Но Батюшка о.Иоанн знал по своему опыту и уму. Да оно и понятно: если сказано, что человек сотворен по «образу Божию», а Бог – Троица, то человек создан по образу Пресвятой Троицы: то есть единство может быть при множестве. Поэтому Церковь есть отображение единства Пресвятыя Троицы. Или иначе: когда мы говорим вообще о Боге, или о Боге Отце, все равно разумеем всю Пресвятую Троицу. Но о.Иоанн определенно говорит, что человек создан по образу Пресвятой Троицы, – как мы видели это. Но если бы он и не говорил этого, мы должны были бы признавать это всякий раз, когда он говорит о Боге; ибо Бог есть Троица. И этот догмат есть корень всего христианства. Вот и о.Иоанн так думает и говорит о Боге. Например. «Все земное – образ и тень небесного. Так, образ богослужения на земле есть образ богослужения небесного. Здешние сладости – слабая тень будущих сладостей неизреченных». В частности, и «создание первых людей не могло быть иначе, как по образу Божию, или по образу Троицы: а иначе какому же другому образу и подобию?» «Все дела Божии в мире носят печать неподражаемой мудрости совершенства, красоты, – особенно венец творения человек», и «первая чета» их, Адам и Ева, потому были совершенны, что образ их была Пресовершенная Троица: совершеннее которой ничего не могло быть в мире! И «каково высочайшему, единственному, неподражаемому Художнику – Богу – видеть Свое лучшее создание, человека, – обезображенным, искаженным, оскверненным, растленным по душе и по телу! Посему человек, созданный по образу Божию и предназначенный к уподоблению Творцу и к вечной блаженной жизни, должен достигать совершенства в разуме и звании, исполняя заповеди Божии; и так как он существо волею падшее, должен непременно каяться в своих грехопадениях и исправляться с Божиею помощью, при своем тщании и усердии, при делании добрых дел. Диавол знает хорошо человека и красоту богообразной души и тела человека, всемерно противится намерению Божию о человеке и его назначению, и старается осквернить, обезобразить, растлить его всякими грехами». Здесь под «Художником» разумеется вообще Бог, или Святая Троица. «Молясь Богу, помните, что Бог есть Три Лица; а как Он есть Лицо, то Он в бесконечности имеет все те совершенства, какие мы можем вообразить в совершеннейшем каком-либо человеке. Человек есть образ Божий и подобие Божие; по совершенному образу можно отчасти судить о Первообразе, каков Он. Все лучшее, привлекающее наши сердечные взоры и сердечное расположение в человеке – от Бога (Отца), от Сына Его и от Духа Его». Так мыслил и о.Иоанн: Церковь – образ Троицы, – с догматической и мистической точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Первым из святых отцов, высказывавших идею о “христологическом” аспекте создания человека по образу Сына Божьего – именно в связи с промышлением о мире Ипостасного Слова и Его будущим Воплощением, – стал сщмч. Ириней. Он пишет: “Слово же сие открылось тогда, когда Слово Божие сделалось Человеком, уподобляя Себя человеку и человека Себе Самому, дабы чрез подобие с Сыном человек стал драгоценен для Отца. Ибо, хотя в прежние времена было сказано, что человек создан по образу Божию, но это не было показано (самым делом), ибо еще было невидимо Слово, по образу Которого создан человек. Поэтому он и легко утратил подобие. Когда же Слово сделалось плотию, Оно подтвердило то и другое, ибо и истинно показало образ, Само сделавшись тем, что было Его образом, и прочно восстановило подобие, делая человека чрез видимое Слово соподобным невидимому Отцу”. В другом месте священномученик говорит еще более определенно: “Образ Божий есть Сын, по образу Которого и человек произошел. Поэтому Он явился также в последнее время, чтобы показать подобие человеческого образа с Самим Собою”. Итак, по мысли сщмч. Иринея, быть по образу Божию, означает существовать по образу воплощенного Ипостасного Слова. Наследник традиции апостола Иоанна Богослова, борец с гностицизмом, неизменно обладавший ярким и радостным чувством благодарной, евхаристической богопросвещенности Ириней удачно соединял в своем богословии глубокий православный символизм с библейским историзмом, неустанно исповедуя реальность своей веры в Слово, пришедшее в мир и ставшее плотью. По учению Иринея, человек изначально был создан по образу такого Слова, каким Оно должно было явить Себя людям – при Своем Воплощении. Подобная сторона людской богообразности оставалась – до времени – сокрытой от ветхозаветного человека. Отметим, что такая сокрытость, по мысли Иринея, даже таила в себе некую опасность: людям как бы не было с Кого “брать пример”, не на Кого было “ориентироваться” – в