Святынями епархии также являются поклонные кресты. Летом 2016 г. 7-метровый поморский резной крест из лиственницы был установлен на территории Богоявленского кафедрального собора в центре Нарьян-Мара. К основанию креста паломники приносят камни, привезенные из различных св. мест (со Св. земли, с Афона, из мон-рей Кипра, с Соловков). Поклонные 8-метровые кресты установлены на Нов. Земле на сопке Рубежная (2015) и на о-ве Патриаршем (2016). В 2016 г. на зап. берегу Печоры был воздвигнут также 8-метровый поклонный крест. Шестиметровые тундровые путевые кресты установлены в начале единственной дороги, соединяющей Нарьян-Мар с Большой землей (2015), и в Большеземельской тундре в природном заповеднике «Каменный город» (2016). Ежегодно духовенством епархии и паломниками совершаются летние и зимние крестные походы на городище Пустозерска. С авг. 2012 г. епархия осуществляет патриарший проект «Русская Арктика», важнейшей составляющей к-рого является миссионерское и просветительское служение. В ходе реализации проекта при содействии Росатомфлота в высокоширотной экспедиции Арктического и Антарктического научно-исследовательского ин-та (сент.-окт. 2012) 12 сент. был освящен Северный полюс. Во время морского похода С.-Петербург-Сахалин (г. Невельск), совершенного на патрульном корабле ГУ ФСБ РФ в июле-сент. 2013 г., освящен Северный морской путь. Недействующие монастыри Никольская пуст. на Мезени (мужская, близ дер. Лампожни Мезенского р-на; основана в 1558, упом. в 1623, время упразднения неизв.), Троицкая Чирцова пуст. (мужская, на левом берегу Мезени, в 54,4 км к юго-востоку от г. Мезени; основана в 80-х гг. XVI в., в 1-й трети XVII в. приписана к Антониеву Сийскому мон-рю, в 1764 упразднена); Ущельский Мезенский мон-рь (мужской, у совр. дер. Ущелье Лешуконского р-на Архангельской обл.; основан в 1614, упразднен в 1764, в 1901 возобновлен как жен. община, в 1908 преобразованная в мон-рь, в 1920 закрыт; постройки разобраны в нач. 30-х гг. XX в.); Екатерининская пуст. (в окрестностях дер. Лампожни Мезенского р-на; основана в 1631, прекратила существование к нач. XVIII в.); Хорговская пуст. (мужская, в устье р. Хорговки, впадающей в Мезенскую губу; упом. в 1663); Николаевский скит, приписной к Артемиеву Веркольскому мужскому монастырю (мужской, на берегу прол. Югорский Шар; основан в 1890, к 1893 насельники погибли от цинги); Сёмженские кельи (жен. скит на р. Сёмже, в 21 км от одноименной деревни Мезенского р-на; в XVII - нач. XX в. старообрядческий, затем заселен православными монахинями, в 1901 приписан к Ущельской общине, закрыт в 30-х гг. XX в.); Новоземельский Николаевский скит Корельского мон-ря (мужской, на о-ве Нов. Земля; основан в 1882, закрыт в 1920-1922); Иудина (во имя ап. Иуды, брата Господня) пуст. (женская, на р. Попьюге, в 7,5 км от впадения ее в Мезень, в Лешуконском р-не; основана в 1914, закрыта в 30-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/2564710.html

В кон. апр. 1922 г. в Берислав пришла директива Херсонского уездного исполкома о немедленном изъятии церковных ценностей . До 1 мая тройка исполкома в сопровождении вооруженного отряда изъяла ценности из городских синагог, затем из 3 правосл. храмов и из Всехсвятского храма, примкнувшего к Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В нач. мая ценности были изъяты из Покровской ц. Григорие-Бизюкова мон-ря, затем из храмов в Меловом, Качкаровке, из костелов и кирхи в Михайловке, Змиевке, Старошведском. Кампания по изъятию ценностей продолжалась до кон. окт. 1923 г. и сопровождалась сопротивлением верующих, власти использовали вооруженную силу. В с. Ивановка Нововоронцовской вол. при изъятии ценностей в 1922 г. верующие вместе со священником проявили неповиновение властям, против прихожан послали военный отряд, обошлось без жертв. В с. Отбедове (Васильевка) на Николаевщине при изъятии ценностей были убиты священник, церковный староста и глава церковноприходского совета. Одним