Начиная с VIII в. в источниках зафиксированы сведения о церковной политике К. М.: майордом притеснял Церковь, отбирал у нее собственность и передавал воинам. Одним из важнейших источников такого рода является Житие св. Евхерия, еп. Аврелианского (BHL, N 2660), составленное скорее всего в сер.- 2-й пол. VIII в. Согласно Житию, К. М., первоначально благоволивший к Евхерию († 738), по наущению злых людей отправил епископа и его родственников в ссылку. Но сопоставление сведений Жития св. Евхерия с данными «Деяний Осерских епископов» (IX в.) показывает, что смещение Аврелианского епископа было связано не с «гонениями» на Церковь, а с проводившейся К. М. политикой подавления самостоятельности местной знати. Дядя Евхерия, еп. Саварик (Суаварих), с 90-х гг. VII в. занимал Автиссиодурскую кафедру и установил контроль не только над Автиссиодуром (ныне Осер), но и над соседними городами - Аврелианом (ныне Орлеан), Ниверном (Невирном; ныне Невер), Торнодуром (ныне Тоннер), Аваллоном и Трикассами (ныне Труа). Епископ предпринял попытку захватить Лугдун, но умер во время похода (Gesta pontificum Autissiodorensium. 26). Наследниками Саварика стали Евхерий и Айнмар (Хайнмар), занявшие соответственно Аврелианскую и Автиссиодурскую кафедры. В «Деяниях Осерских епископов» Айнмар описывается как могущественный властитель, покоривший почти всю Бургундию. Возможно, он был мирянином (vocatus episcopus - Ibid. 27; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 448-449). Стремление Саварика и его преемников создать в Сев. Бургундии самостоятельное гос. образование (в «Деяниях Осерских епископов» оно названо Бургундским дукатом - usque ad ducatum pene totius Burgundie perveniret) противоречило политике К. М., направленной на объединение гос-ва франков. Майордом утвердил избрание Евхерия и, вероятно, Айнмара, но намеревался добиться от них покорности. Победа над арабами и военные успехи в Аквитании и др. юж. регионах позволили К. М. сместить Евхерия. Айнмар оказал майордому военную помощь во время похода против арабов, но впосл. был обвинен в сговоре с Одоном Аквитанским, заключен под стражу и убит при попытке к бегству (Gesta pontificum Autissiodorensium. 27).

http://pravenc.ru/text/1681079.html

Одним из основных рассадников на Западе был Леринский монастырь. Житие основателя его св. Гонория сохранилось в панегирике ему ученика его Илария, епископа города Арля. Из него известно, что св. Гонорий путешествовал со своим братом по Египту и Палестине, по возвращении откуда создал свой монастырь в Лерине. При жизни он совершил ряд чудес. С монастырём были духовно связаны св. Павлин Ноланский , по указанию которого туда пришёл св. Евхерий, оставивший ряд трудов своих, в том числе «Житие св. Маврикия и св. мучеников Фивейского легиона», о котором здесь сказано раньше. В монастыре том жил некоторое время преподобный Кассиан, основавший потом свою обитель в Марселе. Нужно отметить, что преподобный Кассиан, чтимый всею Православною Церковью, хотя память и совершается раз в 4 года, в католической церкви считается святым местночтимым и память его, правда ежегодно, отмечается лишь в Марселе, где в церкви священномученика Виктора почивают останки его мощей, сохранившиеся при уничтожении их во время французской революции. В том же монастыре подвизались св. Викентий Леринский, чтимый на Востоке ещё более, чем на Западе, учитель Церкви, погибший около 450 года и оставивший труд свой о Священном Преда­нии. Через Леринский монастырь с Востоком связаны также Англия и Ирландия, так как он явился духовной опорой просветившего Англию преподобного Августина и его сподвижников, жил там некоторое время и просветитель Ирландии св. Патрикий. Монастырь, основанный св. Коломбом в Ирландии, находился в сношениях и общении с восточными монастырями в XI веке и даже по имеющимся данным некоторое время после падения Рима, разрыва Рима с Востоком. Остатки того монастыря с мощами преподобного основателя его существуют доселе, и недавно туда было совершенно паломничество, оставившее глубокое впечатление на его участников, как и подробное житие св. Коломба. Последователями препреподобного Коломба были преподобные Колумбан, Фридолин и Галл, из Ирландии пришедшие в Швейцарию в VII веке и послужившие в Галлии и Северной Италии утверждению там христианства и защите Православия от еретиков. При жизни они совершали чудеса и предсказывали будущее. Подробные жития их хранились в тамошних монастырях и память их чтится в местах, с ними связанных до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

