В февр. 1864 г. МВД и Синод начали рассмотрение крупного судебно-следственного дела, связанного с тем, что в нач. 1863 г. неск. сот (по отдельным источникам, до 2 тыс.) временнообязанных крестьян Репьёвской вол. Оренбургского у., проживавших в деревнях Троицкой, Ключёвке, Ивановке, Козловке и Александровке, попытались официально отписаться от правосл. приходов. Более 20 представителей сельской администрации были отстранены от своих должностей, получили различные сроки тюремного заключения. Один из фигурантов этого дела, бывш. заводской крестьянин Ф. И. Савкин, совершив побег из Оренбургской тюрьмы вместе с охранявшим его солдатом, которого он убедил в «настатии последних времен», стал в 1875 г. основателем известного Казанского скита в Томской губ. Со 2-й пол. XIX в. свои позиции в регионе стала укреплять Белокриницкая иерархия . Уральско-Оренбургская епархия, вошедшая в список 12 епископий, образованных при Московском архиеп. Антонии (Шутове) , была образована вероятнее всего в 1857 г., после хиротонии во епископа Пермского насельника уральских скитов Геннадия (Беляева). Этому предшествовала организационная нестабильность, связанная со святительскими хиротониями и попытками укрепить свои позиции первого российского белокриницкого еп. Софрония (Жирова), изверженного из сана собором епископов Белокриницкой иерархии в июле 1863 г. Так, в 1852 г. Софронием во епископа Уральского был рукоположен Виталий (Мятлев). Оба епископа скомпрометировали себя перед общинами и в глазах других архиереев Белокриницкой иерархии взаимной попыткой возведения друг друга в сан митрополита в янв. 1854 г. Не получил поддержки и был изгнан из Сергиевских и Бударинских скитов поставленный туда в 1853 г. еп. Софронием во игумены о. Израиль (Бреднев). После ареста еп. Геннадия (Беляева) в дек. 1862 г. на Уральско-Оренбургскую епархию Казанским еп. Пафнутием (Шикиным) был поставлен уроженец Верхне-Тагильского завода Константин (Коровин). После ареста еп. Константина в 1864 г. и его отхода от активной деятельности Уральскую кафедру с дек. 1875 до 1897 г. возглавлял еп. Виктор (Лютиков). Его преемником стал еп. св. Арсений (Швецов ; 1897-1908), благодаря деятельности к-рого под омофор Белокриницкой иерархии перешли 9249 чел., начала активно развиваться издательская деятельность. В юрисдикции Белокриницкой иерархии в Оренбургской губ. действовали 10 храмов, 22 молитвенных дома, Миасский Николаевский жен. мон-рь (ныне территория Челябинской обл.), 2 школы и богадельня. После смерти еп. Арсения Уральскую и Оренбургскую епархию возглавляли еп. Евлогий (Алгазин; 1912-1916) и еп. Амфилохий (Журавлёв ; 1916-1922).

http://pravenc.ru/text/2581503.html

В ходе приведения обновленческим синодом церковных границ в соответствие с гражданским административно-территориальным делением обновленческие приходы Мензелинского и Челнинского кантонов в нач. июня 1924 г. перешли в ведение Казанского ЕУ. Центром раскола стало Челнинское кантонное церковное управление, поставившее перед Казанью вопрос об учреждении при Николаевском соборе с. Набережные Челны (ныне город) кафедры «самостоятельного епископа». Однако ни в 1924 г., ни позднее обновленцам не удалось возобновить викарную кафедру на территории бывш. М. в. Арх.: Архив УФСБ РФ по Свердловской обл. Д. П-18284; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 1. Л. 15; Д. 209. Л. 3-8 об.; Д. 218. Л. 132-134 об., 158, 236-237, 326-335; Д. 272. Л. 164-164 об., 165; Д. 273. Л. 3-4 об.; НАРТ. Ф. Р-1172. Оп. 3. Д. 1113. Л. 10, 11-12, 59, 63; ЦГИА Респ. Башкортостан. Ф. Р-1252. Оп. 1. Д. 54. Л. 39-39 об., 42 об.- 43, 58, 59, 65-67, 92, 96-99; Д. 266. Л. 47. Ист.: Постановления Уфимского Епарх. Собрания августовской сессии 1918 г. Уфа, 1918. С. 1, 2, 21-22, 94; Краткие сведения о епископах правосл. Церкви, состоящих в ведении Свящ. Синода//ВССПРЦ. 1926. 12/13. С. 8; Акты свт. Тихона. С. 319, 933, 976, 977. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 385, Т. 4. С. 55-56; Лавринов В. В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екат., 2001. С. 39, 143; он же. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 294, 304-305, 401, 408; Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты. М., 2002. С. 195; «Обновленческий раскол». С. 785-786; Губонин. Ист. иерархии. С. 289-290, 688, 698, 881; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 338-339; Зимина Н. П. Стояние в вере: временная автокефалия Уфимской правосл. епархии в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (нояб. 1922 г.- авг. 1923 г.)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История, история РПЦ. 2007. Вып. 3(24). С. 79-117; она же. Полуобновленчество в РПЦ в сер. 1920-х гг.: К вопросу об оценке церк. политики еп. Елабужского Иринея (Шульмина) и еп. Сарапульского Алексия (Кузнецова)//Там же. 2013. 3(52). С. 17-39; она же. Нижнетагильская автокефалия (канонич. основания, тактика, ист. значение)//Гос-во, общество, церковь в истории России ХХ в.: Мат-лы XII Междунар. науч. конф. Иваново, 2013. Ч. 1. С. 164-171.