из способов антирелиг. борьбы было лишение священнослужителей, церковнослужителей и членов их семей, а также церковных активистов избирательных прав. К 1924 г. в с. Золотая Балка Качкаровского р-на были лишены избирательных прав свящ. Харалампий Златарев, псаломщик Василий Кузьменко, Р. Рымар, К. Невенчаный, П. Хорунжая, В. Кудря. К 1 янв. 1926 г. в Бериславском и Качкаровском районах были лишены избирательных прав священники Александр Вышегородский, Сергий Ногачевский, Феодор Статкевич и Александр Гординский (Берислав), Михаил Иваницкий (Меловое), Михаил Клисич (Тягинка), Михаил Пухальский (Качкаровка), диаконы Сафоний Полтавченко (Качкаровка), Василий Розанов (Берислав), архидиак. Платон Якименко, а также священники УАПЦ и обновленцы. В янв. 1930 г. избирательных прав были лишены жители с. Мелового: свящ. Виктор Матухнов, его жена Ольга, псаломщик Серафим Грибовский, Пелагия Грибовская, Тамара Грибовская, вдова священника Александра Мураневич и ее дочь Мария. В пределах совр. Херсонской, Одесской и Николаевской областей процесс создания приходов УАПЦ шел значительно медленнее, чем в северных укр.

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Несмотря на трудности, Харбинская епархия за время управления ею М. успешно развивалась. Если в 1922 г. здесь насчитывалось всего 28 правосл. церквей, то к 1931 г. число храмов выросло до 46. В 1922 г. по благословению М. архим. Ювеналий (Килин ; впосл. архиепископ) основал 1-й в епархии мужской мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Его начали обустраивать на Крестовом о-ве на р. Сунгари близ Харбина, но в 1924 г. перенесли в харбинский р-н Нов. Модягоу. В мон-ре были устроены благотворительная больница с аптекой и типография. В том же году в Харбине игум. Руфина (Кокорева) основала жен. обитель в честь Тихвинской иконы Божией Матери (с 1925 - в честь Владимирской иконы Божией Матери). В 1928 г. для Богородице-Владимирского жен. мон-ря были построены помещения в харбинском р-не Новый город. В епархии была развернута издательская деятельность. С 1926 г. в типографии Казанского мон-ря выходил ежемесячный ж. «Хлеб небесный» - главное периодическое издание епархии. В 1928 г. в Харбине были открыты пастырско-богословские курсы, действовали 4 церковноприходские школы. В 1929 г. по благословению М. на собранные благотворительные средства при харбинском Преображенском храме был устроен епархиальный приют для престарелых и сирот (впосл. Дом-убежище им. митр. Мефодия). М. скончался в Харбине после продолжительной болезни. Был похоронен в склепе кафедрального Николаевского собора. День его кончины впосл. ежегодно отмечался харбинскими прихожанами и клиром. В 1966 г. при разрушении собора могила была утрачена. Соч.: О патриотической деятельности духовенства. Чита, 1911-1913. 2 ч.; Поучения в дни современной войны. Оренбург, 1916; О знамении обновления святых икон. Харбин, 1925. Джорд., 1967; О Живой церкви. Харбин, 1926; По поводу церковных нестроений. Харбин, 1927; Каноническое существование Харбинской епархии. Харбин, 1929. Лит.: Духовное торжество в Харбине по случаю возведения в сан митрополита высокопреосв. Мефодия, архиеп. Харбинского и Маньчжурского. Харбин, 1929; Высокопреосв. Мефодий Харбинский и Маньчжурский: Его блаженная кончина. Харбин, 1931; Сумароков Е. Н. 20 лет Харбинской епархии. Харбин, 1942; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 338-339; Мефодий, митр. Харбинский (Герасимов Маврикий Львович)//Биогр. словарь миссионеров РПЦ/Сост.: свящ. С. Широков. М., 2004. С. 90; Косик В. И. Рус. церк. зарубежье: ХХ в. в биографиях духовенства от Америки до Японии: Мат-лы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 239-241; Русак В. С. Православие в Китае в ХХ в.//Макарьевские чт.: Мат-лы VIII междунар. конф. Горно-Алтайск, 2009. С. 294-319; Баконина С. Н. Церковная жизнь рус. эмиграции на Дальн. Востоке в 1920-1931 гг.: На мат-лах Харбинской епархии. М., 2014.