собственном духовном возрастании. Потому-то человеку, которому (в целях Божественной икономии) не была изначально открыта истина о том “Образце”, по Которому он был создан – о Сыне Божием, от века предопределившем Себя в жертву ради спасения мира, – и оказалось так легко впасть в грех , утратить богоподобие. И все же Бог как бы дожидался “нужного момента”, когда люди, наконец, окажутся внутренне готовы к тому, чтобы им был явлен воплотившийся Сын Божий – тот Образ, по Которому они сотворены. И вот этот миг настал, и человек отныне уже обрел возможность сравнить собственное горестное состояние с тем духовным “идеалом” – Христом, к достижению подобия Которому ему и надлежит стремиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

   («бецалмо»), по образу Божию     по образу Божию    («бецелем Элогим») сотворил его…»   сотворил его…»    Так, святитель Василий Великий рассуждает: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию " … Это волеизъявление содержит два элемента: «по образу» и «по подобию». Но созидание содержит только один элемент… ведь здесь (то есть в стихе 27-м) Он сказал «по образу», но не сказал «по подобию " …    Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волей приобретаем мы бытие по подобию Божиему…    Если бы Господь, создавая нас, не сказал предопределительно: «Сотворим» и «по подобию», если бы нам не была дарована возможность стать «по подобию», то своими собственными силами мы бы не стяжали подобия Божия. Но в том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд вознаграждение…    «По образу» я обладаю бытием существа разумного, «по подобию» же я делаюсь, становясь христианином…    Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу…    Что такое христианство?    Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа».    Подобно святителю Василию, отличает «образ» от «подобия» святой Иоанн Дамаскин: «Выражение «по образу», — пишет он, – обозначает разум и свободу воли; выражение же «по подобию»уподобление Богу чрез доброделание, насколько это возможно».    Однако такое различение не является общим для святых Отцов. «Святой Афанасий, – замечает профессор архимандрит Киприан (Керн), – по-видимому, не делает различия между образом и подобием». Кирилл Александрийский не одобряет этого различия, считая оба слова имеющими одно значение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

   По мнению митрополита Филарета (Дроздова), «образ и подобие Божие не нужно изъяснять как две различные между собой вещи: потому что в слове Божием часто употребляется одно из этих слов в том же значении, как и оба вместе». Митрополит Филарет ссылается на следующие места Священного Писания: Быт. 1:26, 27; 5, 1; 9, 6; Иак. 3:9; Кол. 3:10.    Быт. 5:1: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию    «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию    («бидмут Элогим») Божию создал его…»   Божию создал его…»    Однако 70 толковников перевели это место так: κατ " εικνα Θεο ποησεν αυτν. В соответствии с этим сделан и славянский перевод: по образу Божию сотвори его    по образу Божию сотвори его    .    Быт. 9:6: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию    «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию    («бецелем Элогим») «   »    – δτι ν εικνα Θεο ποησα τον ανθρωπον. В славянском переводе: «Во образ Божий сотворих человека».   «Во образ Божий сотворих человека».    Иак. 3:9: «им   «им    (языком) благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию    благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию    (καθ μοωσιν Θεο) »   «    .    Кол. 3:10: «…облекшись в новаго, который обновляется в познании по образу Создавшаго его»   «…облекшись в новаго, который обновляется в познании по образу Создавшаго его»    – τον νακαινομενον ες πγνωριν κατ " εικνα το κτσαντος αυτν. В славянском переводе: «По образу Создавшаго его»   «По образу Создавшаго его»    .    Несмотря на кажущееся противоречие между точками зрения святителя Василия Великого и святого Иоанна Дамаскина, с одной стороны, и святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, с другой, в действительности они вовсе не исключают друг друга.    «Образ Божий», данный человеку от начала, является врожденным. Однако, как замечает профессор архимандрит Киприан, «в учении святителя Василия видно, что образ не есть что-то уже готовое в душевном складе человека. Это есть задача, необходимость раскрыть в себе свое творческое начало». Ведь кроме разума и воли, то есть тех духовных сил, в которых святитель Василий и святой Иоанн Дамаскин видят черты врожденного образа Божия, человеку врождена и «способность уподобляться Богу», без которой, как говорит святитель Василий, «своими собственными силами мы не стяжали бы подобия Божия». Человеку не только что-то дано, но и очень многое задано, и от того, как он употребляет свою способность богоуподобления, во многом зависит степень его богообразности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

