Он сооружен в 1123 г. черниговским князем Давидом - Глебом Святославичем. Сейчас между Спасским и Борисоглебским соборами свободное пространство, а в древности его не было. В двенадцати метрах западнее собора Спаса археологи обнаружили фундаменты каменного княжеского терема, возведенного, вероятно, во второй половине XII в., а ближе к Борисоглебскому собору - дворцовой постройки XI в. Найденные также обломки штукатурки с фресками, цветная поливная керамика, лекальный кирпич для архитектурных деталей (колонн и т. д.) говорят о том, что эти дворцовые постройки были богато украшены и среди деревянной городской застройки выглядели очень внушительно. Еще немного далее на запад от терема располагались обнаруженные археологами остатки какого-то здания, судя по технике кладки, построенного, вероятно, в конце XI в. и затем разрушенного по неизвестным причинам. Плохо сохранившиеся фундаменты этого сооружения дали повод одним ученым усматривать в них остатки северо-западной части храма, а другим - видеть в них трехкамерный терем. На этих развалинах был возведен Борисоглебский собор, упоминаемый в 1123 г. в связи со смертью Давида Святославича. Борисоглебский храм строился как усыпальница черниговских князей и поэтому имел по три ниши-аркасолии в северной и южной стенах. Это крупное сооружение (15,5х23,40 м по внутреннему промеру) - трехнефное, трехапсидное и однокупольное - было окружено с трех сторон открытой аркадой-галереей. Три пары опорных столбов несли систему полуциркульных и крестовых сводов и главу. Ныне реставрированный Борисоглебский собор XII в. уступает размерами храму Спаса, он сдержаннее по архитектурной композиции, его одноглавый силуэт кажется статичным и неподвижным; окружавшие в древности галереи придавали его облику пирамидальность. В целях создания компактного объема храма лестница на хоры расположена в толще западной стены. Благодаря гармонии вертикальных и горизонтальных членений в архитектурном образе здания нет беспокойства и напряжения, ничто не нарушает его спокойной ясности.

http://sobory.ru/article/?object=01655

Д. М. Березкин. Во тьме вековой. Повесть и три рассказа из быта хлыстов, скопцов и бегунов. П. Козицкий. 2. Стр. 279–281. Протоиерей Иоанн Чижевский. Изложение учения святой Православной Кафолической Восточной церкви о вере Христовой, а также о поведении и обязанностях ее чад. С. А. В. 2. Стр. 282–285. Сущность христианства. Зееберг. – Основные истины христианских исповеданий. Барон М. Ф. Таубе. 3. Стр. 392–396. Неправда “Правды Православной” и “Глагола Времен” об особом единоверческом епископе и– австрийщине. Свящ. П. Злотников. 4. Стр. 589–601. Город без храма. Н. Мазуренко. 4. Стр. 601–604. Протоиерей Иуст. Ольшевский. «Место, идеже лежа Господь» (Из палестинских бесед в Полтавском кафедральном соборе). И. С. 4. Стр. 604. Павел Аникиев .Мистика преп. Симеона, нового богослова. 4. Стр. 605. П. В. Безобразов. Преступление против демократизма. 4. Стр. 606–607. Обозрение духовной журналистики. Свящ. Аркадий Виноградов. 5, 766–780; 6, 950–963; 9, 1289–1304; 10. Стр. 1478–1486. Владимир Саблер. О мирной борьбе с социализмом. Путевые воспоминания. СПБ. 1907 г. К. 5. Стр. 780–783. М. Горький. “Мать”. Л. Андреев. “‘Элеазар”, “Иуда Искариот и другие”. Я. Г. Буланов. 6. Стр. 931–937. И. Потапенко. Непреклонный иерей. Русское Божье Слово. Ноябрь. Н. Пустынник. 6. Стр. 937–950. Ф. Н. Белявский. О реформе духовной школы. Проф. А. Бронзов. – Свящ. А. Кандаритский. Опыт систематического пособия при полемике со старообрядцами. Д. Введенский. 7–8. Стр. 1120–1123. Ещё голос единоверческого священника об единоверческом журнале «Правда Православия». Единоверч. свящ. Власий Курышев. 7–8. Стр. 1123–1124. Прот. Тим. Буткевич. Три апологетических беседы об иудейском, римско-католическом и лютеранском вероисповеданиях. М. Кальнев. 