Руднев С.П. При вечерних огнях. Воспоминания. Харбин, 1928. Рыжиков Р. Генерал Михаил Дитерихс: забытое имя//Посев. 1997. N 7. Священный Собор Российской Православной Церкви. Деяния. Книга 1, выпуск 1. М., 1918. Словарь иностранных слов. Издании е 11-е, стереотипное. М., Русский Язык, 1984. Утвержденная грамота об избрании на Московское Государство Михаила Феодоровича Романова. 2-е издание Императорского общества истории и древностей Российских при Московском университете. М., 1906. Филимонов Б.Б. Конец Белого Приморья. Роквилль (Сан-Франциско), 1971. Хвалин А.Ю. Восстановление Монархии в России. Приамурский Земский Собор во Владивостоке. М., 1993. Хвалин А.Ю. Государь и Дальняя Россия. М.-Владивосток, 1999. Хвалин А.Ю. Земский Собор во Владивостоке.//Земщина. Русская грамота Союза «ХВ». 35 (52), 1991. Хвалин А.Ю. Прославление Царской Семьи. М., 2005. Хисамутдинов А.А. Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке. Библиографический словарь. Владивосток, 2000. Черепнин Л.В. Земские Соборы Русского Государства в XVI - XVII веках. М., Наука, 1978. Черняев Николай . Мистика, идеалы и поэзия Русского Самодержавия. М., 1998. Шишкин С.Н. Гражданская война на Дальнем Востоке (1918-1922 гг.). М., 1957. Шурыгин А.П. Этих дней не смолкнет слава...//Знание. Серия " История " . 1982. N 9. Энциклопедический словарь. Т. 11. Полутом 24. Издатели Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. СПб., 1894. Источники и периодика: Русская Армия. Владивосток, 1922. N 159. 11 Августа. Вечер, газета 21 августа 1922 г Русский Голос (Харбин, газета к/д) 11 Августа 1922 Слово (Владивосток), 11 Августа 1922. Земский Край, 5, 6 Сентября 1922 года. Уссурийское Слово, 649, 6 Октября 1922 г Вестник Земского Приамурского Края, 1, 2 Сентября 1922. Уссурийский Край, 133, 25 Июля 1922. Приамурье, 1, июль 1922. Приамурье. Владивосток, 1922. N 1. Июль. С. 12-13. Попутный материал. 1921 год Новая Вечерняя Газета, 16 Июля 1921. Новая Вечерняя Газета, 14 Сентября 1921. Уссурийский казачий вестник. 6, 27 Января 1921

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/07/...

е. Зиновьев при написании своей записки проставил на ней сразу как бы две отличные друг от друга даты: «8 мая 1922 г. в начале документа и 9 мая 1922 г. в конце», рядом с собственной подписью. Каких-либо пояснений, мотивирующих подобную датировку Зиновьевым своих записок в Политбюро, Кривова, к сожалению, не сделала. Вообще же она считает, что данное постановление Политбюро рассматривалось два раза: первый раз оно было принято опросом 8 мая 1922 г., второй раз утверждено на заседании 11 мая 1922 г. Причем Зиновьев первый раз проголосовал «как всегда жестко против отмены приговора», а затем мгновенно и беспричинно изменил свою точку зрения на прямо противоположную и прислал к заседанию Политбюро 11 мая 1922 г. свою записку одновременно от 8 и от 9 мая 1922 г. См.: Кривова Н.А. Власть и Церковь ... С. 137. Любопытно, что церковный исследователь протодиакон С. А. Голубцов , обильно компилируя в своей книге тексты Кривовой и честно в этом признаваясь, все же не решился повторить ее трактовку двух дат на записке Зиновьева, хотя текст самой записки передал в кавычках полностью, убрав с документа даты вообще. При этом, однако, о. С. Голубцов безоговорочно согласился с выводом Кривовой, исправно его продублировав, о двоекратном принятии Политбюро постановления об отмене приговора: сначала опросом 8 мая 1922 г., а затем повторно уже на самом заседании 11 мая 1922 г. См.: Протодиакон С. А. Голубцов . Московское духовенство... С. 117. АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 12. Л. 13; Документы Политбюро... С. 147–148; АК I. С. 307–309. Окончательная редакция воззвания под заголовком «Верующим сынам православной церкви России» была напечатана в «Известиях ВЦИК» от 14 мая 1922 г. 106) с датой 13 мая 1922 г. и в «Правде» от 14 мая 1922 г. 106) без даты. См.: Левитин А.[Э.], Шавров В.[М.] Очерки по истории... С. 69–70; Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью/Сост. Г. Штриккер. М., 1995. Кн. 1. С. 193–195 (далее РПЦ в советское время); Регельсон Л.