Второй важнейший вопрос, который должен поставить изучающий историю русской школы и просвещения после вопроса об ее типе, это – вопрос о распространенности школ в разных концах Руси. Житийная литература не может здесь дать полного и с точным разграничением по периодам перечня местечек, где имелись школы, но —587— Она может всё-таки указать целый ряд городов и селений, где в разные периоды русской истории находились школы. О существовании школ в Киеве не может быть сомнения. Житийная литература с своей стороны иллюстрирует это положение несколькими фактами. В житии Бориса и Глеба сообщает, что они „были грамоте научены“ 1025 , но это могло произойти, наверное, только в Киеве. Во второй половине XI века близ Киева или, быть может, в самом Киеве учился Нифонт Новгородский 1026 . В первой половине XII века в Киеве учился пр. Варлаам Хутынский 1027 († 1193), а в XIV веке Стефан Махрицкий 1028 . В области Великого Новгорода, по показанию житий, имелись школы в последней четверти XIII-ro столетия, когда был отроком архиепископ Моисей 1029 . В половине XIV века здесь учился юродивый Феодор 1030 . Житие Архиеп. Евфимия, избранного на кафедру в 1430 году 1031 свидетельствует о существовании школы в Нов Городской области в последней четверти XIV века. В самом конце XIV или в начале XV века учился в Новгороде архиеп. Иона 1032 . В половине XV века в Новгородских пределах, в родной деревне в Обонежве учился Александр Свирский 1033 . В области знаменитого пригорода Новгорода – Пскова в самом конце XIV или начале XV учился преп. Евфросин 1034 . Житие Мартирия Зеленецкого —588— свидетельствует о существовании школы в Великих Луках. В древнем Смоленске в XII–XIII веках учился преп. Авраамий 1035 . Во Владимире в начале XIV-ro века учился Пахомий Нерехтский 1036 . В Москве в начале того же XIV века учился отрок Елевферий Плещеев, после митрополит Алексий 1037 ; в конце XV века, – наверное, Корнилий Комельский 1038 , а в начале XVI века – Феодор Колычев, после митроп. Филипп; однако нельзя с твердостию сказать, чтобы Алексий и Филипп учились в училище, т.е. у одного со многими другими детьми учителя, а не дома усвоих домашних учителей. В близ лежавшем от Москвы Радонеже были училища в 20 годах XIV столетия и в начале XVI столетия, когда там учились преп. Сергий 1039 и Гурий, архиепископ Казанский 1040 . В селе Пехорка в двадцати поприщах от Москвы учился Серапион, архиеп. Новгородский 1041 . Около Москвы же, хотя неизвестно в каком крестьянском поселке, в 40 годах XV столетия учился Кирилл Белозерский 1042 . Приблизительно в тех же годах велось обучение детей в Волоколамском Воздвиженском монастыре 1043 . Город Старица в одном из своих училищ во второй половине 16 века имел отрока Давида, после архимандрита Троицкой Лавры Дионисия 1044 . В Переяславле Залесском было училище в первой четверти XIV века, в котором учился Димитрий Прилуцкий 1045 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Thomaschek W., Zur historischen Topographie von Kleinasien im Mittelalter, – «Sitzungsber. d. K. Akad. d. Wissensch. in Wien, Phil.-hist. CL, 124, 1891. Treitinger O., Die oströmische Kaiser- und Reichsidee nach ihrer Gestaltung im höfischen Zeremoniell vom oströmischen Staats- und Reichsgedanken, Darmstadt, 1959. Vasiliev A., The Anglo-Saxon immigration to Byzantium, – «Annales de Institut Kondakov», 9, 1937. Villars I. В., Les Normands en Mediterranée, Paris, 1951. Wass A. A., Geschichte der Kreuzzüge, I-II, Freiburg, 1956. Weiss H., Kostümkunde II. Geschichte der Tracht und des Geräthes im Mittelalter, Stuttgart, 1864. Wilmans R., Über die Quellen d. Alexias von Anna Komnene, – «Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde», 