Князь послушался прозорливца и вместо дома заложил там ц. Всемилостивого Спаса. Впосл. из Греции прибыл еп. Варлаам и привез множество чудотворных мощей. Князь велел Варлааму освятить храм «на горах Подонских», отдал ему «область Крутицкую», и епископ стал именоваться владыкой Сарским и Подонским. По мнению С. К. Шамбинаго, «Сказание...» было составлено в XVII в. Самые ранние документальные свидетельства о Крутицах относятся к сер. XIV в. Вел. кн. Иоанн Иоаннович Красный в духовной грамоте (ок. 1358) завещал храму значительный вклад: «А ис тамги ис коломеньское дал есмь четвертую часть к Святеи Богородице на Крутицю, собе в память». В 1516 г., согласно Владимирскому летописцу, на Крутицком подворье «владыка Крутицкий» Досифей заложил каменный Успенский собор, скорее всего на месте более древнего храма 2-й пол. XV в. Уже в 1-й пол. XVI в. кафедральный Успенский собор стал усыпальницей Крутицких архиереев. В 1544 г. здесь был погребен еп. Досифей, сюда перенесены мощи еп. Евфимия († 1499). Это событие косвенно свидетельствует о возведении собора на месте предшествующего, в подклете к-рого, вероятно, и был первоначально погребен еп. Евфимий. Исследования реставраторов подтвердили более древнее происхождение его подвальной части, сложенной из белого камня. В кон. XVI в. в Кремле у Спасских ворот находилось Крутицкое митрополичье подворье, отмеченное на плане «Кремленаграда» (ок. 1600). Оно располагалось по соседству с подворьем Кириллова Белозерского мон-ря, имело форму правильного продолговатого четырехугольника, жилые и служебные помещения образовывали внутренний двор с воротами на Спасскую ул. Жилое митрополичье здание включало Крестовую и Столовую палаты, в юго-вост. части стояла митрополичья ц. Благовещения Пресв. Богородицы. Как мн. храмы Москвы, архиерейский дом на Крутицах, ставший в XVI в. по отношению к кремлевскому Крутицкому подворью загородной резиденцией, сильно пострадал в Смутное время. В письме Дмитрия Пожарского митр. Ефрему Казанскому говорится, что Крутицкая ц.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Обитель Божия Олонецкой земли Более чем 500-летняя история Важеозерской обители, основанной в суровом Олонецком крае преподобными Никифором и Геннадием Важеозерскими, полна драматических поворотов, но каждый раз милостью Божией монастырь возрождался. И сегодня в Спасо-Преображенском Важеозерском монастыре вновь возносятся Господу молитвы иноков, вновь сюда едут паломники: кто помолиться, а кто и потрудиться во славу Божию. 9/22 февраля, в день, когда Церковь чтит память преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских, в обители праздник. Основание Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря (другие исторические названия обители: Задне-Никифоровская, Спасская Важеозерская Геннадиево-Никифоровская пустынь) положено около 1500 года преподобным Геннадием († 1516) и продолжено преподобным Никифором († 1557), его сотрудником. Наименование Важеозерской она получила от имени озера Важа, на котором стоит. Пустынь эта находится в Карельской епархии; от обители до города Петрозаводска – 112 км, а от Александро-Свирского монастыря – 92 км. Преподобным Никифором около 1520 года по благословению Новгородского архипастыря была сооружена деревянная церковь в честь Преображения Господня. Преподобные Геннадий и Никифор были учениками преподобного Александра Свирского. В монастыре сохранилась икона (список) семи старцев, также учеников преподобного Александра Свирского. Это старцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий. Ректор Олонецкой духовной семинарии архимандрит Никодим (Кононов, с 1911 – епископ; † 1919) относил их к подвизавшимся в Задне-Никифоровской пустыни в XVI веке. Также и в книге «Святые новгородской земли XVI–XVIII веков», изданной в 2006 году, читаем: «В Задне-Никифоровской пустыни лежат еще мощи преподобных: Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия – учеников Александра Свирского. О житии и подвигах сих иноков достоверных сведений нет». Но двумя страницами выше в этой же книге дается статья И.П. Барсукова «Сведения о преподобных отцах наших Никифоре и Геннадии Важеозерских, Задне-Никифоровских и об Афанасии, Дионисии, Игнатии, Корнилии, Леониде, Феодоре, Ферапонте Островских, Оятских, учениках преподобного Александра Свирского», из одного названия которой очевидно, что семь Оятских, или Островских, старцев были ошибочно причислены к Важеозерским святым. Впрочем, возможно, архимандрит Никодим (Кононов) располагал какими-то не дошедшими до современных исследователей материалами. Икона же почиталась в Важеозерской обители, потому что старцы, как и основатели пустыни, были учениками преподобного Александра Свирского.

