Из них некоторые стали основателями монастырей. Григорий, родом из Могилева, в одежде нищего пришел в Москву, поклонился ее святыням и оттуда направился на Свирь к преподобному Александру, который прозорливо приветствовал его «пастырем словесных овец» и отправил его в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому. Там Григорий принял постриг с именем Геннадий, а потом ушел в пределы костромские, в окрестности города Любима, где и основал обитель. Преподобный Геннадий был иконописцем, но оставил после себя также труды – «Завещание» и «Наставление духовного старца новоначальному иноку». Скончался он в 1565 году. Память преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского – 23 января. Ученики преподобного Александра – преподобные Никифор и Геннадий – подвизались на Важеозере и основали Задне-Никифоровскую пустынь (в 54 верстах от Олонца), скончался преподобный Никифор в 1550 году, преподобный Геннадий – в 1516 году. Память преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских 9 февраля. Кроме них в Задне-Никифоровской пустыни покоятся и другие ученики преподобного Александра – преподобные Игнатий, Леонид, Дионисий, Ферапонт, Корнилий и Афанасий, о житии коих достоверных сведений не имеется. Недалеко от названной обители находится Сяндомская пустынь, где подвизался ученик преподобного Александра – преподобный Афанасий Сяндомский (память его 18 января). Из учеников преподобного Александра основали монастыри также преподобный Макарий Оредежский и упоминавшийся ранее преподобный Адриан Ондрусовский. Перед кончиной своей проявил преподобный несказанное смирение. Призвав братию, он повелел: «Свяжите тело мое грешное по ногу ужем и совлецыте его в дебрь блата и, покопавше во мху, потопчите ногама своима». Братия отвечала: «Ни, отче, не можем сотворити сего» 13 . Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у деревянной церкви Преображения Господня. А жития преподобному было 85 лет, и в году 1533 отошел он ко Господу. В житии преподобного Александра рассказывается о множестве чудес, совершенных им.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Петра, которые, согласно заметке, были перенесены в К-поль благочестивыми императорами и положены в посвященной ап. Петру церкви, находившейся внутри ц. Св. Софии (SynCP. Col. 395). Согласно Синаксарю К-польской ц., 25 апр. отмечался праздник обновления ц. ап. Петра, находившейся близ ц. Св. Софии, 6 июня (согласно Иерусалимскому списку Типикона Великой ц.,- 5 июня) - обновление ц. ап. Петра без указания места расположения, а 8 авг.- обновление ц. апостолов Петра и Павла в Перитихии ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 306; SynCP. Col. 630, 729, 733, 878). Под 28 авг. в Иерусалимском списке Типикона указана совместная память апостолов Петра и Павла, мучеников Лаврентия и Диомеда, а также 40 мучеников Севастийских, синаксис которым в этот день совершался в Новом дворце в К-поле ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 386). Апостолы Петр и Павел особенно почитаются в Антиохийской Православной Церкви , к-рая связывает с их именем свое основание: они изображены на офиц. гербе Антиохийского Патриархата; в день их памяти (29 июня) отмечается «праздник Антиохийского престола». В Восточных Церквах помимо 29 июня встречаются и др. дни памяти апостолов, напр., в средневек. Минологиях Сирийской яковитской Церкви - под 7 сент., 22 нояб., 16 янв. (заключение в оковы), 29 июля, 20 авг. (освящение церкви), а также в пятницу 4-й недели по Пасхе; отдельно ап. Павла - 11 янв. (PO. T. 10. Fasc. 1 (по указ.)). В труде мусульманского энциклопедиста аль-Бируни, отражающем календарь православной общины Хорезма в нач. XI в., под 29 июня отмечена кончина ап. Павла, а на следующий день - память ап. Петра (Ibid. Fasc. 4. P. 308). В календаре маронитов , к-рый приписывается Джибраилу аль-Килаи, еп. Никосии († 1516), ап. Павел поминается под 21 февр. (Ibid. P. 351). В Церкви Востока память Петра и Павла совершается в пятницу 2-й седмицы после Богоявления (изд. и франц. пер. службы: Martin J.-P. St. Pierre et St. Paul dans l " Eglise nestorienne. Amiens, 1875). В традиции Армянской Апостольской Церкви Петр и Павел относятся к т.

