Праздник 21 мая в память о чудесном избавлении от нашествия Магмет-Гирея (в 1521 г.) установился также не сразу. Осмысление события как «новейшего чюда Богоматери» зафиксировано лишь в Степенной книге, законченной около 1563 г., хотя подготовительные материалы были написаны несколько ранее 190 . В источниках первой половины XVI в. такой праздник не отмечен. Описания крестных ходов с Владимирской иконой на 21 мая, 23 июня и 26 августа содержатся, насколько мне известно, в рукописи 1609 года РГБ, ф. 247, 82 (л. 276 об. – 278, 278 об. – 279) 191 . Следовательно, установление празднества 21 мая следует относить ко второй половине XVI в. В XVI веке образованы новые редакции Повести о Темир-Аксаке. Русский Хронограф создан в 1516–1522 гг. 192 В главе 203 Хронографа, в тексте из Жития Стефана Лазаревича, сделана вставка из Повести о Темир-Аксаке с добавлением известия о перенесении древней иконы из Киева во Владимир Андреем Боголюбским (фрагмент от слов «И пришед в Великую Орду и царя Тахтамыша победив» до слов «праздник светел сотвориша и церковь воздвигоша и празновати предаша чюдо Пречистыа Богородица», а также отрывок «прият же и Асирию и Вавилоньское царьство … и Шамахию и Китай») 193 . Фрагмент передает текст Повести в сильном сокращении, и только судя по фразе, что Тимур «царя Турьска Баозита в железной клетке с собой вожаше», можно догадаться, что использован извод В Повести в Саратовском варианте Второго вида. Коренная переработка Повести представлена в Никоновской летописи 194 . В основу новой редакции положен список Академического варианта Пятого вида извода В, типа Чуд., 264. В качестве дополнительных источников использованы Хронограф (откуда взято имя Турецкого султана «Баозита») и Симеоновская летопись (из нее заимствовано сообщение о том, что оборону Москвы возглавил князь Владимир Андреевич). Никоновская летопись составлена в конце 20-х – начале 30-х годов XVI века в окружении митрополита Даниила 195 . Стилистические приемы составителя Никоновской летописи проявились и в тексте Повести о Темир-Аксаке: длинные родословные ряды, название Киприана «великим начальником и пастырем», использование характерных для митрополита Даниила слов типа «сласти плотские», «щапление» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кондак, гл. 1. Любве союзом связався Никифоре, разрушил еси яве злобу ненависти, и мечем во главу твою усечен был еси, мученик Божественный воплощшагося Спаса: егоже о нас моли поющих славную память твою. данїе праздника Сртенї Гдн. В этот день иногда (см. 2 февр. и ниже) отдается праздник Сретения. См. Если Сретение случится в неделю Блудного, или в понедельник, или во вторник Мясопустной недели, то отдание бывает в пяток той же недели. Если Сретение – в среду, четверток, пяток и субботу Мясопустной недели, отдание бывает во вторник Сырной недели. Если Сретение случится в неделю Мясопустную и в понедельник Сырной, то отдание бывает в четверток той же недели. Если Сретение – во вторник и среду Сыропустный, отдание бывает в субботу той же недели. Если Сретение случится в четверток, пяток и субботу Сырной, отдание – в неделю Сыропустную. Если Сретение – в неделю Сыропустную, или если на эту неделю переносится праздник с понед. 1-й седмицы Вел. поста (см. выше, 2 февр.), то отдания не бывает. Мр. Аще прилучится отдание Сретения Господня прежде недели Мытаря и Фарисея, в седмице в кий-либо день, кроме недели; аще – в неделю, прежде недели Мытаря и Фарисея; аще в неделю Фарисееву, или Блудного, или Сыропустную, или во вторник, четверток Сырной недели, или в субботу Сыропустную. – На утрени, «на 9-й песни, Честнейшую не поем, но поем припевы праздника, якоже и на самый праздник», если отдание случится «в седмице в кий-либо день, кроме недели» (воскресенья); но если отдание случится во вторн., четв. и субботу Сырной недели или в какую-либо неделю (т.