[Л.] Трагедия Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покинул Глазов и Василий Сатрапинский. Вместе с отступавшими белогвардейцами и беженцами священник дошел до города Ново-Николаевск в Сибири (сейчас – город Новосибирск). Город был переполнен толпами людей, бежавших от Советов и измученных трудной дорогой, лишениями и болезнями . В декабре 1919 года в Ново-Николаевск вошла Красная Армия, и о. Василий попал в плен. Однако вскоре он был освобожден и служил писарем в военном госпитале . В 1920-м году он возвращается в Глазов и работает счетоводом в районной больнице. 30 марта 1921 года о. Василий был определен на место священника Георгиевской церкви Глазова . Этот небольшой деревянный храм был построен в 1902-м году в Слободке – квартале на окраине города, где селились ремесленники и мелкие торговцы. В начале 1917 года при церкви был образован свой приход . В начале мая 1921 года глазовский благочинный протоиерей Петр Бережнев был вынужден просить Президиум уездного революционного комитета «о разрешении совершения крестного хода по приходу из собора в Георгиевскую церковь», но получил отказ . Власти даже запретили «всякое пение во время переноса покойника из церкви на кладбище». Но спустя три недели, после множества заявлений церковных советов и ходатайств верующих, и ввиду «полного политического спокойствия в городе и уезде», ревком все-таки отменяет запрет на «пение по церковному обряду во время перехода икон и сопровождения усопших» . В том же году в стране начинается жестокая засуха, а затем в Глазовский уезд приходит страшный голод. Согласно сводкам Чрезвычайной комиссии Вотской автономной области, осенью и зимой 1921 года в Глазове в храмах шел сбор средств для борьбы с голодом, и ни одна служба не проходила без «проповеди о любви к ближнему и помощи голодающим» . Весной 1922 года в уезде была образована подкомиссия по изъятию церковных ценностей, В ее состав вошли представители советских властей и церковных общин, а также протоиерей Петр Бережнев и священник Василий Сатрапинский. В марте в печатном воззвании «Граждане!» члены подкомиссии призвали верующих:

http://pravoslavie.ru/132478.html

Подробнее см. об этом: Архивы Кремля: Политбюро и церковь. 1922-1925 гг./изд. подгот. Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. М., Новосибирск, 1997. Кн. 1; Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997; Петров С.Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской Церкви (1921–1925 гг.)/Отв. ред. Н.Н. Покровский. М., 2004; Курляндский. И.А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922-1953 гг.). М., 2011. Архивы Кремля. Кн. 1. С. 113–114. Письмо митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина в Петроградский Губисполком//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917– 1941 гг. Документы и фотоматериалы/Сост. О.Ю. Васильева, отв. ред. Щапов Я.Н. М., 1996. С. 82. Заявление митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина в Петроградскую Губернскую комиссию помощи голодающим не позднее 25 апреля 1922 г.//Там же. С. 107. Процесс причта и церковного совета Покровской церкви//Советский Юг. 1922. 123. 1 июня. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-798. Оп. 3. Д. 42. Л. 304 об. [Протокол допроса митрополита Митрофана (Симашкевича) 20 мая 1922 г.]//Архив Управления ФСБ по Ростовской области (Архив УФСБ РО). Д. П-53110. Л. 347 об., 348 об. – 349. Стенографическая запись допроса. Подлинная подпись митрополита. [Протокол допроса митрополита Митрофана (Симашкевича) 21 мая 1922 г.]//Там же. Л. 351–351 об. Стенографическая запись допроса. Подлинная подпись митрополита. Там же. Л. 347 об. Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 году. Сборник документов из фонда Реввоенсовета Республики. М., 2006. С. 22, 166. Протокол объединённого собрания духовенства и мирян городских церквей г. Новочеркасска от 3 августа 1921 г.//Архив УФСБ по РО. Д. П-П-53110. Л. 327 об. Трефильев А., свящ. Духовенство, православные и помощь голодным//Советский Юг. 1922. 19. 26 января. Открытое письмо Трефильеву//Советский Юг. 1922. 19. 26 января.

