XII. Архангелогородская епархия 1. Антониев Сийской. мужской 6 каменн. церк., 7 прест., 3 дерев., 3 прест. В Двинском уезде, при озере Михайлове, на речке Сии. 2. Архангельский Двинской. мужской 3 церк., 3 прест. По Двине реке, от г. Архангельского 2 в. 3. Богословский. мужской 2 церк., 4 прест. Важеского уезда, при р. Ваге от г. Ваги, именуемаго Шенкурска 15 в., от г. Архангельска 400 в. 4. Верхопаденгская Николаевская пустынь. мужская 2 церк., 2 прест. Важеского уезда, при речке Паденге, от г. Ваги, именуемаго Шенкурска, 60 в. 5. Верхопежемская пустынь. мужская 2 церк., 3 прест. При речке Пежеме, Важеск. уезда, от Верховажского посада 40 в. 6. Веркольский. мужской 3 церк., 3 прест. В Кеврольском уезде, от Архангельска 300 в. 7. Дружинина пустынь. мужская 1 церк., 2 прест. Важеск. уезда, Кокшенгской четверти, при речке Кокшанге, оте Шенкурска 200 в. 8. Кандалажский. мужской 1 церк., 1 прест. Кольского уезда, при губе морской Кандалажской, от г. Архангельского в 1000 в. 9. Красногорский. мужской 1 каменн. церк., 1 прест., 2 деревянных, 2 прест. В Двинск. уезде, в Волокопенежской десятине, по Пенеге реке, на месте, именуемом на Красной горе, от Холмогор. в 90 в. 10. Маркушевский. мужской 2 церк., 3 прест. Важеского уезда, при р. Маркуше, от г. Ваги, именуемаго Шенкурско, 230 в. 11. Макарьевская пустынь. мужская 1 церк., 2 прест. Важеск. уезда, при озере Мое, от г. Ваги 16 в. 12. Николаевский Корельский. мужской 2 каменн. церк., 3 прест., 2 деревянных, 2 прест. В Двинском уезде, на устье Двины, при Окияне море, от Архангельска в 30 в. 13. Печенгская пустынь. мужской 2 церк., 3 прест. В Важеск. уезде, при р. Печенге, от г. Шенкурска 20 в. 14. Пертоминская пустынь. мужская 1 каменн. церк., 1 прест., 1 дерев., 2 прест. В Двинском уезде, подле Окияна моря, при Унских рогах, от г. Архангельского во 100 в. 15. Соловецкий. мужской 5 каменн. церк., 13 прест., за монастырем 1 дерев. церк., 1 прест. Во отоце Окияна моря, на острову, от г. Архангельского морем в 300 в. 16. Севтренской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Затем во вступлении кратко излагается мировая история от рождения Иисуса Христа и история Руси от крещения ее князем Владимиром до татарского ига. В этой части, рисующей картину мирового противостояния Бога и диавола, их борьбу за души людей и предваряющей дальнейшие события Жития, в Тверском списке говорится, в частности: «И начаша восхищати власти и uмehiя, сынъ подъ отцемъ, братъ меншии подъ старшим братомъ» (л. 91). Β списке Ундольского, Першинском, Уваровском и ряде других слова «власти» нет, что отчасти лишает вступление связи с дальнейшим текстом. В большинстве списков не совсем понятен переход от вступительной части Жития к основному тексту. Последняя фраза вступления говорит ο том, что после пленения Руси татарами прошло 34 года. Однако не говорится, до какого события идёт отсчёт. Β Тверском списке в первой же фразе основной части читаем «родися великий князь Михайло» (л. 92). Β этом случае смысл дат становится ясен: 1237 год – год нашествия Батыя; 1271 год – год рождения Михаила Тверского. Между этими событиями как раз и насчитывается 34 года. Оставляя в стороне множество незначительных разночтений в дальнейшем тексте, остановимся на фактических неточностях в списке Ундольского, Першинском, Уваровском и ряде других. «Преставися великии князь Андръй въ Тфери» (П., л. 509; сходно Ув., л. 213; Унд., л. 33). Речь идёт ο предшественнике Михаила Ярославича на великокняжеском престоле – городецком и костромском князе Андрее Александровиче. Утверждение ο том, что он умер в Твери, неверно. Β Тверском списке слов «въ Тфери» нет. «И князившю ему лто в великомъ княжении...» говорится в Першинском (л. 510 об.) и Уваровском (л. 214) списках ο времени от начала великого княжения Михаила Ярославича (1305 г.) до появления в Орде нового хана Узбека (1313 г.). Если эти списки называют один год, то Милютинский – 40 лет (л. 1157). Точная цифра, 8 лет, указана опять-таки в Тверском списке (л. 94). Тверской список, как видно на этих примерах и как попытаемся показать далее, проясняет многие тёмные и неясные места других