Церковь Рождества Богородицы (Мурованка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Рождества Богородицы (известная также как Маломожейковская церковь) церковь оборонительного типа, памятник готическо-ренессансной архитектуры. Находится в деревне Мурованка Щучинского района Гродненской области Беларуси. Содержание История [ править править код ] Построена между 1516 и 1524 годами на средства местного помещика Шимки. Впоследствии владелец Можейкова виленский подконюший Шимко Мацкевич-Шклёнский наделил церковь десятой копой от жита, ячменя и пшеницы со своего имения. В церкви сохранились две мраморные плиты над склепом, одна из них вмурована в стену с надписью: «Наивеликшему и наймилейшему Богу. Посмертные останки Шимки-Маски Лундзиловича, тут от 1884 года похованого, фундатор этой церкви Казимир Костровицкий, наследник, поставил ему этот памятник в отреставрированной святыне. 1808 год». На второй плите изображены воинские доспехи и оружие польско-литовского войска с надписью: «Навеликшему и наимилейшему Богу и в Его славу паставил этот памятник в этой церкви на вечную память Казимир из Кострова Костровицкий, дедич в Можейкове Лидского повета и в Подолии Слонимского повета. Эту церкву он по-новому обновил и фундовал алтарь римского обряда для желудокских кармелитов. 1822 год». В 1598 году наследники юридически подтвердили неприкосновенность церковных владений и высказали пожелание, чтобы церковь оставалась православной и не была переведена в унию, но она все же перешла к униатам. В 1657 году во время русско-польской войны церковь подверглась разорению. Значительно пострадала и от обстрела войск Карла XII. Судя по следам от пуль и картечи на стенах, церковь не раз была атакована. Документы по истории церкви сгорели в доме пана Костровицкого в конце XVIII в. В 1795 году Гродненщина была включена в состав Российской империи. На пути из Вильны её осмотрел император Александр I, приказавший отремонтировать её слонимскому помещику Юндилу. Но к ремонту приступили только через 5 лет. В 1863 году настоятелем назначен выпускник Литовской духовной семинарии Лев Савицкий, при котором было составлено описание церкви, напечатанное в «Литовских епархиальных ведомостях» за 1873 год.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Рождес...

Павло-Обнорский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Павло-Обнорский мужской монастырь - православный монастырь в Вологодской области основанный в начале XV века. Монастырь был закрыт в 1924 году, возвращен Церкви в 1994 г. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан Павлом, отшельником, учеником Сергия Радонежского. Согласно житию Павла Обнорского, в 1414 году, по видению, которое имел преподобный Павел (звон колоколов с противоположного берега реки), он обратился к митрополиту Фотию за разрешением на основание монастыря, но получил отказ в грубой форме. Однако после того, как митрополит сам имел видение, он призвал Павла и дал разрешение, и на левом берегу Нурмы был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный монастырь. Павел благословил на игуменство своего любимого ученика Алексия, при этом сам продолжал жить в своей келье, посещая монастырь только по праздникам. Его любимым собеседником и духовным отцом был Сергий Нуромский, в память об их встречах между Павло-Обнорским и Спасо-Нуромским монастырями была выстроена часовня. После своей кончины в 1429 году преподобный был похоронен у южной стороны Троицкого собора. В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505—1516 годы), позднее царём монастырю были отписаны деревни в Костромском и Белозерском (вклад Семёна Шелешпальского). Зимой 1529 года Василий III со своей второй женой Еленой Глинской предпринял паломничество по монастырям Севера для испрошения чадородия, побывав и в Павло-Обнорском монастыре. В 1538 году монастырь подвергся разрушению от казанских татар, которые разграбили и сожгли обитель, а также убили нескольких монахов. В 1546 году при постройке церкви Сергия Радонежского и Павла Обнорского была произведена попытка обрести мощи основателя обители, но согласно повелению Павла, представшего в сонном видении тогдашнему игумену Протасию, были оставлены почивать под спудом. В 1547 году Павел был причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Павло-Обнорски...

