От неск. богословских сочинений В. из Ш. сохранились лишь фрагменты: 1) «De sacramento altaris» (О таинстве алтаря, или «De Eucharistia», О Евхаристии - PL. 163. Col. 1039-1040). В этом фрагменте, вероятно, представляющем собой часть большого трактата «Liber sententiarum» (Книга сентенций), рассматривается вопрос, под одним или под двумя видами следует принимать св. Причастие; 2) «Charta» (Церковно-каноническое послание, 1120 - PL. 163. Col. 1039-1042), в к-ром В. из Ш. епископской властью пытается уладить конфликт по поводу уплаты церковной десятины; 3) «De origine animae» (О происхождении души - PL. 163. Col. 1043-1044; авторство сомнительно), вероятно, также представляет собой фрагмент «Liber sententiarum»; рассматривается вопрос о происхождении души человека и о наследовании первородного греха; 4) «Dialogus inter Christianum et Judaeum de fide catholica» (Диалог между Христианином и Иудеем о католической вере, ок. 1096-1099 - PL. 163. Col. 1045-1072). Адресованное Александру, еп. Линкольнскому, сочинение представляет собой литературно обработанный диспут между его автором, называющим себя «неким защитником и слугой веры Христовой», и неким иудеем. В трактате, обнаруживающем сильное влияние идей блж. Августина , речь идет гл. обр. о прообразовательном значении ветхозаветного законодательства и его исполнении в искупительной Жертве Христа, о значении НЗ, о христ. таинствах, о том, что Иисус Христос есть Сын Божий и истинный Мессия, о единобожии и вере в Св. Троицу, об ангелах и падении диавола, о происхождении и сущности зла, о творении человека и его грехопадении, о наследовании первородного греха, об искуплении и Искупителе. Существуют сомнения в принадлежности этого трактата В. из Ш. ( Jacobi K. Wilhelm von Champeaux//LexMA. Bd. 9. Col. 168. Bibliogr.), нек-рые исследователи не упоминают о нем или не включают в состав сочинений В. из Ш. ( Бибихин В. В. Гильом из Шампо//НФЭ. Т. 1. С. 526), в PL его авторство стоит под вопросом. В. из Ш. приписываются также фрагменты: «Moralia Abbreviata» (Сокращенный вариант Моралий [на «Иова» свт. Григория Великого]; изд. в: Thesaurus novus Anecdotorum/Ed. E. Martnes. 1717. Vol. 5), «De natura et origine rerum placita» (Ed. M. Patru. P., 1847; Мнения о природе и происхождении вещей), «De essentia Dei» (О сущности Божией; изд. в: Cousin V. Fragmentes philosophiques. P., 1865. T. 2. P. 328-333). Учение

http://pravenc.ru/text/158664.html

Филиберт. В его мон-ре они провели остаток жизни в молитве и покаянии. В XII в. у гробницы Тассилона и Теудона была помещена плита с лат. четверостишием на сюжет легенды. В XI в. Ж. принял участие в движении за монастырскую реформу, к-рая была проведена в обители в 1004 г. Вильгельмом из Вольпиано, аббатом мон-ря св. Бенигна (Сен-Бенинь) в Дижоне. В нач. XII в. Ж. участвовал в клюнийской реформе, мон-рю оказывали поддержку представители герцогского дома Нормандии. В 1067 г. Руанский архиепископ в присутствии герц. Вильгельма II Завоевателя освятил новую ц. Богоматери, к-рая строилась с 1040 г. Окрепли культурные и религ. связи с мон-рями Англии, в 1045 г. аббат Роберт II Кампарт получил епископскую кафедру Лондона. В XI-XII вв. Ж. стал центром лит. деятельности. Мон. Вильгельм Калькул создал «Деяния герцогов Нормандии», между 1170 и 1220 гг. были составлены Жюмьежские анналы (Ex Annalibus Gemmeticensibus//MGH. SS. T. 26. P. 491, 493, 495, 497, 499-500, 508-511), а также «Песнь о монастыре Жюмьеж» (Carmen de monasterio Gemmeticensi//PL. 138. Col. 393-398). В это же время мон-рь пережил ряд потрясений, связанных с разорением обители в ходе феодальных усобиц, а также с внутренними нестроениями в монастырской жизни. К 1154-1169 гг. относится конфликт монахов с аббатом Петром, присланным из мон-ря Клюни , который был улажен только преемником Петра Ругерием (Роже) из Бека (1169-1176). Во время Столетней войны Ж. был разорен (1358), монахи удалились в Руан. Через 10 лет