рукописей. Так, в Першинском списке есть фраза: «Оттоле нача быти вражда между князема сима, а еще сваристася многажде миръ межю собою, но врагъ диаволъ паки рать въздвизаже » (л. 511). Слово «сваристася» (бранились, ссорились), в разных вариантах присутствующее также в Уваровском, Ундольского и других списках, кроме Тверского и Милютинского (Ув., л. 214 об., Унд., л. 34 об., T., л. 115; Тих., л. 309 об.), полностью искажает и затемняет смысл текста. Правильное чтение этого места содержится в Тверском списке: «Оттол нача быти вражда между князема сима Аще бы сотвариста миръ межи собою, но враг дiaboлъ паки рать воздвигаше» (л. 94 об.–95). To есть, вместо «если ссорились» текст должен читаться: «если же заключали мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если в летописи,– Новгородской 1, говорится о заложении монастыря: «заложи игумен Кюрьяк и князь Всеволод церковь камяну, манастырь св. Георгия, Новегороде», то этой нисколько не необходимо понимать так, чтобы монастырь существовал уже прежде. Но совершенно можно понимать так, что Всеволод, приступив к строению монастыря, избрал будущего ему игумена, который бы непосредственно заведовал стройкой и который бы потом собрал братию. 3 . Воскресенский, женский, находившийся вне города, в одной версте от него, при озере Мячине, упоминается в 1136г. (преосвященный Макарий. I, 341, см. в списке каменных церквей 4 . Варваринский, женский, находившийся на Софийской стороне, близь Власиевской церкви, упоминается в 1138г. (преосвященный Макарий I, 177, в списке каменных церквей 5 . Зверин (после Зверин-Покровский), женский, находящийся на Софийской стороне, на конце города вниз по Волхову и на берегу этого последнего, за Земляным валом; упоминается в 1148г. 6 . Аркаж Успенский, находившийся вне города, построенный в 1153г. игуменом Аркадием, после епископом Новгородским (1156–1162, в списке каменных церквей 7 . Свято-Духов (ныне женский), находящийся в одном конце города со Звериным, упоминается в 1162г. 8 . Благовещенский, находившийся за городом, построенный архиепископом Илиею (Иоанном) с братом Гавриилом в 1170г. (в списке каменных церквей 9 . Иоанно-Предтечев, женский, находившийся на Софийской стороне, в Неревском конце, упоминается в 1179г. 10 . Хутынский преподобного Варлаама, находящийся вне города, построенный в 1192г. См. о нём выше стр. 491 . 11 . Кирилловский в Нелезене, находящийся вне города, упоминается в 1196 году, когда в нём заложена каменная церковь , но кажется – не устроен вместе с этой последней, а существовал уже ранее (в списке каменных церквей 12 . Николо-Островский, находившийся в 7 вёрстах от Новгорода, между рекой Вишерой и речкой Вельей (после 1764г. село,– История Иерархии, V, 379 fin.) построенный архиепископом Мартиреем в 1197г. 13 . Евфимиин, женский, находившийся на Торговой стороне, в Плотниках или Плотницком конце, на Запольской улице, построенный в 1197г. одной богатой Новгородкой («постави Полюжая, Городьшиниця дъци»). 14 . Спасо-Нередицкий, находившийся вне города, построенный в 1198г. князем Ярославом Владимировичем (в списке каменных церквей 15 . Михалицкий на Молоткове, Рождество-Богородицкий, женский, находившийся на Торговой стороне, в Плотницком конце, на краю города у Земляного вала (в настоящее время приходская церковь ), построенный в 1199г. супругой сейчас помянутого князя Ярослава Владимировича (В Новгородской III летописи рассказывается об особом чуде, подавшем повод к построению монастыря).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