– «Но чей же другой, совершенно подобный, стоить с ним рядом?» – «Это гроб его сына Князя Феодора, который гнал св. Иосифа. Как все уравнивает и умиряет смерть! Тот же монастырь великодушию принял обоих, и теперь нельзя отличить гонителя от благодетеля. Но тяжел был этот Князь Феодор Иосифу: десять лет расхищал он его достояние и оскорблял иноков; тщетно умолял Игумен: наконец, чтобы не предать обитель запустению, прибегнул под покровительство Великого Князя Василия Иоанновича, который отписал к себе монастырь. С другой стороны, Князь Феодор обратился с жалобою к Архиепископу Новгорода Серапиону, в епархии которого находился Волоколамск, и Владыка, поверив клеветам, отлучил Иосифа. В свою чреду был призван Серапион оправдаться пред Собором в Москве, и там лишен кафедры Митрополитом Симоном, который разрешил Иосифа от несправедливого запрещения: тогда уже Новгород покорялся Москве и его Владыке. Свято окончил Серапион дни свои в уединении Троицкой обители, но еще до кончины примирился с Игуменом, и их духовный союз послужил к обращению самого Князя Феодора, «Иосиф, самый образованный муж своего века, смелый духом и словом, гремел обличениями на Московском Соборе против новой ереси, жидовствующих Новгородцев и оставил по себе многие писания, которые хранятся в здешнем храме над алтарем в библиотеке, замечательной своими рукописями. Он преставился в преклонных летах в 1516 году. Ученики наследовали его славу и даже были нелюбимы за свое просвещение и ревность: им присвоено было имя Иосифлян. Один ученик Гурий, первый возведен был в Архиепископы покоренной Казани и там прославился чудесами по смерти. – Другой Даниил долго правил Церковью , в сане Митрополита Московского, но был свергнут с престола и заточен здесь в малолетство Иоанна Грозного; там в углу стоит его каменный гроб. Но память его помрачена гонениями на Максима Грека , сего образованного и кроткого Святогорца, который был вызван из Афона для исправления книг церковных и заточен Василием Иоанновичем за то, что не соглашался на развод его с Соломониею.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

По возвращении свв. Ангелины и Максима в Сремскую область еп. Максим был поставлен митрополитом Белградским и Сремским. Вместе с матерью они воздвигли монастырь Крушедол во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы. Сюда святитель Максим перенес из Белграда свою епископскую кафедру, обновив, таким образом, Сремскую архиепископию. Вскоре – 18 января 1516 года – он отошел ко Господу и был погребен в Крушедоле. Так праведной Ангелине суждено было пережить мужа и обоих сыновей, которых Господь прославил в лике святых. Свв. Савва I архиепископ, преподобная Ангелина деспотисса Сербская, её сыновья святой Иоанн (Бранкович) и свт. Максим (Бранкович) и супруг святой Стефан деспот. Икона. Сербия. XVI в. Ризница монастыря Керка в Далмации (Сербская Православная Церковь). Сохранив свое мирское имя, преподобная Ангелина приняла монашеский постриг в построенном ею неподалеку от Крушедола монастыре Сретенья Господня и полностью предалась молитве, делам милосердия и попечению о храмах и монастырях. Эта достойная подражания христианка, супруга, мать и монахиня за свои труды и добрые дела была любовно прозвана в народе матерью Ангелиной. Так, пожив богоугодно и свято, она почила от трудов своих и мирно отошла ко Господу 30 июля 1520 года. Преподобную Ангелину похоронили в той же женской обители, а спустя несколько лет ее святое тело было обретено нетленным, перенесено в монастырь Крушедол и положено в одну раку с мощами ее сына святого деспота Иоанна. В 1716 году турки сожгли святые и чудотворные мощи святых Бранковичей вместе с монастырем Крушедол. Сохранилась только левая рука святой Ангелины. Память св. Ангелины отмечается трижды в год: 1 июля, 30 июля и 10 декабря. Роль преп. Ангелины Сербской в судьбе Русской обители на Афоне В 1502 г., как говорилось выше, св. Ангелина сподвигла валашского воеводу Иоанна Радула активизировать помощь Пантелеимонову монастырю, терпевшему крайнюю нужду. В 1508 г. преп. Ангелина написала письмо Великому князю Московскому Василию III, в котором ходатайствовала о Русском монастыре на Афоне, построенном прадедами князя и фактически являвшегося его отчиной. Св. Ангелина просила государя принять ктиторство над сродственной ему обителью, поскольку о ней более некому было позаботится, кроме его царственности. Вот текст этого исторического послания:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=261...

