правами. Определение Свящ. Синода, во главе с Патриархом Тихоном о назначении митр. Платона временно управляющим А. и С. е. появилось 27 апр. 1922 г. Оно, по-видимому, еще не дошло до митр. Платона, когда 20 июня 1922 г. архиеп. Александр в письменном обращении к нему как к представителю Патриарха Тихона в Сев. Америке высказал просьбу принять на себя непосредственное управление епархией и заявил о сложении своих полномочий правящего архиерея. Владыка Платон это предложение принял и приступил к управлению епархией. Назначение Святейшим Патриархом Тихоном митр. Платона управляющим Североамериканской епархией с освобождением от управления Херсонской и Одесской епархией последовало 29 сент. 1923 г. После установления в России советской власти положение А. и С. е. коренным образом изменилось. Связь епархии со священноначалием в России была крайне затруднена. Прекратилось поступление финансовой помощи, что поставило в тяжелое положение адм. ц. епархии в Нью-Йорке. Многие приходы стали испытывать большие материальные трудности. Отдельные представители Церкви проявляли неповиновение, углубились раздоры на национальной почве. Тяжесть положения епархии усугубилась с возникновением в Советской России обновленческого раскола, создавшего в сер. мая 1922 г. т. н. Высшее Церковное Управление, и образованием «Живой церкви». Ее представитель в Нью-Йорке Иоанн Кедровский в сане «архиепископа» лжесвидетельством через суд добился передачи ему Свято-Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке. Нависла угроза отчуждения и др. имущества А. и С. е. Драматическое положение РПЦ в Советской России повлияло на нормальную деятельность священноначалия по руководству диаспорой в А. и С. е. и привело к дальнейшему нарушению канонического порядка в отношениях между Поместными Православными Церквами. В 1922 г. была создана Американо-Канадская епархия Сербской Православной Церкви, в 1924 г.- Североамериканский архидиоцез Антиохийского Патриархата. С 7 по 9 нояб. 1922 г. в Питтсбурге состоялся III Всеамериканский Собор, к-рый избрал митр.

http://pravenc.ru/text/115924.html

К нач. 1923 г. К. е. состояла из 56 благочиннических округов и 665 храмов, из них 442 самостоятельных и 223 «филиальных» (приписных). Согласно «Временным правилам по отношению правительства Речи Посполитой к Православной Церкви в Польше» (действовали в 1922-1938), правосл. священники должны были иметь польск. гражданство, о каждом ставленнике правящий архиерей сообщал местному воеводе, который мог отклонить кандидатуру. Священники могли беспрепятственно совершать богослужение, преподавать Закон Божий на родном языке в школах. В городах существовали должности штатных законоучителей, уравненных в правах с римско-католич. духовенством. До 1935 г. материальное обеспечение правосл. духовенства было вполне удовлетворительным. Оно имело земельные наделы (обычно 33 дес. для всего причта), получало кружечные доходы, жалованье за преподавание Закона Божия в школе. Не было притеснений в использовании языков. На содержание епархиального управления и Синода каждый приходский священник на Волыни ежегодно вносил 12 тыс. польск. марок, диакон - 9 тыс., псаломщик - 6 тыс., община самостоятельного храма - 12 тыс., приписного - 6 тыс. польск. марок. Из-за больших взносов число приходов в последующие годы уменьшилось, на что повлияла и политика местных властей. Будучи Кременецким епископом, затем Варшавским митрополитом, Дионисий (Валединский) получал треть дохода Почаевской лавры как ее священноархимандрит. К. е. стала составной частью провозглашенной 13 нояб. 1924 г. без благословения патриарха Московского и всея России свт. Тихона Польской автокефальной Церкви. Епархия являлась более многочисленной, чем все вместе взятые др. польск. епархии: Полесская епархия состояла из 298 приходов, Виленская - из 158, Гродненская - из 130, Варшавско-Холмская - из 65, вместе 651 приход, тогда как на Волыни действовало свыше 660 церквей. Жизнь К. е. в нач. 20-х гг. XX в. омрачило изъятие («ревиндикация») у правосл. Церкви когда-то принадлежавших католикам, преимущественно униатам, монастырей и храмов. В 1921-1922 гг. К. е. лишилась неск. храмов и 3 мон-рей: Новозагоровского в честь Рождества Пресв. Богородицы, владимир-волынского Христорождественского, а также Николаевского женского в Дубно. Попытка еп. Дионисия в апр. 1923 г. перевести общину Христорождественского мон-ря из Владимира-Волынского в с. Когильно была пресечена властями в июне, братия обители была расселена в др. мон-рях. Были отняты почти все здания древнего Воскресенского мон-ря у общины сестер, живших в Свято-Троицкой (новой) обители в Корце. Впрочем, благодаря умелой политике еп. Дионисия К. е. в меньшей степени, нежели др. епархий, коснулись осуществлявшиеся властями «ревиндикация» церквей, «редукция» приходов и «парцелляция» церковных земель.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