10, 1857. Wittek Р., The Castle of Rechts, Berlin, 1892. Ζακυθηνο Δ., Μελται περ τ ς διοικητικ ς διαιρσεως κα τ ς επηρχιακ ς διοικσεως ν τ Βυζαντιν κρτει, ΕΕΒΣ, 17, 1941. Zenghelis С., La feu grégois et les armes à feu des byzantins, – Byz., 7, 1932. Zerves Ch., Un philosophe néoplatonien du XI e siècle Michel Psellos, Paris, 1920. Xanalatos A. D., Beiträge zur Wirtschafts- und Sozialgeschichte Makedoniens in Mittelalter hauptsächlich auf Grund der Briefe des Erzbischofs Theophylaktos von Achrida, München, 1933. Yewdale R. В., Bohemund I, prince of Antioch, Princeton, 1925. Хронологическая таблица 1042, начало – захват части Сицилии Георгием Маниаком 1043, февраль – смерть Георгия Маниака 1045, конец-1040, – выступление Роберта Гвискара из Нормандии начало 1046–1047 – наступление печенегов Тираха на Византию 1054, июль – разделение церквей (схизма) 1054 – смерть императрицы Зои 1055 – пострижение Михаила Пселла 1057, лето – восстание Исаака Комнина 1058 – женитьба Роберта на Сишельгаите 1059 – провозглашение Роберта герцогом Апулии, Калабрии и Сицилии 1059 – поход Исаака I Комнина на печенегов; основание храма св. Феклы 1059, декабрь – отречение Исаака I Комнина от престола 1062 – рождение Никифора Вриенния (мужа Анны) 1071, апрель – захват Бари норманнами

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобно неполным соборам, на соборах полных, кроме русских архиереев, присутствовали время от времени и архиереи иностранные, прилучавшиеся в Москве 1034 (а на Большом московском соборе частью и специально вызванные). Полные церковные соборы созывались, как замечено выше, для решения вообще важнейших церковных дел, и такие именно дела были главным предметом их деятельности. Сюда относились избрание и поставление патриарха 1035 , суд над ним 1036 суд в высшей инстанции над всеми другими духовными лицами 1037 , дела касательно веры 1038 , законодательство касательно всей поместной церкви по самым разнообразным вопросами, касательно управления, суда, дисциплины, христианской жизни и проч. 1039 Кроме дел важнейших, полные церковные соборы решали и все те текущие дела, решать которые считали себя компетентными и соборы неполные 1040 . Полные церковные соборы продолжались нередко довольно значительное время. Так, собор 1666 года начался в феврале, а соборное определение было подписано лишь 2 июля 1041 . Собор 1660 года открылся 16 февраля, а соборное деяние было подписано архиереями 14 августа 1042 . Архиереи, собравшиеся для избрания патриарха после кончины Питирима, прибыли в Москву к 9 сентября 1673 года, а избран был патриарх лишь 23 июля 1674 года 1043 . На русских церковных соборах, как полных, так и неполных, кроме архиереев (русских и иностранных) присутствовали ещё лица низших иерархических степеней: архимандриты, игумены, протопопы, а иногда и другие клирики. Так, на соборе 1654 года, кроме архиереев, присутствуют: архимандриты, игумены, протоиереи 1044 ; на соборе от 18 мая 1656 года – протопопы, попы, архимандриты, игумены и дьяконы 1045 ; на соборе 1625 года – архимандриты, игумены, протопопы и «весь освященный собор» 1046 ; на соборе от 16 декабря 1655 года было 19 архимандритов, игуменов и протопопов 1047 ; на соборе, избравшем в патриархи казанского митрополита Адриана, кроме архиереев присутствовали: архимандриты, игумены разных монастырей и весь освященный собор 1048 ; на соборах 1666–1667 годов присутствует, кроме архиереев, и прочее духовенство 1049 ; на избрании в патриархи Иосифа были архимандриты, игумены, протопопы, священники 1050 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Рядом с собором в пределах церковной провинции выступает власть митрополита. Слово «митрополит» 1038 мы встречает