В самой Галлии очагом монашеского подвижничества в V столетии стал Леринский монастырь, основанный преподобным Гоноратом Арльским в 410 году на острове Лерине, в Средиземном море, близ современного города Канны. К числу знаменитых насельников этой обители принадлежат равноапостольный Патрик Ирландский, знаменитый духовный писатель преподобный Викентий Леринский, святители, занимавшие впоследствии важнейшие кафедры Галлии: Иларий Арелатский, Евхерий Лионский, а также Фавст Регийский. В VI столетии в нем подвизался святой Кесарий, который с 502 года до своей кончины в 542 году занимал первенствующую в Галлии Арелатскую кафедру. Аббатство Мармутье В Галлии возникли и другие очаги аскетического делания, оказывавшие влияние на монастырскую жизнь в стране: это была основанная святым Мартином близ Тура обитель, позже получившая название Мармутье – от majus monasterium (большой монастырь), – и монастыри, расположенные в Юрских горах в Савойе, где в V столетии подвизались преподобные Роман и Лупикин, с жизнеописаний которых и начинается «Vita patrum» («Жизнь отцов») Григория Турского. В эту книгу святой Григорий поместил также жития своих современников – преподобных Фриарда, Калуппана, Сеноха, Емилиана и его ученика Бракхио, родом из тюрингов, который до пострига служил охотником у герцога Сигивальда. Радегунда переписывалась с Юстином II и получила от него в дар для обители частицу Животворящего Креста Германское происхождение имели и некоторые из преподобных жен, прославившихся в Галлии, и среди них Радегунда, которая, как и святой Бракхио, была родом из тюрингов. Французский историк О. Тьерри писал о ней: «Хлотарь взял в плен дочь тюрингского короля Бертахара в возрасте 8 лет. Он решил ее воспитать, а затем взять себе в жены… Ей было дано изысканное образование… Затем, вопреки желанию Радегунды, ее обвенчали с королем Хлотарем, и она стала женою ненавистного ей человека. Она всячески уклонялась от своих королевских обязанностей и наконец, после того как Хлотарь убил ее брата-заложника, она решилась на побег от короля. Епископ Медар ее постриг в монахини, и она основала в Пуатье монастырь по образцу монастыря в Арле» . В 568 году она вступила в переписку с императором Юстином II, от которого в дар основанной ею обители получила частицу Животворящего Креста Господня.

http://pravoslavie.ru/91718.html

“О, сколь благословен Богом тот, чье смирение ослабило братнюю гордость, чье терпение угасило гнев ближнего, кто своим послушанием и ревностию исправляет в других теплохладность и леность, чьи утешительный пример или слова возжигают свет в сердце, которое гнев соделал слепым” (“К монаху” I). Певец западной пустыни преподобный Евхерий Лионский В основном под словом “пустыня” в Галлии V-VI вв. подразумеваются пустынные места вне городов, подходящие для жизни монахов, отрешившихся от мирской жизни. Есть, однако, и другое, более точное его значение, в котором его употребляют преп. Кассиан: место для тех, кто желает вести уединенную, отшельническую жизнь вдали от общежительных или полуобщежительных обителей, в коих живет большинство монахов. В своих “Постановлениях” преп. Кассиан формулирует условия для вступления на сей высший образ жизни. “...Мы отправились посмотреть на особый, высший род монахов, называвшихся отшельниками. Они сначала долго живут в киновии, пока научатся терпению, рассуждению, смирению, нестяжательности и дочиста исторгнут из себя все пороки, потом, намереваясь вступить в жесточайшую брань с демонами, отдаляются в отдаленные места пустыни” (V:36). “Пустыню искать должно совершенным, очищенным от всякого порока, и по совершенном очищении от пороков в обществе братии уходить в нее не по малодушию, а для божественного созерцания, с желанием высшего видения, которое может быть приобретено только в уединении и только совершенными” (VIIÏ17). Этот высший вид пустынной жизни обладает определенной привлекательностью для стремящихся к монашеству, не как какая-то действительно отдельная форма монашества, но как высший идеал одной общей для всех монашеской жизни. Здесь, однако, мы прежде всего должны знать о той трудной аскетической брани, чаще всего в монастыре, что непременно предшествует такому пустынножительству, также, как и о реалистическом монашеском учении, лежащим в его основе. Кассиановы “Постановления” – азбука также и этого вида монашества, тогда как в его “Собеседованиях” содержится более возвышенное учение для пустынножителей (и для общежительных монахов тоже).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

