О почитании И. в XIII-XIV вв. известно мало, ее популярность резко возросла в позднее средневековье. В XIV в., вероятно из-за совпадения с кануном Рождества, день памяти святой был перенесен на 18 дек., однако в Римском Мартирологе сохранена прежняя дата - 24 дек. (составитель Мартиролога кард. Цезарь Бароний заимствовал эту дату из более ранних изданий Мартиролога Узуарда с дополнениями, внесенными не позднее XIV в.). В 1468 г. поминовение И. было включено в календарь Бурсфельдской конгрегации монастырей. Одним из центров почитания И. стал монастырь Шпонхайм, в котором хранился ее череп. Аббат монастыря Иоганн Тритемий (1462-1516) в «Хронике монастыря Шпонхайм» (окончена в 1509) приводит историю переноса черепа из монастыря Эрен в Шпонхайм в 1152 г. Аббат Краффто, будучи еще мирянином, был помолвлен с Клементией, дочерью Адольфа, гр. Хомберга. Невеста, чувствуя свое предназначение служить Господу, незадолго до свадьбы отказалась от данного обещания и приняла монашеские обеты в монастыре Эрен. От горя Краффто сам постригся в монахи в Шпонхайме и, будучи сыном гр. Мегинхарда Шпонхаймского, в 1151 г. стал аббатом мон-ря. Тогда же Краффто, стремясь установить духовную связь с возлюбленной, отправил несколько писем архиеп. Хиллину Трирскому с просьбами о переносе главы И. из Эрена в Шпонхайм. В 1152 г. его просьба была удовлетворена, серебряный реликварий с главой И. был установлен в церкви аббатства Шпонхайм. По всей видимости, святыню утратили в эпоху Реформации, когда мон-рь был разграблен и закрыт. Сохранились сведения о якобы составленном Тритемием Житии И. ( Arnold K. Johannes Trithemius (1462-1516). Würzburg, 1971. S. 52). Из-за отсутствия письменных источников остается неизвестным, когда и при каких обстоятельствах основная часть мощей И. была перенесена в монастырь Вайсенбург (на территории совр. г. Висамбур) в Эльзасе, к-рый в XV-XVI вв. также был одним из центров почитания святой. Вероятно, мощи были перенесены после 1152 г. (согласно сведениям Тритемия и 2-й ред. «Деяний трирцев», в это время мощи находились в Эрене). Впервые они были обнаружены в XV в.- этим периодом датируется приписка к отчету аббата Эделина об освящении некоторых алтарей в 1284 г. В документе утверждается, что в числе проч. реликвий «под алтарем» было обнаружено «целое тело св. Ирмины девы, дочери короля Дагоберта» (Traditiones possessionesque Wizenburgenses. Spirae, 1842. P. 337). В XV в. память святой была внесена в монастырский календарь. Первое точно датированное упоминание о том, что мощи И. хранились в Вайсенбурге, относится к 1484 г. В неоднократно подвергавшемся грабежам в ходе Реформации мон-ре мощи, возможно, затерялись и лишь в 1551 г. были вновь открыты и идентифицированы гуманистом Каспаром Брушем (сохр. текст посвятительной надписи, в к-рой утверждается, что И. является основательницей мон-ря).

http://pravenc.ru/text/674071.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕННАДИЙ ВАЖЕОЗЕРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские Геннадий Важеозерский (+ ок. 1516 ), преподобный Память 9 февраля , в Соборах Санкт-Петербургских и Карельских святых Был сыном богатых родителей, но, раздав все, стал учеником и пострижеником преподобного Александра Свирского и подвизался с ним в отшельнической жизни на реке Свири. Затем, по благословению преподобного Александра, ушел на Важеозеро, в 12 верстах от Свирского монастыря , где, поставив келлию, проводил уединенную подвижническую жизнь с двумя своими учениками. Перед кончиной своей преподобный Геннадий сказал своим ученикам: " На этом месте будет храм и киновия " . Почил этот подвижник около 1516 года, 8 января . Позднее на месте его подвигов поселился преподобный Никифор Важеозерский (+ 1557) и основал там монастырь - Задне-Никифоровскую пустынь . Молитвословия Тропарь прпп. Геннадия и Никифора Важеозерских, глас 1 Славу мира сего презревше, преподобнии,/пустынное житие возлюбили есте,/души же Богу добре повинувше,/постом, бдением и молитвою демоны препобедили есте/и, житию ангельскому непорочно поревновавше,/на Небесех мзду трудов ваших восприяли есте./Слава давшему вам крепость,/слава венчавшему вас,//слава действующему вами всем исцеления. Кондак прпп. Геннадия и Никифора Важеозерских, глас 4 Житейское море подвиги вашими невлажно прошедше,/крепкаго пристанища Христова достигли есте,/идеже Престолу Пресвятыя Троицы предстояще,/Никифоре и Геннадие богомудрии,/Владыку всех молите/мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость. Использованные материалы Редакция текста от: 24.10.2016 10:54:32 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5165.html