Вышесказанное объединяет различные по времени и смыслу употребления понятия по образу Божию помогая нам увидеть в них не взаимоисключающие, а взаимодополняющие моменты, различные составляющие единой церковной антропологии. Приведем несколько примеров. В святоотеческой литературе часто говорится о том, что человек разумен, поскольку был сотворен по образу Божию. Догматические пособия, пытаясь как-то локализовать понятие по образу, готовы, исходя из этого, искать его " место " в разумности человека Однако корректнее было бы просто утверждать, что человек разумен потому, что сотворен по образу Христа, Который есть Ипостасное Слово Отца. Афанасий Великий, который специально занимался этим вопросом, с ясностью утверждает: " По образу Своему Он сотворил их, соделав их причастниками силы Слова Своего, чтобы прилепляясь к Ипостасному Слову как тень и становясь словесными (разумными: οο), они могли устоять в состоянии блаженства " Подобным образом можно понимать то, что человек наделен творческими способностями, как сотворенный по образу Логоса-Творца, о чем пишет Климент Александрийский: " Человек становится образом Божиим в том, что со-работает с Ним в воссоздании самого себя " Человек имеет царственное достоинство - поскольку Христос, по Чьему образу он сотворен, есть всемогущий Царь и Господь: " То, что наша природа является образом Природы, царствующей над всеми вещами, означает не что иное, как то, что изначально она сотворена царственной " Человек свободен, нося в себе образ совершенного самоопределения: " В самоопределении свободного выбора человек обладал подобием Царя всех вещей, - пишет Григорий Нисский, - поскольку он не был подвержен никакой внешней необходимости, но руководствовался только своей волей и выбирал независимо то, что хотел " Человек несет ответственность за творение, становится главой и совестью всего приведенного в бытие, ибо его Первообраз, Христос, является Главой и Спасителем всех: " Последним, - говорит Феодор Мопсуэтский, - Он привел в бытие человека по образу Своему, как будто бы все творение было для того, чтобы быть составленным к пользе человека "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/427/...

Из сказанного очевиден ответ на возражения 1 и 2. Ответ на возражение 3. Этот аргумент имел бы силу, если бы через образ Божий в человеке Бог был представлен совершенно. Но, как говорит Августин, существует большое различие между троицей в нас и божественной Троицей. Поэтому далее он прибавляет: «Мы скорее видим, чем верим, троицу в нас, тогда как мы скорее верим, чем видим, что Бог суть Троица» 381 . Ответ на возражение 4. Иные утверждали, что в человеке наличествует только образ Сына. Однако Августин отвергает подобное мнение 382 [и вот почему]. Во-первых, потому, что коль скоро Сын подобен Отцу подобием сущности, то из этого с необходимостью следует, что если человек был создан по подобию Сына, то он был создан и по подобию Отца. Во-вторых, потому, что если бы человек был создан только по образу Сына, то Отец не сказал бы: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему», а сказал бы: «по образу Вашему». Поэтому, когда читаем: «По образу Божию сотворил его», то это надлежит разуметь не так, как думали некоторые, что будто бы Отец сотворил человека по образу Сына, Который суть Бог, но так, что божественная Троица сотворила человека по Своему образу, то есть [по образу] всей Троицы. Ведь когда говорится, что Бог «сотворил человека по образу Своему», то это может быть понято двояко. Во-первых, в том смысле, что «по» указывает на условие сотворения, и тогда смысл сказанного таков: «Сотворим человека так, чтобы Наш образ мог пребывать в нем». Во-вторых, в том смысле, что «по» указывает на обусловленность со стороны образца, как когда мы говорим: «Эта книга сделана по [подобию] той». В таком случае образом Бога является сама Его сущность, которую неправильно называют Образом, поскольку в таком случае образ пребывает в образце. Или, как говорят иные, божественную сущность называют образом постольку, поскольку посредством этого одно Лицо подражает другому. Раздел 6. Присутствует ли в человеке образ Божий только в том, что касается его ума? С шестым [положением дело] обстоит следующим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Первым