АСС Дело об акафисте. 1863. 53/108/144; Дела в СПбДЦК за 1863, 1864 гг. [Издания акафиста Ангелу Хранителю см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 172 См.: Дела об акафисте прп. Антонию Дымскому в СПбДЦК за 1849, 1852, 1854, 1855, 1858 и 1864 гг. [Издания акафиста прп. Антонию Дымскому см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 174 См.: АСС. Дело об акафисте свт. Тихону Воронежскому. 1864. 72/2984; Дело о службе. 1861. 76/93/721; Дело об акафисте в СПбДЦК за 1866 г. 178 См.:АСС. Дела об акафисте: 1865. 10/1894; 1866. 100/1992; Дела в СПбДЦК за 1864–1867 гг. [Издания акафиста прп. Макарию, Желтоводскому и Унженскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 179 См.: АСС. Дело об акафисте. 1867. 47/993; Дело в СПбДЦК за 1867 г. [Издания акафиста Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Казанской см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 181 См.: Письма к митрополиту Филарету. С. 72–74: Андрей Николаевич Муравьев, сын генерал-майора, родился 30 апреля 1806 года, получил домашнее воспитание под руководством матери, женщины образованной и религиозной. Выдержал экзамен в университете по юридическому факультету. Сначала поступил на военную службу, потом перешел в ведомство коллегии иностранных дел. В 1833 году был назначен чиновником за обер-прокурорским столом в Святейшем Синоде. В 1842 году был уволен по прошению от службы по духовному ведомству. Последние годы жизни проводил по преимуществу в Киеве, где и умер в 1874 году. 186 См.: АСС. Дело об акафисте. 1866. 108/2000; Дело в СПбДЦК за 1866 г. [Издания акафиста св. ап. Андрею Первозванному см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 187 Николай Кириллович Миролюбов, сын священника Рязанской епархии, учился в Рязанской духовной семинарии и Московской духовной академии. В 1846 году постригся с именем Макарий. [В том же году был рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха.] Был настоятелем Новгородского Антониева монастыря. Последовательно был епископом Балахнинским, Орловским, Архангельским, Нижегородским, Вятским и архиепископом Донским. Скончался в Нижнем Новгороде в 1894 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В экз. Общ. Люб. Др. Письм. – монахини со свечой нет. В списке Д-ща миниатюрист ближе следует тексту жития и изображает игуменью молящейся об Евфросинии с воздетыми руками в храме. Евфросиния в иноческих одеждах. 18 миниатюра . Явление Христа пр. Евфросинии. Земля (два гребня гор); палата, крытая «кубом», в ней пр. Евфросиния в иноческих ризах (раскраска та же, что в 1-й миниат.) Христос в юношеском образе (Эммануил) благословляет; на Христе хитон пурпурный, гиматий зелёный. В позднейших списках – то же. В списке Д-ща палат нет – изображён тот же Ризположенский монастырь. 19 миниатюра . Видение бесовских полчищ. Трёхглавый храм (что и в миниат. 9), в нём пр. Евфросиния молится; бесы (тёмно-коричневого цвета, с высунутыми языками) бегут от неё. Один бес с головой быка, другой с головой свиньи, остальные с человеческими лицами: у всех у них, согласно требованиям иконографии, волосы стоят дыбом, разделены на три вихра; на ногах когти; передний бес держит деньги (в продолговатом ларце.), другой – плоды, третий – чашу. В позднейших списках то же; в списке Д-ща бесы с волосами дыбом, собранными в один пучок, вроде шишака. 20 миниатюра . Видение диавола. Тот же храм с иконой Богоматери; пр. Евфросиния крестным знамением гонит диавола (с бородой, старческого типа). Вся фигура его выкрашена в одну тёмно-коричневую краску; волосы разделены на пять вихров, из коих два образуют как бы околыш шапки, а три торчат дыбом вверх. У дьявола длинный хвост; в руках у него багор, оканчивающийся крючком. В списке Общ. Люб. Древ. Писм. то же (диавол тёмносиний) и в списке 1785 г. В экз. Д-ща этой миниатюры нет, её заменяет молитва пр. Евфросинии в церкви пред иконой Божией Матери об избавлении от бесов. 21 миниатюра . Явление диавола преподобной в виде отца. Палаты, что в миниат. 10 и 11; в палате икона Спасителя и ложе; около ложа стоит преподобная. Диавол в виде молодого человека заглядывает в палату. Лицо у дьявола сине-зелёное. В позднейших списках то же; в экз. Д-ща диавол действительно изображён в виде Михаила Черниговского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

