Какая ужасная бездна неверия! Этим отрицанием попирается все, чем держался христианский мир всюду и во все века. Свои мысли Лев Толстой выражает не как личное только понятие, но с фанатической ревностью распространяет их через своих учеников и через свои сочинения и письма. Для примера достаточно вспомнить злоключения преступных и злосчастных кавказских духобор-толстовцев. Этот человек не только не отвергся себе и не пошел за Христом, но, страшно сказать, утвердился себе и отвергся Христа. Здесь плод крайнего самообольщения и невыразимой гордости. Что особенно служит к великому соблазну в толстовских лжеучениях, это то, что Лев Толстой своим красным словом ублажает Христа, ставя Его в ряд с великими языческими мудрецами. Человек, мало вникавший в толстовское лжеучение, готов признать Толстого за христианина. Есть мужи и жены, которые, не удаляясь от Христа сознательно, прельщаются красотой суетного слова графа Толстого и с усердием распространяют разные его сочинения; они даже огорчаются за обличение еретичества называемого ими великим «писателя земли русской». Не разумеют они того, что похвала Христу от Толстого есть то же, что гефсиманский поцелуй Христу от Иуды. Кто хоть сколько-нибудь искренно любит Христа Бога, у того скорбь и острая боль должны охватить сердце, когда он узнает всю глубину хулы, какую наносит Христу и Его Церкви лжеучитель Лев Толстой. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы ( Лк.12:2 ). Ныне отечественная Церковь наша в лице ее высших архипастырей в своем послании (от 2021 февраля 1901 г.) ко всем верным чадам раскрывает глубину пропасти, взрытой Львом Толстым, и всех предостерегает от этой пропасти. Послание это, в духе высокой любви христианской вразумляя лжеучителя, заканчивается молитвой ко Господу об обращении его на путь покаяния. Посланием недоразумение устраняется. Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? ( 2Кор.6:15 ). Каждый почитатель талантливого писателя должен в своей совести сделать выбор: Христос и Его Церковь или Лев Толстой с его лжеучением? Ныне ко всем нам относится предостережение апостола: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол.2:8 ). Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы ( Еф.5:1516 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Особенное внимание обращает и разность в самой внешней обстановке евангельской истории, как она изображается тремя первыми евангелистами и как она представлена евангелистом Иоанном. Первые три евангелиста описывают деятельность Господа, по преимуществу в Галилее, Иоанн – по преимуществу в Иерусалиме и на Иерусалимских праздниках. Именно здесь на праздниках и появлялись иудеи рассеяния, «еллинисты», между которыми могли встретиться и приверженцы ферапевтизма. Ввиду иудеев рассеяния и могли быть сказаны слова: «есть у Меня и другие овцы, которые не от сего двора; и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один пастырь» ( Ин.10:1516, 11:5152 ). Это место получает ближайшее разъяснение в замечании евангелиста, что Иисус умрет «не только за народ, но и – дабы рассеянных чад собрать в едино». Далее, и ученикам и самому народу становится понятной речь Господа о том, что от мира и что не от мира сего, и народ знает о «Еллинском рассеянии», знает, что удалившихся к эллинам и найти нельзя и нужно считать почти заживо исчезнувшими для мира ( Ин.8:12, 26, 7:3436, 8:2123 ). Наконец, мы не можем не остановиться на одном событии, о котором упоминается только в Евангелии Иоанна, и которое имело как бы пророчественное отношение к проповеди Иоанна среди малоазийских христиан, направленной против тех, которые от мира. «Из пришедших на поклонение в праздник (это было в Иерусалиме перед самыми страданиями Господа) были некоторые Еллины (иудеи – еллинисты)». Когда они изъявили желание видеть Иисуса, то Иисус, узнав об этом, сказал в ответ: «пришел час прославиться Сыну человеческому... Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь меня от часа сего? Но на сей час Я и пришел. Отче! Прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. – Иисус сказал: – не для Меня был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего будет изгнан вон» ( Ин.12:2033 ). Вместе с отречением от мира у малоазийских лжепророков так же, как и у ферапевтов и ессеев, соединялись обеты безбрачия и самоистязания, нестяжательности и смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В виду нарушения, вошедшими в мир и говорящими по-мирски, лжепророками, ап. Иоанн заповедует верующим «не любить ни мир, ни того, что в мире; ибо все, что в мире – похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, не есть от Отца, но от Мира» ( Ин.2:1516 ) (указание на нарушение трех главных обетов монашества: воздержания от плотских удовольствий, нестяжательности и смирения). В виду унижения лжепророками значения христианского брака и мнимого воздержания от всяких увеселений и от вина, Иоанн в своем Евангелии ( Ин.2:111, 3:29 ), начало чудес Иисусовых возводит к чуду, совершенному Господом на браке в Кане Галилейской – претворению воды в вино для брачного веселья, и отношение Предтечи к Господу представляет под образом отношений к жениху друга жениха, который стоит и внимает ему и «радостию радуется, слыша голос жениха». В Апокалипсисе лжеучители называются «развратными», научающими любодейству, думающими о богатстве, надменно называющими себя апостолами и пророками, в своей иудейской гордости возомнившими о победе своего учения над языческими народами, от чего и самое название – Николаитами (победителями народов), и в противоположность им восхваляется терпение, скорбь, нищета, сохранение одежд своих от осквернения, за что обещается облечение в белые одежды, вкушение сокровенной манны, дарование радостной звезды утра, «нового имени и победы над язычниками» ( Откр.23 ). Гордости лжеучителей, их дерзкому именованию себя пророками и апостолами и стремлению властвовать над народами соответствует в Апокалипсисе ( Откр.13:1, 46 ), изображение зверя, которому «даны были уста, говорящие гордо и богохульно», и у которого «рога, увенчанные диадимами, а на головах имена богохульные». Еще полнее указывает в ( Откр.17:45, 18:23, 7 ) на нарушителей обетов отречения от мира и его похотей образ жены, сидящей в пустыне на звере: «на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным»; она «была облечена в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными каменьями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ея»; «она напоила яростным вином блудодеяния своего все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ея»; «она говорит в сердце своем: сижу царицей, я не вдова, не увижу горести».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Двуперстное сложение у раскольников есть единственный якорь спасения, по их мнению. Изза двуперстия они оставили Святую Церковь , спасающую благодать, священство, святые храмы, христианскую святыню. Неужели после этого двуперстие в руках раскольников не грех ? Не думаю; а всякий грех, говорит Иоанн Богослов, от диавола. Феофилакт же употребил имя падшего ангела не такое, какое для него употребляется в Священном и святоотеческом писании – диавол, сатана, а уличное... В этом вся его и вина. Вина, как видите, не по существу дела и не неизвинительная. Фарисеям, хвалящимся, что отец у них Авраам и Бог, и не делающим дел Авраама и Бога, Спаситель сказал: ваш отец не Авраам и не Бог, а диавол; «и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Сим Господь не хотел сказать и, конечно, не сказал, что у фарисеев не было и нет плотских родителей. Следовательно, выражение: «ваш отец диавол» – имеет иносказательный, метафорический характер. Так Господь о фарисеях отнесся за то, что они, как и диавол, не устояли в истине и всегда настроены исполнять похоти его. Раскольники с своим двуперстием, как с мечом в руках, неужели нейдут против Бога, когда изза двуперстия ставят ни во что Жертву Тела и Крови Христа Спасителя, так же относятся к другим Тайнам и Святой Церкви? Следовательно, они сами с своим двуперстием чьи дела творят и кому угождают? Не применимы ли и к ним, как и к фарисеям, слова вышеприведенные Господа? У апостола Павла читаем: «...мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих; для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» ( 2Кор.2:1516 ). Как видите, апостолы были Христовым благоуханием Богу для спасаемых и погибающих: для спасаемых были запахом живительным на жизнь, а для погибающих – запахом смертоносным на смерть. Нельзя ли приложить сего к перстосложению? Двуперстие в руках православных и единоверцев, находящихся в недрах Христовой Церкви, не доставляет ли им живительного, благодатного, благоухающего запаха чрез законные священство и Таинства, а двуперстие у обрядоверов не выгнало ли их из Церкви и не служит ли им смертоносным ядом на смерть, на вечную погибель? Соглашаются лучше на погибель и