Покойный профессор А.С. Павлов в своём последнем издании «Номоканона при большом требнике», Москва, 1897, сообщил некоторые сведения о древнейшем списке номоканона Иоанна Постника , находящемся в рукописном сборнике мюнхенской королевской библиотеки, 498, от X в. Проф. Павлов, по его собственным словам, имел у себя в руках точную копию этого списка, сделанную ещё в 1877 г. для нашего почтенного учёного немецким учёным Карлом Мюллером; но предвзятая мысль о патриархе константинопольском Иоанне Постнике , как об авторе восточного покаянного устава, отстаивавшаяся нашим покойным учёным с усердием и жаром, достойными лучшего дела, и, несмотря на большую учёность, потраченную им на упомянутое издание, обесценившая его в той части, которая относится к истории, предшествующей XV веку, помешала ему оценить должным образом научное значение мюнхенской рукописи. Текст её остался неизданным в печати, и наш учёный исследователь ограничился сообщением (в примеч. 1 на стр. 30–32) следующих сведений о мюнхенском списке: 1) редакция Постникова номоканона по мюнхенскому списку значительно короче всех, доселе известных по печатным изданиям; 2) находящийся в ней чин исповеди имеет почти такой же вид, в каком он издан проф. Дмитриевским в приложениях к его сочинению: «Богослужение в русской церкви в XVI в.»; 3) следующие за этим чином рассуждения о том, как духовник должен налагать епитимию на исповедавшегося, изложены гораздо обширнее, чем в издании Дмитриевского, именно ближе к тексту той редакции, которая надписывается: ’Ιωννου μοναχο πατριρχου Κ/πλεως λγος πρς τος μλλοντας ξαγορεσαι κτλ., начиная со слов: κα μετ τ γερειν ατν и до конца наставления об исповеди женщин; 4) согласно с этою редакцией читаются в мюнхенском списке и дальнейшие правила об епитимиях до слов: περ δ βρσεως κα πσεως; 5) отсюда до самого конца идёт текст той редакции, которая надписывается именем Иоанна, монаха и диакона, ученика св. Василия, начиная со слов: δ μοι τ παντλμ ες πειρα πλθη κοσμικν τε κα μοναχν и до слов: τος τοιοτοις συναπλυσθαι μ βουληθμεν, после которых в списке прибавлена заключительная доксология; 6) далее под особым заглавием: καννες τν γων πατρων идёт статья, начинающаяся словами: ρξομαι τ το γαθο Θεο δηγ, которая по другим спискам составляет часть той же самой редакции, носящей имя монаха и диакона. Проф. Павлов сообщил, кроме того, что рассуждения о наложении епитимий приписываются в мюнхенском списке не Иоанну, а какому-то Василию, имя которого дважды упоминается: в первый раз в надписании всего текста номоканона, где о Василии упомянуто, как о предмете будущей речи, во второй раз в надписании епитимий номоканона, как об авторе этих епитимий, и что наконец мюнхенский номоканон отличается от других, известных в печати, редакций некоторыми вариантами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

взем злато и раздав нищим насади насадив у дверий у дверей был, были бе, беша риза святеи Богородице риза святыя Богородицы и обратил лице своего и отвратил лице свое коли делающи егда делаша княгини княгиня ( normal " > им.ед.) да (аор.) Конечно, не все примеры одинакового достоинства; тем не менее они достаточно убеждают нас, что в изданном списке язык значительно подновлен и очищен по образцу языка книжного. Точно такую же работу мы должны видеть и в чисто графических приемах, отличающих наш список от изданного, например: моуро – мро, дврх – дверех и мн. др. Далее, следует также обратить внимание на построение предложений или же отдельных сложных сочетаний. И здесь мы найдем подтверждение мысли о подновлении и очищении выражений несложных, по характеру своему чисто русских и некоторых из них относительно старых. Примеры: Сп. А. Яцимирского : Сп. изданный: народ мужи и жены ста, глаголя п рече ста и глаголя и то глаголал смиреный. Слышав ангел... и той глагол смиреный слыша. Ангел... и рекл к нему написаный Христос и глас от образа глаголя. у терема у великого у терема великого сребром и златом чинена сотворена от злата и сребра. странь же того манастырь всего народа человеческого всего народа с камением... и со женчюгом с камением... и жемчюгом по стороне того места по странам того места вьсквозе чермное море сквозе не целовали... святую Богородицю великую Дигитрею целовали... образ пречистыя Богородицы Одигитрии. святый Спас образ Спасов половина лежит... а половина ...