Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Активное вмешательство советской власти в религиозную жизнь населения Витебской губернии началось осенью 1921 г., когда распоряжением Витебского губернского исполкома на отдел юстиции были возложены вопросы практической реализации декрета «Об отделении Церкви от государства» . С 30 августа 1921 г. в Витебской губернии активно действовала губернская комиссия помощи голодающим (Витгубкомпомгол), которую возглавлял председатель исполнительного комитета Витебского губернского совета С. Н. Крылов. Первоначально сбор пожертвований был добровольным: проводились трехдневник, затем недельник и двухнедельник помощи голодающим, а с 1 января 1922 г. стал реализовываться принцип «десять сытых на одного голодающего». Однако агитационная работа не принесла ощутимых результатов, и для крестьян, торговцев, кустарей и ремесленников был введен специальный налог: дополнительно 5% от установленного государством продналога. Это должно было дать не менее 200 тыс. пудов продовольствия, но по ряду причин план остался не выполненным . Возникла необходимость в поиске других путей выполнения плана. Одним из них стало изъятие ценностей у религиозных общин. Зимой 1922 г., как видно из материалов работы пленума Витгубкомпомгола , председатель комиссии Крылов вступил в личные переговоры с архиепископом Полоцким и Витебским Иннокентием (Ястребовым) по поводу организации сборов в пользу голодающих через приходы Полоцко-Витебской епархии. Затем было составлено официальное письмо Витгубкомпомгола с этой просьбой в адрес епархии, архиепископ Иннокентий направил в приходы распоряжения о сборе пожертвований в пользу голодающих , при витебском кафедральном Николаевском соборе была сформирована специальная комиссия для организации этой работы . 11 февраля 1922 г. было опубликовано воззвание архиепископа Иннокентия к православным христианам, где он призывал не оставаться безучастными к горькой участи своих братьев по вере, по крови и по Отечеству, предлагал приносить посильные пожертвования деньгами, зерном, мукой, холстом соборному совету витебского кафедрального собора, откуда все собранное планировалось передавать голодающим . 15 февраля Витгубкомпомгол разослал уездным исполкомам Витебской губернии циркулярную телеграмму, в которой предписывал оказывать всемерное содействие местному духовенству в оказании помощи голодающим, причем особо оговаривался механизм сбора пожертвований: через местное духовенство в адрес архиепископа Иннокентия, затем – по указанию Витгубкомпомгола . Епархиальная комиссия по сбору пожертвований при витебском кафедральном Николаевском соборе предлагала конкретные формы помощи голодающим: на собранные в церковных приходах деньги должен был приобретаться хлеб .

http://sedmitza.ru/text/4021493.html

Впервые территория полуострова стала духовно управляться своим архиереем в 1840 году. До этого Камчатка в соответствии с административно-территориальными преобразованиями Государства Российского входила в Сибирскую губернию со столицей в Тобольске (с 1708 г.) как часть Якутского уезда; с 1731 г. Камчатка вместе с Анадырским краем включалась в самостоятельное Охотское правление, с 1783 г. — в Иркутскую губернию (в ее составе Охотская область с Камчатским полуостровом, поименованным по названию главного административного центра территории Нижнекамчатским уездом); вновь в Иркутскую губернию как самостоятельная область (с 1803 г.); в Восточно-Сибирское генерал-губернаторство как Приморское Камчатское управление (в его составе Чукотский и Анадырский края); с 1849 г. Приморское Камчатское управление упраздняется, к его территории присоединяется Гижигинский уезд и создается особая Камчатская область во главе с генерал-губернатором; с 1856 г. Камчатская область с названием «Петропавловский округ» включается в созданную Приморскую область; с 1902 г. Петропавловский округ дробится на самостоятельные Петропавловский, Гижигинский, Анадырский и Командорский уезды с подчинением их столице Приморья Николаевску; наконец, в 1909 г. вышеперечисленные уезды образовали Камчатскую область во главе с губернатором, которая включена в Приамурское генерал-губернаторство. С 1917 по 1922 г. власть на полуострове осуществлялась Комитетом общественной безопасности, Советом солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, колчаковским комиссаром, Военно-революционным комитетом, белогвардейским правительством и вновь Советской властью.(Камчатка, XVII-XX в. в. Историко-географический атлас, стр. 97). Синхронно светской власти видоизменялись (переподчинялись, укрупнялись и дробились) территории церковного управления. Менялись центры духовного окормления. Миссии организовывались, направлялись на Камчатку и управлялись вначале Тобольской, а затем Иркутской епархиями. Что нам известно об историческом периоде в полтора столетия, последовавшем за временем, зафиксированным священником и историком Прокопием Громовым?

