В городе начали активно создаваться другие образовательные учреждения, был создан мощный импульс к образовательному и культурному развитию. В результате в 1912 году в Ново-Николаевске было введено всеобщее начальное образование, и по этому показателю город занял первое место среди всех городов Российской Империи, включая Москву и Санкт-Петербург. Может быть, именно это обстоятельство, а также месторасположение города сыграли свою роль в том, что в последующем академик Лаврентьев выбрал для строительства научного центра именно Новосибирск. Академгородок стал первым в стране крупным научным центром такого типа, получил общемировое признание и полностью подтвердил слова Михаила Ломоносова о том, чем будет являться Сибирь для России в будущем. В итоге, самой «умной» улицей мира, попавшей в книгу рекордов Гиннеса, является проспект академика Лаврентьева, расположенный в Академгородке. Здесь на протяжении чуть более двух километров находятся два десятка крупных научно-исследовательских институтов. Возвращаясь к истории стремительного роста города, стоит отметить, что его благоприятное расположение вблизи главных транспортных артерий Сибири и ряд других обстоятельств привели к большому притоку населения и бурному развитию промышленности. Совсем не случайно, что молодой город ещё в начале XIX века стали называть: «Сибирский Чикаго». Может быть, поэтому, уже в наше время, Новосибирск вошёл в разряд рекордсменов, как один из наиболее быстрорастущих городов двадцатого столетия. Количество его жителей менее чем за 70 лет достигло одного миллиона человек. Чикаго, с которым часто сравнивали Ново-Николаевск – Новосибирск, для этого понадобилось 85 лет, а Москве – 900 лет. В 1914 году на главном Николаевском проспекте была построена и освящена часовня святого Николая Чудотворца – небесного покровителя города Ново-Николаевска и Царя Николая II. Возведённая по случаю 300-летия Дома Романовых, часовня стала символическим географическим центром Российской Империи, с учётом расположения её крайних точек с Востока на Запад (от г. Ново-Мариинска, совр. г. Анадырь (Россия), до г. Руко-Комары (совр. Польша).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/02/na...

Из сведений же доставляемых мне священником Павлом Титовым (который в минувшую зиму посещал селения, лежащие около Горина) видно, что на Горине, по местным обстоятельствам, большого селения быть не может и жители, которые хотели было поселиться тут, избирают себе место некоторые выше, а большею частию ниже; а это показывает, что и церковь надобно будет устраивать в другом месте, а не на Горине. А между тем оказывается весьма удобным во многих отношениях и по числу населения необходимым прежде устроить церковь в Троицком селении или в мыяках, чего усердно желают тамошние жители и изъявляют готовность содействовать тому сколько могут. И потому повторяя мою просьбу об устройстве помещения для священника на Уссури, честь имею покорнейше просить Ваше Высокоблагородие – устройство помещения для священника на Горине впредь до времени оставить и вместо того сделать зависящее от Вас распоряжение об устройстве такового помещения в вышеупомянутом Троицком селении, а также и церкви и о последующем почтить меня Вашим уведомлением. 5 мая 1861. Николаевск. 88 Ваше Высокоблагородие, Милостивый Государь! 138 При первоотходящем вверх казенном пароходе «Амур» я имею намерение, во исполнение моей обязанности, отправиться сначала до Уссури, а потом, если будет удобно, то и далее до Благовещенска на моем катере, на котором я располагаю поместиться сам со всею моею свитою. И потому покорнейше прошу Ваше Высокоблагородие дозволить капитану парохода взять мой катер в числе других на буксир и с тем вместе дать мне из находящихся под ведением Вашего Высокоблагородия военных команд четырех человек для прислуги на катере, которых я обязуюсь в свое время возвратить сюда и которым мною будет заплачено за труды их что будет следовать и о последующем почтить меня Вашим уведомлением 139 . 