Взаимосвязь самопознания и богопознания вытекает из того, что человек есть образ и подобие Божие. Один из смыслов образа Божия в человеке преп. Анастасий видит в том, что душа человека подобна Божественной сущности. Из этого вытекают свойства души, аналогичные свойствам Божественной природы: «если душа произошла из уст и дыхания Бога, то оттуда же произошли и все существенные свойства ее: начало разумное и мыслящее, а также волящее, действующее и животворящее начала». Итак, свойства души, такие как способности мыслить, свободно волить, животворить тело, без которых невозможно ни доброделание, ни богомыслие, ни аскетика, ни само существование человека как свободного существа, вытекают из того богословского факта, что душа человека создана по образу и подобию Божию. Будучи образом и подобием Божиим, душа обладает неизъяснимой красотой, что объясняет враждебность к человеческой душе падших духов: «душа обладает невообразимой и неописуемой красотой, вследствие чего вожделеют и питают страсть к ней враждебные духи, ибо из всех умных [сущностей] она [одна] носит самый прекраснейший образ» . Исходя из слов свт. Мефодия, на которые ссылается преп. Анастасий, особенная враждебность бесов проявляется к тем душам, которые, подвизаясь на пути спасения, стараются сохранить образ Божий незапятнанным. Еще один смысл образа Божия в человеке для преп. Анастасия – это образ Троицы в душе. Сама душа человека по образу Отца проста, ее ум, или дух по образу Святого Духа единичен и несложен, а разум (λογος) души – это образ Логоса. Он сохраняет единство и неделимость, но имеет двойственной рождение: сначала в сердце в виде мысли, а затем через уста в виде произнесенного слова. В этом преподобный отец видит образ единого Христа, имеющего двойное рождение: сначала превечно рожденного от Отца и затем родившегося во времени от Девы Марии. То, что разум человека есть образ и подобие Бога Слова, ставшего по Воплощении нашим Искупителем и Спасителем, налагает на наш разум и на слова, исходящие из уст, особые обязанности. Через наши уста должны исходить слова, являющие наши добродетели подобно тому, как Слово Божие являет благость Отца: «Обращаясь к своему образу и подобию, не проходи мимо того [обстоятельства], что через телесное слово твое, рожденное из уст, познаются и делаются общедоступными добродетель, мудрость, благоразумие, сила, глубина и ведение души и ума твоих, являя тебе и этим примером, что ты – по образу и по подобию Божию. Ибо [подобным же образом] через рождение во плоти Бога Слова обнаружились в мире добродетель, сила, ведение, премудрость и все остальные блага Отца и Святого Духа».

http://bogoslov.ru/article/1243127

По мнению мн. св. отцов, человек сотворен по образу всей Пресв. Троицы. Толкуя библейский рассказ о сотворении человека, блж. Августин писал: «Слова эти нужно понимать не так, что Отец сотворил человека по образу Сына или, наоборот, Сын - по образу Отца. Но так как говорится: «По образу Божию», а раньше написано: «По образу Нашему», то этим показано, что упомянутая множественность лиц не такова, чтобы мы или называли, или верили, или разумели многих богов, а так, чтобы Отца, Сына и Святого Духа, ради каковой Троицы сказано: «По образу Нашему», мы принимали как одного Бога, для чего и продолжено: «По образу Божию»» ( Aug. De Gen. III 19). Образ Троицы усматривался св. отцами в различных троичных свойствах единой человеческой природы. Так, блж. Августин выделял для сопоставления 2 группы тройственных качеств человека (ум-знание-любовь и память-мышление-воля), каждая из к-рых, по его мнению, прообразовывала Пресв. Троицу ( Aug. De Trinit. VI 11; IX 3; XI 2, 6-9; XIV 15; Idem. De civ. Dei. XI 25-26.; Idem. Confess. XIII 12). Подробно эти идеи развивал прп. Анастасий Синаит . Он проводил троичную аналогию с первозданной семьей: «Беспричинный и нерожденный Адам есть образ и изображение беспричинного Бога и Отца - Вседержителя и Причины всяческих, рожденный сын Адама предначертывает рожденного от Отца Сына и Слово Божие, а исшедшая Ева обозначает исшедшую Ипостась Святого Духа» ( Anast. Sin. De creat. hom. I 1). Прп. Анастасий использовал также психологическую аналогию, соотнося в человеке нерожденную душу с Отцом, рожденный разум с Сыном, а исходящий из разума ум (мышление) с Духом: «Душа является нерожденной и беспричинной во отпечатление нерожденного и беспричинного Бога и Отца, но не является нерожденным ее мыслящий разум, неизреченно, незримо, необъяснимо и бесстрастно рожденный из нее. Ум же не является ни беспричинным, ни рожденным, но есть исходящий, проникая во все и все рассматривая по образу и по подобию Всесвятого и исходящего от Отца Духа, о Котором говорится: «Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор 2. 10)» ( Anast. Sin. De creat. hom. I 3). Соглашался он и с распространенным мнением, что отражением Бога Троицы являются 3 силы души - разумная, желательная и раздражительная (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/образ Божий.html