М. поселился на Благовещенском подворье Пекинской духовной миссии . По приглашению приходского совета Николаевского собора возглавлял воскресные и праздничные богослужения, впосл. переселился в построенный для него при соборе дом. В 1921 г. М. вместе с управляющим Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД) Б. В. Остроумовым обратились в Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ) с ходатайством об образовании самостоятельной Харбинской епархии, обосновав его тем, что в Маньчжурии в зоне отчуждения КВЖД, ранее принадлежавшей России, за счет притока русских беженцев во время гражданской войны численность правосл. населения возросла до 300 тыс. чел. Указом ВЦУЗ от 29 марта 1922 г. временно учреждалась Харбинская епархия, ее управляющим был назначен М., которому присваивался титул архиепископа Харбинского и Цицикарского (с авг. того же года Харбинский и Маньчжурский). 14 июня М. отправил письмо с извещением о своем вступлении в управление новоучрежденной епархией Владивостокскому еп. Михаилу (Богданову) , в юрисдикции к-рого ранее находились приходы в зоне КВЖД. Сразу после учреждения Харбинской епархии был избран временный епархиальный совет во главе с прот. Петром Рождественским. В июле того же года М. издал распоряжение о создании комиссии по подготовке Дальневосточного церковного Собора и составил проект положения о Соборе. 13-14 сент. в г. Никольске (ныне Уссурийск) состоялось архиерейское совещание с участием М., Токийского архиеп. Сергия (Тихомирова) , епископов Владивостокского Михаила, Забайкальского Мелетия (Заборовского) и Камчатского Нестора (Анисимова) . Архиереи высказались за подчинение своих епархий и миссий организованному в то время в Сремски-Карловци (Сербия) Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Архиерейское совещание постановило созвать во Владивостоке, еще удерживаемом белыми формированиями, церковный Собор для решения вопросов по организации церковного управления на Дальн. Востоке. Однако вскоре Владивосток был занят красными войсками и проведение Собора стало невозможным.

http://pravenc.ru/text/2563112.html

Прибытие Царского Сына на далекие окраины России тогда сравнивали с лучами живительного солнца. Полюбив эту русскую землю у Тихого океана, в дальнейшем Царь Николай II явил особое попечение об укреплении здесь Русской Православной Церкви. Он, как и его державный отец, глубоко осознавал, что наша Православная церковь является основой, мощью и живительной силой России в ее движении на восток, в государственном укреплении страны. Как только Николай Александрович взошел на престол, первым его Указом, касающимся монастырей в России, стало распоряжение об учреждении в Южно-Уссурийском крае Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря. А через небольшое время, в соответствии с распоряжением Царя, была образована Владивостокская епархия. Визит Цесаревича вдохновил местных тружеников на дальнейшие подвиги и вызвал новые потоки переселенцев в эти края. Владивосток, встречавший в мае 1891 года Цесаревича, еще долго жил этим событием. Каждый год впоследствии в городе совершался молебен, и проходили торжества в память о Высочайшем посещении. И до 1922 года Владивосток жил по законам Российской империи. Здесь была восстановлена монархия и Романовы на Царском престоле. На сегодняшней встрече вам будет представлена небольшая книга «Царские дни на берегу Тихого океана». Эта книга подготовлена недавно открывшимся в нашей епархии Центром церковно-государственных отношений «Берег Рус». В работе впервые публикуется отрывок из дневника Цесаревича, который он вел во время Восточного путешествия. Отрывок посвящен дням пребывания во Владивостоке и Южно-Уссурийском крае. Читая строки, написанные юным Цесаревичем, будущим Государем, чувствуешь, с какой любовью он относится к нашим благодатным тихоокеанским местам. Он видит Владивосток и весь Приморский край своей Родиной. Даже наш влажный океанский климат кажется ему «совершенно российским». И какое внимание к укреплениям Владивостока и устройству города, к людям, живущим в нем! С любовью встречает русский народ на берегу Тихого океана царского сына, будущего Всероссийского императора! Листая страницы представляемой здесь книги «Царские дни на берегу Тихого океана», мы чувствуем эту любовь русских к своему Царю.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/21/...