http://pravenc.ru/text/2562982.html

еп. Никодим (Казанцев; 18 сент. 1861 - 6 апр. 1870), еп. Павел (Попов; 10 июня 1870 - 31 марта 1873), еп. Антоний (Николаевский; 31 марта 1873 - 14 мая 1881), еп. Исаакий (Положенский; 30 мая 1881 - 8 марта 1886), еп. Тихон (Троицкий-Донебин; 8 марта 1886 - 28 марта 1892), еп. Александр (Богданов; 23 марта 1892 - 30 апр. 1894), еп. Акакий (Заклинский; 30 апр. 1894 - 28 окт. 1898), еп. Евфимий (Счастнев; 28 окт. 1898 - 9 янв. 1913), еп. Никон (Бессонов; 26 янв. 1913 - 25 июля (фактически апр.) 1917), еп. Гавриил (Воеводин; май - 1 авг. 1917, временно управлял епархией), еп. Зосима (Сидоровский; авг.- 26 сент. (фактически 2 нояб.) 1917, временно управлял епархией), еп. Назарий (Андреев; 26 сент. (фактически 2 нояб.) 1917 - 9(22) февр. 1918 (фактически 10 дек. 1917), временно управлял епархией; 9 февр. 1918 (фактически 10 дек. 1917) - не позднее 13 сент. 1922), еп. Зосима (Сидоровский; 1919, временно управлял епархией), еп. сщмч. Амфилохий (Скворцов; 8 марта 1925 - 13 июля 1926), еп. Никон (Дегтяренко; 5 окт. 1927 - 3 февр. 1928), еп. Димитрий (Вологодский; 3 февр.- 9 сент. 1928, временно управлял епархией), архиеп. Мелхиседек (Паевский; 9 сент. 1928 - 30 мая 1931), архиепископ Павел (Павловский; 11 авг. 1931 - 11 июня 1933 (до 4 апр. 1933 - епископ)), еп. Антоний (Миловидов; 16 июня 1933 - 3 мая 1934), еп. Феофан (Еланский; 23 апр. (хиротония 6 мая) 1934 - 11 мая 1935), еп. Серафим (Зборовский; 9 сент. 1935 - 1 апр. 1936), еп. Сергий (Куминский; 1 апр. 1936 - 4 нояб. (?) 1937, временно управлял епархией), архиеп. священноисп. Лука (Войно-Ясенецкий; 27 дек. 1942 - 7 февр. 1944), архиеп. Варфоломей (Городцов; янв. 1944 - 4 авг. 1947, временно управлял епархией), еп. Софроний (Иванцов; 4 авг. 1947 - 24 дек. 1947, викарий), еп. Иоанникий (Сперанский; 23 янв. 1948 - апр. 1949, викарий), архиеп. Антоний (Черемисов; 20 июля 1990 - 5 окт. 2011; до 19 февр. 1999 епископ), митр. Пантелеимон (Кутовой; с 5 окт. 2011). Монастыри Действующие: Успенский мон-рь (мужской, в Красноярске, основан в 1879, в 1921 закрыт, возрожден в 2000); Благовещенский мон-рь (женский, в Красноярске, основан в 1995).