впервые в никейских канонах 1039 . В канонах антиохийского собора 341 года мы встречаем выражение «епископы, коим вверены митрополии» 1040 «епископ митрополии» 1041 и «митрополит» 1042 . Смысл этих выражений одинаков. Из них мы можем видеть, кого именно под словом митрополит разумеет канон 4-й никейского собора. Митрополит это есть епископ главного города гражданской провинции (μητρπολις) 1043 . Качество объекта власти – главный город гражданской провинции, – определяет степень власти епископа 1044 . Но не связывает ли канон 4-й никейского собора с выражением «митрополит» другого понятия? Благодаря ясным словам никейского канона, по мнению Маассена 1045 , из всего содержания канона нельзя вывести другого заключения, кроме вышеизложенного. Таким образом, митрополит – это епископ главного города гражданской провинции, сосредоточивающий в своих руках высшую власть над епископами своего округа. Власть эта, как мы знаем, развилась исторически и ко времени никейского собора заключалась в нраве созвания соборов и руководительстве ими, в праве, совместно с собором избирать и посвящать провинциальных епископов и, наконец, в праве надзора за последними. В сущности это та самая власть, которую позднее более ясно определил антиохийский собор 341 года в следующих правилах. Кан. 9. Епархиальные епископы должны знать, что на первенствующем епископе митрополии сосредоточивается (по преимуществу) и попечение о каждой епархии, так как в метрополию отовсюду стекаются все имеющие дела. Поэтому угодно было постановить, чтобы он и честью преимуществовал, и чтобы прочие епископы, согласно древнейшему, вошедшему в силу со времени отцов наших канону, не заходили в своих распоряжениях далее того, что касается епархии каждого из них и причисленных к ней селений, так кань каждому епископу подобает иметь власть в своей епархии и управлять ею с соответственною положению его применительностью. Подобает каждому предусмотрительно пещись о всей стране, подвластной его городу, как-то: и пресвитеров поставлять и диаконов и каждое дело предпринимать с осмотрительностью. Более же сего да не покушается делать никто без епископа митрополии, как и сей последний без согласия прочих епископов 1046 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

1025.. Даниил — НЭС, т. 15, с. 505-507. 1026.  Булгаков С. Апокалиптика и социализм. — В кн.: С. Булгаков. Два Града. М., 1911, т. 2, с. 51-127. 1027.  Введенский А., свящ. Язык книги пророка Даниила в связи с историей ее происхождения. — ТКДА, 1912, с. 493-510. 1028.  Громогласов И. Наименование Иисуса Христа Сыном Человеческим — ЧОЛДП, 1894, с. 107-154. 1029.  Добронравов Н. Книга пророка Иоиля. М., 1885, 432 с. 1030.  Зельдер Д. Иоэль. — ЕЭ, т. VIII, с. 779-785. 1031.  Кёнит Э. Даниила книга. — ЕЭ, т. VI, с. 937-943. 1032. Книга пророка Иоиля. — ДБ, 1873, с. 152-154. 1033.  Некрасов А. Год крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и седмины Даниила. Казань, 1892. 1034.  Его же. Седмины пр. Даниила по олимпиадам. — ПС, 1887, 1035.  Его же. Введение в книгу пророка Иоиля. — ХЧ, 1884, с. 280-314; 1885, с. 82-98; с. 335-371. 1036.  Никольский Н. Апокалиптическая литература. — В кн.: Литературная энциклопедия, М., 1929, m.I. 1037.  Оберлен. Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна. Тула, 1882, XVI + 448 с. 1038.  Палладий, еп. Толкование на книги св. пророков Осии и Иоиля. Вятка, 1872, 61 с. 1039.  Петровский А. Книга пророка Даниила. — ТБ, т. VII, с. 1-83, 1040.  Покровский Ф. Время деятельности пророка Иоиля. — ХЧ, 1875, 1, с. 3-31; с. 3-24. 1041.  Потапов В. О книге пророка Даниила. — ПТО, 1871, с. 1-146. 1042.  Разумовский А., свящ. Св. пророк Даниил и его книга. СПб., 1891, 162 с. 1043.  