Воскресенская церковь Томска в начале XX века Большую часть информации мы получаем из архивов государственных ведомств, контролировавших церковную жизнь. Впоследствии, в 40-50-е годы прошлого столетия, эти их функции были переданы Совету по делам религий. Из статистических данных государственных органов узнаём, когда и как закрывались храмы. На данном этапе у нас вся статистика собрана, мы располагаем тысячами дел по закрытию храмов. Начали с размещения на портале данных о том, когда храм открылся, и документов о закрытии. В дальнейшем постепенно будем дополнять другой информацией – архивной и аудиовизуальной. Что Вас побудило начать создание такого ресурса? – Я как историк много лет занимался именно 20-30-ми годами XX столетия, собрал и изучил большой массив документов по этому периоду. Среди них были и большие документы, и отписки в несколько слов, но, все равно это очень важная историческая информация. Выявленные документы мы бы хотели объединить в общую справочную базу проекта «Родиновед», которая, надеюсь, послужит всем исследователям. В первую очередь мы говорим не о тех храмах, которые существуют сейчас, потому что о них информационных ресурсов немало. К сожалению, в 30-е годы ХХ века православная топография в нашем регионе была почти уничтожена. Например, по нашим данным, в середине 20-х годов на территории нынешней Новосибирской области имелось более 350 храмов. В 1921 году в ответ на обращение местного духовенства святителем патриархом Тихоном и Священным Синодом было образовано новое викариатство в составе Ново-Николаевского и Каинского уездов, включавших 125 и 73 прихода соответственно, а также части приходов нынешней Омской области и Алтайского края. Епископом Новониколаевским назначили Преосвященного Софрония (Арефьева), но в конце 1922 года он был арестован. В сентябре 1924 года в Москве совершается архиерейская хиротония архимандрита Никифора (Асташевского) во епископа Новониколаевского – таким образом была учреждена новая Новониколаевская епархия. Всего, по нашим подсчетам, в это время действовало 357 приходов, которые были к тому же разделены обновленческим расколом. На сегодняшний день сохранилось десятка три церковных зданий тех времен, причем большинство из них находятся в полуразрушенном состоянии.

