Познакомимся с некоторыми из них. В первой половине V-ro века епископ Лионский Евхерий издал руководство по Священному Писанию под заглавием „Liber formularum spiritalis intelligentiae“, „книга образцов, или формул духовного понимания“. Это сочинение Евхерия содержит в себе собственно толковый словарь библейской герменевтики по аллегорическому методу. Вот несколько примеров из герменевтики Евхерия; если гово- —9— рится, что Бог имеет главу и власы (у Даниила) и пр., то глава означает сущность Божества (essentia divinitatis), власы – святых ангелов или избранных праведников; нос – вдохновение Божественное в сердцах верующих, уста – Сына или Слово Божие, губы – согласие обоих Заветов и под.; шея – Священное Писание , ибо в Песни Песней сказано: шея твоя, как башня Ливанская, на которой висит 1000 щитов 324 , т. е. свидетельств Священного Писания. Каждому существу и предмету, упоминаемому в Священном Писании, Евхерий даёт символическое значение: орлы, на языке Священного Писания, – это святые, страус – или еретик, или философ, или лицемер, петух – проповедник Слова Божия, курица – Церковь , премудрость или душа 325 . В этом духе составлено всё введение Евхерия. В пятом же веке, как предполагают, появился первый труд по Священному Писанию с наименованием введения. Это – Εσαγωγ ες τς θεας γραφς, „введение в божественные писания“, принадлежащее некоему Адриану. Адриан даёт собственно стилистику, или риторику Священного Писания, перечисляет тропы и фигуры, в нём употребляемые, указывает некоторые идиотизмы, свойственные духу еврейского языка, и по местам полемизирует с представителями чисто аллегорического толкования, настаивая на том, чтобы толкователь прежде всего отыскивал буквальный, непосредственный и ближайший смысл Писания. От шестого века остались труды Юнилия 326 и Кассиодора, бенедиктинского монаха. Юнилий не епископ Африканский, как обыкновенно предполагают, а важный Константинопольский сановник (quaestor sacri palatii у Юстиниана, † 552), написал „De partibus divinae legis libri duo“, (Strack, Einl. 327 изд. 3, стр. 6). Сначала, в первой книге, Юнилий рассма-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Самая мысль о том, что «пустыню» можно найти в Галлии не была чем-то непосредственно очевидным. Даже после примера св. Мартина и его учеников, св. Гонорат отправился искать свою пустыню на Восток, и только благодаря смерти своего товарища, он, дойдя уже до Греции, вернулся и уединился сперва в пещере на материке, а затем на острове Лирины у побережья южной Галлии, где со своими последователями он основал монастырь по возможности в традициях Востока. У нас нет детального описания его первоначального монастыря на Лиринах, но несколько кратких упоминаний о нем изображают его весьма похожим на полуотшельнические лавры Востока. Св. Евхерий, ученик св. Гонората, описывает его как место, где «святые старцы живут в особых кельях». Более подробное описание такого рода монастыря мы находим в «Житии св. Мартина» Сульпиция Севера: «Место сие было таким глухим и отдаленным, что обладало всем уединением пустыни. С одной стороны оно было огорожено скалистыми утесами высокой горы, остававшееся ровное пространство было окаймлено тихой излучиной Луары. Туда был всего один подход и то очень узкий. Его собственная келья была из дерева, как и у многих из братии, но большинство из них выдалбливали себе пещеры в скалах выступающий горы. Здесь было около восьмидесяти учеников, воспитывающихся на примере своего преблаженного наставника. Никто не владел ничем собственным: все клалось в общий котел... Редко кто покидал свою келью за исключением тех случаев, когда они собирались всех вместе для богослужения». («Житие Св. Мартина, гл. X). [ О. Серафим цитирует по англ, переводу F.R. Ноаге] Поскольку подобные поселения монахов стали умножаться в Галлии V века, постольку и потребность ехать в Египет, чтобы увидеть христианскую «пустыню» становилась все менее и менее насущной. Прежде всего сам преп. Кассиан положил конец идее «хождения на Восток» за монашеским научением, когда представил в своих книгах учение великих египетских старцев. Когда он услышал, что св. Евхерий уже после пребывания на Лириках задумал идти в Египет, то посвятил ему (и его великому авве, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Святой Гонорат, епископ Арльский Аудио HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святой Гонорат, епископ Арльский Аудио Святой Гонорат поселился на Леринском острове. Здесь было очень много змей. Веруя в Господне обетование, святой освободил Лерин от этого бедствия одной лишь силой молитвы. Вскоре пустынный остров стал одним из самых великих и славных монашеских центров Запада. Святой Гонорат родился в Галлии в знатной семье. Еще в юности он обратился в христианство и убедил старшего брата Венанция вместе с ним вести строгую и благочестивую жизнь. Братья щедро раздавали милостыню, принимали нищих и странников. Под влиянием чтения «Жития преподобного Антония Великого» они решили оставить семью и мир, чтобы посвятить жизнь Христу в тишине пустыни. Святой старец по имени Капрасий стал их духовным отцом. Они отправились на Восток, чтобы увидеть святых отцов, пребывавших в пустынях Палестины и Египта. Однако по дороге Венанций умер, и святой Гонорат вернулся в Галлию. По совету Леонтия, епископа Фрежюса, он поселился вместе с духовным отцом на Леринском острове (около Канн), где было очень много змей. Веруя в Господне обетование (ср.: Мк. 16: 12), святой Гонорат освободил Лерин от этого бедствия одной лишь силой молитвы. Вскоре пустынный остров стал одним из самых великих и славных монашеских центров Запада. Впоследствии отсюда вышли многие святые епископы, такие как святитель Максим Рьеский († 455; память 27 ноября), святитель Иларий Арльский († 449; память 5 мая), святитель Луп Труасский († 478; память 29 июля), святитель Евхерий Лионский († 449; память 16 ноября), святитель Иаков Тарентезский († 429; память 6 января), и богословы, такие как святой Викентий (память 24 мая). В 426 году святой Гонорат был избран епископом Арля, митрополии в Южной Галлии, и в скором времени сумел восстановить порядок и благотворительную деятельность в этой беспокойной епархии. Отрекшись от всех почестей и благ мира сего, епископ продолжал жить как монах, ничего не изменив в подвижническом образе жизни. Он был всем для всех, являя собой живой образ милосердия. Однако вскоре его силы истощились, и он отошел ко Господу 16 января 429 года, продолжая до самого конца наставлять и утешать верующих. Ваш комментарий Другие статьи этого раздела

