В апр. 1918 г. собрание екатеринбургских единоверцев поставило вопрос об учреждении в Екатеринбургской епархии Шадринской единоверческой кафедры (см. Шадринское вик-ство ). Екатеринбургский архиеп. Григорий (Яцковский) одобрил это решение, но дело не имело продолжения. В дек. 1922 г. состоялось собрание единоверцев Нижнетагильского у., на котором архим. Ириней (Шульмин) был избран Кушвинским единоверческим епископом (см. Кушвинское вик-ство ). Хиротония была совершена, однако еп. Ириней получил назначение на неединоверческую правосл. кафедру. В мае 1924 г. нижнетагильские единоверцы избрали епископом свящ. Николая Зубова, но хиротония не состоялась. В мае 1925 г. была открыта Саткинская епархия , и уральских единоверцев приписали к ней. В 1933 г. 13 единоверческих приходов Свердловской епархии были в подчинении у Саткинского еп. Вассиана (Веретенникова) , остальные уральские единоверческие общины состояли в ведении архиереев, в чьих епархиях они находились. К началу Великой Отечественной войны в Свердловской обл. действовали 3 единоверческих прихода, в первые послевоенные годы они слились с православными, но продолжали оказывать влияние на население. В 1997 г. единоверческий приход образовала община беспоповцев часовенного согласия , начетчик был рукоположен во иерея, община получила в пользование Николаевскую ц. в пос. Горбуново в Н. Тагиле. Святыни Св. источиник у могилы прав. Симеона Верхотурского в с. Меркушине. Фотография. 2008 г. Св. источиник у могилы прав. Симеона Верхотурского в с. Меркушине. Фотография. 2008 г. В верхотурском Николаевском мон-ре с 1704 г. находились мощи прав. Симеона Верхотурского, обретенные в 1692 г. В советское время мощи трижды (в 1920, 1924, 1929) вскрывались. Во время последнего освидетельствования они были изъяты и переданы в Нижнетагильский музей, в 1936 г. перемещены в запасники Свердловского обл. краеведческого музея, в апр. 1989 г. переданы епархии, в сент. 1992 г. возвращены в верхотурский Николаевский мон-рь и установлены в Преображенской ц. В том же мон-ре почивают св. останки преподобных Арефы и Илии Верхотурских. Мощи блж. Космы Верхотурского, обретенные в 1992 г., пребывали в верхотурском Николаевском мон-ре до 1995 г., затем были перенесены в верхотурский Покровский мон-рь. В Екатерининском соборе Екатеринбурга находилась рака с частью мощей прав. Симеона. В 1929 г. мощи были изъяты и переданы в Свердловский обл. краеведческий музей, в 1990 г. возвращены епархии, находятся в Спасской ц. в микрорайоне Елизавет Екатеринбурга. Из могилы прав. Симеона в с. Меркушине течет св. источник.

http://pravenc.ru/text/189617.html

Дом Н. Н. Ипатьева в Екатеринбурге. Фотография. 30-е гг. XX в. (ГИМ) Дом Н. Н. Ипатьева в Екатеринбурге. Фотография. 30-е гг. XX в. (ГИМ) Летом 1919 г. на Урале окончательно установилась советская власть, началась реализация декрета об отделении Церкви от гос-ва, массовыми стали аресты духовенства. В сент. 1919 г. было объявлено о закрытии всех домовых церквей, прекратили существование духовные школы. В дек. 1920 г. был упразднен епархиальный совет. По всей стране началась национализация монастырских хозяйств. В Екатеринбургской губ., как и в др. регионах, монастырские церкви регистрировались в качестве приходских, в сент. 1920 г. при храмах верхотурского Николаевского мон-ря была образована Николаевская приходская община. 