10 мая 1861. Николаевск. 89 Предписание Новоархангельскому Духовному Правлению 140 . Из отчетов сего Правления о переходящих суммах подлежащих ревизии Епархиального начальства за 1857, 1858 и 1859 и вообще за все годы, а также и из других дел между прочим видно, что: 1) Упомянутые переходящие суммы в Новоархангельском Духовном Правлении составились и составляются случайно, по обстоятельствам, как то: во избежание излишних перечислений и переписок и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

В Николаевске губернатором оставлен был только помощник управляющего удельными имениями. Часовников, по словам «описания», «для наблюдения и успокоения крестьян удельного ведомства». Еще прежде, чем подошли к Николаевску военная и пожарная команды, из Саратова 9 марта туда прибыл губернаторский чиновник, Горохов. Из Николаевска он вместе с командиром конноартиллерийской батареи, бароном Дельвигом, Николаевским исправником, Немировым, и уже известным помощником управляющего удельными имениями Часовниковым отправился в монастырь. Здесь от имени губернатора Горохов еще раз спросил братию монастыря и собравшихся в монастыре раскольников окрестных поселений, согласны ли они добровольно покориться распоряжениям правительства? И те, и другие на этот вопрос отвечали, что «они скорее умрут, чем отдадут свою церковь ». 12 марта из Саратова и Хвалынска прибыли войска с пожарною командою, а из окрестных поселений крестьяне-понятые, в количестве, назначенном губернатором. Того же числа приехал в Николаевск и сам губернатор Степанов. Немедленно же по приезде в город, «желая образумить бунтующих мерами кротости и убеждения губернатор послал в монастырь барона Дельвига в последний раз предложить братии монастыря и собравшимся в монастыре раскольникам добровольно покориться воле правительства и, в случае отрицательного ответа, решительно объявить им, что «употреблены будут силы к водворению в монастыре порядка, желаемого правительством», а что виновные в сопротивлении воле правительства будут проданы строгому суду и потерпят наказание. Но и эта последняя угроза, как и предшествующее увещание, не подействовала на раскольников: они окончательно отказались уступить добровольно свой монастырь в распоряжение правительства для обращения его в единоверческий. Быть может в виду предшествующих угроз, которые, однако же, не выполнялись на самом деле, раскольники и этой последней угрозе не придали особенного значения, думая, что она, но обычаю, окончится ни чем. Из монастыря барон Дельвиг воротился к губернатору в Николаевск с известием, что на добровольную покорность братии монастыря и всех раскольников, собравшихся в монастырь, нет никакой надежды. Приходилось таким образом брать монастырь у раскольников силою, которая и употреблена была в дело на следующий день.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

