Сыном Давида и Авраама евангелист называет Иисуса Христа в смысле общем, т. е. в смысле потомка, каковым Иисус Христос и был, согласно обетованию Божию ( Быт.12:1 и след.; Быт.22:18 ; Гал.3:17 ; 2Цар.7:12 ; 1Пар.17:11 ; Пс.88:4–5, 131:11 ; Ис.11:1 и др.). Назвал Иисуса Христа прежде сыном Давида вероятно потому, что обетование последнему было новее, относилось не ко всей нации иудейской, как это было в обетовании Аврааму, и ни к одному из двенадцати колен, как это было в обетовании Иуде, но частнее – относилось к дому Давида, имя которого было Ему усвоено ( Иер.30:9 ; Иез.34:24, 37:24 ). Таким образом, евангелист, назвав Иисуса Христа прежде всего сыном Давида, хотел этим показать иудеям, что он говорит о том именно Христе, которого они ожидали, как сына Давида и наследника обещанного славного царства. После этого краткого вступления следует само родословие. Первый отдел ( Мф.1:2–6 ): Авраам 106 роди Исаака. Исаак 107 же роди Иакова. Иаков 108 же роди Иуду и братию его. Мф.1:3 . Иуда 109 же роди Фареса и Зару от Фамары. Фарес 110 же роди Есрома. Есром 111 же роди Арама. Мф.1:4 . Арам 112 же роди Аминадава. Аминадав 113 же роди Наассона. Наассон 114 же роди Салмона. Мф.1:5 . Салмон 115 же роди Βοοза от Рахавы 116 . Вооз 117 же роди Овида от Руфы. Овид 118 же роди Иессея. Мф.1:6 . Иессей 119 же роди Давида царя. Давид 120 же царь роди Соломона от Уриины. В этом отделе обращают на себя внимание следующие вопросы: 1) почему евангелист, упомянув о братьях Иуды, не сказал ничего ни об Измаиле – брате Исаака, ни об Исаве – брате Иакова? 2) Какое значение имеют женские лица, введённые евангелистом в родословие Иисуса Христа? 3) Возможно ли, чтобы в промежуток времени от переселения израильтян в Египет до возвращения их обратно в свою землю, в 430 лет, сменилось только три члена, как это по-видимому случилось, если основываться на родословиях новозаветных и ветхозаветных? 121 Возможно ли также, чтобы со времени вступления израильтян в землю обетованную до построения храма Соломонова, в 480 лет, сменилось только пять членов, как это опять дают повод заключать генеалогии? 122 Итак 1) почему св. Матфей упомянул в родословии только о братьях Иуды и ничего не сказал ни об Измаиле – брате Исаака, ни об Исаве – брате Иакова? «Так поступил евангелист, – по замечанию Златоуста, – не без основательной причины. Он хотел чрез это показать, что Измаил и Исав с происшедшими от них народами: измаильтянами, сарацинами, арабами и друг. ничего не имели общего с народом иудейским, и что Христос от них не произошёл»; тогда как дети Иакова – Иуда и братья его – были родоначальниками двенадцати колен народа израильского, которые и составляли избранное Богом семя Авраамово. Что евангелист поименовал из детей Иакова Иуду, так это потому, что в имени Иуды обнимаются все потомки Иакова, и он является ( Быт.49:3–8 ) как бы главой их. А в родословие только и входят главы родов, от которых имел произойти Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

107 «Что такое искусство», XIII, 382–383, 392–393, 405, 406–407; срв. особенно чудовищную характеристику Пушкина, 427. 108 «О назначении науки и искусства», XI, 351; «Предисловие к соч. Мопассана», XIII, 88 " 89; срв. XIII, 117; «Что такое искусство», XIII, 424 и сл. 110 Срв. попытки изобразить всю благородную глубину правосознания как результат «устрашения», «подкупа», «гипнотизации» и воинского «одурения» и «озверения». «Царство Божие», 71, 72 и др.; все сводится к «самосечению» загипнотизированных людей: стр. 81 и сл. 120 Срв.: «борьба всегда останется борьбой, т. е. деятельностью, в корне исключающей возможность признаваемой нами христианской нравственности». «Религия и нравственность», XIII, 216–217. 121 Об отрицании патриотизма см. особенно: «любовь к отечеству» есть нечто «отвратительное и жалкое». «В чем моя вера», стр. 252; о «диком суеверии патриотизма». «Царство Божие», стр. 38, 72. 