7 . еще два (неполных) сборника поучений на разные дни и праздники из святого Златоуста и других, в списках XIV-XV в. Три последние сборника составлены несомненно у нас в России, потому что наряду с творениями древних учителей Церкви заключают в себе и сочинения русских писателей – Феодосия Печерского , Кирилла Туровского и некоторых безымянных 2796 . Жития святых. Прологи, Патерики: 1. жития святых числом до 25, писанные в 1431 г. на Афоне иноком русским Афанасием и потом переписанные по повелению игумена Троицко-Сергиева монастыря Зиновия (1432–1443); 2 . жития: Нифонта и Феодора Студита , писанные около 1250 г., Симеона Столпника, писанное в 1296 г., Епифания Кипрского в списке XIV в., Панкратия Тавроменийского в списке XIV в. Варлаама и Иоасафа Индийских в двух списках XIV и XV вв., Иоанна Златоустог о, Андрея Юродивого в отдельных списках XV в. 2797 ; 3 . Прологи, более двадцати книг, в списках XIII, XIV и XV вв. 2798 ; 4 . Патерик азбучный в списке конца XIV и трех списках XV в.; 5 . Патерик Скитский в списках 1296 г. и XV в.; 6 . Патерик Римский, или повести о жительстве святых отцов, святого Григория Двоеслова , папы Римского, в двух списках XIV и XV вв.; 7 . Патерик Египетский в списке начала XV в. 2799 Сочинения и сборники смешанного содержания. В числе этих сборников одни несомненно составлены в Греции, по крайней мере, не содержат в себе русских статей, а другие составлены в России, потому что наряду со статьями древних учителей Церкви заключают в себе и статьи русские, хотя немногие. К сборникам первого рода относятся: 1 . обширное сочинение Никона Черногорца (XI в.) самого разнообразного содержания: и догматического, и нравственного, и аскетического, и обрядового, и канонического. В сочинении этом две отдельные части, которые большею частию и переписывались отдельно как два особые сочинения. Одна называется Пандекты, состоит из 63 Слов и известна в списке 1296 г., в четырех списках XIV и трех XV в. Вторая – Тактикон, или Типикон, содержит 40 Слов и известна в списке 1397 г. и трех списках XV в. В сочинении Никона Черногорца приводится бесчисленное множество мест и отрывков из весьма многих древних писателей Церкви, так что предки наши, читая одно это сочинение, могли знакомиться со многими отцами и учителями, творения которых еще не были переведены на славянский язык 2800 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

993 Карамзин пользовался сочин. М.Грека в Троиц. списке, в количестве 134 сочин. (VII, прим. 341) 994 Руднев, Рассужд. о ересях, 285–288; Филарет, М.Грек (Москвит. 1842, 11, стр. 51; Ист. церк., изд. 6, с. 366); Сочин. М.Грека, I, 235, прим. 1 1006 Сборн. И. Р. И. Общ., LIX, 65. Никита Ив. Карпов оруж. состоял с 1523–1532 г. (Древн. Рос. Вивл., XX, 21, 27). В списках 1549–1550 г. назв. окольничие Далмат и Иван Фед. (†1554) Карповы (ib. 36, 37) 1007 Ibid., 85. Быть может семья Карповых принадлежала к фамилии князей ярославских. Они состояли в родстве с фамилиями кн. Черкасских, Шестуновых, Репниных, Сицких (Соловьев, VIII, 69–70) и при Борисе Годунове потерпели вместе с Романовыми. Ср. Родословная книга, кн. II, Долгорукова (II, 305) 1015 Сочин., I, слова xii, xiii; xvi; III, xliii; стр. 274–277, (ответ на его вопрос о Енохе и Левиафане); Христ. Чтен. 1909, 8–9, стр. 1122–1123, 1124–1125 1016 Сочин. М.Грека, III, неизд. (274–277, примеч.). Хр. Чт., ib., 1123–24. Первое из них некоторые называют умным и замечательно литературным памятником (Голубинский, II, 685) и Опис. рукоп. Троиц. лавры, М. 1878, I, 206 1017 О нескольких посланиях упоминается в Отчете Общ. любит. древн. письмен. 1905–1907 г., доклад Н. К.Никольского (стр. 14–15). Опис. рук. Общ. люб. I, 332 (тоже, что в печат.); также И.