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Деятельность И. оказала влияние на церковную жизнь всей Галлии. В нояб. 439 г. И. после долгого перерыва (398-439) созвал Собор в г. Рейи (ныне Рьез), на к-ром присутствовали 12 епископов и пресвитер - представители кафедр из митрополий Арелата (юж. часть Вьеннской и Вторая Нарбонская пров.) и Эбредуна (ныне Амбрён). Согласно постановлению епископов, созывать межпровинциальные Соборы следовало 2 раза в год. Однако следующее совещание состоялось лишь в 441 г. в г. Аравсион (ныне Оранж), на нем присутствовали 17 епископов из 4 митрополий, в т. ч. Клавдиан Вьеннский и Евхерий Лугдунский. В заседаниях I Вазионского Собора 13 нояб. 442 г. участвовали 23 епископа. В 443 г. в Арелате состоялся местный провинциальный Собор (см. Арелатские Соборы ). И. посетил многие города Галлии, во время поездок часто встречался со свт. Германом Автиссиодурским. Действия И. вызывали неприязнь нек-рых церковных иерархов, стремившихся ограничить его полномочия, что в итоге привело к конфликту с Римским престолом. В 444 г. на Соборе в г. Везонцион (ныне Безансон) при активном участии И. и свт. Германа был осужден и лишен сана местный еп. Хелидоний. Его рукоположение было признано неправомочным по ряду причин: Хелидоний до вступления на кафедру был женат на вдове, а также, находясь на гос. службе, выносил смертные приговоры. Низложенный епископ отправился в Рим, чтобы подать жалобу папе Льву Великому. И. последовал за ним (кон. 444), но, явившись в Рим, святитель не смог опровергнуть доводы Хелидония, был обвинен в превышении полномочий и вернулся в Арелат. Свт. Лев Великий в послании к епископам Вьеннской пров. не стал упоминать о том, что Хелидоний выносил смертные приговоры ( Leo Magn. Ep. 10: Divinae cultum). Подтверждая каноническое правило о недопущении к священству лица, женатого на вдове, папа признал обвинения против буд. епископа ложными. И. был обвинен в досрочном рукоположении преемника еп. Проектия, хотя тот по болезни в течение долгого времени не мог исполнять пастырские обязанности. Кроме того, папа утверждал, что И. совершал неоправданные поездки по стране в сопровождении воинского отряда. Отголосок этого обвинения содержится в Житиях Юрских отцов, где цитируется послание свт. Льва Великого (Vita Romani. I 19).

