Другой брат — будущий прп. Моисей Печерский (память его 27 авг.) — успел бежать. Прп. же Ефрема спасла случайная отлучка; вернувшись на место убиения св. князя, он нашел лишь отрубленную голову своего брата, тело же его исчезло бесследно. Взяв ее с собой, он удалился на берег реки Тверды, где сейчас город  Торжок, основал там  монастырь и странноприимницу, а по прославлении свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба — церковь во имя их. Прп. Ефрем скончался 28 января 1053 г., и, согласно его завещанию, глава его брата была погребена в его могиле. В 1572 г. останки обоих братьев были обретены нетленными, и прп. Ефрем был причтен к лику святых. Святые мощи его издавали чудесное благоухание. Известно одно явление свв. мучеников Бориса и Глеба с мучеником Георгием.  Бывший царь Казанский Едигер, во святом Крещении Симеон, получивший в удел Тверь и Торжок, велел переложить их мощи в кипарисовую раку. Во время работы по небрежности рабочего преподобному переломили кость. Ночью он явился игумену и велел переменить рабочего. Однажды опричники плыли по Волге с казной и по дороге грабили города и монастыри. Борисоглебский монастырь прп. Ефрема откупился, но когда опричники его миновали, один из них заболел, а казна упала в воду и утонула. Они вернулись в монастырь с покаянием, а ночью прп. Ефрем явился болящему и исцелил его. •  Братья Ефрем, Моисей и Георгий поступили на службу к св. князю Борису, убитому в 1015 г.  •  После гибели (вместе со св. князем страстотерпцем Борисом) своего брата Георгия Ефрем удалился на север, на р. Твериу, где в 1038 г. основал обитель, известную как Борисоглебский Новоторжский монастырь.  •  Позднее возникший г. Торжок (известен с 1139 г.) был центром волости в Новгородской респ. Ныне этот город — районный центр в Тверской обл. (Тверская епархия). Преподобный Варлаам, Игумен Печерский (+ 1065) Память его празднуется 19 нояб. в день преставления, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих,и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В 1993 году в монастырь вернулись монахи. В настоящее время здесь ведутся ремонтно-восстановительные работы. Службы проходят в Введенской церкви, самой древней на территории обители. Здесь же находится рака с частицами мощей преподобного Ефрема Новоторжского. Из журнала " Православный Паломник " . Выпуск (февраль), 2015 г. Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 г., в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 г. всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба. Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей. Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий. Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик прп. Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

http://sobory.ru/article/?object=01139

Св. Григорий, епископ Болгарский В месяцеслове Остромирова Евангелия под 8 января чтится память «святого Григора, епископа Мисии». В Охриде, бывшей Болгарской архиепископии, на огромной полуразвалившейся церкви св. Софии, построенной Болгарским архиепископом Львом (1042–1053 г.) найдена из кирпича сделанная, но не вполне уцелевшая надпись: Γρηγοριου... σκηνην εγειρας... Τεονϑεογραφεον νομιον εϑνη τα Μυσων εδιδασκει... ςφκ, т. е. Григория... сень воздвигнул... Богописанным законом, – премудро поучает народы Мисийские, в 1012 г. 64 . Так как храм воздвигнут после блаженного Григория, скончавшегося 1012 года, и главный престол храма посвящён был св. Софии, то об участии Григория в построении храма не могла говорить надпись; а она означает, без сомнения, то, что имени блаж. Григория, славного учителя Славян, посвящён был придел храма. Кто же этот Григорий? Известен «Григорий пресвитер и мних всех церковних Болгарских церквей», т. е. старший иеромонах, судия над всеми церковными людьми Болгарии, который повелением книголюбца князя Симеона, «истиннее же рещи Боголюбца» (888–937 г.), перевёл на Славянский язык хронику Иоанна Малалы, дополнив её выписками из библейских книг и из разных исторических памятников. Ему же приписывают перевод хроники Георгия Амартола 65 . Недавний путешественник нашёл ещё в монастыре Трескавце близ Прилепа «Григория