В Дрезденском списке излагаются богослужения, совершаемые самим патриархом в таких богоугодных заведениях: например, 24 июня, в день рождества Иоанна Предтечи, – в больнице Еввула 289 ,27 июня – в странноприимном доме, построенном самим преп. Сампсоном Странноприимцем 290 . В орфанотрофионах содержались дети-сироты. Здесь их растили и давали им первоначальное образование; если не было известно, был ребенок крещен или нет, его готовили ко крещению. Крещеных и музыкально одаренных подготовляли как будущих церковных певцов. В том же Дрезденском списке дети-певчие из сиротских домов принимают участие в обряде оглашения готоиящихся ко святому крещению в Великую Субботу, совершаемому самим патриархом. «Певцы из сировоспитательных домов восходят на амвон и начинают петь псалом „Господи, кто обитает в жилищи Твоем». Аколуфы (привратники) приготовляют оглашаемых детей и приводят их в церковь . Дается знак певцам вторично, и они славословят и сходят с амвона» 291 . В Иерусалимском списке дети-певчие из сиротского дома 18 декабря участвуют в литии в день обновления храма Пресвятой Богородицы в Халкопратии. Им поручается в торжественный момент обряда, когда лития войдет в нарфикс и стоит в ожидании открытия дверей храма, петь «Возьмите, врата, князи ваша». Этот момент отмечен в уставе: «И входит (лития. – Я. JK) в притвор. И по исполнении тропаря приютские архонты [поют] „Возьмите, врата», и открывается церковь , и архонты и певцы славословят» 292 . То же – в Патмосском списке 23 декабря, в день обновления Великой церкви 293 . В свете указанных факторов становится понятным на первый взгляд странное сообщение устава Великой церкви о возглавлении литии епархом и орфанотрофом с участием чинов государственных и народных учреждений без клира. Закономерность такой литии с точки зрения церковного устава подтверждается указанием в Иерусалимском списке на то, что во время литии «поются тропари, имеющие быть написанными». Это надо понимать в том смысле, что возглавление мирянами литии не означало их права на выбор тропарей из принятых Церковью и тем более на составление новых. Для каждой такой литии ее совершители получали тексты, какие давал патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

218). Если это не есть случайная ошибка переписчика, то следовательно запись чудес сделал “некий человек” Тимофей Мартынов сын. Кто он такой, неизвестно, но можно из описания чудес о нём сказать, что он был местный житель, близко знакомый с краем. В Филиппо-Ирапском монастыре кроме этого списка имеются ещё два, сделанные в текущем столетии печатными буквами и сходные вполне со списком рук. 120. При одном из них приложена служба Преподобному. Кроме того, И. М. Бельтенёвым мне переданы три листка в четверть, заключающие в себе отрывок полной редакции. Писаны они, как можно полагать по письму полууставному и по бумаге, в XVIII веке. Житиё краткой редакции известно мне по одному позднему списку в сборнике житий белозерских святых, составленному неизвестным любителем местной старины в конце XVIII столетия. При этом списке краткой редакции чудес не приложено, между тем все четыре списка полной редакции их имеют. Это тем более следует отметить, что в списке поморского письма, изданном Обществом Любителей Древней Письменности, их нет. Хронологические данные во втором и третьем списке жития подправлены, как это сделано в известных профессору В. Ключевскому списках краткой редакции (Житиё… Р. XXXIII–XXXIV), но в списке 120, упомянутом отрывке и в списке краткой редакции они вполне сохранились те же, что и в Германовом житии, изданном Обществом Любителей Древней Письменности 1 . I. У святого Корнилия Святой Корнилий был выходец из Кирилло-Белозерского монастыря. Прибыв сюда вместе со своим дядей, видным придворным дьяком, он в молодых годах постригся и со всею пылкостью юной души предался подвигам иночества. Наряду со всеми проходил все монастырские службы и между прочим работал в хлебне (это было одно из трудных послушаний) и писал книги. Пребывание Корнилия в Кирилло-Белозерском монастыре падает на время, когда возгорелась борьба между строгими последователями устава святого Кирилла и лицами, склонными терпеть вкрадывавшиеся мало-помалу нарушения преданий монастырских. Перевес явно клонился на сторону “попущающих”, и Корнилий вместе со многими другими оставил место своего пострижения, однако вынес полное уважение к основным началам монастырского общежития, как оно было установлено самим святым Кириллом.