е., воскресенье), то «поем Честнейшую». Священномучч. епископов: Маркелла Сикелийского (Сицилийского), Фїлагрїа Кипрского и Пагкратїа Тавроменийского. Ученики апостола Петра и им же поставленные епископами в разные города, они приняли мученический венец за распространение веры Христовой между язычниками. См. 9 июл. и 30 окт. Препп. Никифора и Гehhaдiя Важеозерских, учеников св. Александра Свирского (см. 30 авг.). Пр. Геннадий был сын богатых родителей, но, раздав все свое имущество нищим, он явился к пр. Александру на реку Свирь в то время, когда, тот подвизался один, и сделался его учеником и постриженником. Спустя несколько лет, Геннадий пошел искать себе уединения в другом месте и построил себе келью на Важеозере (в 12 вер. от Свирского мон.), где проводил уединенную подвижническую жизнь до самой кончины своей, последовавший 8 янв. около 1516 г. Пр. Никифор явился в веригах к пр. Александру в то время, когда была уже основана обитель на реке Свири, и был с любовью принят пр. Александром в число братии. После семилетних подвигов в Свирской обители, пр. Никифор путешествовал в Киев, для поклонения св. местам, и, возвратившись оттуда, поселился на месте подвигов пр. Геннадия, на Важеозере. Здесь он устроил Задне-Никифоровскую пустынь, в которой и преставился февраля 1557 г. (См. Олонец. еп.). – Он. 26 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вот о чем пространно разсуждали мы в двух Памятных Записках и что, следуя правилу — повторять сказанное или написанное, изложили теперь коротенько, дабы, с одной стороны, перечитыванием сего восстановлять память свою, в пособие которой составили мы их, а с другой — не обременить ее скучной обширностью речи!   notes Примечания 1 Тексты приводились в том виде, в каком приводятся они в настоящих записках. 2 Перегрин — странник (псевдоним автора). 3 Влаяться — мыкаться, носиться. — Даль. т. 1, с. 523. 4 Т.е. христиан. 5 Catholicae, a catholicus (по–гречески καθολικος, от κατα и ολος) значит всеобщий, всецелый, повсеместный. Так называлась первоначально Вера и Церковь христианская в отличие от учения и обществ еретических и раскольнических, а с того времени, как Церковь стала ограждать Веру свою от ересей и расколов Соборами Вселенскими, название это сделалось равнозначующим слову православный (ορθοδοξος). Пациан. Epist. ad Sympron. 1: biblioth. patr. t.VII. pag. 257–258. Venet. 1770 г. Оптат. миллев. De schism, donatist. lib. 1, cap. 1: Ламин. Patrol. curs. compl. t. XI, pag. 941–946. Paris. 1845 г. 6 Universalis Ecclesiae, а ниже (п. XXVII, XXIX) говорится universalis Concilii, всеобщего собора: что, очевидно, все равно. 7 Сделавшегося известным с 329 года. 8 Первоначально они назывались принадлежащими к партии Маиорина. 9 Донат учил, что Церковь состоит из одних совершенных, что ее нет нигде, кроме Африки и притом донатистов, что крещение и рукоположение в таинстве священства должно повторять над тем, кто пожелает вступить в их общество. Иннокент. Начерт. Церк. Истор. Отд. I. с. 234. Москва, 1842 года. 10 Констанцием. 11 Т.е. христианами, не перешедшими на сторону арианской ереси. 12 Св. Амвросий Медиоланский. De fide lib. 2, cap. 4: opp. p. 3. f. 109 v. 1516 г. 13 Разумеются епископы, которых император Констанций вынудил отречься от православия в Аримин (в 359 г.), и которые после раскаялись в этом и осудили богохульства ариан. 14 Разумеются: св. Афанасий Великий, Иларий Поатьерский, св. Амвросий Медиоланский и проч. 15