И потому покорнейше прошу Ваше Превосходительство сделать зависящее от Вас распоряжение о выдаче мне из здешнего Казначейства двух тысяч рублей (2000) в число прогонов, которые по известным положениям следуют мне на 12 лошадей, отсюда до Петропавловска морем ординарные, а от Петропавловска до Якутска и далее до границы Якутской области двойные и вышеозначенные деньги отпустить в прием и под расписку Камчатского благочинного протоиерея Георгия Логинова и о последующем почтить меня Вашим уведомлением. 9 августа 1861. Николаевск. 95 Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! 147 По случаю скорого отбытия моего в Камчатку я покорнейше прошу Ваше Превосходительство, на основании известного положения, сделать зависящее от Вас распоряжение об отпуске мне из здешнего Казначейства следующих на содержание Камчатского Архиерейского дома, кафедрального собора и Консистории в течении последней трети текущего года 1724 руб. 14½ коп. в прием и под расписку здешнего благочинного протоиерея Гавриила Вениаминова. При сем считаю нужным уведомить Ваше Превосходительство, что в минувшие две трети казначейство здешнее вместо 1724 руб. 14½ коп. отпускало мне по 1730 руб. 42 к., т.е. без вычета из окладов секретарю и прочим чиновникам. И потому если сей вычет не отменен, то не благоугодно ли будет приказать казначейству сделать оный за весь год из следующих на последнюю треть окладов и о последующем почтить меня Вашим уведомлением. 10 августа 1861. Николаевск. 96 Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! 148 Вашему Превосходительству уже известно из отношения моего к Вам за что я имею намерение отправиться ныне в Камчатку с состоящею при мне свитою. Прилагая при сем список лиц, имеющих со мною отправиться, я честь имею покорнейше просить Ваше Превосходительство сделать зависящее от Вас распоряжение о помещении меня со свитою на идущее в Камчатку казенное судно и выдать мне три подорожных по казенной надобности от Петропавловска до Якутска: одну на имя мое на 4 лошади, другую на имя келейника моего Гавриила Черных с будущими на 3 лошади и третью на имя исправляющего при мне должность секретаря Николая Верещагина с будущими на 5 лошадей.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Февраля 6-го архимандрит Зосима вместе с двумя прибывшими с ним в Саратов иеромонахами Высоковского единоверческого монастыря и протоиерей Чернышевский, как представители местной епархиальной власти, пристав Константиновский, как представитель местной гражданской власти, в пять часов по полудни выехали из Саратова по направлению в Николаевск. Па другой день все они вечером остановились в селе Каменке, не доехав до места своего назначения, т. е. до города Николаевска верст семь. Здесь была сделана остановка для того, чтобы, не въезжая целою партиею в город в предотвращение могших возникнуть разного рода толков, отсюда снестись с городничим города Николаевска относительно порядка предстоящих действий. В город Николаевск был отправлен пристав Константиновский, который вместе с городничим и должен был сделать некоторые подготовительные распоряжения. Рано утром, еще до света, 8 февраля и остальная партия въехала в город, прямо в дом городничего Димитриева. После короткого совещания, все тотчас же отправились в Средне-Никольский монастырь, взявши с собою «для предосторожности» двух унтер-офицеров и десять рядовых из местной команды. В монастыре они явились к настоятелю, иноку Корнилию, которого и просили собрать всю братию монастыря, чтобы в присутствии всех жителей монастыря объявить Высочайшую волю об обращении монастыря из раскольнического в единоверческий. Затем архимандрит Зосима обратился к настоятелю и всей братии с увещанием о принятии единоверия; но все они отказались решительно от этого предложения. Не получивши согласия на сделанное предложение, члены смешанной комиссии, назначенной для обращения Средне- Никольского раскольнического монастыря в единоверческий, потребовали от настоятеля монастыря, инока Корнилия, чтобы он передал архимандриту Зосиме все церковное имущество. Но Корнилий и все монахи монастыря решительно отказались и от сдачи имущества, заявляя, что без согласия и воли всего окрестного населения, состоявшего из раскольников, они не могут этого сделать, и ключей от церквей и всех монастырских хранилищ сами собой дать не имеют права, так как церкви в монастыре, равно как и весь монастырь, построены на суммы не монастырские, а на суммы доброхотных подателей, но преимуществу окрестных раскольников, «а они иноки, только стражи сего места».