а вторая половина Богородица плакалася Богородица плакала шел весь град идоша вси гражане Также описание одной иконы в вновь открытом списке ведется в настоящем времени, а в изданном – в прошедшем. Поэтому, первое из них непосредственнее и живее: «И как Иоанн учит народы, и как ли младии дети мечются в Иердан и людье. То же все Паул хитрый писец при моем животе писал, и нету тако писмени». Затем, в нашем списке постоянно повторяются имена собственные, которые в изданном списке заменяются местоимениями, например: посох Богородицын – посох ея, часть пояса Ильина – часть пояса его и др. Таким образом, всюду видна рука редактора, по всей вероятности, времени около XV века. Некоторые места вновь открытого списка оправдывают те чтения, на которые исправлял в издаваемом списке П. Савваитов ; некоторые же – наоборот, склоняют думать, что неисправленные чтения и принадлежали первоначальной редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

В Русском Списке с подлинника: – подобием сед и власы кудреваты, брада проста доле Николины, ризы воеводские, в бронях, доспех пернат, риза лазоревая, ноги в сандалиях. – Того же дня. Святые мученики Пасикрат и Валентин были обезглавлены, первый 22 лет, второй 30-ти лет. – 25 дня. Святый евангелист Марк был росту среднего, сед, нос имел прямой и длинный, брови сросшиеся, бороду густую и длинную, голову с тонкими чертами, цвет лица румяный; был сострадателен и доступен; словом, в наружности его выражались добродетели души. (Из Синаксаря 1249 года). Точно так он описан и в Синаксарях Никодима святогорца , и 1414 года. (Синакс. 1414 года). В Русском Списке с подлинника; – в Прологе пишется: – цветый сединами, власы густы, но недолги, и не вельми окружено лицо, вежды помжарены, и брада черна, густа, главою не прост, и румян бяше, возрастом не велико телесен и не низок, но средний. Месяц май – 1 дня. Св. пророк Иеремия, летами стар, возрастом мал, бороду имел остроконечную. (Из Синаксаря 1414 года). Тоже сказано о нём в Синаксаре Никодима святогорца . А в Русском Списке с подлинника читается: – подобием стар и сед, брада аки Илии пророка, ризы пророческие, верхняя светлая желтая, исподняя лазоревая. – 5 дня. Святая мученица Ирина из города Мадона, была благообразна и красотою превосходила сверстниц своих. (Из Синакс. 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием млада, лицом вельми прекрасна и лепа видением; власы предобре распущены по плечам; на главе венец царский, ризы царские же, верхняя светлая багряная, исподняя светлолазоревая: в руке крест, а в другой свиток. – В Прологе и в Минеи пишется: лицом вельми прекрасна, и телом лепа, и красотою многие превозшедши. – 8 дня. Святый Арсений Великий был чист и виден телом, весь сед, сух, высок, но немного «горблен старостью, имел бороду длинную до пупа, лицо ангельское и благоговейное, как лицо патриарха Иакова. (Из Синаксаря Никодима святогорца ). В Русском Списке с подлинника: – подобием вельми стар и сед, власы просты, брада велика до пояса, а шириною о всех раменах...