«Двойное исхождение» Св. Духа у св. Льва, как и у Августина, обусловлено тем, что Отец в рождении Сына передает Ему свойство изводить Духа, Который «хотя не есть ни Отец, ни Сын, но не отделен от Отца и Сына и как имеет собственное Лицо в Троице, так имеет и единую сущность в Божестве Отца и Сына» (unam in Patris et Filii deitate substantiam) 124 , и именно поэтому «исходит от Обоих» (de utroque processit) 125 . Учение о «двойном исхождении» Св. Духа мы встречаем и у галльских богословов V в. Так, Евхерий Лионский (ум. ок. 450), друг прп. Иоанна Кассиана , под несомненным влиянием Августина рассматривал «двойное исхождение» в качестве личного свойства Св. Духа, благодаря которому Он отличается и от Отца, и от Сына, тесно увязывая с этим августиновское представление о Духе как Их взаимной связи: «Отец нерожденный, Сын рожденный, Дух Святой ни рожденный, ни нерожденный. Действительно, если мы скажем, что Он нерожденный, то мы окажемся говорящими о двух Отцах. Если же мы скажем, что Он рожденный, то [окажемся говорящими] о двух Сынах. Скорее же Он исходит от Отца и Сына (qui ex Patre et Filio procedat) как некий союз Отца и Сына (velut quaedam Patris Filiique concordia)» 126 . Подобным образом и другой галльский богослов, Фавст, епископ г. Регия, в своем трактате De Spiritu Sancto (ок. 470 г.), направленном против пневматомахов, учит о «двойном исхождении» Св. Духа как общего «Духа Отца и Сына» и «связи Троицы» (vinculum Trinitatis): «Дух Святой называется Духом Отца и Сына по единству сущности (per unitatem substantiae et Patris, et Filii esse Spiritus); и поэтому справедливо утверждается, что Он исходит от Обоих (procedere ex utroque) и как связь Троицы имеет Свое особое Лицо (in vinculo Trinitatis distinctam habere personam)» 127 . «Говорится, что Дух посылается от Отца и Сына (mitti a Patre et Filio), и признается, что Он исходит от Их сущности (de ipsorum substantia procedere) и делает одно с Ними дело (unum cum eis opus agere). И поэтому Сын говорит о Нем: Утешитель, Который исходит от Отца ( Ин15:26 ). Он не сказал: «Сотворен Отцом», но исходит от Отца, то есть от общности Отчего могущества и свойства природы (de patemae societate potentiae, et de proprietate naturae) Что означает, что Сын называется рожденным от Бога Отца, а Дух Святой – исходящим? Если ты спросишь, какое различие между Рождающимся и Исходящим (inter nascentem et procedentem), очевидно, оно заключается в том, что первый рождается от одного [Отца], а второй исходит от Обоих (ex utroque progreditur)» 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Двадцать четыре дня продолжалась болезнь её; когда же почувствовала приближение кончины, она призвала пресвитера, причастилась Божественных Тайн, и на молитве предала святую свою душу в руки Божии, 23 мая; с честью погребена была княжна русская в обители преподобного Феодосия, в паперти церкви Пресвятой Богородицы. Брат же её Давид и родственница Евпраксия возвратились в свое отечество, в город Полоцк, куда принесли весть о блаженной кончине и честном погребении преподобной Евфросинии. Говоря о молитвенных подвигах святой соотечественницы нашей, любопытно исчислить и ряд патриархов Иерусалимских, заочно бодрствовавших над своею паствою, как называет их в своей истории преемник их Досифей 10 . Когда король Иерусалимский Балдуин III завоевал Аскалон, православным патриархом Св. града был уже Евхерий, а за ним Иаков. Еще иной патриарх Арсений упоминается в некоей древней хартии, по случаю утверждения иноческого устава для монастыря Св. Евфимия, который в 1145 году обновил внутри стен Иерусалимских некто авва Герасим, при содействии Анны, императрицы Трапезундской, и с ним названы митрополиты Герман Васанский, Матфей Газский и Илия Вифлеемский: это показывает, однако, что и православные сохранили, в некоторых местах, своих архиереев. Еще два патриарха Иерусалимские подписали имена свои на соборах, бывших в Константинополе при императоре Мануиле Комнине, в 1156 и 1166 годах, против тех, которые отвергали таинство евхаристии и равенство Сына со Отцом. Первый из сих святителей был Иоанн, писавший также против опресноков латинских, а второй Никифор. Между тем Саладин укреплялся в Египте, довершая покорение земли сей, будто бы во имя Нуреддина, но уже замышляя собственное владычество. Он уничтожил там халифат Фатимитов, более двух веков враждебный Абассидам; их черное знамя заменило опять белое потомков Алия, и во всех мечетях ислама стали поминать одно только имя халифа Багдадского. Адид, последний из Фатимитов, не ведая сам во глубине своих чертогов о совершившейся вокруг него перемене, внезапно скончался, и смерть его приписывают Саладину.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