Когда в. к. Василий Иванович, желал разобрать в своей библиотеке собрание греческих рукописей и иные видеть в переводе, просил султана и афонское начальство прислать к нему ученого грека: то на Максима указали, как на человека, самого способного исполнить желания вел. князя. 108 Максиму не хотелось расстаться со св. горой и ее безмолвием: но повинуясь воле афонских старцев, он в 1516 г. отправился в Россию: на пути, время случайного пребывания в Перекопе употребил он на знакомство с русским языком и в начале 1518 г. прибыл в Москву. Здесь принят он был ласково и ему указано жить в Чудове монастыре, на отчете вел. князя. Сокровища греческой учености, которые увидал Максим в библиотеке московской, привели его в восторг: сочинений, не переведенных на славянский язык, нашлось много. На первый раз ему поручили перевести толкование на псалтырь. В помощь ему, мало знакомому со славянским языком, даны переводчики с латинского Димитрий Герасимов и Власий и для письмоводства инок Сергиевой лавры Силуан и Михаил Медоварцев. Через год и 5 месяцев перевод толковой псалтыри совсем был окончен. Максима осыпали милостями, и оставили для новых трудов. По воле м. Варлаама и на его иждивение переведено им (в 1519 г.) толкование на книгу деяний апостольских. Ему поручили еще пересмотреть славянские богослужебные книги. По воле в. князя, Максим принялся за исправление перевода триоди, по-прежнему, при пособии переводчиков; за тем пересматривал он и другие церковнослужебные книги. Грубы были ошибки, какие нашел многосведущий Максим в церковных наших книгах, и разжигаемый, как говорит он божественной ревностью, очищал он плевелы обеими руками. По этой ревности резкие высказывал он отзывы о том, что видел в книгах. Но то, что видел он, видели немногие, и слепая страсть к старине, принимала отзывы его за оскорбление святыни. С начала ропот быль тайный. М. Варлаам, у которого испрашиваемо было разрешение на важные перемены в древних книгах, понимал преп. Максима; в. к. отличил его своею любовью. И клевета не смела открыто восставать на Максима. Советами его пользовались в делах церкви и государства, отличая в нем человека умного и образованного, инока пламенного в любви к истине и вере. Он был усердным ходатаем за вельмож, впадавших в немилость князя, и князь внимателен был к его просьбам. Полный ревности к св. вере, он подал собору отцов совет принять строгие меры против жида Исаака. М. Варлааму советовал он пересмотреть славянское собрание церковных правил и сам начал переводить «Властареву синтагму» законов, – с древней московской рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И празднующие радостное пасхальное празднество по исполнении дней поста или страдания Господня, да достигнете при Его помощи радостными душами того празднества, которое не одногодично, но постоянно. Аминь. Этого Сам Он да сподобит (вас). Заключительная молитва (ad complendum) 1514 Излей на нас, Господи, Духа любви Твоей, чтобы тех, которых Ты насытил пасхальными Таинствами, соделать единодушными любовью Твоею, через... Молитвы на литургии в праздник многих святых (in natali plurimorum Martyrum) Всемогущий вечный Боже, возведший мучеников через подвиги славной борьбы к бессмертным торжествам, даруй сердцам нашим достойную радость при совершении памяти их, дабы чьих память мы объемлем благоговейной любовью, тех молитвы помогали нам 1515 . Над принесенными дарами (super oblata) Приносим Тебе, Господи, дары нашего почитания, которые да будут приятны Тебе в честь праведных Твоих, и нам да послужат во спасение по милосердию Твоему, через... Предварительная молитва (praefatio) 1516 Поистине достойно и справедливо, прилично и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, святой Господи, всемогущий Отче, вечный Боже, приводящий благочестивые подвиги святых мучеников Твоих к богатой победе и доставляющий им постоянное торжество, чтобы они служили всегда примером для Церкви Твоей; даруй нам, молимся, чтобы предстательством тех, которых празднество мы совершаем, нам получать дары любви Твоей, через Христа... Благословение (Benedictio) 1517 Да благословит вас Господь молитвами блаженных мучеников Своих N (illo таких-то), и да избавит от всего противного. Аминь. Да поможет вам славное предстательство тех, которых смерть драгоценна в очах Его. Аминь. Дабы как они через различные роды мучений достигли наследия Царства Небесного, так и вы удостоились общения с ними через совершение добрых дел. Аминь. Этого сам Он да сподобит (вас). Заключительная молитва (ad complendum) Даруй нам, молим (Тебя), Господи, чтобы совершенное нами в честь блаженного страдания мучеников Твоих N (ill. таких-то) послужило нам во спасение предстательством их самих, в праздник которых оно радостно совершено, через Господа нашего...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

