Соборные послания II: 682. Собор Апостольский I: XXV–XXVI. 111. Совершенство в христианстве не только теоретическое (интеллектуальное), но и моральное II: 378,1069. Совесть I: 846. II: 22,118. 385. 386. 1038–1040. 1124. 1138. 1146. 1286. Соглядатаи I: 343. Содомляне I: 577,330. Сократ философ I. 673. II: 403,1198. 1133. Сократ Схоластик , церк. истор. II: 928. Соломоновой Премудрости книга см. «Премудрости Соломоновой книга» выше стр. 58–61. Соломоновы псалмы I: 300,83. 561. 828. 833. 853,530. 865. 867–8. 875,555. Соломон–автор книги Премудрости Соломоновой II: 435. 439 сл. σμα (I: 370–1. 372– 374. 620–1), πνευματικν (I: 371 609. 627,502. 629,506. 630,507. II. 230. 404), πουρνιον (I: 699,166. 713,202)· Сон посмертный I: 518. 567,278. 568,283. 631,511. II: 376,1069. Sopherim (трактат) I, 7 (II: 841,76. 80), σωτρ,–ρα I: 435,474. II: 1179–1180. Социн Фр. († 1604 г.) и социниане II: 516,363. 610,617. Сошествие Христа во ад II: 607,599. Спасение в иудействе яко бы универсальное I: 562,267. Спасение христианское есть социальное, коллективное I: 519. σπρμα I: 210. II: 808,1255. 972,990. σπερμολγος II: 926. Спиноза I: 369,271. 579. Стефан архидиакон и его (речи) влияние на Ап. Павла I: XVIII. XXI–XXII. 6. 18. 19. 42. 46,88 59 сл. 64. 88. 97. 115. 116–118,41. 166. 167 182. 196. II: 864. 912. στγματα I: 490. Стихии мира, τ στοιχεα το κσμου I: 690 сл. 694 сл. 697 сл. II: 785. 1003,117. Стоицизм и стоики: материализм (II: 634. 662. 1010 сл. 1033. 1046), пантеизм (II: 1010 сл. 1030. 1063), дуализм (II: 1026. 1067), деизм (II: 1015), детерминизм и предестинация (II: 1014. 1015. 1023. 1032), логология (П: 345,950. 1029–31. 1041), дух (II: 1031. 1033), грех и зло в мире (II: 1016. 1021. 1059), искупление (II: 1017. 1033–4), стоическая мораль (II: 1019 сл. 1021 сл. 1034 сл. 1037. 1059 сл. 1067), причем человек якобы может быть выше Бога (II: 1016. 1031. 1057), апатия (II: 1022. 1059. 1081), свобода (II: 1034 сл. 1155) и рабство (II: 1076 сл. 1106), универсализм (II: 1040 сл. 1059. 1080. 1102) и любовь к ближним (II: 1021,296. 1022,304), брак и положение женщин (II: 1102. 1157), выбрасывание детей и убивание уродов (II: 1022–3. 1058), самоубийство (II: 1017. 1018. 1038. 1060–61. 1067).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Свейн Годвинсон, желая пострадать за грехи, отправился в долгий путь босиком В 1051 году полудатчанин из Англии Свейн Годвинсон с группой своих сограждан отправился в иерусалимское паломничество, чтобы искупить вину за убийство. Желая пострадать за грехи, он отправился в долгий путь босиком. Дойти до конца ему не довелось – он скончался от лишений на Анатолийском плато. Лагман Гудрёссон – норвежский король острова Мэн, убивший своего брата, – тоже пытался искупить свое преступление, отправившись в Святой Город. Большинство скандинавских пилигримов предпочитало круговой путь: туда они плыли морским путем через Гибралтар, а назад возвращались по рекам через русские княжества. Еще больший паломнический поток шел в Святую Землю из Центральной и Западной Европы. Он состоял из самых разных людей – от представителей самых скромных сословий до членов знатнейших домов Европы. Например, гроза всего северо-востока Франции, неукротимый граф Анжуйский Фульк Нерра (987–1040), совесть которого