15 Идеи о содержательной интерпретации гласов, смысловой соотнесенности гласа и текста мы почерпнули из книги: Протоиерей Борис Николаев. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. М., 1995. Конкретная проявленность этой соотнесенности — через смыслы, вложенные в попевки, рассмотрена в работе: Голованова О. Славянский Октоих: к вопросу о певческой интерпретации тек­стов. РАМ им. Гне­си­ных. Дипл. работа. 2000. 17 В списке Ф. 299. 484 нет двух строк: О святопомазанная главо, всечестный верх и и преблаженне. 21 В списке Ф. 299. 484 более подробно выписано: Выход. Прокимен дню. Чтения 3 святительские в осенних службы писаны. 25 В списке Ф. 299. 484 этот текст в таком варианте звучит после прокимна на Литургии, здесь же он представлен иначе, а именно: Процвел ecu яко Финиск темже молим тя, помяни всех нас, и от противных напасти всякая, молитвами твоими избави нас. 26 В списке Ф. 299. 484 эта стихира писана после прокимна на Литургии. Имеются изменения в тексте, а именно: нет двух строк — вси земнороднии ликовствуйте и и чудотворца. 28 В списке Ф. 299. 484 непосредственно выписан текст Богородична: Умертви наша плотския страсти и похоти, Богородительнице Чистая. устави и страстей наших бурю, утоли волнение, смысл укрепи Благословенная Пречистая сердца, верно чтущих Тя Заступницу. 30 В списке Ф. 299. 484 подробно выписаны тексты УТРЕНИ, для которых в списке Ф. 98. 903 только указан адрес — служба 6 декабря. Для полноты рассмотрения обоих списков приведём здесь дальнейшее содержание службы по списку Ф. 299. 484: Стихира по 50-м псалме на хвалитех писана в службе месяца декабря в 6 день: Светилен подобен: Жены услыште: Велика чудеса твоя пресвятый Николае. яко явися во сне. богомудрому Константину царю три воины спасл ecu. безвины умирающа тако и нас спаси, Николае святителю Господень. Слава, и ныне, праздника. На Хвалите Господа: стихиры на 4, самогласны, глас 1: Воззрев неуклонно на высоту разума и узрев неявленно премудрости глубину твоими ученьми мир обогатил еси отче о нас присно молися Христу святителю Николае.

http://pravmir.ru/russkie-sluzhbyi-rozhd...

Книги Священного Писания и толкования на них: 1) Пятокнижие Моисеево в списке XIV–XV и другом XV в.; 2) Книги Иисуса Навина, Судей, Руфи и Есфири в списке XIV в., те же Книги и вместе Книги Царств — все четыре в списке XV в. ; 3) Псалтирь в списках 1296 г. и других XIII, XIV и XV вв. ; 4) шестнадцать пророков в списках XV в., хотя несомненно известно, что «Книги пророческие» у нас употреблялись и во 2-й половине XIII в. (в 1276 г.) ; 5) все книги Нового Завета, т. е. и Четвероевангелие, и Деяния апостольские, и Послания апостолов, и Апокалипсис, переведенные или вновь исправленные по греческому тексту святым Алексием, митрополитом Московским, в 1355 г. и сохраняющиеся доселе в его драгоценном автографе ; 6) Евангелия, расположенные по евангелистам, или Четвероевангелия, в списках 1383 г. и во многих других XIV и XV вв. Не упоминаем о Евангелиях, которые расположены по порядку церковных чтений и находились в употреблении собственно во храмах Божиих, а не в жилищах христиан: таких Евангелий сохранилось весьма много; 7) Апостол, или апостольские Деяния и Послания, в списках XIII–XIV и начала XV в. ; 8) Толкование на Шестоднев, составленное Иоанном, экзархом Болгарским, по руководству святого Василия Великого и Севериана Гавальского, в списке 1263 г. и в списке XV в. ; 9) Толкования на книги пророков, извлеченные из Феодорита и других учителей Церкви, в списках XV в. ; 10) толковая Псалтирь около 1250 г.; 11) Толкование на Песнь песней в списке XIV в. ; 12) Толкование на Евангелия Иоанна и Луки, писанное в 1434 г. в Киево-Печерской лавре; 13) Толкование на Евангелия Иоанна и Марка Феофилакта Болгарского в списке XV в. , кстати заметим, что об употреблении у нас толкового Евангелия в конце XIV и начале XV в. свидетельствует митрополит Киприан ; 14) толковый Апостол — также XV в.; 15) толковый Апокалипсис святого Андрея Кесарийского в трех экземплярах XIII–XIV вв.; 16) два сборника, содержащие в себе толкования святых отцов на разные места Священного Писания, один XIII, другой XV в. Не упоминаем о Толковании на книгу Иова Олимпиодора Александрийского и других учителей Церкви, переведенном в 1412 г. на Афоне в Хиландарской обители иноком Гавриилом, ни о беседах на книгу Бытия святого Иоанна Златоустого, переведенных в 1426 г. на Афоне иноком Иаковом, потому что, скоро ли проникли эти переводы в Россию, не знаем . Впрочем, об употреблении у нас бесед на Шестоднев святого Иоанна Златоустого, конечно в более древнем переводе, и вместе таких же бесед святого Василия Великого свидетельствует митрополит Киприан во своем послании к игумену Афанасию (1390–1405) .

