Это и последующие письма впервые были опубликованы D’Achery в Spicilegio V, 532 etc. по Палатинской рукописи IX в. 948 Лазерпиций - смолистое растение из семейства зонтичных, употреблялось и как лекарство, и как приправа. 949 Ксенократ (ок. 395 - 312 г. до н.э.) - греческий философ, с 339 г. до н.э. стоял во главе платоновской Академии. Последующая в тексте история с Полемоном, весьма популярная в древности и позже, подробнее изложена у Диогена Лаэртского (IV, 16). 950 В подлиннике используется игра слов Tutum - tutissimum. 951 Колоны - с IV в. фактически полусвободные земледельцы, постоянно проживающие на государственных землях или в латифундиях и ежегодно выплачивающие денежную или, преимущественно, натуральную арендную плату, которую земледелец не имел право повышать. (Более подробно о колонах см.: Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения). М., 1989. C. 74-75). 952 Судя по всему, это жители деревни, рядом с которой находилось поместье автора письма. 953  Т.е. простые, рядовые римские граждане 954 Наверное, речь идет об административном центре данного района. 955 Т.е., чтобы исчезли всяческие подозрения. 956 Интенция - требовательная часть процессуальной формулы, в которой в форме условия приведены основание иска и его предмет. 957  Здесь имеются в виду волузианские колоны. 958 Lecoy de la Marche, Vie de Saint Martin, Tours, 1895, p. 378. 959 см. его Vitae patrum, а также жития галльских святых, изданные в Mon. Germ., Scriptores Rerum Merovingicarum. 960 E.-Ch. Babut. Saint Martin de Tours. Paris, s. a., 1912. 961 Vita Martini, Epistolae et Dialogi, ed. Halm. CSEL vol. I (Vindob. 1866). 962 год смерти св. Мартина, как и вся его хронология очень шатки. Последняя работа H. Delehaye дает для его жизни следующие рамки: род. ок. 315, ум. 397. 963 таковы были Галл и Евхерий, известные из диалогов Севера, и Виктор, упоминаемый в переписке св. Павлина. Paulini Noiani. Epist. XXIII ed. Hartel. 964 plerosque ex eis postea episcopos vidimus. Quae enim esset civitas aut ecclesia, quae non sibi de Martini monasterio cuperet sacerdotem ? V.M. c. 10. 965

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

21 .1. Иногда такой раздачей бывало исчерпано имущество, вера же никогда [не исчерпывалась]. Ведь даже когда по некоей превратности из многих тысяч в обильной казне оставалась одна золотая монета, он и ее, даже среди недостатка многих вешей, с удивительным постоянством отдавал проходящему мимо нищему, а мне и другим присутствующим говорил: «Определенно, уже приближается тот, кто предоставит [необходимое] нам, если благотворительность наша уже не имеет того, что можно было бы предложить». Едва проходило три или четыре часа текущего дня, как приходил тот, кто подтверждал верность этих слов. О благая благотворительность, которой служила вера! О благая вера, благодаря которой благотворительность никогда не медлила! 2. И воистину, что давала его вера, то он не переставал раздавать своей рукой 200 . Во многих местах он имел испытанных мужей, чьими руками всегда раздавал то, что ему предоставлялось. Так, благодаря одному раздающему имелось много раздающих, и его вера, словно некий общий источник, изливалась как для многих дающих, так и для принимающих. Не было никого, чьи беды, достигнув его, продолжались бы после этого, а не находили бы в нем свой конец. Послания Гонората 22 . 1. Потом уже к нему, скрывающемуся [от мира], как он считал или, во всяком случае, желал, отовсюду приносились [словно] наперебой письма, на которые он с живым чувством давал столь разнообразные ответы, столь строгие, столь ласковые, столь приятные! 