61 Neaader. ibid. S. 619. Горский (Жизнь Афан. стр. 43) признает этот символ „лукавым», а Чельцов (Древния формы символа.-С. – II. 1869). причисляет его к так называемым символам апостольским. 62 У Сократа (I, 8) в послании Евсевия последнее выражение читается: γεγεννημνον – рожденного, у Феодорита же (I, 11): γεγενημνον – происшедшего. 63 Eusebii epistola ad Caesarinses Col. 1537. Migne. Cars. Patr. Gr. t. 20.-Деяния вселенских соборов, т. I, стр. 192. 65 Raf. Lib. I, cap. 5 ad finem. Athanaeii. Epist, ad Afros. Col. 1040. Tom 26. Твор. III, 321. Epislola encyclica ad episcopos Aegypti et Libyae. Col. 568. t. 25. Твор. I, 419. 67 Athanasia Epistola de sententia Dionyeii. Col. 505. Cure. patr. Gr. tom. 25. Твор. I, 380. Epistola ad. Afros. Col. 1040. Tom. 26. Твор. III, 322. 73 Сам Евсевий не признавал Сына истинным Богом, и если называл Его истинным, то однако соединял с этим названием смысл ложный, арианский. См. „Послание Евсевия к Деяния вс. соборов в русск. пер. т. VII, стр. 401. Казан. 1873. 76 Веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимаго и невидимаго; и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, рожденнаго от Отца, т. е. из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от света, Бога истиннаго от Бога истиннаго, рожденнаго, не сотвореннаго, единосущнаго Отцу, чрез Котораго (Сына) все произошло как на небе, так и на земле; ради нас человеков и ради нашего спасения снисшедшаго и воплотившагося, вочеловечившагося, страдавшаго и воскресшаго в третий день, восшедшаго на небеса, и грядущего судить живых и мертвых; и в Духа святаго». „Говорящих же, что было, когда не было (Сына), что Он не существовал до рождения, и произошел из не сущаго, или утверждающих, что Сын Божий имеет бытие от иного существа или сущности, или что или что Он создан, или преложим, или изменяем, приддает анафеме кафолическая церковь ».-Редакция символа Никейского собора сохранилась в приложении к сочинению Афанасия „об определениях Никейского собора», в „послании того же Афанасия к императору Иовиану, в сочинениях Василия Великого , у историков Сократа, Феодорита, у Геласия, в Актах III вс. собора. Древнейшею и более точною считается первая из упомянутых нами редакдий; ее мы и приводим. Напрасно издатели Деяний вс. соборов в русск. переводе производят символ Никейский не по этой редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Том 1 Том 2 Том 3 Том 5 Содержание Предисловие Введение к тому 1. «Бертинские анналы» (середина IX в.) 2. Послание франкского императора Людовика II византийскому императору Василию I (871 г.) 3. «Баварский географ» («Описание городов и областей к северу от Дуная») (вторая половина IX в.) 4. «Раффельштеттенский таможенный устав» (904/6 г.) 5. Лиудпранд Кремонский. «Книга возмездия» («Антаподорис») (949 г.) 6. Грамота германского императора Оттона I об учреждении магдебургской архиепископии (968 г.) 7. Регинон Прюмский. «Хроника» с продолжением (начало X в. и после 973 г.) 8. Грамота польского князя Мéшка I папскому престолу («Dagome iudex») (около 990 г.) 9. Иоанн Диакон «Венецианская хроника» (рубеж X–XI вв.) 10. Бруно Кверфуртский. Послание к германскому королю Генриху II (1008 г.) 11. Титмар Мерзебургский. «Хроника» (1012–1018 гг.) 12. «Кведлинбургские