9. Стр. 1304–1306. Правда о секте Иоаннитов. Н. Булгаков. 10. Стр. 1487–1490. Л.З. Кунцевич. Изложение и разбор учения социализма. К. С. – Бессовестная месть отступника. Свящ. Е. Зубарев. 11. Стр. 1637–1643. Л. Андреев. Повесть “Иуда Искариот” при свете Евангелия. Свящ. М. Березина. – Полянский Иоанн, свящ. “Правда ли, что имя Спасителя должно произносить только Исус и никак нельзя произносить Иисус?”. (Против В. Г. Усова). С. А. В. – И. К. Быковский. История старообрядчества всех согласий, единоверие, начало раскола и сектантства. С иллюстрациями и портретами выдающихся деятелей. С. А. В. 12. Стр. 1759–1770.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда, не преуспев с одной стороны, Святополк решил действовать с другой, вследствие чего, спустя несколько времени, женил своего сына Ярослава, сидевшего тогда на столе Волынском во Владимире, на дочери блаженного Мстислава. И этот-то брак, бывший если не единственною, то по крайней мере одною из главных причин вражды между Ярославом и Мономахом, и был единственною причиною, приведшею наконец на Волынь самого Мстислава. Именно Ярослав Волынский слишком дурно обращался со своею женою, вследствие чего сделавшись великим князем (1113 год), Мономах, еще в 1118 году ходил войною на Ярослава ко Владимиру, вместе с Давидом Святославичем Володарем и Васильком Ростиславичами. После двухмесячной осады, Ярослав смирился; но вскоре, порицаемый поляками, опять поднялся, в намерении достать себе старшинство пред Мономаховичами, и до того увлекся желанием чести, что прогнал от себя даже собственную жену – дочь Мстислава. Наконец, прогнанный из Владимира Мономахом , за оскорбление внуки, Ярослав явился снова под стенами этого города с венграми, поляками и чехами и осадил, его со всех сторон (1123). Тогда во Владимире сидел другой сын Мономаха – Андрей. Сам Мстислав княжил в Белгороде близь Киева, куда переведен был отцом своим (1117), желавшим иметь в сыне ближайшего помощника себе. Мономах стал собирать войско против Ярослава. Но для того, чтобы до собрания более сильной дружины не оставить Андрея Владимирского без помощи, он послал впереди себя ко Владимиру Мстислава Белгородского с небольшим отрядом. 174 Блаженный Мстислав немедля отправился против своего неблагодарного зятя. Но не успел он дойти до Владимира, как осада была снята, в следствие неожиданной смерти Ярослава, убитого двумя поляками из дружины Андрея. Союзники Ярослава, пораженные его смертью , то же разошлись по домам, отправив к Владимиру послов с богатыми дарами для заключения мира (1123). 175 К этому времени между прочим относится далее и построение многих монастырей и храмов в Луцке, основание которых предание приписывает святому Мстиславу. 176 Вероятность этого предания переходит в полную достоверность, если обратим внимание на то обстоятельство, что св. Мстислав, по сказанию истории, во всю жизнь свою не пропустил ни одного особенно-удачного или счастливого случая из своей жизни, чтобы не ознаменовать его построением какого-либо монастыря или храма. Так сейчас по усмирении Олега Черниговского, им основана Церковь Благовещения на Городище вблизи Новгорода. 177 Совершив поход в дикую Эстонию, Мстислав в 1113 году заложил на княжом дворе каменный храм во имя св. Николая. 178 В марте 1116 года он опять смирил эстов, взял Отепе и захватил множество пленных, в память этой победы он воздвиг новый храм в Ладоге, во имя св. великомученика Георгия. 179