из Святых Отцов, высказывавших идею о «христологическом» аспекте создания человека по образу Сына Божьего – именно в связи с промышлением о мире Ипостасного Слова и Его будущим Воплощением – стал священномученик Ириней. Он пишет: «Слово же сие открылось тогда, когда Слово Божие сделалось Человеком, уподобляя Себя человеку и человека Себе Самому, дабы чрез подобие с Сыном человек стал драгоценен для Отца. Ибо, хотя в прежние времена было сказано, что человек создан по образу Божию, но это не было показано (самым делом), ибо еще было невидимо Слово, по образу Которого создан человек. Поэтому он и легко утратил подобие. Когда же Слово сделалось плотию, Оно подтвердило то и другое, ибо и истинно показало образ, Само сделавшись тем, что было Его образом, и прочно восстановило подобие, делая человека чрез видимое Слово соподобным невидимому Отцу» 127 . В другом месте Священномученик говорит еще более определенно: «Образ Божий есть Сын, по образу Которого и человек произошел. Поэтому Он явился также в последнее время, чтобы показать подобие человеческого образа с Самим Собою» 128 . Итак, по мысли священномученика Иринея, быть по образу Божию означает существовать по образу воплощенного Ипостасного Слова. Наследник традиции апостола Иоанна Богослова, борец с гностицизмом, неизменно обладавший ярким и радостным чувством благодарной, евхаристической богопросвещенности, Ириней удачно соединял в своем богословии глубокий православный символизм с библейским историзмом, неустанно исповедуя реальность своей веры в Слово, пришедшее в мир и ставшее плотью. По учению Иринея, человек изначально был создан по образу такого Слова, каким Оно должно было явить Себя людям – при Своем Воплощении. Подобная сторона людской богообразности оставалась – до времени – сокрытой от ветхозаветного человека. Такая сокрытость, по мысли Священномученика, даже таила в себе некую опасность: людям как бы не было с Кого «брать пример», не на Кого было «ориентироваться» – в собственном духовном возрастании. Потому-то человеку, которому (в целях Божественной икономии) не была изначально открыта истина о том «Образце», по которому он был создан – о Сыне Божием, от века предопределившем Себя в жертву ради спасения мира – и оказалось так легко впасть в грех , утратить богоподобие. И все же Бог как бы дожидался «нужного момента», когда люди, наконец, окажутся внутренне готовы к тому, чтобы им был явлен воплотившийся Сын Божий – тот Образ, по Которому они сотворены. И вот этот миг настал, и человек отныне уже обрел возможность сравнить собственное горестное состояние с тем духовным «идеалом» – Христом, к достижению подобия Которому ему и надлежит стремиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

237 Напротив, когда говорится, что только Отец есть «начало» Св. Духа, то эти слова сами по себе еще не исключают участия Сына в изведении Св. Духа. Ибо они указывают на деятельность, .посредством которой сообщается это бытие.. Такое же значение мы придаем выражениям, что Отец есть единственный «источник» Св. Духа. Слово «πηγ» в этом случае есть образное обозначение того пункта, от которого истекло, или произошло бытие Св. Духа. Если ρχ обозначает исходный пункт, к которому имеет отношение бытие Св. Духа, то πηγ обозначает тот же самый пункт, но только обозначает его образно. 238 Подобно тому, .как человек есть единственная причина своего слова и дыхания, так как слово его не содействует исхождению дыхания из его уст. 239 В приведенном выше месте из «Диалога против манихеев» Дамаскин хотя подробно указывает различные роды причин, но о существовании причин первичных и вторичных он не упоминает. 241 Учение о явлении Св. Духа через Сына обыкновенно объясняется западными богословами как такое, которое подтверждает учение о Filioque и даже принимается как тождественное с этим учением. 242 Т Пνεμα τ γιον κα κ το Пατρς λγομεν, κα Пνεμα Пατρς νομζομεν. κ το Υο δ τ Пνεμα ο λγομεν· Пνεμα δ Υο νομζομεν. Κα δι’ Υο πεφανερσϑαι κα μεταδδοσϑαι μν μολογομεν... σπερ κ το λου μν, τε κτς κα λλαμψις· ατς γρ στιν πηγ τς κτνος κα τς λλμψεως δι τε τς κτνος λλαμψις μν μεταδδοσϑαι, κα υτη στν φωτζουσα μς, κα μετεχομνη φ’ μν. Patrol. curs. compl. tom. XCIV col. 832. 833. 243 На явление Духа через Сына, как на факте, совершившийся в определенный момент времени, указывает уже самая форма слова πεφανερσϑαι (форм. прош. вр.) и слово μν. 244 Основание видеть и эту мысль у Дамаскина заключается в том, что принятие Св. Духа Апостолами необходимо сопровождалось познанием ими Св. Духа, как Третьего Лица Св. Троицы. 