Эта община, следующая аскетическим идеям, принесенным святым Кассианом с Востока (см. выше, rл.III), выпестовала целое поколение монахов, и некоторые из них были поставлены в епископы. Церковники, выходившие из Лерина, отличались от ученых аристократического типа, какими были Сидоний Аполлинарий или святой Авит. Весьма равнодушные к светской культуре, они черпали вдохновение в монашеском подвижничестве, отличаясь при этом социальной активностью, что приносило им популярность в народе и уважение варварских правителей. К таким людям относились Руриций Нарбоннский, Венерий Марсельский, Луп Труасский (из Труа), Евхерий Лионский, Валериан Симезский, Фауст Риезский и, наконец, главные их представители—великие митрополиты Арльские святой Иларий и святой Кесарии. Некоторые из них приняли непосредственное участие в споре, который будет иметь основное влияние на дальнейшее развитие западного христианства и в центре которого окажется учение блаженного Августина о «предваряющей» благодати и предопределении. Точное определение различия позиций участников спора, начавшегося еще до смерти блаженного Августина (430) и святого Иоанна Кассиана (433) и продолжавшегося в Южной Галлии несколько десятилетий, представляется затруднительным. Для многих на Западе огромное и поистине уникальное в своем роде наследие блаженного Августина всегда было превыше всякого спора или критики. Его труды считались единственной возможностью толкования Писания, единственным источником богословской мысли. Мало кто был способен уловить оттенки и противоречия мысли Августина или творчески критиковать наиболее радикальные позиции августинизма. Сам римский папа Келестин в послании к епископам Галлии хвалит учения Августина . В результате такого одобрения Римом оппозиция августинизму со стороны леринских монахов приобрела своеобразный привкус галльской автономии. Благодаря Кассиану монахи общины Лерина усвоили восточный идеал: аскетический подвиг как условие для стяжания божественной благодати. Однако в своей полемике против Пелагия блаженный Августин утверждал абсолютную суверенность Бога, только одна благодать Которого может спасти человека от греха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Из этой песни святой отрок уловил лишь одну фразу, фразу из Евангелия, как он узнал годом позже, когда поступил в монастырь. Вот что чередующиеся хоры ангелов возглашали по образу антифонов, (я очень хорошо помню это, потому что Евгенд сам любезно открыл это мне): “Аз есмъ путь и истина и животъ” ( Ин. 14, 6 ). Затем это великое множество удалилось; усеянный звездами участок неба, который созерцал он довольное время, тоже закрылся; отрок, видя себя одного на сем месте, очнулся и вздрогнул, и пораженный ужасом этого видения, немедленно поведал о случившимся своему отцу. Благочестивый священник сразу же понял, кому должен быть посвящен такой в высшей степени святой сын. Без промедления отец преподал ему начальные знания, и в конце того же года Евгенд был поручен преп. Роману... В нем воистину слились воедино благодатные дарования, присущие блаженным старцам, духовно изведшим его из его земного пристанища, так что последующее поколение монахов уже сомневалось, спрашивая, на Лупикина ли более походит Евгенд или же на Романа”, (гл. 121–125). В этом замечательном описании лестницы Иакова ( Быт. 28, 12 ) тот же образ, что и преп. Евхерий использует в своей “Похвале пустыне”, описывая “невидимое посещение... ликующих ангелов, несущих неусыпную стражу над простором пустыни” (гл. 38) – автор “Жизни юрских Отцов” хорошо показывает духовный плод Кондадиско и галльского монашества в целом. Паломничество в Юрские горы Рассказ одного американского солдата, служившего в Германии и обращенного в Православие. В день пророка Илии, 20 июля/2 августа 1976 года я начал свое паломничество к православным святым местам восточной Франции и Швейцарии. Оно началось в Висбадене в церкви праведной Елизаветы. Приехал в Висбаден на выходной, как часто это делаю. В этот день отец Марк служил вечерню и Божественную литургию в честь святого Пророка, а потом прочитал молитву на начало моего путешествия. Из Висбадена поехал я на близлежащую базу ВВС США во Франкфурте, где взял в аренду автомобиль. Мне не очень хотелось путешествовать одному, но, получив Божие благословение, я отправился.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

