Несмотря на то что сведения о К. немногочисленны, А. де Вогюэ считал значительным его вклад в становление леринской монашеской традиции. По мнению исследователя, К. участвовал в составлении ранних леринских уставов, выдержанных в духе вост. экзотики, прежде всего «Устава четырех отцов», в к-ром сообщается, что его авторами были Серапион, Макарий и Пафнутий. С т. зр. де Вогюэ, под этими псевдонимами могли скрываться Гонорат, К. и св. Леонтий, еп. г. Форум Юлия (Les règles des saints Pères/Éd. A. de Vogüé. P., 1982. T. 1: Trois règles de Lérins au Ve siècle. P. 24, 148-151, 392. (SC; 297)). Житие К. (BHL, N 1559), составленное предположительно в VII в., впервые было издано бенедиктинцем Винченцо Барралисом по единственной рукописи (не сохр.- Barralis V. Chronologia sanctorum et aliorum virorum illustrium ac abbatum sacrae insulae Lerinensis. Lugduni, 1613. P. 191-193). В прологе агиограф противопоставляет достоверные и поучительные жития святых светской лит-ре, прежде всего классической, и рекомендует воздерживаться от чтения последней. К. был прекрасно обучен «философским наукам», но, желая познать истинную мудрость, раздал имущество бедным и удалился в пустыню. Сначала он вел подвижническую жизнь в уединении, затем его встретили братья Венанций и Гонорат, к-рые уговорили его стать их наставником. По-видимому, агиограф полагал, что встреча произошла на Востоке, т. к. он сообщает о морском путешествии К. и обоих юношей из Никомидии в Галлию, где они поселились на Леринских о-вах. В Житии указано, что К. был наставником великих святителей - выходцев из Леринского мон-ря, о его святости свидетельствовали Иларий Арелатский и Евхерий Лугдунский. О приближении кончины К. известил явившийся ему арх. Михаил. К. скончался 1 июня приблизительно в 430 г. (circa annos humanae redemptionis triginta super quadringentos) и был похоронен на острове. О литургическом почитании К. известно с IX в., память святого как аббата Леринского монастыря значится в «исторических» мартирологах, составленных Флором Лионским, Адоном Вьеннским и Узуардом . В XVI в. поминовение К. было внесено в Римский мартиролог. По свидетельству Барралиса, мощи К. хранились в аббатстве Лерен (Ibid. P. 185), но, где они находятся после закрытия обители (1788), неизвестно. В XVII в. на о-ве Сент-Онора существовала капелла во имя К., по преданию находившаяся на месте его кельи и впосл. разрушенная ( Cooper-Marsdin A. C. The History of the Islands of the Lerins: The Monastery, Saints and Theologians of S. Honorat. Camb., 1913. P. 314). В 1993 г. капелла была восстановлена.

http://pravenc.ru/text/1470353.html

Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога ( 1Ин.4:2 ). Это наставление св. апостола Иоанна указывает на ту особенность первохристианской Церкви, когда, в отсутствие писаний Нового Завета богословие Святого Духа ограничивалось личным опытом верующего. Критерий верификации подобного опыта и предлагает апостол Иоанн. Вместе с тем это раскрывает то догматическое понимание, согласно которому Христос и Дух представляют нераздельное единое целое, внутри которого не может быть никакого противоречия или разделения, но единство прославления. Сей есть Иисус Христос , пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о [Нем], потому что Дух есть истина ( 1Ин.5:6 ). Слова и Духом в целом ряде древних свидетелей текста не встречаются. Дух делает известным Христа как Сына. “Святой Дух непрерывно и свидетельствует в жизни Церкви, поскольку Святой Дух есть душа Церкви. Святой Дух является носителем главного свидетельства, что Иисус есть Сын Божий и Спаситель, поскольку Он постоянно на протяжении всех веков спасает в Церкви всех тех, кто верит в Господа Иисуса Христа” 49 . Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино ( 1Ин.5:7 ) Этот важнейший в богословском отношении стих отсутствует в большинстве древних рукописей, вследствии чего многие современные западные издания выходят без него. На православном Востоке это чтение, по-видимому, действительно не было известно ни на греческом вплоть до XI в. (его нет даже у блаженного Феофилакта Болгарского ), ни на сирийском и зависящих от него восточных переводах. На латыни этот стих прослеживается со II века. Аллюзия на него есть у Тертуллиана , вполне очевидная цитата содержится у свтятителя Киприана Карфагенского (III в.). Позднее стих цитируют Идаций Старший (IV в.), Евхерий Лионский (V в.), Вигилий Тапсийский, Фульгенций, Кассиодор (VI в.), манускрипты Италы itl и itq (оба VII в.), имеющие 1Ин, также содержат этот стих. В прологе к соборным посланиям псевдо-Иеронима (VIII в.) сказано, что данных слов нет только в некоторых списках. В рукописи X века «Correctorium Bibliae» говорится, что в большинстве современных ей списков эти стихи также присутствуют 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Тот начал волноваться и отказываться, а Цезарий совершенно не отступал, пока тот не сделает этого. И Евхерий подошел к ней, перекрестил ее и сказал: «Я сделал, что ты велел». Цезарий снова сказал ему: «Возьми ее за руку и подними!» Но Евхерий отвечал: «Вели мне сделать, что угодно другое, и я выполню это, но, в самом деле, я не отваживаюсь начать это дело. Так сотвори это ты, кому Господь доверил излечить души и тела больных!» Цезарий ответил: «Все же ты сделай, что я говорил». И когда Евхерий сильно упирался, со слезами смиренно оправдывался и долго спорил, Цезарий сказал ему: «Ты намереваешься войти в огонь из покорности, но не готов из-за милосердия сделать то, что любовь велит? Протяни свою руку во имя Господа и подними ее!» Тогда, повиновавшись приказанию, Евхерий протянул руку и поднял женщину. И когда руки и ноги ее были излечены, он невредимый направился на постоялый двор. 48 . Сколь многими добрыми делами он блистал, кто сможет изложить? Случилось так, что кабаны во множестве стеклись на земли загородного монастыря 1064 . Комиты города и остальные военные вышли и не позволили людям трудиться на своем хозяйстве, но поубивали их во время большой охоты, отгоняя диких животных. Жители, не желая больше терпеть ущерб и насилие, пришли и сказали своему господину: «Сделай с нами, что пожелаешь, но теперь мы не можем ни служить тебе, ни находиться там». С тревогой он спросил об их жалобах. И они ответили: «Пришли на кабанов комиты, готы и различные охотники и убивают нас». И он громким голосом, воздев глаза и руки, взирая на небеса, сказал: «Господь наш Иисус Христос , да не позволяй больше кабанам приходить в то место!» И с того времени и по нынешний день больше кабаны там не кормились, как будто их приучали, и не случалось того, что можно было поохотиться. И заслуженно управлял зверями тот, который изгнал из себя все пороки. Он мог вымолить у Господа это, так как никогда не проходил мимо указаний Его. 49 . У патриция Парфения был мальчик, которого он выделял среди других рабов 1065 , но тот как-то стал, теряя разум, падать на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что же касается Павлина Ноланского , то этот богатый и сановный аристократ (возможно, как указывалось, родственник св. Мелании Старшей), сделавший блестящую светскую карьеру, стал, под влиянием свв. Амвросия Медиоланского , Мартина Турского и других святых мужей, горячим сторонником аскетических идеалов, подобно своему другу Сульпицию Северу 326 . Его сочинения (послания и поэмы) не только отражают духовный путь самого Павлина, ставшего из женатого мирянина епископом, но и представляют красочную панораму монашеской жизни его эпохи 327 . Конечно, одним из главных центров рождающейся монашеской письменности на Западе стал Лерин, определивший многие сущностные черты раннесред-невековой западной духовности 328 . Здесь, в частности, созрел как аскетический писатель и мыслитель, выдающийся представитель этой духовности – Евхерий Лионский, которого иногда причисляют к «основателям Средних Веков» 329 . Южногалльский аристократ (родился ок. 380 г.), он в зрелом возрасте вместе с женой и детьми удалился на остров Jlepo (близ Лерина; оба острова разделяет узкий пролив), где все они стали проводить строго подвижническую жизнь; впоследствии (ок. 435 г.) Евхерий принял на себя архипастырское служение в Лионе и отошел ко Господу ок. 450 г. (два его сына были также известными в свое время архиереями) 330 . Обладая глубокой и широкой образованностью, он в своих сравнительно немногочисленных сочинениях являет весьма незаурядный талант и тонкий литературный, вкус их, между прочим, высоко оценил такой глубокий знаток классической словесности как Эразм Роттердамский. Литературная одаренность Евхерия полностью проявилась и в двух его сочинениях, которые целиком можно отнести к собственно монашеской литературе: «О похвале пустыне» и «О презрении к миру ц. мирской философии» 331 . Три основные темы пронизывают все творчество Евхерия: отвержение мира (естественно, мира, который «во зле лежит», т. е. мира греха, а не мира, как творения Божия), непрерывное созерцание Бога и постоянное размышление над Священным Писанием (Евхерию, кстати, принадлежат и два экзегетических трактата, где он выступает как теоретик и практик христианской герменевтики).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