смерть, но не на спасение и жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Заключительные разделы Павловых посланий нередко содержат списки лиц, которым или от которых Павел посылает приветствия, вперемежку с пастырскими увещаниями и благословениями, а также разного рода добавлениями и приписками. Может создаться впечатление, что Павел, продиктовав секретарю основную часть послания и обозначив всех, кому и от кого он хочет направить приветствие, потом неожиданно вспоминает о чем-то важном, что он не успел сказать, и делает соответствующее добавление. Именно такое впечатление производит небольшое увещание из заключительной главы Послания к Римлянам, вставленное между двумя списками имен: Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло. Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь ( Рим. 16:17–20 ). В этих словах Павел обращается к теме, которая проходит лейтмотивом через весь Новый Завет и берет свое начало в проповеди Иисуса. В Нагорной проповеди Иисус предостерегал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» ( Мф. 7:1516 ). Соблазнители, по Его словам, несут личную ответственность за свои действия: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» ( Мф. 18:7 ; Лк. 17:1 ). Иисус предвидел, что найдутся те, кто будет искажать Его учение или выдавать себя за Hero: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят» ( Мф. 24:4–5 ; Лк. 21:8 ). Жесткими обличениями в адрес лжепророков, лжеучителей и антихристов наполнены апостольские писания. Эти лица, производящие разделения и соблазны, изобретающие ереси и расколы, будут появляться изнутри Церкви, но церковная община будет отторгать их от себя. Тем не менее они опасны, так как уловляют души людей в свои лжеучения, отвращают их от спасительного пути:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

15 . Уже тогда, следовательно, предызображалось знамение будущего Креста, и в то самое время, когда с Него был снят хитон 1516 , то есть плоть, которую Он принял, с Него было совлечено прекрасное многоцветье добродетелей. Значит, Его хитон, то есть плоть 1517 , а не Божество обагрилось кровью: они смогли похитить у Него одеяние плоти, но не бессмертие жизни. Этот хитон обагрили кровью иудейские звери, те, о которых Он говорит: Вот, Я посылаю вас как овец среди волков (Мф. 10. 16). 16 . Что удивительного, если ров был пуст (Быт. 37. 24)? — если нет воды во рве иудеев, которые оставили источник воды живой и сделали себе водоемы разбитые (Иер. 2. 13) 1518 . И чтобы ты знал, что это истинная глина, Сам Господь говорит о Себе: Положили Меня в рове глубоком, во тьме и в тени смертной (Пс. 87. 7). 17 . Итак, Христа покупают те, кто приносит добрые благовония 1519 : фимиам, которым благоухают жертвенники благочестивого ума, как и Давид говорит па греческом языке: Κατευθυνθτω προσευχ μου ς θυμαμα νπιν σου 1520 – и смолу, с помощью которой соединяют разбитый мрамор. Это духовная смола и потому исцеляет раны твоей души и связывает разорванное, укрепляет ослабленное. Ибо эта духовная смола делает сильными и связывает расстроенные части души, чтобы они безболезненно соединились. Наконец, Иеремия ищет эту смолу, чтобы, если это возможно, попытаться исцелить Вавилон, говоря: Возьмите смолы для болезни его, может быть, он исцелеет. Врачевали мы Вавилон, но он не исцелился (Иер. 51. 8–9). Не исцелилась Синагога 1521 , поскольку смола эта перешла к Церкви. Потому торговцы приходили из Галаада, что переводится как владение или местопребывание свидетельства, перенося свои товары в Церковь, чтобы эта смола врачевала грехи народов, о которых говорится: Укрепитесь, ослабевшие руки и колени дрожащие (Ис. 35. 3). Искренняя вера — это смола. Ее употреблял Петр, когда говорил хромому: Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян. 3, 6), — и должным образом тот встал и начал ходить. Ее он имел, когда говорил расслабленному: Эней, исцеляет тебя Господь Иисус: встань и убери постель. И он встал и убрал (Деян. 9. 34) 1522 . Ее имел он, когда говорил умершей: Встань во имя Господа нашего Иисуса Христа (Деян. 9.40). И усопшая встала. Надлежащей смесью из этой смолы скрепляются те камни, из которых Бог силен воздвигнуть детей Аврааму 1523 . Лекарство из этой смолы хромого выпрямляет, расслабленного укрепляет, умершую воскрешает.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