Преподобный Иоанн Дамаскин : «Из видимого и невидимого естества Бог Своими руками сотворил человека по образу Своему и по подобию; из земли Он образовал тело, а душу словесную и разумную сообщил человеку Своим вдуновением» [цит. по: 92, с. 428]. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий: «Философия – есть разумение божеских и человеческих дел, которое учит человека чрез добродетель, насколько возможно, приближаться к Богу, сотворившему человека по Своему образу и подобию » с. 330] (11 мая). Преподобный Симеон Новый Богослов учил, что человека Бог «создал Собственными Своими невидимыми руками по образу и подобию Своему » с. 73]. Церковное учение о создании человека по образу и подобию Божию было в христианстве изначальным и общераспространенным. В частности, его исповедовали многие мученики, страдавшие за веру. Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест: «Когда же Бог привел мир в порядок и прекрасное бытие, создав его не из существовавшей уже ранее материи, но приведя к бытию из небытия, то Он сотворил человека по образу Своему и по подобию » с. 373] (13 декабря). Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп: «Он благоволил создать по образу Своему и подобию человека и украсил его особым даром премудрости, ведения и разума, чтобы он усердно искал Господа – Владыку всех тварей и не обнаруживал непочтения к Нему чрез пренебрежение познанием Его» с. 35] (16 января). Преподобномученица Евдокия услышала от ангела: «Великая радость бывает на небе в ангельском лике всякий раз, как какой-нибудь грешник обращается к чистому свету покаяния, ибо Бог, Отец всех, не хочет, чтобы погибла душа человеческая, которую Он издревле Своими пречистыми руками создал по подобию Своего образа » с. 19] (1 марта). Мученик Дула: «Сей Бог наш вначале создал человека и почтил его Своим образом, вдохнув в него дух жизни, и поселил его в Раю» с. 331] (15 июня). Мученик Иакинф исповедовал «Бога истинного, сотворившего небо, землю, море и все, что в них, даровавшего людям светила небесные и создавшего по Своему образу человека» с. 42] (3 июля).

http://azbyka.ru/o-sotvorenii-adama-po-o...

Античные философы называли человека «микрокосм», то есть малый мир. Свв. отцы были согласны с таким наименованием, свт. Григорий Нисский писал, что человек – это «некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена вселенная», который «объемлет собою всякий род жизни» 246 . В то же время у свв. отцов отношение к наименованию «микрокосм» было отличным от того, какое имело место в античности. Для языческих мудрецов это – гордое наименование, выражающее величие человека, тогда как у отцов Церкви встречается откровенно ироническое отношение к этому термину. Свт. Григорий Нисский замечает: «Говорили: человек есть микрокосм... но этим именем воздавая такую хвалу человеческой природе, не заметили, что почтили человека свойствами комара и мышей» 247 . Для свв. отцов величие человека заключается не в том, что роднит его с космосом, а в том, что, напротив, выделяет его из мира природы. Выделяет же человека образ его сотворения и существования: по образу Божию. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его...» ( Быт. 1:27 ). В Священном Писании понятие «образ Божий» не раскрывается, а в святоотеческой литературе содержится широкий спектр мнений по этому вопросу. Впрочем, все свв. отцы сходятся в том, что образ Божий состоит в способности человека отражать Божественные совершенства. Например, Бог есть абсолютный Дух, и человек имеет в своем составе нематериальную составляющую – душу ( Климент Александрийский , свт. Григорий Нисский , блж. Августин ). Бог есть абсолютный разум, и человек также есть существо разумное ( Климент Александрийский , блж. Августин ). Бог вечен, отражением вечности в человеке является бессмертие (преп. Максим Исповедник , блж. Августин). Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной (свт. Иоанн Златоуст , свт. Григорий Нисский ) 248 . Однако свв. отцы, признавая, что человек сотворен по образу Божию, не считают возможным дать образу Божию формальное определение. Свт. Епифаний Кипрский (402) пишет: «Церковное учение верует, что человек вообще сотворен по образу Божию, но в какой именно части находится то, что по образу Божию, не определяет» 249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Итак, по мысли Булгакова, человек сотворен по образу Сына Божия именно потому, что Сын Божий от века пребывает существующим по образу человеческому. Он пишет: “Что именно Вторая Ипостась дает образ человека, об этом свидетельствует факт Боговоплощения: Вочеловечение Второго Лица Св. Троицы, Господа И[исуса] Христа. Если человек имеет образ Божий, это значит, что и Бог имеет образ человека в каком-то, хотя и не поддающемся точному выяснению, смысле. В Адаме перстном начертан лик Адама Небесного и преднамечено их конечное соединение”. Насколько же далеко отстоит подобное учение от сходного с ним, на первый взгляд, святоотеческого учения о том, что человек сотворен по образу Слова? В писаниях святых отцов и учителей Церкви, посвященных данной теме, можно различить как бы два основных направления или течения. Одно из них, первоначально выраженное Климентом Александрийским , находится в русле Александрийской – как известно, духовно глубокой, возвышенной, но иногда излишне “спиритуалистичной” – богословской школы. Климент пишет: “отобразом Бога состоит Его Слово, истинный Сын первоначального Разума, Божественное Слово, Свет Первообразный Света; отобразом же Слова состоит истинный человек, разум в человеке; о человеке посему и говорится, что он “создан по образу Божию и подобию” (ср. Быт 1:26 ), в своем мышлении и движениях сердечных подобие Божественного Слова нося и потому существом разумным состоя”. Сходных с мнением Климента убеждений придерживается и наследник его богословской традиции Ориген ; он также считает, что человек сотворен по “образу Образа”, Которым, как известно, в соответствии с речением апостола Павла ( Кол 1:15 ), является Сын Божий. Итак, человек сотворен по образу Образа Бога Отца – то есть по образу Сына. Вместе с тем, Ориген подчеркивает, что по образу Слова сотворена лишь человеческая душа, а отнюдь не наша телесность. При этом Ориген считает образ Божий в человеке чем-то субстанциональным, включенным в нас извне – как некую божественную первооснову, дарованную твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

265. Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Успенск. соборе июня 25; напечатано в Моск. Вед. 1851 г., в Твор. Св. От. 1851 г., в Москвитянине 1851 г. и в собр. 1861 г.) 1851 год Яко свободни, а не яко прикровение имуще злобы свободу, но яко раби Божии: всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтеся, царя чтите ( 1Nemp. II. 16–17 ). Что важнейшия из сих заповедей, преподанных Апостолом, знакомы нам, и не остаются у нас без действия, – о том свидетельствовать может нынешний день. Заповедь – «Царя чтите» – является в действии, когда благословенный день рождения благословенно царствующего Царя вы воспоминаете радостно и торжественно. Заповедь – «Бога бойтеся» – является в действии, когда вы вашу радость о Царе, ваши о нем желания и надежды приносите пред Бога, чтобы Он благословил вашу радость, призрел на ваши желания, совершил ваши надежды. И да будет неразрывен союз сих двух заповедей, прекрасный и благотворный! Народ – благоугождающий Богу – достоин иметь благословенного Богом Царя. Народ – чтущий Царя – благоугождает чрез сие Богу: потому что Царь есть устроение Божие. Как небо, бесспорно, лучше земли, и небесное лучше земного: то так же бесспорно лучшим на земли должно быть то, что устроено по образу небесному, чему и учил Бог Боговидца Моисея: «виждь, да сотвориши по образу показанному тебе на горе» ( Ucx. XXV. 40 ), то есть, на высоте Боговидения. Согласно с сим, Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земли Царя; по образу Своего вседержительства – Царя Самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века – Царя наследственного. О, если бы все Цари земные довольно внимали своему небесному достоинству, и к положенным на них чертам образа небесного верно присоединяли, требуемые от них, богоподобную правду и благость, небесную недремленность, чистоту мысли, святость намерения и деятельности! О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство Царя и устроение царства земного по образу небесному, и постоянно себя ознаменовывали чертами того же образа, – благоговением и любовию к Царю, смиренным послушанием Его законам и повелениям, взаимным согласием и единодушием, и удаляли от себя все, чему нет образа на небесах, – превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия! Все, по образу небесному благоустроенное, по образу небесному было бы блаженно. Все царства земные были бы достойным преддверием царства небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Духа происходят