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Молчание Степанова и бездействие всех властей по отношению к монастырю, находившемуся в осадном положении, продолжалось до 16 февраля. В этот день из Саратова приехали в Николаевск новые посланные от губернатора: советник губернского правления Зевакин и Саратовский исправник Никулин. Но такая полумера, как присылка новых гражданских чиновников без особенных полномочий и личное отсутствие губернатора на месте действия не только не исправляла, но еще более усложняла дело, и без того уже почти испорченное. Раскольники личное отсутствие губернатора могли приписать или боязни явиться к ним, или чему-нибудь еще худшему. Сомнение раскольников в том действительно ли обращение монастыря из раскольнического в единоверческий есть дело Высочайшей воли, зародившееся у них с самого приезда в монастырь исполнителей Высочайшей воли, от личного отсутствия губернатора могло еще более окрепнуть и из предположения быть возведено в действительный факт. Новые посланные от губернатора, по прибытии в Николаевск, не отправляясь в монастырь, отдали приказ явиться к ним двум или трем инокам, «дав им слово опять возвратить их в монастырь». По этому приказу явились к советнику губернского правления Зевакину из монастыря трое иноков, в числе которых было и доверенное лицо настоятеля монастыря, инока Корнилия, его келейник Александр Трофимов. О чем была речь у Зевакина с явившимися к нему иноками монастыря, остается неизвестным. В «историческом описании обращения Средне-Никольского, что на Иргизе, раскольничьего монастыря в единоверческий»; замечено: «разговор г. советника, бывший наедине, в сенях, был недолговременен, и обстоятельства оного были неизвестны удовлетворительно». Известно только то, что после этого таинственного объяснения и Зевакин с Саратовским исправником Микулиным, и явившиеся к нему из монастыря трое иноков отправились в монастырь. «Но бытность их там, по словам «описания», ничего не произвела лучшего: раскольники по-прежнему не отдавали церкви и монастыря и по-прежнему не повиновались».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Балахнинская 10(23).08.1914–28.01(10.02).1917: Макарий Гневушев 02 .1917–24.10(06.11).1918: Лаврентий Князев 02(15).02.1919–1920: Пётр Зверев 29 .11(12.12).1920–1925: Филипп Гумилевский Балашовская 1918–1919: Нифонт Фомин 1919–1922: 1922–1923: Николай Коноплев 31 .12(13.01).1923–13(26).07.1927; Андрей Комаров 02(15).09.1927–01(14).12.1927: Евгений Кобраков 01(14).12.1927–05(18).12.1928: Флавиан Сорокин 24 .01(06.02).1929–22.03(04.04).1933: Иаков Маскаев Балашовская (обн.) 1922–1922: Николай Позднев 04(17).09.1922–1923: Пётр Данилов Балтская 12(25).02.1915–1918: Пимен Пегов 1918–1922: Герасим Строганов Балтская (обн.) 1922–1924: Герасим Строганов 1924–1927: 1927–1930: Гавриил Рогут, в. у. Барабинская (обн.) 1925–23.12(05.01).1925: Александр Четыркин 1926–1926: Владимир Злобин 1926–1928: 11(24).05.1928–1932: Максим Светич Барановичская (окк.) 1941–1944: Афанасий Мартос, в. y.. окк. Барнаульская 26 .01(08.02).1916–1919: Гавриил Воеводин 1919–1923: Виктор Богоявленский 1923–1925: Никодим 20 .03(02.04).1927–15(28).11.1933: Владимир Юденич 1930–1931(?): Александр Бялозор 12 .1931–1932: Тарасий Ливанов 1932–1932: Герман Коккель 22 .03(04.04).1933–29.11(11.12).1937: Иаков Маскаев 29 .01(11.02).1937–14(27).07.1937: Григорий Козырев Барнаульская (григ.) Николай Барнаульская (обн.) 08(21).09.1922–23.10(05.11).1922: Иоанн Завадовский 01(14).12.1922–1923: Гавриил Ландышев 1923–1931: 1931(?)