http://pravoslavie.ru/29341.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ КАРЕЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прмч. Антоний Карейский Антоний Карейский, Супрасльский (греч. Αντνιος ο Καρετης; + 1516 ), преподобномученик Память 4 февраля (Греч.) и в Соборе преподобных русских святогорцев Мирское имя преподобномученика неизвестно. Родился в Великом княжестве Литовском в благочестивой православной семье, вероятно, во второй половине XV века. В молодости отличался необузданным нравом, убил человека. Движимый раскаянием, отрекся от семьи и богатства и направился к Пафнутию, основателю и игумену Благовещенского монастыря в Супрасле , неподалеку от Белостока. Там он стал жить по заповедям Божиим, принося себя, словно живую жертву, Господу слезами и непрестанными земными поклонами. В этом монастыре принял монашество с именем Онуфрий. Однако воспоминание о грехе не давало ему покоя. От афонских монахов, устроителей Благовещенского монастыря, он услышал о новомучениках, которые засвидетельствовали свою веру в землях, захваченных турками. Тогда в нем созрело желание пойти этим путем, чтобы полностью смыть с себя вину за преступление. Движимый чувством раскаяния в тяжком грехе, принял решение пострадать за веру в мусульманских странах, но не получил на это благословения игумена. Его духовный отец, боясь, что Онуфрий не выдержит мучений, советовал продолжать аскетические подвиги. Но стремление к мученичеству продолжало расти в душе молодого послушника, и Пафнутий наконец пошел навстречу его мольбам: постриг в схиму с именем Антоний и направил на Афон , чтобы узнать мнение отцов. Прибыв на Святую Гору, Антоний расспросил многих старцев, которые старались сдержать его порыв, объясняя, что всякий грех может быть смыт благодатью Божией, полученной через подвижничество и смирение. Они посоветовали ему затвориться в башне неподалеку от кельи, основанной некогда в Карее св. Саввой Сербским, и соблюдать особенно строгое правило поста и непрестанной молитвы. Антоний так и сделал, и продвинулся далеко по пути духовного совершенства. Но однажды он услышал о мученической смерти св. Иоанна, серба по происхождению, которого одиннадцать месяцев подвергали пыткам, – и стремление к мученичеству вновь овладело его сердцем.

http://drevo-info.ru/articles/13681322.h...

На мотив елочки По улице Забелина (бывший Большой Ивановский переулок) мы поднимаемся в Старосадский переулок, к церкви Равноапостольного князя Владимира. Построена она в 1514-1516 годах знаменитым зодчим Алевизом Фрязиным на загородном дворе великого князя Василия III в старых великокняжеских, затем государевых садах на месте одноименного храма, существовавшего здесь с 1423 года. Где-то рядом был и государев дворец, но где именно — никто не знает, археологи тут еще не работали. Видимо, он находился примерно там, где сейчас стоит Историческая библиотека. Существует мнение, что некоторые архаичные для XVII столетия черты нынешний храм унаследовал от предшественника — просто как память дорогого сердцам прихожан образа старого храма, простоявшего здесь полтора века. Несколько лет назад произошло замечательное открытие. В доме на улице Забелина, стоящем слева неподалеку, нашлись палаты этого же времени, на которых обнаружился очень редкий для тогдашней архитектуры мотив — своеобразная резная елочка на кирпичах. Эта елочка есть в наличниках храма, и она же была обнаружена на наличниках и на стенах этого дома. Явно строила оба здания одна бригада, а дом на улице Забелина — это, видимо, дом заказчика. К сожалению, и тут тоже очень сильно напортили с реставрацией. Дом был великолепной сохранности, а при реставрации отбойными молотками выбили весь фасад и сложили его заново, используя старый кирпич. Сделали все очень грубо, с просчетами в несколько рядов кирпичей и т. д. Впрочем, мы опять отклонились от темы. Как многие церкви Москвы в 1930-е годы, храм закрылся. Это случилось в 1933-м. При этом разрушили все главы, внутреннее убранство было полностью уничтожено. Помещение храма передали в ведение ОГПУ. Затем храм опять перешел в другие руки, здесь расположилось хранилище книг Исторической библиотеки. В 1970-1980-е годы церковь реставрировали, а в 1979-м полностью восстановили колокольню, также в начале 1980-х годов было восстановлено пятиглавие и основной храм. И только в 1991 году он вернулся к верующим.

