Симон, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Чиж) † 1511, память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых С 1490 года – игумен Троице-Сергиева монастыря. Имел прозвище Чиж, о чём сообщает Летопись Типографская (ПСРЛ, Пг., 1921, Пг., т. 24, с. 213); сообщение это подтверждает и список митрополитов в сборнике ГПБ, собр. Погодина, 1571. 6 сентября 1495 года избран и наречён на Московскую митрополию. 20 сентября 1495 года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси. Поставление Симона на митрополичью кафедру сопровождалось новым и сложным церемониалом. Великий князь сам вручил главе Русской Церкви пастырский жезл и обратился к нему с приветственной речью. После посвящения митрополит Симон ездил вокруг города на осляти, причём осла водил под ним боярин великого князя. Митрополит Симон благословил на великое княжение сначала внука Ивана III Димитрия, а затем его сына Василия Ивановича. В правление митрополита Симона преимущественно по его почину и всегда под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни. На Соборе 1503 года, созванном для благоустроения Православной Церкви, был составлен соборный ответ Ивану III о монастырском землевладении. Митрополит Симон был единомышленником и покровителем преподобного Иосифа Волоцкого († 1515, память 9/22 сентября). Принимал активное участие в Соборе 1504 года против ереси жидовствующих. Его поддержка сыграла решающую роль в исходе ссоры между волоколамским игуменом Иосифом Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом († 1516, память 16/29 марта). Незадолго до смерти митрополит Симон «по великого князя слову» взял «прощение» у Серапиона. Митрополит Симон – муж непорочной жизни, великого смирения, украшенный всеми добродетелями. 26 апреля 1511 года митрополит Симон заболел и скончался 30 апреля 1511 года. Однако по другим данным, весной 1511 года он оставил митрополию и уехал в Троицкий монастырь, а скончался 12 января 1512 года (ПСРЛ, т. 24, с. 217.). Погребён был в Архангельской церкви Чудова монастыря. Позже его останки были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где покоятся и доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Е.Н. Погожев Святой Серапион, архиепископ Новгородский В так называемой Серапионовской палатке, пристроенной к Троицкому собору Лавры, почивают мощи святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. Он родился в окрестностях Москвы и получил хорошее по своему времени образование. По желанию родителей, он вступил в брак и стал священником, но скоро овдовел и тогда принял давно желанное иночество, продолжая оставаться при церкви, как приходской священник. Схоронив родителей своих, он отпустил слуг на волю, оставшееся имение роздал бедным и поселился в Дубенском Успенском монастыре, основанном преподобным Сергием в тридцати верстах от Троицкой лавры, при речке Дубенке. Там он был избран в настоятели, довел обитель до полного процветания и вскоре был поставлен игуменом Троице- Сергиевой обители. Уважаемый великим князем, являлся ходатаем за бедствующих и невинно осужденных. В 1606 году он был поставлен в архиепископы Новгородские. На этой кафедре он вынес много испытаний. В Новгородской области начался страшный голод, а с ним и повальные болезни, затем пожар с бурею. Тут архиепископ Серапион с крестным ходом вышел на Волховский мост, моля Бога о прекращении бедствия. От рыданий он не мог читать молитв. Пожар прекратился, и полгорода осталось целыми. В конце жизни на святителя Серапиона обрушились еще более тяжкие испытания. За своевольный переход преподобного Иосифа Волоколамского со