1027 Главы о знании I,19. 1028 II/8,2. 1029 I/80 (394)=B40 (304). 1030 I/18 (76)=B27 (201). 1031 Главы о знании III,46. 1032 Исаак пользуется терминологией Евагрия. 1033 Ср. 1 Кор. 7:31. 1034 Т. е. мира сего. 1035 Главы о знании III,9. 1036 II/10,20. 1037 I/66 (346)=B12 (123). 1038 Ср. Ин. 14:2. 1039 I/58 (311)=B6 (86—87). 1040 В Царстве Небесном. 1041 Мф. 25:31—33. 1042 I/58 (311—312)=B6 (88). 1043 1 Кор. 2:9. 1044 Ин. 6:33. 1045 I/83 (397)=B43 (316—317). 1046 I/18 (76)=B27 (201—202). 1047 B26 (189). Т. е. не на то, что его естество было изначально порочным. 1048 1 Кор. 15:55. 1049 1 Кор. 15:28. 1050 Ср. 1 Кор.15:53—55. 1051 I/91 (431—432)=B50 (358—359). 1052 См. цитату в Главе I. 1053 II/39,2. 1054 II/39,2. 1055 II/39,3. 1056 Букв. «дом Адама». 1057 II/39,4. 1058 Фрагменты на Книгу Бытия (PG 66,637). 1059 II/39,5. 1060 II/39,6. 1061 Феодор Мопсуестийский. Против говорящих, что грех свойственен природе. 1062 Диодор Тарсийский. О Промысле 5—6. 1063 Мнения Феодора и Диодора. 1064 II/39,14. 1065 II/39,15—16. 1066 II/39,17. 1067 II/39,20. 1068 II/39,21—22. 1069 II/40,1. 1070 II/40,4. 1071 Т. е. геенна. 1072 II/40,5. 1073 Геенна. 1074 II/40,7. Ср. Лк. 15:7; 10. 1075 II/40,8—11. 1076 Ср. Лк. 18:14. 1077 Ср. Мр. 12:42—43. 1078 Т.е. разбойником. Ср. Лк. 23:40—43. 1079 II/40,12. 1080 II/40,13—14. 1081 II/41,1. 1082 Ср. О началах 3,5,3. 1083 Характерна формулировка Константинопольского Собора 543 г.: «Кто утверждает предсуществование душ и находящийся с ним в связи апокатастасис…» См. Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937. С. 188. 1084 1 Тим. 2:4. 1085 1 Кор. 15:28. 1086 Напротив, VI Вселенский Собор включил его имя в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов». Что же касается Константинопольского Собора 543 г. и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

1022 Григорий Нисский, О цели по Богу — PG 46, 289ВС 1023 Синезий Птолемаидский, De insomniis, 5 — PG 66, 1293D 1024 Здесь игра слов: « δαιμνιον — εδαμονας » 1025 Этот и следующий параграфы почти дословно повторяют находящиеся в Первом письме к Варлааму, 46—47 1026 Порфирий. О жизни Плотина, 22 — Вгениег, v. 1, p. 24 1027 Там же, р. 25 1028 У Плотина, как и вообще у античных авторов, термин « δαιμνιος » не несет отрицательной коннотации, и его следовало бы скорее переводить как «божественный» (как переводит это место и М. Л. Гасиаров: «из гробницы исторгнув Божию душу свою, устремляешься в вышние сонмы Светлых богов»), но, следуя контексту Паламы, мы сочли необходимым перевести его как «демонический» 1029 Там же, р. 25—26 1030 Маврикий. Жизнь Прокла, 23 — J. F. Boissonade (ed.), Paris, 1862, p. 162—163 1031 Там же, 18 — p. 160 1032 Григорий Богослов, Слово 39, 5 — PG 36, 340А 1033 « λυδα », — чаще « λυδα λθος », — кремнистый камень, первоначально открытый в Лидии (область в Малой Азии) и использовавшийся для химического анализа золота 1034 Буквально: «то, чего надлежит избегать» 1035 Ср.: 3-й тропарь канона на утрене в Неделю торжества православия; 1-я молитва Обручения в чине браковенчания 1036 Аристотель, Никомахова этика, 9, 10 1037 Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия, 5 — PG 29, 713А 1038 Макарий Великий, Слово 4 (О терпении и рассудительности), 13 — PG 34, 876D 1039 Диадох Фотикийский, Главы, 40 — Е. Des Places, Sources Chretienne, v. 5, p. 108 1040 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrutienne, v. 5, p. 149 1041 Пс. 118:103. Изложение в этом параграфе в основном следует «Лествице» Иоанна Синайского 1042 Буквально: «как знает дорога» ( ς οδεν δς ) 1043 Общий тропарь преподобному, глас 8; Ср.: Быт. 1 1044 Буквально: «цвету» 1045 Варианты перевода: «за которой следует» или «которой приходит на смену» 1046 Евагрий Понтийский, Главы деятельные к Анатолию (приписываются Нилу Синайскому), 70 — PG 40, 1244А; Нил Синайский, О различных лукавых помыслах 18 — PG 79, 1221В