http://pravenc.ru/text/2580452.html

Преподобный Феофил Мироточивый Святой Феофил жил на рубеже XV–XVI веков. Он родился в Македонии в благочестивой добродетельной семье. Родители с детства поощряли его стремление к учению. И мальчик рано стал прекрасным переписчиком. Ежедневно предаваясь постижению смысла Священного Писания, он умножал плоды добродетелей, подобно «древу, насажденному при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое» (Пс. 1: 3). Он рано отринул родину, родителей и все удовольствия земной жизни, приняв иночество с именем Феодосий (1504). Епископ Рейганы Акакий, с которым Феодосий был знаком с детства, рукоположил его в священный сан (1506). Несколько месяцев святой ходил по городам и весям с проповедью Слова Божия, что было так необходимо в мрачные времена турецкого владычества. Затем он отправился в Ватопедский монастырь на Святой Горе и стал прислуживать епископу Мефимнскому Малахии, жившему там на покое. После его смерти он покинул Афон и отправился вместе с епископом Акакием с миссией от святого Нифонта Константинопольского (память 11 августа) к патриарху Александрийскому Иоакиму (память 17 сентября). Последний силой божественного дара чудотворения заставлял мамлюков уважать права христиан. В 1509 году они посетили Синайскую гору, а на следующий год во время паломничества к святым местам Акакий скончался. Тогда Феодосий вернулся на Афон и поступил в Иверский монастырь. Подобно трудолюбивой пчеле, он старался собрать в своей душе добродетели, которые находил у других. Хороший каллиграф, святой с большим искусством и старанием переписал там все богослужебные книги . Как невозможно укрыться в темноте тому, кто идет с зажженным светильником, так стали видны и добродетели подвижника. Слава Феодосия вскоре распространилась так широко, что весьма многие пожелали встать под его духовное водительство, особенно из Фессалоники, где в то время не осталось подобных пастырей. Тогда, ссылаясь на недомогание, святой ушел в затвор, приняв перед этим схиму с именем Феофил (ок. 1516). Тем самым он не выполнил предписания патриарха Константинопольского Феоклита, который во время пребывания в Фессалонике пожелал возвести его в епископский сан.