Розанов Н. Книга пророка Иоиля. — ТБ, т. V, с. 134-156. 1044.  Рыбинский В. Иоиль. — ПБЭ, т. VII, с. 250-254. 1045.  Смирнов И. (впосл. еп. Иоанн). Пророк Иоиль. Рязань, 1873, 33 с. 1046.  Его же. Св. пророк Даниил и его книга. Рязань, 1879, 384 с. 1047.  Denzer G. The Books of Haggai Zechariah, Malachi, Joel and Second Zechariah. Collegeville, 1966. 1048.  Hartmann L.F. Daniel. — JBC, I. 1049.  Kappelrud A. S. Joel Studies. Leipzig, 1948. 1050.  Rowley H.H. The Relevance of Apocaliptic. London, 1947. 1051.  Russel D. S. The Method and Message of Jewish Apocaliptic. Philadelphia, 1964.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

1034 . Stone N. Names of God. Chicago, 1944. 1035 . Stupperich R. Russische Sekten. Wernigerode-am-Harz, 1938. 1036 . SuttnerE. C. Philokalie und Jesusgebet im westlichen Europa unser-er Tage (mit umfassender Literaturiibersicht). – 1000 Jahre zwischen Wolgaund Rhein. Munchen, 1988. 1037 . Taylor V. The Names of Jesus. London, 1954. 1038 . Testa E. Nomi personal! semiticï Biblici, Angelici, Profanï Studio filologico e comparative. Porziuncola, 1994. 1039 . The Mount Athos Heresy Case. Voluntary Exile in Siberia. – The Times, 23.08.1913. 1040 . Thompson H. O. Yahweh. – Anchor Bible Dictionary. T. VI. New York, 1992. P. 1011–1012. 1041 . Tittel B. Vorwort. – Ilarion, Schimonach. Auf der Bergen des Kaukasus. Gesprach zweier Einsiedler iiber das Jesus-Gebet. Uber-zetzt und mit einem Vorwort von P. Bonifaz Tittel OSB. Salzburg, 1991. S. 11–42. 1042 . Toumay R. Le Psaume VIII et la doctrine biblique du Nom. – Revue bibliqueVS, 1971.P. 18–30. 1043 . Traube L. Nomina sacra. Versuch einer Geschichte der christlichen Kurzung. Munchen, 1907. 1044 . Ueberweg F. Grundriss der Geschichte der Philosophic. Berlin, 1926. 1045 . Volker W. Praxis und Theoria bei Symeon dem neuen Theologen. Wiesbaden, 1974. 1046 . Vaccari A. Nomen Domini. Roma, 1933. 1047 . Van Rujven D. A. Le " Rossicon» ou le monastere russe de St. Panteleimon au Mont-Athos. – Irenikon 30. Chevetogne, 1957. r 44–59. 1048 . Vattioni F. II Tetragramma divino nel Pfuad inv. 266. – Studia Papirologica. T. XVIII. Fasc. 1. Enero-Julio, 1979. 1049 . Vaux R. de. The Early History of Israel. Philadelphia, 1978. 1050 . Vaux R. de. The Revelation of the Divine Name YHWH. – Proclamation and Presence. Festschrift G. H. Davies. London, 1970. r 48–75. 1051 . Vigano L. Nome e titoli di YHWH alia luce del semitico del Nord-Ouest. Roma, 1976. 1052 . Wambacq B. N. Eheyeh asher eheyeh. – Biblica 59, 1978. P. 317–338. 1053 . Ware K. A Way of Ascent: The Jesus Prayer. – Christian Spirituality. Origins to the Twelfth Century. Ed. by B. McGinn and John Meyendorff in collaboration with J. Leclercq. London, 1986. P. 402–410.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мф. 12:28. 1008 Гал. 5:22. 1009 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1010 100 Максим Исповедник, Главы богословские, 3, 38 — PG 90,1276ВС. 1011 Пс. 18:10. 1012 Максим Исповедник. Главы богословские, 1, 69 — PG 90, 1208В. Ср.: К Фалассию — PG 90, 289В. 1013 103 Пс. 18:10. 1014 Ис. 11:3. 1015 1 Ин. 14:18. 1016 Ис. 11:3. 1017 Кол. 2:9. 1018 Ис 11:3. 1019 Лк 5:22. 1020 1 Кор. 14:25. 1021 Против Евномия 5 — PG 29, 772С. 1022 Зах. 4:10. 1023 Откр. 1:4–5. 1024 Рим. 8:15. 1025 Ин. 14:17. 1026 2 Кор. 3:17. 1027 Ис. 11:2, 3. 1028 Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268/PG 36, 165С. Ср.: Слово 41, 9 — PG 36, 441С. 1029 1 Кор. 12:10. 1030 Ср.: Иоанн Златоуст, Беседа 29 на 1 Кор., 4 — PG 61, 245. 1031 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 1032 Рим. 8:15. 1033 Гал. 4:6. 