462 А достаточно было опустить стих в одном, двух экземплярах, чтобы он не оказался потом и во всех последующих экземплярах, списанных или переведенных с поврежденного. Но объяснить, с другой стороны, как и почему мог быть привнесен этот стих в Послание Иоанново, доселе никто не в состоянии. Винить здесь переписчиков в оплошно­сти нельзя: привнесете целой мысли могло произойти только на­меренно. Подозревать в злонамеренности еретиков также не­льзя: стих не благоприятствует никакой ереси, напротив благоприятствует православию. Думать, не сами ли православные сде­лали подлог, тоже нельзя: ибо от чего же они не пользовались столь важным местом против еретиков, и как могла принять его во всенародное употребление вся Церковь ? в) Хотя и не употребляли этого стиха некоторые Отцы и Соборы, за то другие Отцы и учители Церкви употребляли. И именно во II веке – Тертуллиан , который хотя пользовался древне-латинским переводом, но несомненно имел под руками и греческий текст нового Завета, и иногда сверял с ним перевод; 466 в III веке – святой Киприан; 467 в IV – святой Афанасий Великий или автор греческого сочинения против Ария, которое многими при­писывается святому Афанасию, и Идаций старший, или другой автор осьми книг о Святой Троице, приписываемых также святому Афанасию; 468 в V – лионский архиепископ Евхерий 469 и четыреста епископов Африки, Мавритании, Сардинии и Корсики, которые поместили этот стих в своем соборном исповедании веры, поднесенном вандальскому царю Гуннерику, арианину; 470 в VI – Вигилий, епископ тапсийский, Фульгенций и Кассиодор. 471 Свидетельство последнего особенно важно потому, что он почти всю жизнь свою посвятил чтению и исправлению священного текста, не щадил никаких издержек для собирания древнейших списков Библии из разных мест, советовал своим инокам всегда пользоваться также списками древнейшими или исправленными с текста греческого, и сам с величайшим усердием пересмотрел и исправил книги Псалмов, Пророков и Посланий Апостольских. 472 Следовательно, если такой писатель и в сочинении, написанном под конец своей жизни употребил рассматриваемое нами место, то, значит, он нашел его в тех списках древнейших и исправнейших, которые собрал с разных сторон; а в VI веке древними списками могли быть только написанные за два, за три и даже за четыре века.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

И еще в 415 – 416 гг. зимою Августин с церковной кафедры говорил, что в Иоан. 15, 26 Христос «sic ait «de Patre procedit», ut non diceret «de Me non procedit», и что Св. Дух «simul de utroque procedit». Α в 427 – 428 гг. в сочинении против арианского епископа Максимина Августин признает за совершенно твердое («satis sit ergo nobis quia – -»), «quia de utroque procedit (Spiritus sanctus)». (Swete, 123 – 130). dd) Конечно это воззрение не сделалось сразу догматическим учением западной церкви. Собранные у Каспари наставление оглашаемым («изъяснение символа»), именно s.Ambrosii exhortatio ad neophytos de symbolo, Explanatio symboli ad inimiandos (b санкт-галленской ρκп. VII – VIII в.), самого Abrycmuha sermo 213, s. Faustini tractatus de symbolo (nocлe 490 r.?),Tracmamus symboli [мeждy V – IX в.] в «Missale Florentinum» (ркп. начала XII в.), – не преподают учения, что Св. Дух и от Сына исходит. Лишь изъяснение «символа апостольского» в венской ркп. X в. содержит слова: «Credo in Spiritum sanctum ex Patre et Filio procedentem». ee) Августиновское Filioque наиболее сочувственно было принято в христианской письменности в Галлии и Африке. Евхерий, ел. лугдунский († 454: ex Р. et F.), Фауст, еп. рейиский († 485: ex utroque), Геннадий, пресвитер массилийский († 495: ex Р. et F.), Юлиан Померий, пресвитер арелатский († 498: ex Ρ. et F.) Авит, еп. виеннский († 523: a Filio et Ратге[впрочем некоторые документы, связанные с именем Авита виенского, составляют подлог Жерома Винье в XVII в.]), Фульгенций, еп. руспский († 533: de Ρ. et F.), диакон карфагенский Фульгенций Ферранд († 550, ученик Фульгенция, еп. pycnckoroSpirimus sancti ab utroque procedere), держались воззрение блаж. Августина, которое нашло себе последователей и на пиренейском полуострове (Турибий, еп. астурикский (в 447 г.), собор толетский 589 г.). ff) Менее сочувствовали августиновскому воззрению в Италии. Во второй половине V в. еп. Никита аквилейский учил об исхождении Св. Духа от Отца «с таким эмфазом, что можно думать, что или Filioque было неизвестно в аквилейской церкви, или же Никита считал это воззрение ненужною для простой веры тонкостью». Swete, 153.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