http://pravenc.ru/text/2563112.html

16 мая 1919 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон , Синод и Высший Церковный Совет заслушали сообщение Курского и Обоянского еп. Феофана (Гаврилова) о состоявшемся 2 дек. 1918 г. открытии в Курске при крестовой церкви Знаменского мон-ря пастырско-богословского уч-ща в составе 2 классов (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 23. Л. 25). К кон. 1919 г. уч-ще возглавил свящ. Иоанн Чеканов. В 1920 г. под его руководством при уч-ще было создано Курское епархиальное миссионерское братство. В 1922 г. Чеканов и большинство преподавателей и студентов школы уклонились в обновленчество . В. Г. Пидгайко 1917-1943 гг. Сразу же после Октябрьской революции 1917 г. стали массовыми случаи нападения на священнослужителей (отразились на страницах «Курского епархиального вестника» за 1918). В сер. дек. 1917 г. грабители напали на Белогорскую Николаевскую пуст., в монастырском храме был убит иером. Серапион и ранен инок Ермоген. В дек. 1917 г. был арестован и вскоре расстрелян служивший в с. Богоявленском Курского у. прот. Наркисс Егурнов. Его судьбу разделил свящ. Феодор Арбузов из с. Никольникова Рыльского у., расстрелянный 20 окт. 1918 г. В янв. 1919 г. в Белгороде был расстрелян викарий Курской епархии Белгородский еп. сщмч. Никодим (Кононов) . В 1918 г. в Курский епархиальный совет поступали прошения от духовных лиц разрешить им в общественных местах носить светскую одежду. Совет такое разрешение дал. Однако мн. клирики выражали готовность терпеть нападки. В 1919 г., ко времени установления контроля над Курской губ. Добровольческой Армией ген. А. И. Деникина, было расстреляно 22 священнослужителя Курско-Обоянской епархии. В ходе гражданской войны от рук большевиков погибли протоиереи Петр Сионский, Порфирий Амфитеатров, Василий Солодовников, Алексий Попов, Константин Ничкевич, иереи Константин Ефремов, Иоанн Тимофеев, Димитрий Софронов, иеромонахи Серафим (Кретов), Вонифатий и др. Нек-рые из них были взяты красноармейцами в качестве заложников в Белгороде и расстреляны в Курске при отступлении Красной Армии в 1919 г. Одной из форм борьбы с религией стала кампания по призыву священнослужителей в Красную Армию. 4 июля 1919 г. епархиальный совет ходатайствовал перед светской властью об освобождении от мобилизации 47-летнего Курского еп. Феофана (Гаврилова). Покои архиерея в епархиальном доме неоднократно подвергались обыску, вскоре епархиальный дом был реквизирован городскими властями.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

ст. Обновленчество ) Высшего церковного управления (ВЦУ). Для выяснения положения дел и статуса ВЦУ в Москву и Петроград были направлены 2 делегата, вопрос о признании ВЦУ отложили до их возвращения. После возвращения делегатов еп. Серафим 19 июля в новгородском Знаменском соборе возглавил собрание духовенства (50 чел.), на к-ром было принято решение временно (до всероссийского собора) подчиниться обновленческому ВЦУ. В епархии начало действовать раскольничье Новгородское ЕУ. В обновленчество кроме еп. Серафима уклонились Старорусский еп. Александр (Соколов), Кирилловский еп. Тихон (Тихомиров), Валдайский еп. Иосиф (Николаевский-Невский) . Сообщения ВЦУ (Кафедра свт. Новгородских. 