отягощало множество невинных жертв , совершил целых три (а, возможно, четыре) поездки в Иерусалим. Самая короткая из них заняла восемь с лишним месяцев, но обычно они продолжались более года. Цель была очевидна: в одном из своих писем Фульк признавался, что он является «виновником пролития множества крови в разных битвах» и поэтому «охвачен ужасом при мысли об аде». Второе его паломничество, совершенное в 1009 году, совпало с разрушением храма халифом Хакимом, что позволило графу Фульку привезти домой целый фрагмент мраморного саркофага Христа и выстроить в честь него храм. Похоже, лично его эти поездки не слишком улучшили (ибо по возвращении он с новой силой брался за старые дела), хотя акты покаяния он проводил весьма театрально. В последнем своем паломничестве, совершенном им в 1038–1040 годах, Фульк, уже весьма немолодой, заставил слугу тащить себя совершенно голого по полу на веревке в восстанавливаемый храм Гроба Господня, в то время как двое других слуг секли его спину плетьми, а он кричал: «Не отвергни, Господи, гнусного Фулька! Я нарушал свои клятвы пред Тобою и бежал от Твоего лица. Прими, о Христе, мою недостойную душу!»

http://pravoslavie.ru/93428.html

1713 г. (РГБ. Егорова. 1040. Л. 114 об.) В рукописи «Книга» Т. М. Лысенина 1713 г. (РГБ. Собр. Егорова 1040. Л. 114 об.) помещено изображение иконы М. Г., находившейся у его гробницы в Троице-Сергиевой лавре (см.: Юхименко. 2015. Ил. 4). Преподобный представлен на ней фронтально, у него широкая овальная борода до груди, он одет в охристый подрясник, подпоясанный черным ремнем, черную полумантию и черную скуфью. В левой руке раскрытая книга, правой рукой придерживает страницу с текстом: «Ведомо же убо да есть тебе, что якоже в божественном крещении треми в воду погружении тридневное Спаса Христа погреб…»; по замечанию Е. М. Юхименко, данный текст предписывает помещать Иконописный подлинник (ГИМ. Собр. Щукина. 665. Л. 76 об.; Юхименко. 2015. С. 240). На верхнем поле иконы - изображение Св. Троицы. На иконе следующие надписи - «прподобный Максимъ Грекъ» (вверху); «Сей святый образ в Троицком Сергиеве монастыри, в часовне у гроба преподобнаго Максима Грека. И инде в церквах и в домах есть много» (слева от нимба). В описях Троице-Сергиевой лавры XVIII в. встречаются упоминания об иконах М. Г. В описи 1737 г. сообщается: «Подле церкви Сошествия Св. Духа полатка каменная, а в ней деисус писан на трех цках в киоте, деревянной, писан на празелени. Перед деисусом образ преподобного Максима Грека писан на празелени» («Книги описные ризной казне… 737 году». Л. 137-137 об.- СПГИАХМЗ, фонд рукописей). Опись 1759 г. фиксирует: «Образ преподобного Максима Грека во облаце… венец сребреный резной» - и далее: «Гробница преподобного Максима Грека каменная, с одной стороны решетка железная, на гробнице образ оного преподобного, писан на красках» («Копия с описи, какова учинена присланным лейбгвардии Преображенского полку капитаном порутчиком Андрианом Лопухиным». 1759. Л. 45 об.- Там же). Ряд икон продолжает традицию изображения М. Г. как духовного писателя, установившуюся в иллюстрациях рукописных книг с кон. XVI в. Это единоличные образы М. Г. в типе писца, но не в 3/4-ном повороте как на миниатюрах, а фронтально.

http://pravenc.ru/text/Максимом ...