http://pravmir.ru/uvidet-xitrovku/

В самом селе была построена ещё одна каменная часовня, на средства Общества «В память священного коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1896 года». В составе этого же прихода была еще одна деревянная часовня в деревне Верхозино, в честь преподобных Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. В Советское время Крестовская ярмарка действовала до первой мировой войны, хотя к этому времени она была уже в упадке. Все пустующие здания: административные, торговые, зрелищные были в 1918 году приспособлены под многочисленный лагерь военнопленных. Тут были чехи, австрийцы, венгры и другие. Крестовляне начали переезжать в город. В 1930 году святой источник вместе с храмом было решено уничтожить. Часовню разрушили, родник завалили кирпичами. Устоял лишь храм. По словам старожилы из деревни Верхозино, колокольню пытались даже разрушить с помощью тросов, обвязанных вокруг колокольни и тянущимся тракторами в сторону. Последнее крещение в храме состоялось в 1932 году. Долгое время храм использовался под зернохранилище, а для въезда трактора во внутрь храма был увеличен в ширине северный вход в храм, в результате чего произошла усадка стены над проемом и появились трещины на прекрасной, достаточно больших размеров фреске «Явление Христа народу». Данные из архивной выписки из Госархива Курганской области (30 ноября 1998 Ведомость о церкви Иоанно-Предтеченской, села Крестовского, по I Благочинническому округу, Шадринского уезда за 1909 год. … 4. Утварью достаточна. 5. Причта положено по штату священник и псаломщик. 6. Земли при всей церкви: пахотной с лесом 30 десятин 1516 саж., а сенокосной 80 дес. План на вышеозначенную землю есть, хранится при Маслянской церкви. Церковная земля выделена от Маслянской церкви при отделении прихода. Усадебной земли 1486 кв. саж. План имеется только на 1200 саж. И хранится при Крестовской церкви. Церковной землею священнослужители пользуются сами. 7. Дома у причта церковные, деревянные. Дом священника и дом просфорни на церковной земле, а дом псаломщика на общественной.