совместно» ). Нераздельность происхождения Сына Божия и Св. Духа есть одна из главных идей св. Иоанна. Дыхание и слово нераздельны, ибо слово не произносится без дыхания. Символически это означает, что Сын Божий, как Логос, Истина и Премудрость Божия, неотделим от Духа Жизни Божией: ипостасная Истина и ипостас–ная Жизнь неразлучны, ибо, вообще, разделение истины и жизни равносильно их извращению и гибели. Сущий Образ Отца и Его сущая Жизнь глубочайшим образом и всецело соединены друг с другом… Дух почивает в Сыне, т. е. извечно пребывает в Нем, исходя к Нему от Отца. Дух являет, как Дыхание Жизни, и Отца, ибо Он от Него исходит, и Сына, ибо Он есть Дух Истины и в Нем пребывает, и все Божество, ибо Он есть единый Дух или Жизнь Божия… Дух Святой есть Среднее между Отцом и Сыном, именно потому, что Он исходит от Отца к Сыну и через Сына, как Дух Истины, к Отцу. Как Дух единения между Отцом и Сыном, Он есть подлинно Совершенство и Полнота Их бытия, Дух единения Св. Троицы, в единстве Которой и заключается Полнота… Сын есть Образ Отца, а Дух есть Образ Сына, ибо Сын открывается в Духе, как в Божественной Жизни, исполненной истины и мудрости. Поэтому Св. Дух и в нас запечатлевает образ Сына, «изображает» в нас Христа, а в Нем — Бога Отца. Все, что сказано о Духе Иоанном Дамаскиным, свидетельствует, что Дух есть Жизнь, а жизнь есть действие, а действие — совершение того, что осуществляется в нем. Дух Св. есть воистину живое Дыхание, совершительная Сила. Поэтому в Духе завершается всякое действие Божие, которое исходит от Отца через Сына. Сын Божий — Логос творения и промысла, Богочеловек, Начало нового человечества и преображенного мира, но Дух Святой завершает и дело творения и промысла и дело спасения и преображения, Он исходит через Сына в мир и Церковь, и через Сына же Божия, Христа Господня, возводит тварь к Богу Отцу, усыновляя людей Богу… Бог Отец обладает полнотою благ или совершенств. Сын Божий есть совершенное явление и как бы сущность этих благ. Дух Святой, как Поток жизни, истины любви и святости Божией, изливает в мир и в Церковь все благое и возбуждает нас ко всякому совершенству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Когда говорится, что Дух Святой исходит «вместе и тотчас с Сыном», то этим выражается мысль о такой связи между этими Лицами, существующей и в самом Их происхождении, которой не разделяют никакие временные промежутки. Выражения же об исхождении «соединенно с Сыном», «через Сына» указывают на такую связь, в силу которой исходящий Дух Святой пребывает в Сыне, проникая Его существо, и при которой немыслимо никакое пространственное разделение между этими Лицами Св. Троицы, никакой пространственный промежуток. Эта последняя мысль о тесной внутренней связи, исключающей между Сыном и Св. Духом какие-либо пространственные промежутки, довольно ясно высказывается и во второй половине приведенного места. «И Он (Дух), имея причину бытия из Бога всего, воссияв же через истинный свет, ни расстоянием каким, ни разностью естества не отделяется от Отца или Единородного». Дух Святой потому не отделяется никаким расстоянием от Единородного, что воссиял через Него, т.е. потому, что при самом воссиянии или исхождении от Отца, Он пребывает в самом тесном единении с Сыном, исходит не помимо Сына, но в самом Сыне, приникая существо Сына, вследствие чего ни пространственное, ни какое-либо другое отделение Его от Сына здесь совершенно немыслимо 173 . Так представляет отношение между Сыном и Св. Духом св. Григорий и в других сочинениях, например, во второй главе «Большого огласительного слова», где говорится о сопутствии Духа Слову. «Как Слово в превысшем естестве познаем по аналогии с нашим словом, таким же образом придем и к понятию о Духе Божием, что Он сопутствует Слову и обнаруживает Его действие, разумеем не дуновение дыхания, но разумеем силу, которая созерцается в своей собственной ипостаси, которая не может быть отделена ни от Бога, в Котором она пребывает, ни от Слова Божия, Которому она сопутствует. Которая не изливается в небытие, но, подобно Слову Божию, существует ипостасно 174 . Сопутствование Духа Слову, поставляемое в параллель с сопутствованием нашего дыхания исходящему из уст слову, выражает мысль о пребывании исходящего от Отца Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Но человек делается существующим по образу Божию даже в большей степени, чем ангелы еще и по той причине, что Сын Божий отныне становится навеки пребывающим по образу человеческому. Осуществляется как бы некий “обмен” образами между Творцом и тварью; Создатель и Его создание вступают отныне в природное сродство – и по общему для них