http://pravenc.ru/text/2458967.html

еп. Сергий (Ларин; апр. 1946 - 30 сент. 1947), архиеп. Фотий (Топиро; 12 дек. 1947 - 18 нояб. 1948), архиеп. Никон (Петин; с 3 авг. 1948 в. у. как епископ Донецкий и Ворошиловоградский; 24 окт. 1949 - 16 апр. 1956, до 19 авг. 1951 в сане епископа), митр. Борис (Вик; 1 апр. 1956 - 16 апр. 1965, до 25 февр. 1959 в сане архиепископа), митр. Сергий (Петров; 25 мая 1965 - 4 февр. 1990, до 17 июня 1971 в сане архиепископа), митр. Леонтий (Гудимов; 19 февр. 1990 - 10 февр. 1991), архиеп. Лазарь (Швец; 11 февр. 1991 - 20 июня 1992), митр. Агафангел (Саввин; с 20 июня 1992). Монастыри Действующие: Николаевский (мужской, в Измаиле, известен с 1648 как подворье афонского мон-ря Каракал, , затем др. мон-рей, не действовал в 1859-1878, закрыт в 1947, возобновлен 25 сент. 2002), Успенский (мужской, в Одессе, основан в 1824 при архиерейском подворье, закрыт, вероятно, в 1922, возобновлен в 1947), Архангело-Михайловский (женский, в Одессе, основан в 1840-1841, закрыт в 1923, действовал в 1942-1961, открыт в 1992), Свято-Пантелеимоновский (мужской, в Одессе, основан в 1876 как подворье Русского во имя великомученика Пантелеимона монастыря на Афоне, действовал в 1941/42-1947, открыт решением Синода УПЦ 2 авг. 1995), Ильинский (мужской, в Одессе, основан в 1884 как подворье рус. афонского Илии пророка мужского скита , закрыт в 1923, открыт в 1995), Преображения Господня (женский, близ с. Борисовка Татарбунарского р-на, основан ок. 1905 как мужской, с 1918 женский, был оставлен насельницами в 1940, возобновлен в 1941, существовал до 1950, восстановлен в 1991), Рождества Пресв. Богородицы (женский, в с. Александровка Болградского р-на, основан ок. 1924 как мужской, с 1933 женский), Иверский (мужской, в Одессе, основан 19 мая 1998), Константино-Еленинский (мужской, в Измаиле, учрежден 24 дек. 2001), Воскресенский (женский, в г. Теплодаре, учрежден 10 февр. 2005). Упраздненные (в пределах Одесской обл.): Иоанно-Предтеченский греч. скит (мужской, в Аккермане (ныне Белгород-Днестровский), известен с 1482 как метох, к XVII в.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Никандр (Феноменов; 1872–1933) пострижен в монашество в 1897 г., с 1914 — епископ Вятский и Слободской. Образованный богослов, ректор Кутаисской (1900 г.) и Тифлисской (1901–1905 гг.) духовных семинарий. Участник Поместного Собора Русской Церкви 1917–1918 гг. В 1920–1925 гг. был в ссылке. Последнее служение — Ташкентская епархия (с 1927 г.). 38 Филейский Александро–Невский монастырь расположен в 10 км от Вятки (Филейский — по названию ближнего селения). Основан иеросхимонахом Стефаном, официально открыт в 1890 г. (См.: Сочинения иеромонаха Стефана. Саратов, 1996. Переизд.) 39 Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (2–я половина XIII в. — 1368 г.) — супруга замученного в Орде тверского князя Михаила († 1318). Оставшись вдовой, постриглась в монашество с именем София, затем приняла схиму с именем Анна. Ее строгая подвижническая жизнь дала повод к написанию икон сразу после кончины, а в 1649 году она была причислена к ликусвятых. 40 Глинская Рождество–Богородичная пустынь находится неподалеку (в 40 км) от г. Путивля (на границе Черниговской, Сумской и Курской областей). Основана в XVI в. на месте явлениячудотворной иконы Божией Матери. Закрыта в 1922 г., восстановлена в 1942 г. и вновь закрыта в 1961 г. Знаменита своими старцами. 41 Софрониев Рождество–Богородичный монастырь расположен в 25 км от г. Путивля. Основан в глубокой древности. Главная святыня — чудотворная икона Божией Матери. 42 Святитель Филипп, Митрополит Московский (1507–1569), обличал царя Иоанна Грозного и по его приказу был низведен с кафедры, сослан и задушен. 43 Вакации (латин.) — каникулы, отпуск. 44 Белогорский Свято–Николаевский мужской монастырь был основан в 1891 году на Белой горе — одном из отрогов Уральских гор, в 100 км от Перми. Местные жители называли его " Уральским Афоном " . При монастыре был открыт скит во имя преп. Серафима Саровского. 45 Цит.: Пс. 103, 6. 46 Устав о совершении пятисотенного келейного правила различен в традициях разных монастырей. См.: Канонник. М.: Изд. отдел Моск. Патриархата, 1994. С. 581–588. 47