началось восстановление обители. В 1409 г. аббат Симон де Боск добился от антипапы Александра V перехода Ж. в папскую юрисдикцию. Из-за военных действий с 1415 по 1421 г., когда братия укрывалась в Руане, возрождение обители началось лишь после окончательного присоединения Нормандии к Франции (1449). В 1464 г. в Ж. был введен режим комменды , аббатство получило статус королевского. При коммендатарном аббате кард. Филипп Люксембургский (1511-1517) проводил в Ж. масштабные строительные работы. В 1562 г. мон-рь был разграблен гугенотами . В 1618 г. Ж. присоединился к конгрегации св. Мавра (см. Мавристы ). Между 1650 и 1732 гг. часть построек в обители была восстановлена. Во 2-й пол. XVIII в. мон-рь окончательно пришел в упадок. Во время Французской революции решением муниципалитета Жюмьежа от 3 мая 1790 г. аббатство было упразднено, имущество и монастырские постройки распроданы.

http://pravenc.ru/text/182383.html

(Из «Саги об Олаве Трюггвасоне» по «Кругу земному». Перевод Т. Н. Джаксон по IF. XXVI. 338) III.3. Сигват Тордарсон Сигват Тордарсон – исландский скальд (ок. 995 – ок. 1045 гг.), один из самых знаменитых исландских скальдов. Около 15 лет был скальдом норвежского конунга Олава Харальдссона (Святого). После смерти этого последнего (1030 г.) Сигват был скальдом его сына Магнуса. Стихотворное наследие Сигвата велико. См. о нем: Turville-Petre 1976. Р. 77–87; Джаксон 1991. С. 90–93. III.3.1. «ПОМИНАЛЬНАЯ ДРАПА ОБ ОЛАВЕ СВЯТОМ» (ок. 1040 г.), 23-я строфа 155 [После перенесения тела конунга Олава в церковь Клемента в Нидаросе и объявления Олава святым произошло много чудес.] Епископ оберегал святость конунга Олава, обрезал его волосы и ногти, так как они росли, как бывало и тогда, когда он жил в этом мире. Так говорит скальд Сигват: «Я не солгу, если скажу, что у Олава выросли волосы, как у живого человека; охотнее всего превозношу я людей конунга в моей песне; в Гардах избавил он (=Олав) от болезни Вальдамара; до сих пор хранятся волосы, что росли из светлой головы у того, кто подарил зрение» 156 . (Из «Саги об Олаве Харальдссоне» по «Кругу земному». Перевод T. Н. Джаксон по IF. XXVII. 406; перевод висы – И. В. Свердлова) III.3.2. «ЛАУСАВИСУР» (1031–1035 гг.),27-я и 30-я строфы 157 [Сигват в начале зимы приехал в Свитьод.] Сигват часто спрашивал, когда он встречал купцов, Хольмгардсфари 158 , что они могли сказать ему о Магнусе Олавссоне 159 . Он говорил: «Но хочется узнать мне о юном конунге с востока из Гардов 160 ; слишком хорошие вести часто приходят. Я слышу пустое, – хотя крохотные посланцы привета и летают между нами, – я обманут относительно того, что сын конунга держит путь домой». И когда Магнус Олавссон приплыл в Свитьод из Гардарики, там находился тогда Сигват с королевой Астрид 161 , и всех их хорошо приняли. Тогда сказал Сигват: «Ты отважился вернуться домой, и ты вполне в силах завладеть землей и подданными, конунг Магнус; я поддерживаю твою власть. Я был готов поехать в Гарды, так как у меня было поручение к тебе, о, конунг; тебе, моему сыну по крещению, было написано твоей мачехой письмо».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти качественные свойства Сына, являющияся уже как бы производным выражением Его сущности, и составляют тот Его общий с Отцем «образ и подобие», по которым в частности был сотворен человек. В противоположность этому строгому, субстанциальному и акциденциальному, подобию Сына Божию Отцу, человек является подобным Богу лишь в акциденциальном смысле, – подобен именно по тому «образу», или по той качественности (=формальный принцип, тертуллиановская natura), которая является общею у Отца и Сына. Когда апостол называет Сына «образом Бога невидимого ( Кол. 1:15 )», то этим самым он, по замечанию Илария, не хочет выразить понятия о Нем, как о простом conformatio Отца, сходном с Ним лишь по тем или другим качествам, но хочет выразить ту мысль, что Сын является невидимым образом Божиим по