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Павел – сын своего века (I: L,383. 650. 651. 652. 679,120. II: 58. 309,827), Я его Евангелие развивалось то до послания к Галатам включительно, то во всю жизнь (I: XLII. II: 1131: 1291. 1294–8), будучи его личным субъективно-теоретическим, естественным созданием (I: XII. XIV–XV. XXXIX сл. XLIII сл. LVI. LYII. LXV. LXVII. II: 7. 1089. 1252 сл.) со многими внутренними самопротиворечиями (I: XII. LIII,410. LVIII–LIX), Поскольку Апостол не был и систематиком (I: XXXII. 521,174. 1245. 1252), почему у него лишь временные доктрины (I: LXII–LXIII), не претендующие на бессмертие (I: LXIX) и во многом подлежащие отмене (I: LXVI). Некоторые частные догматические пункты Павлова богословия. Бог (II: 1117–8. 1270) и богопознание (II: 778. 790. 791), γνσις (II: 1115 сл.). Предопределение (II: 710. 711–741. 747. 748. 750. 768–9). Христос и Его предсуществование (I: 215. 240–1. 242,32), но яко бы у Павла христология иудейская (I: XLVII–XLVIII) и не чужда даже мифологии (I: LXVII), причем Христос есть небесный архетипический человек (II: 1121. 1285), являясь лишь отвлеченною схемой (II: 1250), или же это небесный человек (II: 821), второй Адам (II: 998,116. 1031), – даже в человеческом образе (II: 996,116). Христос и Дух Св. по их (мнимому) совпадению (II: 638. 641. 668. 685. 689. 695) и по персональной особности (I: 247,66. 557,248. 728,215. II: 691–4). Дары духовные (II: 679–681. 683–4. 704) и яко бы обязательность их чрезвычайного действия для христианской жизни по убеждению первенствующей Церкви, тогда как Ап. Павел утверждал доктрину ординарного, постоянного функционирования Духа (II: 666,347. 668–9. 670. 1001,117). Воплощение (I: XLVII,366. II: 1119 сл.). Оправдание яко бы юридическое (I: XXXVIII. XLVIII. LXIV). Плоть (II: 1119. 1122 сл.); σμα, как организм или материальная форма (II: 375,1065. 377,1069. 1033,386. 1123), и тело, как бремя (II: 593–4. 596); трихотомия (I: 368– 370. II: 1032. 1123); духовность у Павла якобы материалистична (I: 719 сл.,215. II: 295,790. 687). Крещение (I: 915); брак (I: XXIX).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

2 . ДОСИФЕЙ Ильин в 1798 году, Октября 26, переведён из Викариев Новгородских, Епископов Старо-русских, где и находится доныне. Глава XV. Епархия Полтавская и Переяславская Епархия сия учреждена в Переяславле при Великом Князе Всеволоде Ярославиче, и была сперва Викарной или Коадъюторской Киевского Митрополита; потом при нашествии Батыевом упразднилась; а восстановлена уже в начале XVIII века, и была также Викарной по 1733 год, потом местной по 1785 год, после того опять Викарной Киевской же Митрополии, а с 1799 году паки местной. А) Епископы Переяславские 1 . НИКОЛАЙ скончался в 1072 году. 2 Святой, хиротонисан в 1072 году, преставился в 1092 году. 3 . ЕФРЕМ, Святой, хиротонисан в 1092 году, преставился в 1105 году. 4 . ЛАЗАРЬ хиротонисан в 1108 году, Ноября 12. Скончался в 1118 году, Сентября 16. 5 . CUЛЬBECTP I хиротонисан в 1118 году, Января 1. Скончался в 1123 году. Правительствовал 5 лет. 6 . HUKOЛAЙ II упоминается в послании Симеона Епископа Владимирского к Поликарпу Архимандриту Печерскому. 7 . UOAHH I. С 1123 по 1126 годы. 8 . МАКАРИЙ, по Нестору Марк, хиротонисан в 1126 году, Октября 4, из Игуменов монастыря св. Иоанна. Правительствовал по 1134 год. 9 . МАРКЕЛЛ. С 1134 по 1141 годы. 10 . ЕВФИМИЙ, Святой. С 1141 по 1168 годы. 11 . АНТОНИЙ. С 1168 по 1198 годы. 12 . ПАВЕЛ хиротонисан в 1198 году и упоминается в 1230 году. 13 . СИМЕОН, Святой, убиенный от Татар Батыевых, был с 1239 года. 14 . ФЕОДОР. С 1239 по 1269 годы. Междуархиерейство 431 год. Б) Епископы Переяславские и Бориспольские и Викарии Киевской Митрополии 15 . ЗАХАРИЙ Корнилович хиротонисан в 1701 году из Игуменов Киево-Михайловского монастыря. Скончался в 1715 году, Августа 28. 16 . КИРИЛЛ Шумлянский хиротонисан в 1716 году. Скончался в 1724 году, Ноября 30. 17 . ИОАКИМ Струков хиротонисан в 1727 году, Июня 4 из Архимандритов Московского Донского монастыря. В 1730 году, Июня 8, переведён в Воронеж. Варлаам. Кроме Селлия нигде не значится. 