975 Из правил Никейских приведено девять мест; из правил других соборов: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского и Халкидонского – и того меньше, по крайней мере, по изданию Вассершлебена. В рукописи, обозначенной у Васеершлебена Cod. 5, этих выдержек приведено, впрочем, больше. 976 Под этими названиями должно разуметь не столько постановления ирландских соборов, сколько формулированные обычаи ирландской церкви. Эти Canones Hibernienses напечатаны у Migne, XCVІ col. 1311 (по Marten), отрывки у Maassen, прилож. 26. 978 Кроме того цитируются: Василий В., Лактанций , Амвросий, Фаустин, Евхерий, Мартин, Феофил (?), Андрей (?), Кассиан, Dogma ecclesiasticum, т. e. definitio dogmatum Геннадия, Каталог, (?), Философ (?), Nechias (?), Иоанн metropolitanus (?), отрывки из Келементин, апокрифическое послание Климента к Иакову и многие, неизвестно откуда взятые, места под заглавием: in Vitae patrum, in vita monachorum. Много мест приведено без указания источника. 980 Wasserschl. ibid. IX. Есть четыре англосаксонских глоссы; три состоят, впрочем, из одного, или нескольких слов. 982 Lex Ribuaria, 58. 1. «Нос etiam jubemus, at qualiscunque Francus Ripuarias seu tabularius servum suum pro amimae suse remedio seu pro pretio secundum legem Romanam libertare voluerit, ut in ecclesia coram presbyteris, diaconibus seu cuncto clero et plebe in manu episcopi servum cum tabulis tradat et episcopus archidiacono jubeat, ut ei tabulas secundum legem Romanam, qua ecclesia vivit, faciat». – Собор Орлеанский I, 511 г. прав. 1: id constitulmus obsevandum, quod ecclleriastici canones decreveruut et lex Romana constituit. Migne, 84, col. 273. Собор Орлеанск. V. пр. 7. Турский пр 20. I Соб. Масокск. пр. 16; II Масон. 8, 18 – Hincinar, Ad Carolum Quaterniones: Secundum leges quas ecclesia recepit et venerabiliter comprobat. Migne, 135, col. 1048. Ad. episcopos admonitio: secxut decimus liber legum, quibus una cum sacris canonibus sancta moderatur ecclesia. Migne, 125, col. 1010. Savigny, Histoire du droit romain au mogen-àge, trad. par Guenoux, II, cap. XV, § 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Факунд не знает спорных слов, изъясняет мистически 8 стих и однако пишет: de Patre et Filio et Spiritu Sancto dicit (Iohannes), и далее: non ergo ait Iohannes Apostolus loquens de Patre et Filio et Spiritu Sancto, tres sunt Personae etc... Факунд, таким образом, утверждая, что Апостол говорит о Св. Троице именно в 8 стихе, употребляет термины: dicit, ait, loquens, по силе равные scriptum est св. Киприана. Почему нельзя допустить, что и св. Киприан употребил scriptum est в таком же точно смысле? Относительно третьего вопроса: мы не имеем никаких основании отдавать предпочтение свидетельству Фульгенция потому только, что он жил на пятьдесят лет раньше Факунда 485 , но родился (468 г.) через 210 лет после смерти св. Киприана (258). А в таком случае правильное разъяснение разногласия Фульгенция и Факунда будет следующее: оба, Фульгенций и Факунд, читали сочинение св. Киприана De unitate ecclesiae и пользовались им при написании своих трактатов; но Фульгенций имел под руками список Свящ. Писания с словами о Небесных Свидетелях, а Факунд – без них. Первый, конечно, не мог и подозревать, что св. Киприан мистически изъясняет 8-й стих, когда у него, как и у Киприана (так, вероятно, думал Фульгенций), рядом стояло прямое и ясное свидетельство св. Апостола Иоанна; Факунд же, не находя в своем списке спорных слов, приписал св. Киприану то толкование, какое читал у бл. Августина и какое было обычно в его время, как свидетельствует Евхерий (о нем ниже). Понятно, таким образом, что Фульгенций не может считаться свидетелем того, что св. Киприан действительно читал в своем кодексе спорные слова, особенно, если вместе со свидетельством Факунда, примем во внимание раннейшее мистическое изъяснение 8 стиха у бл. Августина, равно как и то, что последний обнаруживает во всех своих творениях совершенное незнакомство с спорным текстом; а ведь он тоже был африканец и тщательно изучал Свящ. Писание. Из всего сказанного можно вывести то заключение, что нельзя решительно утверждать, будто св. Киприан цитировал 1Ин.5:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Как