http://sedmitza.ru/text/401985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРЕСТЕЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало в 1921-1927 гг. Постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона и Высшего Церковного Совета от 23 мая 1921 г. было образовано вик-ство с центром в г. Крестцы (ныне поселок в Новгородской обл.) для окормления приходов в Крестецком у. 14 мая 1921 г. Новгородский и Старорусский митр. Арсений (Стадницкий) представил кандидата на кафедру - архим. Серафима (Велицкого), к-рый был хиротонисан во епископа Крестецкого 4 июля того же года в Софийском кафедральном соборе Новгорода. 2 июля 1922 г. митр. Арсений по вызову ГПУ уехал в Москву, предварительно поручив временное управление Новгородской епархией еп. Серафиму; в Новгород митр. Арсений не вернулся. С 1922 г. при поддержке местных властей в Новгородской губ. активно утверждалось обновленчество . Делегаты от Новгородской епархии, посетившие Москву, рекомендовали еп. Серафиму признать обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). 19 июля 1922 г. еп. Серафим созвал общеепархиальный съезд духовенства, который постановил «признать ВЦУ как единственный фактически существующий правящий орган, могущий при добром желании довести Церковь до восстановления законной церковной власти». По настоянию ВЦУ 13 авг. Новгородским «епископом» был избран вдовый прот. Александр Лебедев. Его «хиротонию» совершили Крестецкий еп. Серафим, Валдайский еп. Иосиф (Николаевский-Невский) и обновленческий «архиепископ» Иоанн Альбинский. «Хиротонию» не признали Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня , Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы , Юрьев новгородский и др. мон-ри епархии, новгородская Преображенская ц. 4 сент. 1922 г. обновленческое ЕУ предложило еп. Серафиму уехать из Новгорода в Крестцы или в М. Вишеру, куда решением Президиума ВЦИК от 2 мая 1922 г. был перенесен из Крестцов центр уезда (Крестецкий у. тогда же был упразднен). Еп. Серафим отказался; 13 сент. 1922 г. он получил назначение на Боровичскую епархию, от к-рого также отказался. 24 дек. 1922 г. еп. Серафим и Валдайский еп. Иосиф заявили о неповиновении ВЦУ, постановлением ВЦУ от 29 дек. они были уволены на покой.

