Шолом=Шелом. Штаны Штаны – нижнее платье, надевавшееся поверх исподницы; шились из зарбафа, объяри, камки, атласа и тафты, иногда с ушками, а иногда с плящами вместо ушков. Были холодные, стеганые и теплые, т. е. с меховым исподом, который делался из черевин собольих, бельих, песцовых 1052 . «Штаны с опушкою камки жаркой, камка серебряная, вызолочена; цена 2 р. с полтиною» 1053 . Шуба Шуба – верхняя меховая одежда. На испод ее употреблялись меха: беличий, песцовый, рысий, заячий, лисий, куний, соболий, бобровый и горностаевый; на покрышку – бархат, атлас, объярь, камка, тафта и сукно; для украшения пришивались к ней кружива и нашивки, а для застегиванья – пуговицы или кляпыши с петлями, а иногда шнуры с кистями 1054 . У Бориса Федоровича была «шуба горлатная лисья, на ней сукно вишнево лундышь; на вороту 9 кляпышов сажены жемчугом и канителью; 24 петли золоты и с прорешными концы обнизаны жемчугом; на прорехах по пуговке по канительной». У него же «шуба камка червчата кармазин чешуйчата, на черевах на песцовых на чорных; круживо и петли Немецкое золото с серебром, колесчато; 4 пугвицы дорожены, серебряны золочены с чернью, да 4 пугвицы серебряны чешуйчаты золочены». У него же значится и «шуба кунья нагольная» 1055 . В царевнины именины, 12 января 1641 г., государь был у обедни у Спаса в верху, а на государе была «шуба армяшная, на пупках собольих, с Кызылбашскою нашивкою; обнизь вишневая 1056 . Шубы делались нарядные и чистые 1057 . Были шубы столовые, панихидные, ездовые, санные 1058 . По покрою различались шубы Русские, Турские и Польские 1059 . Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели отложной меховой воротник, начинавшийся от груди; запахивались они, как и прочие одежды, правой полой на левую и, как выше замечено, застегивались напереди пуговицами или завязывались длинными шнурками, которые оканчивались кистями с ворворками. Число пуговиц на шубах было неодинаково: по описям значится на них по 8, 11, 13 и до 16 пуговиц. По краям пол, начиная от воротника, пришивались петли, число которых было также неодинаково. По обеим сторонам подола делалось по одной прорехе, частью для удобства в ходьбе, а частью для того, чтобы видны были украшения сапогов. Царь Михаил Федорович, при бракосочетании с Евдокией Лукиановной Стрешневой (29 января 1626 г.) «пришел из своих хором в золотую среднюю палату, нарядився в кожух золотой аксамитной на соболях, да в шубу Русскую соболью, крыта бархатом золотным, заметав полы назад за плеча, а на государе был кованой золотой» 1060 . При описи одного крестьянского имущества оказались «в чюлане: … шуба овчинная, крыта крашениной, у нея 12 пугвиц медных; шубка женская под крашениной, испод заечинной, воротовой, у нея 2 пугвицы оловянные; шубка кумашная холодная, подложена холстом, пугвицы оловянные, мелкие» 1061 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Ф. 194. Оп. 1. 1046) и Грегори (Там же. 1053). 346 Там же. С. 2. Этот эпизод описан в воспоминаниях митрополита Евлогия: Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия, изложенные по его рассказам Т. Манухиной. Париж, 1947. С. 37–38. 347 Николай Модестович Спасский с 1893 по 1905 гг. преподавал русский язык и арифметику в Тамбовском епархиальном женском училище, 9 апреля 1907 г. скончался в Тамбовской лечебнице для душевнобольных; Василий Петрович Рябцовский, с 25 января 1890 г. учитель латинского языка в Мелецком духовном училище, скончался от чахотки 25 апреля 1907 г. (Там же. С. 3). 348 Журналы Совета Московской духовной академии 1887 года. М., 1888. С. 359–360, 363. На том же заседании Глубоковскому за лучшие семестровые сочинения по итогам всех трех курсов обучения была присуждена студенческая Макариевская премия в 100 рублей (Там же. С. 362). Нечто подобное случилось еще во время обучения на 1-м курсе. По признанию самого Глубоковского, «4» по поведению была вызвана «единичным», но сильным «случаем нетрезвости»; он с благодарностью вспоминал П. И. Горского (бывшего тогда инспектором МДА), отнесшегося к сему инциденту «без всяких формальных следов и дальнейших результатов, – кажется, – к общему благу» (Глубоковский H. H. По поводу письма проф. Н. И. Субботина ... С. 4). 349 Цит. по: Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева за 1888 и 1889 годы. СПб., 1891. С. 29. Этим же циркуляром запрещались самовольные отлучки из общежития, они допускались только с разрешения начальства, при этом нельзя было ночевать вне общежития, за что также следовало увольнение. Студенты должны были возвращаться в общежитие до 11–12 часов вечера и каждый раз лично являться к инспектору. 350 В автобиографических записках Глубоковский писал: «Мое увольнение было роковым для меня особенно потому, что я подлежал немедленному отбыванию воинской повинности в течение не менее трех лет, а это разбивало всю прежнюю карьеру и не давало возможности человеку духовного образования в 24 года начать новую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