епископа Пелагонии и Прилепа» перевод из Метафраста 66 . При современности и видном иерархическом значении Григория, Болгарского учителя, не можем сомневаться, что это одно и то же лицо с упоминаемым в надписи епископом и с Григорием, епископом Прилепским. Благочестивый учитель Болгарский, после судейской должности, облечён был саном епископа Пелагонии и Прилепа и почил в 1012 году. Свв. мучч. Иулиана и Василисы и прочих с ними Св. Иулиан, родом из Антиноя Египетского, против воли своей, но по желанию родителей, вступил в брак с избранной для него родителями девицей Василисой, так же как и он происходившей из богатого и знатного рода. Он встретил в ней истинного друга, способного понять и сочувствовать его образу мыслей и расположению сохранить девство в супружестве и предаться всецело служению Единому Богу. По кончине родителей они согласились вступить в иночество. Иулиан основал мужскую обитель, где собралось до десяти тысяч иноков, а Василиса сделалась настоятельницей женского монастыря, в котором было до тысячи инокинь, проводивших жизнь истинно Богоугодную.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Достойно еще упоминания, что в 1754 году запрещалось делать на ризах изображение орденских звезд, а на орарях голубых и красных лент; в 1760 году было дело об изъятии по Епархии 1053-х неискусной работы икон, которые предположено было отправить в Оренбургскую губернию. Определялось исповедовать инородцев при незнании их языка чрез возведение очей, показывание на небо, делание крестного знамения. В 1742 году вытребовались прежние церковные книги, а в 1765 году рассылался указ о напечатании Минеи за сентябрь в том виде, как она была до Императрицы Елизаветы Петровны, с исключением службы Св. Дмитрию Ростовскому . В следующем году было распоряжение о служении молебном 1 января не по особой книге, а по прежним книгам. В 1775 году было подтверждение указа 1743 года относительно прочного создания престолов и благолепного украшения их, что в Кизическом монастыре и было исполнено – чрез устроение прекрасной одежды на престол из шелковой травчатой материи. В конце 1774 года молились о прохождении оспы, в чем был усмотрен «подвиг духовного торжества»; а в 1781 году молились об избавлении от оспы Великих Князей Александра и Константина Павловичей. В 1785 году молились по случаю дарования прав дворянству; в 1877 году молились по случаю взятия Хотина, потом Очакова, а также по случаю победы над флотом короля Шведского и в 1793 году по случаю мира с Турками. В 1798 году было запрещено держать в монастыре богомольцев без письменных видов. В 1797 году было запрещение петь запричастные духовные стихи, а велено петь каноны. В 1799 году велено было при возношениях Высочайшего имени титуловать Императора Великим магистром Иерусалимского ордена Иоаннитов, а потом «Державным»; а в 1800 году повелено было праздновать в честь Иоанна Крестителя 12 октября в память перенесения из Мальты в Гатчину десной руки Св. Пророка и Предтечи Иоанна. В 1804 году установлено чествование памяти Иннокентия Иркутского 26 ноября. В 1807 году был указ относительно усугубления молитв о победе над врагами, а в 1812 году ряд торжественных молебнов о победе над французами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Борисоглебский мужской монастырь (Торжок) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Новоторжский Борисоглебский монастырь — крупный мужской монастырь в городе Торжке; считается древнейшим в Тверской области. Монастырь «не имеет клочка писанной истории вплоть до XVI века, и списки настоятелей открываются ставленниками Грозного». Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. Содержание История [ править править код ] Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба. Дореволюционое фото Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей. Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий. Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик прп.Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