в) Хотя и не употребляли этого стиха некоторые Отцы и Соборы, за то другие Отцы и учители Церкви употребляли. И именно во II веке — Тертуллиан, который хотя пользовался древне-латинским переводом, но несомненно имел под руками и греческий текст нового Завета, и иногда сверял с ним перевод; в III веке — святой Киприан; в IV — святой Афанасий Великий или автор греческого сочинения против Ария, которое многими приписывается святому Афанасию, и Идаций старший, или другой автор осьми книг о Святой Троице, приписываемых также святому Афанасию; в V — лионский архиепископ Евхерий и четыреста епископов Африки, Мавритании, Сардинии и Корсики, которые поместили этот стих в своем соборном исповедании веры, поднесенном вандальскому царю Гуннерику, арианину; в VI — Вигилий, епископ тапсийский, Фульгенций и Кассиодор. Свидетельство последнего особенно важно потому, что он почти всю жизнь свою посвятил чтению и исправлению священного текста, не щадил никаких издержек для собирания древнейших списков Библии из разных мест, советовал своим инокам всегда пользоваться также списками древнейшими или исправленными с текста греческого, и сам с величайшим усердием пересмотрел и исправил книги Псалмов, Пророков и Посланий Апостольских. Следовательно, если такой писатель и в сочинении, написанном под конец своей жизни употребил рассматриваемое нами место, то, значит, он нашел его в тех списках древнейших и исправнейших, которые собрал с разных сторон; а в VI веке древними списками могли быть только написанные за два, за три и даже за четыре века. Не упоминаем о многих писателях позднейших, также пользовавшихся этим местом. Что же касается до писателей и целых Соборов, им не пользовавшихся, то отсюда еще не следует заключать, будто они не знали этого стиха или считали его подложным; они могли не воспользоваться им и по другим причинам, нам неизвестным. Так, например, надобно помнить, что Соборы Никейский, Сардийский и все Отцы, писавшие против Ариан, защищали собственно не троичность Лиц в Боге, а Божество Сына Божия, Иисуса Христа, и следовательно, могли не воспользоваться настоящим стихом потому, что он прямо не относился к их предмету, и потому, что имели другие, яснейшие места Писания в свою пользу. Только о некоторых. весьма немногих писателях, например, блаж. Августине, которые, при раскрытии учения о Святой Троице, пользовались 6 и 8 стихами той же главы, а не пользовались 7, несравненно яснейшим, можно заключать, что они не имели этого стиха в своих экземплярах. Но в частных экземплярах, как мы уже двукратно замечали, опущение его могло случиться самым незаметным образом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

53. Норов. Путешествие по Египту и Нубии. Часть II. С. 344—349. 54. " Обыкоша бо тамо чрез целый год предержатися хлебы нерастлены " , — разумеется, вследствие чрезвычайной сухости воздуха. Четьи-Минеи 17 января 55. Добротолюбие. Т. I, 9. 56. Служба 17 января. 57. " Не все безмолвники оставляются Богом в безмолвии навсегда. Достигающие чрез безмолвие бесстрастия и чрез то удостаивающиеся преискреннего Богообщения и Боговселения изводятся оттуда на служения ищущим спасения и служат им, просвещая, руководя, чудодействуя. И Антонию Великому, как Иоанну в пустыне, глас был в его безмолвии, изведший его на труды руководства других на пути спасения, — и всем известны плоды трудов его. То же было и со многими другими. Выше сего состояния апостольского мы не знаем на земле " . Преп. Феофан. Путь ко спасению, 392. 58. Добротолюбие. Т. I, 9. 59. Из писем св. Антония к инокам. 60. Четьи-Минеи, 17 января. 61. Афанасий. Vita Antonii, 46. 62. Там же, 73. Созомен: " Антоний был приятен для собеседников и мягок в разговоре, хотя бы предмет разговора и был спорный. Как-то мудро, ему одному свойственными оборотами речи он укрощал разгоравшийся спор и давал беседе тон умеренности. Отклоняя собеседников от горячности, он умел приводить их в мирное настроение духа " . 