123 Срв. нижеследующую формулу духовно-нигилистического утилитаризма, достойную любого последовательного материалиста и целиком вытекающую из сентиментального гедонизма: «В этом одном деле» (в «борьбе с природой») «получает человек, если уже разделять его, полное удовлетворение телесных и духовных требований своей природы: кормить, одевать, беречь себя и своих близких есть удовлетворение телесной потребности; делать то же для других людей – удовлетворение духовной потребности. Всякая, всякая другая деятельность человека только тогда законна, когда она направлена на удовлетворение этой первейшей потребности человека, потому что в удовлетворении этой потребности состоит и вся жизнь человека». «Это первый и несомненный закон Бога или природы . «О назначении науки и искусства», XI, 371; срв. «Выдержка из частного письма...», XI, 401: «служение людям как «призвание всякого человека " » «. 124 Срв. «Часовщик», XI, 616: «смысл... жизни только в том, чтобы содействовать соединению людей», «жить» «в любви с братьями», к этому и сводится «делание Божьего дела» (615). 125 «В Евангелии с поразительной грубостью, но зато с определенностью и ясностью для всех выражена та мысль, что отношение людей к нищете, страданиям людским есть корень, основа всего». См. «О переписи в Москве», т. XI, стр. 221.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/o-so...

Создавая композиции декора восточного, южного и северного фасадов, зодчий Церовани пользовался известными к началу XI века архитектурно-декоративными деталями. Так же и при компоновке декоративной системы западного фасад он, несомненно, использовал знакомые ему приемы оформления. В ряде купольных храмов и зальных церквей того времени используется прием украшения оконного проема, иногда со значительным отступом от него, обрамлением лишь по трем сторонам, т. е. не замкнутым по низу наличником (Ошки, Хахули, Гвиара, Агара Уравельская). В стремлении декорировать все фасады аркатурой, зодчий отказывается от повторения пристенной арки восточного фасада на западном, решая проблему оформления последнего независимо от первого, и именно поэтому его декор не объединяется с аркатурой северного и южного фасадов. Таким образом, зодчим было найдено оригинальное решение – арка с изломом, соединяющая концы выбранного незамкнутого по низу обрамления окна с полуколонками, закрепленными на углах фасада. Арка с изломом примерно через столетие получила свое дальнейшее развитие в архитектуре последней четверти XII и первой половине XIII века (Икорта, Кватахеви, Кабени Коджорский). Зодчий Церовани, усвоив навыки архитектурной практики и имея запас знаний о предшествующей его времени архитектуре, отчетливо обнаруживает тесную связь с современным ему архитектурным творчеством, стремясь преступить установленные пределы, чтобы найти обновленные и новые формы декоративно-художественного оформления фасадов здания. Полнота декоративного замысла зодчего Церовани, исполнение этого замысла в такой сравнительно небольшой зальной церкви, как Церовани, выдвигает ее в круг памятников, выделяющихся на общем фоне нескольких десятков зальных церквей X-XI вв. Наталия Крашенинникова 21 февраля 2005 года Литература 1. Шмерлинг. Р. Малые формы в архитектуре средневековой Грузии. Тбилиси, 1962. С. 108, 116, 121 2. Чубинашвили. Н. Церовани: Храмы сводчатой архитектуры с конструктивно-декоративными нишами на восточном фасаде. Тбилиси, 1976.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

—98— ощутительно дают о себе знать и широкое знакомство с рукописными данными, и вполне научные приемы исследования, и умение автора из сухих, мелких, но внимательно изученных данных, делать надлежащие выводы. Способный автор обладает, на наш взгляд, даром незаурядного синтеза, сказавшегося с особенною силой в первой части сочинения, в умело и правдиво сделанных характеристиках эпохи и личности Новгородского владыки. С помощью не новых, но искусно подобранных, объясненных и объединенных фактов ярко и живо очерчена та и другая. И всё сочинение отличается единством мысли и читается с интересом от начала до конца, чему много способствует правильный, совершенно литературный язык и живое отчетливое изложение. Портят несколько впечатление встречающиеся