С памятью святого страстотерпца Бориса неразлучна память о верном слуге его, преподобном Ефреме Новоторжском. Ефрем уроженец венгерский, пришел на службу к князю Борису, вместе с двумя своими братьями Моисеем и Георгием. Последний из них был при своем князе на берегу реки Альты и хотел прикрыть его собой от последних ударов убийц, когда блаженный Борис, уже раненный, вышел из шатра. Злодеи умертвили Георгия и отрезали ему голову, чтобы снять с шеи золотую гривну. Узнав о смерти князя и любимого брата, Ефрем искал тело Георгия на месте убийства, но нашел только голову его, которую взял с собой. Он принял иночество и удалился на берег реки Тверцы, в селение – Новый Торжок. Там построил он странноприимный дом и несколько лет усердно служил странникам. Когда открылись мощи святого князя Бориса и Глеба, преподобный Ефрем построил в честь новоявленных мучеников каменный храм и при нем основал обитель иноческую. Веселясь духом, что в созданном им храме верующие молятся любимому князю его, прославленному Господом, он подвизался в посте и молитве и мирно почил в глубокой старости 28 января 1053 года. 33 Глава II. Разделение России на уделы. – Великий князь Ярослав I. – Распространение христианства. – Различие между православною и латинскою проповедью Евангелия. – Иерархия Русской Церкви. – Способы содержания духовенства. – Церковное управление. – Уставы Владимира и Ярослава о судах церковных. Разделение России на уделы имело гибельные последствия для государства; но Промысл Божий и из этого великого зла извлек благо для Церкви Своей. Сыновья святого Владимира, просвещенные христианством, отправляясь в свои уделы, брали с собой священников, созидали храмы и заботились о водворении христианства. Исторические предания свидетельствуют, что святой Борис содействовал утверждению веры в Ростове, Мстислав в Тмутаракани, Судислав в Пскове, Изяслав в Полоцке, и что святой Глеб несколько раз, хотя и безуспешно, пытался просветить крещением жителей Мурома. Ярослав-Георгий, которого преподобный Нестор называет христолюбцем, а позднейшие историки – великим и мудрым, сделавшись единодержавным обладателем России, ревностно продолжал святое дело равноапостольного отца своего, употреблял все средства к утверждению в Русской земле веры Христовой, заботился о распространении священных и назидательных книг, повелевая писцам своим списывать их и предлагать для чтения всем желающим; создал в Киеве великолепный Софийский собор по образцу знаменитого храма, воздвигнутого Юстинианом в Константинополе, хотя в меньших размерах, и украсил его мозаическими картинами и византийскими фресками.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Святые, просиявшие в старой Руси В ряде картин старались мы более всего изобразить истинный лик былой Святой Руси, только в малой степени отразившийся в наше время. Конечно, и в старину много было неприглядного, скверного, порою страшного... Распри князей, коварность и жестокость приемов, применявшихся в отношении противников, ереси стригольников и жидовствующих, казни впадавшего иногда в безумство Царя Иоанна Грозного, Смутное время XVII в., когда так «измалодушествовались» верхи русского народа... Не мало грешили в давние времена, и тяжко грешили. Но сила покаяния тогдашних людей соответствовала силе горячей веры, благодаря чему и смывались грехи. Как ни грешили русские люди, только единицы смели посягать на самый чин церковный, на самую веру православную, то есть на то, на чем и держалась Россия. И весь строй старой России, от быта беднейшего пахаря до миропомазания на Царство Самодержца, неизменно имел церковный уклад и вследствие этого проникнут был нравственными началами. Искреннее смирение, послушание, христианская любовь, ревностное служение Вере и Отечеству, преданность Государям, милостью Божией поставленным, и, как венец всего, всегдашнее памятование о Господе Боге – вот отличительные свойства людей того времени. Русь Киевская, начинающая собою славную летопись о Святой Отчизне... Святая великая княгиня Ольга, во крещении Елена († 957. 11 июля) 14 . «Она предтекла христианству в земле нашей, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом, – воспевает ее древний летописец, – как луна в ночи, сияла она между людьми неверными. Она первая от Руси вошла в Царство Небесное и по смерти молит Бога за всю Русь. Ее славят сыны русские, видя ее лежащей нетленной много лет...» Внук ее, святой равноапостольный Великий Князь Владимир, во крещении Василий († 1015. 