http://pravmir.ru/otshelnik-uchitel-naro...

926 Текст публикуется по списку конца 20-х годов XVIII века [РГБ ОР. Ф. 310 (собр. В. М. Ундольского). 338. Л. 252об. – 253об.]. 937 РГБ ОР. Ф. 310 (собрание В. М. Ундольского). 1119. Благодарю С. И. Баранову, указавшую мне на этот источник. 938 Дианова Т В. Филиграни XVII–XVIII веков. «Герб города Амстердама». М., 1998. 317 – 1717–1718, 1723 годы. Благодарю Л. И. Алехину и Т. В. Анисимову за помощь в определении филиграни. 941 РГАЛИ. Ф. 195 (Остафьевский архив Вяземских). Оп. 1 Ед. хр. 6194г. Л. 9–9об. В списке разночтений – список Вяземских. 942 РГАДА. Ф. 1625 (Ново-Иерусалимский монастырь). Оп. 1. Д. 32. Л. 35006об. –351 (гражданским шрифтом). В списке разночтений – Опись 1875 года. 943 Леонид, архим. Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря//ЧОИДР. 1874. Кн. 3. Июнь–сентябрь. С. 6. Прим. 4 (гражданским шрифтом): Леонид, архим Историческое описание ставропигиального Воскресенского. Новый Иерусалим именуемого, монастыря. СПб., 1876. С. 6. Прим. 4 (гражданским шрифтом, по монастырской летописи середины XVIII века): в списке разночтений – архим. Леонид (а); Леонид, архим. Краткое историческое сказание о начале и устроении Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. СПб., 1876. С 6–7 (по изданию 1874 года): в списке разночтении архим. Леонид (б). 944 Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. С. 283 (гражданским шрифтом, по публикации И. М. Снегирёва); Зеленская Г М. Монументальные кресты Нового Иерусалима//Ставрографический сборник. Кн. II. М., 2002. С. 182 (по той же копии). В списке разночтений – Г. М. Зеленская. 946 Её воспроизведение см.: Старообрядчество. Лицо, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 28. 947 Проскинитарий (греч. προσκυνητριον от προσκυν «преклоняю колени, почитаю») – «описание паломничества в св. землю» – прим. эл. ред. 950 Диакритические знаки (др.-греч. διακριτικς – «служащий для различения», от др.-греч. κριτικς – «способный различать»): в лингвистике – различные надстрочные, подстрочные, реже внутристрочные знаки, применяемые в буквенных (в том числе консонантных) и слоговых системах письма не как самостоятельные обозначения звуков, а для изменения или уточнения значения других знаков; в типографике – элементы письменности, модифицирующие начертание знаков и обычно набираемые отдельно. – прим. эл. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