В Минеи Четьи пишется: бяше же видение его апостолъско (?), якоже Иакова ветхозаконного, весь сед, чист телом, сух же от великого воздержания, браду имеяше велику до пояса; власы же очес его отпадоша от повседневного плача; высок был возрастом, но погорблен старостью. Поживе всех лет жития своего более ста лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сп. А. И. Яцимирского : церковь есть святого Платона: и ту мощи его, и святый Иоанн Милостивый; ту же дом святого исповедника Павла.. Далее, в нашем списке отмечен один монастырь, которого в изданном списке не находим совершенно 70 . Приведем оба чтения, в виду также того, что они значительно отличаются друг от друга по изложению. Сп. А. И. Яцимирского : Близ же Плакоты церковь в манастыри святого пророка Ильи; в той же церкви множество святых. По всей церкви около поставляют столы на праздник полны мощей святых разве во Троандофилиц манастыри тако ж много. И есть же церковь велика святого Акакия.. Близ же Плакоты есть монастырь святого пророка Илии и в нем церковь , и в ней мощей святых множество; и на праздник по всей церкви поставляют столы, и на них возлагают мощи святых. И во церкви святого мученика Акакия.. Таким образом, архиепископ Антоний говоря о множестве мощей в Ильинском монастыре, которые во время праздников ставят вокруг, вдоль стен церкви на столы, сравнивает их число с числом мощей в Трояндофиловом монастыре, при чем находит, что в Ильинском мощей не меньше, чем в первом. Церковь во имя святых мучеников Сергия и Вакха – по свидетельству изданного списка – находилась «за подгорием» и издатель его по-видимому в таком свидетельстве не находил ошибки 71 . Но в нашем списке это слово читается в более исправном виде: «за подромием же есть церковь святого Сергия и Вакха, и главы тою ту лежата» 72 . Правильность такого чтения подтверждается и показаниями другого паломника – Стефана Новгородца; по его словам, монастырь Сергия и Вакха находился близ палат царя Константина, а последние стояли «под гипподромием, при море» 73 . Далее, в том же Антониевом Хождении вслед за этим описываются церкви «у подромия». В церкви св. Иоанна Богослова архиепископ Антоний видел камень, который был подложен под главу Иоанна Богослова во гробе. В нашем списке есть и продолжение этой фразы: «той же камень и у мене есть». Этого прибавления в списке изданном не находим 74 . Следующий за тем отрывок по обоим спискам читается различно, причем чтение нашего списка и правильнее и понятнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

– 9 дня. Святый пророк Исаия имел длинную остроконечную бороду, возраст почти старческий. (Из Синаксаря 1111 года). Тоже самое сказали о нем Елпий Ромей и Никодим святогорец . А в Русском Списке с подлинника читается: подобием стар и сед, брадою и власы, аки Илия пророк.... – 12 дня. Св. Епифаний, архиепископ Константин кипрский, жил 105 лет. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием стар и сед власы, брада продолговата, аки Власиева.... Сей святый пострижен в иноческий образ 26 лет, поставлен в епископа 65, поживе всего лет 105 и 3 месяца. –Того же дня. Св. Герман, архиепископ константинопольский, скопец, скончался в глубокой старости, поживе 90 лет. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием сед, брада аки Афанасия Великого , на главе шапка святительская.... поживе лет 70 (?). – 24 дня. Преподобный Симеон дивногорец жил 85 лет. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием сед с желтиною, власы аки Мины мученика, брада не велика с Николину, проста, в руках книга, стоит на столпе, поживе всех лет 85. – 29 дня. Преподобный Ипатий, иже в Руфинианах, был муж достопочтенный по виду и по житию. Голова и борода его сделались белы, как снег, на 80 году от рождения. (Из Синаксаря 1414 года). Месяц июнь – 2 дня. Святый Никифор, архиепископ константинопольский, по телесному виду, во всем был похож на Кирилла александрийского , кроме курчавости волос на голове и в бороде, и кроме проседи; ибо он был совершенно сед и прямоволос, да и ноздри у него были не сплюснутые, и губы не толстые. (Из Синаксаря 1414 года). Точно так он описан Елпием Ромеем и в Синаксаре Никодима святогорца . А в Русском Списке с подлинника читается: подобием рус и мало надсед, брада долга, аки Кирилла александрийского … В Прологе: бяше сей всем подобен Кириллу александрийскому. – 3 дня. Святый мученик Лукиллиан был стар и сед. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Слиске с подлинника: – подобием стар, власы на главе просты и седы, брада аки Иоанна Богослова, покороче, риза багряная, исподняя зеленая.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