На поставлении его были митрополит рязанский Стефан, ростовский Димитрий и грек Парфений, м. Лаодикийский, экзарх Фригии. 1051 В бытность свою в Москве, Димитрий был свидетелем многих важных событий. Войска потерпели Нарвское поражение, для литья пушек была отобрана четвертая часть колоколов, 1052 в Москву было прислано злое сочинение Корба о стрелецких казнях, 18 июня был страшный пожар в Москве, когда сгорел Кремль и до 2000 домов; с декабря введено немецкое платье; 1 января 1702 г. праздновали Эрестферскую победу. С другой стороны и в жизни духовенства происходили важные реформы. 16 декабря уничтожен патриарший разряд. В январе 1701 года было указано произвести опись монастырей, не держать лишних бельцов, отобрать бумагу и чернила из келий монахов. В феврале был учрежден монастырский приказ, начальником коего сделан старик астраханский воевода Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. В марте были отданы на откуп оброчные статьи в вотчинах патриарших, архиерейских и монастырских и запрещено было меняться землями с помещиками. В декабре были отняты монастырские вотчины, назначены денежные и хлебные оклады монахам, а остальные доходы должны были поступать в монастырский приказ. 1053 Проповеди, произнесенные святителем за время с февраля 1701 по февраль 1702 г., носят на себе, хотя и очень слабый, отпечаток своевременности. 1054 Во время Шведской войны, тяжелого жития после Нарвского поражения, среди общей тревоги и безденежья, речь Димитрия указывает на необходимость испытаний и труда для будущих успехов и на силу молитвы. Существуют разные псевдополитики, (кальвинисты?), указывающие на то, что все предопределено, и что нечего уже молиться о решенном, но сам Спаситель сказал: просите и дастся вам. Как отец иногда бросает деньги нарочно на землю пред своим детищем, чтобы тот, ища их и найдя, сильнее обрадовался и похвалился пред отцом, так и Бог велит нам снискивать уготованные им дары трудом и молитвою. 1055 Молитва удерживает руки Самого Всесильного, простершего их на отмщение грешников, и кто изочтет силу и действие святой молитвы явленные и являемые на врагов видимых? 1056 Всегда надо молиться, но особенно во время нужды, «во время начинания какого труднаго, каково есть дело воинское: тут надобно силы, надобно сердца, надобно защищения и покрова!» Не одним воинам, но и прочим чинам подобает поднимать руки к Богу, подобно Моисею, «да преодолеют добрии воины стены градов неприятельских, неправедно держимых».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Гвиберт Ножанский Профессиональные интересы: Литературоведение, История Церкви, Богословие, Вспомогательные дисциплины Краткая биографическая справка: Гвиберт (Гиберт) Ножанский (1053–1124) [лат] – богослов, историк и поэт. Богословию Г.Н. учился у Ансельма Кентерберийского, его труды в этой области посвящены догматическим  и нравственным вопросам. Г.Н. составил толкования на Книгу Бытия и на некоторые другие библейские книги. Большую известность Г.Н. получил как историк и мемуарист. Из его сочинения " О своей жизни " мы узнаем, что в молодости Г.Н. увлекался Овидием и Вергилием и сочинял стихи в подражании классикам. Чтение " Исповеди " бл. Августина послужило для Г.Н. толчком в написании собственного автобиографического сочинения. Возможно, что интерес к истории также был задан трудами бл. Августина. Главное сочинение Г.Н – " Деяния Бога через франков " – посвящено Первому крестовому походу.  Как и другие хронисты этой эпохи, Г.Н. через реальные события пытается увидеть направляющую волю Всевышнего, но при этом Г.Н. отличает весьма детальный интерес именно к реальным событиям. Г.Н. занимался также проблемами грамматики. Библиография работ о персоне: Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах/Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО " Аспект Пресс " , 1994.  – Т. 2. Бицилли П.М. Салимбене: (Очерки итальянской культуры XIII в.). – Одесса, 1916, 304. С.121–123. Блок М. Короли–чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. – М.: Языки русской культуры, 1998.   Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. – М.; Л.: АН СССР, 1964.   Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. – М.; Л.: АН СССР, 1964.  