своим монастырем из Новгородской в Московскую епархию он предал Иосифа церковному отлучению. Но собор епископов нашел это отлучение неправильным, Иосифу дал разрешительную грамоту, а Серапиона оставил заключенным в Спасо-Андрониевом монастыре, пока, примирившись со святителем, преподобный Иосиф не испросил ему дозволения жить в любимом им Троицком монастыре. Св. Серапион, арх. Новгородский. Когда Иосиф умирал, Серапион встал и сказал бывшему при нем брату: «Брат наш Иосиф преставился. Да простит ему Бог ! Бывает подобное и с праведными». Вскоре и святитель, приняв схиму, мирно почил. Еще при жизни своей он творил чудеса, и в Новгороде по слову его исцелился один многолетний хромец. † 1516 г. Мощи почивают в Троице-Сергиевой лавре. Память празднуется 16 марта. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм Святого Илии Пророка, по преданию, был построен в память успешной битвы с татарами, которые грозили юной Москве разорением, и что эта битва произошла 20 июля (2 августа н. ст.), в день памяти Св. Пророка Илии, близ Воронцова, где сходились дороги на Москву из Коломны и Владимира. Года этой битвы история не сохранила, но из летописного сказания известно, что в 1476 г. храм Св. Илии Пророка уже стоял в Воронцове, а местность называлась Ильинской слободой. Храм был деревянный и стоял на высоком склоне на берегу реки Яузы в сосновом бору, поэтому и стал именоваться «под сосенками». Возле храма со временем стал образовываться погост села Воронцова. По мнению некоторых историков, во времена владения этой местностью Воронцовыми, старцы Андроникова монастыря основали возле Ильинской церкви скит, который позже стал монастырем. Монастырь этот значится на карте Москвы 1389 г. Долго ли просуществовал он - неизвестно, но до XIX в. земля вокруг храма именовалась монастырем. Известно, что великий князь Иван III выменял у Андроникова монастыря эту местность. Здесь он построил себе загородный дворец, который очень любил и подолгу проживал в нем порой до поздней осени. В это время храм становится придворным. В 1504 г. кн. Иван III завещает село Воронцово с дворцом и храмом своему сыну-наследнику - князю Василию III, при котором Воронцово достигло своего расцвета и стало его любимой резиденцией. Днем рождения князя Василия III было 25 марта - Благовещение Пресвятой Богородицы, и в честь этого праздника кн. Василий III в 1514 г. строит в Воронцове рядом с храмом Св Илии. Пророка каменный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм был построен за 1,5 года итальянским архитектором из Милана Алевизом Фрязиным и был освящен в присутствии великого князя Василия III и его супруги княгини Соломонии (преп. Софией Суздальской) Московским митрополитом Варлаамом и епископом Крутицким Досифеем в четверток 29 ноября (ст. ст.) 1516 г. После развода с Соломонией Сабуровой и женитьбе на Елене Глинской князь Василий III стал предпочитать более Коломенское и Воробьево. Храмы Благовещения и Илии Пророка стали вновь приходскими, причем хотя и стояли они бок о бок, но каждый храм был самостоятельным и имел свой причт. События Смутного времени и освобождение Москвы от поляков были тесно связаны с храмом Св. Илии Пророка. В храме молились ополченцы, освобождавшие Москву. Возле стен храма был убит глава ополчения думный дворянин Прокопий Ляпунов и боярин Иоанн Ржевский, которые были похоронены у стен храма. В храм была принесена народным ополчением из Нижнего Новгорода икона Казанской Божией Матери, от которой творились многие чудеса. Икона пребывала в храме до постройки Казанского Собора на Красной площади, после в храме был оставлен ее список.