С наступлением 1917 г. начались новые беды подворья, в 1920 г. был закрыт Успенский собор. Использовали его под склады, общежития. Перестроили митрополичьи палаты. Появилась гауптвахта доблестной Красной армии. На защиту Крутицкого подворья встал архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский. Под его руководством в 1949-79 гг.были проведены многие реставрационные работы. Его труд и забота отмечены Русской православной церковью, на Крутицком подворье в память о нем установлена памятная доска. В 1992 г. Крутицкое подворье вернули церкви с наречением его Патриаршим Крутицким Подворьем. На подворье созданы Центр Всецерковного Православного Молодежного движения, библиотека, издательский отдел. С апреля 1992 г. возобновлены богослужения в храме Воскресения Словущего, а с апреля 1993 г. - в храме св. апостолов Петра и Павла. Успенский собор. Нынешнее здание собора имеет два этажа. Нижний ярус с теплым храмом святых апостолов Петра и Павла сооружен в 1667-1689 гг. и освящен 29 июня 1699 г. Верхний (летний) храм с главным Успенским престолом сооружен в 1700 г. Придел преподобного Сергия, игумена Радонежского, устроен в 1895 г. В 1693-94 гг. сооружены Крутицкий теремок и крытые Воскресенские переходы, ведущие от митрополичьих покоев в главный Успенский собор. Митрополичья палата (дворец Крутицких митрополитов) — сооружена в 1655 г. Нынешнее здание Воскресенской церкви состоит из подвала с захоронениями Крутицких митрополитов, подклета и верхнего яруса, датируемого серединой XVIII века. Северный придел святителя Николая устроен в 1516 году. В 1719 г. Крутицкий ансамбль дополнен Набережными палатами. http://www.patriarchia.ru/db/text/1160429.html После постройки нового Успенского собора старый собор, построенный в 1516 году, был перестроен в Крестовую палату с церковью Воскресения. Эта церковь играла роль домовой церкви при палатах митрополита. Однако в 1788 году Екатерина II своим именным указом упразднила Крутицкую епархию. Успенский собор был преобразован в приходскую церковь, а остальные здания подворья были переданы военному ведомству и заняты под казармы. Воскресенская церковь при этом была закрыта и перестроена.

http://sobory.ru/article/?object=02788

1516-1524), созданной для Луизы Савойской, регента Франции, в память о паломничестве в Прованс после 1516 г. в знак благодарности святой за победу в битве при Мариньяно. М. М. изображена как знатная дама, владелица г. Магдалы. Ее образ до встречи с Христом уподобляется образу блудного сына, иллюстрации восходят к аллегориям месяцев и морализаторским сюжетам о добродетели. Заключительные сюжеты цикла передают исторический облик мест почитания М. М. в Провансе (Fol. 60-66), обретение и перенесение ее мощей (Fol. 67-68). Художественное исполнение иллюстраций характерно для эпохи Сев. Возрождения и несет итал. влияние: каждая композиция, исполненная в технике гризайль, вписана в тондо. Рукопись также содержит вид реликвариев в храме на горе Сент-Бом: натуралистично исполненные ковчеги для лучевых костей (Fol. 69); готический табернакль-мощевик для главы, выполненный в форме жен. бюста (Fol. 71); лицевая часть бюста имела откидной механизм, благодаря чему открывался вид на целиком сохранившийся череп (Fol. 72). Находящийся в наст. время в этой церкви реликварий (XIX в., мастер А. Ревуаль) также имеет готический табернакль-киот в виде бюста святой (голова вмещает череп), окруженный фигурами молящихся ангелов. Вид бюста имеет реликварий для челюсти М. М. (1332, церковь бывш. бенедиктинского монастыря св. Марии, Задар). Распятие. Роспись нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи. Ок. 1320 г. Мастер Джотто Распятие. Роспись нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи. Ок. 1320 г. Мастер Джотто Как св. покровительницу, М. М. часто изображали на алтарях с заказчиками и их небесными патронами, многие созданы выдающимися художниками, напр. «Алтарь Портинари» Х. ван дер Гуса (ок. 1477-1478, Галерея Уффици, Флоренция). В итальянской живописи распространены изображения М. М. с основателями нищенствующих орденов, чаще со св. Франциском, реже со св. Домиником (с обоими - на алтаре нач. XIV в. в Пинакотеке Ваннуччи, Перуджа). Как покровительница государей Прованса из Анжуйской династии она изображена стоящей за спиной кор.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