2. Поэтому весьма блистательный в миру и еще более блистательный во Христе, ревнующий о своей добродетели блаженный Евхерий 201 , проживающий на соседнем от него острове, когда получил из пустыни его письма, как обычно, на дощечках, покрытых воском, сказал: «Мед свой ты возвратил воску». 3. И кто не считал счастливым себя, свой дом, свой ларец для хранения бумаг, обогатившись хотя и малым даром из его уст, но большим благословением? И в самом деле, сколько благоразумия было в его писаниях, сколько сладости, что не в ларцах или в шкафах заслуживало их хранить, но в хранилище сердца. 4. Поэтому многие носили их запечатленными в душах и охотно пересказывали их для свидетельства его любви. Кто, наконец, когда-либо привязывал к себе такое количество друзей этими письмами? Скольких любивших его и жадно стремившихся к нему он лично не знал? Часть V: Обращение и монашеская жизнь Илария

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При этом неопределенные апокрифические страны варваров и антропофагов здесь категорически локализуются в Скифии, хотя с наклонностью видеть в ней Скифию не европейскую, а азиатскую (прикаспийскую). Отголосок самостоятельного (неапокрифического) церковного предания хотят видеть у Евсевия. «Когда свв. апостолы и ученики Спасителя Нашего», читаем у него в III, 1, «рассеялись по всей вселенной, то Фома, как содержит предание ως ? παρ?δοσις περι?χει,, получил в жребий Парфию, Андрей – Скифию... Петр, как известно, проповедовал в Понте и Галатии... Это сказано слово в слово (κατ? λ?ξειν) у Оригена в третьей части его толкований на Бытие». Данное сочинение Оригена до нас не сохранилось, и в каком объеме и в какой степени приведенная цитата представляет буквальную из него выдержку, исследователи церковной литературы оставляют под вопросом. Некоторые усматривают во многих авторитетных рукописях истории Евсевия специальный значок перед словом «Петр» и отсюда заключают, что лишь с известия о Петре начинается цитата из Оригена, а известие об ап. Андрее принадлежит самому Евсевию и современному ему (а не Оригену) церковному преданию. Но древность предания IV века не настолько глубока, чтобы ее нельзя было объяснить из того же указанного нами источника. Однако буква текста Евсевия говорит за то, что к цитате из Оригена нужно отнести все строки об апостолах, начиная с θομας. Частица δε при слове Π?τρος δ»?ν Π?ντφ явно соответствует частице μεν при слове θομ?ς μεν, связывая эти фразы в один период. Следовательно и предание, записанное Оригеном , мы можем датировать концом II, началом III века. Евсевия повторяют: Руфин («как нам передано») и Евхерий Лионский (†449) («как рассказывает история»). B VIII, IX и последующих столетиях накопившийся веками материал в форме апокрифических и церковных сказаний, кратких известий и посеянных всюду теми и другими местных преданий, послужил источником к составлению новых «деяний», «похвал» и «житий» апостолов. Здесь миссионерская деятельность ап. Андрея распадается на целых три проповеднических путешествия, скопированных с путешествий ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Хронологические указания в источниках противоречивы. Согласно Евхерию, мученики погибли во время всеобщего гонения на христиан, инициированного Максимианом, т. е. не ранее 303 г. (преследования христиан в армии начались уже в 299, когда Диоклетиан и его соправитель Галерий находились в Антиохии). В анонимном Мученичестве гибель мучеников связывается с подавлением мятежа багаудов. Поход цезаря Максимиана против багаудов состоялся в 285-286 гг.; войско скорее всего перешло Альпы по перевалу Сен-Бернар и достигло Октодура, после чего направилось в Сев. Галлию, где находились мятежники ( S á nchez Le ó n J. C. Les sources de l " histoire des Bagaudes: Trad. et comment. P., 1996. P. 71-73). В источниках указано также разное количество мучеников, погибших с М.: согласно Мученичествам, в Фиванском легионе было 6600 воинов, однако в некоторых рукописях анонимного Мученичества, в Иеронимовом мартирологе (V-VI вв.) и в более поздних текстах говорится о 6666 воинах. При имп. Диоклетиане численность воинов в легионах рим. армии была существенно уменьшена: в I-II вв. легион состоял примерно из 6 тыс. пехотинцев, тогда как в IV в. подразделение могло насчитывать всего ок. 1 тыс. воинов ( Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284-602. Oxf., 1964. Vol. 2. P. 680-683). Почитание М. и его спутников Мч. Маврикий. Фрагмент скульптуры в соборе мч. Маврикия и вмц. Екатерины в Марбурге. Ок. сер. XIII в. Мч. Маврикий. Фрагмент скульптуры в соборе мч. Маврикия и вмц. Екатерины в Марбурге. Ок. сер. XIII в. Почитание М. и его спутников впервые засвидетельствовано в Агауне (епископство Октодур) в кон. IV в. Евхерий Лугдунский и составитель анонимного Мученичества приписывали установление культа М. Феодору, 1-му известному епископу Октодура, современнику св. Амвросия Медиоланского, принимавшему участие в Соборе в Аквилее 381 г. и в Медиоланском Соборе 393 г. ( Duchesne. Fastes. T. 1. P. 245). Возможно, при обретении мощей М. и других воинов Феодор действовал по примеру св. Амвросия, который в 386 г.

http://pravenc.ru/text/2561146.html

Следовательно, «строители базилики естественным образом должны были искать возможности устроить алтарь на грани восточной оконечности базилики с подобающим восточному типу горним местом – Такая возможность им, очевидно, представлялась в той Константиновской церкви Обретения Св. Жив. Креста, которую Епископ Евхерий называет Мартирион, и которая имела всегда, имеет и поныне алтарь, обращенный на восток без всякого за ним кружного хода». б)      На стр. 148 «Базилика Константина кончалась церковью Обретения Св. Жив. Креста и именно в этой церкви находила полное выражение всего плана Константиновского сооружения» в)      На стр. 188 «Все существующие данные заставляют думать, что Св. Гробская базилика кончалась тотчас за пещерою Обретения Св. Жив. Креста, т. е. на 13½ саж. (29 метр) далее к западу от угла, образуемого найденными на Русском участке древними стенами». г)      На стр. 156 и 157 При длине 108½ метров (равной длине Вифлеемской базилики) «Св. Гробская базилика вместила бы в себя все пространство (до последней грани даже в нижней подземной части) занимаемое церковью Обретения Св. Жив. Креста». – «Означенная длина 108 ½ метров во всем главном сооружении дала бы строителям возможность дополнить оное недостовавшими в Вифлеемской базилике пропилеями и при этом оставить еще значительное свободное место для торговой площади». д)      На стр. 190 «На сколько вообще можно говорить определительно по отношению к столь отдаленным временам, можно почти с достоверностью сделать заключение, что найденные на Русском участке древние стены и колонны не входили в состав Константиновской Св. Гробской базилики и не принадлежали к пропилеям оной, а базилика вовсе не захватывала нашего места и кончалась гораздо западнее». Система построения базилики по мнению гг. Шика и Хитрово известна из 7-го выпуска Палестинского Сборника и приложенных к нему чертежей. Вытекающее из вышеизложенных соображений воззрение о. Арх. Леонида на спорные вопросы приводится к следующему 1)  о. Арх. Леонид отвергает толкование текста Евсевия, предложенное гг. Шиком и Хитрово, и придерживается той последовательности в расположении частей базилики, которая изложена была мною

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hram-s...