8 В академ. списке: «....4 патриархи – прости владыко. За дерзновение что вижу, то и говорю – а что ты говориш...» 9 Там же: «...проповедуем – тою и ныне мы хвалимся пред несоблюдающими ея, – которая от сиона...» 10 50-е правило апостольское, на которое старец Арсений Суханов ссылается и здесь и в других местах, читается так: « аще который епископ или пресвитер не крещает в три погружения единем глашением, но во едино погружение в смерть Господню даемо, да извержется таковый. Не рече бо Господь в смерть Мою крестите: но шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа ». –Толкование: « повелевает правило в три погружения крещати, единем глашением, рекше единем крещением, якоже крещающему на коемждо погружении приглашати имя единого от Святые Троицы. Иже бо во едино погружение крещати во священней купели, и в смерть Господню едино приглашати погружение, зловерно есть И тако крещаяй – да извержен будет ». 14 Начиная словами: «Июня в 1 день...» и кончая «...государевы книги во афонской горе...» нет в академич. списке. 17 Со слов: «...Арсение как ты мыслишъ…» и до слов: «...печатаны его царским изволением» – В академич. списке нет. 20 В академич. списке: «...скажите ми – где то писано? у нас обыкло не от своего разума – како рукою на людех крестное знамение творити, тако и себя прекрещати, а что вы говорите и творите неправду...». 23 Этих и следующих слов, помещенных в скобках, в подлиннике [архива мин. ин. делъ] нет, они находятся только в академическом списке. – Мы помещаем их в тексте, как потому, что за подлинность их ручается содержание их и связь и согласие с предъидущим, так и по неимению препятствий к признанию подлинности их и с внешней стороны. Последния слова подлинника [руку и как креститися] последняя строчка страницы, оне заканчивают страницу. Поэтому очень правдоподобно будет предположение, что в подлиннике этих слов нет потому, что и страница, на которой они должны бы находиться, совсем затерялась – и это тем более вероятно, что «прения» до нас сохранились в сильно поврежденном (с внешней стороны) виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

31 августа 1921 г., Высшее Церковное управление заграницей назначило епископа Серафима управляющим русскими православными общинами в Болгарии, с оставлением за ним должности настоятеля русского Никольского храма в Софии 114 . В эмиграции было известно, что Патриарх Тихон признал архиерейскую хиротонию епископа Серафима. Так, в письме секретаря канцелярии Священного Синода Н.В. Нумерова митрополиту Антонию (Храповицкому) от 14 сентября 1921 г. содержался список архиереев, признаваемых Патриархом Тихоном. Преосвященный Серафим в этом списке был указан, как епископ Лубенский 115 . То же самое говорилось о епископе Серафиме в письме Нумерова митрополиту Евлогию. Это письмо также было отправлено в 1921 году 116 . В списке законных иерархов, полученном митрополитом Антонием от Патриарха Тихона в 1922 г. (не через Нумерова), епископ Серафим тоже был указан, как Лубенский 117 . Наконец, в 1928 г. из России был получен еще один список иерархов Российской Церкви, находящихся за границей. В этом списке о епископе Серафиме говорилось: «Преосвященный Серафим (Соболев) , Епископ Лубенский, Управляющий русскими православными общинами в Болгарии». При этом, епископ Серафим