63. Афанасий. Vita Antonii, 72—80. 64. Письмо Антония к инокам. 65. Афанасий. Vita Antonii, 69—70. 66. Письмо Антония к инокам седьмое. 67. Иероним. Vita s. Hilar. 26. Об учениках св. Антония см. у Руфина — Hist. Eccles. Lib. I. С. 13. 68. Афанасий. Vita Antonii, 94. 69. Служба 17 января. 70. Apolog. II, 424. 71. Фридленер " Картины из истории римских нравов " . II. С. 333—334. 72. Беседа на Евангелие от Мф. VII. 73. " Лавсаик " , 103. 74. Блаженный Иоанн был сыном одного ремесленника из города Ликополя и до 25 лет сам был плотником. Побуждаемый желанием посвятить себя всецело Богу, он удалился в пустыню. Там, по примеру святого Антония, подвизался около 12 лет под руководством одного пустынножителя и навык полному послушанию и отречению от своей воли. Прожив по кончине старца пять лет в обители, Иоанн удалился в пустыню, избрав для своего пребывания гору в четырех верстах от города. На самой вершине горы он устроил келью из двух комнат: в одной молился, в другой работал и подкреплял себя пищей. С посетителями Иоанн беседовал только по субботам и воскресным дням. Для отдохновения посетителей впоследствии близ кельи устроено было обширное помещение, более чем на 100 человек. О святом Иоанне смотри также в " Лавсаике " Палладия, епископа Еленопольского. Спб., 1850. С. 124—147. О нем упоминают и другие церковные писатели: Августин, " О граде Божием " . К. V, гл. 26. " Попечение об умерших " , гл. 16. Кассиан, кн. IV гл. 23. Institutiones et Collat. II, гл. 9. Collat. XXIV, гл. 26; Евхерий в " Похвале пустыни " , и многие другие. Память его 27 марта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

В частности: не призрак ли это архимандрита Константина говорит устами о. Серафима, когда он изрекает столь неестественное для не ангажированного православного христианина словосочетание: «Архиепископ Феофан Полтавский (1943, 19-го февраля)… наверное, главный создатель бескомпромиссной и традиционной святоотеческой идеологии в 20-м веке»? 116 . С каких же это пор верность Преданию Церкви превратилась в идеологию, которую, к тому же, надо создавать? Популяризация православных святых Западной Церкви Одной из ценных сторон миссионерской деятельности о. Серафима нам видится целенаправленное возрождение им интереса к православным святым Западной Церкви. Этот вектор деятельности он, несомненно, воспринял от своего духовного отца, святителя Иоанна Сан-Францисского, который активно исследовал древнюю европейскую агиографию, особенно в период своего служения во Франции 117 . Столетия, прожитые Православной Церковью отдельно от римо-католического Запада, стёрли в греческих и русских диптихах память о тех святых, которые жили до отпадения папского Рима. Трудами о. Серафима, который не забывал о своих французских корнях, имена многих древних галльских святых, таких как Григорий Турский , Фавст Лиринский, Гонорат Арльский, Иларий Арльский, Евхерий Лионский, Максим Лионский, Кесарий Арльский, Роман, Лупикин и Евгенд Юрские, Колумбан Люксельский, Гиметьер из Кондадиско, были извлечены из-под покрова несправедливого забвения для почитания в Православной Церкви как в Америке, так и в России 118 . Остаётся лишь сожалеть, что жизнь его была такой недолгой, и он не успел найти, перевести и издать жития тех святых Западной Европы, которые лишь сегодня, понемногу, преодолевая человеческую косность и историческую инерцию, доходят до нас 119 . Отношения с протопресвитером Александром Шмеманом Отцу Серафиму ставили и ставят в вину его жёсткость и непримиримость в полемике с оппонентами, которых он обвинял в симпатиях к экуменизму, либерализму или модернизму. Например, всем известно его несколько предвзятое отношение к Православной Церкви в Америке в целом и её вдохновителю, протопресвитеру Александру Шмеману 120 , в частности. Чтобы уяснить мотивы этой тенденциозности, надо учесть ряд объективных и субъективных причин.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/i...