http://pravoslavie.ru/54929.html

Если не покаются, хуже того будет». 256 Дивная сила молитвы святых Божьих! В деревне Шиднем по ныне живут, не вымирая, потомки Дия, Григория и Давида, уступивших остров преподобному для обители молитв. 257 Мощи пр. Кирилла обретены были нетленными при основании нового храма, строившегося по обету спасенного от бед боярина Морозова. По определению собора они свидетельствованы были вологодским архиепископом Маркеллом; а в 1652 г. авг. 22 д. перенесены были в раке в новый храм, где и ныне почивают, источая чудеса. 258 «По успении твоем, блаженный, и твоя рака – учитель нам; истекающими из нее чудесами, возбуждая к трудам и подвигам, говорит нам: любите Господа, чтобы обрести благодать вечную: не ставьте ничего выше Его. дабы тогда, как приидет Он, найти покой с избранными. О! да сподобимся мы того твоими молитвами». 259 В тот же (4) д. память о препод. АВРАМЇ и КОПРЇ печенских По ркп. описанию святых вологодских, «преподобные отцы Авраамий и Коприй, иже у Спаса на Печенге, быша в л. 7000 (1492)». Спасская пустынь на речке Печенге, закрытая в 1764 г., находилась в 20 верстах от Вологды, в Грязовецком уезде. В 1492г. блаженные ревнители пустынной жизни в первый раз поселились в здешнем, тогда глухом, лесном месте. Много надобно было им вытерпеть разных нужд и скорбей: но они твердо подвизались для Господа до гроба. Мощи их почивают под спудом в спасской церкви, ныне приходской. 260 9 ч. Память о препод. НИКЇФР и ГЕННАДЇ важеозерских В недавнее время в Задненикифоровой пустыне построен каменный храм, во имя преподоб. Никифора и Геннадия, основателей пустыни. Пр. Геннадий и Никифор были учениками препод. Александра свирского , но один раньше, другой, позже: оба они были основателями пустынной жизни на Важеозере: но один жил здесь отшельником, другой основал общежительную пустынь. По древней службе преподоб. Геннадию, он был наследником богатого имущества: но раздав все нищим, отправился к препод. Александру, который тогда жил один на Свире; не хотелось великому отшельнику нарушать своего уединения принятием кого-либо в свою келью: но усердные мольбы Геннадия заставили расстаться с любимым уединением. – Геннадий остался учеником и сподвижником Александра. Спустя несколько годов, препод. Александр благословил Геннадия искать себе уединения в другом месте. Геннадий поставил себе келью на Важозере и здесь подвизался отшельнически; в последствии дозволил он двум-трем ученикам поставить хижины подле своей кельи, для безмолвной молитвы. Пред кончиной своей, авва сказала ученикам: на этом месте будет храм и киновия. Отшельник почил, вероятно, в 1516 г. янв. 8 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Место мученической кончины прмч. Адриана было отмечено братией деревянным крестом. В 1873 г. по молитвам прмч. Адриана местные жители с. Обжа чудесным образом были избавлены от сибирской язвы. В память об этом избавлении и в благодарность преподобномученику на месте его мученической кончины в 1882–1883 гг. была построена часовня с колокольней. А 14 июня (ст. ст.), в день перенесения иконы прмч. Адриана из Ондрусовской обители в часовню, установлен ежегодный крестный ход из села Обжа на святое место. Память прмч. Адриана празднуется Церковью несколько раз в году: 17/30 мая – день обретения и перенесения мощей; 2 августа/8 сентября – день тезоименитства; а также на Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице) и Собор Карельских святых (21 мая/3 июня); В народе почитаются и другие памятные дни: 15/28 мая – день преставления; 14/27 июня – день перенесения иконы святого из обители в часовню, поставленную на месте обретения честных мощей. Преподобный Геннадий Важеозерский, схимонах Преподобный Геннадий был сыном богатых родителей. Но материальные богатства не прельщали юношу. Придя в совершеннолетие, он раздал все имение нищим и ушел подвизаться на Свирь к прп. Александру, который в то время жил один. Пожив с ним довольно, он полюбил пустынножительство. Приняв постриг с именем Геннадий, он с благословения св. Александра ушел на Важеозеро, отстоящее в 90 верстах севернее Свирского монастыря. Устроив жилище, он подвизался там с двумя учениками до самой своей кончины, последовавшей 8 января 1516 года (ст. ст.). Предвидя свою скорую кончину, прп. Геннадий призвал своих учеников, благословил их и предсказал возникновение обители: «На этом месте будет храм и киновия». Предсказание сбылось в точности спустя несколько лет после преставления святого, когда на Важеозере поселился прп. Никифор и устроил общежительный монастырь. Точное время канонизации прп. Геннадия неизвестно. Вероятно, она была совершена в Синодальный период Церкви. Святые мощи его почивали в пещерке под спудом недалеко от обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Сурмино. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Сурмино в 16 веке – Вышегородского стана. Название, вероятно, ведёт от фамилии Сурминых. Митрополичий дворецкий Ф.Ф.Сурмин покупал в 1507-1516 гг. митрополиту ряд сёл. Московский Вознесенский девичий монастырь, находившийся в Кремле, имел вотчины в Дмитровском уезде. С 1638 по 1763 гг. в его владении было село Сурмино. Первые упоминания о деревянном храме в селе относятся к началу 17 века. В 1627 году, после польско-литовского разорения, Никольская деревянная церковь значилась в писцовых книгах как ветхая, «стоящая без пения». В 1650г. на средства монастыря был построен новый деревянный храм в честь святого Николая. Храм этот простоял в селе более пятидесяти лет. В 1699-1700 гг. была возведена новая церковь с колокольней, просуществовавшая более века. После Отечественной войны 1812 года прихожане села и окрестных деревень решили поставить новый каменный храм. Строительство церкви, посвящённой Вознесению Господню (в память о владении здешними землями Вознесенским девичьим монастырём), начато весной 1834г. и закончено в 1837г. Тогда же церковь была освящена. Вознесенский храм с приделами в трапезной в честь святого Николая и Покрова Божией Матери строился по проекту московского губернского архитектора Дмитрия Фомича Борисова. В советское время храм постигла участь сотен и тысяч осквернённых и разграбленных святынь. В 1937г. настоятеля храма отца Николая Кореннова, перевели в храм в честь Святой Троицы в селе Чашниково близ Лобни, так как там арестовали настоятеля. За время отсутствия священника Вознесенская церковь осталась без присмотра и была разграблена воспитанниками Икшанской трудовой колонии НКВД. Из протокола Дмитровского исполкома: «Всё до основания разрушили, ризы порвали, стёкла побили, начали разбирать ограду. Восстановить храм не представляется возможным… Церковная двадцатка отказывается от дальнейшей охраны храма…». Окончательное решение о закрытии Вознесенской церкви было принято 24 июня 1938г.