http://pravenc.ru/text/2459017.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ШТЕНКО СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Сергий (Штенко) пресвитер, мчч. Кирилл (Приймак) и Прохор (Бунчук), Васильевские Сергий Васильевич Штенко ( 1875 - 1922 ), священник , священномученик , местночтимый святой Николаевской епархии Память 13 апреля (Николаев.) Родился 24 августа 1875 года в селе Хондаковка Херсонского уезда Херсонской губернии (ныне село Новокондаково Снигиревского района Николаевской обл.), в семье стихарного диакона Василия Ивановича Штенко и крестьянки Феодосии Васильевны. Родители будущего священника были людьми небогатыми, но все силы и средства они вкладывали в образование и воспитание сына, которого они желали видеть грамотным священником. Сергей Васильевич окончил Одесскую духовную семинарию и в 1897 году был определен псаломщиком в Рождественскую церковь села Отбедо-Васильевки (ныне село Василевка Снигиревского района Николаевской области), затем был рукоположен во диакона к той же церкви, а в 1898 году - во священника . Проживал он со своей семьей в церковном доме, где сегодня находится детский сад с. Василевки. Рядом с домом был разбит большой сад, в палисаднике – множество цветов. Трудился в саду батюшка всегда сам. Отец Сергий был среднего роста, русый, среднего телосложения, лицо овальное, нос прямой, глаза выразительные, носил небольшую бороду. Помнят его строгим и требовательным в делах веры и порядка. Всегда ходил в подряснике и сапогах, как воин. Преподавал в школе Закон Божий, прихожане его любили. Ближайшими сподвижниками о. Сергия были его духовные чада: староста храма Прохор Бунчук и попечитель Кирилл Приймак . Существовала старая легенда, будто бы императрица Екатерина II на пути из Кременчуга в Херсон остановилась у местного священника. Здесь царица отобедала, и село на целых полтора столетия получило название Отобедо-Васильевка или Отбедо-Васильевка. За теплое гостеприимство государыня пожаловала селянам золотую чашу и распорядилась, чтобы в деревне построили церковь. И когда в 1922 году большевики развернули кампанию по изъятию церковных ценностей , легенда о золотой чаше особенно будоражила воображение грабителей. В Отбедо-Васильевку неоднократно приезжал уполномоченный Егоров. Особенно он требовал предоставить золотой крест и золотую чашу. Прихожане и церковный староста Прохор Бунчук уверяли его, что в церкви нет никакого золота, но большевики не верили.

http://drevo-info.ru/articles/13677742.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АГАПИТ (БОРЗАКОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Агапит (Борзаковский) Агапит (Борзаковский) ( 1860 - 1937 ), архиепископ Новоторжский , викарий Калининской епархии В миру Александр Корнилович Борзаковский, родился в 1860 г. в с. Остаповка Миргородского уезда Полтавской губернии в семье священника. Окончил Медицинский факультет Московского императорского университета. Работал врачом в Муромском уезде Владимирской губернии. С 1909 г. состоял в братии Яблочинского Онуфриева монастыря в Седлецкой губернии (до 1917 г.), где принял монашество и был рукоположен во иеромонаха . В 1914 - 1917 годах - военный священник на Северном фронте близ Риги . В 1918 г. назначен настоятелем Одрина Николаевского монастыря Орловской епархии. 12 декабря 1921 г. хиротонисан во епископа Карачевского , викария Орловской епархии . Назначен временно управляющим Дмитровским викариатством Московской епархии (вероятно, после 12 декабря 1922 г. - дня ареста священномученика Серафима (Звездинского) , епископа Дмитровского). Поскольку Карачев с уездом относился к Брянской губернии, образованной в 1920 г., через некоторое время он вошел в состав Брянской епархии. В анкете, составленной для регистрации Брянского епархиального управления в 1927 г., епископ Агапит с 1922 г. именуется Брянским и Карачевским . Согласно «Списку православных религиозных Общин, заявивших до 15 сентября 1924 года о добровольном признании духовной власти (окормления) епископа Брянского и Карачевского Агапита» г. Карачев с уездом к этому времени входил в Брянскую епархию. По другим данным, епископ Агапит с 15 ноября 1923 г. временно управлял Брянской епархией; с 25 мая 1924 г. - епископ Брянский и Карачевский. Он постоянно жил в г. Карачеве . 16 сентября 1924 г., по личному распоряжению начальника Губернского секретного отдела, у епископа Агапита была отобрана подписка «о прекращении духовного окормления Епархии впредь до регистрации». Вскоре после этого владыка направил в Брянскую губмилицию заявление, в котором объяснял, что, получив назначение на кафедру Брянского епископа - и добровольно избранный церковными общинами Брянской губернии, он не регистрировался на основании разъяснения Наркомюста от 25 августа 1922 г. о том, что епархиальная организация не подлежит регистрации. Преосвященный Агапит представил необходимые для регистрации документы, в том числе список около 250 приходских общин, которые признали его своим епископом. 8 апреля 1925 г. владыка был вызван в Брянский ГИК и получил вторичное предупреждение не давать никаких распоряжений по епархии до его регистрации, о чем вынужден был дать расписку. Но регистрацию он не получил и в скором времени был сослан в Тверскую губернию.