http://e-vestnik.ru/science/donskoe_duho...

Посвященное патриарху Тихону дело фонда Политбюро (д. 25) завершается документами, связанными с его кончиной 7 апреля 1925 г. Принципиально новых сведений они не содержат. Следует отметить разве что сам факт принятия Политбюро особого секретного решения в связи со смертью патриарха Тихона. В деле помещено известное послание патриарха об отношении к существующей государственной власти, подписанное им в день смерти. Экземпляр этот примечателен тем, что текст документа дан здесь в странной “антицерковной” редакции РОСТА; так, в строке “Господа и Спаса нашего Иисуса Христа” слова написаны сплошь со строчных букв, но зато “Советская Власть” – с заглавных 25–41). Члены Политбюро узнали о смерти патриарха из записки начальника Секретного отдела ОГПУ Т. Д. Дерибаса помощнику И. В. Сталина Л. 3. Мехлису. Ранее не известных фактов эта записка не содержала. Дерибас выражал пожелание, чтобы газеты ограничились самым кратким сообщением об этом событии, указав лишь, кто лечил патриарха, от какой болезни и в чьем присутствии он умер 25–42). Мехлис составил в соответствии с этим пожеланием текст постановления ПБ с инструкцией газетам. 08.04 1925 г. Политбюро опросом своих членов приняло это постановление 25–43), и граждане России и мира смогли на следующий день вполне законно узнать о кончине главы Русской Православной Церкви. А канцеляристы Политбюро могли теперь отправить дело 25 на полку секретного архива в логичном, законченном виде 67 . 1 История СССР с древнейших времен до наших дней. Вторая серия. Т. VIII. М., 1967. С. 585. Патриарх Тихон, не в первый уже раз призывая 6 февраля 1922 г. верующих и церковь жертвовать ценности на помощь голодающим, говорил об убыли от 12 до 25% населения в пораженных голодом губерниях – П-5 (буква П в номере документа отсылает ко второй книге издания – приложению). 4 Там же, л. 3-об. – автограф Ф. Э. Дзержинского. ЦА ФСБ, ф. 1, оп. 5, д. 12, л. 76 – неисправная машинописная копия. 6 В деле 93, оп. 39, фонда Политбюро (ф. 3) АПРФ отложились выписки из постановлений Политбюро, отражающие итоги обсуждения вопроса о реализации конфискованных у самых разных владельцев ценностей на заседаниях главного властного органа страны, имевших место 14.02 1921 г., 16.02 1921 г. (или 1922г.??), 23.03 1921г., 12.01 1922г., 20.01 1922г., 26.01 1922г. (дважды), 20.03 1922 г., 4.05 1922 г., 16.05 1922 г., 18.05 1922 г., 26.05 1922 г., 12.06 1922 г., 22.06 1922 г., 26.06 1922 г., 17.08 1922 г. (л. 5, 7, 11, 38, 39, 42, 43-о6., 45, 46, 47, 49, 54, 56, 65, 66, 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 РГАСПИ. Ф. 17. Оп.3. Д. 297. Л. 1. 5 «Необходимо сделать все, чтобы унизить церковь в глазах народа». Докладная записка М. И. Лациса. 1920/Публ. М. Ю. Крапивина//Исторический архив. 2011. 2. С. 96. 6 Раскол в среде российского духовенства//Известия ВЦИК. 1919. 11 декабря. 278. С. 2. 7 «Необходимо сделать все, чтобы унизить церковь в глазах народа». Докладная записка М. И. Лациса. С. 97. 8 Овсянников Н. Как заставить сытых разуметь голодных//Коммунистический труд. 1922. 5 февраля. 27. С. 3. 9 Красиков П. Голод и христианство//Революция и церковь. 1922. 1–3. 10 Иванов С. Н. Хронология обновленческого «переворота» в Русской Церкви по новым архивным документам//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2014. 3 (58). С. 55. 