http://sobory.ru/article/?object=04313

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОФИЛ МИРОТОЧИВЫЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Феофил Мироточивый Феофил Мироточивый (+ 1548 ), иеросхимонах , преподобный Память 8 июля (Греч.) и в Соборе Афонских преподобных Родился в Македонии в благочестивой добродетельной семье. Родители с детства поощряли его стремление к учению, и мальчик рано стал прекрасным переписчиком. Он рано покинул родину и родителей и в 1504 году приняв иночество с именем Феодосий. В 1506 году был рукоположен во священника епископом Рейганы Акакием , с которым Феодосий был знаком с детства. Несколько месяцев святой ходил по городам и весям с проповедью Слова Божия, что было так необходимо в мрачные времена турецкого владычества. Затем он отправился в Ватопедский монастырь на Святой Горе и стал прислуживать епископу Мефимнскому Малахии , жившему там на покое. После смерти еп. Малахии он покинул Афон и отправился вместе с епископом Акакием с миссией от патриарха Константинопольского Нифонта II к патриарху Александрийскому Иоакиму . В 1509 году они посетили Синайскую гору , а на следующий год во время паломничества к святым местам Акакий скончался. Тогда Феодосий вернулся на Афон и поступил в Иверский монастырь . Подобно трудолюбивой пчеле, он старался собрать в своей душе добродетели, которые находил у других. Хороший каллиграф, святой с большим искусством и старанием переписал там все богослужебные книги. Он составил каталог, включавший 31 переписанную им рукопись. В важнейших монастырях того времени, расположенных за пределами Афона, сохранились переписанные его рукой, в основном богослужебные, рукописи с посвящением. Слава Феодосия вскоре распространилась так широко, что весьма многие пожелали встать под его духовное водительство, особенно из Фессалоники , где в то время не осталось подобных пастырей. Около 1516 года, ссылаясь на недомогание, святой ушел в затвор , приняв перед этим схиму с именем Феофил. Тем самым он не выполнил предписания патриарха Константинопольского Феолипта I , который во время пребывания в Фессалонике пожелал возвести его в епископский сан.

http://drevo-info.ru/articles/13672631.h...

Святитель Максим, деспот Сербии и митрополит Угро-Валашский Аудио HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святитель Максим, деспот Сербии и митрополит Угро-Валашский Аудио За время своего недолгого епископства святой Максим мудро управлял Христовой паствой и укреплял митрополию. Во время столкновения господаря Раду и молдавского господаря Богдана Кривого, прозванного Грозным, которые начали бессмысленную войну, святой Максим встал между войсками двух князей и сумел примирить их. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 1:52 мин. Размер 1.4 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Святой Максим , живший в XV–XVI вв., был сыном Сербского деспота святого Стефана Бранковича (10 дек.) и преподобной Ангелины. По смерти отца святой нашел убежище в Венгрии и получил титул деспота Срема, области, населенной в основном сербами (1486). Под влиянием благочестивой матери, но без ее ведома через десять лет Максим отказался от прав на княжеский престол и стал монахом в Купиновском монастыре. В 1506 г. вместе c матерью он был приглашен ко двору валашского господаря Раду Великого (1495–1508), который принял их с почестями и поставил святого Максима митрополитом Угро-Валашским. За время своего недолгого епископства (1507–1509) святой Максим мудро управлял Христовой паствой и укреплял митрополию. Во время столкновения господаря Раду и молдавского господаря Богдана Кривого, прозванного Грозным (1504–1517), которые начали бессмысленную войну, святой Максим встал между войсками двух князей и сумел примирить их. В 1509 г. он вернулся с матерью в Срем, и с помощью князя Иоанна Нягое Басараба построил Крушедольский монастырь . Здесь он долгое время терпеливо переносил болезнь и обрел вечный покой во Христе 18 января 1516 (или 1546) г. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не вклю чена. Этот монастырь, основанный прп. Ангелиной, стал родовой усыпальниц ей Бра нковичей. Комментарии читателей 2013-01-31 12:44 Biljana Petrovic : Pomaze Bog!Hvala!Svako dobro zelim! Ваш комментарий Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Тем временем положение в Бретани ухудшилось, осенью-зимой 1345 г. отряды англичан разграбили ряд городов, в т. ч. Трегье, пощадив однако кафедральный собор из почтения к памяти И. В 1346 г. герц. Карл был взят в плен англичанами. В это время, по свидетельству папы Климента VI, ему явился И. и упрекнул за промедление с канонизацией. Под влиянием видения папа назначил новую комиссию, к-рая рассмотрела протоколы 1330 г., вновь дав положительное заключение. 18 мая 1347 г. Климент VI объявил о своем решении причислить И. к лику святых католич. Церкви. 19 мая в церкви доминиканцев в Авиньоне состоялись торжества по случаю канонизации И. (празд. памяти И. под 19 мая объявлялось обязательным для всей католич. Церкви). Папа даровал общие индульгенции паломникам к гробнице святого в Трегье. В отдельном послании епископу и кафедральному капитулу Трегье содержалось повеление поднять мощи И., поместив их в подобающем месте. 27 окт. 1347 г. в присутствии герц. Карла де Блуа и многочисленных паломников еп. Ришар (Рауль) дю Пуарье совершил вскрытие гробницы И. в строящемся кафедральном соборе. Через 2 дня состоялось перенесение мощей, к-рые установили в кафедральном соборе после его освящения (1353). Память этого события под 29 окт. была внесена в бревиарии бретонских еп-ств, а также в мартирологи ордена францисканцев. Почитание Вместе со свт. Тугдуалом И. был признан св. покровителем бретонского еп-ства Трегье. В XIV в. почитание И. широко распространилось в Бретани и за ее пределами, преимущественно в Сев. Франции, Италии, Испании и Нидерландах. Бретонские герцоги неоднократно совершали паломничества к мощам святого. В 1420 г. герц. Иоанн VI попал в плен к политическим соперникам и дал обет в случае спасения построить во имя И. капеллу при кафедральном соборе Трегье. После освобождения он исполнил обет, а также воздвиг над прежней могилой святого скульптурный саркофаг. После обретения мощей глава И. была отделена и хранилась в ризнице собора в золотом реликварии. Согласно описям кафедрального собора XVI-XVII вв., рука святого также хранилась отдельно в серебряном реликварии. В 1503 г. герц. Анна Бретонская пожертвовала 7 тыс. ливров на изготовление серебряной раки для мощей И. Герц. Карл де Блуа испросил у соборного духовенства часть мощей святого, к-рую впосл. разделил между коллегиальной ц. Богоматери в г. Ламбаль, кафедральным собором и церквами св. Георгия и св. Мелания в Рене. Кард. Филипп Люксембургский получил в дар др. часть мощей, к-рую в 1516 г. преподнес франц. кор. Франциску I ; впосл. она хранилась в аббатстве Спасителя в Анже. Известны и др. реликвии святого, находившиеся в Бретани. Так, в мон-ре Богар был потир И., в Минии-Трегье - фрагменты бревиария святого, в приходской церкви в Луаннеке - его казула (фелонь). В народном почитании с памятью о святом был связан дольмен близ Луаннека, к-рый, по преданию, служил И. кроватью. На кладбище в Минии-Трегье сохранилась чтимая гробница И., где он якобы был первоначально похоронен.