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

назывались управляющие канцелярией, находящейся при патриархе. его было погребено в церкви муч. Вонифатия на горе Авентинской; оно было обретено в 1216 г. и над ним построена великолепная церковь. Житие преподобного отца нашего Макария Колязинского преподобного Макария Колязинского, составленное в 1546—1547 году по монастырским воспоминаниям и рассказам отчасти даже очевидцев жизни преп. Макария, равно как в по некоторым записям, встречается во многих рукописях начиная с 16-го столетия, но сполна в подлиннике не напечатано. Здесь в основу изложения положен текст сборника Синод. Библ. ЛЗ 555. В рукописи Свод. Библ. 927, содержащей так называемый волоколамский патерик, находится рассказ о Макарии Колязинском Досифея Топоркова со слов преподобного Иосифа Волоцкого; этот рассказ здесь принят во внимание, равно как и отзыв о Макарии в его монастыре в повести Иосифа волоцкого о русских подвижниках. — Много данных о преподобном Макарии и его монастыре содержится в подлинных документах, хранящихся в монастыре. См. книжки: «Описи древних грамотам и др. документам, хранящимся в архиве первоклассного Троицкого Колязина монастыря». Тверь, 1891; «Кормовая книга Колязина монастыря» И. А. Иванова. Тверь, 1892 г.; «Описание Троицкого Колязина мужского первоклассного монастыря Тверской Епархии», составленное Алексеем Лебедевым. Ярославль, 1867. Макария Колязинским произошло от наименования самого монастыря, о чем сказано ниже. — уездный город Тверской губернии на левом берегу Волги в 12 верстах от нее, на реке Кашинке, и в 19 верстах от уездного же города Тверской губ. Колязина. Васильевич Темный княжил с 1425 г. по 1462 г. Николаевский монастырь подле города Кашина с 1764 г. — заштатный. В нем до настоящего времени сохраняется келлия преподобного Макария. Моисей управлял тверской епархией с 1453 г. по 1459 год. Иосиф Волоколамский, родившийся в 1440 году, постриженик преподобного Пафнутия Боровского, 18 лет бывший его учеником, в 1479 году основал свой монастырь Успенский в 18 верстах от города Волоколамска и дал сему монастырю строгий общежительный устав. Известен преподобный Иосиф как писатель, горячо обличавший ересь жидовствующих и защищавший права общежительных монастырей на владение населенными землями. Скончался 9 сентября 1516 года. Память его празднуется 9 сентября; под сим числом см. и его житие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

201 Здесь сделано, напр. описание наружного вида преосвященного, его хозяйственных способностей и его характера. 203 Помещена в рукописном сочинении Фриза «Руководство к историческому и физическому описанию областного города Устюга великого», которое как-то попало к Евгению и от него перешло в киево-софийскую соб. библиотеку 558. 204 Рукопись киево-софийской соб. библиотеки 531, in fol. Написан со списка 1765 г. и с конца XII ст. доведен до 1817 года. В текущем 1889 г. Г. Трапезниковым издана в Москве «Летопись Великоустюжская», проредактированная по нескольким спискам А.А. Титовым . Наш «Летописец», без сомнения, имеющий близкое отношение к этой «Летописи», остался неизвестным почтенному редактору. К сожалению, нам не удалось сличить их, так как «Летопись» попала в наши руки спустя более уже полугода после отъезда нашего из Киева. Но список преосвященных Устюжских и в ней тот же,что у Фриза и м. Евгения. 206 Именно: «Список вологодских, архиереев, погребенных в соборе» (числом 12, – начиная с Киприана – 1547 г. – и кончая Арсением Тодорским – 1796 г). Примечания к «Списку» несколько дополня от Евгениевское «Известие». 