Молясь, мы непременно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Господу. Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, неверно, двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы, от нашего говенья? Хорошо ли слышать от Господа гневный глас: приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене (Мф. 15, 8). Итак, не будем стоять в церкви с душевным расслаблением, но да горит каждый духом своим, работая Господу. И люди не много ценят те услуги, которые мы делаем с холодностью, по привычке. А Бог хочет именно нашего сердца. Даждь ми, сыне, твое сердце (Притч. 23, 26); потому что сердце – главное в человеке, жизнь его; больше – сердце наше есть самый человек. Потому, кто не молится или не служит Богу сердцем – тот все равно что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души – то же, что земля. Помните, что предстоя на молитве, вы предстоите Богу, имеющему разум всех. Потому молитва ваша должна быть, так сказать, вся дух, вся разум. Живут и по смерти святые Божии. Вот часто слышу в церкви, как поет Божия Матерь чудную, проходящую в сердце песнь Свою, которую Она сложила в доме тетки Своей Елисаветы, после благовещения Архангела. Вот я слышу песнь Моисея, песнь Захарии – отца Предтечева, Анны – матери пророка Самуила, песнь трех отроков, песнь Мариами. А сколько новозаветных св. певцов доныне услаждают слух всей Церкви Божией! А Богослужение? А таинства? А обряды? Чей там дух движется и умиляет наши сердца? – Господа Бога и святых Божиих. Вот вам доказательство бессмертия человеческой души. Как это люди умерли и управляют по смерти нашею жизнию; умерли и доселе говорят, поучая, назидая и трогая нас! Как дыхание необходимо для тела, и без дыхания человек не может жить: так без дыхания Духа Божия душа не может жить истинною жизнию. Что воздух для тела, то Дух Божий для души. Воздух подобие некоторое Духа Божия. Дух, идеже хощет, дышет… (Ин. 3, 8). Когда вам предстоит искушение на грех, тогда представляйте живо, что грех сильно прогневляет Господа, Который ненавидит беззаконие. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси (Пс. 5, 5). А чтобы вам лучше понять это – представьте правдивого, строгого, любящего свое семейство отца, который всеми мерами старается сделать детей своих благонравными и честными, чтобы за их благонравие наградить их великими своими богатствами, которые он приготовил для них с великим трудом, и который между тем видит, к прискорбию своему, что дети за такую любовь отца не любят его, не обращают внимания на приготовленное любовью отца наследие, живут беспутно, стремительно несутся к погибели. А каждый грех, заметьте, есть смерть для души (Иак. 1, 15 и др.), потому что он убивает душу, потому что он делает нас рабами диавола – человекоубийцы, и чем больше мы работаем греху, тем труднее наше обращение, тем вернее наша погибель. Убойтесь же всем сердцем всякого греха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Наша наука о человеке крайне ограничена и одностороня. Наука изучает не целого человека, а лишь полчеловека – его тело; душа же человека (и ее высшая часть – дух, с его духовными отправлениями), которой подчинено тело, наукой не охватывается, и потому, естественно, и не изучается. Душа – носительница образа Божия. В душе – от Духа Божия напечатлелась в порции духа Любовь Божественная, нерасторжимо до смерти связавшая собою душу с телом. По своей низшей стороне души, – ее временных, элементарных жизненных отправлений, – человек сродни всем другим тварям, получившим при сотворении душу живую. А своею высшей стороною – то есть духом, полученным от дыхания Божия и оживившим душу, – душа являет свое духовное родство с Богом и потому, будучи свободной и независимой от плоти, всегда тяготеет и устремляется к Божиим свойствам, к единению с Богом. «Душа – по природе христианка» (выражение Тертуллиана , +220). И верно. Ибо признак христианина – пребывание в любви, пребывание в Боге 54 , а душа наша Богом отприродно наделена любовью. Дух человека получил начало от Духа Божьего, а потому и несет в себе печать любви Божественной (равно – образ Божий), тяготеющий любовью к своему