человечеству, и по дару благодати, подаваемому Богом людям. Как пишет преп. Анастасий, “если человек после своего преслушания и был “умален малым чим от ангел” (см. Пс 8:6 ), как ставший смертным, то, благодаря ипостасному единению с ним Бога Слова, он был сразу намного предпочтен ангелам. Ибо некогда бывший по образу Божиему, ныне стал вместе с Богом, и прежде сопричаствующий образу Божию стал теперь передающим образ свой Богу…”. Заметим, что, по Булгакову, в отличие от преп. Анастасия, Сын Божий “самовольно” и властно вступает в земную реальность, как бы “забирая” то, что Ему онтологически необходимо, – человеческое естество; ведь, как мы помним, по о. Сергию, Господь просто “должен” воплотиться и реализовать Свое потенциальное “предвечное Богочеловечество”. Потому-то здесь, по сути, и не может осуществиться свободное согласие человека на подобное Воплощение. А для преп. Анастасия, равно как и для всех обращавшихся к данной теме представителей целостной святоотеческой традиции, важнейшим является именно то, что человек (в лице Богоматери) свободно передает свое естество Богу и что без такого людского “вольного” согласия на Воплощение Сын не пришел бы в мир. Кроме того, по о. Сергию, Слово “от века” уже существует по образу человеческому, в то время как, по преп. Анастасию, Сын Божий приобретает этот образ – во всей его целостности – лишь через Свое фактическое ипостасное единение с людским естеством. Но одновременно мы видим и то, что, по мысли святых отцов, человеческий образ, который воспринимает на Себя Слово, не оказался для Него чем-то абсолютно Ему чужим, несходным с Ним, ибо этот образ сам по себе уже является отображением Слова. При творении Бог заложил в Адама множество черт, делающих его “родным” Богу, дающих ему надежду на возможность богоусыновления. Среди этих черт были, в том числе, и те, что уподобляли человека Второй Ипостаси Пресвятой Троицы, Слову – и как Образу Отца и, одновременно, как Тому, Кто, ради избавления людей от рабства смерти и греху, предвечно решился стать Сыном Человеческим. Читать далее Источник: Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института : материалы/[гл. ред.: Владимир Воробьев]. - Москва : Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та, 2000. - 548 с. : нот., табл./Малков П.Ю. Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия. 38-45 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

1а. Христологическая структура человека Вышесказанное объединяет различные по времени и смыслу употребления понятия по образу Божию помогая нам увидеть в них не взаимоисключающие, а взаимодополняющие моменты, различные составляющие единой церковной антропологии. Приведем несколько примеров. В святоотеческой литературе часто говорится о том, что человек разумен, поскольку был сотворен по образу Божию. Догматические пособия, пытаясь как-то локализовать понятие по образу, готовы, исходя из этого, искать его " место " в разумности человека Однако корректнее было бы просто утверждать, что человек разумен потому, что сотворен по образу Христа, Который есть Ипостасное Слово Отца. Афанасий Великий, который специально занимался этим вопросом, с ясностью утверждает: " По образу Своему Он сотворил их, соделав их причастниками силы Слова Своего, чтобы прилепляясь к Ипостасному Слову как тень и становясь словесными (разумными: λογικοι), они могли устоять в состоянии блаженства " Подобным образом можно понимать то, что человек наделен творческими способностями, как сотворенный по образу Логоса-Творца, о чем пишет Климент Александрийский: " Человек становится образом Божиим в том, что со-работает с Ним в воссоздании самого себя " Человек имеет царственное достоинство - поскольку Христос, по Чьему образу он сотворен, есть всемогущий Царь и Господь: " То, что наша природа является образом Природы, царствующей над всеми вещами, означает не что иное, как то, что изначально она сотворена царственной " Человек свободен, нося в себе образ совершенного самоопределения: " В самоопределении свободного выбора человек обладал подобием Царя всех вещей, - пишет Григорий Нисский, - поскольку он не был подвержен никакой внешней необходимости, но руководствовался только своей волей и выбирал независимо то, что хотел " Человек несет ответственность за творение, становится главой и совестью всего приведенного в бытие, ибо его Первообраз, Христос, является Главой и Спасителем всех: " Последним, - говорит Феодор Мопсуэтский, - Он привел в бытие человека по образу Своему, как будто бы все творение было для того, чтобы быть составленным к пользе человека "

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010