тому же самому (per id=формирующий онтологический принцип), по чему является невидимым сам Отец. Для человека же Писание определило подобие лишь с образом Божиим (т. е. лишь с качественно-материальною стороною божественного существа), чтобы этою пояснительною прибавкою (подобия именно лишь с образом) устранить мысль о принадлежности человеческой природе свойств подлинной сущности (veritatis) Божества. Параллельным местом, поясняющим это учение Илария о подобии человека Богу являются следующие слова из его комментария на 118 пс.: «человек создан во образ Божий. Он не есть образ Божий, ибо образ Божий есть Перворожденный всея твари, но (создан) во образ Божий, т. е. по виду образа и подобия» 1040 . В дальнейших словах Иларий прямо указывает, что это (акциденциальное) подобие человека Богу заключается в разумности и бестелесности человеческой души. В тесной связи с отмеченными сейчас гноселогическими принципами Илария стоит его учение о слове, как адекватном выражении сущности (природы) предмета, также в значительной степени напоминающее Тертуллиана . Не входя, подобно Евномию, в умозрения о метафизическом взаимоотношении между вещами и именами, Иларий просто с гносеологической и психологической точки зрения константирует полное соответствие между реальностию и словом, как объективным содержанием (материей) и субъективным выражением (формой) нашего познания 1045 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

И когда устроенное из повозок укрепление ими было разрушено и оттого бой сделался рукопашным, – враги опрокидываются и обращаются в бесславное бегство, а ромеи смело их преследуют. Тогда тысячами падают эти обитатели повозок, и лагерь их разграбляется. Что же касается до военнопленных, то их оказывается бесчисленное множество, равно как и тех, которые добровольно отдались из любви к пленным единоземцам, так что из них в одной западной ромейской провинции составлены были целые селения, от которых небольшие остатки существуют еще и доселе. Немалое также число их включено было в союзные когорты, но еще более значительные толпы, взятые войском, были проданы. Одержав столь знаменитую победу над скифами и достигнув такого великого торжества, Иоанн воздает благодарение Богу, учредив в память этого события и во свидетельство благодарности так называемый у нас «печенежский Праздник»... Между тем и сам император 1039 , спустя немного времени, отправился в поход с войском. На пути, при первой же встрече, он прогнал скифов, которые, перейдя Истр, опустошали области при горе Гем 1040 , – и, выступив из Филиппополя 1041 , пошел прямо в Кефалинию 1042 ... (1150 г.) ...А сам император, узнав, что властитель Сербии снова злодействует на границах и поступает хуже прежнего, так что заключил даже союз против ромеев с соседними пеонцами 1043 , с пренебрежением выступает против них с небольшою частью войска, полагая, что они не в состоянии с ним бороться. Но они выказали неожиданное сопротивление и мужественно встретили предстоящую войну, получив весьма сильное вспомогательное войско от гуннов 1044 . В это-то время и Иоанн Кантакузин 1045 , вступив в бой с варварами и сражаясь до того, что и сам наносил и принимал удары, – потерял пальцы на руках, подвергшись нападению целой толпы сербов. Да и сам император имел единоборство с архижупаном 1046 Вакхином, – человеком богатырского телосложения и с сильно развитыми мышцами рук. Вакхин ударил императора в лицо и разбил вдребезги опущенную железную сетку шлема, закрывавшую глаза его, а император пронзил мечом его руку и, этим лишив его возможности сражаться, взял его живым в плен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он подавил также восстания в Ахайе и Египте; часто обуздывал поднимавшихся войной аланов 1039 . 9.      ...