В том же году преподобный Александр посетил Новгород, где получил посвящение от святителя Серапиона. Вскоре братия умолили преподобного принять игуменство. Став игуменом, преподобный Александр стяжал еще большее смирение и кротость. Он спал на полу, одежду носил в заплатах, сам готовил пищу и замешивал тесто, испекал хлеб. Однажды не хватило дров, и эконом просил игумена послать в лес тех иноков, кто в то время был празден. «Я празден», – сказал преподобный и пошел рубить дрова. Ночами, когда братия спали, святой игумен приходил в помещение, где мололи хлеб жерновами, и молол за других. Обходя келлии и слыша суетные разговоры, он тихонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию. Вскоре Свирская обитель прославилась строгостью жизни иноков. Несколько учеников преподобного Александра стали основателями новых монастырей. В конце жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из Москвы были приглашены мастера. Когда заложили основание храма, преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем на месте алтаря в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. «И не только при животе твоем, – сказала Она, – но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоея, потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи». При этом преподобный узрел множество иноков, которые впоследствии подвизались в его обители. Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский , как и завещала ему Матерь Божия. Это – преподобные: Игнатий Островский (XVI), Леонид Островский (XVI), Корнилий Островский (XVI), Дионисий Островский (XVI), Афанасий Островский (XVI), Феодор Островский (XVI), Ферапонт Островский (XVI). Кроме этих святых известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского , имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI; память 18 января), преподобный Геннадий Важеозерский (8 января 1516 года; память 9 февраля), преподобный Макарий Оредежский память 9 августа), преподобный Адриан Ондрусовский (26 августа 1549; память 17 мая), преподобный Никифор Важеозерский (1557; память 9 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (1565; память 23 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Антоний, будучи иеромонахом, в 1461 году при­был из Белозерской стороны в пустыню на левый берег реки Мологи и здесь, не вдали от Красного холма и в 30 верстах от Бежецка, поло­жил основать обитель. Тогда в здешнем краю еще не было обителей. Преподобный Антоний построил деревянный храм в честь святого Николая. К нему собрались братия, и он ревностно учил их путям спасения примером жизни своей и наставлениями. Набожный боярин Иван Нелединский, владелец тех мест, щедро доставлял средства для обители. На его иждивение преподобный Антоний построил камен­ный храм святителю и вскоре по освящении его, в 1481 году, мирно скончался. Мощи его почивают под спудом 95 . Память преподобного Антония Черноезерского В бывшем Богородичном монастыре, на берегу Черного озера, Че­реповецкого уезда, почивают под спудом мощи преподобного Антония Черноезерского, основателя пустыни. Подвиги его и их время неиз­вестны, но вероятно, они принадлежали XVI веку. Местная память его чтится 17 января 96 . День восемнадцатый. Память святых отцов Афанасия и Кирилла Александрийских Совместное празднование сим великим светильникам веры уста­новлено по особенной святости и заслугам их для Церкви. Отдельно память Афанасия 2 мая, Кирилла 9 июня. Память блаженного Максима, митрополита Угровлахийского В мире назывался Георгием; был внук предпоследнего Сербского государя (деспота) Юрия Бранковича, сын его сына Стефана, ски­тавшегося вне отечества, и Ангелины, супруги последнего. Стефан получил от Венгерских королей поместья в Среме, где и стало жить его семейство. Так как в этой стране, куда бежало от ига турецкого много сербов, не было ни церквей, ни священников, то Георгий на свой счет построил несколько церквей, пригласил из Софии митрополита Левия для поставления священников и в 1496 году основал мона­стырь Богородицы в Крушедоле, где и сам постригся. Радул, воевода Угровлахийский, в 1503 году пригласил его в свою землю и сделал митрополитом; при преемнике Радула, Михне (1508–1510), Максим воротился в свой монастырь, но в 1513 году снова вызван был воево­дою Нягоем Бессарабою. Впрочем, недолго там прожил и, возвратясь в Крушедол, скончался в 1516 году. Мощи его покоятся в обители его, которая с XVIII столетия сделалась местопребыванием сербских патриархов в Австрии. День девятнадцатый. Представление блаженного Феодора Юродивого