25 сент., в день памяти прав. Симеона, состоялось вскрытие мощей святого. В дек. того же года было объявлено о закрытии Новотихвинского мон-ря. Имущество нек-рых обителей было передано трудовым коммунам, к апр. 1921 г. в Екатеринбургской губ. на основе мон-рей было организовано 4 совхоза. В 1922 г. шла кампания по изъятию церковных ценностей . В екатеринбургских городских храмах было собрано 72 пуда 30 фунтов 90 золотников серебра (1191 кг). В верхотурском Николаевском мон-ре конфисковали 13 пудов 17 фунтов 89 золотников серебра (215,2 кг), в т. ч. серебряную раку прав. Симеона. В Новотихвинском мон-ре изъяли 14 пудов 43 фунта 72 золотника серебра (247,1 кг). Всего в Екатеринбургской губ. было изъято 480 пудов 15 фунтов 69 золотников серебра (7867 кг), 12 фунтов 71 золотник 85 долей золота (5,1 кг) и большое количество драгоценных камней. Одновременно с конфискацией ценностей проводились аресты священнослужителей, которым хотя бы в какой-то степени можно было инкриминировать «сопротивление изъятию». В ночь на 13 авг. был арестован Екатеринбургский архиеп. Григорий, 20-22 янв. 1923 г. в Екатеринбургском губ. ревтрибунале состоялся открытый процесс над ним и благочинным ирбитских церквей прот. Александром Анисимовым. На суде архиерей резко высказывался о действиях советской власти и был приговорен к 5 годам строгой изоляции, Анисимов получил 2 года строгой изоляции. Всего в епархии «за сопротивление изъятию» было привлечено к адм. ответственности не менее 29 священнослужителей.

http://pravenc.ru/text/189617.html

1819), еп. Амвросий (Орнатский; 9 нояб. 1819 - 4 сент. 1825), Тамбовский еп. Афанасий (Телятев; 4 сент. 1825 - 31 янв. 1826, в. у.), еп. Ириней (Нестерович; 31 янв. 1826 - 26 июля 1830), еп. Иоанн (Доброзраков; 17 авг. 1830 - 19 янв. 1835), еп. Амвросий (Морев; 19 янв. 1835 - 15 окт. 1854), архиеп. Варлаам (Успенский; 4 дек. 1854 - 7 окт. 1862; до 22 апр. 1860 в сане епископа), еп. Антоний (Смолин; 9 нояб. 1862 - 21 авг. 1868), еп. Григорий (Медиоланский; 21 авг. 1868 - 24 апр. 1881), еп. Антоний (Николаевский; 15 мая 1881 - 15 апр. 1889), еп. Василий (Левитов; 22 апр. 1889 - 12 июля 1890), еп. Митрофан (Невский; 12 июля 1890 - 13 нояб. 1893), еп. Павел (Вильчинский; 13 нояб. 1893 - 4 июня 1902), еп. сщмч. Тихон (Никаноров; 4 июня 1902 - 25 июля 1907), архиеп. Митрофан (Симашкевич; 25 июля 1907 - 10 янв. 1915; до мая 1914 в сане епископа), архиеп. Владимир (Путята; 10 янв. 1915 - 2 авг. 1917), Краснослободский еп. Григорий (Соколов; 2 авг. 1917 - янв. 1918, в. у.), Прилукский еп. Феодор (Лебедев; янв.- не ранее 23 февр. (8 марта) 1918, в. у.), Краснослободский еп. Григорий (Соколов; после 23 февр. (8 марта) - 22 апр. 1918, в. у.), архиеп. сщмч. Иоанн (Поммер; 22 апр. 1918 - 27 апр. 1921; в сан архиепископа возведен не позднее 23 марта 1920, ранее управлял епархией в сане епископа), Краснослободский еп. Григорий (Соколов; сент.-окт. 1918 г., нояб. 1919 г.- март 1920 г., в. у.), еп. Алексий (Симанский; апр.-май 1921; в Пензу не прибыл), еп. сщмч. Петр (Зверев; 17 мая - 25 июня 1921; в связи с арестом в Пензу не прибыл), еп. Борис (Лентовский; 12 июля 1921 - 16 мая 1922), Краснослободский еп. Леонтий (Устинов; 24 апр.- сер. июля 1922, в. у.), еп. Петр (Соколов; сер. мая - 19 окт. 1923; еп. Сердобский, затем Вольский; проживал в Саратове и фактически временно управлял Пензенской епархией, с 26 июля 1923 в заключении), еп. Иов (Рогожин; 19 окт.- 26 нояб. 1923; в Пензу не прибыл), еп. Филипп (Перов; с 12 дек. 1923 в. у. как епископ Нижнеломовский; в 1925-1928 упоминается как «Пензенский и Наровчатский» и «Пензенский»; с 5 февр.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