http://sedmitza.ru/lib/text/435933/

Писания догматические, нравственные и аскетические, обращенные преимущественно к инокам: 1) Творения святого Дионисия Ареопагита с толкованиями на них святого Максима Исповедника в списке XV в. по переводу, сделанному в 1371 г. афонским иноком Исаиею; 2) Слова против ариан святого Афанасия Александрийского в списке XV в. по переводу епископа Болгарского Константина (X в.); 3) Пандекты Антиоха в списке конца XIV или начала XV в. ; 4) Лествица святого Иоанна Лествичника во многих списках XIII, XIV и XV в. ; 5) Поучения аввы Дорофея в четырех списках XIV и XV в.; 6) Поучения святого Ефрема Сирина в трех списках: конца XIII, XIV и начала XV в.; 7) Поучения Исаака Сирина в списках 1381, 1416, 1431 г. и вообще XV в. с прибавлениями из Петра Дамаскина, Максима Исповедника и др. ; 8) Диоптра Филиппа Пустынника в списке 1388 г. и в четырех списках XV в.; 9) Постнические Слова святого Василия Великого XV в. ; 10) Поучения преподобного Феодора Студита в списках XIV и XV в.; 11) Подвижнические главы преподобного Максима Исповедника, Феодора Эдесского и Нила — конца XIV или начала XV в. ; 12) святого Нила об «Осми помыслех» в списке 1419 г.; 13) Творения Симеона, Нового Богослова, и Петра Дамаскина — XV в. и 14) «Словеса различна» святого Григория Синаита — XV в. Церковные поучения, Слова, беседы : 1) Огласительные поучения святого Кирилла Иерусалимского XIII в. ; 2) 16 Слов святого Григория Богослова с толкованием Никиты Ираклийского, в трех списках XIV в. и в двух XV в.; 3) Маргарит святого Иоанна Златоустого — начала XV в.; 4) Беседы на евангельские чтения святого Григория Двоеслова — XIV в. ; 5) Собрание поучений на воскресные и праздничные дни из святого Златоуста и других отцов, в списке XV в. Это собрание сделано Константинопольским патриархом Филофеем и переведено на славянский язык в 1343 или, вероятнее, в 1407 г. ; 6) сборник Слов, от недели мытаря и фарисея до недели всех святых, из святого Златоуста, Феофила Александрийского, Ефрема Сирина, Феодора Студита, Григория Богослова, Афанасия Александрийского и других, в списке XV в.; 7) еще два (неполных) сборника поучений на разные дни и праздники из святого Златоуста и других, в списках XIV–XV в. Три последние сборника составлены несомненно у нас в России, потому что наряду с творениями древних учителей Церкви заключают в себе и сочинения русских писателей — Феодосия Печерского, Кирилла Туровского и некоторых безымянных .