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

1020.  Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском (1 Кор. 7. 32–33). 1021.  …в один дух с Господом (1 Кор. 6. 17). 1022. Слово 2, гл. 9. 1023. Ин. 15. 18–19. 1024. Ин. 3. 36; 17. 3. 1025. Мф. 19. 17; Мк. 10. 19. 1026. Лк. 13. 3, 5. 1027. Преподобный авва Дорофей. Поучение 1. 1028.  Если кто хочет идти за Мною (Мф. 16. 24). 1029.  Если хочешь быть совершенным (Мф. 19. 21). 1030.  Если кто приходит ко Мне (Лк 14. 26). 1031.  Если кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 1032.  Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19. 21). 1033.  …взяв крест (Мк. 10. 21). 1034.  Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк. 14. 26–27, 33). 1035.  Вы храм Бога Живого, как сказал Бог: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6. 16–18). 1036. Лествица. Слово 2, гл. 9. 1037. Мф. 19. 1038. Четьи-Минеи. Житие преподобного Антония Великого, 17 января. 1039. Требник. Последование малой схимы. 1040. Четьи-Минеи, 19 января. 1041. Четьи-Минеи, 15 мая. 1042. Преподобный Кассиан. Слово о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 1043. Четьи-Минеи, 23 марта. 1044. Четьи-Минеи, 8 января. 1045. Четьи-Минеи, 1 марта. 1046. Четьи-Минеи, 24 декабря. 1047. Четьи-Минеи, 25 июня. 1048. Гал. 5. 24. 1049. Еф. 6. 12. 1051. Четьи-Минеи, 19 июня. 1052. Слово 2. 1053. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1054. Лк. 18. 1055.  …как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4. 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Не умолчим, впрочем, и об определенной трудности, связаной с подобной гипотезой происхождения прото – «Слова». В его тексте, насколько последний поддается восстановлению, нет речи об «исчадии» Владимира как обновителе храма, потому что единственная фраза, где говорится об обновлении, была нами определена как добавление составителя «Слова». Ответ на это недоумение, думаем, прост и заложен в самом вопрошании: прото- " Слово» создавалось вовсе не по поводу переосвящения Десятинной церкви. По какому же? Надобно учитывать, что княжеский собор – вернее, его находившийся in statu nascendi некрополь – играл немалую роль в идейно-политической программе Ярослава Мудрого. Погребение в нем крестителя Руси князя Владимира с его супругой-царевной и бабкой княгиней Ольгой, первой христианкой в княжеском семействе, было, как известно, в 1044 г. пополнено захоронением останков также и братьев Владимира – Ярополка и Олега, причем эти останки прежде подвергли странной процедуре посмертного крещения» 84 . Кричащая неканоничность произошедшего 85 выдает силовой характер акции Ярослава Владимировича, а тем самым – ее особую важность в глазах киевского князя. Соглашаясь с А. Поппэ (1995. С. 56–68), писавшим о формировании в 1040-х – начале 1050-х годов династически консолидирующей идеологии княжеского «родопочитания», которая имела одним из своих проявлений систематические переклички в антропономастиконе, добавим от себя, что в качестве другого ее выражения, судя по акту 1044 г., замышлялся единый династический некрополь Десятинной церкви. Тут же покоились почитаемые мощи вселенского святого, доставленные в Киев Владимиром «на освящение и спасение себе же и всему роду своему » (Сл 58–59; «Слово» восходит здесь к прото – «Слову»), и это, с одной стороны, осеняло династию благословением свт. Климента, а с другой – придавало некий династический оттенок почитанию самого свт. Климента. Было бы только логично, если бы в контексте подобных идеологических усилий Ярослав инициировал создание похвального слова свт. Клименту как покровителю Руси и ее апостолу; акцентировать последнее было бы особенно уместно в период русско – византийской войны 1043–1045/6 гг., которая, как показало поставление Илариона на митрополию в 1051 г., имела, видимо, и церковно – политический аспект (см. чуть ниже примеч. 101). 2.7. Итоги исторического исследования