2011. Т. 3. Ч. 1. С. 1640) и советской печати (см., напр.: «Обновленческий» раскол. С. 249) об увольнении на покой 19 июля 1922 г. обновленцами митр. Арсения по его прошению способствовали признанию ВЦУ в Н. и С. е. В нач. авг. 1922 г. постановление ВЦУ об увольнении Новгородского митрополита утвердил Всероссийский съезд белого духовенства и мирян «Живой церкви» . 13 авг. Новгородским «епископом» был избран вдовый прот. Александр Лебедев. 3 сент. его «хиротонию» совершили присланный ВЦУ Крутицкий «архиепископ» Иоанн Альбинский, Крестецкий еп. Серафим (Велицкий) и Валдайский еп. Иосиф (Николаевский-Невский). Эту «хиротонию» не признала братия Юрьева, Хутынского, Вяжищского, Старорусского и др. монастырей, почти все верующие Старорусского у., а также клир новгородской Преображенской ц. 13 сент. 1922 г. еп. Серафим (Велицкий) был назначен ВЦУ на Боровичскую обновленческую кафедру, Крестецким викарием был определен архим. Макарий (Опоцкий; хиротонисан во епископа обновленцами в Москве 27 сент. 1922). Еп. Серафим от перевода на Боровичское вик-ство отказался. В период пребывания патриарха свт. Тихона под арестом в Н. и С. е., как и в ряде др. епархий, получило распространение «автокефальное» движение - переход противников ВЦУ на временное самоуправление. В кон. 1922 г. епископы Серафим (Велицкий) и Иосиф (Николаевский-Невский) вышли из подчинения ВЦУ; еп.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Священник Власов Филипп Иванович родился 6 ноября 1879 г. в г. Новочеркасске. Сын священника иногороднего происхождения. В 1901 г. окончил Донскую духовную семинарию. 23 сентября 1901 г. Высокопреосвященнейшим Афанасием (Пархомовичем), архиепископом Донским и Новочеркасским был рукоположен в сан диакона с назначением на штатное диаконское место Вознесенской церкви хутора Персияновского. 9 июня 1902 г. состоялась иерейская хиротония диакона Ф. Власова, соверешенная Преосвященнейшим Иоанном (Митропольским) , епископом Аксайским, викарием Донской епархии, с назначением на место священника Николаевской церкви хут. Усть-Койсугского. 14 августа 1902 г. священник Филипп Власов был утвержден епархиальным начальством в должности законоучителя Ко- лузаевского и Усть-Койскугского приходских училищ. С 1 сентября 1902 г. он состоял заведующим Усть-Койсугской церковной школы грамоты. С 21 июля 1906 г., по прошению, священник Филипп Власов был перемещен к Покровской церкви хутора Каргина. С 25 июля 1906 г. по 1 сентября 1907 г. он состоял законоучителем Больше-Лиховидовского приходского училища. С 1 сентября 1907 по 22 декабря 1910 г. – законоучителем Гусь-Климовского Алексеевского приходского училища. С 21 июля 1906 по 22 декабря 1910 г. – законоучителем Каргинской и заведующим Лучинской и Грушинской церковно-приходских школ. С 20 сентября 1908 г. по 22 декабря 1910 г. – законоучителем (название в документе неразборчиво) приходского училища. 