http://sedmitza.ru/lib/text/435933/

Так, наприм., в том или другом списке встречаются пропуски, – большею частью отдельных слов. „Неключимый раб Пресвятыя и Животворящия Троицы “...; у Субботина: „животворящия, неразделимыя Троицы“ (VI, 261 Хр. Чт. 761). „Да вопрошают нас нецыи“; в списки, изд. Субботиным, прибавлено: „от вас“ (ibid.). „И аз отвещаю по дарованию Святаго Духа“... (VI, 262); у Бороздина: „и аз вам отвещаю о сем” и проч. (Хр. Чт. 762). „К тому рече Павел апостол: уже деется беззаконие (в списке, изд. Бороздиным); в „Материалах“: „тайна уже деется беззакония“ (VI, 263). „... продерзием зле толковати недоведомыя тайны, глаголы Божия“ (Хр. Чт. 763); в „Материалах“: недоведомыя и закрытыя тайныя глаголы Божия“ (VI, 265). После слов: „молим таковых любовию духа не мудрствовати“ в списке, изд. Бороздиным, явный пропуск следующих слов: „паче, еже подобает мудрствовати“ (VI, 266; Хр. Чт. 1888 г. I 764). В словах: „... „и со всеми станете на страшном суде“ (Хр. Чт. 764) после слова: „со всеми“ пропущено: „святыми“ (VI, 266). Ипполит в списке чер. дух. сем. назван: „главнейший отец“ (Хр. Чт. 764); вернее: „славнейший“, как в „Материалах” (VI, 265). Св. Андрей в списке, изд. Субботиным, назван неокессарийским (VI, 265); а в списке, изд, Бороздинымъ, архиепископом Кессарии каппадокийским. Последнее правильнее. Пропуск в списке черниг. дух. сем., сравнительно со списком А. В. Горского, со слов: „и несть мы новии законоучители...” и кончая словами: „и с первыми мученики нетленныя венцы приимете от Христа Бога, и бессмертную славу получите с ними и вечную радость“ (VI, 266–267), – пропуск, сделанный, конечно, переписчиком, можно объяснить тем, что сказанное в этом отделе не касается непосредственно и близко вопроса об антихристе. После указанных нами наиболее важных и существенных разночтений послания об антихристе не трудно установить более правильное чтение этого произведения тому, кто пожелает воспользоваться им при изучении начальной истории раскола. Коснувшись одного из раскольнических сочинений об антихристе, считаем возможным и удобным от „материалов“, изданных г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Говоря о паникадилах в храме св. Софии, архиеп. Антоний упоминает о множестве златых яблоков. Это чтение возбуждает сомнение в верности его. Если обратимся к остальным спискам, то вместо указанного слова найдем другие, которые нас не могут вполне удовлетворить: «косков златых множество» – Сп. Общества Древ. Письм. и «купков множество зиатых» – Сп. Копенгагенский. В нашем списке находим вполне правильное чтение: а кобоков златых множество 30 . Таким образом, кобъкъ, также как и предыдущее дън, как слова старинные, переписчиками или были пропущены совсем или же заменены однозначащими более новыми или, наконец, не поняты и заменены другими, похожими по составу звуков, но иного значение и неудачно. Венец Константина Великого в нашем списке немного описан. В списке, изданном П. Савваитовым 31 , не находим описания совсем: «под котапезмою повешен Костянтинов венец со драгим каменьем и с женчюгом чинен, и у него повешен крест». В нашем списке дается более точное определение времени совершения того чуда, которое имело место во время пребывания архиеп. Антония в Царьграде в 1200-м году, а именно, в известном до сих пор списке нет отмеченных слов: «в лето 6708-е, при моем животе, месяца мaia, на память святаго царя Костянтина и матери его Елены, в 21, в день недельный по заутрении». Далее говорится в нашем списке о том, что посольство вел. кн. Романа Мстиславича было прислано ко царю Алексею, и что посольство это приехало, а не пришло, как читается в изданном списке 32 . Описывая правую сторону главного олтаря, архиеп. Антоний говорит: «и на той же стороне поставлена икона велика святыи Борис и Глеб». Вслед за этой фразой следует другая, которая в чтении изданного списка не имеет смысла: и ту имеют писцы» 33 . Это неправильное чтение вполне исправляется нашим списком, где вся фраза имеет и смысл и значение: «и ту иконы меняют писци». Припомним, что и в памятниках и в современном языке слово менять, говоря об иконах, означает покупать и продавать 34 . Опять таки, это старинное слово переписчиком изданного списка было заменено другим, более ему понятным, но лишающим смысла всю фразу. Таким образом, из нашего списка мы видим, что во времена Антония, у правого олтаря во храме св. Софии иконописцы продавали иконы. Это известие весьма важное.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