http://bogoslov.ru/person/2616820

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Полемика об опресноках при патриархе Михаиле Кируларии Церковное противостояние между латинянами и византийцами, начавшееся в 1053 году, имело бурное развитие. В статье Г.И. Беневича повествуется о ходе прений между двумя сторонами, рассматривается история обмена полемическими сочинениями. Особенно подробно освещаются различные аспекты спора об опресноках. Статья События 1053-1054 гг., ставшие своего рода символической вехой в церковном разделении Константинополя и Рима, хорошо изучены. Мы лишь совсем кратко остановимся на их истории, недавно вновь реконструированной в отечественной литературе А. В. Барминым с учетом максимального числа известных на сегодня источников , чтобы обратиться далее к содержательной стороне этой полемики. В 1053 г. в ходе начавшегося церковного противостояния за влияние в Италии папы Римского Льва IX и патриарха Константинопольского Михаила Кирулария последний поручает архиепископу Охридскому Льву составить послание против латинян, в котором порицалось бы применение опресноков, пост в субботы Великого поста (такой же строгий, как в остальные будние дни), то, что в эти дни за богослужением не поется «Аллилуйя» и «Бог Господь», а также употребление в пищу удавленины . Это послание было адресовано епископу Иоанну Транийскому (в Апулии), а через него — всем епископам франков и «самому почтеннейшему папе» . В нем уже содержатся многие аргументы, которые впоследствии будут повторяться в византийской антилатинской полемике. А именно, что Христос совершал Евхаристию на Тайной Вечери на обычном (т. е. квасном) хлебе , что опреснок «ничем не отличается от бездушного камня и кирпичной глины», в то время как квасной хлеб (ρτος) — «жив, одушевлен и дает теплоту», что опресноки характерны для иудейского служения, а Христос — иерей по чину Мелхиседекову, а не Аронову, и поэтому Евхаристия должна совершаться с учетом перемены чина священства, уже не на опресноках, но на «одушевленном» хлебе.

http://bogoslov.ru/article/690636

Для описаний использована литература: Балдина О.Д., От Валдая до Старицы, М.: Искусство, 1968, с.31-59. Торжок - город древний и вечно молодой, Внешторгиздат, 1989 Борисоглебский-Новоторжский монастырь, 2 класса, в городе Торжке. Основан в 1038 году преподобным Ефремом (см. 28 января), святые мощи которого и почивают здесь, в соборном Борисоглебском храме, на вскрытии, в серебряной устроенной в 1874 году раке, под великолепной бронзовой сенью; при них глава брата его Георгия, положенная в его гроб согласно завещанию преподобного Ефрема. Здесь же под серебряной гробницей почивают под спудом мощи преподобного Аркадия (см. 14 августа). Соборный монастырский храм заложен был (на месте древнего) в 1785 году самою императрицей Екатериной II. Возобновленный в последнее время, он был освящен в 1895 году. В монастыре хранятся священные сосуды и вещи преподобного Ефрема, а также многие церковные предметы древности, книги и царские грамоты XVII века. Ежегодно 28 января совершается в монастырь крестный ход из всех городских церквей, а 11 июня вокруг монастыря, с обнесением мощей препо¬добного Ефрема. При монастыре школа и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Судьба мощей основателей Борисоглебского монастыря. Мощи почитаемых как основатели монастыря Ефрема и Аркадия Новоторжских находились в монастыре, на протяжении практически всей его истории. Согласно церковным источником, Ефрем Новоторжский умер 28 января (10 февраля) 1053 г. (Дата называется иеромонахом Илидором и скорее всего является церковным преданием). По преданию, перед смертью, собрав всю братию, Ефрем завещал им, чтобы вместе с ним в гроб положили голову его брата Георгия, которую он тайно хранил при себе столько лет. Тело его было погребено в созданной им каменной церкви, на правой стороне, в паперти. Гроб со священными останками Ефрема и головой его брата Георгия был открыт в 1572 г. Ефрем практически сразу был канонизирован. Празднование преподобному Ефрему установлено Русской Православной Церковью (далее РПЦ) в день его кончины и в воспоминание обретения мощей 11 (24) июня. В Борисоглебском монастыре они почитались как святыня и хранились открыто.