http://sobory.ru/article/?object=10949

Цезаря Барония . Благодаря публикации лат. перевода «Истории боголюбцев» Феодорита Кирского стало известно о прп. Мароне , в память о к-ром был основан этот мон-рь. Мнение о том, что прп. Марон был эпонимом маронитов, впервые высказал кард. Ц. Бароний в примечаниях к Римскому Мартирологу (Martyrologium Romanum... auctore Caesario Baronio Sorano. Venetiis, 1597r. P. 477), и вскоре оно было заимствовано маронитскими авторами. По этой версии, марониты возникли как сообщество православных, объединившихся вокруг мон-ря св. Марона, оплота халкидонитства в Сирии. Новая версия происхождения Маронитской Церкви была изложена в предисловии к рим. изданию Миссала М. к. Ц. 1608 г., составленном маронитами Гавриилом Сионским и Иоанном Хасрунским. Монастырь св. Марона в Аннае. 1828 г. Монастырь св. Марона в Аннае. 1828 г. Маронитский автор А. Ф. Найрон (ок. 1625-1711) попытался объединить версию о халкидонитских истоках Маронитской Церкви с преданием об Иоанне Мароне, легендарном 1-м маронитском патриархе ( Naironus. 1679). Он отождествил монофелита Марона, основателя общины маронитов, о к-ром упоминали средневек. авторы, с прп. Мароном, о котором сообщал Феодорит Кирский. Опираясь на интерпретированные т. о. сведения источников, Найрон отвергал утверждения средневек. авторов о том, что марониты придерживались монофелитской ереси, как ошибочные или клеветнические. Кроме того, историк отождествил маронитов с мардаитами - воинами, действовавшими в VII-VIII вв. на границе Византии с арабским Халифатом (см.: ODB. T. 2. P. 1297), что позволило ему представить маронитов как борцов с мусульманами. Найрон включил в свою версию ранней истории маронитов и Иоанна Марона как правосл. Антиохийского патриарха, посланного Римским папой для борьбы с ересями и впосл. оклеветанного еретическими авторами. Повествуя о деятельности Иоанна Марона, историк опирался в основном на версию Джибраила аль-Килаи (1447-1516), маронитского еп. Никосии (Кипр), известную ему в лат. и араб. пересказах ( Naironus. 1679.

http://pravenc.ru/text/Маронитская ...

Днесь, вернии, сошедшеся,/восхвалим двоицу блаженную,/благовернаго Кирилла и Марию добронравную,/тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием,/ко Единому во Святей Троице Богу/Отечество наше в правоверии утвердити,/домы миром оградити,/юныя от напастей и соблазнов избавити,/старость укрепити и спасти души наша. Величание Ублажаем вас,/преподобнии Кирилле и Марие,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. Тропарь праведному Афанасию Наволоцкому, глас 1 Божественною благодатию просветився,/и по смерти даруеши исцеления притекающим к раце мощей твоих, премудре Афанасие./Темже и мы ныне чтим честных мощей твоих явление,/веселяще вкупе души и телеса./Тем вси вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 8 Вышния красоты желая... (общий). Величание Ублажаем тя,/святый праведный Афанасие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Максиму Новому, бывшему Сербскому, архиепископу Влахозапланинскому, глас 3 Странное рождение и воспитание был еси, отче, но паки водворися во власти у своего народа,/Небеснаго Царствия желая,/земное царствие оставил еси/и смирением Вышнее сокровище получил еси,/преблаженне Максиме,/моли, молимся, о душах наших. Кондак, глас 2 Крест взем, многия скорби и изгнания подъял еси,/святителю Максиме всеосвященне,/отечества твоего и Богом врученнаго стада лишаемь,/вся бо доблественне терпел еси,/душевнаго ради твоего просвещения. Величание Величаем тя,/святителю отче Максиме,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропарь мученику Агапию и иже с ним, глас 4 Мученицы Твои, Господи... (общий мученикам). Кондак, глас 8 Светильницы светлии явльшеся... (общий мученикам). Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии Агапие со пострадавшими,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. 16/29 Мученика Савина (287). Святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (1516). Тропарь мученику Савину, глас 4 Мученик Твой, Господи... (общий мученику). Кондак, глас 2 Божественная прозябения,/цвет неувядающий,/розга многоплодная, Богоносе Савине,/иже верою чтущих память твою,/веселия твоего исполни и молися непрестанно о всех нас. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый Савине,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Тропарь святителю Серапиону, архиепископу Новгородскому, глас 8 Твердый адамант воистину, отче, показался еси,/во всем подобяся Владыце своему и Господу,/неправедная изгнания, радуяся, претерпел еси:/темже и Христос святителем и мучеником тя сотвори/и дарова тя стаду твоему, яко сокровище неотъемлемо,/чудесы всех обогащающее./Темже и мы, сошедшеся к раце мощей твоих,/любовию вопием ти:/моли о нас, пречестный архиерею Серапионе, отче наш. Кондак, глас 3 Яко венцем пресветлым украсився днесь, Великий Новград/и ликует в память пастыря своего и учителя;/и яко диадиму царскую возложивши,/великая же она Лавра светло радуется,/идеже прослави Бог Своего угодника,/и прояви последнему роду нашему/цельбоносныя мощи твоя,/святителю Серапионе;/и Церковь Божия веселится,/созывающе на славословие, велегласно вопиющи:/радуйся, граду твоему и обители похвало/и всея Русския земли пресветлый светильниче. Величание Величаем тя,/святителю отче Серапионе,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 17/30 Преподобного Алексия, человека Божия (411). Преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