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Так и вам, когда вышли вы из купели священных вод, преподано помазание, сообразное тому, которым Христос помазался…». «Смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святаго Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так и святое сие миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святаго, присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твое чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и животворящим Духом душа освящается» 1033 . Св. Григория Богослова : «Если предоградишь себя печатию, обезопасишь свою будущность лучшим и действительнейшим пособием, ознаменовав душу и тело миропомазанием и Духом, как древле Израиль нощною и охраняющею первенцев кровию и помазанием ( Ис. 12. 13 ): тогда что может тебе приключиться?» 1034 . Отцов лаодикийского Собора: «подобает просвещаемым по крещении быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками царствия Божия» (прав. 48). И еще: «обращающихся от ереси, то есть новатиан, или фотиан, или четыренадесятников, как оглашенных, так и верных по их мнению, приимати не прежде, как проклянут всякую ересь, особенно же ту, в которой они находились, и тогда уже глаголемые у них верные, по изучении символа веры , да будут помазаны святым миром, и тако причащаются святых таин» (прав. 7). То же учение находим у св. Ефрема Сирина , который называет Миропомазание таинством спасения 1035 , у св. Амвросия медиоланского 1036 , св. Иоанна Златоустог о 1037 , св. Кирилла александрийского 1038 , блаж. Августина, который также называет его таинством 1039 , блаж. Феодорита 1040 , Вигилия тапсийского 1041 , Евфимия Зигабена 1042 и других. 5. Достойно особенного замечания и то, что Миропомазание считается в числе Богоучрежденных таинств не только в Церкви восточной-православной и отделившейся от нее с девятого века Церкви римской, но и в таких обществах, которые отступили от православия еще в древние времена, как то: у армян 1043 , яковитов 1044 , несториан 1045 и других 1046 . § 209. Видимая сторона таинства Миропомазания Видимая сторона таинства Миропомазания состоит в том, что крестившимся, по молитве к Богу о ниспослании на них Св. Духа, крестообразно помазываются разные части тела освященным миром, с произнесением слов: печать дара Духа Святаго. Итак здесь, в частности, различаются: I. Молитва к Богу о ниспослании на крестившихся Св. Духа, предваряющая самое Миропомазание. Эта молитва доныне произносится в Церкви: а) по примеру св. апостолов Петра и Иоанна, которые, будучи отправлены в Самарию для низведения на крестившихся Св. Духа, пред самым совершением тайнодействия, помолишася о них, да приимут Св. Духа ( Деян. 8, 15 ); и б) затем по примеру древней Церкви, как свидетельствуют св. Киприан и св. Амвросий 1047 , и Постановления апостольские, в которых сохранился даже образец молитвы, произносившейся тогда пред совершением Миропомазания 1048 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сии ми поведа игумен Сергий Островского монастыря от св. Николы, отец Залкхиев, нынешнего игумена Хатынского. И яко совершиша немцы ропату свою, и паяша иконников новгородских, и повелеша им написать образ Спасов – на ропатном углу, на полуденной стране в верху, на прелесть христианам и на соблазн, – и якоже написаша иконописцы образ Спасов на ропате, а архиепископа не доложа, и открыта покров, и абие вскоре том часе прииде туча с дождем и с градом, и выбило градом и место, то иде же был написан образ Спасов, и левкас (краска) смыло дождем, яко же не явившись ни знамению (ни знаку не осталось). 