Первообразу. Свт. Василий Великий пишет: «Невозможно отвне научиться любви Божией; но вместе с устроением живого существа – разумею, человека, вложено в нас некоторое прирожденное стремление, в себе самом заключающее побуждения к общению любви» (2, 332). Ибо в человеке – в высшей духовной части души (в душе до смерти тела пребывает дух от дыхания Вседержителя) – сосредоточены элементы Божественных свойств и совершенств; святость, любовь, добро, жизнь, истина... Они-то и придают человеку образ Божий, как печать любви Божественной к человеку, связавшая воедино элементы всех Божественных совершенств и давшая личности образец, по которому она должна жить на земле. Иначе говоря, дух в душе человеческой побуждает «я» всякой личности стремиться жить по-Божьи, то есть по воле Божьей. Отступление от жизни по воле Божьей есть отступление от любви Божественной и есть грех , который в душе человеческой вызывает протест и угрызения совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

отцом в качестве аналогий с троичными отношениями. 4 . Происхождение воззрения св. И. Дамаскина на исхождение Св. Духа и следы этого воззрения в творениях некоторых отцов и писателей церковных IV–VII веков. 5 . Учение св. И. Дамаскина о единоначалии в Божестве. 6 . Учение св. И. Дамаскина о явлении Св. Духа через Сына. 7 . Смысл названия Св. Духа образом Сына. 8 . Смысл названия Св. Духа средним между нерожденным и рожденным. I. Главный образ, при помощи которого св. И. Дамаскин представляет рождение Сына и исхождение Св. Духа (Образ слова и дыхания. Доказательства особенной близости и преобладающего значения этого образа в отношении с сознанию И. Дамаскина. Отношение этого образа к его представлению о рождении и исхождении и к его изложению учения об этом предмете. Представление его об отношениях между Сыном Словом и Св. ДухомДыханием Божиим). В видах правильного понимания учения св. И. Дамаскина об исхождении Св. Духа, мы должны, как замечено выше, обратить внимание прежде всего на раскрытие основного его воззрения на троичные отношения вообще. В этом случае для нас важно выяснить то, как представляет себе св. отец бытие, внутреннюю жизнь трех божественных Лиц, составляющих едино, в каком виде он представляет эту жизнь, какой образ носился перед его умственным взором, когда он начинал в том или другом сочинении говорить об этой жизни. Такой образ, при помощи которого Дамаскин мыслил бытие в Божестве Второго и Третьего Лиц Св. Троицы, есть образ слова и дыхания. Созерцая своим умом тайну бытия трех божественных Лиц, он мыслил эту тайну, представляя ее себе или под видом ума (νος), производящего из себя слово (λγος) и дыхание (πνεμα), или под образом просто лица с принадлежащим ему словом и дыханием. Этот образ в представлении происхождения Сына и Св. Духа был у Дамаскина главным, основным. Он составлял ту подкладку, на которой возникали все многочисленные в его сочинениях изображения божественной жизни 34 . Мы утверждаем, что св. отец при помощи образов, заимствованных из жизни конечных существ, мыслил о Божестве, Существе бесконечном, Которому вовсе несвойственны отношения конечного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

5. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы. О молитве Вспоминая ныне явление Богоматери, молившейся во Влахернском храме за весь род человеческий, о чем же нам и беседовать, как не о значении молитвы в нашей жизни и о необходимости молитв; для каждого человека. Если без молитвы ничего не делается на небе, то как же она нам нужна на земле. Херувимы, серафимы, святые и преподобные, блаженствуя в раю и участвуя в славе Христа, Сына Божия, – все непрестанно молятся. Нельзя это сказать о людях, живущих на земле и предназначенных для прославления своего Создателя. Человечество увлечено иными стремлениями и целями, созданными себе во вред и на пагубу. Есть люди, которые совсем не молятся, не чувствуют в этом необходимости, не понимают смысла молитвословия и не верят в возможность быть услышанными Богом; весьма многие люди молятся – редко и всегда неохотно, с принуждением и тяготою. Таким образом, очень мало людей, живущих горячей, сильной, искренней, умной и непрестанной молитвой, по заповеди Христа и наставлениям святых апостолов; надо полагать, что эти люди и есть те праведники, ради которых спасаются страны, города и веси. Молитва есть дыхание Божественной жизни в человеке. св. апостол говорит: Сам дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными ( Рим.8:26 ), т. е. Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Где есть хотя слабые начатки дыхания молитвенного, там есть признаки жизни, a где нет дыхания, там нет жизни. Поэтому, как для жизни естественной, прежде всего нужно возбудить дыхание, так для жизни духовной, прежде всего надо возбудить дух молитвы. На этом основании св. Апостол и писал: Молю прежде всех творити молитвы ( 1Тим.2:1–2 ). Дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без этого не может совершиться никакое другое дело благое. Как без молитвы найти путь Господень и пройти его в действительности; как уразуметь истину, распять свою плоть со страстьми и похотьмипокаянием, очистить себя от скверны плоти и духа; как воскреснуть посредством веры без молитвы и просветиться светом Христовым в сердце? Как может найти путь тот, кто не видит истины и не разумеет ее, или как может идти путем тот, в ком нет жизни? (М. Филарет). Так и св. Златоуст говорит, что кто не молится Богу, тот мертв, бездушен, бессмыслен. Что может быть святее того, кто беседует с Богом, что праведнее, что достославнее, что премудрее? Если часто беседующие с мужами мудрыми сами становятся мудрыми, то что сказать о тех, которые в молитве своей беседуют с Богом?

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Человек создан по образу и подобию Божию. В природе всех тварей отражаются совершенства Творца, но образом Божиим из всех земных тварей одарен только один человек. И сказал Бог, говорит бытописатель, сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт.1:26–27 ; сн. 5:1). В чем состоит образ Божий в человеке? Так как Бог по природе Своей есть чистейший и всесовершеннейший Дух, то и образ Божий должно полагать в существе человеческой души. Внешним знамением образа Божия в человек, по указанию бытописателя, служила дарованная человеку царственная власть над всеми тварями земными ( Быт.1:26 ). Но понятно, что способность такого владычества относится к душе, а не к телу. В душе, а не в теле человека полагали образ Божий и древние отцы и учителя Церкви, осуждая решительно мнение антропоморфитов, представлявших Бога имеющим человеческое тело 227 . Тело может быть сопричастным образу Божию в душ человека только как внешнее отображение, жилище и орган души. Частнейшие черты образа Божия в душе человека, по объяснению св. отцов церкви, заключаются в тех свойствах и способностях души, которые дарованы человеку в самом творении, составляют сущность его духовной природы, приближают его к Богу и отличают и возвышают над бессловесными животными. Таковыми чертами, по древне-отеческому учению, в особенности являются: духовность, как образ совершеннейшей простоты существа Божия, разум, как образ бесконечного ума Божия, свободная воля, способная любить добро и быть святою, как образ бесконечно свободной и независимой воли Божией, которая есть высочайшая любовь и святость, бессмертие, как образ вечности Божией, дар слова, как образ Слова ипостасного. 228 Есть ли различие между образом и подобием Божием в человеке? В св. Писании даются основания для такого различения. Так, бытописатель указывает, что Бог в совете св. Троицы определил создать человека по образу и подобию Своему, а о самом сотворении выражается: и сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его (1:26–27). Умолчание о создании человека и по подобию, без сомнения, не случайно. Можно думать, что этим дается указание на то, что образ Божий дарован человеку в самом сотворении, как нечто прирожденное духовной природе человека, а подобие дано только в возможности, есть только идеал, к которому человек может приближаться путем раскрытия богодарованных сил и способностей (или идеальных стремлений) своей природы. 229

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