в сочинении повторения, а равно также употребляемые по местам иностранные слова. Автор сам задавался мыслью не повторяться, но это не везде ему удалось, хотя бы, например, в речах об ожидавшейся русскими людьми в конце XVI в. кончине мира, как одном из побуждений в литургической деятельности архиеп. Геннадия. Перечень произведений, связанных с именем Геннадия (стрр. 58–55), может быть, лучше было бы привести в предисловии под рубрикой источников для второй части сочинения, а любопытный вариант послания Новгородского владыки к пастве по рукописи Императорской Публичной библиотеки, находящийся теперь в примечании (стр. 120–121), поместить с подробным анализом в тексте. Мы рекомендовали бы также автору избегать излишней сжатости (стрр. 9, 24, 52, 94, 109), глухих ссылок и недосмотров (стрр. 4, 7, 14–16, 54, 56, 141). Будет искренно жаль, если настоящий серьезный труд, на который потрачено столько усилий и даже скудных студенческих сбережений, не увидит света, и мы настойчиво советовали бы г. Махаеву продолжить, если обстоятельства позволят, свои изыскания: познакомиться с рукописями, оставшимися ему почему-либо неизвестными, а главное пересмотреть и обследовать внимательнее собранный уже материал. Можно быть уверенным, что после нового, неспешного и вдумчивого пересмотра разъяснится непонятое им (стрр. 108, 110) и станут

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вып. II. С. 230–235. – Мандеи существуют и доныне (см. у Болотова же). Нет единства также и в классификации различных систем гнозиса. Гизелер, принимая во внимание происхождение его, делит гностиков на александрийских и сирийских. Первые, по нему, отправляются от платоновского представления о материи как не-сущей; характерным для них является учение об эманации. Вторые под влиянием парсизма склоняются более к дуализму (Lehrbuch Kirchengeschichte. 1844.Bd.I. Abt.I.S. 184,185–192). – Неандер обращает главное внимание на учение гностиков о Демиурге. Но так как последний, согласно их взглядам, действовал в Ветхом Завете, то и гностические направления, в сущности, различаются между собой сообразно их отношению к иудейству: одни примыкают и сочувствуют ему, другие враждебны (Kirchengeschichte. Bd. II. S. 75–77). – Баур, в общем, присоединяясь к Неандеру, вводит, однако, новый пункт сравнения гностических систем – их отношение к язычеству; почему и делит все их на три группы: a) форма гнозиса, ставящая христианство и иудейство близко к язычеству; b) форма, разделяющая христианство от иудейства и язычества и с) форма, соединяющая христианство и иудейство и противопоставляющая их язычеству (Die christliche Gnosis. S. 108–121 и др.). Все эти классификации имеют свои недостатки (изложение и критику их см. подробнее у Липсия в Encyclopädie v. Ersch. Sect. I. Theil. XI. S. 284– 286; а также у В. В. Болотова. Лекции. Вып. II. С. 185–187 и М. Э. Поснова//Труды Киевской Дух. академии. 1913. Сентябрь. С. 83–89. Шафф поэтому предлагает новую систему, соединяющую и дополняющую прежние. Он думает, что гностические системы можно делить: а) с этнографической точки зрения, Ь) религиозно-догматической и с) с этической (Geschichte der alten Kirche. S. 210–211). – Липсий, наоборот, констатируя, что все существующие классификации не выдерживают критики, считает лучшим вместо классов представить ход исторического развития гнозиса (Encyclopädie v. Ersch. S. 284–286; ср. вообще S. 284–305). А Гарнак признает даже бесполезность классификации (Dogmengeschichte. Bd. I. S. 262,267–268). Менее недостатков имеет деление Гизелера. Кроме того, как мы видели, оно нашло себе признание у Шаффа и отчасти даже во взглядах Липсия. Поэтому, за неимением лучшей, отвергая, правда, теоретически, практически ее придерживается в настоящее время большинство исследователей, особенно русских. См., например: Болотов В. В. Лекции. Вып. II. С. 197, 209, 224, 226 (хотя тут же он констатирует трудность проведения такой классификации на деле – С. 225–226); Мелиоранский Б. М. Лекции. Т. I. С. 101–103; Поснов М. Э. //Труды Киевской Дух. академии. 1913. Сентябрь. С. 89–91 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