22 декабря 1910 г. священник Филипп Власов был перемещен к Николаевской церкви станицы Егорлыцкой. Награды: 17 января 1909 г. награжден набедренником; 29 ноября 1910 г. «за труды по народному образованию в церковных школах» получил благодарность от Донецкого окружного отделения Донского епархиального училищного совета с выдачей свидетельства. Его женой была Лидия Николаева, 1881 г. р. Их дети: Иоанн, родился 17 апреля 1902 г. в хуторе Персияновском; Сергий, родился 24 мая 1902 г. в хуторе Усть-Койсугском; Неонилла, родилась 24 мая 1905 г.; Георгий, родился 10 января 1907 г.; Александр, родился 1 июля 1909 г.; Серафима, родилась 19 июля 1911 г. ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 452. Л. 57 об.–58. Оп. 3. Д. 10957. Л. 199 об. – 200. В 1922–23 гг. уклонился в обновленческий раскол. В мае 1923 г., будучи женатым, хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. Места епископского служения: Аксайская обновленческая епархия, 1923–1924 гг.; Задонская обновленческая епархия, 1924 г.; Пятигорская обновленческая епархия, 1926–1927 гг.; Новороссийская обновленческая епархия, 1927–1929 гг.; Орджоникидзенская обновленческая епархия, 1929–1930 гг.; Ставропольская обновленческая епархия, 1932–1935 гг. Скончался 13 сентября 1938 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богородицы, при впадении р. Лявли в Сев. Двину (муж., упом. с 1610, в 1764 упразднен); Верхошеремская Вознесенская муж. пуст., в верховьях р. Шереньги (основана до 1613, в 1764 упразднена); Ламбасская Преображенская муж. пуст. (основана в 1615, в 1777 преобразована в приход); Козьеручьёвский Спасский, на правом берегу Сев. Двины (муж., основан в 1617 на месте явления образа Спасителя, в 1764 преобразован в приход); Пертоминский, на мысе Красногорский Рог в Белом м. (муж., основан в 1617 на месте обретения мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, в 1764 упразднен, в 1778 возобновлен, закрыт в 1920-1922); Кривецкий, на левом берегу Сев. Двины (муж., основан до 1619, в 1764 упразднен); шенкурский Троицкий (основан в 1637 как муж., приблизительно с 1665 жен., в 1764 преобразован в приход, в 1779 возобновлен как муж., в 1865 вновь преобразован в жен., закрыт в 1920-1922); Уздринская (Узринская) Введенская муж. пуст., на реках Уздре и Пуе (основана до 1646, в 1764 упразднена); Верхопаденская во имя свт. Николая Чудотворца муж. пуст., на левом берегу р. Паденьги (основана в 1656 на месте явления чудотворной иконы свт. Николая (1620), в 1764 упразднена); Кий-Островский в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, на о-ве Кий Онежского зал. (муж., основан в 1656, закрыт в 1920-1922); Макариевская Предтечева муж. пуст., на оз. Юмзенском (основана в 1667, в 1779 преобразована в приход); Холмогорский Владимирский (жен., основан до 1672, упразднен в 1687); Холмогорский Успенский (жен., учрежден в 1688 взамен упраздненного Владимирского мон-ря, до 1798 назывался Успенский на Курцове, в 1786 издан указ об упразднении мон-ря, к-рый не был исполнен, закрыт в 1920-1922); Сёмженские кельи, жен. скит ок. р. Сёмжи (основан во 2-й пол. XVII в. старообрядческими инокинями Евфимией и Павлой, до нач. XX в. старообрядческий, в нач. XX в. заселен правосл. монахинями, в 1901 приписан к Ущельской общине); Новоземельский Николаевский муж. скит Корельского мон-ря, на о-ве Нов. Земля (основан в 1882, закрыт в 1920-1922); Святоезерский Николаевский муж.