1896, скончался до вступления на кафедру), Владимир (Соколовский-Автономов; 22 дек. 1896 - 26 нояб. 1903), Иоаким (Левитский ; 26 нояб. 1903 - 13 авг. 1910, с 7 нояб. 1908 именовался Оренбургским и Тургайским). Оренбургские и Тургайские: еп. Феодосий (Олтаржевский; 13 авг. 1910 - 26 июля 1914), еп. Мефодий (Герасимов; 30 июля 1914 - июнь 1919, с 5 мая 1918 в сане архиепископа), еп. Кустанайский Дионисий (Прозоровский; 7 авг. 1917 - дек. 1917, 21 сент. 1918 - 14 марта 1920 (с 13 окт. 1919 епископ Челябинский), в. у.), еп. Аристарх (Николаевский; 1920 - июль 1922, управлял кафедрой с 14 марта 1920 в качестве Кустанайского епископа), еп. Бирский Трофим (Якобчук; 11 авг. 1923 - окт. 1923, в. у., в управление не вступил), еп. сщмч. Иаков (Маскаев; 13 авг. 1924 - нояб. 1925; с окт. 1923 управлял епархией как епископ Орский), архиеп. Дионисий (Прозоровский; янв.-март 1926 - 29 нояб. 1928). Оренбургские епископы: Павел (Введенский; 12 дек. 1928 - 7 июля 1931 (арестован), освобожден митр. Сергием от управления 30 дек. 1931), Арсений (Соколовский; 30 дек. 1931 - 9 окт. 1936), Варлаам (Козуля; 23 мая - 2 авг. 1937). Чкаловский еп. Мануил (Лемешевский; 14 февр. 1945 - 4 сент. 1948, с июля 1945 именовался Чкаловский и Бузулукский, с 21 апр. 1946 в сане архиепископа). Чкаловские и Бузулукские епископы: Борис (Вик ; 4 марта 1949 - 26 сент. 1950; с 18 нояб. 1948 управлял епархией, будучи епископом Саратовским и Вольским), Варсонофий (Гриневич; 31 окт. 1950 - 16 нояб. 1953), Куйбышевский и Сызранский еп. Иероним (Захаров ; 16 нояб.- 3 дек. 1953, в. у.), Михаил (Воскресенский; 4 дек. 1953 - 31 мая 1960, с 7 дек. 1957 именовался Оренбургским и Бузулукским). Оренбургские и Бузулукские: архиеп. Палладий (Каминский; 31 мая 1960 - 14 мая 1963), митр. Леонтий (Бондарь; 14 мая 1963 - 24 янв. 1999, с 9 сент. 1971 в сане архиепископа, с 25 февр. 1992 в сане митрополита), архиеп. Самарский и Сызранский Сергий (Полёткин ; 24 янв.- 19 июля 1999, в. у.), митр. Валентин (Мищук ; 19 июля 1999 - 22 окт.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Боголюбивые обитатели града сего! Настоящий праздник в честь великого святителя и чудотворца Николая – праздник всей земли русской, как день тезоименитства благочестивейшего государя нашего императора Николая Александровича. Для обитателей этого города настоящий праздник должен быть навсегда по преимуществу высокоторжественным, как день для города особенно знаменательный. Объясню, почему это так. Державному повелителю земли русской и царственному владетелю земель Алтайского округа благоугодно было не только усвоить этому юному, но быстрорастущему городу свое имя, но и даровать ему усадебную землю. В этом отношении Ново-Николаевск является почтеннейшим всех городов не только Томской губернии, но и всей Сибири. Он стал как бы царственным приемным сыном. С именем его в истории городов сибирских всегда будет сохраняться воспоминание о том, что Ново-Николаевск возник в державу благочестивейшего императора Николая II и получил свое название в память и честь этого государя. Граждане этого города должны помнить, какой чести и милости они удостоены, и быть всегда благодарны своему августейшему благодетелю. Если бы кто пожелал знать, как выразить таковую благодарность, то мы указали бы следующие более приличествующие способы. 1 . Если от всякого верноподданного требуется прежде всего неизменная преданность своему законному государю, то тем более это качество приличествует этому городу, носящему имя царя: Ново-Николаевск вовеки да будет неизменно верным городом царя, да не взыдет из него когда-либо изменник царю, или ослушник его повелений, или сообщник мятежникам ни явный, ни тайный – да низвергнется во ад измена! Да передается о беспредельной верности царю обитателей города Ново-Николаевска из рода в род. 2 . Вместе с верноподданностью граждане этого города должны сохранить беспрекословное повиновение царскому закону и поставляемым властям. Да не найдет крамола здесь места для своего злодейского гнезда. Да не будет здесь ни притона для мятежных сборищ, ни пристанища для грабителей. Царь