понимать заповедь апостола о непрестанной молитве? Слабость человеческая не может вынести подвига — постоянно, без перерыва молиться, нужно время на подкрепление себя пищею, отдыхом, сном и на исполнение разных обязанностей. Апостол внушает, что необходимо молиться не только по временам, например в праздники, а ежедневно, не в известные только часы, а при всяком случае, при всяком деле, когда только нуждаемся в каком–либо благе духовном или вещественном, или в помощи Божией для какого–либо дела, днем и ночью. У апостола та же мысль заключается, что и в наставлении Спасителя должно всегда молиться и не унывать (Лк 18, 1), т. е. надо молиться постоянно, неотступно, настойчиво, не следует унывать, отчаиваться и оставлять молитву, если не скоро получаем то, чего просим, а постоянно более и более нужно усиливать молитву, настойчивее просить, пока Бог не подаст нам просимое хотя бы за неотступность нашу, если только это полезно будет нам. Подобные мысли выражаются и в следующих словах: бодрствуйте на всякое время и молитесь (Лк 21, 36). Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих (Пс 33, 2). 105 Гонорат был епископом Арелатским и вместе с тем настоятелем монастыря Евхерий был, вероятно, настоятелем монастыря, а впоследствии епископом Лионским. 106 Этот монастырь, как думают, был на остров Лерине, рядом с другим островом Леро, недалеко от Марселя Ныне последний называется островом Маргариты, а первый — Гонората. 107 Три Стихадских острова, радом расположенные, находятся в 60 милях от Марселя, недалеко от островов Лерина и Леро На этих островах, благоприятствовавших монашеской уединенной жизни, довольно было многолюдных монастырей. 108 См Кн. 5, гл 37. 109 Это означает не равенство, а подобие качеств, мы не можем сравняться с Богом, а только можем подражать, уподобляться Ему. 110 Услаждение нечистыми помыслами 111 Вожделение к женщине 112 См Соб 7, гл 1 и 2 113 То есть приобретет познания — что свойственно духу, что плоти, что согласно с их свойствами и потребностями, что нужно приписать одному, что другому и т. п. 114

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Ибо где нет закона, нет и преступления (Рим 4, 15). Ободрившись этим наставлением и учением блаженного Иосифа как божественным откровением, мы предпочли остаться в Египте. Но потом, хотя и мало беспокоились мы о нашем обещании, однако по прошествии семи лет с радостью исполнили свое обещание. Ибо, придя в свою киновию уже в то время, когда имели надежду испросить позволение возвратиться в пустыню египетскую, сначала мы отдали должную честь нашим старцам; потом с теми, которые по горячей любви никак не довольствовались частыми нашими письмами, мы возобновили прежнюю любовь; наконец, после совершенного исполнения нашего обещания, нас проводили с радостью, и мы возвратились в единение скитской пустыни. Это знание и учение знаменитых отцов вам, святые братья (Гонорат и Евхерий), сколько могло, изъяснило наше невежество. Хотя необразован- 603// ная речь скорее смешанно, нежели по порядку изложила это; но прошу, чтобы наша достойная порицания необразованность не упразднила похвалы знаменитых мужей. Нам перед лицом нашего Судии казалось безопаснее хоть необработанной речью передать это возвышенное учение, нежели умолчать; так как и успеху читателя, если он будет смотреть на возвышенность смысла, не может воспрепятствовать неискусность нашей речи, да и у нас была забота больше о пользе, нежели о похвале. Всех, до чьих рук дойдет это сочинение, и кому приятна жизнь и учение святых, прошу все то, что понравится в них, приписать отцам, а что не понравится, то — нам. Преподобного Иоанна Кассиана к семи последним, посланным к Иовиниану, Миневрию, Леонтию и Феодору, собеседованиям отцов, обитавших в пределах Нижнего Египта, предисловие При помощи благодати Христовой окончив десять собеседований отцов, которые изложены по требованию блаженнейших епископов Елладия и Леонтия, другие семь я посвятил блаженному епископу Гонорату и святому рабу Христову Евхерию; столько же теперь и вам, святые братья Иовиниан, Миневрий, Леонтий и Феодор , я вздумал посвятить. Последний из вас в областях галльских со строгостью древних добродетелей основал святой и превосходный чин киновии, а прочие своими наставлениями возбудили монахов искренно расположиться не только к киновийской жизни, но и желать высоты отшельнической.