Возможность добра присуща всем людям, но не все желают пользоваться этими природными силами. В заключение Проспер называет приверженцев указанных им еретических мнений «скрытыми волками» и требует от папы Сикста отлучения их стада Господа. Насколько справедливы упреки и обвинения Проспером преп. Кассиана в пелагианстве, это может показать изложение взглядов самого Кассиана; нужно, однако сказать, что это отношение Проспера к преп. Кассиану было только прецедентом к подобному же отношению и со стороны других лиц и имело важное значение в последующей исторической судьбе сочинений преп. И. Кассиана Известно, что папа Геласий, руководясь сомнительным мнением относительно сочинений преп. И. Кассиана и потому особенно, что убежден был Проспером в пелагианстве Кассиана, поместил сочинения последнего в разряд апокрифических. Впрочем, это не равносильно было запрещению читать их, а только исключалось их чтение в церкви. Это можно заключить из самого названия πñóφoν – скрытое, секретное – и из самого декрета папы Геласия (начинается словами «Sancta Romana»), в котором различаются три разряда книг: 1) книги канонические, к которым относятся книги Св. Писания и Св. Отцов, читаемые публично в церковных собраниях; 2) разряд книг апокрифических, куда, кроме сочинений И. Кассиана, причислены труды Климента Александр., Тертуллиана , Лактанция , Арнобия и др. книги еретиков. Очевидно книги второго класса не читались только публично, а домашнее, частное чтение их было разрешено, иначе не понятно, почему бы запрещать чтение других, указанных в этом разряде, писателей 121 . Нет ничего, однако невероятного, что в домашнем даже чтении сочинения преп. И. Кассиана употреблялись уже, может быть, в выдержках и во всяком случае в очищенном от предполагаемого пелагианства виде. По крайней мере едва ли бы такие мужи. Как Бенедикт, Доминик и др. стали так усиленно рекомендовать сочинения преп. Кассиана всем монахам, если бы имели их очищенными от предполагавшихся в них заблуждений. Известно, напр., что уже Евхерий (умер в 450 г), Lugdunensis Ecclesiae presbyter, привел в сокращенном виде все, что казалось ему полезным в сочинениях Кассиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

101 Определение времени появления сочинений преп. И Кассиана думается далеко не лишне, особенно в целях выяснения исторической связи его идей с идеями других отцов и представителей христианской жизни. 107 Гонорат был епископом Арелатским и вместе настоятелем монастыря. Евхерий был вероятно настоятелем монастыря, а потом еп. Леонским. 108 См. предисл. к XVIII-XXIV Соб. Острова, упоминаемые здесь, вероятно Стехадские – Протень, Мессень и Гиполя. Еще остров Леро в 60 милях от Марсельского берега; на нем были уже отшельники. См. Otto Zockler «Ascese und. Monchtum» стр. 339 и Montalembert op. B. III. s. 223. 109 Это можно заключить хотя бы из того обстоятельства, что Гонорат, которого Кассиан называет в предисловии епископом («ad Honoratum episcopum») был епископом с 426–428 г., на что можно находить указания in Chronico Проспера и в его 225 письме к Августину. Другое указание для определения времени написания Собес (XI-XVII) можно находить в том, что сочинение бл. Августина «de correptione et gratie», написанное в 427 г, не дает никаких намеков на XIII Соб Кассиана, хотя последнее и дает к этому повод. Не знать XIII-ro Соб, если оно было Августин не мог, ибо ему все делалось известным через Проспера, что происходило в Галлии. Между тем в XIII Соб есть такое место, которое очевидно указывает на упомянутое соч. бл. Августина, именно 7–1 гл.: «que ut pereat unus ex pussilis non babet voluntatem, quomodo sine ingenii sacrilegio putandus est, non universaliter omnes, sed quosdam salvos fieri pro omnibus». Эти слова очевидно указывают на слова бл Августина в упомянут соч «e quot scriptum est omnes homines salvos fieri, nec tamen omnes salvi fuintita dictum est, ut inttelligantur omnes praedestinati…» (c 14). Mign. t.44 p. 943. 