Финансовая политика Орфанотрофа (новые поборы, порча монеты) вела к обогащению торговой знати и обнищанию основной массы населения. Со времен Михаила IV появляются сообщения о междуусобных войнах окраинных должностных лиц, использовавших подчиненные войска для «выяснения отношений» друг с другом. Промышленность, особенно в Константинополе – крупнейшем ее центре, – пришла в упадок. Вдобавок почти каждый год страну поражали бедствия – то град, то засуха, то саранча, то эпидемии, а в 1040 г. в столичной бухте по неизвестной причине дотла сгорел императорский флот. Все это роняло престиж императора и его всесильного фаворита. «Нет пафлагонцам Божьей милости!»-говорили в народе. Но в начале и середине правления Михаила IV империя добилась существенных военных успехов. В 1035 г. ее флот опустошил нильскую дельту, и устрашенный халиф Египта заключил с Византией 30-летний мир. Годом позже на Дунае ромеи отразили натиск печенегов, брат императора Константин отбил арабов от Эдессы. К концу 1030-х гг. Георгий Маниак, уже катепан Италии, вернул империи почти всю Сицилию, нанеся мусульманам ряд сокрушительных поражений. Михаил IV во всем полагался на Орфанотрофа. Сам он был очень суеверен, а увлечение царя монахами-аскетами доходило до смешного: бывавших во дворце таких назореев император упрашивал ночевать на своей постели, а сам ложился на низкое ложе, положив под голову камень. «Спасаясь», он лично ухаживал за больными, от сожительства с женой уклонялся, объявляя это грехом. Для столичных проституток василевс выстроил специальный монастырь «очищения». Несмотря на такое благочестие, столичная молва упорно обвиняла его в пристрастии к колдовству. Император с детства страдал эпилепсией, и с каждым годом приступы ее делались все чаще и сильнее. «Поэтому он почти не устраивал выходов и неохотно появлялся на людях, а если имел намерение принимать послов или исполнять иные из императорских обязанностей, то те, кому поручено было следить и наблюдать за ним, с двух сторон навешивали пурпурные ткани и, едва лишь замечали, как он закатывает глаза, начинает трясти головой или иные признаки болезни, сразу же удаляли всех присутствующих, затягивали занавес и принимались хлопотать вокруг лежащего, как в спальне. Он легко был подвержен приступам, но еще легче от них оправлялся, при этом недуг проходил бесследно и к нему возвращался непомраченный рассудок. Шел ли он пешком, ехал ли на коне, его окружала стража, и если начинался припадок, эти люди плотной стеной окружали его и приходили на помощь... В перерывах между приступами... царь неутомимо пекся о государстве и не только обеспечивал благоденствие городам внутри наших границ, но и отражал натиск соседних народов – иногда посольствами, иногда дарами, а то и ежегодными военными экспедициями» (Пселл, с. 39, 40]). Позже к эпилепсии добавилась водянка, и к концу царствования Пафлагону все тяжелее и тяжелее было управлять государством, внешнеполитическое положение которого ухудшалось с начала 1040-х гг. день ото дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Согласно НПЛмл., в 1044(6552) г. «на весну же Володимир заложи Новъгород и сдела его» . Впрочем, в летописях НСГ говорится о том, что Новгород заложил Ярослав: «Ходи Ярослав на Литву, и на весну заложи Новград, и сдела и» . Поскольку новгородские статьи НПЛмл. отражают здесь свод 1160-х гг. , а НК1, легшая в основу НСГ, вполне вероятно, – новгородское летописание XI в., предпочтение следует отдать чтению последнего свода. Речь, по всей видимости, идет о строительстве первоначальной новгородской деревянной крепости, позднее известной под названием Строительство новгородских укреплений, вероятно, было связано с возникшей заботой Ярослава об обороне северо-западных