207 Евгений теперь указал год смерти (1502) еп. Филофея преемником еп. Никона навывает Протасия, который-де «упоминается скончавшимся в 1516» г. и за которым следовал Пимен, отмечает время хиротонии (30 янв. 1546 г.) Киприана, а название его в «некоторых летописях» Кирианом объясняет предположением, что это может быть, имя схимонашеское; а Макарий замечает, что при нем «окончен зданием вологодский Софийский собор, основанный в 1568 г.»; наконец, об арх.еп. Сильвестр, поел слов – «когда и где он скончался, неизвестно», – добавляет: «ибо вскоре за посланною от него в Москву грамотою и сам он вызван туда». 208 Кроме того здесь сообщается иногда, сколько лет жил святой, когда и от чего умер и когда совершается о нем память. Вся «Книга» написана полууставом и, вероятно, относится к XVIII ст. Сначала идет в ней хронологический перечень святых киевских, черниговских, брянских и смоленских; затем новгородских, псковских, московских (причем помещается пространное «Житие святого преосвященного Ионы, м. киевского и всея России чудотворца), ростовских, вологодских и пр. Оканчивается сообщением о св. преподобном Захарии «Сибирские земли града Тюменя». – Подобный, но не такой точно, экземпляр есть и в библиотеке Моск. дух. академии за 209 (рук. XVII ст). Его издал в 1888 году гр. М. Толстой (отд. оттиск из Чт. в Общ. Ист. и Др. Российских.)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Вот о чем пространно разсуждали мы в двух Памятных Записках и что, следуя правилу - повторять сказанное или написанное, изложили теперь коротенько, дабы, с одной стороны, перечитыванием сего восстановлять память свою, в пособие которой составили мы их, а с другой - не обременить ее скучной обширностью речи! Примечания 1. Тексты приводились в том виде, в каком приводятся они в настоящих записках. 2. Перегрин - странник (псевдоним автора). 3. Влаяться - мыкаться, носиться. - Даль. т. 1, с. 523. 4. Т.е. христиан. 5. Catholicae, a catholicus (по-гречески οο, от и οο) значит всеобщий, всецелый, повсеместный. Так называлась первоначально Вера и Церковь христианская в отличие от учения и обществ еретических и раскольнических, а с того времени, как Церковь стала ограждать Веру свою от ересей и расколов Соборами Вселенскими, название это сделалось равнозначующим слову православный (οοοο). Пациан. Epist. ad Sympron. 1: biblioth. patr. t.VII. pag. 257-258. Venet. 1770 г. Оптат. миллев. De schism, donatist. lib. 1, cap. 1: Ламин. Patrol. curs. compl. t. XI, pag. 941-946. Paris. 1845 г. 6. Universalis Ecclesiae, а ниже (п. XXVII, XXIX) говорится universalis Concilii, всеобщего собора: что, очевидно, все равно. 7. Сделавшегося известным с 329 года. 8. Первоначально они назывались принадлежащими к партии Маиорина. 9. Донат учил, что Церковь состоит из одних совершенных, что ее нет нигде, кроме Африки и притом донатистов, что крещение и рукоположение в таинстве священства должно повторять над тем, кто пожелает вступить в их общество. Иннокент. Начерт. Церк. Истор. Отд. I. с. 234. Москва, 1842 года. 10. Констанцием. 11. Т.е. христианами, не перешедшими на сторону арианской ереси. 12. Св. Амвросий Медиоланский. De fide lib. 2, cap. 4: opp. p. 3. f. 109 v. 1516 г. 13. Разумеются епископы, которых император Констанций вынудил отречься от православия в Аримин (в 359 г.), и которые после раскаялись в этом и осудили богохульства ариан. 14. Разумеются: св. Афанасий Великий, Иларий Поатьерский, св. Амвросий Медиоланский и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/118/...