1034 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 25 — PG 26, 589А. 1035 Василий Великий, О Святом Духе, 26, 63 — Bruche 230/PG 32,184С. 1036 Исх. 8:15; Лк. 11:20. 1037 Гал. 5:22. 1038 Зах. 3:9. 1039 Ин. 14:17; 16:13. 1040 Рим. 8:15. 1041 Лк. 11:20. 1042 Исх. 8:15. 1043 Ис. 11:2–3. 1044 Зах. 3:9. 1045 Рим. 8:15. 1046 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1047 Ис 11, 2. 1048 К Фалассию 29 — ΡG 90,365А. 1049 Ср.: Кол. 1:19; 2:9. 1050 Буквально: «сотворить сына» (υν ποισαι); Ср.: вульгарное русское выражение «сделать ребенка». 1051 Иов. 1:2. 1052 Быт. 48:5. 1053 Таких слов в Писании не находим. 1054 Ис. 38:19. 1055 Употребляется глагол «γγνομαι», имеющий, среди прочего, значение «делаться», в доказательство того, что данным глаголом не всегда подразумевается акт творения, приводящий из небытия в бытие, но также и рождение по природе, равно как и глаголом «ποιεω» — «творить» или «делать». 1056 Рим. 1:28. 1057 Быт. 18:25. 1058 Еккл. 12:14. 1059 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 6 — PG 75, 77C. 1060 Ср.: 2 Тим. 3:12. 1061

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1032. О священстве. 1857. (там же. III. 225248). Святейшего Геннадия, Патриарха Константинопольского †1460 1033. Исповедание Православной Веры Христианской. 1828. XXIX. 3. Святейшего Иеремии, Патриарха Константинопольского †1543 1034. Ответ лютеранам о том, что в Церкви вместе с добрыми есть и непотребные; также о покаянии и о употреблении Таинств. 1842. I. 232. 242. 352. 1035. Ответ лютеранам о монашеской жизни. 1842. II. 56. 1036. Ответ лютеранам о свободном произволении. 1842. III. 63. 1037. Ответ лютеранам. 1844. III. 78. IV. 230. 1845. III. 201. 345. Святейшего Иова, патриарха Всероссийского †1607 1038. Послание к грузинскому митрополиту Николаю. С предисловием и примечаниями Н. И. Барсова . 1869. II. 859. Святейшего Адриана, Патриарха Всероссийского †1700 1039. Воззвание к православным Христианам по случаю издания в свет в славянском переводе книги: Православное исповедание Кафолической Апостольской церкви Восточной. 1843. IV. 376. Св. Димитрия Ростовского †1709 1040. О святой Вере и Церкви вообще. 1842. IV. 311. 1041. О Боге я Его свойствах. 1842. IV. 320. 1042. Об общих действиях Божиих в мире – творении и Промысле. 1842. IV. 537. 1043. О Боге как Спасителе человеческого рода. 1842. IV. 382. 1044. О Божием домостроительстве человеческого спасения. 1842. IV. 420. 1045. Канон преп. Антонию и Феодосию Печерским . 1859. I. 427. 1046. Слово в день св. Великомученицы Екатерины. 1844. IV. 40. Митрофана Критопула, Патриарха Александрийского †ок. 1640 1047. О творении. 1846. II. 346. 1048. О Божием о нас домостроительстве. 1846. II. 357. 1049. О предопределении. 1846. II. 370. 1050. О заповедях и добрых делах. 1846. II. 380. 1051. О Св. церкви. 1846. II. 485. Паисия, Патриарха Константинопольского 1052. Краткое изложение Божеств. литург. 1857. (В пис. Отц. и уч. церкви, отн. к истолк. прав. Бог. II. 427452). Святейших Патриархов Восточно-католической Церкви, Иеремии Константинопольского, Афанасия Антиохийского, Хрисана Иерусалимского 1723 1053. Послание о Православной Вере, состоящее в 18 членах. 1838. I. 56.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это учительное послание продолжало традицию аналогичного жанра на Руси, положенную Ростовским архиепископом Вассианом (Рыло) еще в XV веке 1037 . «По чину эти церемонии повторяли подобные действия Митрополита Макария по поводу казанской победы» 1038 . Вскоре после кончины 31 декабря 1563 года Митрополита Макария в Москве состоялся Собор, который усвоил главе Русской Церкви право скреплять грамоты красным воском и носить белый клобук. Можно говорить, что возглавил этот важный Собор Новгородский архиепископ Пимен 1039 . Он же возглавил последовавшие вскоре выборы нового Предстоятеля Русской Церкви, а потом интронизацию Митрополита Афанасия 1040 . При Митрополите Афанасии на Руси началась опричнина. Царь покинул Москву и перебрался в Александрову слободу, из которой прислал затем послания. 