По этим каталогам (см. у Сергия Полн. Месяц. Т. II, стр. 210) в 1122 г. Иерусалимским патриархом был Савва, а за ним следовали: Евхерий, Макарий, Арсений и др. Что же касается до того, что в рукописи 1122 г. упоминается, как о живом, о патриархе первой половины X в., то в этом нет ничего особенно удивительного. В литургических памятниках, благодаря недосмотрам писцов, подобные упоминания встречаются нередко. Как на довольно выразительный пример, мы можем указать на Есфхигменский список некоторых литургических чинов 1306 г. Здесь в одной из ектений на вечерни помещено прошение о современном написанию рукописи государе Андронике, а затем – такое же прошение о его предшественнике, умершем уже, Михаиле (Матер. для Истор. Чинопослед. литургия, вып. I, стр. 8. Казань 1889 г.). Это последнее было, очевидно, переписано сюда писцом со старой рукописи по невнимательности. Словом, имя патриарха Николая, по нашему мнению, заключает в себе весьма надёжное хронологическое указание, и именно на первую половину X в. 2) Второй признак происхождения данной редакции памятника в первой половине Х и даже в конце IX в. А.А. Дмитриевский усматривает в именах авторов песнопений, помещённых в текст устава, каковы: Иоанн Дамаскин , Козьма Майюмский, патриарх Фотий и Марк, епископ Отрантский. По его мнению, между этими авторами нет ни одного, кто бы скончался позднее конца IX в. Позднейшим из них он считает, по-видимому, патриарха Фотия, «скончавшегося в 887 году» (в 891 г.). Но здесь он допускает большую ошибку, ибо Марк Отрантский, кончину которого он полагает почему-то в начале IX в., писал свой канон на Вел. Субботу в начале X в. в Константинополе по побуждению со стороны императора Льва Мудрого , и скончался, как думают, около 912 г., а может быть и позднее. На этом основании выносить границу срока происхождения рассматриваемой редакции в конец IX в. никак не возможно. Первая половина, Х в. есть термин, ранее которого редакция с каноном Марка появиться не могла. 3) Третий признак, тоже весьма важный, содержится в топографических указаниях памятника на современное его происхождению состояние святых Иерусалимских мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

преподобный Викентий Леринский († до 450) Догматико-полемические труды Догматическое богословие Труды на иностранных языках Аудиокниги преподобный Викентий Леринский Сведения о жизни святого Викентия крайне скудны. Основным биографическим источником о нём является сочинение Геннадия Массилийского «О знаменитых мужах» (лат. De viris illustribus), составленное около 495 года в продолжение одноименного труда святого Иеронима Стридонского . Викентий родился в городе Туль на северо-востоке современной Франции. Был родным братом святого Лупа. После службы в армии (лат. secularis militia) поступил в Леринский монастырь святого Гонората, где принял монашеский постриг. В 434 году под псевдонимом Перегрин написал своё самое известное сочинение «Памятные записки» (лат. Commonitorium). Скончался в царствование императоров Феодосия II и Валентиниана III, т. е. в 450 году или ранее. Викентий был высоко оценён своими современниками, так святитель Евхерий Лионский назвал его святым мужем, выдающимся в красноречии и знаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

Собеседования египетских подвижников. Писания к 7-ми (11–17) другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде Источник 1 Гонорат был епископом Арелатским и вместе с тем настоятелем монастыря Евхерий был, вероятно, настоятелем монастыря, а впоследствии епископом Лионским. 2 Этот монастырь, как думают, был на остров Лерине, рядом с другим островом Леро, недалеко от Марселя Ныне последний называется островом Маргариты, а первый – Гонората. 3 Три Стихадских острова, рядом расположенные, находятся в 60 милях от Марселя, недалеко от островов Лерина и Леро. На этих островах, благоприятствовавших монашеской уединенной жизни, довольно было многолюдных монастырей. Читать далее Источник: Писания : Перевод с латинского/Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин; [Авт. предисл. епископ Петр]. - Репринт. изд. - Сергиев Посад : Свято-Троиц. Сергиева лавра : РФМ, 1993. - VI, 652 с./Преподобного Иоанна Кассиана на 7 других собеседований отцев, живших в египетской Фиваиде, к епископу Гонорату и Евхерию. 366-494 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010