http://drevo-info.ru/articles/24862.html

(Амасийский Николай Васильевич; 6.12.1859, г. Бугуруслан Самарской губ.- 31.01.1945, мон-рь Черника близ Бухареста (по др. сведениям, г. Яссы), Румыния), архиеп. бывш. Ростовский и Таганрогский, отец свящ. сщмч. Николая Амасийского . В 1878 г. окончил Самарскую учительскую семинарию. Служил учителем, затем был псаломщиком Михаило-Архангельской ц. с. Савельевка Николаевского у. Самарской губ. 14 марта 1888 г. рукоположен во диакона к той же церкви. В 1900 г. рукоположен во иерея к Михаило-Архангельской ц. с. Давыдовка близ г. Николаевска Самарской губ. (с 1918 Пугачёв). Впосл. настоятельствовал в давыдковском храме, овдовел. В 1922 г. собранием духовенства и мирян градского и пригородного благочиний Пугачёва избран кандидатом в архиерея. В Москве, куда отправился для архиерейской хиротонии, примкнул к обновленцам. Был пострижен в монашество с сохранением прежнего имени. 9 дек. 1922 г. обновленческий «митрополит Московский» Антонин (Грановский) возглавил «хиротонию» Н. во «епископа Пугачёвского», викария обновленческой Уральской епархии. Видимо, пугачёвское духовенство в тот момент не было достаточно осведомлено об обстоятельствах рукоположения Н. Однако, когда по приезде в Пугачёв он был торжественно встречен на вокзале председателем уездного исполкома, сказавшим приветственную речь, это вызвало у народа неоднозначную реакцию. Встречавший Н. в пугачёвском Иоанно-Предтеченском соборе прот. Павел Попов во всеуслышание спросил его: «Дверьми ли входишь, владыко, или прелазишь инуде?» Вскоре прот. П. Попов был переведен из кафедрального собора в сельский приход. Священников, отказавшихся присоединиться к обновленчеству, Н. запрещал в служении, при этом, по нек-рым сведениям, осуждал обновленцев в частных беседах. Фактическое руководство Пугачёвским викариатством осуществлял уполномоченный обновленческого Высшего церковного управления прот. Иоанн Варин, а Н., по мнению знавших его лично, производил впечатление человека слабовольного, не принимающего самостоятельных решений.