213 Вот эти браки: 1. Мария (Добронева), дочь Владимира Св., вышла за Казимира польского, около 1043 г. 2. Ярослав I был женат на Индигерде (Ирине), принцессе норвежской, около 1040 г. 3. Изяслав, сын Ярослава I, женился на дочери Казимира польского в 1043 г. 4.      В 1050 г. Игорь, сын Ярослава I, женился на Канигунде, графине Орламандской, дочери Оттона германского. 5.      Вячеслав, сын Ярослава I, около 1050 г. женился на Оде, графине Штадской. 6. Елизавета, дочь Ярослава I, была замужем за Геральдом, королем норвежским (1045 г.). 7. Анна, дочь Ярослава I, вышла за Генриха, короля французского, около 1051 г. 8. Дочь того же Ярослава Мудрого, Анастасия, около 1051 г. вышла за Андрея венгерского. 9. Дочь Изяслава I, Евпраксия, была за сыном Болеслава II, около 1060 г. 10. Дочь Святополка Изяславича, Сбыслава, была за Болеславом Кривоустым, королем польским (1102 г.). 11. Передслава, дочь Святополка Изяславича, была за сыном Коломана венгерского, около 1104 г. 12. Евпраксия, дочь Всеволода Ярославича, была за Генрихом II (немецким) (1109 г.). 13. Евфимия, дочь Владимира Мономаха , была за венгерским королем Коломаном (1112 г.). 14. Дочь Мстислава Владимировича была за норвежским королем Сигурдом (впоследствии датским Ериком) 1113 г. 15.       Владимир Мономах был женат на Гиде, дочери английского короля Гаральда (1125 г.) 16.      Другая дочь Мстислава Владимировича (Ingibiona?) – за Канутом, королем Оботридским, (Мекленбургским?), 1140 г. 17.      Евфросиния, дочь Мстислава Владимировича, была за королем венгерским Гейзою (1149 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Вселение в нас Троицы «Вседержителю Боже, и Едине неопределенный, вселися в мя 1037 за неизреченную милость, Трисолнечный Владыко: и озари мя 1038 , и вразуми, яко благоутробен» 1039 . Спасает, как Бог «Воскресе Христос Господь, благоволивый спасти ЯКО БОГ 1040 род человеческий» 1041 . И плотию пострадал – воплотившись. Но и умилостивить Бога Он мог, только как БОГ. И отсюда – речь о спасении в «Недрах Троицы»! Умилостивить («примирить», «удовлетворить») Бога – может лишь Бог! Для Бога – равнодействен только Бог: для «величия» Его. Христос – моя сила! «Ты моя крепость Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив 1042 . Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава Человеколюбче» 1043 . Всё – страданиями Христа «Кто зря Владыко, ныне не ужасается, страстию 1044 смерть разрушаему; Крестом бежащее тление, и смертию ад богатства истощаваемый, Божественною силою Тебе Распятаго, чудно дело 1045 , Человеколюбче!» 1046 Славящие – страдания Христовы «На Кресте Тя пригвоздиша законопреступных дети, Христе Боже: имже 1047 спасл еси (нас) яко благоутробен, славящия Твоя страдания 1048 » 1049 . Глава 4. Служба на праздник Сретения Господня (об Искуплении) Предисловие Господи, благослови и помилуй! Дело важное: вопрос идет о Православии, а не о чем-либо малозначительном. И потому нужно быть крайне осторожным. Эта обязанность лежит особенно на епископах, как на блюстителях чистоты веры. История Церкви показывает нам, что она всегда прежде всего обращала внимание именно на эту сторону: на истинность веры. Даже крупные преступления людей ставились на второстепенное место, а иногда и совсем игнорировались, если кто хранил святое Православие. И наоборот, самые суровые аскетические личные подвиги считались ни во что, если обнаруживалось у кого-либо неправославное учение. Даже самое мученичество не избавляло от церковного осуждения еретичествующих в каком-либо пункте веры. Это и понятно: вера наша касается Самого Высочайшего Существа – Бога, а потому и требует высочайшей осторожности в суждениях наших; вера у христиан есть – самое дорогое!