и исполнившееся в 1527 г. (Фр. Бласс в предисловии к изд. Еванг. Луки, рим. редакции); но с не меньшим правом можно напомнить и предсказание Герценом франко-прусской войны с ее последствиями, также напечатанное заранее, в 1868 г., когда, по общему мнению, вторая империя держалась незыблемо 442 . Савонарола был человек святой жизни и восторженный служитель церкви, безусловно согласный с ее учением за исключением учения ап. Павла об оправдании человека верою. Доктрина эта, проповедуемая Виклефом, И.Гусом, Иер.Пражским, Вальдом и др. была дамокловым мечом, висевшим над головою папы, как отрицавшая те средства, которые давали в руки папству наибольшие материальные выгоды и в корне подрывавшие учение об индульгенциях и чистилище 443 . Однако, бросив вызов папскому престолу в лице такого папы, каким был Александр VI Борджиа, Савонарола должен был пасть; но и дисциплина, подобная введенной Савонаролой, не могла держаться долго. Несогласия и раздоры проникли во все семейства. Муж и жена, отец и дети, все спорят друг с другом. Только и слышались страшные угрозы. Теща гнала свою невестку из дома; муж стал преследовать жену, оставалось всем жить порознь. Против Савонаролы стали составляться заговоры. А подняв свой голос против Рима и папы, он тем самым ускорил свое падение (23 мая 1498 г. 444 ). Тем не менее, еще долго сохранялась память о нем. В Милане явился тосканский отшельник, последователь Иер. Савонаролы (1516). Спустя 30 лет еще находились его приверженцы, которые придерживались, кроме учения, его предсказаний. Слушавший его Эразм Роттердамский дает блестящую характеристику влияния его речей, в связи с его мимикой и движениями, в особенности, когда он касался Рима – этой страшной неисцелимой гидры, тогда он неожиданно обрывал проповедь , его голос немел и это сильнее действовало на народ, нежели самые подробные описания и укоры. Султан Баязет, познакомившись с его толкованиями на прор. Амоса, велел перевести их на турецкий язык. Макиавелли, негодуя на положение дел в Италии, с злобными сарказмами указывал на пепел замученного Савонаролы и на меч, который один мог бы спасти Италию 445 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Но замечательно, что никто не вспомнил о догматическом факте, нами ныне рассматриваемом. Итак, догматически победил Базельский Собор, заставив себя все-таки признать, исторически же победило папство, которое и повело неудержимо Церковь к Реформации, то есть к окончательному и неисцелимому уже расколу, а вместе и к Ватикану как завершению контрреформации и окончательной ее победе внутри Католической церкви. Почувствовав почву под ногами, папы задним числом и в противоречии со своими предшественниками начинают уничтожать следы этого Собора. В 1460 году, то есть через 10 лет после заключительного признания и примирения с Базельским Собором папа Пий II (в булле «Execrabilis») признал достойным проклятия злоупотреблением 102 провозглашать право апелляции на папу к будущему Собору (hoc pestiferum virus... materiam scandali (это губительный яд... причина искушения (лат.) – Прим. ред.). A уже в 1516 году перед лицом начинающейся Реформации папа Лев Х в булле «Pastor aeternus» (Enchir. 257) провозгласил вместе с недействительностью Базельского Собора (однако лишь после попытки его перенесения папой в Феррару) и недействительность того положения его, что Собор выше папы (как будто оно было провозглашено только после перенесения и только Базельским Собором). Так коротка оказалась историческая память в Ватикане. Следующим шагом было совершенное изъятие Базельского Собора из числа Вселенских Соборов и ограничение значения Констанцского при одновременном возвеличении Флорентийского: машина «традиции» работала чисто, а с тех пор, как в Ватикане был изготовлен штемпель непогрешимости, техника работы чрезвычайно облегчилась, так что теперь уже никто не смеет поднять голос в защиту авторитета Констанцского и Базельского Соборов. 103 Но все это donee corrigetur (пока не будет исправлено (лат.) – Прим. ред.), и совершенно мыслима и обратная картина, в которой Florentinum и Vaticanum поменяются местом с Constantiense et Basiliense, история еще не кончена... Однако обратимся вплотную к Ватиканскому догмату.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Все это свидетельствует о том, что католическая австрийская власть, желая ослабить Сербскую Церковь , не допускала ее объединения. Вся история православного населения в Австро-Венгрии есть история борьбы с пропагандой католицизма. Поборники Православия подвергались репрессиям со стороны правительства #37#. «Опыт показывает, – свидетельствовал в начале XX столетия профессор Г. А. Воскресенский , – что повсюду… славянское православное население… весьма часто подвергается насилиям в делах веры и Церкви… Австрийское правительство старается всеми мерами и всеми возможными способами подавить национальный дух славянских племен, ему подвластных, причем даже выдумывает различные якобы «русофильские и москалефильские тенденции», которые опять-таки дают ему новый предлог угнетать славян» #38#. Не без оснований говорили в эти годы проживавшие в Австро-Венгрии сербы: «Турецкое иго убивало тело, а австрийцы убивают душу» #39#. 