http://sobory.ru/article/?object=50384

Крупная победа, называемая нередко летописцами и историками «репетицией Куликовской битвы», состоялась 11 августа 1378 г. на реке Воже. Темник Мамай снарядил тогда 50-тысячное войско под командованием Бегича. Московский князь Димитрий Иоаннович, узнав о приближении монголо-татарского войска, выступил навстречу неприятелю. Великое Поле Зарайского княжества было сборным пунктом русской рати перед выходом на реку Вожу. Здесь близ Зарайска к князю Димитрию присоединились конные дружины князей Даниила Пронского и Олега Рязанского. А в 1386 г. великий подвижник земли русской преподобный Сергий Радонежский по пути в Рязань и возвращаясь оттуда, дважды посетил Зарайск, останавливаясь для молитв у Николы Зарайского. В июне 1512 г. в Рязанское княжество вторгся крымский царевич Махмут, но, узнав, что воеводы великого князя стоят на Осетре, вернулся. В 1513 г. чудотворная икона Святителя Николая была перенесена в Коломну, а в 1516 г. возвратилась в Никольский храм Зарайска. В сентябре 1527 г. близ Зарайска произошло сражение русского войска с полчищами крымского хана Ислама-Гирея, закончившееся полным разгромом крымского войска. Крымские татары снова были биты «у Николы Заразского» в 1528 г. В этом же году был заложен в Зарайске каменный кремль и в нем – новая каменная церковь Святителя Николая Чудотворца. 10 марта 1530 г. великий князь Московский Василий III выехал из Москвы в Зарайск, чтобы помолиться у чудотворной иконы Святителя. В первой половине XVI в. войска крымских татар периодически вторгались в Рязанское княжество, выжигали посады, грабили местное население и уводили в плен. Память народная и летописи сохранили славное имя Мити Калинина, вождя сторожевой службы Вожской засеки (у Зарайска). В 1550, 1551, 1560 и 1571 гг. в Зарайске побывал царь Иоанн Грозный и молился чудотворной иконе. По велению Иоанна Грозного в Зарайске был возведен Иоанно-Предтеченский храм, а в 1556 г. царь приказал разобрать одно судно и возвести на крутом берегу Осетра возвести церковь Спаса, которую тут же освятили.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

л. 2. Служба св. Серапиону в день его преставления, 16 марта 1516 года и в день обретения мощей 7 апреля 1559 года. л. 15. Житие иже во святых отца нашего Серапиона архиепископа Великаго Новаграда и Пскова. То же, что в пред. 636. (Листы 33 и 43 порожние). л. 34. Служба, июля 14, св. Стефану махрищскому. л. 44. Житие и подвизи препод. отца нашего Стефана иже на Махрищи. Нач. Понеже убо преблагий наш Владыка Бог и Господь Иисус Христос всегда нам устрояя благая и полезная и о нашем спасении промышляя. Составлено (л. 68), по воле митроп. Макария, иеромонахом Иоасафом, игуменом Данилова монастыря. Чудес 12. л. 1 об. Послесловие (окружено рамкою): В лето от создания мира 7185, от Рождества же Господа нашего Иисуса Христа 1677, индикта 15, мес. декемврия написася сия книга Жития иже во святых отца нашего Серапиона архиеп. новогородскаго и препод. отца нашего Стефана иже на Махрищи в дому пресвятыя к Живоначалныя Троиды и препод. и богон. отец наших Сергия и Никона радонежских чюдотворцев убогим архимандритом Викентием. 638. (1399.) Вечерня в неделю Пятидесятницы, устав. крупный, четкий, исх. XVII века, в четверть, 38 листов, заставка с золотом из перевитых кругов. Заглавие золотыми словами: Последование св. Пятидесятниця, свршаемо в неделю Святаго Духа. 639. (1400.) Служба о победе под Полтавою, устав., XVIII века, в четверть, 45 листов. Заглавие: Служба благодарственная Богу в Троице Святой славимому о великой Богом дарованной победе над Свейским Королем Королом (Карлом) XII и воинством его, содеянной под Полтавою в лето 1709 мес. июниа в 27 день. По листам внизу: Сия книга, глаголемая служба плотавьская, Троицкой Сергиевой лавры Собору трапезеннаго церкви чудотворца Сергиа, приложил сию книгу тоя же лавры соборной ризничей иеромонах Филарет Архангелский († 1764), а писал сию книгу церкви Воскресения Христова диаконов сын Афанасей Ивановь Просфирнин. 640. (154.) Сборник богослужебный, полууст., XV века, в четверть, 145 листов, ветхие с наклейками. л. 1. Мес. сентевря 25, память препод. и богон. отца нашего Сергиа. Служба, а потом житие, положенное в Прологе.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