Царь Фарасман 1040 прибыл к нему в Рим и поднес ему [даров] более, чем Адриану. Он дал лазам царя Пакора... возвратил Реметалка 1041 в Боспорское царство, выслушав дело между ним и куратором 1042 . Ольвиополитам 1043 послал в Понт помощь против тавроскифов 1044 и одержал над тавроскифами такую победу, что они дали ольвиополитам заложников... М[арк] Антонин Философ 17.      ...[Марк Антонин], истребив маркоманнов, сарматов, вандалов и вместе с ними квадов, освободил от рабства Паннонии... 22.      Все народы от границы Иллирика до Галлии составили заговор, именно маркоманны, варисты, гермундуры и квады, свебы, сарматы, дакринги и буры, вандалы с виктуалами, осы, бессы, коботы, роксоланы, бастерны, аланы, певкины и костобоки 1045 . [В то же время] грозили войны Парфянская и Британская. Итак, он с большим трудом, даже личным, победил самые свирепые племена, причем солдаты подражали ему, и войска вели также легаты и префекты претория. Он принял в подданство маркоманнов, причем огромное большинство [их] было переведено в Италию... 24.      ...Он хотел сделать провинцией Маркоманнию, а также и Сарматию 1046 ; и сделал бы, если бы Авидий Кассий не поднял в это же время восстания на Востоке... 25.      Итак, оставив Сарматскую и Маркоманскую войну, [Антонин] отправился против Кассия. В Риме также произошли смуты, как если бы Кассий явился в отсутствие Антонина. Но Кассий очень скоро был убит, и голова его была принесена Антонину... 27. ...После того он три года вел войну с маркоманнами, гермундурами, сарматами, также и с квадами; и если бы он прожил еще один год, то сделал бы из их [областей] провинции... Два Максимина 1.      Максимин Старший 1047 достиг известности при императоре Александре, а в военную службу вступил при Севере. Он происходил из фракийского селения, соседнего с варварами. Варварского происхождения были также его отец и мать; первый, по преданию, был родом из Готии, а вторая – из аланов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Происхождение практики раздаяния антидора в конце Божественной литургии остаётся невыясненным из-за недостаточности исторических данных и неясности свидетельств существующих документов 1039 . Практика раздаяния благословленного хлеба засвидетельствована уже в первой половине III b. «Апостольским преданием», надписанным именем св. Ипполита Римского , но он не называется антидором. При описании агапы – вечерней христианской трапезы, отдельной от Евхаристии, «Апостольское предание» упоминает, что христиане вкушают «благословленные уломки» («τ ελογημνον κλσμα») 1040 . «Апостольские постановления» (конец IV b.) содержат постановление «об останках», в котором говорится о распределении остатков приношений верующих для Евхаристии («α περισσεουσαι ν τος μυστικος ελογαι») между членами клира 1041 ; под «евлогиями» («ελσγαι») здесь принято понимать именно просфоры 1042 . Восьмое правило Феофила Александрийского, относящееся к той же эпохе, распространяет распределение этих приношений и на «верных братьев» из мирян 1043 . Это распределение, очевидно, должно было происходить вскоре после окончания литургии, хотя нет никаких свидетельств в пользу того, что в ту эпоху оно было оформлено в виде богослужебного обряда. Термин «антидор» появляется лишь к IX b., в произведении, приписываемом св. Григорию Декаполиту († 817 г.), где сказано, что «по исполнении же Божественный литургии, преподавал антидор священник всем христианам» 1044 . Это позднее появление термина является дополнительным аргументом в пользу того, что «антидор» означает дар, даваемый вместо Честных Даров, а не вместо приношений, делаемых верующими для таинства Евхаристии 1045 . По всей вероятности, термин был придуман для благословленного хлеба в эпоху преобладания редкого причащения. Однако термин «антидор» не вытеснил других названий этого хлеба. Знаменитый византийский канонист Феодор Вальсамон (XII b.), истолковывая второе правило Антиохийского поместного собора, употреблял выражение «освященные уломки» («γιασμνον κλσμα»), но говорил именно об антидоре. Он предположил, что его раздаяние было введено во