http://pravenc.ru/text/76432.html

Бориса и назначило на Пензенскую кафедру «архиепископа» Леонида (Скобеева). В сер. июля еп. Леонтий (Устинов) был арестован. После прибытия в Пензу обновленческого «архиепископа» Леонида Смирнов непродолжительное время помогал ему, занимая должность секретаря раскольничьего ЕУ. Однако постановлением от 19 июля 1922 г. ВЦУ отказалось признавать Смирнова в к.-л. иерархических правах; также не был признан учрежденный им епархиальный совет. 24 июля Смирнов был арестован, 11 авг. отправлен в Москву. В авг. 1922 г. из Пензы уехал и Путята, потерявший своих сторонников в городе. Покровский собор в Пензе. 1765 г. Фотография. 2008 г. Фото: А. П. Пятнов Покровский собор в Пензе. 1765 г. Фотография. 2008 г. Фото: А. П. Пятнов Во время пребывания в заключении Пензенский еп. Борис «печатно отрекся от власти», признал ВЦУ, передал управление епархией «архиепископу» Леониду (Скобееву) и в воззвании к пензенской пастве призвал ее подчиниться Леониду (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 327). В сент. 1922 г. еп. Борис был освобожден из-под стражи, ВЦУ перевело «архиепископа» Леонида (Скобеева) в Орёл. 4 окт. еп. Борис занял раскольничью Пензенскую кафедру. В том же году к обновленчеству присоединился и находившийся на покое еп. Григорий (Соколов), к-рый был «возведен» в сан «архиепископа» и возглавил раскольничье Краснослободское вик-ство. Обновленческую Пензенскую епархию возглавляли: «архиепископ» Леонид (Скобеев; 6 июля - сент. 1922), еп. (позднее «архиепископ») Борис (Лентовский; 4 окт. 1922 - 10 июля 1923), «архиепископ» Макарий (Павлов; 10 июля - нояб. 1923), «архиепископ» Григорий (Соколов; нояб. 1923 - 1924), Нижнеломовский «епископ» Иоанн Ягодинский (1924, 1926; в. у.), «архиепископ» Аристарх (Николаевский; 31 дек. 1924 - 10 окт. 1925), «архиепископ» Модест (Никитин ; окт.-дек. 1925), «архиепископ» Алексий Марков (19 окт. 1926 - нояб. 1928), «архиепископ» Николай Розанов (29 нояб. 1928 - 12 сент. 1931), «митрополит» Михаил Трубин (12 сент.-дек. 1931), «митрополит» Николай Федотов (дек.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

В мае 1922 г., после ареста Патриарха Московского и всея России св. Тихона , начался обновленческий раскол (см. Обновленчество ), инспирированный властями, было образовано обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). 20 авг. в Екатерининском соборе Екатеринбурга состоялось собрание представителей городского и сельского духовенства, признавшее ВЦУ, обновленцев также поддержал прошедший в нач. окт. съезд благочинных епархии. Указом ВЦУ архиеп. Григорий (Яцковский) был уволен на покой, а на Екатеринбургскую кафедру поставлен Никанор (Пономарёв). В 1923 г. из обновленческой Екатеринбургской епархии была выделена Ирбитская епархия, в 1925 г.- Нижнетагильская епархия. Екатеринбургской (с 1924 Свердловской) обновленческой епархией управляли: «епископ», с 1924 г. «архиепископ» Никанор (Пономарёв; дек. 1922 - июль 1924), «архиепископ» Аристарх (Николаевский; июль-дек. 1924), «архиепископ» Серапион (Сперанцев; дек. 1924 - авг. 1925). В 1925 г. на территории Уральской обл. было создано обновленческое Уральское обл. митрополитанское церковное управление, объединившее 16 епархий: Верхнекамскую, Златоустовскую, Ирбитскую, Ишимскую, Коми-Пермяцкую, Кунгурскую, Курганскую, Нижнетагильскую, Пермскую, Сарапульскую, Свердловскую, Тобольскую, Троицкую, Тюменскую, Челябинскую и Шадринскую. К 1 янв. 1927 г. в Уральской митрополии имелось 19 «епископов» и 900 клириков, 651 приход, что составляло 34,2% от общего числа приходов на Урале (1903), в обновленческой Ирбитской епархии количество приходов составляло 71,8% от общего числа общин. Обновленческая Свердловская епархия находилась в непосредственном ведении «Уральских митрополитов», кафедральными храмами которых являлись свердловские Богоявленский собор, с 1930 г.- Всехсвятская ц. на Михайловском кладбище. В 1934 г. Уральская митрополия была разделена на Свердловскую и Челябинскую обл. митрополии. В состав Свердловской митрополии вошли Верхнекамская, Нижнетагильская, Пермская и Свердловская епархии, к 1937 г. осталось 2 епархии - Свердловская и Пермская, которые в годы массовых репрессий полностью лишились духовенства. К началу Великой Отечественной войны в Свердловской обл. имелось 9 обновленческих приходов, ими управлял благочинный «протопресвитер» Димитрий Фесвитянинов. В 1942 г. Свердловская обновленческая митрополия была восстановлена, во главе ее встал Филарет Яценко . В 1944 г., после его отъезда в Москву, начался переход обновленческих общин в патриаршую Церковь, в сер. 1945 г. обновленческий раскол в епархии был полностью преодолен. Уральской митрополией и соответственно Свердловской обновленческой епархией управляли «митрополиты»: Корнилий (Попов; сент. 1925 - сент. 1926), Сергий (Корнеев; окт. 1926 - авг. 1936) и Михаил (Трубин; авг. 1936 - май 1937), «архиепископ» Софония (Яскевич; июнь 1937 - февр. 1938), «митрополит» Филарет (Яценко; 1942-1944).