Е.Евсеев , Опис. рукоп., хранящ. в Орлов. древнехранилищах, 1905, I-II вып. 77: послания Ф.Карпова). Ср. Изв. Ак. Н. 1906, III (502–503) 1018 Христ. Чтен. (там же). В заключение Максим Грек пишет: «а философом, Бога ради, не зови мене. Аз инок есмь паче всех невежа» (с. 1124). Из обращения Карпова к Максиму Греку ясно, что некоторые его мнения в переписке с Николаем Немчином возбуждали толки и сомнения (напр., одного священника). О М.Греке Карпов выразился: „Я знаю Максима, он не пишет без свидетельства св. писания, чем утолил «надмение иерея». (Хр. Чт. 1121) 1020 Лет. зан. Арх. ком., XXI, 106–113. В глазах самобытного начетчика Иоанна Вишенского, хотя жившего и в южной Руси, Аристотель и Платон наравне с другими являлась «машкарниками и комедийниками» (Акты Южн. России, II, 224)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

В летописи препод. Нестора (по Кенигсб. списку, стран. 176) под летом 6620 сказано: «Того же лета Феоктиста поставиша епископом к Чернигову генваря 12 дня»; в летописи Воскресенского списка (1, 256): «Того же лета поставлен бысь игумен печерский епископом Чернигову, в Печерском монастыре бысть игумен Прохор». Если справедлива хиротония 12 января, то выходит 1113 года, потому что обе сии летописи считали годы с марта; следовательно, к двум годам после кончины Иоанновой, на какое продолжительное время не было очевидной причины, тем более, что в это все время святительствовал митрополит всея России Никифор. В Никоновом списке (II, 43) хиротония Феоктиста показана хотя и 11 января 6621(1113) года, в Новгородских летописях попа Ивана (стран. 378) и синодальной харатейной (стр. 10) означено под летом 6622(1114), без означения месяца и числа, но последнее нельзя допустить: Прохор, преемник Феоктистов, настоятельствовал в Печерском монастыре еще в княжение великого князя Святополка Михаила, а сей государь скончался в апреле 1113 года, как доказано Карамзиным в Ист. Росс. Госуд. (II, примеч. 208). В описании Киево-Печерской лавры (1831 года, стр. 133) сказано, что Феоктист, избранный в черниговского епископа 11 января 1112 года, посвящен митрополитом Никифором в Печерской церкви, и что в Печерском монастыре настоятельствовал с 1103 года. В это настоятельство Феоктист 1108 года в Печерском монастыре построил трапезницу по обету князя Глеба (летоп. но Кениг. списку, стр. 174). В том же году, по ходатайству Феоктиста, митрополитом велено по всем епископиям внести в синодики преп. Феодосия Печерского . Феоктист скончался 6 августа 1123 года. Незадолго до кончины в том же году в звании черниговского епископа он присутствовал при кончине в Чернигове князя Давида Святославича (Ист. Рос. Госуд. Карамзина II, прим. 225, 228; Воскр. лет. I, 262; Никон, списк. II, 54). 1115 года Феоктист, епископ черниговский, находился при вторичном перенесении святых мощей Бориса и Глеба (житие их в Четии-Минеи, мая 2. Ист. Росс. Татищева II, 215). В Истории Татищева (стран. 228) кончина Феоктиста означена 2 августа 1123 года. Пантелеймон

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Св. Конрад. Фрагмент алтаря в ц. прор. Иоанна Предтечи и св. Вита в Хорне, Германия. Ок. 1500 г. Худож. Маттиас Гутрехт Старший [лат. Conradus, Chuonradus, Chunradus; нем. Konrad] (ок. 900 — 26.11.975, Констанц, ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия), св. (пам. зап. 26 нояб.), еп. г. Констанц в Швабии (с 934). Сведения о К. содержатся в документах Соборов оттоновской эпохи (MGH. Conc. T. 6. Pars 1. P. 203–207), в дипломах герм. кор. и имп. Оттона I (MGH. Dipl. Reg. Imp. N 85. P. 166-168; N 236. P. 327–328; N 418. P. 570–571), а также в Санкт-Галленской монастырской хронике аббата Эккехарда IV (2-я треть XI в.). Имя К. указано