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Одним из главных центров этой новой культуры в Галлии (и на всем Западе) стал Леринский монастырь 122 . О нем Евхерий Лионский, один из выдающихся древнегалльских подвижников, писал так: «Лерин принимает в свое милосердное лоно всех, кто спасся от крушения житейских бурь. Он принимает с любовью их, еще взволнованных грозами мира, чтобы они перевели дыхание под тихою сенью Бога» 123 . Примечательно, что данный монастырь, основанный в самом начале V в. св. Гоноратом 124 на диком и полном змей острове (недалеко от современных Канн), сразу же стал убежищем для северогалльской аристократии, вынужденной, в связи с нашествиями варваров, покинуть родные места: сам св. Гонорат и многие его сподвижники принадлежали к ней 125 . Такой «аристократический характер» этой киновии, предполагающий высокий уровень образования у ее насельников, имел следствием тот факт, что в Ле-рине стало необычайно пышно процветать литературное творчество 126 . Кроме того, данная киновия стала еще и «школой-монастырем» (Schola Liri-nensis), где настоятели часто бывали учителями, а монахи – учениками 127 . По характеристике одного русского ученого, «члены Леринской монашескрй общины не только предавались аскетическо-созер-цательной жизни, но и принимали участие в церковных делах и в тех богословских спорах, которые тогда волновали Церковь ». Здесь была и «своя библиотека, в которой наряду с собственным латинским переводом Библии можно было найти сочинения известных отцов Церкви, как, например, Киприана, Минуция Феликса , Амвросия, Павлина Ноланского , Оригена , Василия Великого , Григория Назинзина, Августина, Кассиана и проч., а также лучших языческих писателей. Таким образом, Леринский монастырь давал не только морально-практическое воспитание, но и богословско-теоретическое образование; он был в одно и то же время школой и христианского знания, и истинно христианской жизни» 128 . Естественно, что эта школа в значительной степени определила многие аспекты западной христианской культуры в период ее активного формирования.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Именно это и замышлял отец Серафим в своей книге, хотя и понимал: сделан лишь первый шаг, заложено основание, на котором возрастут другие книги Братства, и далее помогающие людям держаться православного христианского пути, указывающие им примеры для подражания и источники вдохновения. «Претерпевая всё до конца» (ср.: Мф.24:13 ), нужно держаться этого пути – только тогда обрящешь спасение. 78. Православное наследие Запада До него же упоительны для жаждущих Бога сокрытые от глаз лесные уголки: до чего же приятны для жаждущих Бога скиты, рассеянные там и сям на лоне непотревоженной природы. Все живое замерло. В этой тиши дума радостно взмывает к Богу на крыльях невыразимого ликования. Ничто не препятствует ей. И всякое слово обращено к Богу. Эта сладостная мольба нарушает тишину и покой. А с неба доносятся далекие, ласкающие слух Божественные раскаты – наш скромный глас услышан. Святой Евхерий Лионский 1174 Стремясь к пустынническому одиночеству, некий тридцатипятилетний человек поселился в лесу. «Нет, он не отправился в далекие края, а избрал пустынью место, недалекое от дома. Чего хотел он достичь? Почему не остался в каком-либо известном монастыре, не поискал себе умудренных старцев?.. Все в его жизни свидетельствовало о том, что он далек от всякой религиозной романтики, он не мечтал о дальних краях, об «идеальных монастырях” или «святых старцах”. Он думал лишь об одном: как, познав азы духовной жизни и суровые монашеские обычаи, спасти душу, приготовить ее для Царства Небесного». 1175 Не правда ли, слова эти можно с полным основанием отнести к самому отцу Серафиму: он обосновался в скиту тридцати пяти лет от роду и именно так смотрел на монашескую жизнь. Однако адресованы слова другому человеку. Их написал сам отец Серафим о преподобном Романе (V век), родоначальнике пустынножительства во Франции, на родине предков отца Серафима. По мере того как он глубже постигал христианство Галлии (так в древности именовалась Франция), он приходил в трепет: такая сокровищница духовности забыта! В одном из писем он отмечал: «Дух древней (V–VI веков) Галлии воодушевляет меня и придает сил».