122 В 1518 г. Шах-Али, внук царя Ахмата, был поставлен на царство в Казани Василием III после смерти бездетного Мухаммед-Эмина, но, возбудив всеобщую ненависть за свою жестокость, бежал оттуда в Москву. 123 Казань была взята русскими войсками 1/13 октября 1552 г. В данном случае Азарьин использует неизвестный исследователям список Казанского Летописца, поскольку во всех имеющихся летописных текстах о взятии Казани нигде не упоминается имя монаха, кропившего водой стены города. 124 Глава 58 соответствует главе 19 «Сказания» Авраамия Палицына, называемой «О явлении чудотворца Сергия, и о приступе, и о запалении Пивного двора». 125 Глава 59 соответствует главе 24 «Сказания» Авраамия Палицына, называемой «О явлении чудотворца Сергия Архимандриту Иоасафу». 126 Глава 60 соответствует главе 25 «Сказания» Авраамия Палицына, называемой «О приходе во град казака Ивашки Рязанца». 129 Глава 61 написана на основе главы 26 «Сказания» Авраамия Палицына, называемой «О стрельбах по граду ноября в 8 день». 130 Свт. Серапион, архиепископ Новгородский († 1516, память 16 марта). Священник из подмосковного села Пехорки, овдовев, принял монашество и ушел в Успенский Стромынский монастырь, где стал Игуменом, но вскоре перешел в Троице-Сергиев монастырь. В 1506 г. он посвящен в сан Архиепископа Новгородского, в 1509 г. был устранен от управления епархией и заточен в Андроников монастырь за то, что подверг Иосифа Волоцкого церковному запрещению. В 1511 г. освобожден и до конца дней жил в Троице-Сергиевой Лавре. Его мощи обретены нетленными 7 апреля 1517 г. 132 Глава 62 является кратким пересказом главы 30 «Сказания» Авраамия Палицына – «О вылазке на сторожи литовские и русские». 133 Александр Иосиф Лисовский-Янович († 1616), польско-литовский шляхтич, командовал мобильным отрядом легкой конницы, так называемыми «лисовчиками». Лисовский явился на Русь в 1607 г. и совершил поход в северно-русские земли, разоряя и грабя их. Лагерь Лисовского во время осады находился к юго-востоку от монастыря – в Терентьевой роще.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

мученик Платона и Романа и во имя Святого Александра Невского; в нижнем этаже сея церкви храм во имя Преподобного Димитрия Прилуцкого, в сей церкви кроме мощей Преподобного Димитрия почивают еще Святые мощи Благоверного Князя Иоанна, в монашестве Игнатия, сына Великого Князя Углицкого Андрея Васильевича. Он в сем монастыре, будучи сослан, постригся и наконец посхимясь скончался 1522 году мая 19 дня. Церковь трапезная во имя Введения Пресвятой Богородицы; при больнице во имя Всех Святых; над вратами во имя Вознесения Господня; под колокольней во имя Преподобного Алексея Божией, человека. В сей монастырь бывает ежегодно Крестный ход из Вологды, уставленный по случаю возвращения Иконы Преподобного Димитрия из Москвы в 1503 году июня 3 дня. – Икона сия была с Великим Князем Иоанном Васильевичем во время похода его под Казань, откуда возвратясь сей Великий Князь, украсив оную златом и серебром, возвратил в Вологду; в память сего происшествия уставлен из Вологды Крестный ход. – Сия святая Икона весьма чудным образом спасена в 1811 году от пламени во время пожара, случившегося в Соборной церкви монастыря сего, одним из служителей монастырских. Спасо-Суморин мужеский, заштатный, Вологодской Епархии, в 2 верстах от города Тотьмы; построен в 1554 году Преподобным Феодосием Тотемским, преставившимся в 1568 году января 23 дня, коего Святой мощи обретенные в 1796 году, сентября 2 дня, в оном монастыре почивают на вскрытии. В нем: 1) Церковь