18-го числа Св. отцов Афанасия и Кирилла Александрийских Совместное празднование сим великим светильникам веры установлено по особенной святости и заслугами их для Церкви. Отдельно память Афанасия 2 мая, Кирилла – 9 июня. Память блаж. Максима, митрополита Угровлахийского В мире назывался Георгием; был внук предпоследнего Сербского государя (деспота) Юрия Бранковича, сын его сына Стефана, скитавшегося вне отечества, и Ангелины, супруги последнего. Стефан получил от Венгерских королей поместья в Среме, где и стало жить его семейство. Так как в этой стране, куда бежало от ига Турецкого много Сербов, не было ни церквей, ни священников, то Георгий на свой счёт построил несколько церквей, пригласил из Софии митрополита Левия для поставления священников и в 1496 году основал монастырь Богородицы в Крушедоле, где и сам постригся. Радул, воевода Угровлахийский, в 1503 году пригласил его в свою землю и сделал митрополитом; при преемнике Радула, Михне (1508–1510), Максим воротился в свой монастырь, но в 1513 году снова вызван был воеводой Нягоем Бессарабой. Впрочем, недолго там прожил и, возвратившись в Крушедол, скончался в 1516 году. Мощи его покоятся в обители его, которая с ΧVIII столетия сделалась местопребыванием Сербских патриархов в Австрии. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Январь. - 1900. - 355, IV с., л. портр.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Будь, господин, Божия воля и твоя, отца нашего. Я перед тобою. Преподобный же благословил его и повелел возвестить всем братьям, что по мнению первых старцев избрал старца Даниила на игуменство. Все же знали, что преподобный в великой болезни. И по совету и повелению державного царя, великого князя всея Руси Василия Ивановича поставил его преосвященный Варлаам, митрополит всея Руси. Преподобный же часто его к себе призывал, и учил, и советовал, как о братьях заботиться. И всем братьям приказал приходить как к духовному отцу к игумену Даниилу. И сам возложил на себя святую схиму и причастился святых Христовых Тайн, Животворящего Тела и Крови Христовых. И к себе не велел пускать, разве что по большой нужде. И начал тяжело болеть и вновь причастился Божественных Тайн. Братья же неотступно у него пребывали и к каждой службе его носили и клали в скрытом месте, чтобы мог слышать святую службу: пение и чтение, – ибо он и сидеть уже не мог. И месяца сентября 9-го, в утро Рождества Пречистой, в воскресенье, отпели у него заутреню в келье. На память святых преподобных богоотцов Иоакима и Анны в 10 часов ночи, когда братия все пели в святой церкви песнь исхода «Святой Боже», преподобный игумен Иосиф, перекрестив лицо свое, предал дух тремя вздохами, исповедуя Святую Троицу, Отца и Сына, и Святого Духа. Отошел ко Господу, которого возлюбил с младых ногтей, в год 1516, а прожил с рождения своего в послушании в миру – 20 лет, постригся преподобный и был в послушании у преподобного игумена Пафнутия 18 лет, и после Пафнутия был игуменом 2 года. И во святой своей обители 36 лет, и всех лет жизни его 76. И положили его против алтаря, где и гробница над ним каменная. Державный же государь, великий князь всея Руси Василий Иванович, стал в обитель часто ездить и всячески берег и питал братьев и говорил им часто: «Храните данный вам устав, который дал вам старец игумен Иосиф, а из других монастырей обычаев не перенимайте. Я же у вас – тоже уставщик, если не будете соблюдать устава, я исправлю вас, и вам будет не очень сладко».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010