245 Самое сообщение Духа Святого И. Дамаскин понимает здесь как сообщение из самого существа Сына. Ибо прецедентом этого явления он мыслит пребывание Св. Духа в Сыне самым существом. Выражения «Дух Сына», «Дух Христа», вслед за которыми Дамаскин говорит о сообщении Духа Сыном в дуновении, именно предполагают, как свое основание, мысль о пребывании Св. Духа в Сыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Истоком христианского умозрения является Откровение. Оно говорит нам, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Это свидетельство слова Божия полагается в основу святоотеческого учения о сущности человека — христианской антропологии, и только в ней мы находим подлинное обоснование идеи свободы. Святые Отцы обращают особенное внимание на тот факт, что творение по образу Божию отличается от творения вещественного мира. Весь животный мир, творимый “в душу живу”, созидается актом Божиего всемогущества, через повеление Божие земле: “Да изведет земля душу живую по роду ее…” ( Быт.1:24 ). Однако человека Бог творит особым образом: он удостаивается Совета Пресвятой Троицы: “И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию…”. Святитель Иоанн Златоуст в VIII беседе на книгу Бытия говорит: “Видел ты, что вся тварь в течении пяти дней созидаема была одним словом и повелением? Смотри теперь, какая перемена в словах. Уже не говорит: да будет человек, но что? Сотворим человека по образу Нашему и по подобию. Что за новость? Что за особенность? Кто это созидается, что для его создания понадобилось Создателю такое рассуждение?” 3 . Созидается человек, о котором сказано: “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни…” ( Быт.2:7 ). Святитель Григорий Богослов толкует текст книги Бытия следующим образом: “Слово, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни, потому что послало в него дух, который есть струя неведомого Божества. Так из персти и дыхания создан человек — образ Бессмертного Посему, как земля, привязан я к здешней жизни и, как частица Божественного, ношу в груди любовь к жизни будущей” 4 . Выражение “частица Божественного” не должно вводить нас в заблуждение: речь не идет о нетварном характере человеческой души. “Божие дыхание”, как поясняет слова святителя Григория Богослова Владимир Лосский , указывает на модус сотворения человека, в силу которого дух человека тесно связан с благодатью (Божественной энергией) и ею произведен, подобно тому, как движение воздуха, производимое дуновением, содержит в себе это дуновение и от него неотделимо.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda

Дух Святой действует в Ангелах, ибо в них совершенство, неподвижность на зло от Бога. Дух Савлов делает Павлами – апостолы стали говорить на чужих языках, не учившись, и это знамение не для верных, а для неверующих (Из слова Св. Григория Богослова на Пятидесятницу). На месте сошествия Святаго Духа построена Церковь во имя апостолов. Дух имеет жизнь, призывает, говорит: «И рече Дух Филиппу: Приступи и прилепися колеснице сей». Дух Святый называется Утешителем, потому что утешает, увещавает и облегчает немощь нашу. Сам Дух ходатайствует о нас «воздыхании неизглаголанными». Мученики укреплялись Духом. И Писание говорит: «Егда же приведут вы на соборища, и власти, и владычества, не пецытеся, како или что отвещаете, или что речете. Святый бо Дух научит вы, в той час, яже подобает рещи». Ибо невозможно совершить мученический подвиг за Христа без благодати Святаго Духа. «Ибо есть или никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым: то кто отдаст жизнь свою за Иисуса без помощи Духа Святаго». Дух видит всех людей, мысли и совесть. Отец предает все Сыну, а Сын предает Святому Духу. Сей Дух сошел на семьдесят старцев при Моисее, и Елдат и Модад пророчествовали. Возложил Моисей руки на Иисуса Навина, и Петр рукоположением сообщал благодать Духа. Енос, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, праведники имели Духа Святаго. И Давид, и Самуил прозорливец. Дух Святой умудрил душу Даниила, так что он сделался судией старцев, будучи юношею. (Из слова св. Кирилла Иерусалимского ). Дух Святой называется: Дух истины, Утешитель, Дух Божий, Дух Отца, Дух Господа, Дух Христов, Дух Сына Божия, Дух Святыни, Дух сыноположения, Дух откровения, Дух обетования, Дух благодати, Дух Благий, Владычний. И говорится: «Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя, темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий. И исполнися Духа Свята Елизавет и пророчествовала: И откуду мне сие, да приидет Мати Господа Моего ко Мне». Захария Святым Духом пророчествовал. И Симеон Духом извещен не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010