http://pravenc.ru/text/2565960.html

Николай (Амасийский Николай), архп. Ростовский на Дону Родился в 1860 году. Окончил учительскую семинарию. До епископства был священником в пригородном селе Давыдкове около г.Николаевска, переименованного потом в г.Пугачев (ныне Саратовской области и епархии, а в то время Уральской епархии). В 1922 году православным духовенством и мирянами градского и пригородного округов был избран кандидатом во епископа, хотя особыми выдающимися достоинствами не отличался. Духовенство других округов претензий против этого избрания не заявило, так как о.Николай Амасийский был вдов и канонических препятствий к хиротонии не было. Для принятия хиротонии о.Николай поехал в Москву, но там каким-то образом попал к обновленцам и был хиротонисан во епископа Пугачевского епископами “Союза Возрождения» во главе с митрополитом Антонином. Хиротония совершена 9дек.1922 года. По приезде в Пугачев, еп. Николай был торжественно встречен на вокзале председателем исполкома, который сказал ему приветственную речь, что произвело большое впечатление на народ. Запомнилась многим и встреча в кафедральном соборе, когда встречавший его о.Павел Попов всенародно задал епископу вопрос: «Дверьми ли входишь, владыко, или прелазишь и нуде?“.От этих слов так и дышит тревогой и сомнением, и слова эти свидетельствуют о том, что в тот момент до пугачевского духовенства доносились какие-то тревожные слухи, но оно еще не было достаточно осведомлено об обстоятельствах рукоположения еп. Николая, а может быть, даже еще и не совсем ясно понимало, что такое обновленчество, как это было во многих местах в первый год этого смутного времени. Священник Попов вскоре был переведен в село. Епископ Николай участвовал в обновленческом соборе 1923 года. 21 июня 1923 года еп. Николай был назначен временно управляющим Уральской епархией (обновленческим), но жил по-прежнему в Пугачеве. Некоторые лица, из числа хорошо знавших епископа Николая, утверждают, что внутренне он обновленчеству не сочувствовал и, возвратившись с собора, много рассказывал о том, что там происходило, после чего слышавшие его рассказы отходили от обновленчества и возвращались к православию. Высказывалось мнение, что находясь в расколе, он и этим, и некоторыми другими способами старался помочь православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Биография Святейшего Патиарха Московского и всея Руси Aлekcuя I 25 апреля 2017 года Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси (Симанский Сергей Владимирович) Родился 27 октября (8 ноября) 1877 г. в Москве. В 1888 г. поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, затем перешел в Николаевский лицей. В 1896 г. поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил за три года. Некоторое время находился на службе в гренадерском Самогитском полку. Осенью 1900 г. поступил в Московскую духовную академию. В феврале 1902 г., будучи студентом второго курса, принял монашество с именем Алексий. В том же году был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1903 г. — в сан иеромонаха. В 1904 г. закончил Московскую духовную академию и был назначен инспектором Псковской духовной семинарии. Впоследствии в сане архимандрита был ректором Тульской, а затем — Новгородской семинарий. 28 апреля 1913 г. в Софийском соборе Новгородского кремля хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. Хиротонию возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV в сослужении архиепископа Арсения (Стадницкого), епископов Никона (Рождественского), Псковского Евсевия (Гроздова), Кирилловского Иоанникия (Дьякова) и Гдовского Вениамина (Казанского). В январе 1921 г. Святейшим Патриархом Тихоном назначен первым викарием Петроградской епархии с титулом епископа Ямбургского. В октябре 1922 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», осужден и в конце того же года сослан на три года в г. Каркаралинск (ныне в Карагандинской области). В марте 1926 г. вернулся в Ленинград. Был назначен управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже Хутынского. В 1927-1935 гг. — член Временного Патриаршего Священного Синода. 18 мая 1932 г. возведен в сан митрополита с титулом «Старорусский». С августа того же года митрополит Новгородский и Старорусский. В октябре 1933 г. переведен на Ленинградскую кафедру с сохранением управления Новгородской епархией.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Вольск. Вольский Владимирский монастырь. Карта и ближайшие объекты Разрушенный в середине 1920-х годов Свято-Владимирский женский монастырь обретает новую жизнь: комплекс уцелевших зданий обители официально возвращен Саратовской епархии. Теперь здесь разместится Подворье Свято-Алексиевского женского монастыря Саратова, учрежденное по благословению Митрополита Лонгина в июне 2013 года. История Свято-Владимирского женского монастыря ведется с середины XIX века. В октябре 1866 года обитель получила статус общины, которая через 26 лет была возведена в степень женского общежительного монастыря. При обители находились больница и богадельня для престарелых. В марте 1919 года на заседании уездной комиссии по отделению Церкви от государства было решено ликвидировать монастырь. Его здания были переданы в ведение Собеса для организации детского приюта. Главный монастырский храм в честь Владимирской иконы Божией Матери пережил изъятие церковных ценностей 1922 года и был разрушен в начале тридцатых. Сама обитель еще несколько лет жила под видом трудовой сельскохозяйственной артели. После этого она была окончательно разгромлена, а многие монахини были арестованы и высланы в северные районы страны. 8 января 2000 года на месте разрушенного монастыря был установлен трехметровый Поклонный крест. С тех пор каждый год 3 июня к уцелевшим стенам монастыря совершается крестный ход. В нем участвуют сотни верующих, желая почтить память насельниц Владимирского монастыря, которые погибли в годы гонений на Церковь. Источник: Пресс-служба Саратовской епархии (03 сентября 2013) http://pravpokrov.ru/company/news/detail. Весной 1858 года несколько крестьянок села Богородского Николаевского уезда Самарской губернии решили основать монашеское поселение на дальней окраине Вольска среди садов и дач, неподалеку от старинного городского кладбища. История сохранила имена первых насельниц новой обители. Ими были девицы Анна Дмитриева, Екатерина Николаева и Дарья Фролова (впоследствии схимонахиня Дорофея). Место будущего монастыря было торжественно освящено 12 мая 1858 года. На первых порах монахини и послушницы обустраивали кельи и хозяйственные постройки, окружали обитель плетеной из кустарника оградой, работали в садах соседних землевладельцев.