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: " Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами " . Братия отвечала: " Нет, отче, не можем сотворить этого " . Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу. Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного, игумен Иродион, составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему. В 1641 году, 17 апреля, при перестройке церкви Преображения, были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского и ему установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления - 30 августа и день прославления (обретение мощей) - 17 апреля . (О преподобном Александре Свирском: Архиепископ Питирим. Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства//Журнал Московской Патриархии. 1975. 1. С. 59. Вольгин А. Преподобный Александр Свирский//Журнал Московской Патриархии. 1978. 8. С. 73-76). Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это - преподобные: Игнатий Островский (XVI), Леонид Островский (XVI), Корнилий Островский (XVI), Дионисий Островский (XVI), Афанасий Островский (XVI), Феодор Островский (XVI), Ферапонт Островский (XVI). Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI, память 18 января), преподобный Геннадий Важеозерский († 8 января 1516 года, память 9 февраля), преподобный Макарий Оредежский († 1532, память 9 августа), преподобный Адриан Ондрусовский († 26 августа 1549 года, память 17 мая), преподобный Никифор Важеозерский († 1557, память 9 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский († 1565, память 23 января). Все эти святые (кроме преподобного Геннадия Костромского) изображены на иконе преподобных отцов, в земле Карельской просиявших (из храма Духовной семинарии в городе Куопио, Финляндия). Празднество Собору святых, в земле Карельской просиявших, совершается Финляндской Православной Церковью в субботу между 31 октября и 6 ноября (См. об этом: В. Русак. Икона преподобных отцов, в земле Карельской просиявших//Журнал Московской Патриархии. 1974. 12. С. 16-21).

http://patriarchia.ru/db/text/908527.htm...

Дисциплина в монастыре была суровая. Были в ней среди братии выдающиеся подвижники, как, например, инок Нил из рода князей смоленских и инок Дионисий из рода князей звенигородских. Последний работал в хлебной за двоих и полагал в день до 300 поклонов. Все без исключения носили под одеждой власяницу и в церкви в самую суровую стужу стояли без теплого платья.  Из позднейших постриженников обители — после кончины прп. Иосифа — известны святители Гурий (память его 4 окт.) и Герман (память его 6 нояб.), просветители Казани.  Был такой случай: юный князь Иоанн волоколамский, сын Бориса Васильевича, умер без покаяния. Прп. Иосиф своей молитвой оживил его, исповедал, причастил Святых Тайн, и Иоанн тихо скончался. Прп. Иосиф принимал участие в Соборах 1490 и 1503—1504 гг. Тогда обсуждалась ересь жидовствующих, занесенная с Запада евреем Схарием. Она имела сильных покровителей. Но прп. Иосиф — вместе с архиепископом Новгородским Геннадием (память его 4 дек.), к епархии которого принадлежал его монастырь,— своей энергией и ревностью добился того, что ересь эта была осуждена, а потом и совсем исчезла. Кроме того, на Соборах 1503 и 1504 гг. был поднят вопрос о праве монастырей владеть имуществом и землями. Против этого права выступил прп. Нил Сорский (память его 7 мая), во имя соблюдения монашеского обета бедности. Прп. Иосиф был сторонником противоположного мнения: он доказывал, что имущество монастырям необходимо для служения бедным. Его точка зрения победила.  В последние дни своей жизни прп. Иосиф так ослабел и одряхлел, что его носили на руках в церковь. Скончался он 9 сентября 1515 г., когда кончалась утреня. Погребли его в монастырской церкви, а 1 июня 1591 г. он был причислен к лику святых. •  Монастырь был основан преподобным недалеко от своего родового имения, в Волоколамском княжестве, при князе Борисе Васильевиче — родном брате Иоанна III. При жизни святого обитель входила в Новгородскую епархию, ныне управляется викарным архиереем Московской епархии. Святитель Серапион. архиепископ Новгородский (+ 1516)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Поминовение К. указано в ряде бретонских богослужебных книг начиная с XII в., самые ранние примеры - в миссале аббатства св. Мелания в Рене (Paris. lat. 9439; Duine. 1906. P. 22-23) и в календаре миссала из Барбеша близ Нанта (Ibid. P. 93, 103; Idem. 1922. P. 72). К XV в. относятся сведения о литургическом поминовении К. в епископствах Нант ( Idem. 1906. P. 106) и Трегье (Ibid. P. 176-177). В календаре печатного бревиария еп-ства Леон (1516) поминовение К. как епископа и мученика ошибочно указано под 4 нояб. (Ibid. P. 155). Известно о почитании К. за пределами Бретани, память святого значится в календаре миссала из Пуатье (1498 - Ibid. P. 151). Местное почитание К. сложилось в сел. Регини, где, по преданию, святой скончался и был похоронен. Рядом с приходской церковью в Регини находилась 8-гранная готическая капелла (XVI в.?) с гробницей К. в виде массивной плиты на опорах. На плите была помещена рельефная фигура епископа в митре и с посохом, а также надпись, согласно которой К. был похоронен 10 окт. 96 г. Рельеф и надпись датируются XVII в., но структура гробницы может относиться к более раннему времени. Капелла была разобрана в связи со строительством новой приходской церкви во имя К. (1899-1906), гробница перенесена в храм. В церкви хранится реликварий с главой К., о к-рой впервые упоминается в сочинении Альбера ле Грана; поблизости находится св. источник, названный в честь К., вода, по преданию, исцеляла слепоту. В день памяти К. (10 окт.) в Регини совершались паломничества. По мнению Ла Бордери, св. Клар, почитавшийся в Регини, мог быть местным подвижником, которого следует отличать от 1-го Нантского епископа ( La Borderie. 1884. P. 14-17). Возрождение почитания К. в Нанте относится к сер. XIX в., отчасти оно связано с полемикой о времени и обстоятельствах основания Нантской епископской кафедры. В Нанте действует приходская ц. во имя К. (1854-1856), построенная в неороманском стиле по проекту Г. Ле Прево де Буржереля. В наст. время поминовение К. как 1-го епископа Нантского совершается 10 окт. в еп-ствах Нант, Ван и Сен-Бриё. Под этой датой память святого указана в Римском Мартирологе (изд. 2001).