http://pravoslavie.ru/105038.html

В Курганской обновленческой епархии в 1922 г. насчитывалось 109 приходов - подавляющее большинство церквей региона. В 1922-1923 гг. обновленческая епархия состояла в ведении ВЦУ, в июле 1923 г. раскольническое Сибирское областное церковное управление (Сибирская митрополия) выступило за подчинение себе Курганской епархии с понижением ее до статуса вик-ства Челябинской епархии. В сент. 1923 г. ВЦУ утвердило включение Курганской епархии в Сибирскую митрополию. 6 нояб. 1924 г. митрополия назначила в Курган Павлодарского «архиепископа» Михаила Фивейского. В ответ епархиальное собрание духовенства и мирян 9-11 дек. заявило, что если курганские обновленцы не найдут защиты у синода, то епархия объявит себя автокефальной. В итоге епархия была оставлена самостоятельной. Не позднее апр. 1925 г. она вошла в новосозданное обновленческое Уральское областное митрополитанское церковное управление (учреждено в связи с образованием в кон. 1923 в составе Уральской обл. Курганского окр.). При этом епархия расширила свои границы за счет присоединения нек-рых волостей Челябинского и Ялуторовского уездов, в нач. 1924 г.- Шадринского у. С 1934 г. обновленческая Курганская епархия входила в Челябинскую митрополию. Живоцерковники стремились всячески доказать свою лояльность государству, значительное церковное имущество было передано в фонд индустриализации. Однако это не спасло обновленческую кафедру от закрытия. 17 апр. 1936 г. здание Рождество-Богородицкой ц. в Кургане, при к-рой находилось обновленческое епархиальное управление, было передано муз. мастерской. Обновленческой Курганской епархией управляли: Иоанн Туторский (авг.-нояб. 1922), Константин Прокопьев (нояб. 1922 - нояб. 1924), Михаил Фивейский (1924-1925), Аристарх Николаевский (окт.-дек. 1925), Василий Бехтерев (1926-1927), Николай Шумовский (авг.-нояб. 1927), Филарет Домрачёв (1927-1928), Сергий Волков (1928-1929), Димитрий Крылов (1931), Сергий Баженов (1931-1934), Серапион Сперанцев (1934-1936). Внутренние конфликты в раскольнической епархии в 1923-1924 гг. привели к тому, что влиятельные ее деятели: благочинный Кургана прот. И. Редькин, священники К. Зотов, К. Парфёнов и др.- вернулись через покаяние в православную Церковь. В 1924 г. получило окончательное оформление К. в. в составе Тобольской епархии патриаршей Церкви. Вначале приходами К. в. временно управлял хиротонисанный в июле 1924 г. Ялуторовский еп. Серафим (Коровин). Первым Курганским епископом стал сщмч. Алексий (Орлов) . Имеются сведения о том, что занимавший Курганскую кафедру в 1933-1934 гг. Ираклий (Попов) титуловался как самостоятельный епархиальный архиерей, но это могло быть связано с отсутствием архиерея в Тобольске, поэтому его полномочия делегировались викарию. Архиереи

http://pravenc.ru/text/2462285.html

В разделе «Критика, библиография, научная жизнь» обращает на себя внимание, прежде всего, тщательный анализ недавно вышедшего двухтомного свода записей болгарских книгописцев 10-11 веков, предпринятый А.А. Туриловым, а также рецензии на новые книги: «Иноземцы в России XVI-XVII веков» (Т.А. Опарина), «Книга бытия моего» (К. Королевский), «Смоленская епархия (1776-1917)» (Л.Л. Степченков) и др. Также в данной рубрике можно познакомиться с итогами таких крупных научных форумов, как Шестые Каптеревские чтения и российско-греческий форум «Российско-греческие государственные, церковные и культурные связи в мировой истории». В номере 3/4 (15/16) впервые вводится в научный оборот целый ряд памятников русской агиографии. Это Жития преподобного Афанасия Высоцкого (Л.И. Алехина), преподобного Иродиона Илоезерского (А.Л. Лифшиц), преподобного Нила Сорского (Е. В. Романенко). В разделе публикаций следует также отметить материал А.А. Романовой и Р.П. Биланчука «Сказание о явлении Великорецкого образа святителя Николая», рассказывающий о преподобном Агапите Маркушевском и Николаевском Маркушевском монастыре. А.В. Маштафаров впервые издал «Предисловие во книгу Синодик о пособии мертвым» - яркий памятник древнерусской книжности. В разделе «Исследования» представлена статья Е.Л. Конявской о святителе Арсении Тверском. Материал А.Н. Старицына раскрывает ряд неизвестных фактов из истории Курженской пустыни. Новые данные о биографии Вятского архиепископа Ионы сообщила Н.Е. Завойская. С.М. Шамин подробно проанализировал новости о церковной жизни Европы, которые 2-й половине XVII века сотрудники Посольского приказа включали в обзоры европейской прессы, предназначенные для царей и Боярской Думы. Пердставлены в журнале и небольшие сообщения: «Землевладение и организация хозяйства костромского Авраамиева Городецкого монастыря в конце XVIII - начале XX века (А.В. Гневышев); «Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Товия (Цынбалов) и его завещание» (Д.Г. Давиденко); «Витебские страстотерпцы» (Священник Владимир Горидовец); Кампания по изъятию церковных ценностей в Рязанской губернии (1922 год)» (М.В. Семина).