Вся история православного населения в Австро–Венгрии есть история борьбы с пропагандой католицизма. Поборники Православия подвергались репрессиям со стороны «Опыт показывает, — свидетельствовал в начале XX столетия профессор Г. А. Воскресенский, — что повсюду… славянское православное население… весьма часто подвергается насилиям в делах веры и Церкви… Австрийское правительство старается всеми мерами и всеми возможными способами подавить национальный дух славянских племен, ему подвластных, причем даже выдумывает различные якобы «русофильские и москалефильские тенденции», которые опять-таки дают ему новый предлог угнетать Не без оснований говорили в эти годы проживавшие в Австро–Венгрии сербы: «Турецкое иго убивало тело, а австрийцы убивают 4. Черногорская митрополия Иначе сложилась церковная жизнь небольшого (ок. 40 тыс. человек), но храброго племени Черногории (части прежнего сербского государства — Диоклеи, или Зеты). Стесненное со всех сторон в 1483 году турками племя во главе с героем сопротивления Иваном Черноевичем укрылось в скалах Черной горы, (отсюда название Черногория) и там образовало братство беззаветно храбрых защитников своей веры и родной земли. Центром этого братства стал построенный И. Черноевичем монастырь в Цетинье (в будущем столица страны). Сын Ивана Георгий Черноевич, наследовавший власть отца, не выдержал суровых условий жизни черногорцев и в 1516 году ушел в Италию, а верховное правление передал 335 лет (до 1851 г.) в этой маленькой стране государственная власть была теократической: Митрополиты были также и государями. Но и после отделения гражданской власти от церковной Митрополиты пользовались огромным авторитетом в стране — без их ведома не решали ни одного важного государственного дела. Из черногорских Митрополитов особенно известны святители XVIII — XIX веков Даниил, Петр I и Петр II. Митрополит Даниил (1697 — 1735) оставил о себе память в народе как самоотверженный защитник свободы своей страны. В 1712 году во главе небольшого отряда (около 12000 человек) Даниил разбил турецкую армию. В сражении он потерял всего 318 человек, а врагов было уничтожено до 20000. «Сколько вообще известно изо всех войн новейшего времени, — читаем в «Истории Христианской Церкви» издания А. П. Лопухина, — только в черногорских войнах постоянно встречается такая несоразмерная пропорция убитых турок в сравнении с нападающими

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

Живя на чужбине, праведная Ангелина испытывала нужду. Чтобы облегчить свое бедственное положение и прокормить детей, она обратилась за помощью к венгерскому королю Матии (Матфею) Корвину (1458–1490). Матия Корвин отдал святой Ангелине и ее детям в управление сремский город Купиново на реке Саве. Взяв с собой нетленные мощи супруга, праведная Ангелина переселилась в Купиново и там, в храме во имя святого апостола и евангелиста Луки, 15 февраля 1486 года положила честные мощи святого Стефана. Позднее недалеко от этого храма была построена церковь во имя праведной Ангелины. Венгерский король Матия даровал старшему сыну святой Ангелины титул деспота и часть сремских земель. Но праведный Георгий желал служить Господу в иноческом чине. Он передал владения младшему брату, праведному Иоанну, и в 1495 году принял монашество с именем Максим. Святой Иоанн, пожив богоугодно, преставился 10 декабря 1502 года (память в тот же день). Святые Ангелина и Максим, взяв мощи святых Стефана и Иоанна, переселились к валашскому воеводе Иоанну Радулу. Святой Максим был хиротонисан во епископа Влахозапланинского. Через некоторое время святые Ангелина и Максим вернулись в Срем, где святой Максим был поставлен митрополитом Белградским и Сремским. Святая Ангелина помогала сыну в его трудах по устроению митрополии. 18 января 1516 года последовала блаженная кончина святителя Максима. После смерти сына праведная Ангелина оставила мир и приняла монашеское пострижение с тем же именем в женском монастыре близ Крушедола. Отныне основным ее деланием стали молитва и дела милосердия. Ее стараниями в Среме восстанавливались храмы и монастыри, разрушенные турками. 30 июля 1520 года преподобная Ангелина мирно отошла ко Господу и была погребена в своем монастыре. Когда мощи святой Ангелины были обретены нетленными, их перенесли в монастырь в Крушедоле и положили в храме рядом с мощами ее сына святого Иоанна. В 1716 году монастырь был сожжен турками вместе с чудотворными мощами сремских святых Бранковичей. От святых мощей преподобной Ангелины сохранилась левая рука. Службу святой вскоре после обретения ее честных мощей составил один из иноков Крушедольского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