Соборная во имя Преображения Господня; 2) во имя Вознесения Господня; 3) во имя Святого Александра Невского, великолепно устроенная от щедрот Государя Императора Александра I u ocbящeha в 1805 году; 4) под колокольней во имя Святого Иоанна Златоуста , начата строиться в 1810 году. Монастырь сей состоит под управлением Игумена. Спасо-Ярославский мужеский, Кафедральный, в Ярославле. В нем Соборная церковь во имя Преображения Господня, основанная в 1516 году, с приделами; во имя Входа Христова во Иерусалим и во имя Святых Благоверных Князей: Феодора и чад его Давида и Константина, в котором почивают и Святой их мощи, обретенные в 1463 году; празднество им бывает три раза в год: марта 5 дня, по случаю перенесения мощей их, июня 22 дня, по случаю преложения оных в новую раку, уставленное Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«В лето 7004 (1496 г.) великий князь приходил в вотчину свою в Великий Новгород ноября 17, во вторник. Архиепископ града Геннадий срете государи великаго князя за градом с кресты и кандилы честне, яко бо бе лепо государству их, со архимандритом и игумены и священники, и с всем освященным собором Великаго Новагорода. А наместници великаго князя беша тогда в Нове граде князь Данило Александровича Пенко да князь Семен Романович и те такоже сретиша государя с всем народом града того. И бысть тогда в Великом Новегороде радость велика о приезде государя великаго князя. И того дни князь великий молебна и обедни слушал в Премудрости Божии Софеи и ел у архиепископа Геннадиа». В святительство Геннадия Новгород два раза был опустошаем пожарами. В первый раз в 1490 г. «загорелось 25 апреля на Великом мосту у городовых ворот, огорела церковь святая Богородица, и стрелница; из стрелницы похватило тесницы с огнем, понесло на Яневу улицу и ту загорелось, и часть улицы выгорела, а затем выгорели улицы Росткина, Хревкова, Легоща, Щиркова и Розважа. А церквей огорело 5, а 6-я – Богородица на воротех». Второй пожар был в 1494 г. 10-го апреля. «3агорелось от Микиты от денежника с Дворища, ино огорело 3 церкви, Никола да Пятница да Борис Глеб, а Иван Велики отняли, а маковици до половины разбило, а Успение Святыа Богородица отнялиж; после и ряды горели, и выгореша ряды все до Великаго мосту мало не до половины, а переняли у Лубяници, одна сторона улицы горела, а другая не горела; а горело на Фомине недели в четверток». Тропарь, глас 5 Уподобился еси древним отцем, святителю отче Геннадие, Священныя Книги собрав и еретики посрамив, ревность по Бозе показуя, паству оградил еси, моли и ныне Христа Бога мир Церкви даровати и спастися душам нашим. Житие архиепископа Серапиона Новгородского 5 Память его празднуется месяца марта в 16-й день и месяца апреля в 7-й день † 1516 На Новгородской кафедре с 1506 по 1509 гг. На место архиепископа Геннадия, заточенного в Чудовом монастыре, избран был на святительскую кафедру в Новгороде Серапион – игумен Троицкого Сергиева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. Синод чрез особую комиссию, во главе которой был митрополит киевский, удостоверившись в нетлении мощей святителя и в благодати чудес исцелений, источаемых по его молитвам, в 1896 году причислил во блаженной памяти почившего Феодосия, архиепископа черниговского, к лику святых и установил праздновать память его как в день преставления его 5-го февраля, так и в день открытия мощей его. Торжественное открытие мощей св. Феодосия происходило 9-го сентября 1896 года и сопровождалось поразительными чудесами. Господь в прославлении своих угодников даёт верный залог любви своей к русской державе. Это побуждает русский народ быть внимательным к путям Промысла Божия в его жизни. Из рассмотрения прошлой церковной русской истории можно усматривать, что русский народ призван Богом к тому, чтобы неизменно сохранять великое сокровище православной веры и свет православия распространить как на неверном Востоке, так и на инославном Западе. Историческое призвание русского народа прекрасно выразила русская душа одного из наших поэтов. За то, что ты смиренно  И в чувстве детской простоты  Глагол Творца прияла ты, Тебе Он дал свое призванье, Тебе Бог светлый дал удел: Хранить для мира достоянье Высоких жертв, великих дел, Хранить племен святое братство, Любви живительный сосуд И веры истинной богатство И правду... Твое все то, чем дух святится, В чем сердцу слышен глас небес, В чем жизнь грядущих дней таится, Начало славы и чудес. Конец. 