избежание тяжелейшего церковного наказания. Второе правило Антиохийского собора, как и девятое апостольское правило, угрожают отлучением тем, кто входит в храм, слушает Св. Писание, но не остаётся на таинство Евхаристии или, оставаясь, не причащается 1046 . Поэтому, согласно Вальсамону, поскольку прекратилась древняя практика, по которой причащались все присутствующие, в конце Божественной литургии раздаётся благословленный хлеб,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стараясь примирить свои взгляды с монотеизмом, Иустин то заявляет о моральном единстве двух ипостасей Бога, то категорически подчиняет Сына Отцу. Таким образом, Иустин сочетает ипостасианство, или теорию независимой, личной (ипостатической) Божественности Христа, с субординационизмом; следовательно, он не арианин и не сторонник Афанасия, но в целом его богословская тенденция, в отличие от ересей, тяготела к ортодоксальной системе, и, если бы он жил позже, он подписался бы под Никейским символом веры 1036 . То же самое можно сказать о Тертуллиане и Оригене . Ориген в полной мере ощущал серьезность христологической проблемы и проблемы триединства; он усердно старался разрешить ее, но осложнял чуждыми рассуждениями. Он колебался между теорией единосущности (homo–ousian), то есть ортодоксальной, и теорией подобосущности (homoi–ousian), то есть субординационистской, которые позже вступили друг с другом в резкий конфликт в ходе арианских споров 1039 . С одной стороны, он делает Сына, в плане Его сущности, как можно ближе к Отцу; говорит не только о Его абсолютной личной мудрости, истинности, праведности и разуме 1040 , но и открыто заявляет о Его вечности и предлагает церкви учение о вечном порождении Сына. Это порождение он обычно представляет как проистекающее из воли Отца, но воспринимает его также и как проистекающее из Его сути; следовательно, по крайней мере в одном месте, он уже применяет к Сыну термин homo–ousios, провозглашая Его тем самым равным Отцу по сути или по природе 1041 . Однако эта идея вечного порождения приобретает у него своеобразную форму из–за ее тесной связи с его учением о вечном сотворении. Он не может представить себе Отца без Сына, как не может представить всемогущего Бога без творения или свет без лучей 1042 . Поэтому он описывает порождение не как разовый, мгновенный акт, но как постоянно продолжающийся, равно как и сотворение 1043 . С другой стороны, он отличает сущность Сына от сущности Отца, говорит о разнице сущностей 1044 и ставит Сына явно ниже Отца, называя Его, со ссылкой на Ин. 1:1 , просто θες без артикля, то есть Богом в относительном или вторичном плане (Deus de Deo), а также δετερος θες, Отца же Бога называя θες в абсолютном смысле (Deus per se) или ατθεος, а также источником и корнем Божественности 1045 . Он учил также, что в молитве не следует обращаться непосредственно к Сыну, а следует обращаться к Отцу через Сына во Святом Духе 1046 . Без сомнения, это его правило касается лишь абсолютного поклонения, потому что в других местах он признает возможность молитвы, обращенной к Сыну и Святому Духу 1047 . Но такое представление о подчиненной роли Сына было шагом в сторону арианства, и некоторые ученики Оригена , особенно Дионисий Александрийский , явно склонялись к этой ереси. Против них, однако, еще до арианских споров протестовали люди, более глубоко ощущавшие суть христианства, особенно Дионисий Римский, которому его александрийский тезка и коллега великодушно уступил.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Необходимо было внести исправление, так как ранее Пасхазин приводил этот текст в латинской редакции, содержащей значительные отклонения от греческого оригинала 1039 .