108 ...в судебных речах больше всего нравится краткость. – Краткой считалась речь, занявшая около получаса. 109 Лисий – афинский оратор V в. до н. э. вел, по выражению Цицерона, «дела мелкие» (causulae de opt. gen. 3, 9), которые не требовали ни широты изложения, ни патетических взлетов. Речи его сохранились. – Катон Старший – крупный политический деятель II в. до н.э.; от его речей сохранились отрывки, также как и от речей Гая Гракха (153–121 до н. э.). Цицерон высоко ценил его красноречие (de harusp. respons. 41; Brut. 125–126). Увлечение старыми ораторами началось уже в I в. н. э., но особенно характерно для II в. 110 Демосфен, Эсхин и Гиперид – знаменитые афинские ораторы IV в. до н. э. – Азиний Полион – современник Августа. Целий – молодой друг Марка Туллия Цицерона, оратор большой силы, судя по сохранившимся отрывкам его речей. 111 Л. Мурена был обвинен в том, что домогался консульства способами противозаконными (подкуп голосов, даровые угощения бедному народу и пр.). Ответов обвинителям, Постуму и Сульпицию Младшему, Цицерон в изданной речи не поместил, но в рукописях стоит: «об обвинениях Постума», «об обвинениях Сервия (Сульпиция) юноши». Мурена был оправдан.– Речь за Варена утеряна. 112 Дело Клуенция – страшная и не до конца ясная семейная драма, разыгравшаяся в маленьком италийском городке Ларине. Цицерон защищал Клуенция, которого родная мать обвиняла в том, что он отравил своего отчима. Цицерон, по его собственному свидетельству, вел все дело «по старинному обычаю» один (за Кл. 199; в «Бруте» 207) он отрицательно отзывается о новой практике: делить защиту между несколькими адвокатами, поручая каждому что-то одно из всего дела. 113 Корнелия Суллу, родственника диктатора, Цицерон защищал от обвинения в причастности к заговору Катилины. 114 Написанная речь есть образец... для произносимой.– По словам Квинтилиана, «многие образованные люди думают, что говорить надо иначе, чем писать»: речь, обращенная к слушателям, должна волновать и вести за собой «души невежественной толпы» (animos imperito rum); речь написанная, предназначенная для чтения, должна быть тщательно отделана, составлена «по закону и правилу» (ad legem ас regulam), ибо она будет в руках людей образованных и судить о ней будут мастера... по-моему, хорошо говорить и хорошо писать одно и то же, и написанная речь только увековечивает сказанную в суде» (inst. 10, 49–51). Плиний разделял мнение своего учителя: написанная речь должна быть «образцом» – «архетипом» – для той, которая будет произнесена.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Это будет гораздо лучше, чем говорить самому. 106. Когда придешь к кому, да будет страх Божий в сердце твоем, и уста свои храни, чтоб в мире возвратиться в келлию свою. 107. Муж мудрый хорошо знает, как себя держать, потому не спешит говорить, но взвешивает, где надо говорить и где слушать; напротив, муж ненаказанный не хранит этого, в тайне держимого, управления и обуздания языка. 108. Когда сидишь среди братий, не слишком много говори; и если будешь о чем спрашивать их, скажи то кратко со смирением. 109. Слова твои да будут с сладостию и в назидание. Помни, что от слов и слава и унижение. 110. Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростию и разумом, равно как и молчание твое. Подражай премудрым отцам нашим, которых слова всегда были полны мудрости и разума, равно как и молчание их. 111. Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждые разума, суть колючие остны и иглы. 112. Бегай лжи; иначе она отгонит от тебя страх Божий. 113. Уста твои должны говорить всегда одну истину. 114. Предметом бесед твоих да будут благодеяния Всевышнего Бога; этим ты сделаешь себя достойным получить от Него еще большие блага. 115. Не спрашивай о делах злых; но дальше от них держи внимание свое. 116. Не заводи пустых речей, и тем, которые заводят их, не подставляй уха, чтоб не почерпнула им зла душа твоя. 117. Ненавидь праздную речь о всем, что есть от мира сего. 118. Как можно воздерживайся от шуток и забавных речей. 