Укрепляя блаженного Аркадия в его подвижничестве, преподобный Ефрем и сам утверждался в своем пастырском призвании. В это время были обретены нетленными мощи благоверных князей Бориса и Глеба. Преподобный Ефрем возгорелся желанием основать во имя страстотерпцев иноческую обитель, чтобы славить Господа и святых Бориса и Глеба, которых лично знал и любил. Получив пострижение в иночество, преподобный Ефрем испросил благословение архиепископа Новгородского на создание новой обители, В 1038 году, в княжение Ярослава Владимировича, было обретено место на правом берегу реки Тверцы, недалеко от странноприимного дома, где преподобный Ефрем водрузил крест и приступил к сооружению храма. В этом богоугодном деле преподобный Ефрем был не одинок: его труды разделял возлюбленный ученик, преподобный Аркадий. Об основании этого храма, сооруженного во имя святых князей Бориса и Глеба (первых русских святых, канонизованных Русской Церковью), повествует иеромонах Юрьева монастыря Иоасаф, описавший в 1572 году, житие и чудеса преподобного Ефрема. По построении храма и основании Борисоглебского монастыря преподобный Аркадий оставил Вязьму и окончательно поселился в новой обители, куда со всех сторон стала стекаться братия. Преподобный Аркадий никогда не пропускал литургии и являлся к заутрене первым, вместе со своим наставником, во всем следуя примеру преподобного Ефрема, келейником и духовным сыном которого был. Преподобный Ефрем славился как «образ целомудрия и воздержания», мудрый «иноков пастырь и учитель», «в миру живущих заступник и покровитель», «унывающих благодатное ободрение», целитель людей от «душетленных страстей» и «насилия демонского». Характерная особенность духовного призвания преподобного Ефрема – сочетание высокого личного подвига с подвигом пастырского служения. Известно, что преподобный Ефрем дожил до глубокой старости и мирно, с молитвой на устах, преподав наставление и благословение братии, отошел ко Господу 28 января 1053 года. Тело его с подобающей честью, под пение скорбных псалмов, было погребено в основанной им обители, – вместе с честною главою его брата Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молитвенный дом из земляного кирпича построен прихожанами и освящен 7 ноября 1870 г. в честь Рождества Божией Матери. Метрич. книги хранятся с 1862 г., а исповедные – с 1866 г. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 96 р. и от прихожан участок земли (в клировой ведомости количество не показано). Приход – Второалександровка и деревня Алексеевка, построенная на месте бывшего татарского аула Ульконбескеклы. Прихожан 528+525=1053. Дух. 3+2. Занятие – хлебопашество и частью рыболовство. 27. Преображенка – безводной и безлесной степи, близь Чаплынки, к приходу которой прежде и принадлежала. Молитвенный каменный дом, с деревянною колокольнею, построен чаплынским крестьянином Матфеем Романенко, с помощью других крестьян, и освящен в декабре 1875 г. в честь Преображения Господня. Причт: священник и псаломщик. Содержание – от прихожан 600 руб. и 33 дес. земли. Помещение – в общественных домах. Приход – одна Преображенка, населенная выходцами из киевской и каменец-подольской губерний. Православных 452+399=851. Дух. 1+2. Кроме того, в селении католиков около 300 д. обоего пола: в 1880 г. они построили для себя костел. 28. Чаплынка начала населяться с 1800 г. выходцами из полтавской и черниговской губерний. Церковь , каменная, с деревянным куполом и колокольнею, построена прихожанами и освящена 1 января 1846 г. в честь Покрова Божией Матери, вместо прежней деревянной. Метрич. и испов. книги – с 1813 г. Причт: священник и 2 псаломщика. Содержание: от казны 168 р. и от прихожан 1200 р. и 120 дес. земли. Священник помещается в общественном доме, а псаломщики – в собственных. Приход – Чаплынка и деревня Масловка. Прихожан 1346+1356=2702. Дух. 4+8. 