3 января 1565 года Митрополит Афанасий послал к царю в Слободу архиепископа Пимена с Чудовским архимандритом Левкием. На праздник Богоявления Господня они служили в Слободе, а затем царь отпустил их назад в Москву 1041 . 28 июня 1566 года, после оставления Митрополитом Афанасием кафедры, в Москве проходил земский Собор по вопросу о продолжении Ливонской войны, духовенство на котором возглавил Новгородский архиепископ Пимен 1042 . 2 июля 1566 года был дан соборный отказ послам польского короля на заключение перемирия. Духовенство при этом возглавил архиепископ Пимен 1043 . А 25 июля он возглавил интронизацию нового Митрополита Филиппа 1044 . В результате этого настоятель одного из новгородских монастырей был поставлен во главе всей Русской Церкви, то есть соловецкий игумен превратился из подчиненного архиепископа Пимена – в начальствующего над ним. За семнадцать с лишним лет пребывания в Великом Новгороде архиепископ Пимен много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Активная деятельность архиепископа обусловлена необходимостью борьбы с получившей распространение в то время ересью Феодосия Косого. Увеличение числа пожаров, когда горели храмы и иконы в них, связывается с деятельностью еретиков 1045 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1036. Что обыкновенно поется при малом входе по произнесении возгласа «Премудрость, прости»? После возгласа: «Премудрость, прости» поется: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу», причем верующие осеняют себя крестным знаменем и кланяются. 1037. Что поется непосредственно после «Приидите, поклонимся»? Непосредственно поются тропари или краткие песнопения текущего дня, храма или вспоминаемых в тот день святых. 1038. Что такое прокимен? Прокимен это песнопение, состоящее обыкновенно из двух стихов, взятых из Священного Писания. 1039. Что означает слово прокимен? Слово прокимен греческое и означает предшествующее пение, потому что прокимен поется пред чтением Апостола. 1040. Что следует за прокимном? За прокимном следует чтение Апостола. 1041. Кто читает Апостол? Апостол читает псаломщик, но не священник. 1042. Чем заканчивается чтение Апостола? Чтение апостола заканчивается пением «Аллилуя». 1043. Что означает слово «Аллилуя»? Слово «Аллилуя» означает – «Хвалите Господа». 1044. Что следует за чтением Апостола? За чтением Апостола следует чтение святого Евангелия. 1045. Кто читает святое Евангелие? Святое Евангелие читает диакон или священник. 1046. Как должны вести себя верующие при чтении святого Евангелия? При чтении святого Евангелия молящиеся должны стоять и в начале и в конце чтения осенить себя крестным знаменем. 1047. Как должно слушать чтение Апостола и святого Евангелия? Чтение Апостола и святого Евангелия подобает слушать благоговейно, как если бы мы слушали Самого Господа Иисуса Христа. 1048. Какая ектения называется сугубой? Сугубой называется ектения, во время которой верующие после каждого прошения поют «Господи, помилуй» три раза. 1049. За кого мы молимся в сугубой ектении? В сугубой ектении молимся: 1. о создателях святого храма и о всех прежде почивших отцах и братиях, 2. о добродеющих во святом храме и о всех присутствующих. 1050. О чем мы молимся в ектении об оглашенных? В ектении об оглашенных мы молимся, чтобы Господь огласил их словом истины и присоединил их к Своей Соборной и Апостольской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010