15 июля), уподобившийся, согласно церковным песнопениям, «купцу, ищущему бисера», украсившийся «Божественного крещения багряницей»... Страстотерпцы князья Борис (2 мая) и Глеб (5 сентября), († 1015. Память обоих 24 июля), во крещении Роман и Давид, первые святые нашей Русской Церкви, небесные покровители Руси и ее князей. Уже в 1177 г., молясь в церкви Святого Глеба, вблизи Смоленска, чудесно прозрели князья: Ярополк Ростиславович Слепой и Мстислав Ростиславович Безокий... Святые братья Георгий, Ефрем Новоторжский и Моисей Угрин – венгры по происхождению, верные слуги святого князя Бориса, проникшиеся духом восприявшей их православной Руси. Гибнет Георгий († 1015), пытаясь телом своим прикрыть убиваемого князя; Ефрем († 1053. Память 28 января и 11 июня) основывает монастырь на берегу р. Тверцы и доставляет туда нетленную главу брата; Моисей († 1043. 26 июля), замечательный красавец, сохранивший чистоту после испытаний, подобных пережитому библейским Иосифом, изуродованный озлобленной полькой, кончает жизнь свою праведным иноком Киево-Печерской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

(в других прологах 1-й редакции 23 ноября, в святцах позднейших 29 декабря), 4 февраля память пр. Николая, второго после Феодора настоятеля студийского, 27 мая пр. Климента, творца канонов, третьего студийского настоятеля, 2 апр. пр. Тита чудотворца, брата Николая студийского, 26 декабря пр. Евареста, подвизавшегося в студийском монастыре в IX веке- 6 окт. о пр. Никите исповеднике прибавлено сведение к сказанию месяцеслова Василия, что он был мнихом близ студийского монастыря. Из вышеприведенного достаточно видно студийское влияние на сию редакцию пролога 353 . Самое принятие в России говорит за тоже. Все у нас было студийское: устав, минеи, следованные псалтири, кондакари и стихирари от XI до начала XV века. Но если пролог Илии не согласуется в немалом числе дней с минеями студийскими нам известными, то это может быть объяснено 1) тем обстоятельством, что он составлен позднее миней. Славянские студийские минеи, по нашему мнению, относятся к концу X или началу XI века, а пролог к концу XI века, когда в студийском монастыре в отношении к синаксарю и минеям могли произойти перемены. 2) Пролог мог быть изменен в отношении уставных показаний, потому что приспособлен был для других монастырей и церквей. Известно, что в нем сделаны изменения Константином, митрополитом мокисийским, который, вероятно, ввел его в своей митрополии. Естественно, что он или кто другой сделал изменения в отношении к студийским праздникам, например, муч. Мину с 11 ноября не перенес на 10 ради празднования пр. Феодору студиту и с 26 января не перенес др. Ксенофонта на 30 ради празднования Иосифу и Феодрру студитам и проч. Когда явилась на свет двойная редакция Илии и Константина мокисийского? Если определять время редакции Илии по внутреннему содержанию ее; то происхождение ее должно относить не ранее, как ко второй половине XI века и, вероятнее, к концу его, потому что в ней под 9 ноября значится имя Лазаря, без сомнения, галисийского, который у нас 7 ноября, а сей святой скончался 7 ноября 1053 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Яко звезда пресветла,/всем верным возсия честная рака твоя,/преподобне Ефреме,/в нейже чудотворныя и многоцелебныя твоя мощи/предложи нам, яко снедь сладку и всестройну,/во исцеление недужным и скорбящим во утешение,/прибежище труждающимся,/духовом злым отгнание./Приидите, вси русстии народи,/к честным мощем его,/и, различная дарования приемлюще,/того прославим и молимся, вопиюще:/того молитвами, Христе Боже, помилуй нас. Слава, глас 6: Неразумеющим, преподобне Ефреме,/проразумися благодатию от Бога,/не подобаше бо твоих, блаженне, добродетелей забвению предати,/аще бо и язык наш телесне умолчит,/но чудодействием Господь тя прославляет/ и воистинну исцеления от твоих мощей приемлют с верою приходящии,/ и яко светоносна светильника, Владыка тя всем нам показует./Темже радуйся и веселися, граде Торжек,/процветше в себе новаго светильника,/якоже солнце, страну нашу просвещающаго,/красуйся и ликуй, Церковь Божия,/ и радуйтеся, инок множества,/взыграйте, празднолюбных собори,/празднующе духовно пречестную память преблаженнаго Ефрема/и просяще у Христа Бога его молитвами/помиловатися душам нашим. И ныне, Богородичен, глас 6: Богородице, Ты еси лоза истинная,/возрастившая нам Плод живота,/Тебе молимся:/молися, Владычице, со святыми апостолы/помиловати души наша. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА ПРЕПОДОБНИЧЕСКАЯ Преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец Преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец, был выходцем из Венгрии. Воспитанный в глубоком благочестии, он переселился в 1030 году на Русь. После мученической кончины святого князя страстотерпца Бориса († 1015), преподобный Ефрем оставил службу при княжеском дворе. В верховьях Волги и Тверцы он устроил странноприимный дом. Приняв иночество, в 1038 году преподобный Ефрем основал первый на Руси монастырь во имя святых братьев страстотерпцев Бориса и Глеба. В подвигах поста и молитвы преподобный Ефрем дожил до глубокой старости и мирно отошел ко Господу 28 января 1053 года. 11 июня 1572 года были обретены многоцелебные мощи преподобного Ефрема Новоторжского, прославленного через несколько лет, при митрополите Дионисии (1581–1586). Более подробные сведения о преподобном Ефреме Новоторжском помещены в Минее-январь, под 28-м числом. Преподобнаго Варнавы Ветлужскаго

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

—48— мии A. А. Спасским и состоящий в том, что „книга эта или, лучше сказать, книжища (1053 стр.) писалась Ив. Н-чем в течение нескольких лет и по обилию собранного в ней материала является единственною в нашей литературе о Филарете“ 95 , нужно сказать, что и это биографическое сочинение о м. Филарете, как вышедшее более уже двадцати лет тому назад, также не может вполне удовлетворить нас в настоящее время, потому что с тех пор, как известно, обнародовано много других произведений покойного Святителя и появилось много других воспоминаний о нем и характеристик его личности. Тем более это сочинение не может претендовать на полноту биографических сведений о нем, что написано было только по проповедям его и имело в виду деятельность его, как Архипастыря Московской Церкви. Конечно, нужно заметить здесь, мы не задаемся сейчас целью представить всю литературу о Филарете в хронологическом порядке и в более или менее полном виде. Это невозможно сделать потому уже, что она слишком велика и обширна. Да в этом, собственно говоря, и нет надобности никакой. Озаглавив свой реферат: „Величие м. Филарета в богословской науке“, мы будем касаться и указывать здесь только на те сочинения, которые имеют то или иное отношение к науке, а не сочинения о Филарете популярного характера. Толчком для появления в свете разного рода литературы о м. Филарете, и строго научной, и литературно-популярной, послужили, как известно, юбилейные даты, отмеченные за этот пятидесятилетний, протекший со дня кончины его, период времени. Таковыми юбилейными датами нужно считать, прежде всего, столетний юбилей со дня рождения м. Филарета, исполнившийся 26 декабря 1882 года и праздновавшийся у нас в Москве 9-е января 1883 года. Затем, двадцатипятилетие и сорокалетие со дня кончины его, 19-ое ноября 1892 г. и 19 ноября 1907 г. Особенно торжественно и знаменательно отмечена была первая юбилейная дата, т. е., столетие со дня рождения м. Филарета. 9-ое —49— января 1883 года – день празднования упомянутого события, без сомнения, произвел сильное впечатление на наше общество и оставил после себя глубокий след на нем. Кроме того, что он напомнил ему о жизни и деяниях почившего Архипастыря, он породил в нем сильный интерес к этой, поистине, великой личности Святителя, ставший с этих именно пор быстро пробуждаться и расти в сознании нашего общества. Плодом этого интереса, пробужденного под влиянием события 9 января 1883 года, было появление в нашей литературе нескольких научных статей, посвященных памяти м. Филарета. О последнем разом и дружно заговорили все органы печати, как духовные, так и светские.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010