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Порочные люди встречались в Галлии как среди епископов, так и среди священников, диаконов и низших клириков. Для греховных страстей не составляли непреодолимого препятствия и монастырские стены, и все же очагами христианского подвижничества служили монастыри, число которых, равно как и их насельников, неуклонно росло со времени появления первых обителей в Галлии во второй половине 4 в. В 397 г., когда святитель Мартин отошел ко Господу, в Тур проститься с ним стеклось две тысячи монахов. В 5 столетии учителем монашеского подвижничества в Галлии был преподобный Иоанн Кассиан , благодаря творениям которого монастыри Галлии и других стран Запада восприняли аскетические традиции христианского Востока. Еще одним источником влияния на монашество Галлии служил подвижнический опыт странствующих монахов из Ирландии. В конце 6 в. в монастырях Галлии стал вводиться устав преподобного Бенедикта Нурсийского , который со временем, уже в следующих столетиях, получил доминирующее значение, потеснив влияние восточной и ирландской традиции. В самой Галлии очагом монашеского подвижничества в 5 столетии стал монастырь, основанный преподобным Гоноратом Арльским в 410 г. на острове Лерине в Средиземном море близ современного города Канна. К числу знаменитых насельников этой обители принадлежат равноапостольный Патрик Ирландский , знаменитый духовный писатель преподобный Викентий Леринский, святители, занимавшие впоследствии важнейшие кафедры Галии: Иларий Арелатский, Евхерий Лионский и Фавст Регийский. В 6 столетии в нем подвизался святой Кесарий, который позже занимал первенствующую в Галлии Арелатскую кафедру. В Галлии возникли и другие очаги аскетического делания, оказывавшие влияние на монастырскую жизнь в стране, – это была основанная святым Мартином близ Тура обитель, позже получившая название Мармутье – от majus monasterium (большой монастырь), и монастыри, расположенные в Юрских горах в Савойе, где в 5 столетии подвизались преподобные Роман и Лупикин, с жизнеописания которых и начинается «Vita partum» («Жизнь отцов») Григория Турского . В эту книгу святой Григорий поместил также жития своих современников: преподобных Фриарда, Калуппана, Сеноха, Емилиана и его ученика Бракхио, родом из тюрингов, до пострига, служившего охотником у герцога Сигивальда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

V. Аскетическое и мистическое истолкование кн. Исход. В толковании Иоанна Кассиана Римлянина события кн. Исход приобретают символическое значение и описывают различные этапы монашеской жизни и призвания к подвижничеству. Так, напр., «духовные египтяне», подобно фараону и его прислужникам (ср.: Исх 5. 8, 9), с помощью тяжелых земных дел пытаются удержать истинный Израиль, т. е. христиан, от почитания Господа, к-рое может совершаться только «в пустыне свободного духа» ( Ioan. Cassian. Collat. XXI 28). Неопалимая купина (Исх 3. 2) становится символом тела подвижника, к-рое не должно возбуждаться, т. е. сгорать от огня естественных потребностей ( Ioan. Cassian. XII 11). Моисей, освободивший израильтян от рабства, служит образом подвижника, благодаря примеру которого совершается призвание к монашеству (Ibid. III 4); роптание народа в пустыне (Исх 16. 2-3) становится предостережением против искушений, связанных с отречением от мирских привязанностей ( Ioan. Cassian. Collat. III 7). В словах Исх 33. 20 («...человек не может увидеть Меня и остаться в живых») подразумевается то, что подвижник, решающий достичь созерцания Бога, не может оставаться живым для страстей и этого мира (Ibid. I 15). Восхождение Моисея одного на гору Господню - символ необходимости уединения для подвижника (Ibid. XXIV 3). Следуя той же линии, свт. Евхерий, еп. Лугдунский (V в.), в соч. «Похвала пустыне» ( Eucher. Lugd. De laude eremi. 7-16//PL. 50. Col. 701-711) использует образы из кн. Исход, связанные со странствием по пустыне (т. е. того места, где избранный народ встречается с Богом), в качестве символического изображения необходимости обретения состояния отречения от мира сего для встречи с Богом. Св. Иоанн Лествичник говорит о необходимости для желающих перейти «море грехов и победить Амалика страсти» иметь некоего ходатая-наставника, подобного Моисею ( Ioan. Climacus. Scala. I 7); развернутую аллегорическую интерпретацию образа Моисея он приводит в «Пастырских наставлениях» ( Idem. Ad Pastor. 15).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010