анналы» (около 1030 г.) 13. Адемар Шабаннский. «Хроника» (около 1030 г.) 14. Петр Дамиани. «Житие блаженного Ромуальда» (около 1041/2 г.) 15. «Барийские анналы» (1040-е гг.) 16. Випон. «Деяния императора Конрада» (1040/6г.) 17. Глосса на псалтири Одольрика Реймсского («Реймсская глосса») (середина XI в.) 18. «Хильдесхаймские анналы» (1060-е гг.) 19. «Альтайхские анналы» (около 1075 г.) 20. Послания папы Григория VII к польскому князю Болеславу II и киевскому князю Изяславу Ярославичу (1075 г.) 21. Ламперт Херсфельдский. «АННАЛЫ» (1077–1078/9 гг.) 22. Адам Бременский. «Деяния гамбургских архиепископов» (1070-е гг.) 23. «Песнь об Анноне, архиепископе кёльнском» (около 1080 г.) 24. Бруно «Книга о саксонской войне». (1080-е гг.) 25. Сигеберт из Жамблу «ХРОНИКА» (1082–1112 гг.) 26. Фрутольф из Михельсберга и Эккехард из Ауры «Хроника» (рубеж XI–XII вв. и 1106–1125 гг.) 27. «Аугсбурские анналы» (начало XII в.) 28. Лев Марсикан (Остийский) «Хроника монтекассинского монастыря» (начало XII в.) 29. Галл Аноним «Хроника и деяния польских князей» (1107–1113 гг.) 30. Руперт из Дойца «Слово о святом мученике Пантелеимоне» (начало 1120-х гг.) 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

inter Christ. et Jud.//PL. 163. Col. 1053). Исходя из того, что спасение невозможно без Крещения, В. из Ш. говорит, что младенцы, умершие некрещеными, будут претерпевать наказания, но лишь «легчайшие» (De orig. anim.//PL. 163. Col. 1044). Помимо прощения грехов в Крещении человек получает залог (pignus) Св. Духа и становится Его храмом; умирая со Христом, человек становится причастником Его воскресения (Dial. inter Christ. et Jud.//PL. 163. Col. 1053). II. Евхаристия. Не только без Крещения, но и без Евхаристии, как «жизненного средства», никто не может войти в жизнь вечную (De sacr. altar.//PL. 163. Col. 1039). Из дошедших фрагментов сочинений известны лишь нек-рые частные вопросы, касающиеся Евхаристии, к-рые затрагивает В. из Ш.; напр., вопрос о том, как следует принимать Св. Дары - под одним или под двумя видами. В. из Ш. говорит, что после Своего воскресения Христос пребывает полностью невидимым, бесстрастным и неделимым, так что ни Кровь Его не существует без Тела, ни Тело - без Крови, ни то ни др.- без человеческой души Христа, ни вся Его человеческая природа - без Слова Божия, соединенного с ней личностно (personaliter counito - Ibid. Col. 1039-1040), поэтому в каждом из евхаристических видов Христос принимается верующими не частично, но целиком. Т. о. еще задолго до догматического закрепления Тридентским Собором (XVI в.) практики Причащения мирян в католич. Церкви только под одним видом - Телом В. из Ш. высказывал мысль о том, что те, кто причащаются даже под одним видом (напр., Кровью как младенцы), причащаются всему Христу, а утверждение о необходимости Причащения только под двумя видами рассматривал как ересь (Ibid. Col. 1040). К традиционно закрепившейся на Западе практике Причащения В. из Ш. присоединяе, т. о., догматическое объяснение, противоречащее учению правосл. Церкви. Причину совершения Причащения под обоими видами В. из Ш. видел в том, что в Церкви твердо сохраняется и как бы воспроизводится память о Теле Христовом, видимым образом висевшем на Кресте, и Крови Христовой, излившейся из Его ребра (Ibid.