Давид в свое время воутрия избивах, вероятно после ночных приключений злодейства, вся грешныя земли, еже (чтобы) потребити от града Господня вся делающыя беззаконие ( Пс.100:8 ). И град Ново-Николаевск да удаляет от себя всех злодеев, всех грабителей, всех хищников, чтобы охранять мир, достояние и чистоту нравов обитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Дело в том, что еще до времени назначения Степанова Саратовским губернатором и приезда его в Саратов последовало 18 декабря 1835 года Высочайшее повеление об учреждении в заволжских равнинах, примыкающих к Иргизу и далеко расходящихся в открытую степь между Волгою и Уралом и ордынскими степями, заселенных большею частию раскольниками, новых трех уездов: Царевского, Новоузенского и Николаевского. В начале 1836 года происходило торжественное открытие центральных пунктов новых уездов, при чем такими центральными пунктами, или уездными городами сделаны были Царев, Новоузенск и Николаевск. В город Николаевск обращено было бывшее раскольническое поселение, Мечетное, около которого и находились Иргизские раскольнические монастыри, мужеский Средне-Никольский и женский Средне-Успенский. С обращением бывшего раскольнического поселения Мечетного в уездный город Николаевск было предположено местоположение Средне-Никольского мужеского и Средне-Успенского женского монастырей ввести в черту нового города, совершенно упразднивши последний монастырь. Когда открыты были полицейские и другие правительственные учреждения в городе Николаевске. Иргизские раскольники вообще и жители бывшего раскольнического поселения Мечетного увидели полицейский надзор у себя под рукою и приходили к естественному логическому выводу, что пришел конец их вольности. Больше всех, конечно, были недовольны этим правительственным распоряжением жители бывшего раскольнического поселения Мечетного, так как с обращением их поселения в уездный город они оказались окруженными полицейским надзором со всех сторон. Поэтому же, когда приступлено было к обращению Средне-Никольского раскольнического монастыря в единоверческий, раскольники бывшего поселения Мечетного выставили из среды себя самый больший и самый сильный контингент защитников status quo Средне-Никольского раскольнического монастыря и таким образом за один раз выразили свои отношения к двум мерам правительства: к открытию уездного города в их собственном месте жительства и к обращению Средне-Никольского монастыря в единоверческий.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Многие явились с ружьями, кистенями, дубинами; завязалась драка; раскольники успели отбить всех забранных понятыми, а между тем набатный звон продолжался до полуночи. Очевидно стало, что монастыря нельзя было взять иначе, как открытою силой. На другой день начальник губернии приказал понятым разойтись по домам, а сам отправился в монастырь для увещания буйствовавших. Видя, что ничто не помогает, он предложил архимандриту Зосиме отправиться, впредь до востребования, в единоверческий Воскресенский монастырь, и донес о ходе дела высшему начальству. По получении новых распоряжений, (9 марта) в монастырь отправлен был чиновник для отобрания от монахов и окрестных жителей, собравшихся в монастыре, согласия или несогласия их к добровольному повиновению: но раскольники объявили, что скорее умрут, нежели согласятся отдать свою церковь . За сим 12 марта прибыли в Николаевск: командированный губернатором отряд внутреннего гарнизонного батальона, одна конноартиллерийская резервная батарея, саратовская пожарная команда с пожарными трубами и до двух тысяч человек окрестных крестьян православных. В тот же день прибыл в Николаевск и сам начальник губернии. Ещё раз предложено было