http://pravenc.ru/text/389093.html

Cassian. Collat. XIX). Господь не может не просветить того, кто всецело посвятил Ему жизнь. Т. о., непрестанное созерцание - цель подвижничества. Истинное подвижничество должно основываться на изучении Свящ. Писания. В области экзегезы интерпретации того или иного библейского сюжета, предлагаемые Е., вполне традиционны. Особенность подхода Е. заключается в том, что он, всецело сосредоточиваясь на духовном смысле, фактически отбрасывает буквальный и нивелирует нравственный смысл. Подобный ригоризм в подходе к Писанию Е. основывает на традиц. (еще со времен Александрийской школы) уподоблении «тела» Писания человеческому, где букв. смысл - плоть, моральный - душа, духовный - дух. Как дух имеет превосходство над телом и душой, так духовный смысл - над буквальным и моральным. Презрительно относясь к букв. смыслу, Е. цитирует слова ап. Павла о служении духу, а не букве завета, «потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3. 6). Проводя аналогии между Свящ. Писанием и сочинениями по аскетике, Е. сравнивает моральный смысл с деятельной жизнью, а духовный - с созерцательной. Экзегетические произведения Е. представлены сочинениями «Наставления в двух книгах» (Instructionum libri duo) и «Образчики духовного понимания» (Formulae spiritualis intellegentiae), посвященными соответственно сыновьям Салонию и Верану. Первое сочинение построено в форме диалога, состоящего из вопросов Салония и ответов Е. о сложности понимания различных мест Свящ. Писания. Во 2-м произведении, в основе к-рого лежит «Ономастикон» Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима, объясняются нек-рые библейские термины и личные имена. В экзегетических произведениях Е. мало оригинального, основные мысли заимствованы из трудов донатиста Тихония , свт. Амвросия Медиоланского, блж. Августина , Иеронима, Иоанна Кассиана, Амброзиастера , что и сам Е. признавал в предисловии к «Наставлениям...». Он не знал греч. языка, поэтому полностью зависел от лат. авторов. В частности, идея 3 смыслов, сформулированная еще богословами Александрийской школы, была известна ему только в форме, предложенной свт.

http://pravenc.ru/text/187945.html

Одним из основных рассадников [святости] на Западе был Леринский монастырь. Житие основателя его св. Гонория сохранилось в панегирике ему ученика его Илария, епископа города Арля. Из него известно, что св. Гонорий путешествовал со своим братом по Египту и Палестине, по возвращении откуда создал свой монастырь в Лерине. При жизни он совершил ряд чудес. С монастырем были духовно связаны св. Павлин Ноланский, по указанию которого туда пришел св. Евхерий, оставивший ряд трудов своих, в том числе «Житие св. Маврикия и св. мучеников Фивейского легиона», о котором говорилось здесь раньше. В монастыре том жил некоторое время преп. Кассиан, основавший потом свою обитель в Марселе. Нужно отметить, что преп. Кассиан, чтимый всею Православною Церковью, хотя память его и совершается всего раз в четыре года, в Католической церкви считается святым местночтимым и память его, правда ежегодно, отмечается лишь в Марселе, где в церкви священномученика Виктора почивают останки его мощей, сохранившиеся при уничтожении их во время Французской революции. В том же монастыре подвизались св. Викентий Леринский, чтимый на Востоке еще более, чем на Западе, учитель Церкви, погибший около 450 года и оставивший труд свой о Священном Предании. Через Леринский монастырь с Востоком связаны также Англия и Ирландия, так как он явился духовной опорой просветившего Англию преп. Августина и его сподвижников; жил там некоторое время и просветитель Ирландии св. Патрикий . Монастырь, основанный св. Коломбом в Ирландии, находился в сношениях и общении с восточными монастырями в XI веке и даже, по имеющимся данным, некоторое время после падения Рима и разрыва Рима с Востоком. Остатки того монастыря с мощами преподобного основателя его существуют доселе, и недавно туда было совершено паломничество, оставившее глубокое впечатление у его участников, как и подробное житие св. Коломба. Последователями преп. Коломба были преподобные Колумбан, Фридолин и Галл, из Ирландии пришедшие в Швейцарию в VII веке и послужившие в Галлии и Северной Италии утверждению там христианства и защите Православия от еретиков. При жизни они совершали чудеса и предсказывали будущее. Подробные жития их хранились в тамошних монастырях, и память их чтится в местах, с ними связанных до сего дня.

http://foma.ru/svyatitel-ioann-maksimovi...