А черноризец Иаков упоминает о книгах святого Иоанна Дамаскина, рекомых Уверие, т. е. о православной вере, и приводит из них свидетельство, которое действительно в них находится . Известно, что эти книги под именем «Небеса» переведены на славянский язык еще в X в. Иоанном, экзархом Болгарским . В числе памятников нашей церковной письменности, сохранившихся от XI и 1-й половины XII в., находятся: 1) Книги Священного Писания. И именно: а) Евангелие Остромирово, писанное в 1056 и 1057 гг. для новгородского посадника Остромира дьяком Григорием ; б) еще отрывки из двух Евангелий XI в. ; в) Евангелие Мстиславово, писанное Алексою, сыном священника Лазаря, для новгородского князя Мстислава Владимировича, следовательно до 1117 г., когда Мстислав перестал уже княжить в Новгороде ; г) Евангелие Юрьевское, писанное для Юрьевского новгородского монастыря при игумене Кириаке (1119–1128) , и д) Евангелие, писанное неизвестным в 1144 г. в Галиции . Первые три Евангелия расположены по праздникам и дням недели, последнее — по порядку евангелистов и представляет собою полное Четвероевангелие. 2) Толкования на Священное Писание. Таковы: а) Толковая Псалтирь, сохранившаяся только в отрывках XI в. , и б) Толковая Псалтирь, сохранившаяся почти в целости и принадлежащая Чудову монастырю, XI–XII вв. 3) Поучения церковные. Сюда относятся: а) 13 Слов святого Григория Богослова, писанных в XI столетии и, как догадываются, в России ; б) сборник Слов: святого Златоуста — числом 18, святого Василия Великого — одно, святого Епифания Кипрского — одно и Фотия, Цареградского патриарха, одно, в списке XI в. ; в) книга под названием Златоструй, содержащая в себе 136 избранных Слов святого Златоуста с некоторыми прибавлениями, составленная болгарским царем Симеоном (889–927), в списке XII в. ; г) четыре Слова святого Климента, епископа Словенского или Величского, († 916) в списках XII в. 4) Сочинения, касающиеся догматов веры и нравственности. Таковы: а) Точное изложение православной веры, или Богословие, святого Иоанна Дамаскина, переведенное Иоанном, экзархом Болгарским, не вполне, в списке XII в., но существовавшее у нас и в XI в., как видно из ссылки на эту книгу мниха Иакова ; б) Пандекты Антиоха, игумена обители святого Саввы (нач. VII в.), или собрание размышлений и наставлений о разных предметах, преимущественно нравственного богословия, расположенных в 130 отделениях, в списке XI в. ; в) Лествица святого Иоанна Лествичника — сочинение нравственно-аскетическое, в списке XII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/435813/

В лат. версии апокрифа II в. по Р. Х. «Акты ап. Петра» (вероятно, переведенной с несохранившегося греч. оригинала), известной также под названием «Верчелльские деяния ап. Петра» (Actus Vercellenses - CANT, N 190. III; ркп. VII в., но считается, что отражает материал либо II в., либо IV-V вв.- Baldwin M. C. Whose Acts of Peter? Tüb., 2005. P. 106, 170, 195-196), Н. представлен пресвитером (или старейшиной) и владельцем дома, где собиралась христ. община во главе с ап. Петром (Acta Petri. 1. 3; 2. 4, 6; 5. 13-14; 7. 19 - Gli Apocrifi del Nuovo Testamento/Ed. M. Erbetta. Torino, 1975. Vol. 3. P. 144, 145, 147, 152, 153, 156). Эти сведения из апокрифа совпадают со свидетельством из текста Амвросиастра (IV в.), к-рый, комментируя Рим 16. 11, отмечал, что Н., «как говорят, в то время был пресвитером, о чем можно прочитать в других книгах… Этот пресвитер Нарцисс исполнял служение странника (peregrinus), укрепляя верующих своими увещеваниями» ( Ambrosiaster. In Rom. 16. 11//CSEL. 81/1. P. 483). Н. представлен во всех визант. каталогах апостолов от 70: в списке V-VI вв., приписываемом свт. Епифанию Кипрскому, сказано, что Н., о к-ром говорится в Послании к Римлянам, стал епископом Афин (Vitae prophetarum. Р. 121); точно такая же информация содержится в каталоге, приписываемом Дорофею Тирскому (Ibid. P. 137), и в списке VII-VIII вв., приписываемом Ипполиту Римскому (Ibid. Р. 169). Его имя упомянуто среди апостолов от 70 в анонимном списке апостолов, переведенном с сир. языка на греческий не позднее VII в. (Ibid. Р. 176). О Н. как о епископе Афин говорится в списке апостолов IX в., составителем которого считают Епифания Саламинского (Écrits apocryphes chrétiens/Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. Vol. 1. P. 478), в пространной редакции визант. хроники X в., приписываемой Симеону Логофету (Vitae prophetarum. P. 181), и в сирийском списке апостолов из рукописи Lond. add. 17193 (874 г.) ( Esbroeck M., van. Neuf listes d " apôtres orientales//Augustinianum. R., 1994. Vol. 34. P. 128). В источнике VI в.- «Пасхальной Хронике» - Н. также упомянут как апостол от 70 (Chron. Pasch.//PG. 92. Col. 521).