18 . АРСЕНИЙ Берло в 1733 году, Января 28, переведён из Епископов Администраторов Могилёвской и Белорусской Епархии. Того же года, Августа 31, Указом св. Синода предписано не быть ему Коадъютором Киевской Митрополии и не подлежать до оной, а именоваться Переяславским и Бориспольским. В 1744 году, Июня 6, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Ефрем Переяславский канонизован, как епископ Переяславский, а Ефрем Ростовский остался в списках, как Ростовский или Суздальский. Причем епископ Симон в своем послании черноризцу Поликарпу упоминает обоих епископов, четко разделяя их (Эпистолярное наследие Древней Руси XI–XIII вв. Исследования, тексты, переводы. СПб., 1992 С. 185). Скончался до 1104 года. Память – 28.01. Канонизован в древности, когда – точно неизвестно, но как «епископ Переяславский», а не как митрополит. Понижения же в титуле история иерархии не знает, разве только при лишении сана, и полностью, до «первобытного состояния». Естественно, лица, столь в своем роде «выдающиеся», канонизации не подлежали. Все это – аргументы против «титулярной митрополии» в Переяславе, возглавляемой Свт. Ефремом. 3398 Поставлен в 1105 г. (Ипатьевская лет.; ПСРЛ. Т. 2 Стб. 257). Скончался 16.09.1118 (Лаврентьевская лет. ПСРЛ. Т. 1 Стб. 291). 3400 Поставлен 01.01.1119. Скончался 12.04.1123 (Лаврентьевская лет.; ПСРЛ. Т. 1 Стб. 292, 293). E. Е. Голубинский (История Русской Церкви. M., 2002. Т. 1. С. 687. Сн. 5), ссылаясь на статью прот. Д. Юзефовича «Иерархия Переяславско-Полтавской епархии» (Полтавские епархиальные ведомости. 1863. 14), показывает следующих архиереев между Сильвестром и св. Евфимием: Николай 1123–1126 Иоанн 1126–1134 Макарий (Марк) 1134–1135 Маркелл 3402 Вероятно, еп. Марк и еп. Маркелл – одно и то же лицо. В пользу этого говорит отсутствие сведений о кончине епископа Марка и поставлении Маркелла. Дата преставления последнего – 06.01.1135 (мартовский год): «В лто 6643 Преставис Маркелъ епископъ Переславьскъуи месца генвар въ 6» (Лаврентьевская лет. ПСРЛ. Т. 1 Стб. 302–303) (В год 1135. Преставился Маркелл, епископ Переяславский, 6 января.). 3403 Упоминается в 1146 г., как епископ, постригший в иночество страстотерпца Св. князя Игоря Черниговского. (Лаврентьевская лет.; ПСРЛ. Т. 1 Стб. 313–314). Упоминается также в числе Киевских святых (см. Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 3. M., 1997. С. 558)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

927. Михаиловский – Ефремов, мужской, ныне собор Михаила арх. в гор. Переяславе, Полтавской губ. В летописи Нестора под 6597 (1089) году записано: «В се же лето священа бысть церкы святого Михаила Переяславьская, Ефремом митрополитом тоя церкы, юже бе создал велику сущу, бе бо прежде в Переяславли митрополья, и пристрои ю великою пристроею, украсив ю всякою красотою, церковными сосуды». Около церкви образовался монастырь, разрушенный Батыем в 1239 г. Возобновлен в 1711 г. еписк. Переяславским Захарием Корниловичем, погребенным в Липлянском-Онуфриев- ском мон., в 1715 г. При издании штатов в 1786 г. монастырь упразднен и бывшие здесь мощи преп. Макария, принесенные сюда в 1688 г. из Овруцкого Каневского мон., перенесены в Вознесенский Переяславский мон. “Полн. собр. лет.», I, 78 (игум. Никола Переяслав. 1072 г.), 89 (основ. церкви св. Михаила 1089 г.), 128 ( церковь Михаила развалилась 1123 г.), 134 (здесь погребен кн. Андрей Владимиров. 1141 г.), 193 (землетрясение 1230 г.); II, 4 (погребен Святослав Владимиров. 1114 г.), 44 (кн. Юрий покланялся св. Михаилу), 300 (погребен кн. Ростислав Юрьевич 1150 г.), 320 (погребен Владим. Глебович 1187 г.); V, 146 (перенес. мощей Бориса и Глеба в 1072 г.; игум. Николай), 159 (погреб. Андрей Владим. в 1140 г.); VII, 5 (освящ. церк. св. Михаила 1090 г.), 23 (в 1114 г. погреб. кн. Святосл. Владим.), 25 (в 1124 г. падеся церк. Михаила), 33 (погреб. в 1141 г. кн. Андрея Влад.), 136 (землетряс. 