в списке был упомянут, как «быв[ший] ректор Воронежской духовной семинарии перемещенным в Богучар». Епископом Лубенским в этом же списке числился епископ Аркадий (Остальский) , а до него – епископ Григорий (Лисовский) 118 . Как известно, епископ Григорий был назначен на Лубенскую кафедру в октябре 1921 года 119 . Таким образом, московская церковная власть признавала епископа Серафима управляющим русскими приходами Болгарии. Изменение Святейшим Патриархом титула епископа Серафима на «Богучарский», следует отнести к октябрю 1921 года. Город Богучар находится в Воронежской области и изменение титула епископа Серафима подтверждает приведенную выше информацию о том, что еще в 1919 г. Патриарх Тихон благословил хиротонию архимандрита Серафима (Соболева) в викарного епископа Воронежской епархии. Однако, в эмиграции о новом титуле узнали не сразу и потому во всех документах Русской Зарубежной Церкви, вплоть до 1930 г., епископ Серафим продолжай фигурировать, как епископ Лубенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В Рус. Списке с подлинника: – Поживе лет 105, стар, сед, в схиме, брада аки Богословля... – 18 дня. Св. Афанасий александрийский был среднего роста, мало плечист, сутуловат, приятен и свеж лицом, лысоват, с закорюченным носом, и бородою не столько длинною, сколько широкою, челюстьми полон, уста имел малые, сед, не очень был, однако имел цвет лица русоватый. Точно так он описан Елпием Ромеем, и в Синаксаре Никодима святогорца . Передаю слова сего последнего. В Рус. Списке с подлинника – «В Прологе пишется: снятый Афанасий умерен возрастом, мало плечист, низок, усмехлив, лицом благопотребен, приплешив, носом похил, с недолгою брадою, но широкою, челюстями полон, с усты малыми, не зело сед, не вельми бел, но нарусив обликом. – Того же дня. Св. Кирилл Александрийский имел цвет лица немного лучше (Афанасиева); густые и большие брови дугообразные обрисовывали чело его; он был долгонос, с ноздрями оплюснутыми, длиннощек, толстогуб, плешив, с челом коротким; густая и длинная борода придавала ему вид почтенный; волосы на голове и в бороде его были курчавы, темнорусы, с проседью. (Из Синакс. 12 века). Точно так он описан Елпием Ромеем н Никодимом святогорцом . (Из Синакс. Никодима). В Рус. Списке с подлинника – Святый Кирилл скуп видом, лицо яко промождало, брови часты и вельми окружёны, чело взлезно, ноздрями гугнив, с долгими персты, усты надебельны, плешив, с густою и долгою брадою, и аки рус, проседь. (Пролог). – 19 дня. Преподобный Макарий египетский жил 90 лет. (Из Синаксаря 12 века и 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – Макарий египтянин подобием стар, наг весь во власах оброс, брада по колени долга, а от колен два космочка повились до земли, руки у сердца, власы главные до плеч, поживе лет 97. – Того же дня. Преподобный Макарий Александрийский был малоросл, и только на губах и на краю телесной бородки имел волосы. (Из Синаксаря 12 века и 1249 года). В Рус. Списке с подлинника.– Бяше же святый образ имея накрутен, редки точию космы на устах имея к концу брады. – 20 дня. Преподобный Евфимий Великий жил 97 лет; обычаем был благодоступен, правом прост, цветом бел, возрастом строен и сановит, волосы имел седые, а бороду до лядвей. (Из Синаксаря 12 века и 1249 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– 4 дня. Святый Митрофан, архиепископ константинопольский, был стар и недужен. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием вельми стар и сед, власы просты, брада продолговата, аки Власиева, поживе лет 117. Сее было в лето 5806-е, и во время первого вселенского Собора старости ради и телесные немощи не был на Соборе. – 6 дня. Св. Дорофей, епископ тирский, скончался 107 лет.(Из Синаксаря 1249 года). – 12 дня. Преподобный Онуфрий египетский имел такие длинные, седые, волосы, что они покрывали все тело его. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием вельми стар и сед, лицом морщиноват, власы на главе терхавы и долги даже до земли, сам весь наг и препоясан листвием от былий пустынных, был в лето 5846, в пустыне пребывал 60 лет. В Минеи Четьи пишется: образом страшен, власы густыми весь оброс, аки зверь, и был аки снег: сед бо бяше от старости; власы же главы и брады его долги бяху даже до земли, и аки одежда тело его покрываху, чресла же свои имеяше препоясана листвием былий пустынных. – 14 дня. Святый священномученик Кирилл гортинский на острове Крит скончался 95 лет. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – поживе лет 90 (?), подобием стар вельми и сед, власы просты, брада аки Иоанна Богослова раздвоилась. – 15 дня. Святый пророк Амос был стар, густоволос, с остроконечною бородою, подобен Иоанну Богослову. (Из Синаксаря 1414 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием стар, главою плешив, брада невелика, густа и седа, гораздо короче Илии пророка. – В Прологе пишется: видом был стар, плешив, густую имея браду и малу, подобен Иоанну Богослову. – 18 дня. Святый мученик Леонтий, родом из Еллады, был дороден, крепок и силен. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – Леонтий возрастом великотелесен, власы русы, и брадою аки Косма бессребреник, ризы воинские без латы, препоясан с левого плеча под правую руку. – 29 дня. Святый апостол Пётр был бел, немного желт, взлыс, курчав; глаза имел червлёные на подобие красного вина, голову седую и бороду седую же и густую, нос длинный, брови поднятые к верху, рост средний, стан прямой; был разумен. (Из Синаксаря 1249 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Шесть слов, которые, по мнению Газзалия, заключают в себе великое имя Божие, взяты из Корана. Чтобы читатель имел некоторое основание судить, сколько основательно Газзалий, знаменитый богослов мусульманский, указывал в этих шести словах великое имя Бога, сколько прямо и ясно Коран давал его богословскому взору способ постигнуть эту тайну, закрытую для других, указываем здесь те места Корана, в которых читаются те шесть слов. «Единичный. Одинокий». В списке 99 имен этого слова, как имени Бога, нет; и в Коране это слово не говорится о Боге. В 19:80–83 оно сказано об Аль-Гассе, сыне Ваиля, должнике Хаббаба, как указывает Бейзавий; Коран грозит ему, что он, по кончине мира, на суд Божий явится «один», без своего имущества. В 95-м стихе той же главы, с таким же значением употреблено это слово о всех людях. В 21:89 Захария этим словом указал на свое одиночество, в каком был он прежде рождения у него сына Иоанна. «Живый» и «Присносущий, Пребывающий во веки» (63 и 64-ое имя в списке). Второе из этих имен читается в Коране всегда вместе с первым (2:256.3:1.20.110.): так читаются эти два имени в свящ. Писании. ( Дан. 6:17 .); значит, составитель Корана узнал эти два имени Богу от Евреев. Слово читается в Коране и одно, без второго: 40:67. 25:60. Писание этими словами указывает два свойства Бога, но не имена Богу. «Судия» (280-ое имя в списке). Это слово, однажды встречающееся в Коране (6:114.), значит или судию, т.е. произносящего суд о нравственно качестве поступка какого-либо человека и тем решающего, чего достоин он, награды или наказания, или – посредника, разбирающего дело между двумя спорящими, с целью примирить их между собою. «Правосудный (29-ое имя в списке). Собственно значит «правосудие»; в арабском языке существительные имена, выражающие отвлеченные понятия, употребляются определительными словами и означают качество в высшей степени. В Коране слово не читается как имя Богу; в 6:115 сказано, что слова Божии совершенны по своей правде; в 1692 Бог повелевает людям делать правду. След. в списке в число имен оно введено посредством кыяса.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010