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=907...

Обитель свт. Иоанна Милостивого (близ совр. с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.) была основана в 1626 г. До 1926 г. мон-рь владел значительными земельными угодьями и лесом, его доходы шли на содержание епископа, духовной консистории, семинарии и др. учреждений К. е. В 1926 г. ок. половины угодий было продано для покрытия расходов консистории и для укрепления издательского дела в Варшавской митрополии. В 1935 г. в мон-ре жили 59 насельников. В 1931 г. был основан Успенский скит Почаевской лавры в с. Липки (ныне Гощанского р-на), ставший в период нем. оккупации самостоятельной обителью после перехода в УАПЦ. Также основана обитель в с. Белевские Хутора (ныне Ровненского р-на и обл.), возникшая на месте обновления чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Святыня была принесена местным жителем из разрушенной к-польской церкви во время русско-тур. войны в 1877 г. Решением Синода ПАПЦ в кон. 1927 г. на месте обновления образа была учреждена муж. обитель в подчинении Варшавскому митрополиту. 8 окт. 1928 г. были освящены храм и 1-й монашеский корпус. Обитель не имела хозяйства, существовала на пожертвования. До нояб. 1927 г. в состав К. е. входил Милецкий Свято-Николаевский монастырь (ныне Старовыжевского р-на Волынской обл.), основанный ок. 1540 г. (с 1929 в Пинско-Полесской епархии). Обитель была разрушена во время первой мировой войны. В 20-х гг. XX в. монастырь считался «местом ссылки» духовенства. В 1922 г. в нем жил не принявший автокефалии ПАПЦ еп. Пантелеимон (Рожновский), в 1928 г.- еп. Антоний (Марценко) и др. В 20-30-х гг. XX в. в обители находилось ок. 20 насельников. Духовное образование На территории К. е. до 1917 г. существовало неск. учебных заведений. Большинство из них в 1914-1915 гг. были эвакуированы в Житомир или вглубь Российской империи. После установления польской власти вернувшимся на Волынь духовным школам не разрешили занять прежние здания. В 1919 г. в Житомире прекратило существование Милецкое (Мацеевское) муж. ДУ, предоставлявшее образование детям духовенства Владимир-Волынского, Луцкого и Ковельского уездов; попытка последнего смотрителя уч-ща свящ.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Родился в Коломне Московской губ. в семье священника. Окончил Московскую ДС (1898). В 1898–1899 – послушник Коломенского Бобренева монастыря. В 1903 окончил Казанскую ДА, к. б. Назначен преподавателем гомилетики и литургики Симбирской ДС. Преподаватель Московского кадетского корпуса и 3-й Московской гимназии; преподаватель всеобщей и русской истории в Николаевском сиротском институте, его инспектор до 1918. В 1919 – заведующий почтовым сектором Главного лесного комитета. В конце 1921 пострижен в мантию. В 1922 рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха; возведен в сан архимандрита. С 2 декабря 1923 – Шлиссельбургский и Лодейнопольский, викарий Петроградской епархии; наместник Александро-Невской Лавры, 6 декабря 1924 арестован за неуплату налогов и осужден на год с понижением наказания до 3-х месяцев. Освобожден 17 апреля 1926. Арестован 31 марта 1927 по делу «Пастырского училища», но дело было прекращено «за недостатком компрометирующего материала». 19 ноября 1927 освобожден. После выхода Декларации 1927 прекратил возношение имени заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) , «пользуясь древним правом ставропигии, которое имела Лавра». В мае 1928 назначен епископом Феодосийским; от назначения отказался. 28 августа 1928 уволен на покой «по причине расхождения в понимании церковной жизни епархии и ее нужд». В 1928–1931 проживал в Коломне. В сентябре 1931 переехал в Москву. В 1932–1933 проживал в пос. Жаворонки Московской обл. С 1934 жил в Кашине, тайно служил дома. 16 апреля 1937 арестован и заключен в тюрьму г. Калинина. 13 сентября 1937 приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян. Причислен к лику святых. См: Осипова И. И. Сквозь огнь мучений и воды слез. М. 1998. С. 266; Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917–1945. СПб. 1995. С.119, 141. 348, 350 Григорович Стефан Иоасафович; (ок. 1827 – 11 января 1903). Сын униатского священника, воссоединившегося с Православной Церковью. Окончил Литовскую ДС (1849) и СПбДА (1853), после чего был прикомандирован к Литовской ДС «в помощь инспектору по профессорской должности для преподавания латинского языка и чтения философских задач», был учителем русского языка в высшем и среднем отделениях Виленского ДУ, преподавал Священную историю в причетническом классе при училище, состоял секретарем училищного правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Успенского мон-ря было принято решение о закрытии церкви. 18 янв. Одесский окрисполком принял постановление о закрытии ц. свт. Григория Богослова и использовании ее в качестве спортивного клуба электротехникума. 28 февр. облисполком постановил закрыть Архангело-Михайловскую ц., в 1931 г. храм взорвали и на его месте соорудили многоэтажный «дом-коммуну» для сотрудников ОГПУ. В 1932 г. к ликвидации наметили ряд обновленческих церквей Одессы: Ильинскую, Скорбященскую крестовую, Спасо-Преображенский собор и Казанскую. Для закрытия храмов были организованы массовые собрания рабочих и служащих разных предприятий Одессы. Спасо-Преображенский собор был закрыт в 1933 г., в мае 1936 г. взорван. К сер. 30-х гг. в Одессе действовали 4 обновленческих храма: Вознесенский на Слободке (кафедральный собор), Воздвиженский на Пересыпи, Николаевский (при доме трудолюбия) и Сретенский на Новом базаре. К нач. 1940 г. все они были закрыты. В регионе получило развитие самосвятское движение. 26 нояб. 1917 г. в Одессе состоялось укр. церковное вече. В состав его временного комитета вошли священники А. Вышинский, Ф. Денга и А. Гриневич, миряне Ковальчук и Литвинский. 12 дек. 1917 г. Гриневич возглавил президиум епархиальной церковной укр. правосл. рады, 1 апр. 1918 г.- также временную правосл. церковную раду на Херсонщине. После отъезда Гриневича из Одессы укр. церковное движение на время прекратило свою деятельность. Автокефалистский приход был зарегистрирован в Одессе в нач. 1920 г. В пользование он получил домовый храм бывш. епархиального дома во имя свт. Димитрия. В кон. 1922 г. была юридически оформлена и 2-я городская община, к-рая получила Входоиерусалимскую ц. на Заставе, настоятелем в к-рой служил прот. Феодор Денга. 23 февр. 1923 г. договор с Димитриевской общиной УАПЦ был расторгнут, храм передали представителям «Живой церкви». Автокефалисты добивались предоставления нового помещения, претендуя на верхнюю церковь Успенского храма, Ильинскую, Покровскую, Сретенскую церкви в центре города.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