http://sobory.ru/article/?object=01139

6 апреля того же года Синод дал уклончивый ответ, а 2 ноября 1925 года Синод уже писал о своём согласии признать грузинскую автокефалию, с условием, что в вопросах внешнего представительства она будет подчиняться указаниям Синода. Письмом от 12 декабря 1925 года Патриарх Грузии – Амвросий вновь настаивал на полной автокефалии, с упразднением на территории Грузии русских приходов. Только 12 ноября 1926 года Синод ответил Патриарху Амвросию в том смысле, что вопрос будет Синодом изучен и решён. Изучение этого вопроса было поручено митрополиту Закавказскому Петру (Сергееву). Митрополит 4 января 1927 года сделал Синоду доклад по этому вопросу. Постановлением Синода от 11 января 1927 года доклад был утвержден. 19 января митрополит Пётр сделал Синоду доклад об упразднении Закавказской митрополии. Затем вопрос этот был передан на рассмотрение Пленума. На Пленуме была создана комиссия в составе: Серафима, митрополита Московского – председателя; Петра, митрополита Закавказского; Константина, митрополита Ростовского и СевероКавказского; Михаила, митрополита Кубано-Черноморского; Петра, архиепископа Владикавказского, и протоиерея М. Князевского. Комиссия считала возможным признать автокефалию Грузинской Церкви и представила свои соображения Синоду. Пленум по её докладу постановил: «Принимая во внимание древность Грузинской Церкви (с начала IV века), её стойкость в борьбе с иноверием, её многолюдность (до 2 миллионов членов), её автокефальность в прошлом с 1053 года по 1810 год, объявленное уже решение Священного Синода «предоставить национальностям СССР свободу в устроении своей церковной жизни», признать неоспоримость прав Грузинской Православной Церкви на автокефалию и представить на утверждение общего собрания членов Священного Синода следующее своё постановление: «автокефалию Грузинской Православной Церкви признать. Епархии Тифлисскую и Сухумскую не считать в ведении Священного Синода. Вопрос об их передаче решить по сношении с Его Святейшеством и Блаженством Католикосом-Патриархом Грузии с тем, чтобы русские православные приходы сохранили русский уклад церковной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви в епархии, а также устраивает монастыри. В 1554 году он заложил церковь великомученика Пантелеймона «над гробом блаженнаго Николая Кочанова» 1046 (†1392; пам. 27 июля). Затем в 1557 году он «обложил» Никитскую церковь 1047 , в 1560 году освятил придел Космы и Дамиана в Андреевской церкви на Щитной улице. В 1562 году был построен храм в честь Богоматери Одигитрии на монастырском подворье Хутынского монастыря в Великом Новгороде, «совершено в едино лето сентября в 25 день» 1048 . В 1566 году он освятил новую церковь Рождества Богородицы на Болотовском погосте, а в 1568 году – новый храм святителя Николая Чудотворца на Разважьей улице 1049 . В Новгороде в это время отливаются колокола 1050 . 500-пудовый колокол-благовестник «Пименовский», который отливали Матфей и Косьма, Иван Грозный в 1570 году вывез из Новгорода 1051 . При архиепископе Пимене была увеличена пошлина, взимаемая с псковского духовенства 1052 . Актовый материал (см. в прил.) и летописные записи свидетельствуют о доставлении архиепископом Пименом духовенства. 29 января 1560 года он «благословил игумена Ефрема Шумля Островского на Клопско» 1053 . При архиепископе Пимене было совершено перенесение Перекомского монастыря с затопляемого места на более сухое. Поскольку земля на новом месте, куда переносился монастырь, была дворцовой, то игумен, «взем благословение убо архиепискупа Пимена», направился к царю в Москву. «И помощию Божию и Пречистыя Его Матере, и молитвами великаго в чудесех преподобнаго Ефрема великий государь Царь и Великий князь Иоанн Васильевич, всея Росии самодержиц, имея любовь ко святым Божиим церквям, паче же ко преподобному Ефрему, и нимало укоснив, повеле дати свою государя жалованную грамоту на вышепомянутую землю и деревню Клинково во веки неотъемлемо, и да буде на той земли обитель и собрание монахом, да молят Бога о нем и о всем синклите, палате его и воинстве» 1054 . На новое место были перенесены и святые мощи преподобного Ефрема Перекомского «чесно архиерейскими рукама со освещеным собором» 1055 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Несомненно, что и слова грамоты об одном и том же начале и корне обоих государств или государственных властей 47 имеют свой определенный, реальный смысл. Понять их было бы так же легко, как и указание на проповедь апостола Андрея, если б у нас было объяснено правильным образом известное сказание о присылке царских регалий