«Привязанность», «преданность» Богу прежнего Левия стали сущностью всего бытия «богодарованного» Матфея и воплотились в последнем: корыстный сборщик податей поглощается и исчезает в апостоле. Такие натуры влагают всю душу для достижения своего идеала, но они не любят выдвигаться вперед, выступать на первый план, предпочитая действовать спокойно, тихо и незаметно с твердым убеждением в святости своей миссии, с уверенностью, что в этом заключается всё их существование, которое столь же естественно, как и самая жизнь. Поэтому и об апостоле Матфее в Евангелиях не сохранилось никаких известий; мы знаем только, что он был в числе ближайших учеников Господа и вместе с последними участвовал во всех событиях. Точно так же смутны, неопределенны и разноречивы сведения о его дальнейшей судьбе, после вознесения Христова. Все древние свидетели утверждают, что он некоторое время действовал в Палестине и проповедовал спасительное благовестив между соотечественниками. Можно предполагать, что его деятельность не привязывалась исключительно к Иерусалиму, ибо в бытность свою здесь после своего обращения, около 37 г., Павел не нашел его там ( Деян. 9, 26–27 ; Гал. 1, 18–19 ), а равно он не упоминается и на соборе апостольском ( Деян. 15, 1 ss.). По словам Климента Александрийского , он оставался в святой земле пятнадцать лет (до 44 г.) и потом отправился в иные страны 425 . По одним (Руфин, Григорий Великий , Евхерий Лионский, Сократ Схоластик и др.), это была Эфиопия (царство Мероэ), другие называют Персию ( Амвросий Медиоланский ) или Македонию (Исидор Испанский), а просвещаемые им народы 426 именуются или парфянами ( Павлин Ноланский ), или сирийцами и эфиопами ( Симеон Метафраст ), или просто антропофагами (Никифор Каллист) 427 . Во всяком случае более признанным было, что Матфей обращался со своим благовестием к племенам семитического корня, по складу ума и по характеру воззрений ближе стоявшим к еврейским понятиям и потому скорее склонным к восприятию учения о Христе как Избавителе, предреченном их общему праотцу 428 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

443//и непрерывное внимание доставляют душе постоянную твердость, которая, впрочем, не может быть приобретена иначе, как посредством непрерывного, неутомимого занятия делом, совершаемым не по сребролюбию, а в пользу киновии; заранее будут совершенно отвергнуты все заботы и попечения настоящей жизни, чтобы таким образом мы могли исполнить апостольскую заповедь: непрестанно молитесь (1 Сол 5, 17) . Ибо весьма мало молится тот, кто привык молиться только в то время, когда преклоняет колена; но никогда не молится тот, кто даже, преклоняя колена, развлекается блужданием сердца где–либо. И потому, какими хотим быть во время молитвы, такими должны быть и до начала молитвы. Ибо дух наш во время своей молитвы обязательно получает настроение от предшествующего состояния и, молясь, возносится к небесному или погружается в земное теми же помыслами, какими занимался перед молитвою. Авва Исаак до этого места довел второе собеседование с нами о качестве молитвы. Очень удивляясь его учению касательно размышления о вышесказанном стишке ( поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, 444// на помощь мне), держаться которого он предал новоначальным как бы для образования, и желая твердо усвоить, мы думали, что оно, как сокращенное, легко; но испытали, что оно труднее для соблюдения, нежели то наше старание, с которым мы обыкновенно разным размышлением пробегали по всему составу Св. Писания без всякого постоянства (т. е. пристально не останавливаясь ни на чем). Итак, видно, что никто не исключается от совершенства сердца по неграмотности, необразованность не препятствует приобретению чистоты сердца и души, которая (чистота) удобно достается всем, если только постоянными размышлением об этом стишке ( поспеши, Боже, избавить меня, поспеши…) сохранять здравое и непорочное расположение духа к Богу. Преподобного Иоанна Кассиана к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде, предисловие Хотя добродетели вашего совершенства, которым вы, как какие–нибудь светила в этом мире, сияете с удивительным блеском, многие из святых, поучающихся вашим примером, едва могут подражать; однако вы, святые братья, Гонорат и Евхерий , похвалою тех высоких мужей, от коих мы приняли первые постановления отшельничества, воспламенились так, что один из вас, начальствуя над большим общежитием братьев, желает, чтобы общество его, которое поучается ежедневным видением вашей святой жизни, было наставляемо еще и заповедями тех отцов, а другой захотел отправиться в Египет, чтобы поучаться и телесным видением их, так что, оставив эту область, оцепеневшую от суровости галльского холода, как чистая горлица, полетел бы в те земли, которые ближе освещаются солнцем правды и изобилуют зрелыми плодами добродетелей. Это невольно возбудило во мне любовь, так что я, утешаясь желанием одного и трудом другого, не уклонился от опасности коротко написать, лишь бы только у первого увеличился