http://pravenc.ru/text/200449.html

Посему мы, как сыны великого и могущественного отечества, всемерно должны позаботиться о сохранении всех памятников старины нашего края. Древность интересна и поучительна всегда. Но в особенности пытливый взор может успокоительно и с интересом останавливаться на ней тогда, когда современность с одной стороны ужасна и страшна, а с другой туманна и непонятна, так что не думал бы и не смотрел на настоящее столь печальное и грозное! После этой речи Владыка демонстрировал вещицы, которые он предназначил для учреждаемого им древлехранилища. Так, он показал таблицу 14 алфавитов: египетских, финикийских, древнееврейских, арамейских, еврейских поздних, причем отметил, что начертание букв сначала было близким к иероглифам, что сохранилось отчасти и в позднейшей евр. азбуке, где буква ламед (верблюд) очень подобна верблюду, а бет (дом) – дому. Далее Преосвященнейший показывал лист Нового Завета IV века (фототипический), причем рассказал, как несчастный архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий прошел в Синайской кладовой мимо этих драгоценных листов, которые потом собрал К. Тишендорф и поднес Государю Императору Александру II. Потом были показаны начертания Евангелия XXI века из рукописи Синодальной 519), фотография с Феодосийского Евангелия XII века, лист из Остромировского Евангелия 10567 года, изд. И. Савинова, а также славянской рукописи XVI века. После сего Владыка показывал жетон с изображением св. Георгия Победоносца, и чугунный жетон с изображениями Государей Императоров – Петра I и Николая II, сделанный в память 200-летия выплавки чугуна на Урале (17011901 г.). Далее показаны были изображения остатков Корсунских храмов, в котором крестился св. Владимир, и общекрестильный храм, недавно открытый за стенами древнего Корсуня. При этом была показана картина самого крещения св. Владимира. Потом показаны были другие замечательные снимки, в том числе с изображения Божьей Матери с предстоящими Царицею Александрою и великомученицею Екатериною работы Бенед. Горафалла (1516 г.), ученика Рафаеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010