в списке епископов Констанца 2-й пол. XII в. (MGH. SS. T. 13. P. 325). Основным источником сведений о К. считается его Житие (BHL, N 1917), составленное мон. Одальскальком из аббатства св. Ульриха и св. Афры в Аугсбурге в 1122-1123 гг., в ходе подготовки канонизации К. В 1-й книге рассказывается о жизни святого, во 2-й — о чудесах, происходивших на его могиле. После возвращения из Рима, где на Латеранском I Соборе папа Римский Каллист II причислил К. к лику святых, Одальскальк дополнил Житие 3-й книгой, в которой описал торжественное перенесение мощей святого (26 нояб. 1123); по-видимому, работа над Житием была завершена к концу года ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 93). Все 3 книги Жития сохранились только в одной рукописи XII в. из Венской национальной б-ки (Vindob. 573) (Ibid. S. 87–90). Еще 6 рукописей XII–XVII вв. содержат либо 2 первые книги, либо фрагменты Жития и «Историю св. Конрада» (Historia Sancti Konradi) — рифмованную службу святому ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 93–94; idem. Historia S. Konradi. 1975. P. 107–128). Вероятно, между 1127 и 1134 гг. на основе 1-го Жития было написано 2-е Житие (BHL, N 1918; MGH. SS. T. 4. P. 436–445); его составителем предположительно был каноник аббатства Кройцлинген или монах монастыря Петерсхаузен ( Maurer. 2003. S. 125). Текст 2-го Жития сохранился в 2 рукописях XII и XIV вв. ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 94).

http://pravenc.ru/text/2452980.html

Росс. Иер.”, IV, 57; Бобровский, Гроднен. губ., II, 974; Батюшков, “Холм. Русь”, 41, 89, 130, 156; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, прилож., XXXIII (притеснения 1715 г. от униатов); III, прилож., XXIX (реестр м-рей Киев. епархии); “Памят. кн. Витеб. губ. на 1865 г.”, 180 (грам. короля Яна Казим., данной на Варшав. сейме о возвращ. м-рей и церквей православным); “Церковн. вед.”, 1889 г., 39, прибавл., 1175 (о катастрофе 1813 г. и построении новой каменн. церкви св. Спаса в селе). 476. Спасский – Чепочкин или Чепоцкий , мужской, упраздненный, в гор. Уржуме, Вятской губ. Основан в 1622 г., и в 1645–47 г. им управлял игум. Кирилл Мачехин. Принадлежал к числу не особенно бедных, так как имел во владении 585 душ крестьян. Упразднен после 1764 г.; из последних игуменов известен Макарий в 1777–80 г. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 655; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 806, 6; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 34 (Владен. выпись 1648 г. о дозвол. крестьян. м-ря пользоваться лесами на Луговой стороне Вятск. у.); “Дополн. к Акт. истор.”, VIII, 40 (Акты 1678 г. о сборе даточ. людей; стр. 130, имел во владении 121 двор); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 имел 585 душ крест.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 2742 (переписн. книга 1646 г. вотчин м-ря); “Календарь Вят. губ.”, 1885 г., 193 (сказано, что упразднен в 1764 г.; в 1678 году имел во влад. крестьян 121 двор., а в 1764 г. 585 душ). 477. Сретенский , женский, 3-го класса, при гор. Сызрани, Симбирской губ. Учрежден в 1856 г. под именем женской общины с укреплением за нею приобретенного для нее мещанкою Извощиковою городского места. В 1858 г. община переименована в третьеклассный общежительный монастырь без всякого пособия от казны. “Сенат. ведом.”, 1857 г., 9; 1858 г., 82; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1856 г. 14 (учрежд.); 1857 г., 13 (разреш. постр. церковь ); 1858 г., 10 (переимен. в м-рь); Григорович, “Обзор учрежд. православ. м-рей 1764–1869 г.”, 107. 478. Сурдегский – Духов или Сурдецкий – Успенский , мужской, 2-го класса, в мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