По сказанию Грузинского архиепископа Тимофея (1758 г.), монастырь этот выстроен князьями Дадианами и тут же находились их надгробные памятники, но теперь нет и следов их. (Там же, стр. 152). Об этом же монастыре Св. Георгия протоиерей Гр. Дюков в своих заметках (стр. 132–137) говорит: «По входе в церковь нас поразила крайняя ее бедность, а в алтаре стена ее треснула и угрожает обрушением. Сам ее настоятель, игумен о. Аверкий, встретил поклонников и отслужил краткий молебен Великомученику; затем, по обычаю, следовала «записка», после чего прикладывались к образу Св. Великомученика. Я, как прежде записавшийся, первый и подошел к св. образу и, приложившись к нему, отошел в сторону и сел в «форме» насупротив образа; между тем, прикладывались другие. Взглянув на образ, я заметил на нем белые кружочки разных величин и не мало удивился тому, что, когда я подходил и прикладывался в образу, таковых но было. Я спросил близ меня стоящую и проживающую два года в Иерусалиме одну из поклонниц, чтоб это значило? И она отвечала, что это монеты, кои жертвуют на церковь поклонники, и одни из них пристают к образу, а другие нет. Это меня удивило и вместе сильно заинтересовало, почему пожелал и я приложить к оному мою монету; подошел вторично и, помолившись св. образу, стал было прикладывать двугривенный, но он не пристал, тогда как в виду моем на образе было приставших несколько разных мелких монет. Я прикладывать свой выше, ниже, в бок, наконец переворотил его на другую сторону, и все таки он не пристает, и не пристал; я положил оный на рамку св. образа и отошел с унынием. При выходе из церкви, я попытался вторично, чтобы приложить другой двугривенный, но результат был тот же, что и прежде. Я положил оный на рамке и окончательно упал духом. Долго я отыскивал в тайных изгибах моего сердца причины, из-за которых не принято мое приношение; долго погружался в мрачную думу мою о том же, – и наконец в ней с быстротой молнии блеснули мысли, кои одна за другою возвещали мне горькую истину, вроде таких укоров совести: «ты видел крайнюю бедность того храма, ветхость иконостаса, ты видел в св. алтаре грозящую обрушением стену, которая требует возобновления и даже перестройки; ты видел, что и другие поклонники, беднейшие тебя, жертвовали при «записке» имен по 1 руб. на церковь , – и ты спомогся положить на это 85 коп. (такой курс имеет там кредитный билет на 1 руб.), а потом к образу двугривенный, тогда как, по своему состоянию, ты мог пожертвовать более», – и я решился исправить свою ошибку; через два дня я опять отправился в тот же монастырь и на сей раз приготовил «златницу» – полуимпериал. Вошед в церковь и помолившись пред св. образом Великомученика Георгия с земным поклоном, я приложил к образу мою златницу, и, о чудо, – она пристала к нему, как железо к магниту.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прежде всего Он явил Себя во плоти Господа, когда сделался Его «помазанием» и неотъемлемым спутником, согласно Писанию: На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем – сей есть Сын Мой возлюбленный ( Ин. 1, 33 и Лк. 3, 22 ) – Иисус из Назарета, которого Бог помазал Духом Святым ( Деян. 10, 38 ). Ибо вся деятельность Христа разворачивалась в силе Духа. Дух пребывал с Ним и тогда, когда Он был искушаем диаволом, ибо написано: Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола ( Мф. 4, 1 ). Также нераздельно пребывал Он с Ним, когда Иисус совершал чудеса, ибо Я Духом Божиим изгоняю бесов ( Мф. 12, 28 ). Не оставил Он Его и после воскресения из мертвых, когда Господь, желая обновить человека и сообщить ему благодать дыхания Божия, дунул в лицо учеников, что сказал Он? – Примите Духа Святого ( Ин. 20:22 ). Прежде всего Он явил Себя во плоти Господа, когда сделался Его «помазанием» и неотъемлемым спутником, согласно Писанию: На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем – сей есть Сын Мой возлюбленный ( Ин. 1, 33 и Лк. 3, 22 ) – Иисус из Назарета, которого Бог помазал Духом Святым ( Деян. 10, 38 ). Ибо вся деятельность Христа разворачивалась в силе Духа. Дух пребывал с Ним и тогда, когда Он был искушаем диаволом, ибо написано: Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола ( Мф. 4, 1 ). Также нераздельно пребывал Он с Ним, когда Иисус совершал чудеса, ибо Я Духом Божиим изгоняю бесов ( Мф. 12, 28 ). Не оставил Он Его и после воскресения из мертвых, когда Господь, желая обновить человека и сообщить ему благодать дыхания Божия, дунул в лицо учеников, что сказал Он? – Примите Духа Святого ( Ин. 20:22 ). Василий Кесарийский Трактат о Святом Духе, 16. Уже у святых отцов и в древних литургических текстах содержатся формулировки, позволяющие – если бы мы сумели их продолжить – гармонично сочетать оба подхода, западный и восточный, к «исхождению» Святого Духа. Так, в III веке, когда христианская мысль была еще расплывчатой и многообразной, Дионисий Римский замечает в письме к своему александрийскому тезке, что Дух исходит от Отца в Сыне (текст цитируется св. Афанасием в Послании о постановлениях Никейского собора, 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/i...

В святоотеческой традиции можно встретить мысль, что в строгом смысле Образом Божиим является именно Сын Божий, а каждый человек создан по образу Сына Божия и является образом Образа, то есть слово «образ» относится ко второй Ипостаси Пресвятой Троицы, а выражение «по образу» – к человеку. Данное различение представлено в Священном Писании в Посланиях апостола Павла. Он говорит о Сыне Божием как образе Отца (см.: 2Кор 4:4 ; Флп. 2:6 ; Кол. 1:15 ; Евр. 1:3 ) и о людях как подобных образу Сына: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями ( Рим. 8:29 ). Отсюда святые отцы (особенно представители Александрийской богословской школы) делают вывод, что люди сотворены не просто по образу Божию, но именно по образу второй Ипостаси Пресвятой Троицы – Сына Божия, поэтому для спасения людей и воплотился именно Он, а не Отец или Святой Дух: «Посему и явилось само Слово Божие, чтобы, будучи образом Отца, могло Оно воссоздать человека, созданного по образу» 268 . Нравственные следствия Поскольку все люди имеют образ Божий, то каждый человек достоин почтения вне зависимости от личных и нравственных качеств. Когда вы видите брата или сестру, вы видите Бога, говорит Климент Александрийский . Другой аскет и подвижник – св. Нил Синайский  – учит: после Бога мы должны почитать каждого человека как Самого Бога. Однако почтение к человеку не может быть культом человека, ибо самое ценное в человеке – образ Божий – ему не принадлежит. Он получил его от своего Создателя, и это сокровище может проявить свою силу лишь в той мере, в какой человек живёт в единстве с Богом. В этом видится великая премудрость Божия: своей высшей ценностью, если её правильно понимать, человек не может возгордиться, подобно тому как зеркало не может тщеславиться отражением красивого лица. Православное учение о человеке как образе Божием принципиально отличается от пантеистической идеи о человеке как божестве, согласно которой «Бог есть я и я есть Бог». Если в Православии перед человеком открывается бесконечная перспектива совершенствования, ибо, имея сродство с Богом, он при этом от Него сущностно отделён и ему есть куда стремиться, то в пантеистических учениях человек подвергается тяжелейшему искушению от гордости. Помысл о себе как об эманации божества порождает самомнение, искажает понимание о собственной греховности, создает иллюзию совершенства, порождает ложную аскетику. Подобное искушение не выдержали первозданные люди в раю, когда диавол предложил им нарушить заповедь Божию, чтобы стать богами. Тем более не способен справиться с этим искушением современный человек, расстроенный грехом. Учение о человеке как образе Божием является одной из граней, принципиально отделяющих христианство от пантеистических религий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Однако, не будем обольщать и себя тем, что мы обладаем здравыми орудиями дыхания Божественным Духом, то есть, истинными священными таинствами и настоящим устроением Церкви. Без дыхания Божественным Духом нет жизни. Церковь дышит этим Духом; и мы все должны дышать Им. Уста, которыми приемлется Божественный Дух, или отверзается сердце для принятия Его, есть живая вера; соприкосновение с Ним есть участвование в таинствах и священнодействиях по уставу св. Церкви; усвоение Его есть действование по Его внушению, выражаемому в требованиях совести и в заповедях евангельских. Кто живет так, тот дышит Духом и оживляется Им. Верное же свидетельство одуховления есть молитва, которую справедливо называют дыханием Духа. Кто хорошо, собранно и тепло молится в церкви и дома, тот дышит Духом. (Домаш. Бес. 1873 г., стр. 498). Сошествие Св. Духа на Апостолов (Деян. II, 1-11) Н. У-ского.   