http://pravenc.ru/text/158664.html

В пергаменном кодексе Sinait. gr. (NE). M 151, X в., есть ряд молитв Л. а. И., включая анафору; отдельно от молитв в качестве самостоятельной статьи выписаны диаконские ектении и аккламации этой литургии, что соответствует содержанию Диаконикона . Бытование Диакониконов с Л. а. И. засвидетельствовано и в рукописи Sinait. gr. 1040, XIV в., скопированной с протографа XII в. и содержащей диаконские ектении и аккламации как Л. а. И., так и Литургии свт. Иоанна Златоуста и 2 чинов Литургии Преждеосвященных Даров: к-польской и палестинской (т. е. литургии Преждеосвященных Даров апостола Иакова ; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 128-133); среди новых синайских находок обнаружились фрагменты еще 3 листов этой рукописи: Sinait. gr. (NE). Σπ. 6 (изд.: Καζαμας . 2006. Σ. 57). Др. фрагменты Л. а. И., имеющиеся среди новых синайских находок (в каталоге Николопулоса все они отсутствуют): X Σπ. 1, XIII-XIV вв.; X Σπ. 2, XV-XVI вв.; X Σπ. 3, X-XI вв.; X Σπ. 5, кон. X в.; X Σπ. 87, XI в. Практически все новообретенные на Синае рукописи Л. а. И. имеют важное значение для истории ее текста, тем более что до 1975 г. среди рукописей Синайского мон-ря Л. а. И. была известна лишь по уже упомянутому Диаконикону Sinait. gr. 1040, а также по бумажному кодексу XIII в. Sinait. gr. 1039 (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 245-246). Вторая древнейшая рукопись Л. а. И.- пергаменный свиток Vat. gr. 2282, IX в. (см.: Baumstark, Schermann. 1903). Особенно ценно то, что он сохранился целиком; впрочем, ряд молитв литургии в нем по нек-рым причинам изначально отсутствовал. Рукопись происходит из Антиохийского Патриархата и содержит неск. записей на арабском языке. Еще один древний свиток, Messin. gr. 177, представляет собой копию с утраченного синайского оригинала, выполненную в районе Россано (Калабрия, Юж. Италия) вскоре после 1005 г. ( Jacob A. La date, la patrie et le modèle d " un rouleau italo-grec (Messanensis gr. 177)//Helikon: Riv. di tradizione e cultura classica dell " Università di Messina.

http://pravenc.ru/text/2110596.html

Начало – гл. IV, 67 (PG. Т. 90. Col. 1064), середина (со слов «и мирьскыих управления») – гл. III, 85 (PG. Т. 90. Col. 1044), а окончание (со слов «вся же словеса Господня») – гл. II, 24 (PG. Т. 90. Col. 992). Имеется ряд существенных изменений и пропусков в тексте. 5 . «Максимово еже от недоведомых» (л. 47г-48б) Это – выдержка из «Вопросоответов к Фалассию» (вопрос 57– PG. Т. 90. Col. 589–592), одного из самых серьезных, глубоких и обширных трудов Максима Исповедника . Она повторяется и в так называемых «Различных главах» III, 80–83 (PG. Т. 90. Col. 1296–1287), которые суть своего рода «Добротолюбие», скомпонованное в более позднее время из фрагментов различных сочинений Максима Исповедника . По сравнению с «Патрологией» Миня в «Изборнике» наличествует достаточно большое количество разночтений. 6 . «Максимово от главизн» (л. 50г-51а) Данная статья есть гл. III, 75 из «О любви» (PG. Т. 90. Col. 1040). Имеется только одно разночтение. 7 . «Максимово от главизн» (л. 57г-58а) Идентификация этой статьи была весьма трудной, ибо она состоит из пяти фрагментов. Начало ее (кончая словами «к тойжде похоти есть») есть гл. III, 74 из «О любви» (PG. Т. 90. Col. 1040). Вторая же часть (со слов «по четырем бо образом») является гл. I, 5 из совсем другого произведения Максима Исповедника – «Вопросов и недоумений», критическое издание которого недавно осуществил Й. Деклерк 1260 . Данное сочинение имело сложную рукописную традицию, из него составлялись сборники выдержек, и именно к одному из таких сборников («selection I») и восходит указанный фрагмент в «Изборнике», причем Й. Деклерк в своем издании учитывает разночтения, фигурирующие в Коаленовском списке. Третья часть (со слов «помысльное бо душа») есть гл. II, 70 из «О любви» (PG. Т. 90. Col. 933), и, наконец, окончание (со слов «вси убо страстьнии помысли») есть начало гл. III, 20 из этого же сочинения (PG. Т. 90. Col. 1021). 8 . «Максимово от того еже к Пиру» (л. 62б-63а) Первая часть статьи действительно есть выдержка из «Диспута с Пирром» (PG.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