Помимо этого на девятнадцатом заседании в связи с рассмотрением спора между Фотием Тирским и Евстафием Бейрутским было приведено 4 правило Никейского Собора 1040 . Оно было зачитано также на четырнадцатом заседании, посвященном статусу Церкви в Василинополисе. В греческом тексте соборных деяний в этом месте данное правило названо шестым 1041 . Ясно, что эта неточность в обозначении вызвана невнимательностью переписчика, которая объясняется сходством в написании между курсивными греческими цифрами δ и ς. Обращаясь в 458 г. к императору Льву, писидийские епископы, ссылаясь на 4 правило Антиохийского Собора, именуют его правилом 83 1042 . Таким образом, у них в употреблении был сборник, нумерация в котором совпадает с нумерацией сборника, имевшегося в канцелярии архиепископа Константинопольского. Этот древний канонический сборник не дошел до нас в своем греческом оригинале. Он был в употреблении в VI в., но с этого времени ему на смену приходят систематические сборники, в которых каноны располагаются по предмету. Первая работа такого рода известна только по упоминанию о ней Иоанна Схоластика в предисловии к «Синагоге» 1043 . Вероятно, сборник был составлен немного позднее 534 г., когда появилось второе издание Codex Justiniani 1044 . Вскоре этому «Сборнику LX титулов» пришла на смену Συναγωγ καννων εκκλησιαστικν εις Ν ττλους διηρημνη (Collectio quinquaginta titulorum) – «Сборник L титулов». «Синагога» была составлена Иоанном Схоластиком около 550 г., когда он в Константинополе был апокрисиарием патриарха Антиохийского Домна III 1045 . Вскоре по кончине Иоанна Схоластика († 577) был составлен новый систематический сборник. Использованные в нем канонические материалы более многочисленны, чем в «Синагоге», но при этом они компактнее сгруппированы, чем в последней. Речь идет о «Синтагме XIV титулов» 1046 . Помимо этих систематических сборников следует упомянуть еще о появлении в VI или VII вв. Κανονικ Σνοψις, где каноны были даны в очень кратком пересказе; для каждого Собора они пронумерованы отдельно 1047 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

п. Их катены состоят главным образом из выдержек из творений св. Амвросия, бл. Августина, св. Иеронима и св. Григория Великого . Самая знаменитая из них та, которая составлена Фомою Аквинатом на четыре Евангелия; она известна под именем Catena aurea; катена Валафрида Страбона имеет, однако, более значительную историческую важность: она цитована всеми авторами средних веков и в особенности Фомою Аквинатом, как истинный авторитет под именем Glossa ordinaria. Она заключает выдержки из сочинений блаж. Августина, св. Амвросия, св. Иеронима, св. Григория Великого , св. Исидора Сивильского, Бэды Достопочтенного, Алкуина, 723 Рабана Мавра и примечания самого Валафрида Страбона. В начале XII века Анзельм де Лаон включил в нее несколько новых примечаний между строками текста; и с тех пор в ней стали различать Glossa interlinearis и Glossa marginalis. Позднее прибавили также к Glossa ordinaria заметки Николая Лирского († 1340). Знаменитейшие экзегеты этой эпохи, кроме тех, которых мы уже поименовали между авторами катен, следующие: 1) Алкуин (735–804), глава палатинской школы, основанной Карлом Великим (802), который воспроизводил истолкования отцов, тяготея особенно к таинственному смыслу. – 2) Ангелом (Angelomus), монах люксейльский в IX веке, автор аллегорических комментариев на книги Царств, и др. – 3) Друтмар (Druthmarus, † в 860), монах корбийский, изъяснивший Евангелия. – 4) Бертер (Berthaire), аббат монкассинский († 884), занимавшийся разрешением некоторых вопросов, относящихся к Ветхому и Новому Завету. – 5) Бруно, епископ вюрцбургский († 1045), очень сведущий в греческом и еврейском языках, оставивший несколько комментариев на Псалмы и Песни В. и Н. Завета. – 6) Willeram, монах бенедиктинский († 1085), автор Paraphrasis gemma in Canticum Canticorum. – 7) Бруно, основатель ордена Картезианцев (1040–1101), изъяснивший Псалмы и послания св. Павла. – 8) Бруно д’Асти (1049–1125), епископ сеньинский, умерший монахом монкассинским в 1125 г., писавший о Пятокнижии, о Псалмах и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010