29. Первоконстантиновка – близ г. Перекопа: с юга – Сиваш, откуда крестьяне добывают соль, а с прочих сторон – степь, засеваемая хлебом. Здесь был аул Малый Чокрак. Молитвенный дом из земляного кирпича перестроен из татарской мечети и освящен 9 сентября 1862 г, в честь Покрова Божией Матери. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 94 р. 8 к. и от прихожан 60 д. земли. Помещение – в общественных домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Речь идет о Соборе Антиохийской Церкви, созванном Патриархом Петром III в 1053 году, на котором было принято решение об автокефалии Грузинской Церкви, которая ранее относилась к Антиохийскому Патриархату. Этот пример, признанный Константинополем и другими Церквями, красноречиво свидетельствует о праве Поместных Церквей предоставлять автокефалию самостоятельно, как без Вселенских Соборов, так и без передачи этой роли Константинополю, что опровергает интерпретации КП. Так выглядит подлинное Предание Церкви. Если каноны не определяют четко процедуры предоставления автокефалии, то они вполне четко определяют право Соборов каждой Церкви принимать решения в отношении ее устройства. И запрещают вмешательства в ее дела остальных Церквей, так же как запрещают и их деятельность на ее территории. Подробно мы это рассмотрели выше в соответствующих разделах. Именно на канонах соответствующего содержания и был основан ответ Московского Патриарха Алексия на претензии Константинопольского Патриарха Афинагора по поводу предоставления автокефалии ПЦА в Послании от 16 марта 1970 года: «Согласно каноническому и церковному праву, законная автокефалия может быть получена только от законной власти. Для Русской Православной Греко-Кафолической Церкви Америки, как именуется Американская Русская Митрополия, да и для Православия в Америке в целом, таковой является Русская Православная Церковь. Никем не может оспариваться тот факт, что всякая автокефальная Церковь полномочна дать автокефалию части своей Церкви». Контраргументы Константинополя Вся аргументация фанариотов против автокефалии ПЦА была изложена в письмах Патриарха Афинагора от 7 января 1970 года Московскому Патриарху Алексию I и от 24 июня 1970 году местоблюстителю Патриаршего Престола Московского митрополиту Пимену. Так как второе письмо включает в себя аргументацию первого, его мы и попытаемся кратко рассмотреть: Патриарх Афинагор озвучивает в письме ряд претензий к Русской Церкви, в т.ч. часть тезисов, которые сейчас любят использовать на Фанаре в наше время и которые в 2020 году активно использовал Архиепископ Хризостом. В том числе претензии по поводу границ Польской Церкви (мы ранее подробно рассмотрели этот вопрос), и по поводу предоставления автокефалии Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

http://pravoslavie.ru/137048.html

Владимир узнал об этом и посадил сына вместе с учителем в тюрьму, хотя по настоянию Болеслава и освободил потом. «В темнице, – говорит западный писатель, – почтенный отец совершил то, чего не смог совершать открыто» 295 . Что же такое совершил? совратил в папизм? без сомнения, это делано. Но не сделано ли и более того? не тот же ли, кто возбуждал сына против отца, научил Святополка восстать против братьев, чтобы княжить одному и распространить власть папы на Россию? Опыты такой политики отцов Римских очень известны. Когда св. Борис умерщвлён был жалким воспитанником бискупа (1015 г.), а с ним убит и любимый брат Ефрема Георгий, – блаженный Ефрем пришёл на берега Альты (вероятно из Ростова, где мог оставаться в отсутствие князя); ему хотелось отыскать тело любимого брата, но он обрёл только главу его, которую узнал по особому признаку. Оплакав потерю брата на Альте, он взял с собой дорогую главу его и, приняв (вероятно в Киеве или Переяславле) иночество, удалился от бурь суеты на берег реки Тверцы 296 . Здесь, в Новом Торжке, принадлежавшем тогда, как и долго после, к Новгородским владениям 297 , построил он странноприимный дом. Подвиг странноприимства был тогда подвигом Церкви; она принимала странников под свою защиту, покоила, питала, одевала; по уставу Владимира они были люди церковные. Лучшие Русские христиане высоко уважали подвиг странноприимства и считали его святым подвигом. Такой подвиг принял на себя блаженный Ефрем, отказавшийся от мирских почётных должностей и утешений. Этот подвиг совершал он с любовью несколько лет. Когда открылись мощи св. князей, блаженный Ефрем в 1038 году создал каменный храм в честь св. мучеников и при нём основал монастырь. Он веселился духом, что в его храме верующие славят св. князей, к которым он при жизни был так близок. Свободной душой молился он любимому князю своему, прославленному Господом. Он подвизался в посте и молитвах и ревностно наставлял благочестию братию обители своей 298 ; препод. Ефрем достиг высокой духовной силы и мирно почил в глубокой старости, 28 января 1053 г. 299 . По его завещанию, с ним положена была в гроб и глава брата его Георгия, убиенного вместе со св. Борисом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Св. Максим, епископ Падуанский работы А. Мантенья      Впервые о св. Максиме заговорили в народе только в 1053 г., а через пять столетий его имя обнаружено исследователями в текстах переводов, датированных 1502-м и 1562-м гг. Его мощи почивают в часовне Св. Максима, где на надгробном памятнике начертана такая надпись на латинском языке : «Он посвятил жизнь Господину этого мира, чем заслужил награду вечно пребывать на Небе». Художник Андреа Мантенья изобразил св. Максима на «Алтаре евангелиста Луки». В базилике хранятся также мощи св. Фиденция ( San Fidenzio), епископа Падуанского, правившего в 166 – 168 гг., после св. Просдокима и св. Максима. Его происхождение неизвестно, но некоторые ученые высказывают предположение, что он родом был из Восточной Европы. В 602 г. в связи с приближением к Падуе лангобардов останки святого закопали в лесу недалеко от города. Почитание св. Фиденция распространилось в 964 г., когда два крестьянина случайно обнаружили его захоронение в лесном массиве возле селения Польверара. Согласно легендам, на месте захоронения святого происходили некоторые чудеса, замеченные деревенскими жителями. Костные останки св. Фиденция перенесли в Падую, чтобы, по мнению историков, «увеличить престиж» базилики св. Иустины, где решено было хранить мощи третьего епископа. . Св. Даниил Падуанский работы Андреа Мантенья В базилике имеется часовня Св. Даниила, посвященная одному из покровителей Падуи — св. мученику Даниилу Падуанскому (San Daniele; † 168). Согласно легенде, он был иудейского происхождения и служил диаконом при св. Просдокиме. Скончался св. Даниил во время пыток: мучители раздирали на камне его тело специальной доской с острыми и длинными гвоздями. Мощи св. Даниила были обнаружены в XI в. и ныне они почивают в базилике Св. Иустины. День его памяти отмечается 3 января. Св. Даниил является покровителем не только Падуи, но и города Тревизо. На картине итальянского художника Пьетро Дамини (1592 –1631) изображены четыре небесных покровителя Падуи: св. Просдоким, св. Иустина, св. Даниил ( второй справа) и католический святой Антоний Падуанский (1195 –1231).