http://pravoslavie.ru/34947.html

16 ноября 1859 года из Херсонской была выделена Таврическая епархия, после чего в ведении последней осталась только собственно Херсонская губерния. После начала революционной смуты в 1917 году как и во всей бывшей Российской империи, епархия подвергается гонениям со стороны атеистических властей, церковная жизнь всячески расшатывается. В 1921 году священномученик Прокопий (Титов) был назначен епархиальным архиереем уже с титулом Одесского и Херсонского, а в июне 1925 года – назначен на новую Херсонскую и Николаевскую кафедру. Эта отдельная кафедра существует также в период между 1944 и 1947 годами, когда ее кафедра находится в городе Херсоне. Однако, уже в 1947 году эта епархия была присоединена к Одесской епархии, которая вновь начинает именоваться Херсонской, с кафедрой в Одессе. 7 октября 1976 года ее наименование снова переменяется на Одесскую. В ведение этой кафедры входят Одесская и Херсонская области. В 1991 году, с падением атеистического режима и обретением Украиной независимости, когда здесь вновь началось духовное возрождение, Херсонская епархия с кафедрой в Херсоне, на территории одноименной области, восстанавливается как самостоятельная, будучи выделена из состава Одесской. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 декабря 2007 года из состава Херсонской выделена самостоятельная Каховская епархия. После этого в ведении Херсонской кафедры остались города Херсон и Новая Каховка и Белозерский, Голопристанский, Каланчакский, Скадовский, Цюрупинский, Чаплинский районы Херсонской области. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Благовещенский женский монастырь [ править править код ] Благовещенский монастырь В 1856 г. на месте будущей обители благотворитель Лев Скадовский выделил землю для приюта девиц бедного сословия и вдов. В 1868-1869 гг. в усадьбе приюта построили каменный храм Св. Троицы. В 1883 г. община насельниц приюта была преобразована в женский Благовещенский монастырь. В 1891-1896 гг. в обители возвели Благовещенский собор с приделами Рождества св. прор. Иоанна Предтечи (правый) и св. вмч. Георгия Победоносца (левый). К 1897 г. были построены колокольня, ограда, новая монастырская школа с интернатом, гостиница. В 1900-1909 гг. сооружен собор Св. Троицы с приделами Владимирской иконы Божией Матери (правый) и прп. Евфросинии Полоцкой (левый). В 1920 г. в монастыре был создан детгородок, в 1922 г. инокинь изгнали, в 1930-х гг. разрушили храмы. После Великой Отечественной войны до 1957 г. в обители находилась школа механизаторов, затем – профтехучилище. В 2007 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение возродить монастырь, в 2009 г. Церкви возвращена надвратная часовня, в 2010 г. у ее стен совершена 1-я Литургия, в том же году часовня освящена как Благовещенский храм и начато строительство жилых помещений.

http://azbyka.ru/palomnik/Херсонская_обл...