стороны примыкают 2 апсиды. Стилистически церковь принадлежит к ломбардской романике. Из актового материала известно и о др. храмах, построенных Е. в Уржельском еп-стве. В завещании Е. упоминается о совершенном им паломничестве к гробнице ап. Иакова Зеведеева в Сантьяго-де-Компостела. 21 сент. 1035 г. в мон-ре Сан-Пере де ла Портелья святой вместе с Вифредом, архиеп. Нарбонским, и Каркасонским еп. Вифредом освятил новый храм и рукоположил еп. Барселоны Гислеберта I (1035-1062). 1 нояб. он совершил литургию и причастился, после чего выехал в сел. Бар (ныне Эль-Пон-де-Бар, пров. Лерида), чтобы руководить сооружением моста через р. Сегре. Прибыв на место, Е. решил помочь работникам, сел на балку недостроенного моста и начал тесать камень. Внезапно он потерял равновесие, упал в реку и разбил голову о камни. Тело епископа было погребено в кафедральном соборе, у северной стены. В акте оглашения завещания Е. (3 дек. 1035) сообщается, что епископ внезапно скончался 3 нояб. того же года. Он разрешил каноникам самим избирать епископа, причем тот должен был принести клятву в соблюдении установленных Е. порядков. Большую часть земельных владений Е. завещал Уржельской кафедре, капитулам кафедрального собора и ц. св. Михаила. Часть имущества Е. завещал для совершения заупокойных месс по нему и по еп. Салле. Почитание Е. началось сразу после его смерти. Согласно Житию, через 6 месяцев мн. людям было видение (Dominus... plerosque per visionem alloquitur) о необходимости перенести тело святого в более почетную, юж. часть соборного храма, что и было немедленно исполнено. В 1040 г. храм был освящен 6 епископами во главе с Нарбонским архиеп. Вифредом. По этому случаю преемник Е. еп. Эрибальд (Эрибау, 1036-1040) от имени иерархов выдал кафедральному капитулу грамоту, подтверждавшую пожалования, сделанные «досточтимой памяти благочестивейшим епископом» Е. Согласно Житию, через 7 лет после смерти святого (т. е. в 1041) в Уржеле началась засуха и каноники вскрыли гробницу Е. Из разбитой головы святого по-прежнему сочилась кровь, от мощей исходило сильное благоухание.

http://pravenc.ru/text/190143.html

Речь идет о монастырской церкви св. Косьмы и Дамиана, в так называемом Космидии. Монастырь был сооружен еще при Феодосии II. Географические уточнения Пселла вызывают недоумение: Космидий был расположен у западных стен Константинополя. 93 Слово filosofos имело в Византии два значения. Так называли не только ученых-философов, но и монахов-аскетов. Два эти значения и разграничивает Пселл, говоря, кого он считает истинным философом. 97 Проституция была очень распространенным явлением в Константинополе. Публичные дома имелись чуть ли не в каждом квартале города. 98 Фраза трудна для толкования. Неясно, кого имеет в виду Пселл под «противником истины». Пример иного восприятия образа Михаила IV дошел до нас в сочинении Скилицы. 99 Помимо подавления болгарского восстания, о котором речь пойдет ниже, Михаил IV вел также войны с арабами. 100 Пселл вспоминает о многолетних войнах Василия II с болгарами. Окон чательно под византийское господство Болгария попала в 1018 г. 101 Речь идет о Петре Деляне или Оделяне. Пселл этимологизирует это имя на греческий манер, производя его от греч. dolios – «хитрый», «коварный». 102 Самуил – болгарский царь (976–1014). Аарон – один из трех братьев Самуила. Зонара (Зон., 192) называет Деляна побочным сыном Аарона. Согласно Скилице (Скил., 527), Делян объявил себя сыном Романа – сына царя Самуила. 103 Почти все греческие источники свидетельствуют о самозванстве Деляна. Однако большинство болгарских историков и поныне склонно считать Петра Деляна сыном Романа от первой жены – дочери венгерского короля. 104 Поднятие на щит в древности было одной из форм провозглашения императором. В XI в. этот ритуал вновь входит в употребление. 