Точное подтверждение всего материала, сообщаемого паломницею, дается свидетельством очевидца Евхерия, посетившего святые места около 440 года. Упомянув на первом месте большую и великолепную базилику, называемую martyrium, Константина (на первом месте, потому что вход к святым местам был через нее), Евхерий продолжает: «отсюда идя» («Dehinc cohaerentia ad occasu visuntur Golgotha atque Anastasis»), видишь примыкающие с западной стороны к базилике: Голгофу и Анастасис. Анастасис находится на месте Воскресения, а Голгофа есть в средине, между Анастасисом и мартириумом, находящееся место Господних (locus est Dominicae passionis) страданий, на нем же «видна и самая скала» (in quo etiam rupes apparet), на которой стоял некогда самый Крест (Господень) quae quondam ipsam Crucem pertulit). Общими словами: «место Страдания» паломник как будто хочет выразить, что особого здания над этою частью Голгофы не было, а стало быть, сооружение Константина оставалось в том же виде в течении V века. Следующий по порядку, но отстоящий уже на целый век, текст Феодосия (около 530 года), установленный Гильдемейстером 131 подтверждает все, принятые нами, подробности, но сообщает и новое. «У Гроба Господня, говорит этот свидетель, есть место (locus Calvariae) где Авраам принес сына своего во всесожжение (in holocaustum), и так как (et quia mons petrius est) гора скалистая, то на этой горе (in ipso monte), т. е. у подошвы ее (hos est ad pedem montis ipsius) соорудил Авраам жертвенник (altare), над жертвенником возвышается гора (super altare eminet mons), на каковую гору (ad quem montem) восходят по ступеням; там (ibi т. е. на верху) был распят Господь. От Гроба Господня до места Кальварии шагов числом 15; (все пространство) находится под одною кровлею (sub uno testo est). От места Кальварии до Голгофы 15 шагов, где обретен Крест Господень. Феодосий, следовательно, указывает, как бы с особым ударением, что не все в храме было под одною кровлею 132 : далее, отсюда ясно, что в его время все пространство соединялось портиками, и их покрытием пользовались для перехода молебщиков из Анастасиса в место Кальварии, из ротонды в базилику.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Православное монашество в Галлии V-VI веков Скачать epub pdf Содержание Учение преп. Иоанна Кассиана. Преподобный Фавст Лиринский. Певец западной пустыни преп. Евхерий Лионский. Роман и Лупикин, Юрские пустынножители. Православное монашество сегодня в свете православной монашеской Галлии.     Сердцем христианской жизни древней православной Галлии было монашество. Православное монашество возникло на галльской почве почти сразу же, как молва о великих Египетских отцах достигла Запада; и с тех пор, как христианской Галлии был дан пример собственного великого преподобного отца, св. Мартина Турского, число ее монахов измерялось тысячами, из которых около 2000 присутствовали на похоронах св. Мартина в 397 году. С основанием в начале следующего века Аиринского монастыря в традициях Египта и появлением писаний преп. Иоанна Кассиана о духовном учении Египетских отцов начала V столетия, золотой век монашества в Галлии, можно сказать, начался. Нам известно об основании около двухсот монастырей в Галлии в последующие два столетия, и возможно их было гораздо больше; и святые чудотворцы из среды этих братств были уже неисчислимы. Но история православного монашества в Галлии в этот период вовсе не была историей институций. Монашеские «ордена» средневекового Запада с их централизованным управлением и одинаковым уставом были, конечно, неслыханны в сей ранний период первого монашеского рвения; и