http://sobory.ru/article/?object=32248

Летом 1919 г. в связи с угрозой наступления Красной Армии из Перми в Сибирь была эвакуирована значительная часть духовенства, а также временно управляющий Пермской епархией еп. Борис (Шипулин) . В кон. июня - нач. июля выехал с семьей в Омск и свящ. Л. Викторов. В сент. того же года он переехал в Томск, где оставил жену на попечение знакомых и поступил военным священником в армию адмирала А. В. Колчака. В янв.-февр. 1920 г. участвовал в т. н. Ледяном походе отряда ген. В. О. Каппеля на Иркутск и в Забайкалье. Получил в походе обморожение рук и ног. В 1921 г. прибыл во Владивосток, где узнал по сообщению из Томска о смерти жены от тифа. Перешел в подчинение Владивостокского еп. Михаила (Богданова) , был возведен в сан протоиерея. Летом 1922 г. стал главным военным священником сформированного в Приморье соединения белых войск («Земская Приамурская рать») под командованием ген. М. К. Дитерихса. В окт. того же года отступил с разгромленными белыми войсками и русскими беженцами на китайскую территорию. Самостоятельно, без благословения правящего архиерея («руководствовался иерейской совестью») организовал ок. 10 приходов в местах расселения русских беженцев в Китае и Корее. Служил в г. Хуньчунь (пров. Гирин, Китай). Весной 1923 г. переехал в Харбин, был принят в клир Харбинской епархии РПЦЗ. Стал проповедником в кафедральном Николаевском соборе Харбина. 24 сент. 1924 г. чрезвычайным Епархиальным собранием избран членом Епархиального совета, с окт. того же года занимал должность его секретаря. В 1925 г. перешел в клир Пекинской епархии РПЦЗ, был назначен и. о. настоятеля Александро-Невской ц. в г. Ханькоу (ныне в составе г. Ухань, пров. Хубэй). В 1927 г. вернулся в Харбин, служил в Алексеевской ц. на Зелёном базаре. В том же году переведен священником в кафедральный Николаевский собор. Согласно некоторым сведениям, в нач. 30-х гг. получал предложения от архиепископов Пекинского Симона (Виноградова) и Североамериканского Аполлинария (Кошевого) занять викарную кафедру в их епархиях, однако отказался, посчитав себя недостойным архиерейства. С 1927 г. читал лекции на богословско-пастырских курсах в Харбине. В 1934 г. стал преподавателем Свящ. истории ВЗ на богословском фак-те Харбинского ин-та св. Владимира. Также преподавал Закон Божий в различных учебных заведениях Харбина, в т. ч. в гимназии Христианского союза молодых людей. Участвовал в великопостных религиозно-нравственных чтениях при Благовещенской ц. Харбинского подворья Пекинской духовной миссии, был цензором церковных изданий. В 1937 г. назначен ключарем (и. о. настоятеля) кафедрального Николаевского собора. Избран членом Епархиального совета и членом Епархиальной комиссии законоучителей.

http://pravenc.ru/text/2565274.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010