16 . Пантелеймонов, находившийся вне города, близь Юрьева монастыря (на том месте, где теперь стоит принадлежащая Юрьеву монастырю бывшая мыза гр. Орловой,– преосвященный Макарий I, 647), построенный или в 1207г. (в списке каменных церквей или неизвестно когда ранее (А грамоты – Всеволодова Юрьеву монастырю, в которой упоминается Пантелеймонов монастырь,– История Иерархии VI, 774, и Изяслава Мстиславича самому Пантелеймонову монастырю,– ibid. V, 454 fin., несомненно, подложны, ибо в первой Всеволод называется великим князем, каковым он не бывал, а вторую Изяслав даёт по благословению епископа Нифонта, с которым он находился из-за Климента в открытой и сильной вражде). Известно в Новгороде несколько церквей, относящихся к до-монгольскому периоду, при которых в последующее время являются монастыри. Предполагая непременно·, что монастыри явились вместе с церквами и эти последние относят к периоду до-монгольскому. Но непременное тут нисколько не следует: церкви были построены в период до-монгольский, а монастыри могли явиться при них в разное время после (сначала в виде несобственных, а потом превратившись и в собственные). На этом основании монастыри эти должны быть отнесены к числу до-монгольских сомнительных. До-монгольские церкви, при которых они являются в последующее время, суть: Николая Чудотворца, находящаяся на Софийской стороне, на Яковлей улице, близь Зверина монастыря, построенная в 1135г. (в списке каменных церквей монастырь Бело-Николаевский). Петра и Павла на Синичьей горе, построенная в 1185г. (в списке каменных церквей Павла Исповедника на Торговой стороне, в Варецкой улице (от которой монастырь – Павлов Варецкий), построенная в 1224г. (в списке каменных церквей [При церкви святого Павла сотворён монастырь Семеновая Борисовича в 1238г.,– Новгородская 1 летопись (начало года).] Рождества Христова, находившаяся на Торговой стороне, на всполье за городским валом, в полуверсте от него, против Щитинских ворот (преосвященный Макарий I, 557), построенная в 1226г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Росс. Иер.” замечает, что в этом году он был только возобновлен, но существовал в нач. XII ст., как видно из жития св. Сокольницких чудотв. По штатам 1764 г. он положен в 3 классе; в 1775 г. весь выгорел и инокини переведены в Михалицкий мон., а в 1781 г. остатки каменн. строения отданы на сооружение ограды Антониева мон. После пожара, находившиеся здесь мощи, открытыя 4 мая 1162 г., св. братий: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия Алфановых чудотворцев, почитаемых, по преданию, новгор. посадниками, перенесены в Богословский придел Антониева-Римлянина мон. “Полн. собр. лет.”, III, 232; IV, 97; VI, 285 (на Соколницы); “Ист. Росс. Иерар.”, VI, 172; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.”, 153; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгор.”, I, 466, 558, 653; Ратшин, 395; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 75; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.”, 85; Токмаков, “Матер. для ист. и церк. археол. опис. Новгор. губ.”, I, 5 (крайне сбивчивое указание); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 45, 139; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 108, 48; Ключевский, “Жит. свят.”, 464; “Новгор. писцов. кн.”, I, 209, 317, 666, 680; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 203; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 152 (в 1744 г. имел 67 душ крест.; здесь по ошибке назван Сольницкий), смесь, 128 (Письмо 1714 г. царицы Парасковьи к преосв. Иову о выдаче вспоможения на построение м-ря). 437. Соручанский или Суручевский – Георгиевский , мужской скит, Бессарабской губ., Кишиневского у., в 12 вер. к сев.