1 Иов, по свидетельству его жизнеописателя, был собою весьма благообразен и прекрасен в пении и чтении, имел необыкновенную память, знал наизусть всю Псалтирь, Евангелие и Апостол, всю литургию св. Василия и многие молитвы; был великий постник, никогда не обличал никого и не оскорблял, всех миловал и прощал. (История о первом патриархе Иове). 2 Серапион, архиепископ новгородский, лишённый кафедры за незаконное осуждение преп. Иосифа Волоколамского, собором 1509 года заточён был сначала в Андроников монастырь, а потом перемещён в Троице-Сергиев, где семь лет прожил в строгих подвигах и скончался 16 марта 1516 года. Над гробом Серапиона, около южной стены Троицкого собора поставлена палатка, которая носит название Серапионовой. 3 В народе ходила молва, что царь Феодор вместе со своею душою отказал Феодору Никитичу и царский престол. 4 Антониев сийский монастырь основан преподобным Антонием в 1520 году в,92-х вёрстах от Холмогор, на полуострове Михайловского озера; из которого вытекает речка Сия, впадающая в Двину. 5 Справщики в молитвах, обращённых к одному Богу Отцу, исправляли заключительные славословия, которые, вопреки смыслу и содержанию молитвы, в неисправленных потребниках обращались ко всем лицам Св. Троицы

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Посем понужден бысть родителми своими браку совокупитися; не преслуша же родителей и, не хотя, совокупляется. По днех же неких священству сподобляется, и по мале супружница его ко Господу отходит, бывши с ним лето едино. Он же, свободна себе зря, вскоре в монашество входит и паки священствует у тоя же церкви. Посем же родителем его ко Господу отшедшим, он же со псалмопением надгробным земли предает их. И оттуду отходит в монастирь пречистыя Богородицы, честнаго Ея Успения, на остров, еже есть на Дубенке. И тамо мало пребыв, отходит в пречестную обитель живоначальныя Троицы, в Сергиев монастирь, и умолен бывает тоя обители братиею и игумен поставляется. И посем поставляется, повелением благочестиваго великаго князя Василия Иоанновича всея России, архиепископ великому Новуграду и Пскову. И толико добродетелми просия, якоже и чудеса творити ему, еще живу сущу. Ненавидяй же искони добра диавол вражду влагает между Серапионом архиепископом и игуменом Иосифом Ламскаго Волока. Понеже той Иосиф из его епископии отыде, без благословения его, к митрополиту Симону Московскому и всея России, – сего ради архиепископ Серапион отлучи его; той же Иосиф наусти на него Симона митрополита. И тако святый от престола своего сводится, и затворяют его во Андроникове монастире, иже на Москве. И оттуду самодержцем великим князем Василиев посылается в монастирь живоначальныя Троицы и преподобнаго Сергия чудотворца. Потом же святый в старости глубоце исполнь дний, провиде отшествие свое ко Господу, призвав игумена и братию и прощение всем дав, и причастися божественных Таин, пречистаго Тела и Крове Христа Бога нашего. И преставися в лето 6024 (1516), месяца марта в 16 день. Игумен же и братия опрятавше честное его и многотрудное тело со псалмы и песнми, и положиша близ церкви святыя Троицы, на южной стране. Обретены же быша мощи святаго отца Серапиона Чудотворца Априлия в 7 день, на память преподобнаго отца Георгия Митилинскаго. Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. 10. Память св. Алексея, человека Божия (мар.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010