4. Черногорская митрополия Иначе сложилась церковная жизнь небольшого (ок. 40 тыс. человек), но храброго племени Черногории (части прежнего сербского государства – Диоклеи, или Зеты). Стесненное со всех сторон в 1483 году турками племя во главе с героем сопротивления Иваном Черноевичем укрылось в скалах Черной горы, (отсюда название Черногория) и там образовало братство беззаветно храбрых защитников своей веры и родной земли. Центром этого братства стал построенный И. Черноевичем монастырь в Цетинье (в будущем столица страны). Сын Ивана Георгий Черноевич, наследовавший власть отца, не выдержал суровых условий жизни черногорцев и в 1516 году ушел в Италию, а верховное правление передал Митрополиту #40#. 335 лет (до 1851 г.) в этой маленькой стране государственная власть была теократической: Митрополиты были также и государями. Но и после отделения гражданской власти от церковной Митрополиты пользовались огромным авторитетом в стране – без их ведома не решали ни одного важного государственного дела. Из черногорских Митрополитов особенно известны святители XVIII – XIX веков Даниил, Петр I и Петр II. Митрополит Даниил (1697 – 1735) оставил о себе память в народе как самоотверженный защитник свободы своей страны. В 1712 году во главе небольшого отряда (около 12000 человек) Даниил разбил турецкую армию. В сражении он потерял всего 318 человек, а врагов было уничтожено до 20000. «Сколько вообще известно изо всех войн новейшего времени, – читаем в «Истории Христианской Церкви» издания А. П. Лопухина , – только в черногорских войнах постоянно встречается такая несоразмерная пропорция убитых турок в сравнении с нападающими героями» #41#.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Все это свидетельствует о том, что католическая австрийская власть, желая ослабить Сербскую Церковь, не допускала ее объединения. Вся история православного населения в Австро-Венгрии есть история борьбы с пропагандой католицизма. Поборники Православия подвергались репрессиям со стороны правительства . «Опыт показывает, — свидетельствовал в начале XX столетия профессор Г. А. Воскресенский, — что повсюду... славянское православное население... весьма часто подвергается насилиям в делах веры и Церкви... Австрийское правительство старается всеми мерами и всеми возможными способами подавить национальный дух славянских племен, ему подвластных, причем даже выдумывает различные якобы «русофильские и москалефильские тенденции», которые опять-таки дают ему новый предлог угнетать славян» . Не без оснований говорили в эти годы проживавшие в Австро-Венгрии сербы: «Турецкое иго убивало тело, а австрийцы убивают душу» . 4. Черногорская митрополия Иначе сложилась церковная жизнь небольшого (ок. 40 тыс. человек), но храброго племени Черногории (части прежнего сербского государства — Диоклеи, или Зеты). Стесненное со всех сторон в 1483 году турками племя во главе с героем сопротивления Иваном Черноевичем укрылось в скалах Черной горы, (отсюда название Черногория) и там образовало братство беззаветно храбрых защитников своей веры и родной земли. Центром этого братства стал построенный И. Черноевичем монастырь в Цетинье (в будущем столица страны). Сын Ивана Георгий Черноевич, наследовавший власть отца, не выдержал суровых условий жизни черногорцев и в 1516 году ушел в Италию, а верховное правление передал Митрополиту . 335 лет (до 1851 г.) в этой маленькой стране государственная власть была теократической: Митрополиты были также и государями. Но и после отделения гражданской власти от церковной Митрополиты пользовались огромным авторитетом в стране — без их ведома не решали ни одного важного государственного дела. Из черногорских Митрополитов особенно известны святители XVIII — XIX веков Даниил, Петр I и Петр II. Митрополит Даниил (1697 — 1735) оставил о себе память в народе как самоотверженный защитник свободы своей страны. В 1712 году во главе небольшого отряда (около 12000 человек) Даниил разбил турецкую армию. В сражении он потерял всего 318 человек, а врагов было уничтожено до 20000. «Сколько вообще известно изо всех войн новейшего времени, — читаем в «Истории Христианской Церкви» издания А. П. Лопухина, — только в черногорских войнах постоянно встречается такая несоразмерная пропорция убитых турок в сравнении с нападающими героями» .

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010