монахам и собравшейся там толпе добровольно покориться, причем было им объявлено, что если они будут упорствовать, то монастырь будет взят силою, а они подвергнутся суду и строгому наказанию. Ответ был отрицательный. Тогда приказано было выдвинуть пожарные трубы и лить воду на бунтующих; мятежники смешались; команда бросилась хватать главных зачинщиков – и в один час все кончилось без малейшего кровопролития. Связанные под стражею отправлены были в Николаевск, а находившиеся в монастыре два беглых попа и два дьякона препровождены к епархиальному начальству. Тотчас же, для принятия монастыря, приглашен был архимандрит Зосима, который совершил молебствие с водоосвящением и окропил св. водою иконы и площадь монастырскую. Таким образом 13 марта 1837 года на месте иргизского раскольнического явился единоверческий монастырь; 20 марта освящена на древнем антиминсе соборная церковь во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Нас обвиняют, что это мы, обновленцы, расстреливаем митрополита Вениамина, которого любят массы, привыкли к нему и который (не считая истории с ценностями) придерживался в своих речах аполитичности. Из него враги нашего движения хотят сделать мученика, умерщвленного “красными попами”. Это страшно повредит нашему делу, а мы хотим, ведь, большого дела – сделать из церкви не орудие буржуазии, а, наоборот, бороться за права пролетариата, за правду октябрьской революции”. – ГАРФ, ф. А-353, оп. 6, д. 11, л. 64–65 об. [ 26 ] Этот приговор см. П-148. Кроме того, по петроградскому процессу публикуются: заявление митрополита Вениамина от 05.03 1922 г. П–21), протокол совещания петроградской комиссии Помгола с представителями митрополита Вениамина от 06.04 1922 г. П–88), воззвание митрополита Вениамина от 10.04 1922 г. П-96), обвинительная речь П. А. Красикова на процессе от 29.06 1922 г. П–145), кассационная жалоба и просьба защитников Я. С. Гуровича и др. о помиловании осужденных от 07.07 1922 г. П-149). Кроме того, в ГАРФ выявлены следующие документы по петроградскому процессу: “Соглашение об изъятии ценностей из церквей” между петроградской комиссией Помгола и представителями митрополита Вениамина от 06.04 1922 г. – ГАРФ, ф. А-353, оп. 6, д. 11, л. 56–об. (опубликовано в “Правде” от 14.04 1922 г.). Ходатайство о помиловании настоятеля Исаакиевского собора протоиерея Леонида Константиновича Богоявленского, направленное во ВЦИК его женой Зинаидой Васильевной и его детьми, от 06.07 1922 г. – там же, л. 79–80об. Ходатайство о помиловании митрополита Вениамина, направленное в Президиум ВЦИК защитником Яковом Самуиловичем Гуровичем, от 09 .07 1922 г. – там же, л. 12–13об. Ходатайство группы духовенства “Живой церкви” о помиловании приговоренных к расстрелу, направленное во ВЦИК 08.07 1922 г. Подписи те же, что в 24–30, и еще 5 подписей. Приложены положительные отзывы уполномоченного ВЦУ протоиерея Михаила Гремячевского о семи осужденных – там же, л. 140–141, 130-об. Заявление ВЦУ во ВЦИК о том же от 09.07 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь же постараюсь в той или иной степени рассмотреть следующие опубликованные документальные материалы: «Указ Временного Приамурского Правительства 149 от 6 Июня 1922 года о созыве Земского Собора», «Приказ Временного Приамурского Правительства 320, 11 Июня 1922 года», «Приказ 1 Генерал-Лейтенанта М.К.Дитерихса от 11 Июня 1922 года: Всем Русским Сухопутным Войскам территории Приамурского Правительства», «Положение о Приамурском Земском Соборе», «Список Делегатов Приамурского Земского Собора», «От Временного Приамурского Правительства 23 Июля 1922 года», «Клятвенное обещание для членов Земского Собора», «Доклад Председателя Временного Приамурского Правительства С.