рубежей Руси. Эта крепость, возможно, имела округлую форму и располагалась в северной части территории будущего расширенного Детинца . В центре крепости, на высоком холме, доминирующем над местностью , во 2-й половине 1040-х гг. был возведен кафедральный собор св. Софии. Последовательное возведение крепости и собора, очевидно, соответствовало изначальному замыслу инициаторов строительства. Каменный собор заложил князь Владимир Ярославич в 6553(1044/45) г. , его освящение (несомненно, с участием епископа Луки) состоялось в 1050 г. . Летописцами отмечается ведущая роль князя Владимира в создании собора (особенно это заметно в сообщении о его кончине: «В лето 6560. Месяца октября в 4 день, в неделю, преставися Володимир, сын Ярославль стареишии, в Новегороде; положиша и в Новегороде в святеи Софеи, южебе создал сам» ); тем самым подчеркивается, что владычная кафедра в материальном и политическом отношении находилась под протекцией княжеской власти. Строительству каменного Софийского собора предшествовал пожар, уничтоживший деревянную церковь с тем же посвящением, по одной из летописных версий, отразившейся в НПЛмл., она имела 13 глав . 13-главие новгородского деревянного собора повторяет такое же число глав киевского каменного храма св. Софии , безусловно, уже существовавшего к 1040-м гг. Если это предание действительно продолжительное время, до 1060-х гг. сохранялось в памяти софийского клира и отражало историческую действительность (в чем нет абсолютной уверенности), то оно косвенным образом свидетельствует, что сгоревший собор был построен при епископе Луке, ориентировавшемся на киевский образец, т. е. во 2-й половине 30-х – начале 40-х гг. XI в., а не при епископе Иоакиме, как традиционно считается с опорой на позднейшее летописание.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

В соседней с Нормандией обл. Анжу формирование почитания Н. было связано с деятельностью гр. Фулька III Нерра (987-1040), к-рый, по преданию, благодаря заступничеству святого спасся во время кораблекрушения на море близ Мир Ликийских, совершая паломничество на Св. землю. По данному им обету в 1020 или 1021 г. граф основал в Анже мон-рь во имя Н. (см.: Mailfert. 1931; Bachrach B. Fulk Nerra, the Neo-Roman Consul (987-1040): A Political Biography of the Angevin Count. Berkeley, 1993. P. 163-166). Чудесное спасение Фулька описано в сказании о чудесах Н., составленном в кон. XI в. аббатом Наталисом (BHL, N 6177; Catalogus codicum hagiographicorum Latinorum... Brux., 1893. T. 3. P. 158-162). Согласно Ордерику Виталию, Наталис послал мон. Стефана в Бари за частицей мощей святого. Прожив нек-рое время в городе и завоевав доверие клириков базилики Н., монах похитил реликварий с рукой святого. На обратном пути он заболел и остановился в аббатстве Св. Троицы в Венозе. Когда Стефан попытался продать фрагмент серебряного реликвария, он был изобличен норманном мон. Эрембертом, к-рый отнял у него святыню и поместил в своем аббатстве ( Orderic. Vital. Hist. eccl. III 7. 10//PL. 188. Col. 539-540). Нормандская традиция почитания Н. оказала влияние на распространение культа святого в Англии и Ирландии. Сведения о почитании святого в англосакс. Англии до нормандского завоевания (1066) немногочисленны (см.: Oldfield. 2014. P. 203-205; Campione. 2016); о почитании Н. в Ирландии до англо-нормандского вторжения (1169-1172) неизвестно (см.: Olivieri L. M. M. S t. Nicolas et l " Irlande//En Orient et en Occident. 