http://pravoslavie.ru/93364.html

В новосозданной обители преподобный Аркадий принял иноческий постриг. Днем он трудился вместе со всеми иноками, а ночи по-прежнему проводил в коленопреклонных молитвах и слезах. К подвигу крайнего воздержания, бдения и молчания он прибавил новый для себя подвиг совершенного отсечения своей воли и полного послушания духовному отцу. Преподобный Аркадий никогда не пропускал литургии и приходил на Богослужения первым, во всем следуя своему наставнику преподобному Ефрему, келейником которого он был. После кончины преподобного Ефрема (28 января 1053 года) святой Аркадий продолжал подвизаться по заветам старца в посте, молитве и молчании. По прошествии нескольских лет он также мирно отошел ко Господу и был погребен в деревянном гробе с правой стороны каменного собора обители. 11 июля 1677 года были обретены нетленные мощи преподобного Аркадия, которые 14 июля того же года погребли под спудом в приделе во имя праведных Иоакима и Анны. В июле 1785 года при постройке нового соборного храма гроб с мощами преподобного Аркадия был передвинут. При окончательной отделке соборного храма 14 августа 1798 года святые мощи преподобного переложили в каменный гроб, до 1572 года служивший местом упокоения преподобного Ефрема. При митрополите Дионисии в 15841587 годах было установлено совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским. Прославлению преподобного Аркадия предшествовали его чудесные явления в 1525 и 1661 годах. В первый раз он явился с зеленеющей ветвью в руках повару вяземскому воеводы Григория Бобрищева – Авдию. Заповедав жителям Вязьмы оградить и охранять камень, на котором он молился при жизни, преподобный Аркадий объяснил, что зеленая ветвь в его руках означает данную ему от Бога власть отгонять от Вязьмы всяких «гад и супостат». Чудесным заступничеством преподобного объясняют вязьмичи спасение их родного города от разорения литовцами в 1661 году. В житии святого сказано: «И видевше литовские вои едуща на сером коне от Вязьмы юношу», который запретил им идти на Вязьму, угрожая неминуемой гибелью. На вопрос литовцев, кто он, юноша ответил: «Я – Аркадий, град этот – мое отечество». В мирные годы жители Вязьмы восстановили храм Всемилостивого Спаса, устроенный на любимом месте молитв преподобного в 1594 году. К храму был пристроен придел во имя преподобного Аркадия, освященный сразу после прославления подвижника в лике святых. При этом храме был впоследствии основан мужской монастырь. В XVIII веке этот монастырь уже не существовал, но в Вязьме в XIX веке была основана женская обитель, наименованная по постановлению Святейшего Синода в 1832 году Аркадьевским женским монастырем. Нижний храм двухэтажного собора был освящен во имя преподобного Аркадия и в честь Покрова Пресвятой Богородицы, верхний – во имя Всемилостивого Спаса, с приделом в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Над камнем преподобного Аркадия в лесу была устроена часовня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Града Новоторжска Святыя 349. Преподобный Ефрем архимандрит Богрисоглебскаго монастыря, преставися в лето 6523 месяца генваря в 28 день Родные братья – Георгий, Моисей и Ефрем «пришли из Венгрии и поступили на службу к св. князю Борису». Георгий был любимым спутником Бориса. Когда подосланные злодеи убили св. страстотерпца, с ним вместе убит был и Георгий, прикывавший собою господина своего; злодеи отрубили ему голову, чтобы снять с шеи золотую гривну. Моисей после того поступил в Киево-Печерский монастырь (см. 63. Преп. Моисей Угрин). Ефрем пришел на берега Альты (вероятно из Ростова, где мог оставаться в отсутствие князя Бориса); ему хотелось отыскать тело любимого брата, но он обрел только главу его, которую узнил и по особенному признаку; он взял с собою дорогую главу и приняв (вероятно в Киеве или Переяславле) иночество, удалился от бурь суеты на берег р. Тверцы, в селение Новый-Торжок. Там построил он странноприимный дом и несколько лет усердно служил странникам. Когда