105 Петр Делян был провозглашен болгарским царем летом 1040 г. в Белграде, и восстание быстро распространилось на значительную часть Балканского полуострова. В качестве его причины Скилица называет усилившийся налоговый гнет во время владычества Иоанна Орфанотрофа (Скил., 412). Восстание Деляна было поддержано мятежом в Диррахии во главе с Тихомиром. Была предпринята попытка объединить силы восставших, но в результате распри между предводителями Тихомир был убит, а его воины перешли к Деляну (осень–начало зимы 1040/41 г.). После этого восставшие закрепились в Диррахии и отправили отряд в Грецию, который дошел до Фив и нанес поражение византийскому войску. К восставшим присоединилась н фема Никополитов, жители которой убили налогового сборщика. Когда началось это восстание, больной император находился в Солуни, где искал исцеления на могиле св. Димитрия Солунского. Отряды восставших появлялись и в окрестностях Солуни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

Как видно, письмо патриарха принесло свои плоды. Католические пропагандисты должны были обратиться к измышлению новых средств для достижения своих целей. И нашли. Новые приемы оказались удачнее первых. Они обратили внимание на политический состав империи и старались развить в более лангобардском, чем греческом, населении Апулии национальную вражду к византийской власти. Интриги папистов увенчались полным успехом. В начале XI века начались довольно частые возмущения апулийцев против греков; впрочем, возмущения эти в большей части случаев оканчивались ничем. Не видя успеха в отдельных восстаниях, апулийцы вступили в тайный союз с их всегдашним благожелателем папой, который для изгнания греков из Апулии пригласил норманнов из Франции 58 . С прибытием норманнов в Италию начинается период падения греческой власти в Апулии, а, следовательно, и период подавления греко-италийской церкви латинством. Сначала успехи их были весьма незначительны, что, впрочем, и естественно. Переселившиеся в Италию воинственные норманны вовсе не задавались целью действовать исключительно против греков. За выгодную плату они готовы были сегодня стоять в греческих рядах и драться с римлянами, а завтра соединяться с последними и идти против греков. Норманны служили всем, кому только угодно было пригласить их, и кто щедро делился с ними. Так, один из византийских греко-италийских наместников Георгий Маниак (1034–1038), пользуясь междоусобиями сарацин, при помощи Норманнов прогнал их с острова Сицилия 59 . Доколе греки щедро платили Норманнам, последние были их верными слугами и союзниками. Но как скоро преемник Георгия Маниака Михаил Докиан начал ценить услуги наемников дешевле своего предшественника, – из верных слуг и союзников Норманны вдруг сделались непримиримыми врагами греков. В 1040 году оружие Норманнов обратилось на греческий город Мелфы в Апулии; город завоеван и сделался столицей победителей. Пока Норманны были в дружественных отношениях с греками и помогали им своим оружием, – папа и апулийцы относились к ним в высшей степени натянуто. Не раз уже задумывали они выгнать прошенных гостей 60 , но до поры до времени выжидали поворота обстоятельств в другую сторону. Как мы видели, ожидания их оправдались около 1040 года. Взявши Мелфы, Норманны не ограничились одним городом. Они продолжали с успехом распространять свои владения за счет греческих. Успехи завоевателей побудили папу Льва IX вступить с ними в союз в видах распространения своей церковной власти в ново-завоеванных местах. Своей папскою властью, именем наместника Христова на земле Лев IX утвердил за Норманнами все, что они успели и успеют отнять у греков 61 . Норманны, со своей стороны, в благодарность вручили папе все права верховного первосвященника в своих владениях. Политику Льва преследовали все последующее папы, – и обстоятельства, как мы увидим, вполне оправдывали такое ведение дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слово похвальное на Рождество И. Предтечи, л. 1034–1040. Нач. «Присно текий источник Божества» «Слово похвальное па Рождество И. Предтечи Преп. исповедника Феодора игумена Студийского, л. 