Лядовский мон-рь в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Фотография. 2013 г. Лядовский мон-рь в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Фотография. 2013 г. Управляющий Минской, Изяславской и Брацлавской губерниями генерал-губернатор Т. И. Тутолмин 14 апр. 1795 г. распорядился обратить униат. шаргородский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь в православный, а в Могилёве-Подольском открыть женский мон-рь. В 1795-1799 гг. Шаргород был первым местом пребывания правосл. епископов Подольских и Брацлавских, резиденция к-рых разместилась при Николаевском муж. мон-ре, там же располагалась Брацлавская консистория. С 1797 г. в Шаргороде действовала Подольская ДС, в 1805 г. переведенная в Каменец-Подольский, в Шаргороде сохранилось подготовительное отделение семинарии, в 1817 г. преобразованное в Шаргородское ДУ (действовало до 1897). В 1796 г. в уездном г. Ямполе было учреждено одно из первых в крае правосл. духовных правлений. В дек. 1798 г. его перенесли в мест. Цекиновка Ямпольского у., куда по указу от 27 янв. 1798 г. переместился центр Ямпольского у. С 1804 г., после наводнения, опустошившего Цекиновку, Ямпольское правление временно находилось при Успенском храме в мест. Томашполь, получившем статус уездного собора, в 1817 г. правление вернулось в Ямполь. Постановлением консистории от 5 янв. 1797 г. предписывалось не учреждать уездное духовное правление в Могилёве в связи с противодействием со стороны униатов, а проводить уездные собрания духовенства в Шаргороде. В 1798 г. Ямпольское правление объединяло 144 церкви, учрежденное в 1799 г. Могилёвское правление включало 109 церквей. Активным деятелем по воссоединению униатов был могилёвский уездный прот. Трофим Куницкий. В 1921 г. было учреждено Могилёвское вик-ство Подольской епархии. 27 февр. во епископа Могилёвского был хиротонисан Лоллий (Юрьевский) , в 1922 г. он уклонился в обновленчество (17 нояб. 1924 назначен обновленческим «архиепископом Подольским и Брацлавским»). Еп. Лоллий оставил заметный след в церковной истории края, основал мужской и женский скиты, однако все совершенные им иерейские хиротонии и монашеские постриги были признаны недействительными ввиду отпадения владыки в раскол. В оккупационный и послевоенный периоды клирики его поставления принимали повторные хиротонию или монашеский постриг. Кафедрой Лоллия стал Георгиевский греч. собор, где разместилось управление Могилёв-Подольской обновленческой епархии, позже центр обновленческого вик-ства переместился в Ямполь. Николаевский собор в Могилёве-Подольском остался в ведении канонической Церкви, в 1929 г. был закрыт властями.

http://pravenc.ru/text/2563890.html

В Одессе были ликвидированы (преимущественно преобразованы в клубы) следующие церкви: Александро-Невская при тюрьме (1920), Александро-Невская при университете (1921), Александро-Невская при военном уч-ще (1921), Андреевская при Одесской ДС (1922), Алексиевская при 5-й мужской гимназии (1922), Архангело-Михайловская при Ин-те им. Главкова (1922), Архангело-Михайловская при Семёновском приюте (1922), Введенская при общине Красного Креста, Димитриевская при епархиальном доме, Димитриевская при епархиальном жен. уч-ще (1922), Касперовская, Кирилло-Мефодиевская при кадетском корпусе (1922), Марии Магдалины при приюте имп. Марии (1922), святых Николая и Ариадны при Греческом благотворительном об-ве (1922), Александро-Невская при военном госпитале (1922-1923), Александро-Невская при реальном уч-ще (1922-1923), Ильинская при уч-ще садоводства (1922-1923), Стефаниевский военный собор, Феодоро-Ульянская при богадельне, Христо-Рождественская при городской больнице (1922-1923), Михайловская ц. в доме Г. Г. Маразли (1922-1923), Александринская при Ин-те благородных девиц (1923), Александро-Невская при коммерческом уч-ще (1923), Александровская Патриотического жен. уч-ща (1923), Иоакинфовская при бывш. 39-м Люблинском полку (закрыта и в 1923 снесена), мц. Александры при 4-й муж. гимназии (1923), Николаевская при 2-й гимназии (1923), Павло-Наталиевская при уч-ще слепых (1923), Сергиевская при артиллерийском уч-ще (1923), Скорбященская при Стурдзовской богадельне (1923). Одной из последних среди домовых церквей в кон. 1926 г. была ликвидирована Кирилло-Мефодиевская ц. при бывш. ДУ. Были упразднены подворья афонских мон-рей в Одессе, Пантелеимоновскую ц. в 1923 г. передали для нужд общежития и дома пролетарских студентов 1, Андреевскую ц. занял клуб железнодорожников, Ильинский храм перешел в ведение общины «Живой церкви» , подворье - в ведение трамвайной службы. В 1922 г. в помещениях Успенского мон-ря расположился дом отдыха, в помещениях Архангело-Михайловской жен. обители - детский городок на 400 детей с передачей храма «Живой церкви».

http://pravenc.ru/text/2578181.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010