171 об.; рукопись написана между 1516 и 1533 гг., ныне находится в Псково-Печерском монастыре, ранее хранилась в Научной библиотеке Тартусского унивеситета. См.: Бегунов Ю. К. Редкий Псково-Печерский Евхологион XVI в.//Anzeiger für slavische Philologie. Bd. 7. Graz, 1974. С. 59. Благодарю А. А. Турилова за указание на это издание). Поминание Иоанна во Пскове связано, вероятно, с тем, что Всеволод Мстиславич вскоре после изгнания из Новгорода вокняжился в этом городе и через несколько десятилетий после кончины начал почитаться в качестве первого псковского святого. В таком случае память о «Попьяне» в Пскове подтверждает гипотезу о взаимной поддержке Иоанна и князя Всеволода. С другой стороны, поскольку псковские помянники относительно поздние (XVI – 1-й четверти XVIII в.), нельзя исключать того, что составители входящего в их состав списка Новгородских архиереев могли не учесть более раннего и связанного с владычным летописанием эпохи новгородской независимости перечня, где содержится указание не поминать «Попьяна», а руководствовались летописными упоминаниями Иоанна, где о таком запрете ничего не говорится (ср.: Мусин А. Е. 1130 г... С. 196). «Антона игуменомь Нифонт архиепископ постави» (НПЛ. С. 22, 207). НПЛ. С. 20, 21, 204, 206. Игуменство Антония указано в двух из четырех упоминаний, относящихся ко времени святительства Иоанна; в двух других говорится: «съвершена бысть черкы Антонова» и «испьсаша божницю Антонову» (Там же). О другой грамоте (купчей), в заголовке которой стоит имя Антония (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. С. 159. 102), сложилось почти единодушное мнение исследователей как о позднейшем фальсификате середине XIV или 2-й половины XVI в. (см.: Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977. С. 51–58. Ср.: Назаренко А. В. Антоний Римлянин//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 675). По убедительному разъяснению А. А. Гиппиуса, данное место грамоты можно сопоставить с исчислением размера пашни в писцовых книгах «в одно поле», «в два поля», «в три поля» (в первом случае – два поля под паром, во втором – одно, а в третьем – распахивают все три, не давая земле отдыха).

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Из того, что пишет Петр сам о себе в начале книги своей, можно заключить, что он отличался крайнею нестяжательностью. «Ни одной книги не имел я у себя своей, и не приобретал никогда, но брал у людей христолюбивых, точно так же как и нужное для тела, любви ради. Со всем тщанием прочитав, возвращал опять к тем же». Скончался он от меча, убиенный арабами в 1157 году 207 . Память Преподобного Панкратия, Иеромонаха Печерского Мощи его почивают в Феодосиевых пещерах, в Киевской лавре. О нем известно, что он имел дар исцелять больных и мирно скончался в Х1У столетии. Вторично вспоминается 28-го августа. Память Преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских В недавнее время в Задненикифоровой пустыни построен камен­ный храм во имя преподобных Никифора и Геннадия, основателей пустыни. Преподобные Геннадий и Никифор были учениками препо­добного Александра Свирского , но один раньше, другой позже. Оба они были основателями пустынной жизни на Важеозере; но один жил здесь отшельником, другой основал общежительную пустынь. По древней службе преподобному Геннадию, он был наследником богатого имущества; но, раздав все нищим, отправился к преподобному Александру, который жил один на Свири; не хотелось великому от­шельнику нарушить своего уединения принятием кого-либо в свою келлию: но усердные мольбы Геннадия заставили расстаться с люби­мым уединением, – Геннадий остался учеником и сподвижником Алек­сандра. Спустя несколько годов преподобный Александр благословил Геннадия искать себе уединения в другом месте. Геннадий поставил себе келлию на Важеозере и здесь подвизался отшельнически; впо­следствии дозволил он двум-трем ученикам поставить хижины подле своей келлии, для безмолвной молитвы. Пред кончиною своею авва сказал ученикам: «На этом месте будет храм и киновия». Отшельник почил, вероятно, в 1516 году января 8-го дня. Преподобный Никифор пришел к преподобному Александру уже иноком и в веригах, пришел тогда, как основан был монастырь на Свири; великий подвижник принял Никифора и потом с утешением смотрел на его подвиги в общежитии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010