110 Наприм. Проспер в соч. «Contra Collator». С. 21 об умершем Августине говорит «beatus Augustinus Episcopus». По отношению к живым чаще – «beatitude tua»; напр. Иероним пишет к Феофилу (62 письмо Иерон.): «meminit beatitude tua» и Проспер в 225 письме к Августину говорит: «beatitude tuo».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Первые христиане не изображали сцены Распятия. Почитание этого события стало реально устанавливаться только после отмены смертной казни через распятие, применявшейся обычно по отношению к рабам, что было сделано лишь в V веке. Именно в это время начинают собирать легенды, связанные с этим, почитать реликвии и совершать паломничества к месту казни. Так, уже Иероним (ок. 350–420) передает легенду о том, что Христос был распят на небольшом холме, в котором был похоронен библейский Адам. Другой источник – Бордосский паломник (333) – называет Голгофу «горкой», а паломник Евхерий (440) – скалой. В тексте Бревиария из Иерусалима (530) содержится описание: «Есть там на Голгофе большой двор, где распят был Господь. Кругом по горе самой находятся перила, и на самой же горе находится камень, род булыжника. Он имеет серебряное отверстие, куда вставлен был крест, крест украшен весь золотом и драгоценными камнями...» Последнее свидетельство говорит об установившемся к тому времени почитании священного места. Орудия страстей, в частности сам крест, становятся предметом поклонения. Паломница Сильвия (372–394) указывает, что крест был простой четырехконечной формы с драгоценными камнями 44 . Однако, несмотря на постепенное оформление культа, связанного с Распятием, в искусстве первое время используются аллегорические изображения на библейские темы, такие как «Жертвоприношение Авраама», «Даниил во рву львином». Последний образ как символ распятия использовался Иоанном Дамаскином , следовавшим давней традиции. В некоторых памятниках изображали один крест с монограммой Христа в венке, у основания креста помещали агнца, как символ искупительной жертвы (рельеф саркофага в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне VI в., мозаика церкви Козьмы и Дамиана в Риме VI в.). Изображение исторического распятия с фигурой Христа стало широко распространяться лишь после решений Вселенского собора 692 года, отменившего символические замены образа Христа. Переходную иконографию мы находим на мозаике церкви Сан Аполлинарио ин Классе в Равенне (VI в.), где в центре креста помещено полуфигурное изображение Христа, наподобие античного бюста. Аналогичное изображение распятия Иисуса, но только в окружении еще двух крестов с казненными разбойниками, известно также на ампуле VI века из собора в Монце, что говорит о восточнохристианском (палестинском) происхождении персонифицированной иконографии Распятия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

И отец Григория Гордиан, носивший звание сенатора, отличался наследственным благочестием 53 , и дом его был тихой домашней церковью. То было впрочем не исключительным явлением, когда жил он. Переменилась политическая атмосфера в отечестве Гордиана и Григория: продолжительная безуспешная борьба с врагами, наводнявшими и опустошавшими Италию (сначала готами, потом лангобардами) надломила прежнее мужество римлян и ослабило в них энергию противодействия. В то время, когда на почве Италии совершались знаменательные события и готовился переворот в делах, самой Италии, как замечает один из наших историков 54 , почти не видно и она даже не подает своею голоса. Вместо гражданской доблести и самоотверженного патриотизма, вместо благородного духа свободы и независимости, чем отличались древние знатные римские фамилии во времена республики, главным предметом стремлений многих из них сделалась теперь строгая самососредоточенная добродетель христианская. У них на столе священные книги и благочестивые сочинения; их беседы не терпят распущенности и ветрености легкомысленных слов светского общества, не носящего в сердце никакой заботы 55 . Печальная судьба их отечества, тяжелые и частые испытания, выпавшие на их долю, и грозное будущее, висевшее над их головами, отбили y них охоту заниматься земными интересами и ослабили силу временных пристрастий. Им скучно стало