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Особую заботу Архипастырей теперь составляет проект нового у нас суда. Сколько мне известно против проекта следующие владыки: Московский 1032 и Киевский 1033 , Казанский 1034 и Рязанский 1035 , Костромский 1036 и Владимирский 1037 . Московский поручил составить отзыв о проекте г. Лаврову 1038 , Киевский – особому Комитету из 3-х протоиереев и 3-х иереев, в числе коих и о. Флоринский 1039 , Рязанский – протоиерею Родосскому 1040 , занимавшемуся всю жизнь адвокатурой, наш – о. Митрофану 1041 ; в Московской Консистории писал отзыв Андрониевский Архимандрит Модест. – Все трактуют проект – противуканоническим, исполненным лжи и софизмов. – Костромский Владыка занимается с кем-то поверкой записки при помощи законоведения Иоанна 1042 и известной книжки Лаврова о реформе 1043 , справляясь с книгой Апост. Правил, хвалит профес. Лаврова и поносит проф. Б. составителя Записки, за неверность цитат в заииске. Думал ли г. Б., что Архиереи крайние невежды или люди так мало внимательные к двлу, что не потрудятся поверить? Во втором выпуске Лаврова о реформе отделали В., как нельзя» лучше. Жаль будет, говорить Преосвященный Платон, если наша братияархиереи поленятся прочитать обе книжки Лаврова. Против осуждения, высказанного на архиереев в проекте, надобно, говорит, привести в опровержение отзыв Архиепископа Анатолия в Страннике 1865 г. т. IV, стр. 122, и сослаться на Высочайшие Грамоты и Рескрипты, где наши иерархи превозносятся за их архипастырские подвиги. Михаил Измаилович Богословский 1044 указывает на Архиерейскую присягу, по коей архиереи должны быть и пастырями и судиями. Вчера Владыку посетил Тайный Советник Веселкин, участвовавший в реформе гражданского суда, и хвалил наш проект, но сказал, что многие архиереи против проекта; о Киевском сказал, что он действует уклончиво, о Ректоре же тамошней академии сказал, что он бранит проект. Владыка, слушая его, думал, не с подвохом ли пришел Веселкин, и от своего суждения удержался. Вы, Владыка, как смотрите на проект? Граф 1045 , как слышно, побранивает архиереев. Живут-де как сатрапы, думая только о себе. Семинарии все в гадком положении, особенно бранил Преосвящ. Нила 1046 – «это праздный человек». На сколько правды в таком отзыве, извольте судить сами. Я не видал и не знаю сатрапов».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В Слове говорится, что, по Божественному повелению, всякое дыхание человеческое во мгновение ока восстанет со своего места, что со страхом и трепетом земля и море отдадут своих мертвецов. Потом, говорит проповедник, мы увидим огненную реку, от огня которой оскудеют реки, исчезнут источники, спадут звёзды, солнце померкнет, луна мимоидет, небо свиется, аки свиток ( Ис.34:4 ). Тогда ангелы потекут во все страны, собирая людей от всех концов, тогда увидим небо ново и землю нову ( Ис.65:17 ) 1039 . Картина пробуждения мёртвых через троекратный звук трубы, мы заметили, заимствована из апокрифа «Вопросы Иоанна Богослова», где рисуется она таким образом: первая «труба вострубит от полунощи – телеса в гробех