182 «Место изгнания» – имеется в виду остров. Римское право знало три вида изгнания,одним из которых было изгнание на острова, и в этом отношении всякий небольшой островок Средиземноморья рассматривался как потенциальное место изгнания. Так, например, св. Мартин вскоре после ссылки Илария Пиктавийского во Фригию был отправлен с неким пресвитером на остров Галлинаю в Лигурийском море (ныне Галлинаро близ Генуи). См. Vita Martini, 6.5. 184 Infula- священническая повязка, впоследствии головной убор из шерсти красного или белого цвета. 187 Ср. Евхерий Лионский о пустыне: «Кто из святых ишет твоей дружбы, находит Бога; кто возделывает тебя, обретает в тебе Христа» (De laude heremi, 41). wCp. Евхерий Лионский о пустыне: «Широкими, добрыми руками она принимает приходящих» (De laude heremi, 41). 192 Изначальное значение слова refrigerium- любой вид подкрепления сил: пишей, сном и т. п. Особое значение («моральная поддержка) это слово имеет в языке Тертуллиана (см. De fuga, 12). В данном месте оно употреблено в более широком смысле: подкрепление как телесное, так и душевное. Далее, в главе 28.3, оно означает »упокоение, «погребение, а в Vita Hilarii, 31, так же, как и у других христианских авторов, оно (часто с определением регеппе »вечный») означает " вечный покой» в будущей жизни. 194 Иларий пересказывает отрывок из не дошедшего до нас произведения Сальвиана, Марсельского пресвитера, жившего некоторое время на Лерине. Что это было за произведение, неизвестно. 200 Подобным образом поступал и св. Венедикт Нурсийский ; и также, по Божиему смотрению, всегда находился человек, который предоставлял монахам все необходимое для жизни (см. сет. Григорий Двоеслов . Dialogi, II.21). В этот период, когда монастыри еще только создавались и не имели никакой собственности, трата средств на обеспечение монахов рассматривалась в качестве такого же проявления милостыни, как и подаяние нищим. Так, например, сам св. Иларий поручил истратить деньги, вырученные от продажи имущества, на «нищих или употребить на обеспечение монахов» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда Максимиан узнал об отказе легиона исполнить его волю, сильно разгневался. Он издал приказание подвергнуть каждого десятого солдата казни за непослушание, 290 а прочих заставить обратить их оружие против христиан страны. Казнь совершилась, но оставшиеся в живых воины легиона снова отказались идти с оружием против своих собратий. Тогда Максимиан приказал вторично казнить десятого воина в легионе, исполнено и это. Но воины по-прежнему не хотели принять участия в братоубийственной войне. Мало этого: кровавое зрелище еще воодушевило их веру, они начали друг друга убеждать не исполнять жестокого приказания императора. Между лицами, ободрявшими и подкреплявшими прочих воинов, особенно выделяется начальник (primicerius) Маврикий; он ревностно укреплял в вере прочих воинов, убеждал их лучше потерпеть смерть, чем исполнить жестокую волю Максимиана. После этих увещаний. легион обратился с представлением к императору, в котором говорилось: «Бога мы обязаны больше слушаться, чем тебя; мы обязаны обращать свое оружие на защиту граждан, а не против них. Ты приказываешь отыскивать христиан и казнить их, но мы сами христиане. Мы охотнее позволим убить самих себя, чем убивать других; мы лучше умрем невинными, чем будем жить, обремененные преступлением». Тогда император, видя, что настойчивость легиона непреодолима, приказал весь легион подвергнуть смертной казни, вызвав для этой цели, расположенные вблизи войска. Эти последние окружили священный легион и казнили его. Христианские воины дали себя избить без возражений и без противодействия; они сами преклонялись под меч. Земля покрылась телами убитых святых мужей, а их драгоценная кровь лилась ручьями. 