семей, к-рые занимались подрядным кораблестроением и поставками для Черноморского флота. После снятия в нач. 60-х гг. XIX в. запрета на проживание евреев в Николаеве евр. население города значительно увеличилось. В 1882 г. в нем жили 9462 еврея, т. е. более 14% от числа всех горожан. По результатам 1-й Всероссийской переписи населения 1897 г., иудеи занимали 2-е место среди населения Николаева (21,9%), уступая только православным. В 1889 г. в городе действовали 2 синагоги (Старая и хоральная, построенная в 1880-1884), 13 молитвенных домов, 2 частные молельни, в 1917 г.- 2 синагоги, 16 молитвенных домов, неск. частных молелен. После революций 1917 г. число иудаистских общин на Украине увеличилось. В Николаеве большинство молитвенных домов получили статус синагог. К нач. 1922 г. в городе имелись 15 синагог и молитвенных домов, миква. К кон. 20-х гг. XX в. в Николаеве действовали 16 зарегистрированных иудаистских общин. В Николаевском окр. в 1929 г. существовали 42 общины с 4997 верующими, служили 3 раввина. В 1928 г. в Николаеве была закрыта хоральная синагога, в ней до кон. 1936 г. размещался городской евр. клуб, затем в здании открылся городской клуб милиции. К 1941 г. в Николаеве действовал единственный в области иудаистский молитвенный дом «Хабад» (ул. Шевченко, 56; здание не сохр.). После оккупации Николаева нем. войсками (16 авг. 1941) 21 сент. начались массовые расстрелы евреев (к 1941 евреи составляли ок. 15% от числа жителей города). В нач. 1944 г. было взорвано здание хоральной синагоги. 28 марта 1944 г. Николаев был освобожден. 9 дек. 1946 г. в городе получила регистрацию иудаистская община, ранее в том же году ей было передано здание для синагоги. В 1962 г. синагогу закрыли, религ. организацию сняли с регистрации. В 1991 г. в Николаеве была зарегистрирована евр. община, получившая комплекс зданий Старой синагоги и молитвенного дома, в следующем году открылась синагога. Лит.: Корочанский А. Краткие ист. записки о некоторых церквах и приходах епархии: О Рождество-Богородичном соборе г.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