2015. P. 311-322). Распространение культа святого в Испании в кон. XI в. и в XII в., по-видимому, было связано гл. обр. с франц. влиянием ( Cioffari G. St. Nicolas en Espagne, sur le chemin de Saint-Jacques et dans la Reconquista//Ibid. P. 169-193). На рубеже XI и XII вв. почитание Н. засвидетельствовано в сканд. странах, прежде всего в Дании и Норвегии. Так, в нач. XII в. была основана церковь во имя святого при дворе норвеж. короля в Нидаросе (ныне Тронхейм). Вероятно, культ святого проник в Скандинавию из герм. земель, из Лотарингии и в то же время из Византии через Сев. Русь, где он тогда же получил распространение (см.: Garipzanov. 2010). Известны неск. версий исл. Саги о Н., составленных между XII и XIV вв. (см.: Wolf K. The Legends of the Saints in Old Norse-Icelandic Prose. Toronto, 2013. P. 262-272). До Реформации Н. был одним среди самых почитаемых святых в Норвегии (см., напр.: B ull E. Folk og kirke i middelalderen: Studier til Norges historie. Kristiania; København, 1912. S. 24-25, 191, 194-195, 239-240) и Исландии ( Cormack M. The Saints in Iceland: Their Veneration from the Conversion to 1400. Brux., 1994. P. 134-138).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ АПОСТОЛА ИАКОВА [Греч. Η Θεα λειτουργα τν προηγιασμνων το γου Ιακοβου το Αδελφοθου], чин литургии Преждеосвященных Даров согласно традиции древнего иерусалимского богослужения . Как и основная евхаристическая литургия древней Иерусалимской Церкви - полная литургия апостола Иакова ,- Л. П. Д. а. И. к концу византийской эпохи (скорее всего уже с XII в., а безусловно - с XIV в.) перестала совершаться в Палестине и на Синае; вне этого региона ее использование не засвидетельствовано нигде, кроме Грузии (до XI в. богослужение Грузинской Православной Церкви основывалось на древней иерусалимской традиции). Оригинальный греческий текст Л. П. Д. а. И. известен лишь частично, но он может быть достаточно достоверно реконструирован благодаря сохранившемуся в неск. рукописях груз. переводу. Источники Единственная греч. рукопись Л. П. Д. а. И.- Диаконикон Sinait. gr. 1040, XIV в., восходящий к протографу XII в. и включающий также тексты евхаристических литургий ап. Иакова, свт. Иоанна Златоуста и обычной к-польской литургии Преждеосвященных Даров (к-рая здесь приписана свт. Василию Великому; описание рукописи: Jacob. 1964. P. 71-72). Последование Л. П. Д. а. И. представлено без вечерни , начиная с диаконских прошений перед библейскими чтениями и до самого конца. Рукопись была предназначена для использования только диаконом, поэтому из текста исключены все священнические молитвы. Этот текст был впервые издан А. А. Дмитриевским ( Дмитриевский. 1894. С. 303-309; повторно: Он же. Описание. Т. 2. С. 128-133), а затем Ф. Брайтманом (без упоминания имени Дмитриевского: Brightman. Liturgies. P. 494-501; этот же текст воспроизведен в кн.: Μωρατης Δ., πρωτ. Η Θεα λειτουργα τν Προηγιασμνων. Θεσ., 1955. Σ. 101-105). Л. П. Д. а. И. здесь названа «Преждеосвященная литургия святого Иакова» (Sinait. gr. 1040. Fol. 19). Дополнительную информацию о чинопоследовании Л. П. Д. а. И. и, что особенно важно, о порядке соединения ее с вечерней содержит т. н. Святогробский Типикон - рукопись Hieros. S. Crucis. 43, 1122 г., включающая описание Страстного и пасхального богослужения в Иерусалиме по состоянию примерно на X в. (изд.: Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 2. Σ. 1-254; см. также вышедшее в том же году издание этого текста по рукописной копии XIX в., но с рус. пер. и комментарием: Дмитриевский. 1894). Л. П. Д. а. И. здесь описана трижды - в богослужении Великих понедельника, вторника, среды , но, по сравнению с предшествующей ей вечерней, для к-рой на каждый из дней приведены полные тексты песнопений и т. д., описана очень схематично, без священнических молитв (за исключением заамвонных , к-рые приведены целиком) и ектений. Литургия здесь не имеет специального названия, Типикон упоминает ее как «Преждеосвященную [службу]» или «причащение».