11 Следственное дело Патриарха Тихона: Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. С. 190. 12 ГА РФ. Ф. 7632. Оп. 1. Д. 16. Л. 23–23об. 13 История СССР с древнейших времен до наших дней. Серия вторая. Т. VIII. М., 1967. С. 61. 14 Речь тов. Калинина на открытии III сессии ВЦИК (12 мая 1922 г.)//Бюллетень Центральной Комиссии помощи голодающим ВЦИК. Февраль – апрель 1922 г. 5–6–7. М., 1922. С. 2. 15 Иванов С., диак. Финансы и политика в реализации изъятых в 1922 г. церковных ценностей//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 38. 16 Иванов С., диак. Церковное серебро в денежной реформе 1922–1924 гг.//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 38. 17 Отчет Производственно-коммерческого отдела Валютного управления за 1922 год (май – декабрь). Народный комиссариат финансов. М., 1923. С. 64. 18 Мстиславский С. Голод//Большая советская энциклопедия: В 66 т. 1-е изд. Т. 17. М.: Советская энциклопедия, 1930. С. 463. 19 Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. Кн. 1. С. 141. 20 Там же. С. 163. 21 Степанов И. О «Живой церкви». М., 1922. С. 39. 22 Троцкий Л. Вне-октябрьская литература (окончание)//Правда. 1922. 19 сентября. 210. С. 3.

http://e-vestnik.ru/history/izjatie_cerk...

Скачать epub pdf Содержание 1921 год 14/27 июля. Среда 15/28 августа 24 августа/6сентября 27 ноября/10 декабря 1/14 декабря. Среда. 9 часов вечера 11/24 декабря. Суббота 1922 год 7/20 января. Пятница 5/18 февраля. Суббота. 3 часа дня 10/23 февраля. Четверг 14/27 февраля. Чистый понедельник 22 февраля/7 марта. Вторник 27 февраля/12 марта. Воскресенье. 9 вечера 17–4 марта. 1922 г. Пятница, 8 ч. вечера 6/19 марта. Воскресенье. 4 часа дня 7/20 марта. Понедельник. 9 утра 8/21 марта. Вторник. 10 вечера 14/27 марта. Понедельник. 9 утра 15/28 марта. Вторник. 12 часов дня 16/29 марта. Среда. 6 часов вечера 19 марта/1 апреля. Суббота. Утро 23 марта/5 апреля. Среда. 10 часов утра 29 марта/11 апреля 1922 г. Великий вторник 14/27 апреля. Четверг 17/30 апреля. Воскресенье. 9 часов вечера 19 апреля/2 мая. Вторник. 9 часов утра 21 апреля/4 мая. Четверг. 9 часов утра 22 апреля/5 мая. Суббота. 11.30 вечера 23 апреля/6 мая. Суббота. 4 часа дня 24 апреля/7 мая. Воскресенье. 7 часов вечера 26 апреля/9 мая. Вторник. 12 часов дня 28 апреля/11 мая. Четверг. 10 часов утра 29 апреля/12 мая. Пятница. 6 часов вечера 2/15 мая 1922 г. Понедельник 3/16 мая 1922 г. Вторник. 12 часов ночи 5/18 мая 1922 г. Четверг. 11 часов утра 6/19 мая 1922 г. Пятница. 1 час дня 8/21 мая 1922 г. Воскресенье. 6 часов вечера 9/22 мая. Понедельник. 12 часов ночи 10/23 мая 1922 г. Вторник. 12 часов ночи 11/24 мая, среда, 10 часов вечера 14/27 мая. Суббота. 10 часов вечера 16/29 мая 1922 г. Понедельник     Публикуемые фрагменты дневников настоятеля Казанского собора Петрограда протоиерея Николая Чукова расскажут о сборе пожертвований для голодающих в 1921–1922 гг., о последующем насильственном изъятии властями церковных ценностей в одном из главных соборов России, о публичных выступлениях обновленцев и их дальнейшей преступной деятельности, а также о том, как Академия Наук, Академия Художеств, Эрмитаж, Русский музей, Отдел охраны памятников искусства и старины и Главмузей участвовали в спасении иконостаса кафедрального собора. Текст дневников приводится в авторской редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Прежде всего, город Новосибирск хранит в себе