1040–1051. Нач. «Славно некоему велегласну подобной паше слово». В 26-й день. Житие и подвизи св. многострадальной Преподобномученицы Христовы Февронии, л. 1032–1087. Нач. «Бысть во дни Диоклетиана Царя, Анфиму епарху болезнию телесною слежати». Мучение вкратце св. Преподобномученицы Февронии, л. 1088 – –1095 об. Нач. «Сия от юного возраста ярем Господень восприимши». В той же день повесть от жития свв. новых чудотворцев Муромских благоверного и преподобного и достохвального Князя Петра, наречённого во иноческом чину Давида и его супруги благоверной Княгини Февронии, нареченной во иноческом чину Евфросинии, л. 1096–1119. Нач. «Сей убо в Рустей земли град нарицаемый Муром». Похвала святым Петру и Февронии, л. 1117 об. В той же день о житии вкратце сказание о Епископе Василие Муромском, л. 1120–1123 об. Нач. «Слышахом убо некия глаголющих древния сказания о граде Муроме.» В 29-й день. Деяние и мучение свв. и славных и всехвальных Апостол Петра и Павла, л. 1124–1147 об. Нач. «Бысть по отшествии св. Апостола Павла от Гавдомелетского острова приити ему во Италию.» Словопрение Петрово с Симоном волхвом, л. 1148–1155 об. Нач. «По Клавдие же царствова сын его лет четыренадесять. При сем волхв Симон прииде в Рим.» Мучение свв. и славных верховных Апостол Петра и Павла, л. 1156–1184 об. Нач. «И в художествах не точно иже изначала отца приемлем и тех единех красимся труды.» Житие и мучение свв. верховных и пребожественных Апостол Петра и Павла, л. 1186–1196 об. Нач. «Бысть по многом зело хождении по различным градом и странам .» Страсть св. Апостола Павла, л. 1198–1209 об. Нач. «Бысть же на другое лето по убиении св. Апостола Петра.» Слово похвальное И. Златоуста свв. верховным Апостолам Петру и Павлу, л. 1210–1217. Нач. «Небесе и земли реть вижу настоящего ради торжества.» Слово похвальное Исихия пресвитера Иерусалимского свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Слабость судебной и адм. власти привела к произволу местной аристократии, представители к-рой собирали вооруженные отряды и нередко участвовали в разбоях, грабежах и убийствах. При И. аббатство Сен-Виктор, владевшее крупными земельными угодьями, не только защищало от посягательств светских феодалов собственные владения и имущество зависимых крестьян, но и вмешивалось в конфликты вне монастырской юрисдикции. К 1040 г. мон-рь имел 15 приоратов (подчиненных обителей) в Провансе и Испании. Духовное обновление и повышение авторитета мон-ря сопровождалось ростом его материального благосостояния. Аббатство получило в дар новые земельные владения в Лангедоке, Пиренеях, Каталонии и в Италии (в Генуе, в Пизе, на о-ве Сардиния). И. деятельно участвовал в движении «Божий мир», укрепляя связи с мон-рем Клюни. Со св. Одилоном , аббатом Клюни, И. связывала личная дружба. Политика И., направленная на укрепление авторитета Церкви, находит параллель в деятельности настоятелей др. провансальских и каталонских монастырей, напр. Дуранда, аббата Муасака, и Оливы , аббата Риполя и Сен-Мишель-де-Кюкса (каталон. Сан-Микель-де-Куша). И. заботился о благоустройстве аббатства Сен-Виктор. По его инициативе над обширной древней криптой с гробницами святых была сооружена новая церковь, к-рую в 1040 г. освятил Римский папа Бенедикт IX . Часть этой постройки, т. н. башня св. И., сохранилась в составе более позднего храма. Незадолго до смерти И. в Марсель прибыли монахи мон-ря Лерен, разоренного сарацинскими пиратами (1046), с просьбой снарядить посольство в Испанию для выкупа пленных. В 1047 г. И. лично возглавил посольство, однако из-за тяжелой болезни был вынужден остановиться в приорате Сан-Микель-дель-Фай близ Барселоны и поручить миссию гр. Барселоны и Жероны Раймунду Беренгарию I Старому (1035-1076), к-рый вынудил мусульм. правителей Дении (Деньи) и Тортосы освободить пленных. И. сопроводил монахов в Марсель и там вскоре скончался. Согласно Житию, тексту эпитафии и обитуарию кафедрального собора Марселя, это произошло 24 сент.

http://pravenc.ru/text/293826.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010