К любви Божией влечет нас Тот, Кто Свои руки распростер на Кресте. Но на пути к ней встречаемся мы с гордым насильником, князем мира сего. Сей князь отпал от Света Истины, но ум его по природе своей — космический. «Ум с умом борется... наш ум — с умом врага», — говорил Старец Силуан. Сами мы не в силах победить врага, но, следуя за Христом, — можем и мы. «Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу... Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир»(Ин. 16 :2728, 33). Нам предлежит великая брань, чтобы победить «космос» (по-русски «мир»). Победители во Христе становятся сверхкосмическими. Сопротивный представит нам свои «глубины и высоты», великолепие своих переживаний, например, славы или власти над братьями, величие и услаждение земными богатствами; свои созерцания сверхбытийного Абсолюта. И если мы отказываемся, он подвергнет нас и болезням, и нищете, и гонениям, и страху даже до смерти. Дерзаю действительно сказать, что христианину раскрываются бездны мироздания глубже, чем кому бы то ни было иному; что возводится он в область Света, неприступного для избравших иные пути (ср.: 1Кор. 2 :1516). Вера во Христа Богочеловека дает нам опыт состояний, которых не может дать тварь. И так совмещение в Лице Логоса — и безначального Божества, и человечества-твари — является для меня основой жизни вообще. Через Него я воистину живу Бога Живого, через Него же я познаю человека в последних, доступных ему возможностях. Догмат о Христе в двух естествах при единой Ипостаси составляет для меня крепкий фундамент, на котором строится все здание моего временного и вечного бытия. Это вовсе не есть некая отвлеченность академического характера; это путеводная звезда; источник вдохновения; достоверное знание: разумение стоящей пред нами идеи Бога, Творца нашего, о нас; откровение тайны, необходимое для моего спасения. Есть параллель между Творцом и человеком-тварью. Если бы «образ» не был соизмерим с Первообразом, то невозможным было бы вочеловечение Бога. Сей акт реализуется через совмещение в единой Ипостаси Логоса двух естеств. Подобно сему тварная человеческая ипостась наделена способностью воспринять не Сущность, не безначальную Натуру Бога, но Акт Божественной жизни. Тварь не становится единосущною Творцу, но по содержанию жизни во Свете Божества уподобляется Богу до тожества: становится богочеловеком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

И в 1515 году для него все решилось. Надежда победить свою греховность рухнула окончательно и бесповоротно. «Бог требует от нас невозможного, того, что не в нашей власти, и не прощает неисполнения». «Мы видим, что, несмотря на всю нашу мудрость, несмотря на любые способы, к которым мы прибегаем, мы не в состоянии вырвать из нашего существа вожделение». «Бог запретил нам делать то, чего не может избежать ни один человек». Позже он разовьет эту мысль еще дальше: «Все, что в нашей воле, есть зло: все, на что способен наш ум, есть заблуждение». Что же остается в таком случае человеку? Ничего, одно отчаяние. «Законы плоти, – восклицал он в 1516 году, – властно влекут тебя к сатане, к греху и к нестерпимым мукам совести». Несколько лет спустя он добавит: «Все мы пленники диавола, он – наш князь и наш бог. Мы принуждены делать то, чего хочет он, то, на что нас толкает он». Но нет! Это было бы слишком ужасно! Что-то подсказывает ему, что есть выход помимо отчаяния. Отчаяние – свойство человека, но, возможно, есть и божественное решение проблемы. В 1515–1516 годах доктор Лютер пристально изучал Послание святого апостола Павла к Римлянам, на основе которого построил курс лекций и прочитал целый ряд проповедей. Постепенно, по мере того как мысли об отчаянии все больше овладевали его умом, по мере того как Небесные Врата закрывались перед его душой, они же распахивались перед Писанием. Да, человеку не дано достичь добродетели, но Богу – Богу дано все. Да, Мартин Лютер достоин осуждения за свои грехи, но Христос дарует ему вечное блаженство. Пусть грешник не сделал в жизни ничего хорошего (он на это не способен!), пусть он грешил и продолжает грешить (его порочная натура не позволяет ему ничего иного), Бог не станет вменять ему в вину его грехи. И не потому, что человек совершает их невольно (подобные аргументы хороши для людского правосудия, в глазах же Бога грех всегда наказуем), а потому, что Бог после Искупления вообще простил все грехи. Бог перестал быть карающим Богом, потому что Иисус Христос раз и навсегда утолил Божий гнев на людей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010