имя последнего Императора России – Царя Николая II. Свое первое, основополагающее имя, обретённое по настойчивой просьбе жителей, – Ново-Николаевск, город носил в течение белее четверти века. Уникальность истории Ново-Николаевска-Новосибирска и окружающей его обширной территории состоит в том, что до революции эта земля была личной собственностью Императорской семьи Романовых, и потому история образования города Новосибирска – это история передачи фамильной царской земли в дар жителям поселения Ново-Николаевска от Императора Николая II. Передав основную часть земли для образования города безвозмездно ( усадебные участки под частную застройку передавались на выкуп с двадцатилетней рассрочкой), Николай II сделал для жителей Ново-Николаевска поистине царский подарок, и потому сегодня и на века Новосибирск – это город на царской земле. И это лишь начало его удивительной истории. Можно не сомневаться, что Николай II, как глубоко верующий человек, православный монарх, на тот момент – Глава Русской Церкви, хорошо знал культурное и духовное значение установки православных храмов, и потому строительство города началось с постройки самого большого, на всем протяжении Сибирской железной дороги, православного Храма. Храм стал первым кирпичным зданием будущего города, при этом построенным, по сути, в чистом поле невдалеке от поселка мостостроителей. Он был воздвигнут в честь святого благоверного князя Александра Невского, в память об Александре III – основателе Великого Сибирского пути. Основные средства и землю для его строительства выделил сам Император Николай II. Так, строительством большого каменного собора задолго до образования города Царь вместе с жителями поселения заложил его духовную и культурную основу. А вот какие последствия несёт такое духовное и культурное основание, может проиллюстрировать последующая история города. Когда в Ново-Николаевске в 1909 году случился большой пожар и огнём было уничтожено без малого 800 домов, Николай II для скорейшего восстановления города в течение трех дней дал распоряжение о выделении строевого леса, принадлежащего Кабинету Его Императорского Величества, а чуть позже предоставил дополнительно государственную ссуду. Отдавая должное прозорливости местной власти – она направила её на строительство двенадцати школ по проекту выдающегося русского архитектора Андрея Крячкова.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/02/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нам есть что сказать: Новосибирск – Ново-Николаевск – Сибирь Будущее – это когда под ногами нет пустоты, но есть ясная цель 02.11.2023 388 Время на чтение 11 минут Фото: Из личного архива автора Немногие из людей имеют дар предощущения времени и пространства, но им, несомненно, обладает Александр Андреевич Проханов. Статья «Новосибирск, тебе слово» , аккуратно совпала с нашим обсуждением вопроса о новой культурной стратегии Сибири на рабочем совещании в Министерстве региональной политики Новосибирской области. В своём ответном слове я поясню, почему Александр Андреевич прав на все 100 в отношении Сибири, ведь Сибирь – это точно, не только грибы и ягоды… Что там говорить, даже автор известного труда «Закат Европы» известный философ Освальд Шпенглер в 1918 году писал, что: « не петровский Петербург, а " азиатская " Москва с дремлющими в ней силами – вот будущая культура, девятая в обозримой