291 Защитники исторической достоверности рассказа говорят: писателем актов фиваидского легиона был бесспорно св. Евхерий, епископ Лионский, который своим повествованием лишь освежил память о святых мучениках фиваидского легиона. Евхерий записал рассказ довольно рано, между 400 и 430 годами. 292 Но кроме этого свидетеля достоверности актов существуют и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Августин, Евхерий Лугдунский. Однако К. М. опирался не только на суждения авторитетных мыслителей, но и на рациональные аргументы (Ibid. II 7). В 3-й книге автор привлекает для опровержения доводов Фавста тексты Свящ. Писания, к-рые он подвергает аллегорической интерпретации. Обращаясь к притче о богаче и Лазаре (Лк 16. 19-31), души к-рых после смерти оказались в разных местах (это могло служить аргументом в пользу мнения Фавста о пространственной ограниченности души), К. М. объяснял понятие «место» как описание особого состояния души грешника и праведника. Описывая душу как субстанцию, не связанную с определенным местонахождением, автор использовал определение «безместный» (inlocalis) и существительное «безместность» (inlocalitas), родственные, но не синонимичные термину alocalis, который использовал Викторин Марий (у него этот термин означал сущность, находящуюся вне границ мира). Трактат «О состоянии души» представляет собой образец чистого спекулятивного богословия: затронутые в нем проблемы мало интересовали теологов и участников догматических споров V-VI вв. За исключением Сидония Аполлинария, который был знаком с К. М. и ценил его труды, современники не уделили внимания его богословским сочинениям. Возможно, на трактат К. М. опирался Кассиодор в соч. «О душе» (De anima), но параллели между 2 трудами свидетельствуют о том, что оба автора работали в русле традиции, восходившей к идеям блж. Августина. По мнению Х. Мадоса, трактат К. М. оказал влияние на творчество испан. писателей: Лициниана, еп. Нов. Карфагена (ныне Картахена) (2-я пол. VI в.), и Альвара Кордовского (IX в.). В XII в. на сочинение К. М. обратили внимание Петр Абеляр и Алан Лилльский , с трактатом «О состоянии души» были знакомы ученик Абеляра Беренгарий Схоластик (PL. 178. Col. 1896), Петр Достопочтенный (Ibid . 189 . Col. 1010) и Николай, секретарь католич. св. Бернарда Клервоского (Ibid. 202. Col. 499), к-рый называл К. М. 2-м Августином и причислял к святым. В XIII в., с усилением в схоластике аристотелизма, влияние платонизма К.

http://pravenc.ru/text/1841195.html

Он был защитником веры, образцом священнослужителя, украшением Церкви, проповедником милости, усмирителем споров, источником любви, образцом поведения, судьей нравов, защитой сирот, выкупом пленных. Никогда из уст его не вырывалось ни злословия, ни лжи, ни проклятия против какого-либо человека, и не только не вредил кому-либо, но и не слушал клеветника. Если кто-нибудь из своих внезапно ругался или, возможно, злословил, он в зависимости от того, что это был за человек, разумно принимал строгие меры против него. И была его молитва против злословия такова, если когда-либо против кого-нибудь ее необходимо было направить: «Пусть Господь истребит грешника сего, уберет твои злодеяния, возбранит твои грехи и исправит твои ошибки, чтобы до тех пор тебе не быть спасенным!» 46 . И внешнее его шло от внутреннего. И часто был с таким смиренным ангельским лицом, что, согласно писанию, лик его расцветал, когда сердце радовало. Как никогда сверх меры не радовался и не смеялся, так никогда и не был подавлен чрезмерностью печали, если только когда скорбел за чужие грехи. Никогда не обходился с кем-либо с ненавистью и не только за друзей, но и за врагов молился со всей нежностью сердца и не обучал словам, которые не наполнял примерами. И не проходило и часа в его дне без размышления над откровениями Господа 1061 , даже когда он спал. Ибо часто казалось, что он одновременно и спит, и размышляет. Так, что истинно и правдиво он говорил: «Помышления сердца моего всегда пред Твоим взором» 1062 . В то время, когда он проделывал путь около Альп Верхнего Прованса, с ним был почитаемый святой епископ Евхерий 1063 . И случилось, что несчастная больная женщина подошла посреди улицы и, согнув руки и ноги, начала ползать по земле. И когда он внимательно разглядывал ее, спросил святого Евхерия: «Зачем это? Отчего она лежит на земле?» Тот спросил женщину, и та ответила, что она многие годы уже разбита параличом и все члены у нее покалечены. Тогда Цезарий сказал святому Евхерию: «Иди и перекрести ее».