-зап. от Кишинева, на косогоре, окруженном с трех сторон горами, покрытыми лесом. Основан в 1785 г. помещиком Питарем Соруча- ном, по убеждению Черногорского иеромонаха Иосифа, бывшего потом настоятелем скита. При м-ре учреждена школа с приютом для 10 сирот. Защук, “Бессараб. обл.”, II, 208; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 235 (школа). 438. Софийский или Спасо – Софийский , мужской, ныне собор св. Софии в гор. Киеве. Под 6545 (1037) гор. в летописях значится, что Вел. кн. Ярослав между прочим: „заложи и церковь святой Софья, митрополью...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

А сказывают будто некая мудрость учинена. А другой столб не далече от того, таков же слово в слово качеством и количеством токмо повалился, лежит на. боку. А сказывают: те два столба поставлены над гробом храбраго воина, Царя Александра Македонскаго: один, де, у главы, а другой у ног. Да за градом от града Александрии сажен с 300, или больше, был двор некий, великий зданием, большия палаты стоят дивны, иным разрушены, повалились, а иныя целы. Тут же близко стоит столб дивнее всех столбов, и есть в высоту сажен с 15, кругом яко бы токарною работою выточен един камень, порфировиден цветом. Стоит, как стопочка есть, не покривился никуда. Внутрь же града во всем граде житье было под землею, под палатою. В Александрии реки нет, токмо в полую воду из Нила протоки заливаются до Александрии, и из тех протоков проведена трубою вода по граду, и наполняет водою во граде устроенные кладези в земле; и тою водою живут год. У Александрийскаго Патриарха монастырь, ограда высока гораздо, а не велика; церковь внутри да палаты, а около церкви и порожняго места нет; а живут тут Александрийскаго Патриарха старцы. В одной церкви служит Патриарший, а в другой половине два престола Венецких Немец, да Французских, служить приходят чернецы Римские, а живут за монастырем. Тут же стоит столб каменн мрамор белой, точеной, около его яко бы киот древний и мало оконце растворяется. А сказывают: к тому камени привязана была Великомученица Екатерина, егда мучима бысть. От того града Александрии, к полунощи с версту, на каменном мысу, в море, стоит град не велик, полон палат; тут живет Воевода Александрийский, а около его море, яко на острову, а от него на сухой берег мост каменной, и против моста же на берегу город же. От того города до стараго города Александрии все дворы и палаты, и торг великий всякой тут, а стоят редко, понеже место ровное и пространное, и пристанище корабельное тут больше всех, великие галиоты приходят и корабли, которые приходят до Египта от всяких земель, ту все стоят вниз реки не ходят, понеже мелко…Августа в 19 день поехали до Решита стругами, а приехали в Решит в позднюю вечерню.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Егда же от самодержца указ прииде, повелевающь сопрятати убиенных преподобник телеса, тогда со тщанием опрятавше отвсюду, и от леда, и от отока, и от столпов, и, землю ископавше, на луде морстей, нарицаемей Женстей корге 1194 разстоящей от монастыря яко полпоприща, вся блаженных телеса вкупе положивше и камением, могилу закладше, Иже бо в киновии вкупе душеспасително жиша, иже едино благоумне о благочестии пострадаша, сии и по смерти телесем своим возлещи вкупе избраша. Верно же, яко и на небесех, вкупе престолу славы предстояще, вечнаго блаженства наслаждаются. Погребению бывшю, си есть отеческим телесем собраным и землею покровеным, крепкий он лед и твердыней в сопротивостоянии солнечных показавыйся луч вскоре зело, растаяв и абие растлевся, не явися. И елико прежде жесточайш и каменн обретеся, толико послежде мягчайш и удоборастаян показася. И коль крепостию своего нерастаяния