В нашем списке Антоний упоминает не одну медную трубу, в которую трубили при взятии Иерихона – как это читается в изданном П. Савваитовым списке 35 , – а две: «и туже есть трубе две медяне Ерихоньского взятия Иисуса Навгина». Относительно иконы, хранившейся в притворе за большим олтарем, в нашем списке мы находим некоторые небезынтересные подробности, которых нет в известном списке, а именно, в нем говорится, что жидовин ударил в икону ножем и что из горла «изшла кровь». Описывая святыни того же притвора, архиеп. Антоний – по нашему списку – упоминает еще одну, пропущенную в изданном списке. Перечислив мощи нескольких святых, архиеп. Антоний говорить: «и иных святых мощий много во святой Софии». За этой фразой следует другая, в изданном списке пропущенная: «и преображенье святого Николы, во притворе» 36 . Следовательно, мы имеем упоминание от времени около 1200 года о существовали церкви св. Николая в притворе. Рассказывая о служении начала заутрени, архиеп. Антоний говорить, что начинают заутреню в притворе, затем переходят в самый храм и, наконец, служат ее у олтаря 37 . При этом – по нашему списку – прибавляет, что в таком точно порядке поют мироносицы. Вот соответствующие места по обоим спискам: Сп. А. И. Яцимирского : и егда же заутренюю пети хотят у Софии святой, таже преже поют пред раискими дверьми во притворе – такоже мироносици поют – и потом райские двери отворят и вышедше поют посреди церкви и третьея поют у олтаря. и егда же заутреннюю пити хотят у святые Софии, прежде поют пред царьскими дверьми во притворе, и вышед поют посреде церкви, и двери отворять райские и третьея поют у олтаря. Из этого сопоставления мы видим также, что царские двери отворялись по выходе из притвора. Следующие за этим два исправления чисто механические, но неисправности изданного текста нельзя назвать незначительными. Во-первых, в фразе « церковь же мощена красным мрамором, а под нею доплеко, и подходят человецы» отмеченное слово без всякого смысла 38 . В нашем же списке это слово читается дуплено.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

В Русском Списке с подлинника; – «В Минеи и Прологе пишется; – сей святый юн возрастом гуси пасяше». Того же дня. Преподобный отец Пётр галатийский жил 92 года, и в мире предал дух Богу. (Из Синаксаря 12 века и 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – поживе лет 69, (?), подобием стар, власы просты (т.е. прямые) и седы, брада аки Иоанна Богослова подол, ризы монашеские. – 4 дня. Преподобный Николай Студит, исповедник, скончался в мире на 75 году от рождения. (Из Синаксаря 12 века и 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – Поживе лет 75, сед, власы кудрявы, брада аки Николииа, подоле проста. – 5 дня. Святая мученица Агафья блистала красотою тела и добротою души непорочной. В Русском Списке с подлинника: – Лицом прекрасна, власы по плечам предобре распущены. В Минеи и Прологе пишется: видом телесным добра бяше. –6 дня. Святая мученица Фавста была молодая, богатая, непорочная и набожная девица, любившая читать священное Писание. (Из Синаксаря 12 века и 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – Фавста млада девица, лицом благоприятна, в двух ризах, на главе платок, в руке крест. – 8 дня. Святый мученик Феодор стратилат многих превосходил добротой души и красотою тела и красноречием. (Из Синаксаря 12 века и 1249 года). В Русском Списке с подлинника – подобием рус, власы русы и кудреваты, акн Георгий, лицом благообразен, брада невелика, мало терховата, в доспехе, ризы киноварь с белилом, приволоки белая, носовицы багор – темен, в правой руке крест, а в левой щит. Добродушен и красен видом телесным. – Того же дня. Святый пророк Захария скончался в глубокой старости. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием стар, без брады, власы просты. «Успе в глубоцей старости». (Пролог). В рукописи на хлопчатиковой бумаге 13 века, содержащей историю Созомена , и хранящейся в каирской библиотеке, в конце, написано: говорят, что Захария, игумен общежительного монастыря в Герарахе, читал в одной древней еврейской книге неканонической, что иудейский царь Иоас умертвил пророка Захарию… пророк же этот хотя и весьма долго лежал в земле, но найден целым и оказался прямонос, с бородою умеренною, с головою малою и глазами немного впалыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010