Д.Меркулова на Земском Соборе», «Грамота Приамурского Земского Собора к Русским Людям Великой Русской Земли», «Проблема борьбы с большевизмом. Идеологическое определение ее целей, путей и средств. Тезисы доклада несоциалистических организаций Приморья на Земском Соборе», «Грамота Земского Собора Правителю Приамурского Края Генерал-Лейтенанту Михаилу Константиновичу Дитерихсу», «Доклад на Соборе Командующего Войсками Временного Приамурского Правительства генерал-лейтенанта Дитерихса (изложение с цитатами)», «Присяга Правителя» «Телеграмма Императрицы Марии Феодоровны», «Телеграмма Президиума Земского Собора», «Приказания Войскам и Флоту Временного Приамурского Правительства 12 от 8 Августа 1922 года и 13 от 11 Августа 1922 года», «Указ 191 Временного Приамурского Правительства от 8 Августа 1922 года», «Указ 1 Правителя Приамурского Края и Воеводы Земской Рати Генерал-Лейтенанта Михаила Дитерихса от 8 Августа 1922 года», «Приветствия Земского Собора представителям Дома Романовых», «Указ 2», «Указ 10», «Обращение Правителя Земского Края от 5 Сентября 1922 года», «От Правителя Земского Края. 6 Сентября 1922 года», «Указ 36», «Указ 40», «Указ 49», «Речь Правителя на станичном съезде Представителей Уссурийского Казачьего Войска 1 Октября 1922 года», «К Созыву Церковного Собора», «Обращение Русских Людей Приамурского Земского Края», «Указ 65 Правителя Земского Приамурского Края от 17 Октября 1922 года», а также информационные сообщения в прессе того времени о проведении Земского Собора.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/04/...

Записка начальника Секретного отдела ОГПУ Т. Д. Дерибаса помощнику Генерального секретаря ЦК РКП(б) Л. 3. Мехлису о смерти патриарха Тихона 8 апреля 1925 г. Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о порядке публикации сообщения о смерти патриарха Тихона. Из протокола заседания Политбюро 56, п. 30 от 9 апреля 1925 г. Комментарии Из протокола 12 заседания той же комиссии от 6 февраля 1923 г.: Дело “Антирелигиозная работа” Воззвание группы представителей петроградского, саратовского и московского “прогрессивного духовенства” к верующим Российской Православной Церкви (первоначальная редакция) 10 мая 1922 г. К верующим сынам православной Церкви Российской Ходатайство группы представителей петроградского, саратовского и московского “прогрессивного духовенства” во ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу по делу московского духовенства и верующих (первоначальная редакция) 10 мая 1922 г. Почто-телеграмма Л. Д. Троцкого членам Политбюро ЦК РКП(б) о воззвании группы “прогрессивного духовенства” и задачах прессы 14 мая 1922 г. Записка В. И. Ленина в Политбюро ЦК РКП(б) о почто-телеграмме 357 Л. Д. Троцкого от 14 мая 1922 г. [Около 15–16 мая 1922 г.] Записка И. В. Сталина членам Политбюро ЦК РКП(б) об утверждении почто-телеграммы 357 Л. Д. Троцкого от 14 мая 1922 г. “как директивы ЦК газетам” 16 мая 1922 г. “Сводка 1 6-го отделения СОГПУ за время с 3/VIII по 8/VIII с/г. о ходе работ Всероссийского съезда духовенства “Живая церковь”” 9 августа 1922 г. “Сводка 2 VI-ro отделения СОГПУ о ходе работ Всероссийского съезда духовенства группы “Живая Церковь”, за время с 9-го по 11 Августа с. г.” 12 августа 1922 г. Записка члена Комиссии по антирелигиозной пропаганде Агитпропотдела ЦК РКП(б) И. И. Скворцова-Степанова начальнику Агитпропотдела ЦК РКП(б) А.С. Бубнову о результатах своей поездки в Брянскую губернию 25 августа 1922 г. Постановление Оргбюро ЦК РКП(б) “о комиссии по антирелигиозной пропаганде” (Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б)). Из протокола заседания Оргбюро 62, п. 15 от 13 октября 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010