Владимиру Мономаху византийским императором Константином (Мономахом) 48 . Сказание это находится только в позднейших летописных сборниках и сложилось – думают – в позднейшее время, что, конечно, и справедливо, но только по отношению к той его форме, какую мы имеем в летописях. Всякие попытки объяснить это сказание как несомненный исторический факт, относящийся к Владимиру Мономаху , совершенно тщетны и не выдерживают критики. Заметив, что Константин IX Мономах и русский князь Владимир Всеволодович не были современниками, С. М. Соловьев считает нужным заменить имя Константина именем Алексея I Комнина, ссылаясь на Густынскую летопись, в которой стоит это последнее имя; но Густынская летопись сама есть не что иное, как весьма поздняя компиляция с притязаниями на ученость, и ее поправка, т. е., замена Константина Алексеем, есть ученая поправка, доказывающая только то, что виновник ее был несколько знаком с византийскою хронологией 49 . Совершенно странными следует назвать рассуждения князя Оболенского, ученого издателя соборной грамоты Константинопольского патриарха к Ивану IV, утверждающей за ним царское достоинство. «Годом рождения Владимира Мономаха был 1052 год (вернее, 1053)... Итак, этот великий князь родился за два года до кончины императора Константина» (Константин IX умер 11-го января 1055 года). «Весьма естественно, что император, не оставляя после себя потомства по мужескому колену, желал передать и действительно передал царское достоинство, вместе с регалиями, своему малютке-внуку, как великое наследие в своем роде» 50 . Это значит – совершенно извращать византийские порядки и обычаи относительно наследования царского достоинства и забывать, что сам Константин Мономах был императором благодаря своему супружеству с Зоей, дочерью Константина VIII, и что сестра ее Феодора осталась в живых после его смерти, со всеми правами наследования, какие только существовали относительно престола, и на основании которых она и передала власть, титул и, конечно, регалии Михаилу Стратиотику: Впрочем, и сам Константин IX имел в виду себе преемника для византийского трона и неразлучного с тем царского достоинства, но это, конечно, не был какой-либо иностранный княжич (Cedren. II, 610; cp. Attaliot. р. 51). Притом нужно заметить, что по крайней мере от Зои, своей законной супруги, Константин не оставлял после себя потомства как по мужскому колену, так и по женскому...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Преподобный Ефрем, Новоторжский Чудотворец, был родом из Венгрии (Угрин «из Угорския земли» – стихира на великой вечерни в службе пр. Ефрема), вероятно, пр. Ефрем оставил своё отечество и прибыл со своими братьями, Моисеем и Георгием, вследствие гонений, бывших там на православных от латинян, и поступил на службу к Ростовскому князю св. Борису, сыну Великого равноапостольного князя Владимира. В 1015 г. на р. Альте (в нынешней Полтавской губернии) св. Борис был убит Святополком Окаянным и вместе с ним был усекнут в главу брат пр. Ефрема, Георгий, а Моисей спасся бегством (см. о нём в Киевском Патерике). Ефрем, находившийся в это время в отсутствии, когда узнал о смерти князя св. Бориса Владимировича и своего брата Георгия, пришёл на берег реки Альты, отыскал тело любимого своего брата Георгия и взял с собой голову его (которая, по завещанию пр. Ефрема, положена в его гроб и поныне находится при мощах его). Оставив придворную службу и княжеский двор, пр. Ефрем решился вести жизнь иноческую, уединённую, и на высоком берегу р. Тверцы (где ныне Торжок) поселился. В 1038г., когда около него поселилось несколько лиц, любителей безмолвного жития, он построил храм в честь новых страстотерпцев, первых русских мучеников, св. князей Бориса и Глеба. Недалеко от монастыря устроен был странноприимный дом, где доставлялось даровое содержание бедным и странникам (на месте этого благотворительного учреждения составился новый монастырь во имя пр. Симеона Столпника, ныне обращённый в приходскую церковь с. Семёновского, близ Торжка, на Дорогощи). Пр. Ефрем братией был избран в настоятеля основанной им Новоторжской Борисоглебской обители; в некоторых списках жития пр. Ефрем называется архимандритом, но это неверно, так как в России архимандриты появились не ранее 14 века. (Вероятно, св. Ефрем назван архимандритом потому, что при открытии его мощей настоятельство при Борисоглебском монастыре было архимандритское). Пр. Ефрем скончался в глубокой старости 28 января 1053 года. Мощи пр. Ефрема были открыты 11 июня 1572 г.; ныне они почивают открыто в серебряной позлащённой раке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010