http://pravenc.ru/text/1841245.html

В ноябре он ходил уже с одной палкой, а потом и без палки и каждую службу целый год усердно посещал в церкви. Летом путешествовал он в Тихвинский монастырь для поклонения Божией Матери и теперь ходит и работает, как будто никогда не был болен. Другой случай, имеющий отношение к могиле пустынника, сообщила мне одна помещица. Когда она была от роду 12 лет, у ней до того болели глаза, что, наконец, она ослепла, и врачи отказались лечить ее. Тогда мать больной сказала ей: «Дадим, Сашенька, обещание каждый год ездить в часовню Марка, может, Бог, по молитвам пустынника, даст тебе здоровье» – и обещание исполнила. Когда в первый раз посетили они эту часовню и выслушали со слезами панихиду, 12-летняя девочка после панихиды сразу прозрела, и с тех пор видит доселе». В начале XX века в селе Миголощи на месте древнего монастыря были 4 часовни и 2 церкви: старая деревянная – во имя Владимирской иконы Божией Матери (1573 г.) и каменная в стиле ампир с престолом во имя Иоанна Воина (1812 г.). Рядом находилась красивая башня-колокольня. В 30-е годы все святыни села были осквернены или разрушены. Деревянная церковь была разобрана и перевезена в п. Хвойное для постройки здания почты. В 1944 г. была сломана колокольня. Каменная церковь использовалась для нужд колхоза. В 1991 г. в селе Миголощи создана церковная община. Церковь Иоанна Воина передана верующим. В настоящее время идут восстановительные работы. Окормляет храм священник Михаил Ложков. По-прежнему чтят местные жители захоронение Марка-пустынника и приходят к целительному источнику. Сказание о преподобном отце нашем Геннадии Важеозерском 1 Память его празднуется месяца февраля в 9-й день † 1520 (1516) h3 и о преподобном отце нашем Никифоре Важеозерском 1 Память его празднуется месяца февраля в 9-й день † 1550 (1557) В Олонецкой епархии существует монастырь, называемый Задне-Никифоровской пустынью. Пустынь эта находится в 62 верстах к северо-востоку от Олонца, при озере Важа, среди лесов, в 12 верстах от Александро-Свирского монастыря. Устроение сей обители связано с именами преподобных Геннадия и Никифора, учеников преподобного Александра Свирского : Геннадий освятил место будущей обители продолжительными уединенными своими молитвами, а Никифор – строительными трудами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010