зрящих удивляше очеса, толь и внезапным истаянием пременения видящих устраши зраки и обоими сими вышеестествеными действ случаи блаженных отец чюдное страдание, паче своя рабы пречюднаго Господа, всем народом объявив, прослави. Тако убо всекрасному преподобных чюдотворцев стяжанию, тако предоброму честныя киновии селению, яко цветом ощипаным, яко саду оторгану 1195 , яко ветвем отсеченым, яко плодом обраным, яко розгам 1196 отломленым, яко винограду всесладчайшему точилом 1197 мучителных изгнетений на премирную вечерю всепремирному Царю и Владыце принесшимся, киновия прочее 1198 пуста иноческаго чина, церкви же пусты поющих явившися, яко некая сень в винограде, или овощное хранилище в вертограде, или град оборен и опустошен, не благолепна, но безобразна показася. Сего ради самодержец указом повеле из разных Росии монастырей мнихов в Соловецкия киновии население, еже есть собрание скоро совершися. И монастырь, паче оток Соловецкий, новособранными мнихами и новопреданными от Никона догматами и уставы наполнися. И понеже вместо древних оных и добродетелных отец новии мниси в стяжание собрашася преподобною чюдотворцу, вместо благочинных неблагочиннии, вместо трезвых пиянстволюбнии, вместо целомудренных оплазивии 1199 ; вместо молитвенников молвотворнии, вместо боголюбивых и пустыннолюбных отцев мир и житие мира сего любящий человецы в киновии вселишася и, вселившеся, измениша отеческия чины же и уставы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

главы Иоанна Предтечи; на монастырской же земле церковных дво­ров: дьячка, пономаря, проскурницы, 3 дв. сторожей, 2 дв. воротников и 8 келий нищих. В 1687 г. м-рь зна­чится приходскою церковью на город­ском посаде. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 250, 63; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 651 (подроб. опись); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 1277 (писцов. и межев. книги 1687 г. кладбища и церковных мест быв. м-ря); “Можайский Лужецкий 2-го кл. м-рь”, 1888 г., 82. 2117 . Троицкий, мужской, упразд­ненный, в гор. Арзамасе, Нижегород­ской губ. Существовал в первой полов. XVII ст. и в 1626–1632 г. был под управлением строителя Игнатия. По­следний настоятель м-ря Авраамий упо­минается в 1722. Строев, “Спис. иер. и на­стоят.”, 624, 19. 2118 . Троицкий, мужской, ныне цер­ковь в гор. Кромах, Орловской губ. Основан около 1629 г. игум. Елисеем; в 1662 г. приписан к Чудову, а в 1666 г. к Белевскому Спасскому м-рю. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 924, 20. 2119 . Троицкий, мужской, уничто­женный, в гор. Царицыне, Саратовской губ. Из доношения еписк. Астрахан. Иоакима Св. Синоду в 1722 г. видно, что м-рь основан во второй половине XVII ст. по благословению патриарха Иоакима, имел каменн. церковь и в него определен архимандрит с братиею, которым выдавалось жалованья по 10 руб. в год и провианта ржи по 20 и овса тоже по 20 четверт. С 1716 г. в м-ре находилось 1 архим. и 3 монаха; в 1722 г. архимандрит переведен в Астрахан. Спасо-Преобр. м-рь, и таким образом м-рь Троицкий остался без настоятеля, поэтому еписк. Иоаким спра­шивал Св. Синод, надлежит ли ныне быть м-рю, «понеже оной м-рь обретается в скудости». У Строева настоятелями м-ря показаны игум. Дионисий 1678 г. и Ефрем 1679–80 г., в других историч. документах упоминаются строитель ста­рец Александр в 1667 г. и игум. Антоний 1699 г. Патриарх Иоаким всту­пил на кафедру в 1674 г., следова­тельно, м-рь существовал, вероятно, не­гласно, без утверждения, до него. “Ист. Росс. Иер.”, III, 334; 649; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 961; “Акты истор.”, 202 (дело о бунте Разина 1667–672 г., стат.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010