1230 г.), 144 (в 1239 г. разруш. Батыем при еписк. Симеоне); IX, 100 (перенес. мощей св. Бориса и Гл. 1072 г; игум. Николай), 116 (в 1091 г. освящ. церк. Михаила митр. Ефремом), 152 (в 1123 г. падеся цер. кам. св. Михаила), 169 (в 1146 г. моление в цер. св. Михаила кн. Изяслава Мстислав.), 180 (в 1149 г. Изясл. Мстислав. слушал обедню), 186 (в 1150 г. преставился кн. Ростислав Юрьев. и положен близ дядей его кн. Святосл. Владим. и кн. Андрея Владим.); X, 100 (землетряс. в 1230 г.), 114 (разорен татарами в 1239 г.); XV, 181 (в 1090 г. еписк. Ефрем заложи цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

С 1215 по 1236 г. Ярослав четырежды занимал новгородский стол, просидев на нем в общей сложности одиннадцать лет. Кроме многочисленных походов против соседей Новгорода, язычников Прибалтики и Ливонского Ордена, Ярослав в 1227 г. “крести множество корел, мало не все люди”. По договоренности, достигнутой между Даниилом Галицким и Юрием Владимиро-Суздальским, в 1236 г. Ярослав занял киевский стол. После смерти своего брата Юрия (4 марта 1238 г.) он стал великим князем владимирским, стараясь при этом после 1243 г. распространить свою власть и на Киев. Первым из русских князей Ярослав явился ко двору хана Батыя и после принесения вассальной присяги (Huldigung) был назначен “старейшим” среди русских князей. Однако впоследствии для утверждения этого пожалования Ярославу пришлось отправиться в Кара-Корум, в ставку верховного владыки монголов, где 24 августа 1246 г. он стал свидетелем восшествия на престол хана Гуюка. На обратном пути он был отравлен. Изображение его в качестве одного из ктиторов на фреске в церкви Спаса на Нередице (около 1246 г.) было заказано, вероятно, его сыном Александром Невским. Ярослав Святополчич, сын Святополка II Изяславича, родился около 1070 г., умер в 1123 г. Благодаря своему первому браку (до 1091 г.) Ярослав был в родстве с венгерским королевским домом, а благодаря второму (до 1101 г.) – с польским. С 1097 г. он был посадником и князем владимиро-волынским, после смерти отца в 1113 г. пытался добиться самостоятельности, но в 1117 г. Владимир Мономах принудил его признать верховную власть киевского князя. В 1118 г. Ярослав бежал в Польшу и погиб в 1123 г. во время осады Владимира, который он пытался вернуть с помощью иностранных войск. Князья – Рюриковичи X–XIII вв. Генеалогическая схема. 2. Византийские императоры, константинопольские патриархи, римские папы а. Византийские императоры Списки византийских императоров и патриархов заимствованы с любезного разрешения правообладателя из книги: Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И смотри опять, какое являет ему благоволение. От этого праведника и от сыновей его Он благоволил размножить род человеческий до такого великого числа, постепенно избирал праведников, то есть патриархов, и поставил их для прочих людей учителями, которые могли всех научать своими добродетелями и, подобно врачам, врачевать болевших… Наконец, когда Бог увидел, что и после такой заботы естество человеческое имеет еще нужду в великом и неизреченном человеколюбии, и что нисколько не помогают ни патриархи, ни пророки, ни те изумительные чудеса, ни наказания и внушения, так часто повторяемые, ни те пленения, непрерывно следовавшие одно за другим, – тогда, как бы сжалившись над нашим родом, послал к нам Врача душ и тел, воздвигнув, так сказать, от отеческих недр Единородного Сына Своего, Который благоволил принять образ раба ( Флп. 2:7 ) и родиться от Девы, жить вместе с нами и претерпеть всё свойственное нам, дабы нашу природу, лежащую внизу от множества