http://pravenc.ru/text/189617.html

В 1922 г. в результате образования Кременецкой епархии еп. Дионисию окончательно подчинились приходы Владимир-Волынского, Ковельского, частично Луцкого и Ровенского повятов, ранее формально состоявшие в ведении Владимир-Волынского духовного правления. Этому переподчинению способствовали арест еп. Фаддея (Успенского) в нояб. 1921 г. и высылка в Харьков (правление поддерживало связь с еп. Фаддеем, пока он находился в Житомире). Впрочем, отдельные проявления неповиновения еп. Дионисию продолжались. В февр. 1922 г. о неподчинении Кременецкому епископу заявил настоятель Почаево-Богородицкого скита в г. Здолбунов иером. Тихон (Шарапов) , ссылаясь на то, что указом патриарха Тихона от 8 февр. 1922 г. обители и церковному братству была предоставлена ставропигия в ведении Московской Патриархии. При помощи местных властей еп. Дионисий восстановил свою власть над скитом. Съезд духовенства Сарненского повята в июле 1922 г. высказался против решения Волынской консистории увеличить взносы от приходов на содержание Варшавского синода. 27 февр. 1923 г. еп. Дионисий был избран на Варшавскую кафедру. До 1934 г. он также управлял Волынско-Кременецкой епархией. 6 апр. 1924 г. во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии, был хиротонисан наместник кременецкого Богоявленского мон-ря архим. Симон (Ивановский) . С 1 янв. 1927 г. он имел титул епископа Луцкого, с 10 апр. 1932 г.- епископа Острожского; до 1934 г. жил в кременецком Богоявленском, затем в Дерманском Троицком мон-ре. 1944-1988 гг. Самостоятельная Кременецкая епархия просуществовала до 23 мая 1944 г., когда была восстановлена Волынская и Луцкая кафедра. С 23 мая 1944 г. по 14 февр. 1945 г. Кременецкая кафедра функционировала на правах викариатства Волынско-Луцкой епархии, за Кременецким и Дубенским епископом Иовом (Кресовичем) сохранялась должность священноархимандрита кременецкого Богоявленского мон-ря. Кафедрой еп. Иова оставался Николаевский собор в Кременце. Находившаяся на территории Кременецкой епархии Почаевская лавра имела статус митрополичьей ставропигии. После ареста в мае 1944 г. ее настоятеля архиеп. Дамаскина (Малюты) священноархимандритом обители стал митр. Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) , была введена должность заместителя священноархимандрита, к-рую занял прибывший с Кубани заштатный еп. Никодим (Гонтаренко), к-рый, по нек-рым данным, в нач. 1944 г. имел титул «епископ Почаевский, викарий Кременецкой епархии». Еп. Никодим в 1943-1945 гг. был председателем духовного собора лавры; ее наместником оставался назначенный в 1942 г. архим. Панкратий (Кашперук), ранее заведовавший Почаевскими пастырскими курсами (ЦГАВОГВУ. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1. Л. 49-63). 14 февр. 1945 г. Иов был назначен епископом Измаильским и Болградским, викарием Кишинёвской епархии (в марте 1945 он еще служил как епископ Кременецкий, т. к. переезду его в Измаил препятствовало местное румын. духовенство).

http://pravenc.ru/text/2459003.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010