оснуются, аки паучина зародятся; другая труба вострубит пред куры – и телеса созижутся и нетленны будут, и души каяждо в телеса внидут; и паки третья труба вострубит пред зарями, и мёртвии воскреснут преже о Христе 1040 . Встречается эта картина и в житии Василия Нового, где представляется, что после первого трубного звука земля поколеблется от страха и кости оденутся плотью и жилами, после второго трубного звука отверзутся гробы и явится воинство, которое вложит в тела их души, после третьего все умершие восстанут 1041 . Что касается возраста, в каком восстанут мёртвые, то народ заимствовал воззрение на этот предмет также из «Вопросов Иоанна Богослова», в которых говорится, что «всякая вещь человеческая в 30 лет воскреснет» 1042 . В Слове Василия Нового также замечается, что все при воскресении будут в одном возрасте 1043 . Эта мысль встречается даже в церковных песнях. В стихире на стиховне в неделю мясопустную поётся: «Пред явлением Судии труба восшумит вельми и основания земли подвижатся, мертвии от гробов воскреснут и возрастом единым вси будут» 1044 . После того, как умершие восстанут от гробов своих, праведные, по народному стиху, будут унесены в восточную сторону, а грешные на западную (их будет отделять Сион, река огненная) 1045 , причём у праведных лица будут «хорошие», а у грешных – «чёрные» 1046 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1038 Migne; Droit Canon. Компиенский собор относится к 757 году, но в 1180 году папа Александр III отменил постановление Компиенского собора, применив правила им постановленные лишь к обрученным, но не распространяя их на сожительствующих в браке. Проказа была также одною из причин, препятствующих вступлению в клир, а для посвященных она была причиною удаления от служения. (Сравни Migne, Lithurgie; irrégularités, interdiction et Droit Canon, lèpre etc.). 1039 В собрании правил Св. Апостолов и Вселенских и поместных Соборов, принятого в нашей церкви, есть только одно правило, 16-го местного Анкирского (Агкирского) «Собора 315 года (до 1-го Вселенского) о том, чтобы прокаженным молиться «с обуреваемыми», т. е. вне церкви, куда приводили и бесноватых. 1040 В России мы знаем, что существовал дом прокаженных, в Наурской станице, на Кавказской линии, и мы сами видели трех или четырех прокаженных, живших в этом доме в начале пятидесятых годов. 1045 Aretaeus, edit Kühn; р. 174 et sequ. Celsus lib III, 26; «Festus on Vitiligo with Lindemann’s note p. 742; Hero dot, I, 138». Ссылки Самуила Кларка в примечаниях Левита, в Англ. Комм. Библии. 1046 Ссылка Кларка на св. Кирилла Александрийского (Glaphyra in Pentateuchum; Leviticus in loco) и Августина (проповедь 78 в V томе издании Бенедиктинов). Оба св. отца жили в V веке. Araeteus, говорит Кларк, высказывал мнение, кто в начале проявления болезни она могла бы быть излечима. Он советовал частое повторение теплых ванн и диететическое лечение, что совершенно согласно с взглядами и новейшей медицины. 1047 У древних указаны некоторые лекарства против елефантиазиса, напр., у Плиния кн. XX, 2, дикий огурец (mormodica elaterium); XX, 42 спаржа, вареная в уксусе, семя белого мака (id, 76) и др. Но надо прибавить, что Плиний старший был лишь компилатором и все сведения его записаны непроверенными, из каких бы источников он ни добывал их. (Сравни Introduction de Littré в его переводе натуральной истории Плиния). 1048 Интересно замечание Плиния в его натуральной истории (Trad. de Littré page 196 du II, Vol; L, XXVI, 3), что проказа, занесенная в Рим при Тиверии, распространилась преимущественно в среде богатых и всадников.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010