грехов, возвести от земли на небо 1122 . Праотец Ной. Роспись кафоликона Успения Богородицы монастыря Протат, Афон. Ок. 1290 г. Мастер Мануил Панселин Жертвоприношение Ноя – это прообраз той жертвы, которую принес Сын Божий на кресте и которая возобновляется в Евхаристии. Именно поэтому Ной занимает второе место после Авеля в списке ветхозаветных праведников, чьи жертвоприношения были приняты Господом. «Авраамова всеплодия» Третьим в этом списке стоит Авраам. О том, что он создавал жертвенник Господу, в Книге Бытия говорится неоднократно ( Быт.12:7–8; 13:4, 18; 22:9 ). Но слово «всесожжение» употребляется, причем не один раз, только в рассказе о том, как Авраам принес в жертву своего сына Исаака 1123 . Можно поэтому полагать, что рассматриваемая молитва Литургии Василия Великого говорит не просто о жертвах, которые Авраам приносил Богу, но именно об этой жертве. Рассказ о ней имеет особую значимость для христианской традиции. В нем повествуется о том, как Бог обещает столетнему Аврааму и его бесплодной жене Сарре даровать сына, как престарелые супруги много лет дожидаются исполнения обетования, как рождается долгожданный сын и как затем, когда отрок подрастает, Бог искушает Авраама и говорит: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Перечисление кварталов и церквей в Дрезденском списке указывает на константинопольское происхождение этой литии. В Патмосском списке эта лития вовсе не упоминается. В Иерусалимском синаксис в честь Пресвятой Богородицы указан в среду после Недели всех святых, а место совершения его в – «Древней Петре». Указано также время сбора участников литии в Великой церкви около девятого часа ночи, шествие на Форум, где совершались общие молитвы, но не упомянуто ни об одной церкви на пути шествия литии 275 . Очевидно, в Иерусалимском списке указание на константинопольские городские кварталы и храмы было бы нереалистичным. По той же причине в Патмосском списке вообще нет упоминания об этой литии. Чем было вызвано совершение этой необычной литии в Константинополе? Ответ на этот вопрос следует искать в церковной действительности «Второго Рима». В христианском государстве и церковная власть, и государственная были взаимно заинтересованы в сохранении единства веры, хотя вероучительные основы этого единства могли быть понимаемы различно, как и цели последнего. Поэтому и богословы, и литики были вовлечены в борьбу с ересями. Церковная власть боролась с ними во имя сохранения чистоты принятого от святоотеческой эпохи Православия, государственная – во имя сохранения единства империи, так как ереси особенно успешно распространились на окраинах империи, где они служили поддержкой для сепаратистских стремлений национальностей этих окраин и тем самым создавали угрозу целостности империи. Поэтому в столице империи не только богословы и политики, но и народ зорко следили за течением церковно-политической жизни страны, так как каждому греку было понятно, что отпадение окраин государства вызовет опасность ддя существования самого Константинополя, а с ним и империи, не говоря уже о том, что окраины служили материальной базой для столицы. Поэтому не случайно из семи Вселенских Соборов три (II, V и VI) заседали в самом Константинополе и три – в ближайших к столице городах (I и VII – в Никее, а ГУ – в Халкидоне). Общецерковное значение Вселенских Соборов подтверждалось установлением в память их ежегодных празднеств. Празднество I Собора было отнесено на последнее воскресенье перед праздником Пятидесятницы (Неделя святых отец иже в Никее) 276 , память II – на 3 августа 277 , память ГУ – на 16 июля 278 , память V – на первое воскресенье после воспоминания ГУ Собора 279 , память VI – на 15 сентября 280  и VII – на 11 октября 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010