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Между варварами отдельных национальностей вышли наружу какие-то свои счеты, и гот Сар перебил гуннов, составлявших личную охрану Стилихона, и завладел его обозом. Опасаясь настроения варваров, Стилихон сделал распоряжение, чтобы их не пускали в города, где находились их семейства. Олимпий, всецело овладевший волей и разумом Гонория, достиг того, что в Равенну пришел приказ арестовать Стилихона. Узнав об этом, Стилихон бежал ночью в церковь . Оставшиеся ему верными варвары готовились защитить его. Но солдаты вошли в церковь , и в присутствии епископа Стилихону было разъяснено, что дело не идет о его жизни. Евхерий, сын Стилихона, бежал в Рим, а сам он остался под стражей. Скоро пришел другой приказ, в котором Гонорий повелевал казнить Стилихона по обвинению в измене. Верные ему варвары и слуги готовы были его отбить; но Стилихон употребил весь свой авторитет, чтобы предупредить кровопролитие, и смело пошел на казнь, которую совершил над ним Гераклиан (23 августа 408 года). Смертный приговор был распространен также и на бежавшего Евхерия. Поручение поймать его и казнить было возложено на придворных евнухов Арзация и Теренция. Так сошел с исторической арены человек, державший в своих руках бразды мировой политики в это трудное время. Олимпий получил теперь сан магистра армии и стал направителем воли Гонория. Возбуждено было расследование об измене Стилихона, привлечены к ответу его друзья, и хотя они не давали никаких показаний в смысле существования заговора против законного императора, но многие подверглись казни или конфискации имущества. Ожесточение местного населения против варваров сказалось, между прочим, в том, что солдаты и население стали избивать семейства варваров, состоявших на службе императору, жившие в разных городах Италии. Эти избиения повели к тому, что более 30 тысяч воинов, призывая в свидетели нарушения римлянами верности клятве, отказались от службы императору, перешли под стяг Алариха и тем значительно увеличили его силы. 609 Победа римской партии над Стилихоном сказалась в улучшении отношений к Восточной империи, и в Феодосиевом Кодексе сохранился указ, которым был восстановлен беспрепятственный торговый оборот между обеими империями.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Гора камениста, и восходят по ступеням. Там был распят Господь. У подножия самой горы Авраам сделал алтарь и гора выступает над алтарем. От гробницы Господа до места на Кальварии шагов (числом) 15: находится под одною кровлею... Потом входишь в базилику, на Голгофу, где были обретены три креста скрытые... И есть там алтарь из золота и серебра. И имеет девять колонн золотых, которые поддерживают тот алтарь. От места Кальварии до Голгофы шагов числом 15, где был обретен крест Господень» 884 . " От Гробницы (а monumento) до Голгофы, – говорит Антонин Мартир, – 80 шагов. С одной стороны восходят по ступеням (там), где Господь наш всходил на пропятие. От Голгофы до места, где был обретен крест, шагов (числом) 50. В базилике Константина, смежной с памятником Гроба и Голгофою, в атриуме самой базилики, есть ложе (cubiculum, может быть, – отделение, часовня), где хранится древо святого креста» 885 . – После всех этих указаний факт существования в Новом Иерусалиме Константина, помимо памятника Гроба, еще особого обширного здания храма не может подлежать сомнению. Вопрос только в том, как на основании всех этих данных представить относительное положение отдельных пунктов и устройство покрывавших их сооружений? Καθαρν αθριον ναπεπταμνον [чистый, вздымающийся двор] Евсевия естественнее всего искать на восточной стороне Анастасиса; если историк не говорит этого прямо, то все же это довольно ясно из контекста его речи в XXXIV–XXXVI главах 886 . Так как этот атриум занимал весьма обширное пространство (παμμεγθη χρον), то он необходимо должен был включить в свои стены и нынешнее место Голгофы. Βασλειος νες [царский храм] примыкал к атриуму далее, на восточной стороне. Такое расположение этих трех частей вполне подтверждается выше приведенными паломническими свидетельствами. Евхерий прямо говорит, что Голгофа лежит между Анастасисом и Мартириумом – базиликою; в «Бревиарии» описание ясно ведется в западном направлении; базилика Константина, Голгофа с большим атриумом и св. Воскресение; у Феодосия и Антонина обратный порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010