http://pravenc.ru/text/2110605.html

Чтобы объяснить, как Нордманны очутились в Пирее, Рафн обратил внимание на историю Болгарского восстания 1040 года. Оно, как известно, распространилось на тему Никопольскую, которая тогда обнимала Акарнанию, части Эпира и Фессалии, и, по-видимому, на самую Элладу. По крайней мере мы читаем у Кедрина (II, 529): «Делеан – послав значительный отряд (войска) под начальством «так называемого кавкана», 71 взял Диррахий (Драчь в Эпире). Он послал также и другое войско в Элладу, под начальством Анфима. На встречу этому последнему вышел Алакассей и, вступив в сражение при Фивах, обращен был в бегство, при чем убито было большое количество Фиванцев». На этом Кедрин останавливается и говорит далее о добровольном переходе на сторону Булгар жителей темы Никопольской. Но что же последовало за победой Булгар под Фивами? Кедрин об этом молчит, равно как молчит и о том, когда воротился Анфим из Эллады, и вообще воротился ли он оттуда добровольно. Но само собою разумеется, что византийское правительство должно было принять какие-нибудь меры против успехов мятежа, и Нордманны легко могли очутиться в Элладе. Аргумент a silentio не может быть признан вполне несомненным, когда имеешь дело с компиляторами в роде Кедрина. Мы не считаем возможным отвергать целый ряд замечательных совпадений только на том основании, что у плохого византийского компилятора не упомянуто о каком-либо восстании или волнении в Афинах, городе, в то время весьма незначительном и вообще редко упоминаемом на страницах византийской истории. Тема Никопольская несомненно заключала в себе часть Фессалии и чисто греческое население, а она добровольно пошла (προσερρη) под власть Делеана. В Элладе и Морее, что бы ни говорили, без сомнения, были еще в XI веке следы славянского населения, не совсем уничтоженные победою при Патрах, о которой говорится в известной грамоте патриарха Николая (около 1081 г.) и которая относится к половине IX века, и не наобум шло сюда булгарское войско. Сверх того: кто допускает, что надпись на Пирейском льве действительно написана рунами, и кто принимает хотя приблизительную верность чтения Рафна, но отвергает его объяснение, тот должен был бы принять на себя обязанность дать другое объяснение и указать, в какое иное время скандинавская надпись могла быть сделана на Пирейском льве. Период времени, в котором пришлось бы осмотреться, не был бы очень длинен, особенно – если допустить верность чтения хотя в названиях Гаральда и Армении, в чем, по-видимому, нет причины сомневаться. К XII веку, ко времени Гаральда Иорсалафара (Иерусалимского паломника), надпись не может относиться потому, что Армения тогда не принадлежала Грекам и была далеко от пограничных мест, где стояли византийские войска. А к X веку тем менее согласятся относить надпись те, которые не желают отнести ее к лету 1040 года. 72

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

I (Кекел. H 1660), датированное 936 г., было переписано в монастыре Шатберди , II (Кекел. Н 1667), богато иллюминированное, относится ко 2-й пол. XII в. В Д. хранились также Житие свт. Иоанна Златоуста (Кекел. H 1662), переписанное в 1040 г. в груз. во имя св. Харитона мон-ре Палавра (Палестина) и пожертвованное монастырю в 1765 г. Иосифом (Багратиони) (католикос-патриарх Зап. Грузии в 1769-1776); «Лествица» прп. Иоанна Лествичника (Кекел. H 1669), пожертвованная еп. Гелатским Евфимием; переписанный в груз. Крестовом мон-ре (Иерусалим) в 1155 г. Синаксарь (Кекел. H 1661); запрестольное Евангелие в кованом окладе, изготовленное по заказу Зураба Церетели в 1787 г.; один из списков толкового словаря груз. языка Сулхана-Сабы (Орбелиани) . Кондаков перечисляет также апокрифическое Житие Пресв. Богородицы; Житие (XI в.) св. Максима Исповедника; переписанные в мон-ре Палавра Поучения св. отцов (1040), куда вошли сочинения свт. Иоанна Златоуста о страхе Божием и покаянии, свт. Василия Великого о покаянии, Слово, обращенное к монахам, прп. Ефрема Сирина; Четвероевангелие XVIII в. с 4 миниатюрами евангелистов, написанное на мхедрули, пожертвованное Д. сыном Зураба Церетели Григорием в 1822 г. и принадлежавшее митр. Давиду (Церетели); сборник Житий груз. святых, переписанный в 1740 г. в Тбилиси протодиак. Тбилисского Сиони Аароном; небольшое Четвероевангелие в серебряном позолоченном киоте с надписью: «Митр. Давид», переписанное по заказу митр. Никифора (Мухранского) в 1704 г.; лицевая Псалтирь (бумага) со 132 миниатюрами, переписанная «по повелению госпожи Зилихзаны» (вероятно, дочь Левана II Дадиани, XVII в.). В XVIII в. в Д. существовала небольшая лит. школа. Здесь были переписаны «Поучения» свт. Иоанна Златоуста (переписчик - иеродиак. Максим; Кут. 47, 1785 г.), сб. «Цветок добродетелей» (Кут. 61), Поучения св. отцов (Кут. 64), «Лествица» прп. Иоанна Лествичника (переписчик - Иоанн Захариевич Габашвили; Кут. 55, 1788 г.). Ист.: Кавказский календарь на 1855 г. Тифлис, 1854. С.