119. Не кричи и не говори громко и скоро; ибо написано: кто умножает слова, тот не безопасен от греха (ср. Еккл. 10, 14). 120. Не будь упрям и не настаивай на своем слове, чтоб не вошло в тебя зло (злость, серчание). 121. Не божись совсем, – ни в несомненном, ни тем паче в сомнительном деле. п) На случай отлучек 122. Если необходимость заставит идти в город, – не ходи один. 123. Когда идешь за водою, или путешествие совершаешь, читай (псалмы на память) и размышляй. 124. Когда совершаешь путешествие с братиями, отдаляйся от них немного, чтоб сохранить молчание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

104 См. Симбирской Казенной палаты по 23 описи копии с крепостей и грамот Московского Вознесенского монастыря; находятся и в мирской коробке или в архиве села Рачейки, Сызранского уезда, бывшей вотчины сего же монастыря. 106 Симб. Казенной палаты по 7 описи дело 1710 г. л. 36 и след., по 7 описи дело 1721 г. л. 5 и след. переписные книги землям князя Менщикова 1710 т. в Моск. Вотчином архиве л. 362. 364, Симбирской Гражд. палаты перечневая книга крепостных записей за 1724 год л. 51, крепостная книга 1729 г. л. 262. 108 Выше Лепехин окружность первого городища определил в 400 сажен, а во втором показал длиннику 650, поперечнику 360 шагов. 112 См. в Московском Вотчинном архиве переписные и другие книги по Казани с городами, перепл. в книгу в 4 д. под на л. 1348. 115 Карамзина История Гос. Рос., изд. Ейнерлинга, т. VIII прим. 396, слич. Соловьева Историю России т. VI Москва 1856, стр. 121. 116 См. Березина Булгар на Волге стр. 88. 89 и в Записках Импер. Археологического Общества т. XIII статью Вельяминова-Зернова: Памятник с Арабско-татарскою надписью в Башкирии, стр. 277. 278. 117 Березин при этом замечает, что в одной из бывших у него рукописей он называется то Тербери-Чалли, то Терберди-Чалли, а в другой везде называется просто Чалли. 118 Особый класс народа или служивых людей под именем казаков был и у Татар. В Истории Гос. Рос. Карамз. т. VIII прим. 396 говорится: переимали многих Татар и побили их князей, мурз, да сотных князей, да лучших казаков. Казак на Татарском языке значит холостяк. 122 Татищев говорит: суть же и еще (Болгарские) города великие видимы, яко на устье Камы на луговой стороне Жукотин, сказывают великие развалины были, на нагорной стороне ниже Камы верст с пять был город Ашла (или Ошел); в Симбирском уезде близ села Ташла на горах сказывают не малое здание города Ташлы, о котором в летописи упоминается (Татищева История Российская, Москва 1769, кн. I ч. 2, стр. 351). Известия эти, несостоятельные с одной стороны, с другой замечательны. Когда Татищев при устье Камы указывает развалины города: то действительно здесь надобно полагать хотя не Жукотин, но другой какой-нибудь Болгарской город. Ашли или Ошел Татищев в другом месте (кн. 3, стр. 516, прим. 606) определеннее полагает ниже устья Камы на правой стороне верстах в семи, которого остатки видимы и имя в памяти хранится. Здесь ныне село Кирельское при устье Кирелки (см. карту городищ). Действительно, по сказанию летописи, город Ашла должен быть на Волге ниже устья Камы (Карамз. Истор. Гос. Росс. III, 107 и прим. 167). Нельзя принять и Симбирскую Ташлу за упоминаемый в летописи город. Но все эти три места, указываемые Татищевым, надобно принять к сведению, тщательнее исследовать по актам, преданию и остаткам или развалинам их – и тогда может быть получится хороший результат.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