–09(22).04.1931: Анатолий Синицын 07(20).04.1931–03.1934: Михаил Вяткин Бахмутская (укр.) 21 .10(03.11).1921–: Иоанникий Соколовский Бежецкая 27 .08(09.09).1921–1923: Алексий Замараев 1923–1928: 1928–11(24).04.1929: Захария Лобов 1929–01.1937: Григорий Козырев Белгород-Днестровская 22 .11(05.12).1911–1918: Гавриил Чепура Белгородская 15(28).11.1913–21.08(03.09).1921: Никодим Кононов 1919–1921: Аполлинарий Кошевой 1921–1923: Никон Пурлевский 1924–1925: Никон Пурлевский, паки 1925–1930: 13(26).08.1930–1930: Евгений Зернов 01(14).06.1931–11(24).08.1931: Иннокентий Клодецкий 1931–1933: 29 .07(11.08).1933–09(22).11.1933: Онуфрий Гагалюк

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Совершенно верно. Указ 1922 года не допускает никаких кривотолков. И он всегда мыслился и мыслится так, как его истолковал Собор Архиереев 1922 года. И бытие Архиерейскому Синоду дали Собор 1922 года и определение Свят. Патриарха и Священного Синода 1920 года. Вспомните это определение Собора 1922 года и Вы сами в этом убедитесь. Собор тогда постановил: «1. Во исполнение указа Его Святейшества, Святейшого Тихона, Патриарха Московского и всея России и Священного при нем Синода от 22 апр./5 мая с. г. (т. е. 1922 г.) за 348, существующее Высшее Церковное Управление упразднить». «2. Для организации новой Высшей Церковной Власти созвать Русский Всезаграничный Церковный Собор 21 ноября (ст. ст.) 1922 года». «3. В виду нарушения деятельности Высшей Всероссийской Церковной Власти и в целях сохранения правопреемства высшей церковной власти, на основании постановления Святейшого Патриарха Всероссийского и Священного при нем Синода, в соединенном присутствии Высшого Церковного Совета, от 20 ноября 1920 года, о преподании правил касательно организации высшей церковной власти в случае нарушения или прекращения деятельности св. Патриарха и высших церковных органов, образовать Временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей, с обязательным участием Митрополита Евлогия, каковому Синоду и передать все права и полномочия Русского Высшого Церковного Управления заграницей». И ни Архиерейский Собор, ни Архиерейский Синод не отступали никогда от этой точки зрения и нынешний Собор не усвоял указу 1922 года иную точку зрения, стоящую в противоречии с предыдущими Соборами, а наоборот подтвердил все постановления их по этому вопросу. Не верна Ваша точка зрения, будто указ 20 ноября 1920 года 362, совершенно покрывается конкретным позднейшим указом 1922 года. Первый указ есть циркулярный, писанный в 1920 году, но не для 1920 года, а для того времени, когда наступит указанный в нем момент, то-есть, когда деятельность Святейшого Патриарха и других высших церковных органов прекратится. Это и случилось в момент получения указа 1922 года. Так истолковал это и Собор 1922 года, к которому присоединили и Вы свой голос.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

1921 г., 18 июня – настоятель Боголюбовского монастыря. 1921 г., 27 июня – хиротонисан во епископа Ковровского. 1922 г., 17 марта – арестован и препровождён в рев. трибунал. 1922 г., 2 марта – освобождён. 1922 г., 30 марта – арестован в Великую среду (митрополит Сергий, архиепископ Павел, епископ Василий). 1922 г., 27 мая – показательный суд в связи с изъятием церковных ценностей. Приговорён к одному году. 1922 г., 28 мая – освобождён по амнистии. 1922 г., 15 июля – арестован (епископ Серафим, прот. Мирт). 1922 г., 25 июля – освобождён. 