По заповеди Иисуса Христа (Деян. 1, 4), Апостолы, а вероятно и все те, которые, по особенному смотрению Божию, удостоились быть свидетелями Его вознесения на небо, ожидали обещанного Иисусом Христом обетования Отча в Иерусалиме, ежедневно собираясь в одном доме, сделавшемся известным после под именем горней церкви св. Апостолов, и приготовляли себя молитвою к принятию великого дара (ст. 14). Нисшествие на них Святого Духа последовало в третий час (гл. 2, ст. 15) пятидесятого дня от воскресения Господня. И час и день в этом случае должны иметь свое значение. Дух Святой сходит днем во образ просвещения всех неверующих в Иисуса Христа, которые блуждали во тьме неведения об истинном Боге и истинном богослужении, как в ночи, а отселе вследствие проповеди св. Апостолов, наученных Духом Святым (Иоан. гл. 16, 13, 25), настает для них день и свет полного боговедения; сходит в третий час дня, да покажет тем, как выражено в песне церковной, три лица св. Троицы; сходит в день Пятидесятницы, во 1-х, для того, чтобы показать, что закон Моисеев хотя дан был Триипостасным Богом, но что он тем же Триипостасным Богом, и потому в тот же день заменяется новым законом благодати и, следовательно, перестает иметь силу окончательно и невозвратно; во 2-х, для того, чтобы свидетельством самих иудеев, в тот день собравшихся в Иерусалим в великом множестве, утвердить для людей, не видевших сего события и для времен последующих достоверность его, и, в 3-х, для того, чтобы доставить Апостолам удобный случай тотчас же явить силу приятого ими Духа и начать с успехом для собравшегося в Иерусалим народа порученное им от Господа великое дело благовестия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению “бес­сознательного” и “сверхсознательного” в психике человека. С. Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений; обнаруживать память других “воплоще­ний”, встречаться с архетипическими образами, общаться с “бес­плотными существами” и посещать бесчисленные мифологические ландшафты. Практика холотропной терапии В Москве практикой проведения сеансов холотропного дыхания занимается ряд психологов и энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке подобных “специалистов” является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков. Сеансы холотропного дыхания предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4) гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6) рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний. Во время подготовительного этапа все желающие участвовать в сеансе заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает эти анкеты, на основании чего ин­дивидуально решает вопрос о допуске к участию в сеансе каж­дого кандидата. Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся памятка “холонавта” (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает участникам об исключительной роли холотропного дыхания, о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о перспективах личного роста. Разминочный этап и гонг-медитация обычно проводятся “спе­циа­листами” из центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный процесс дыхания длится не менее одного часа и выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Методология проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает наличие закрытого изолированного помещения с целью эффективного воздействия музыкальной вибрации, пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса дыхания все участники в обязательном порядке рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством ведущего тренинг.

http://pravmir.ru/holotropnoe-dyihanie-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010