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Известно только, что пре­данный своим зятем, интересы которого он верно отстаивал, Стилихон пытался найти убежище в одной из равеннских церк­вей, но его оттуда выманили обманом. 23 августа 408 г. он был казнен. Его сын Евхерий бежал из Равенны в Рим, но пережил отца лишь на несколько месяцев и был также убит. Его сестра Термания, выданная замуж за Гонория, была изгнана из двор­ца и вернулась к своей матери – племяннице Феодосия Вели­кого Серене, которую на этот раз пощадили. «Римляне, – по словам Ф. Грегоровиуса, – не без удовольствия узнали о гибе­ли великого полководца, которому были обязаны своим спасе­нием от варваров. Язычники ненавидели в Стилихоне христи­анина, который сжег книги сивилл; христиане же ставили ему и его сыну Евхерию в вину их тайное расположение к служите­лям языческих богов. Статуи Стилихона были низвергнуты, но в то время, когда евнухи показывали римлянам окровавленную голову молодого Евхерия, последние уже предчувствовали, что ожидает их самих» 497 . Возможно, что предчувствовали, но своими последующими действиями римляне способствовали исполнению этих тревож­ных предчувствий: после казни Стилихона прорвалась наружу их сдерживаемая ранее ненависть к германцам и другим варва­рам, которые служили Риму. По всей Италии гарнизоны готов, вандалов, гуннов, составлявших вспомогательные войска, под­верглись нападениям со стороны легионеров, набранных из чис­ла римских граждан. Убивали не только воинов, но расправу чинили и над их семьями – над женами и детьми. Выжившие после этой резни варвары объединялись в шайки, которые гра­били местное население и уходили в стан Алариха. В результате его армия приросла на 30 тысяч ожесточенных воинов – вра­гов Рима, готовых беспощадно мстить за гибель своих близких и боевых товарищей. Алариху было отказано в уплате контрибуции, о которой ранее была достигнута договоренность, и ему было объявле­но о лишении его звания магистра армии. У Алариха не могло оказаться лучшего повода для вторжения, а у Рима после каз­ни Стилихона уже не осталось полководцев, способных дать ему отпор.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Но ближайшее знакомство с книгами, в коих ( 1Цар.25,1 –28гл.) повествуется о смерти Самуила и продолжительном после того правлении Давида ( 2Цар.1 –24гл.), не могло примириться с таким предположением. Еще некоторые иудейские богословы (Абар-банель) и христианские (Прокопий, Евхерий, Корнелий а Ляпиде) объясняли название «книги Самуила», как определение эпохи Самуила, а писателями признавали: в начальных главах ( 1Цар.1 –24гл.) Самуила, а продолжателями его труда пророков Нафана и Гада, отождествляя рассматриваемые книги с писанием этих пророков, упоминаемых в книгах Паралипоменон ( 1Пар.29:29 ). Но и с этим дополнительным предположением нельзя согласиться, потому что книги Царств, как мы видели, носят на себе сяные следы единства происхождения и систематичности писания, а упоминаемые в книгах Паралипоменон, очевидно, были записями разных лиц, не имевшими подобного характера. Еще бл. Феодорит обращал внимание на упомянутое отличие этих разнородных памятников и заметил, что «последующий пророк соединил в одну священную книгу писания предшествующих пророков» и придал своему писанию единство и систему. Это справедливо. Но когда он жил? На основании содержания книги трудно определить время жизни писателя и личность его. Выражение: «до ныне» или «до сего дня», на основании которого определяется время жизни писателей книги И. Навина и Судей, не имеет такого значения в книгах Царств. Оно здесь употребляется в следующих случаях: 1Цар.5:5 – «жрецы Дагоновы и все приходящие в капище Дагона до сегодня не ступают на порог Дагонова храма " в воспоминание о том, что идол Дагона лежал на пороге, когда в его капище находился ковчег завета. Но нельзя определить, долго ли сохранялся этот обычай у почитателей Дагона. Пророк Софоний замечает, что в его время существовал у Евреев обычай – перепрыгивать через порог ( Соф.1:9 ). Можно думать, что этот обычай заимствован от современных пророку жрецов Дагона, стало быть очень долго сохранялся указанный обычай. 1Цар.6:18 – в Веесамисе ковчег завета поставлен был на камне, который и «до сего дня находится на поле Иисуса Веесамитянина».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010