даже господство Устава преп. Венедикта († 529) над монашескими установлениями Запада (господство, которое при всех своих положительных моментах, также указывает на охлаждение первого монашеского пыла Запада) отстояло еще на несколько столетий вперед. Духовный тон монашеской Галлии этих столетий задавался православным Востоком. Наиболее цельная картина монашества этих веков на Западе находится в писаниях св. Григория Турского , в частности в «Жизни Отцов», но также она разбросана и по страницам «Истории франков» и других его трудов. Но мы тщетно будем искать в его писаниях монашеских институций: мы найдем там названия немногих монастырей и почти ничего о монашеских правилах или управлении. Его интересуют прежде всего не монахи или монахини (т.е. формально постриженные), но подвижники благочестия и их духовные деяния. По большей части он рассказывает о подвигах преподобных, известных своей святостью и чудесами, но он также передает рассказы о тех, кто сбился с пути, выставляя их как предупредительные знаки для тех, кто отважился бы встать на путь духовной брани. В центре его внимания, так же как и монашеской Галлии, находится сама брань духовная. Лесная «пустыня» православной Галлии в это время дышет той же свежестью, пылкостью и свободой, что египетская и палестинская пустыни, запечатленные в «Лавсаике» и других подобных классических описаниях древнего восточного монашества. Итак, давайте посмотрим способны ли мы ухватить нечто от духа «бегства в пустыню» в Галлии V – VI веков через рассмотрение некоторых текстов великих западных преподобных Отцов сего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Основание Русской Православной Церкви К оглавлению Русская Православная Церковь в 1988 г. отметила знаменательный юбилей своей истории и жизни — 1000-летие Крещения Руси. Этому событию предшествовал длительный и сложный период, когда осуществлялся постепенно процесс распространения христианства среди племен, издавна поселившихся на обширных пространствах нашей Родины. Эпоха первоначального распространения христианства занимала хронологически целое тысячелетие и послужила прочным основанием для образования в X веке Русской Православной Церкви. Христианская вера распространялась в пределах России с первого века по Рождестве Христовом. Провозвестником Евангелия здесь явился святой апостол Андрей Первозванный (62). О его проповеди и истории раннего христианства на юге России свидетельствуют письменные источники, подтверждаемые археологическими данными. Евсевий, епископ Кесарийский (340), ссылаясь на учителя Церкви Оригена (254), в своей «Церковной истории» (кн. 3, гл.1) пишет: «Святые Апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею — Скифия, Иоанну — Асия...» (1, т. 24, с. 97). О проповеди святого апостола Андрея Первозванного у скифов говорят также церковные писатели: святой Ипполит, епископ Римский (202), священномученик Дорофей, епископ Тирский (362), Софроний Палестинский (390), святой Епифаний, епископ Кипрский (403), и святой Евхерий Лионский (449). Таким образом, по свидетельству ранних церковных писателей, Скифия — это жребий и место апостольского благовестия святого Андрея Первозванного. Скифией со времен греческого историка Геродота (V в. до Рождества Христова) называлось Северное Причерноморье. Здесь начиная с VI в. до Рождества Христова появились многочисленные греческие города-колонии, из которых наиболее известны Ольвия (в устье Южного Буга), Тирас (в устье Днестра), Танаис (в устье Дона), Пантикапей (Керчь), Феодосия , Херсонес (около Севастополя). Между греками и скифами велась оживленная торговля.