88-89. Как только влаги этой испила каемка век. — То есть: " Как только я вгляделся в сияющую реку " . 96. Оба воинства небес. — См. прим. 44. 44. И ту, и эту рать — то есть ангелов и блаженные души. 106-108. Есть горний свет. — Смысл: " Эмпирей озарен невещественным светом, который позволяет творениям созерцать божество. Этот свет порождается лучом, который падает с высоты на вершину тверди первобежной (то есть девятого неба. Перводвигателя (см. прим. Р., I, 76-77) и сообщает ей жизнь (движение) и мощь (силу влиять на ниже лежащие небеса). Озаряя вершину Перводвигателя, он образует круг гораздо больший, чем окружность солнца " . 112-117. Смысл: " Вокруг светоносного круга, превышающего окружность солнца, расположены, образуя свыше тысячи рядов, ступени амфитеатра, подобного раскрытой розе, и на них восседает в белых одеждах (ст. 129) все, к высотам обретшее возврат, то есть все те души, которые достигли райского блаженства " . 121. Там близь и даль давать и брать не властны — Смысл: " В Эмпирее близь не увеличивает отчетливости видимых предметов, а даль не уменьшает ее " . 124. В желть вечной розы — то есть в ее желтую сердцевину. 126. Солнцу вечно вешнему — то есть богу. 132. И сколь немногих он отныне ждет. — Эти слова, которыми Данте хочет указать на испорченность человечества, вместе с тем отражают средневековую веру в близость конца мира. 137. Арригогерманский император Генрих VII Люксембургский (род. ок. 1275 г.). Избранный в 1308 г., после смерти Альбрехта Габсбургского (см. прим. Ч., VI, 97), на императорский престол, он предпринял в 1310 г. поход в Италию, с которым Данте связывал свои политические надежды, видя в Генрихе объединителя Италии и восстановителя всемирной монархии. В 1312 г. Генрих короновался в Риме императорской короной. Последовавшая затем осада Флоренции кончилась неудачей. В 1313 г., готовясь к походу против Роберта Неаполитанского (1309-1343), Генрих умер. 142-148. В те дни увидят в божием суде... — В дни Генриха VII римским папой будет коварный Климент V (см. прим. А., XIX, 79-84), который по отношению к императору поведет себя двулично, так что его явный путь будет непохож на сокровенный (Р., XVII, 82-83 и прим.). Но он переживет Генриха всего на восемь месяцев и канет вниз головой туда, где казнится Симон-волхв, в одну из круглых скважин третьего рва Злых Щелей (А., XIX, 79-84), оттеснив вглубь Аланца, то есть Бонифация VIII (см. прим. А., XIX, 52), уроженца Аланьи (Ананьи).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

64), а затем очень развязно трунит над «стариком Гумбольдтом» – «этой ходячей энциклопедией» по поводу его действительно странного представления о земном шаре, как о каком-то чудовищном «паровом котле с очень тонкими стенками». Но вовсе не надо быть человеком «понимающим кое-что в паровых котлах», к авторитету которого взывает Больше (стр. 66), для того, чтобы понять, что не только жидкий, но даже газообразный шар, с внутренним, центральным притяжением его вещества будет сохранять свою форму даже без всякой оболочки. В противном случае все остроумные исследования Риттера и Эмдена о «газовых шарах» оказались-бы прямой бессмыслицей. 2035 Еп. Сильвестр. «Опыт правосл. догм. богословия», т. III, 1898, стр. 108. Та же самая идея развивается, между прочим, при весьма обстоятельном её фактическом обосновании, в трехтомном труде Бретта (Brettes): «L’Homme et l’Univers», 1906–1909, содержащем и вообще очень много ценного материала для естественно-научной апологетики, но, к сожалению, страдающего некоторой произвольностью окончательных выводов. 2036 Для наглядного представления о миллиметре, можно указать, что он равняется, приблизительно высоты букв того шрифта, которым набрана эта статья. 2037 В микроскопической практике приходится прибегать к особым линейным мерам, именно или к т. н. микронам (μ= 1 / 1000 миллиметра), или к еще в тысячу раз меньшей мере – миллимикрону (μμ= 1 / 1000 μ= 1 / 1000000 миллиметра). Таким образом и получается, что 200 μμ= 200 / 1000000 = 1 / 50000 миллиметра. В дальнейшем я буду выражать все величины именно в миллимикронах (μμ). 2039 См. Снайдер, цит. соч., стр. 9. Впрочем, следует заметить, кстати, что проф. Бозе «объясняет» тоже самое, но уже довольствуясь волнами всего в 2–3 миллиметра, (см. там-же). 2040 Основатель учения о коллоидах, Грегэм, считал их «принадлежащими к особому миру материи» (Liebigs Annalen 1862, 121, 70). 2041 Снайдер, цит. соч., стр. 123. На этом, между прочим, основаны, смутные надежды разделения различных форм белка при помощи ультрафильтра Сигмонди.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010