истории». Шпенглер называл её «русско-сибирской» культурой. Действительно, Сибирь – уникальное место на планете. От научных прогнозов до предсказаний, все в один голос утверждают, что в период катаклизмов на Земле, Сибирь непременно устоит. Так что уже есть повод приехать – Добро пожаловать! Русская Сибирь – территория, вдвое превышающая европейский материк и составляющая немногим меньше 10% поверхности суши земного шара. Её вхождение в состав России произошло по воле сильного и дальновидного правителя Царя Иоанна Грозного, отправившего в 1581 году на освоение Сибири казачьего атамана Ермака. Вполне неслучайно, что уже тогда, без малого 450 лет назад, на его доспех блистала символика нашего государства – двуглавый российский орёл. Вместе с русскими первопроходцами на сибирскую землю пришла и Русская Церковь, передавшая православную веру местным народам. Именно вблизи современного Новосибирска состоялось Ирменское сражение, повлекшее окончательный разгром войск хана Кучума – пришлого захватчика изрядно терроризировавшего местное население, после чего коренные народы Сибири были освобождены от гнета чужеродных племен.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/02/na...

Не до них было в те годы, а может быть, тут скрывалась еще одна интересная страница истории края и русского христианства. Сейчас трудно сказать не только то, когда появились здесь крещеные татары и почему исчезли, а и вообще, когда они жили там, — когда Иргиз был еще старообрядческим, или когда скиты и монастыри постепенно переходили в единоверие. Ко времени этого перехода слободы Мечетной не было и в помине, она превратилась в уездный городок Николаевск. Городок понемногу ширился, рос; появились в нем один за другим «темные» богачи: Мальцев, Волковойнов, Чемодуров и другие. Про источники их богатства ходили такие же темные слухи: тот «занимался» фальшивыми деньгами; тот сам их не печатал, а нашел на своем гумне спрятанную в омете соломы кипу ассигнаций, да еще сумел скрыть большую часть их от брата, вместе с которым сделали находку; тот убил проезжавшего купца; тот обманул и обобрал своих же собратьев-старообрядцев. Конечно, все это скрывалось во мгле времен, а ближе к нашему времени представители их фамилий были просто богатые купцы, торговавшие в основном хлебом. После революции, когда купцы исчезли, а Николаевск был переименован в Пугачев, в нем оставались две громадные для такого городка мельницы. Находившиеся близ города монастыри к 1926 году один за другим были закрыты. Самый дальний из них, Преображенский, располагался километрах в девяти — двенадцати на северо-восток от города, в живописной местности между Иргизом и заросшим лесом озером «Ковшик». Он служил резиденцией епископа Уральского и Николаевского Тихона; там же помещалась и основанная епископом Тихоном миссионерская школа. В двадцатых годах монастырь был превращен в тюрьму, но недавно эту тюрьму перевели ближе к городу, на его юго-восточную окраину, в православный женский Вознесенский монастырь. Там еще функционировала церковь, закрытая только в начале 1927 года, и часть корпусов еще занимали монахини, которых постепенно переселяли в город. Говорили, что перенести тюрьму вынудила необходимость: с некоторого времени в Преображенском монастыре начал слышаться подземный звон, не дававший покоя ни заключенным, ни охране.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010