Черноморская войсковая Екатерино-Лебяжская Свято-Николаевская пуст. Хромолитография И. Митченко. 1876 г. (ГИМ) Черноморская войсковая Екатерино-Лебяжская Свято-Николаевская пуст. Хромолитография И. Митченко. 1876 г. (ГИМ) В епархии традиционно почитаются св. источники: Св. Рука, Казанской иконы Божией Матери (в Грушевой балке, Крымский р-н), прор. Илии (близ ст-цы Куринской Апшеронского р-на), вмч. Пантелеимона (в Грушевой балке и в г. Горячий Ключ), вмц. Параскевы Пятницы (в ст-це Стародеревянковской Каневского р-на и близ ст-цы Некрасовской Усть-Лабинского р-на), иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (в ст-це Пластуновской Динского р-на и на хуторе Горном под Новороссийском) и др. Архиереи Иоанн (Левицкий; май - кон. 1919 или нач. 1920, 1921 - сер. 1922, с кон. 1921 или нач. 1922 архиепископ), Киевский и Галицкий митр. Антоний (Храповицкий; 1920, в. у.), еп. Иннокентий (Летяев; 15 окт. 1923 - 1 окт. 1927, сначала временно управлял Краснодарской кафедрой как Ставропольский и Кавказский епископ, 20 авг. 1926 назначен Краснодарским архиереем), архиеп. сщмч. Феофил (Богоявленский; 1927 - 25 янв. 1933, возведен в сан архиепископа в 1930, ранее 3 июня), еп. Феодосий (Ващинский; апр. 1933, в епархию не приезжал), еп. Памфил (Лясковский; 11 авг. 1933 - 23 янв. 1936), еп. Софроний (Арефьев; февр. 1936 - 22 июня 1937), еп. Никодим (Гонтаренко; 31 авг. 1942 - нач. 1943), еп. Фотий (Топиро; 25 июля 1943 - 28 дек. 1944), еп. Флавиан (Иванов; 8 янв. 1945 - 19 окт. 1949), архиеп. Ермоген (Кожин; 19 окт. 1949 - 15 апр. 1954), Курский еп. Иннокентий (Зельницкий; апр.- 11 нояб. 1954, в. у.), Алеутский и Североамериканский архиеп. Борис (Вик; 11 нояб. 1954 - 25 апр. 1956, в. у.), Новороссийский еп. Сергий (Костин; 25 апр.- 31 мая 1956, в. у.), митр. Виктор (Святин; 31 мая 1956 - 18 авг. 1966, с 20 июня 1961 - в сане митрополита), Ставропольский и Бакинский архиеп. Михаил (Чуб; 19 авг. - 8 окт. 1966, в. у.), архиеп. Алексий (Коноплёв; 8 окт. 1966 - 19 апр. 1978), архиеп. Ермоген (Орехов; 10 апр. 1978 - 27 янв. 1980), Ставропольский и Бакинский еп. Антоний (Завгородний; 27 янв.- 24 апр. 1980, в. у.), архиеп. Владимир (Котляров; 24 апр. 1980 - 12 мая 1987), митр. Исидор (Кириченко ; 12 мая 1987 - 8 авг. 2020), митр. Павел (Пономарёв; с 25 авг. 2020). Монастыри

http://pravenc.ru/text/189631.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010