http://sedmitza.ru/lib/text/436354/

Община аскетов, основанная П. и Теразией, была одним из первых монашеских объединений на Западе. П. переписывался со мн. влиятельными церковными деятелями, богословами и аскетами; нек-рые из них приезжали в Нолу, чтобы встретиться с ним. Среди его корреспондентов были блж. Августин , свт. Виктриций Ротомагский (Руанский), свт. Евхерий Лугдунский (Лионский), блж. Иероним Стридонский , прп. Мелания Старшая , свт. Никита Ремесианский, Руфин Аквилейский, Сульпиций Север . Многие из них не ладили друг с другом, однако П. стремился поддерживать дружеские отношения со всеми, кто разделяли его аскетические убеждения. В 409 или 410 г. П. был возведен на епископскую кафедру Нолы (вероятно, после смерти Теразии). Вскоре Нола была разграблена вестготами под предводительством Алариха. Предположительно, об этом событии идет речь в предании, изложенном свт. Григорием I Великим : во время вторжения вандалов П. истратил все церковные средства на выкуп пленных и предложил заменить собой единственного сына вдовы, захваченного варварами. Долгое время он работал огородником у некоего знатного вандала, к-рый уважал его за мудрые суждения. Узнав, кем был П., варвар вернул ему свободу, позволив взять с собой всех пленных жителей Нолы ( Greg. Magn. Dial. 3. 1; ср.: Flodoardus Remensis. De Christi triumphis apud Italiam. XIII 10//PL. 135. Col. 843-844). Благодаря аскетическому образу жизни, щедрой благотворительности и лит. дарованиям П. приобрел безупречную репутацию и пользовался большим уважением среди современников ( Hydat. Chron. 81; Eucherius Lugdunensis. De contemptu mundi//PL. 50. Col. 718-719). Впосл. свт. Григорий Турский восхвалял П. за отречение от мирской славы и богатства и за его стремление помогать нуждающимся ( Greg. Turon. Glor. conf. 108). Сочинения Эпистолярные (CPL, N 203) и поэтические (CPL, N 202) произведения П. написаны изысканным стилем с обилием риторических отступлений, что делает их сложными для восприятия. Из ранних поэтических работ П. известен панегирик имп. Феодосию I Великому в честь победы над узурпатором Евгением (не сохр.). После обращения к аскезе П. писал только на религ. темы, воспринимая поэтическое творчество как служение Богу («литературная аскеза»). Опираясь на античное наследие (Овидий, Вергилий, Лукан, Катулл) и на творчество своего учителя Авзония, П. использовал светские лит. жанры, наполняя их христ. содержанием. Т. о., христ. идеи выражались при помощи античных художественных средств. В пространных письмах П. изложены его представления о всемирном сообществе аскетов, связанных узами братской любви. Среди сочинений, к-рые приписывались П.,- стихотворное Житие св. Мартина, к-рое в действительности составил галльский поэт Павлин из Петрокорики (CPL, N 1474). Почитание

http://pravenc.ru/text/2756798.html

Судя по сведениям, к-рые содержатся в послании Павлина Ноланского и у свт. Илария Арелатского, Е. вел подвижническую жизнь келлиота, отшельника, сохраняя связь с киновией - Леринским мон-рем, настоятелем к-рого был Гонорат. Однако эти свидетельства невозможно точно датировать. В предисловии ко 2-й части «Собеседований» Иоанн Кассиан отговаривал Е. от путешествия к егип. пустынникам. О Е. говорится как о простом монахе, не имевшем сана пресвитера. В 430-432 гг., когда свт. Иларий Арелатский писал Житие свт. Гонората, Е. еще жил на о-ве Лерона, поскольку Иларий упоминает о его пребывании на соседнем с мон-рем острове. Сохранилось краткое послание свт. Илария к Е., где епископ рассказывает о впечатлениях от прочтения книги Е. «Наставления в двух книгах». Во время составления послания Е. уже был епископом. Как епископ Лугдуна Е. впервые появляется в 441 г. среди участников I Собора в Аравсионе (ныне Оранж, Франция), который проходил под председательством свт. Илария. В это время старший сын Е. Салоний также был епископом, а младший Веран сопровождал на Соборе отца в качестве диакона. Др. сведений о деятельности Е. на епископской кафедре нет. Геннадий Массилийский пишет, что святитель скончался при императорах Маркиане (450-457) и Валентиниане III (425-455), т. е. между 450 и 455 гг. Ту же дату Геннадий приводит и для Илария Арелатского, о к-ром благодаря посланиям свт. Льва I Великого известно, что он умер в 449 г. Поэтому дату Геннадия можно считать условной. Согласно Галльской хронике 452 г., в к-рой, однако, содержится ряд ошибочных датировок, Е. умер в один год с Иларием. Память Е. встречается в галльской ред. Мартиролога блж. Иеронима (кон. VI в.), откуда попала в каролингские Мартирологи IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда), а затем была внесена в Римский Мартиролог. Др. свидетельств почитания Е. не сохранилось. Во имя Е. освящено неск. католич. храмов во Франции, в т. ч. церковь в Лионе (1842). Сочинения Е. можно разделить на аскетические произведения, написанные на Лероне, и экзегетические, созданные в годы предстоятельства Е.

http://pravenc.ru/text/187945.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010