http://pravenc.ru/text/2564686.html

Reliqua desunt 230 . А в риторице Феофана Прокопьевича о ереси 231 обрящеши ересь, помрачающую день спасения, время благоприятное,// л. 80 об. оскверняющую с[вя]тая места, пособием Диавола и оружною силою свое учение проповедающу, знаменанною во Иоанновом откровении и Данииловом, многовидными стратилатии 232 и сим подобная. Приложение Кроме толкований Иоанна Златоуста 233 и Феофилакта Болгарского 234 в тексте «Показания прореченнаго прежде в словесех Божиих и давно уже явившагося в мире Великаго Антихриста…» имеются прямые или косвенные ссылки на следующих авторов: 1/Виктор из Виты, или Виктор Витенский (Victor de Vita, Victor Vitensis) (в списке НБ РК «Виктор Утиценский, или паче Витенский») (лл. 6 об. – 7) – латинский церковный писатель V в., епископ провинции Бизацена в Африке. Не ранее 488 г. им было написано сочинение «О вандальских гонениях в Африке» (или «История разорения Африканской провинции»; «Historia persecutionis Africanae Provinciae, temporibus Geiserici et Hunirici regum Wandalorum») – история преследований христианской церкви в Африке вандалами-арианами при королях Гензерихе и Гунерихе (т.е. в том же V в.). Впервые «История» была издана в 1500 г. 2/Буксторф, Иоганн (Старший; Buxtorf, Johann) (в списке НБ РК «Иоанн Буксторфий») (лл. 9, 54 об.) (1564–1629) – швейцарский ученый-гебраист, на первое сочинение которого «Synagoga Judaica» ссылается Феофан Прокопович , называя его «Синагога жидовская» (лл. 9, 54 об.) или «Синагога иудейская» (л. 54 об.). Это сочинение впервые было издано в Базеле на немецком языке в 1603 г. под названием «Jüdenschul», выдержало несколько переизданий и было переведено на фламандский и латинский языки. Каким именно изданием пользовался Прокопович (на л. 54 об. есть ссылка на с. 732 «Синагоги жидовской»), не ясно. 3/Иосиф Флавий (Josephus Flavius; евр. имя – Иосиф бен Матафие; ок. 37 – ок. 95) (в списке НБ РК назван только по имени – «Иосиф, историк и ученый человек, и священник, и князь жидовский» (л. 9 об.), «Иосиф-жидовин» (л. 10, 60 об.)) (лл. 9 об., 10, 60 об.) – иудейский историк. Феофан Прокопович ссылается на два его сочинения: 1/«История Иудейской войны» (в списке НБ РК она названа «История войны Иудейской» (л. 9 об.) и далее фигурирует как книга «о войне жидовской» (л. 10) или «о войне Иудейской» (л. 60 об.)), написанная в 75–79 гг. (первоначально на арамейском, а затем переведенная автором на греческий язык). Древнерусский перевод «Истории» с греческого был осуществлен в XI-XII вв., сохранился в большом количестве списков XV-XVIII вв. (описаны в кн.: Мещерский, Н.А. История Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерус. переводе. М.; Л., 1958. С. 15–20; дополнены одним списком в изд.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 214); 2/«Иудейские древности» (в списке НБ РК просто «Древности» (л. 10)).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