служить земле, которая видимо колебалась под их ногами, и потому они пристальнее стали смотреть на небо и почувствовали влечение к церкви, и в ней к самому духовнейшему элементу, к аскетике. В соответственный этому лад строились все подробности ежедневной жизни, и некоторый благочестивый оттенок заметен был и в мыслях, и в словах и в поступках семейств, служивших последним отрождением древних римских патрицианских родов. Религиозными утешениями они хотели застраховать себя от давления тяжелой действительности, которая не приветливо к ним относилась, и живя в мире по выражению Григория, строили себе в нем пустыню 56 . Случалось часто, что какой-нибудь вельможа, сенатор или консул, по побуждению благочестиво-настроенного чувства, оставлял свой пост и в монастырском уединении или под кровом церкви искал себе покоя и убежища: так поступил Кассиодор, бывший одним из самых сильных и образованных лиц в римском обществе своего века, и занимавший место главного советника при Феодерике Ост-Готфском; так поступил Евхерий Лионский и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

6 . «[Причина] моего замешательства в том, что, когда Благой Бог призывал меня, весь мир со своими наслаждениями предстал передо мной. Что следует оставить? К чему стремиться? Ум мой, как бы беседуя с другом, рассматривал это со всех сторон. Сколько раз желание и нежелание сменяли друг друга в моей душе! Чего же более? В отсутствие Гонората Христос совершает во мне Свое действие» 25 . Укрепленный таким решением, он ясным взором, спокойным духом, сдержанной речью показал на себе, каким образом предваряющая Божественная благодать изменяет человеческую волю к лучшему 26 , проявляя это в достойном поведении, разговоре, образе мыслей и внешнем виде. Намереваясь возложить руку на Евангельский плуг 27 , чтобы даже в мыслях не оглядываться назад, он тотчас произвел оценку земельной собственности и всего имущества, и предназначил полученные от брата деньги употребить на бедных или для обеспечения монахов. Я не могу подобающим образом ни оценить, ни рассказать, как наслаждения этого века, которые имеют обыкновение прельщать соблазнами для юных лет, обольстительными приманками для человеческой немощи и низкими удовольствиями, были с презрением исторгнуты из души этого блаженного мужа, осужденные спасительным решением. Так что он укрылся от них благоразумным бегством и прославился желанием уединения в пустыне (desiderabili heremi glorificata secreto). Он заслуженно оказался выше того евангельского вопрошающего [юноши] 28 , победив его решимостью, дойдя до совершенного исполнения: тот не хотел продавать, а этот все раздал, тот, опечаленный, удалился, а этот, с радостью, поспешил войти в рай земной 29 . И блаженный Евхерий представляет для нашего наставления достойное свидетельство, говоря так: «И ты богат у Христа, хотя и раздал все имущество нищим Христовым, и ты, пусть и юный годами, являешься старцем по поведению, и, более того, ты возжелал пустыни» 30 . Обращение Илария 7. Итак, разорвав оковы привычных занятий и предав свою волю Господу, имея такого руководителя 31 , он вошел в земной рай Леринского острова, чтобы оттуда не как первый Адам 32 быть посланным в изгнание этой жизни, но по праву победителя впоследствии быть восхищенным в Царство Небесное. Здесь уже всем стали известны его острота ума, горящая душа, сокрушенное сердце. Он в достойной мере, и даже превыше ее, показал миру, будучи уже облечен славою епископства, каким образом там, под бдительным наблюдением некоторых из рабов Божиих 33 , он достиг преуспеяния, почерпнул твердость, пребывал в ночных бдениях, стяжал воздержание, дошел до смиренной кротости, превзошел (superaverit) усердие к молитве, заслужил реки слез, завоевал к себе любовь всех, приобрел добродетель сердечного сокрушения, употребил силу для взятия Царства Небесного 34 . Ведь какой степени сокрушения он тогда достиг, ясно познается в том, что впоследствии в центре города он заставил бурлить жизнь по установлениям пустыни (eremitica instituta fervere) 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010