открылись мощи св. князей Бориса и Глеба, преп. Ефрем построил в честь новоявленных мучеников каменный храм и при нем основал обитель иноческую. Веселясь духом, что в созданном им храме верующие молятся любимому князю его, прославленному Господом, он подвизался в посте и молитве и мирно почил в глубокой старости 28 января 1053 года. Мощи преп. Ефрема, обретенные в 1572 году, почивают открыто в соборной церкви Новоторжского Борисоглебского монастыря. При них нетленная глава брата его Георгия, которая, по завещанию преп. Ефрема, была положена с ним в могилу (Рассказы из Ист. Рус. Церк., стр. 16). Житие и чудеса, по указанию преосв. Филарета, описаны в 1572 году иеромонахом Юрьева монастыря Иоасафом («Обзор», стр. 223). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием сед, брада аки Николина, на главе схима, ризы преподобническия, в руках церковь » (Филимонов, стр. 58). 350. Преподобный Аркадий келейник его Блаж. ученик и келейник преп. Ефрема. Погребен в том же храме, где почивают мощи наставника его. Не канонизирован. 351. Преподобный Константин строитель монастыря, преставися в лето 6000 месяца июля в 29 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Известно, что около Нового Торга в 1038 году он основал монастырь и построил в нем каменный храм в честь святых Бориса и Глеба. Скончался Ефрем мирно в глубокой старости 28 января 1053 года и был погребен в основанном им соборе. Вместе с ним в гроб положили отсеченную главу Георгия, которую Ефрем всю жизнь хранил у себя. Как сообщает преподобный Димитрий Ростовский, «у гроба его многие чудеса совершались и подавались исцеления болящим». Мощи преподобного были обретены 11 июня 1572 года. При митрополите Московском и всея Руси Дионисии в 1584-1587 годах Ефрем Новоторжский был причислен к лику святых с установлением ему местного празднования (точный год канонизации неизвестен). Житие преподобного было написано неизвестным агиографом еще в древности. Это «сущее писание» о святом в 1372 году было вывезено из Торжка во время его разгрома тверским князем Михаилом Александровичем. Поскольку иноки Борисоглебского монастыря жили «в велицеи нищете» и не смогли «преподобнаго жития искупити», позже оно сгорело в одном из тверских пожаров. Взамен этого текста архимандритом Борисоглебского монастыря Мисаилом (1552-1588) незадолго до смерти было создано новое Житие преподобного Ефрема. В XVII веке оно было заново отредактировано и дополнено описаниями посмертных чудес преподобного. Пролом неправильной формы По свидетельству самого архимандрита Мисаила, он составил Житие на основе устных рассказов, поэтому входящие в него сведения содержат много неточностей. Исправление Жития в середине XVII века внесло в эти сведения еще больше противоречий. Все это побуждает исследователей к дальнейшему изучению общепринятой биографии новоторжского святого. В настоящее время, опираясь на накопленные знания, можно утверждать следующее. 1. Прочно утвердившееся мнение, что Ефрем и его братья прибыли на Русь из Венгрии (Угорской земли), не находит подтверждения в Житии, написанном Мисаилом. В нем говорится, что они были «родом угреня» или «угрины зовомы», то есть они были по национальности венграми (уграми) или их называли венграми. Скорее всего, они происходили из тех венгров, которые приглашались на службу князьями Владимиром и Святославом, и жили в Киеве. Необходимость в венграх была обусловлена тем, что в то время они еще сохраняли свои кочевые навыки коневодства и тактику конного боя, в то время как русское войско было искусно в пешем походе. Поэтому сведения Жития о том, что Ефрем был конюшим, скорее всего, соответствуют действительности. В Древней Руси конюший отвечал за содержание коней в княжеской дружине и входил в ближайшее окружение князя. Мысль, что Ефрем и его братья были родом из Угорской земли, впервые появилась в Житии XVII века в результате домысливания сообщения Жития, написанного архимандритом Мисаилом.

http://patriarchia.ru/db/text/5939499.ht...