http://pravenc.ru/text/171863.html

Но если Гаральд сражался не против Франков, а вместе с Франками (в латинском переводе: cum Francis), то всего скорее можно думать о Сицилийском походе, во время которого Франки, то есть, французские Норманны действительно были союзниками Греков, и совсем не были их противниками, как после. Если сага в более подробной редакции рассказывает о двух походах Георгия Маниака и Гаральда Гардрада, полагая между ними значительный промежуток времени, и целью обоих походов ставит Сицилию, то она просто на просто запуталась в своих соображениях и не поняла своих источников. Мы увидим, что Маниак действительно еще раз явится в южной Италии, но тогда дело будет идти уже не о Сицилии; а то, что Гаральд его сопровождал снова (после низвержения Михаила V Калафата), – это, повторяем, весьма сомнительно. Во всяком случае с сентября 1040 года до мая 1042 года (до низвержения и ослепления Калафата: см. выше в предыдущей главе) Гаральда и его отряда «великосердых» не было в византийской Лонгобардии, куда, после удаления Маниака, перенесены были военные действия. Следовательно, если мы встретим здесь в этот период времени Варангов или Вэрингов) то это не будут скандинавские Норманны Гаральда. А эти Вэринги или Варяги несомненно участвовали в сицилийском походе Маниака и также несомненно оставались в южной Италии в 1041 году. Византийцы должны были уже в 1040 году бороться с восстаниями недовольных подданных в своих южно-итальянских владениях, то есть, в Апулии и Калабрии. Вместе с неудачами, постигшими греческую армию в Сицилии после отозвания Маниака, эти волнения южно-итальянского населения вынудили преемников Маниака ограничить сицилийский экспедиционный корпус самыми малыми размерами и даже отпустить Норманнов, которые с тремя братьями Готвилями воротились в свою Аверсу. Катапан Михаил Докиан явился в Апулии, сопровождаемый Ардуином, ломбардским рыцарем или министериалом. Этот Ардуин, очевидно – не имеющий ничего общего с Гаральдом, зная греческий язык и служа переводчиком в сношениях Византийцев с Франками, оказал Грекам много услуг и получил от византийского катапана город Мелфи в управление. Но уже со времени своего пребывания на острове он питал в душе глубокую ненависть против Греков, хотя и скрывал ее. Причина тому заключалась в позорном наказании, которому он был подвергнут по одним – Георгием Маниаком, по другим – ближайшим его преемником. Он «возжег в жителях Мелфи пламя, таившееся под пеплом», раздул снова неудовольствие апулийского населения, возбудил его к открытому восстанию, отправился в Аверсу и заключил договор с Норманнами, на основании которого половина всех завоеваний в южной Италии должна была достаться самому Ардуину, а другая прежним союзникам Греков – французским Норманнам. Весною, именно в марте 1041 года, Норманны, под предводительством 12 избранных рыцарских вождей, вторглись в Апулию, чтобы положить прочное начало норманнскому владычеству в Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010