищающей сердце от скверны. «Тихая сила» Августа возвысила многие сердца. Случится ли чудо, как обещает название книги? И каким оно будет? Гадкий утенок станет лебедем? Или? Чудо действительно случится.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-137-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010