Крещение Руси. Роман Кравчук Князь, предвкушавший скорую победу, внезапно ослеп. Слабый и беспомощный, он согласился креститься. А из купели вышел уже совсем другой человек — зрячий и физически, и духовно. Евангелие князь Владимир воспринял всерьез. Он сбросил в Днепр изваяния языческих «богов», отменил кровавые жертвы; он полностью изменил свою жизнь и постарался изменить жизнь на Руси: стали открываться школы и строиться церкви; на княжеском дворе регулярно раздавали (а больным — развозили по домам) продовольствие и милостыню. Поначалу Владимир думал даже отменить смерт­ную казнь — отговорили греческие епископы. Крещение не было для князя одним лишь актом политического самоопределения. Это был его религиозный и нравственный выбор. Рассказ о жизненном пути Владимира по-особенному убедителен. В отличие от частых житийных сюжетов, герои которых с младенчества живут праведно и творят чудеса, здесь перед нами живой человек из плоти и крови, который был мертв и ожил (Лк 15:24), впустил в свою жизнь Христа и позволил Христу преобразить его. Другие святые и известные люди с именем Владимир Благоверный князь Владимир Мономах (1053–1125) Правнук князя Владимира. Прозвище Мономах получил от матери - дочери византийского императора KohcmahmuhaIV Мономаха. Во время княжеских междоусобиц стал инициатором двух объединительных княжеских съездов (в Любече и Уветиче). В 1113 году его пригласили княжить киевляне. Написал «Устав Владимира Мономаха», ограничивший прибыли ростовщиков и облегчивший жизнь холопов, а также «Поучение», адресованное детям и призывающее князей к единству. День памяти - 28 июля. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий (1848–1918) Последовательно возглавлял три крупнейшие митрополичьи кафедры - Московскую (1898–1912), Петербургскую (1912–1915), Киевскую (1915–1918). Много внимания уделял миссионерской работе, полемике с марксистами, церковному просвещению. Содействовал великой княгине Елизавете Федоровне в ее благотворительных инициативах. Был почетным председателем Всероссийского Поместного Собора. Убит 25 января 1918 года в Киево-Печерской лавре захватившими ее солдатами, стал одной из первых жертв большевистского террора. День гибели священномученика Владимира избран Церковью для празднования памяти всех новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://foma.ru/imja-vladimir.html

Но при всех усилиях не мог отыскать его, а обрел только главу, которую узнал по некоторому бывшему на ней признаку. В неутешной скорби взял Ефрем эту братнюю главу, как сокровище, с собою, оставил мир и, приняв (неизвестно где) иноческий образ, удалился в одно уединенное место неподалеку от города Торжка. Здесь сначала он построил на свое достояние странноприимный дом, а спустя несколь-ко на правом берегу реки Тверцы создал каменную церковь во имя святых мучеников Бориса и Глеба и при ней монастырь, чт?о произошло, без сомнения, не прежде, как уже по открытии мощей святых страстотерпцев . Подвизаясь день и ночь, особенно с достойным учеником своим Аркадием, преподобный Ефрем успел собрать иноков, утвердить их в правилах монашеского жития и скончался в глубокой старости (в 1053 г.), завещав положить вместе с собою во гроб главу брата своего Георгия, которую хранил дотоле тайно . Обитель преподобного подвергалась многократным разорениям и опустошениям; но созданный им храм во имя святых мучеников оставался цел среди всех бурь и переворотов и, перестроенный в 1781 г., существует доселе. Мощи преподобного Ефрема открыты в 1572 г. (января 28), когда основанная им обитель считалась уже архимандриею и окружена была поселением, называвшимся Новый Торжок. А потому неудивительно, если и основателю этой обители присвоили с того времени наименование архимандрита и Новоторжского чудотворца. Вместе с тем как начали у нас появляться святые обители, эти пристанища для душ, стремящихся к высшим духовным подвигам, мало-помалу начинали обнаруживаться благотворные действия христианства и вообще в нравственном состоянии наших предков. Правда, то было еще переходное время. Язычество пало в России окончательно, его истуканы были ниспровергнуты; но языческие предания, суеверия, нравы и обычаи, господствовавшие в народе русском целые века, не могли искорениться в течение каких-нибудь 50–60 лет. Церковь Христова сделалась господствующею в России и на местах прежних языческих капищ воздвигла свои храмы, но истины спасительной веры не успели еще в такой период быть вполне усвоены всеми новообращенными христианами и вытеснить в них прежние верования.

http://sedmitza.ru/lib/text/435801/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010