1922 г., 10 сентября – арестован (архиепископ Никандр, архиепископ Фаддей, епископ Корнилий, Домиоз, Николай, Василий, протоиерей Глаголев, игумен Филарет, священник С. Дурылин, Дулов, протоиерей Благовещенский – Ковров, Константин – Суздаль). 1922 г., 14 ноября – приговор: два года ссылки в Зырянский край, Тюрьмы: Владимирская, Московская, Таганская (епископ Феодосий), Вятская. 1922 г., 10 сентября – 1923 г., 15 мая – этапы (епископ Серафим, епископ Николай). В Зырянском крае г. Усть-Сысольск, г. Усть-Вымь, с. Корчемье (митрополит Кирилл, архиепископ Фаддей, епископ Николай, протоиерей Богданов, архиепископ Неофит). В народном суде пересуд по делу о ценностях, один год заключения. 1924 г., апрель – за давностью дело прекращено. 1924 г., 14 ноября – 1925 г., 20 января – в Зырянском крае, без приговора, сверх срока. 1925 г., февраль – возвратился во Владимир на церковное делание. 1925 г., 8 сентября – арестован в Гавриловом Посаде при поездке по епархии, препровождён во Владимир для выяснения личности 9 сентября 1925 г. Освобождён 10 сентября 1925 г. 1926 г., 2 января – арестован. 1926 г., 2 марта – освобождён. 1926 г., декабрь – предложено уехать из Владимира или прекратить управление епархией. Отказался оставить вверенную епархию. 1927 г., 2 января – арестован. 1927 г., 3 января – 30 апреля – Московская внутренняя тюрьма. 23–28 апреля в одиночке с митрополитом Сергием [Страгородским]. За принадлежность к группе архиереев (архиепископ Корнилий, архиепископ Григорий), возглавляемой митрополитом Сергием, – 3 года Соловецких лагерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

20 .08(02.09).1923–: Стефан Гнедовский Гавриил Аболымов 1926–1926: Павел Павловский Старо-Оскольская 30 .11(13.12).1929–14(27).06.1933: Онуфрий Гагалюк 1933–01(14).09.1937: Митрофан Русинов Старо-Оскольская (обн.) 03 .1933–01(14).02.1934: Гавриил Ольховик 03 .1934–02(15).08.1934: Андрей Аретинский 31 .08(13.09).1934–16(29).12.1934: Николай Автономов 12 .1934–05(18).11.1935: Арсений Покровский Старобльская 14(27).05.1916–16(29).10.1917: Феодор Лебедев 16(29).10.1917–1918: Неофит Следников 1918–1922: 1922–1922: Пётр Киреев 1922–1922: Павел Кратиров 12(25).03.1923–: Димитрий Галицкий Павел Кратиров , паки Старобельская (обн.) 09(22).11.1922–1923: Александр Мигулин 1924–11.1928: Мелетий Фомин Стародубская 17(30).09.1916–23.05(05.06).1917: Пахомий Кедров 1917–1919: 02(15).11.1919–1920: Николай Могилёвский 1920–1921: 14(27).09.1923–1923: Дамаскин Цедрик 26 .12(08.01).1921–06(19).03.1928: Памфил Лясковский 1928–1930: 04(17).06.1930–22.11(05.12).1933: Агапит Борзаковский Староконстантиновская (обн.) 24 .04(07.05).1922–10.1935: Иаков Немоловский Старорусская 1919–1919: Антоний 1919–1920: Димитрий Сперовский 1921–1922: Александр Соколов –1923: 27 .05(09.06).1923–29.04(12.05).1931: Иоанникий Сперанский 04 .1924–06.1925: Феодор Яцковский, в. у. 18(31).05.1932–11(24).08.1932: Алексий Симанский 19 .10(01.11).1933–03.1937: Иннокентий Тихонов. Старорусская (обн.) 1925–1926: Александр Лебедев 02(15).09.1926–1927: Михаил Фивейский 20 .03(02.04).1927–1928: Палладий Бельтюков 1928–1930: 27 .08(09.09).1930–25.01(07.02).1931: Капитон Лавров 08 .1931–1931: Александр Шубин 15(28).04.1931–02(15).07.1931: Николай Гиляровский Староуфимская 28 .11(11.12).1922–1923: Аввакум Боровков Стерлитамакская 05(18).11.1922–1928: Марк Боголюбов 25 .09(08.10).1928–23.11(06.12).1928: Серафим Протопопов 12 .1928–26.03(08.04).1929: Серафим Трофимов Вениамин Троицкий –1932: Серафим Афанасьев Стерлитамакская (обн.) 20 .09(03.10).1923–22.07(04.08).1924: Пётр Савельев 05(18).05.1924–14(27).03.1925: Иннокентий Копейкин

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010