И когда окончит раздроблять... (пропуск нескольких строк, за которыми следуют слова молитвы) приступим же со страхом к Святым Тайнам, прося: «Владыка, прости нам ради человеческой немощи, милостив будь, Господи Боже наш». В списке К : «И знаменует половину, которая в левой руке, потом, взяв половину левой части, держит правой рукой и обмакивает в чашу и говорит: «Соединение» и проч. И тотчас начинает раздроблять и прежде всего разделять в каждую чашу по частице, говоря: «Соединилась» и проч. 169 В списке С этот отдел литургии излагается так: начинают певцы: «Вкусите». И причащается священник и клир. Когда же диакон берет дискос, то говорит: «Господи, благослови». «Будь превознесен» и проч. Священник: «Слава Богу» и проч. И прибавляет священник: «Благословенно имя» и проч. Диакон возглашает: «С верой и страхом». И по причащении народа начинают певцы: «Исполни» и проч. И поют: «Благодарим» и проч. И тотчас диакон: «Стоя прямо». «Причастившись Святых, Пречистых и Животворящих Таин в оставление грехов наших, помолимся», «Чтобы причащение», «Пресвятую» и проч. 171 К древнему славословию: «Слава Отцу...» присоединены слова: «И ныне...» и в таком виде переданы для постоянного употребления в церкви Антиохийскими патриархами Мелетием и Флавианом в IV в. См.: Писание Отцов, относящееся к церковному богослужению, 1856. Т. II, с. 426; Изъяснение Божественной литургии И. Дмитревского, § 25. 172 В списке С : «В диакониконе говорит архидиакон: «Господу помолимся». Священник молится позади диаконикона: «От силы» и проч.». В списке К говорится, что после слов народа: «Господи, благослови во имя Господне» – священник за амвоном произносит молитву св. Иакова: «Молитвами и предстательством Пресвятой, Пречистой Владычицы» и проч. Следует другая молитва, произносимая за амвоном: «Владыка Господи Иисусе Христе» и проч. Потом диакон: «От славы» и проч., «От силы» и проч. 173 В списке С после молитвы «От силы» следует: «Мир всем». Народ: «И духу твоему». И говорят диаконы: «Господи, благослови».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

склонялись к мнению, что Дмитр принадлежал к еретическому движению богомилов (см. Богомильство ) и, вероятно, прибыл на Русь из Болгарии (см., напр.: Макарий. История РЦ. С. 281; Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 2. С. 791-793). Тем не менее сама достоверность этого позднейшего сообщения вызывает сомнения из-за тенденциозного характера уникальных известий указанного свода (см.: Клосс Б. М. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 98-99). 23 и 24 июня 1124 г., во время большого пожара в Киеве, сгорело почти 600 церквей. Очевидно, большинство из них были деревянными и домовыми. Следует предполагать поэтому большое количество иерейских и диаконских рукоположений, которые совершали Н. и другой митрополиты того времени. Печать Никиты, митр. Киевского (?) Печать Никиты, митр. Киевского (?) 19 мая 1125 г. на р. Альте под Переяславлем (ныне Переяслав-Хмельницкий) скончался блгв. кн. Киевский Владимир Всеволодович Мономах, к-рый был погребен в Киеве в Софийском соборе «у отца своего» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 295). Отпевание князя возглавил, наиболее вероятно, Н., хотя напрямую в летописном сообщении об этом не говорится. Известно о неск. архиерейских хиротониях, совершенных Н. В 1123 г. он возглавил поставление Симеона во епископа Владимиро-Волынского. В том же году 6 авг. скончался Черниговский еп. Феоктист . О Черниговских архиереях после этого ничего не известно до 1142 г., когда скончался еп. Пантелеимон. Маловероятно, что такая значимая кафедра долгое время оставалась вакантной без видимых причин. Скорее всего уже при Н. был поставлен преемник Феоктиста и не исключено, что им был именно Пантелеимон. После кончины 12 апр. 1123 г. еп. Переяславского Сильвестра (бывш. игумена киевского Выдубицкого в честь архангела Михаила мужского монастыря и летописца) Переяславская кафедра более 2 лет оставалась вакантной, несмотря на присутствие на Руси митрополита. А. Поппе полагает, что Н. препятствовал открытию Смоленской кафедры вслед. некоего конфликта между ним и Владимиром Мономахом, к-рый намеревался открыть в Смоленске, где княжил его внук блгв.

http://pravenc.ru/text/2565386.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010